к О
Парковая
зона
Николай Милькис
с легкой руки калужской области в 2006 году в россии стал входить в моду формат индустриальных парков. с тех пор стратегия администрации по привлечению инвестиций полностью доказала свою эффективность: регион привлек $5,3 млрд и обзавелся десятками высокотехнологичных производств. теперь главная задача в том, чтобы выжить в «парковой войне» с другими регионами — или превратить их в выгодных союзников.
Сравнения Калужской области с Сингапуром, прежде вызывавшие иронию, за семь лет перестали казаться преувеличением: иностранных и отечественных инвесторов действительно влечет сюда словно магнитом. Мощные автомобильный, фармацевтический и логистический кластеры, шесть индустриальных парков, особая экономическая зона «Людиново», 79 резидентов — парад достижений продолжать можно долго. Недавно вклад региона в развитие страны был официально признан экономическим сообществом России: в июне калужский автокластер стал лауреатом «Премии развития» Внешэкономбанка в номинации «Лучший инфраструктурный проект».
На Сингапур Калуга похожа прежде всего тем, что, как и азиатская земля обетованная для инвесторов, имела низкий старт: ни нефти, ни газа в регионе нет, и бюджетообразующим производствам не было вокруг чего расти. В конечном счете это сыграло области на руку. Губернатор Анатолий Артамонов не мог позволить себе ждать, пока улучшение инвестиционного климата произойдет само собой. Он создал команду единомышленников и принял непосредственное участие в привлечении инвесторов. В 2006 году, когда начала реализовываться программа строительства индустриальных парков, он лично ездил на переговоры с главами иностранных концернов, представлял им область, обещая персональную помощь каждому проекту.
В итоге мы смогли создать то, что сегодня называют «калужским экономическим чудом». Однако состоит оно в том, что чуда нет, а есть просто результат кропотливой командной работы. На первых порах привлечение производств
(а область прежде всего нуждалась в крупных якорных инвесторах) было чисто интуитивным процессом. Мы поставили себя на место инвесторов и задались вопросом: чего же не хватает той части бизнес-сообщества, которая планирует осваивать новые рынки и расти в условиях глобализации? В качестве «скелета» был взят индустриальный парк как квинтэссенция прозрачного и понятного формата, легко подстраивающегося под конкретные условия реализации проекта. В последующем этот «скелет» оброс тем, что мы называем инвестиционной философией. Это базовые принципы, по которым и сегодня ведется работа с инвесторами. Наша основная задача — донести до партнеров то, что для нас успех проекта не менее важен, чем для них.
Это заявление стоит воспринимать буквально: в случае возникновения серьезных проблем у инвесторов имиджевые потери региона трудно будет переоценить. Нам мало обеспечить быстрое строительство и запуск предприятия: мы добиваемся того, чтобы инвесторы создали успешный бизнес. Поэтому с каждым резидентом поддерживается непрерывная связь, обеспечивается содействие по любому вопросу. Важно понимать, что мы не лезем во внутренние дела инвесторов, а лишь создаем условия для их развития. Никакого давления с нашей стороны нет: они вольны выбирать партнеров, подрядчиков, условия работы, а мы совместно с Агентством регионального развития Калужской области делаем все для быстрого и эффективного решения насущных задач.
Сам формат индустриального парка — довольно гибкий инструмент общения с инвесторами: он обладает тонкими настройками, которые помогают предложить предприятиям
именно то, чего те хотят. Индустриальные парки формируют рабочую площадку, где есть правильное зонирование территорий. Ведь запросы у всех разные: одному предприятию требуется много электричества, другому — непрерывное водообеспечение, третьему — тысячи рабочих рук. Кроме стандартизированных участков под размещение производств, в парках выстраивается полная инфраструктура для комфортной жизни и работы: пожарная безопасность, скорая медицинская помощь, гостиничный комплекс, предоставляется жилье в непосредственной близости. Для инвестора возможность увидеть площадку, полностью готовую к его приходу, — мощный мотиватор. Он понимает, что может рассчитать сроки проектирования и строительства предприятия, а главное, выдержать эти сроки.
Сумма затрат, которые понесла Калужская область для привлечения инвесторов, составляет на сегодня около 12 млн рублей. Это вложения областного бюджета и заемные средства КРКО, полученные от ВЭБа. Расходы бюджет компенсирует доходами от продажи или сдачи в аренду земельных участков. Но главное — налоговые поступления, которые при регистрации предприятия в Калужской области в массе своей сосредоточиваются в региональном бюджете. С 2006 года, когда строительство индустриальных парков и размещение инвесторов перешло в активную фазу, налоговые поступления в различные уровни бюджета в целом составили 40 млрд рублей. Это сопоставимо с текущим размером бюджета Калужской области (на 2013 год он составил почти 35 млрд).
Инвесторам даются налоговые послабления — в частности налоговые каникулы, которые в зависимости от объема капитальных вложений составляют от одного года до четырех лет. Все льготы прозрачны и доступны на информационных ресурсах правительства области. Понятно, что судить по цифре в 40 млрд рублей о будущих налоговых поступлениях нельзя: сейчас это «средняя температура по больнице». Пока только несколько инвесторов вышли на полную мощность, а большинство предприятий либо начали реализацию первого этапа, либо ведут строительные работы.
Стратегически важный для нас проект связан с автомобилестроением. Калужская область традиционно имела машиностроительную ориентацию и, что важно, расположена близко к рынкам сбыта. После прихода в технопарк «Грабцево» немецкого концерна Volkswagen, а затем и Volvo, Peugeot Citroën и Mitsubishi Motors, вокруг якорных инвесторов начала формироваться среда, способствующая появлению по соседству дополняющих производств, ориентированных, например, на выпуск комплектующих. Для размещения поставщиков и производителей деталей для автомобильного кластера был создан проект «А-парк», реализованный по схеме
ЬшКЧо^ик1, когда производственный комплекс проектируется совместно с инвестором и после завершения строительства сдается ему в аренду. Это распространенная модель государственно-частного партнерства: строительство оплачивает инвестор, а затраты на инфраструктуру ложатся на плечи государства.
Помимо общей инфраструктуры, необходимо было создать условия для обучения и переподготовки специалистов. В 2007 году правительство Калужской области за бюджетные средства построи-
индустриальный парк — это квинтэссенция прозрачного и понятного формата. Для инвестора возможность увидеть площадку, полностью готовую к его приходу, — мощный мотиватор
ло учебный центр, который поначалу готовил специалистов только для российского завода Volkswagen. В центре было размещено самое современное оборудование, которое не всегда можно встретить даже на заводах якорных инвесторов. На сегодня здесь получили рабочие специальности свыше 8 тыс. человек. Это специалисты, которые затем трудоустроились на заводы зарубежных инвесторов; часть приехала из других регионов, чтобы затем отправиться на работу в Санкт-Петербург, Тольятти и другие центры автомобильных производств.
Даже несмотря на льготные условия размещения в индустриальных парках, отечественному автопрому тяжело конкурировать с зарубежными производителями из-за предельно высоких стандартов последних. Тем не менее есть несколько показательных примеров успешного сотрудничества. Немецкий производитель автокомпонентов Continental купил «Автоэлектронику», в советское время лидера по выпуску электронных компонентов, и инвестировал в создание производства на предприятии электронных систем управления двигателей. Совместное предприятие испанской компании CIE Automotive и самарского «Автокома» разместилось на территории Калужского завода автомобильного электрооборудова- | ния, где сегодня занимаются механической | обработкой и литьем пластмасс. Еще один g игрок, сумевший закрепиться в нише об- § ^ служивания автопроизводств, — калужская Е § группа компаний «Эликор». Она выпускает < ° пластиковые элементы интерьера, детали
сидении, аксессуары, которые поставляются в том числе и зарубежным концернам, обосновавшимся в автокластере.
Сложности локализации зарубежных автосборочных производств и их взаимодеИствия с российскими компаниями лежат не в экономической, юридической или иной прикладной плоскости. Россия для многих по-прежнему «загадочная холодная страна». На лицах тех, кто сюда приезжает впервые, — неподдельное удивление от современных городов и отсутствия медведей на улицах. Предвзятое отношение волей-неволей пришлось преодолеть тем транснациональным корпорациям, которые иначе, без открытия производств на территории страны, не могли бы реализовывать продукцию на российском рынке. А более мелкие и малоизвестные производства еще опасаются рисков работы с Россией. Я их понимаю: есть отдельные регионы, где бюрократия пока явно побеждает все попытки создать привлекательный инвестиционный климат.
«Автомобильный» опыт мы используем в работе над фармацевтическим и логистическим кластерами. Однако не существует какой-то универсальной схемы создания кластеров, которую можно было бы скопировать и применить в иной отрасли промышленности или другого региона. Всегда прихо-
Об авторе
Николай Милькис
генеральный директор ОАО «Корпорация развития Калужской области» (КРКО)
дится отыскивать уникальный путь. Впрочем, одно общее правило, которое стоит усвоить всем, кто решил заниматься привлечением инвестиций, все же существует: инвестор всегда прав. Кроме этого, для эффективной работы нужна жесткая интегральная мотивация всех заинтересованных лиц — начиная с руководителя региона и заканчивая последним исполнителем в цепочке работы с инвесторами. В конце прошлого года в Калужской области состоялась выездная сессия Государственного совета РФ: у нас побывали главы большинства регионов России. Задавали разные вопросы и порой невозможность быстрого решения проблем инвесторов объясняли существующими бюрократическими препонами: вот, мол, по закону мы обязаны представить какую-либо бумажку в 30-дневный срок, и этот срок тормозит весь процесс. На мой взгляд, при должной мотивации эти трудности вполне можно преодолеть.
Обостряющаяся конкуренция со стороны других регионов, встающих на инновационный и прогрессивный путь развития, нас только радует. Во-первых, это не дает нам «забронзоветь», хотя и приятно слышать комплименты на различных мероприятиях. Другие регионы идут тем же путем, но параллельным курсом. Мы заняли свою нишу и определили собственные приоритеты. Во-вторых, мы хотим, чтобы Калужскую область окружали такие же самодостаточные и активно развивающиеся регионы, как мы сами. Вот почему мы, в частности, активно развиваем сейчас юг региона, который граничит с Брянской областью. Наши инвесторы, в том числе поставщики комплектующих, хотят расширяться и выйти за пределы Калуги. Во взаимодействии с другими регионами рождается синергия, которая позволяет достичь еще больших успехов.