Научная статья на тему 'Разрешите войти!'

Разрешите войти! Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
52
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Бизнес-журнал
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Наталья Югринова

Иностранному инвестору, который ищет площадку для запуска производства в России, обычно есть из чего выбирать. Однако Калужская область в соревновании регионов за иностранные инвестиции создала для себя сильное конкурентное преимущество, первой в стране освоив формат индустриальных парков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Разрешите войти!»

РАЗРЕШИТЕ ВОЙТИ!

НАТАЛЬЯ ЮГРИНОВА

Привлекать крупные транснациональные корпорации Калуга училась у Франции и Швеции. Еще в конце 1990-х в регионе поняли, что только серьезные инвестиции в промышленность способны увеличить постоянный денежный поток и обеспечить устойчивое экономическое развитие. В качестве образца взяли французский Монпелье: за тридцать лет он сумел превратиться из захолустного южного городка в один из крупнейших европейских центров высоких технологий, а его население возросло почти в четыре раза. Секрет успеха — близкое взаимодействие власти с инвесторами и создание полной инфраструктуры для выращивания и развития технологичного бизнеса. Повторить этот опыт для российского региона было сложно вдвойне — ведь для начала требовалось убедить западного инвестора, что в России делать бизнес не страшно.

Функции «имиджмейкера» передали Агентству регионального развития Калужской области, созданному в 2000 году по образу и подобию аналогичной структуры во Франции. Агентство не только занялось продвижением региона, но и непосредственно участвовало в разработке пошаговой стратегии привлечения в область иностранного бизнеса. В основу инвестиционной концепции региона лег план по созданию индустриальных парков — площадок, полностью подготовленных под размещение производства. Идея продавать инвесторам не землю, а готовую инфраструктуру лежала на поверхности, но для России была абсолютным новшеством. Новым оказался и подход команды губернатора Анатолия Артамонова. Региональные чиновники самого высокого уровня лично встречались с потенциальными инвесторами и персонально курировали проекты, отвечая за то, чтобы не возникало административных, бюрократических и других преград.

ТЕРРА НОВА

На строительство первых индустриальных парков и развитие инфраструктуры ушло 7,7 млрд рублей. Существенную

Иностранному инвестору, который ищет площадку для запуска производства в России, обычно есть из чего выбирать. Однако Калужская область в соревновании регионов за иностранные инвестиции создала для себя сильное конкурентное преимущество, первой в стране освоив формат индустриальных парков.

часть финансирования (5,7 млрд) составили кредитные ресурсы Внешэкономбанка, для которого Калуга стала экспериментальной площадкой по «обкатке» нового продукта для регионов. Начинали, впрочем, изыскав собственные средства: областной бюджет выделил 1,8 млрд рублей, муниципальный — еще 0,2 млрд. В 2006 году работа по реализации стратегии закипела.

— Большинство парков было задумано как гринфилд-про-екты: к участку земли «в чистом поле» подводились инженерные коммуникации (электричество, вода, газ, канализация, очистные сооружения), прокладывались дороги, — рассказывает Юрий Иванов, генеральный директор Корпорации развития Калужской области (эта организация была создана в 2007 году, чтобы управлять техническими аспектами работы всех индустриальных парков, а также стать «единым окном» для инвестора по любым практическим вопросам). — Много сил уделялось планированию географического расположения парков. Площадки должны были удовлетворять целому ряду критериев: находиться на небольшом удалении от скопления трудовых ресурсов и центров коммуникации, иметь удобные пути подъезда и довольно большую площадь.

Рассчитывать на то, что инвестора можно «купить» на один лишь участок земли с подведенными инженерными сетями,

было бы наивно. Нарабатывая связи с зарубежными партнерами, калужские власти понимали, что действовать нужно более масштабно. В 2006 году делегация от области посетила шведский город Линчёпинг в рамках российско-шведского проекта «Гроу-Калуга». Технопарки и индустриальные парки вписаны в Швеции в плотную взаимосвязанную сеть многочисленных элементов инфраструктуры поддержки высокотехнологичных предприятий, включающую вузы и научные учреждения, центры помощи предпринимательству, венчурные фонды, бизнес-инкубаторы, финансовые и кредитные учреждения. Нечто подобное решено создать в Обнинске: по плану, город станет наукоградом, опорным пунктом по развитию малых и инновационных предприятий. Вместе с тем в Швеции чрезвычайно высоки стандарты в социальной сфере: очевидно было, что в Калужской области необходимо заодно разворачивать строительство жилья, благоустраивать рекреационные зоны, привлекать кадры на свою территорию.

Вскоре на горизонте замаячил первый по-настоящему серьезный инвестор — немецкий концерн Volkswagen. Компания

рассматривала предложения сразу от нескольких российских регионов, и конкуренция за лакомого инвестора развернулась нешуточная. На кону стоял почти миллиард долларов долгосрочных вложений со стороны концерна в строительство производственных площадок. Заполучить Volkswagen важно было еще и по идеологическим соображениям: видя, что в регион без опасений заходит столь мощный инвестор, за ним непременно потянутся компании помельче. Губернаторская команда действовала решительно. Компании предложили отличный участок под завод в непосредственной близости от Калужской кольцевой автодороги, на территории технопарка «Грабцево». Под боком было много дополнительных свободных площадей для последующего расширения завода. «Вишенкой на торте» стали строительство железнодорожного терминала и организация таможенного контроля прямо на территории завода. В 2007 году первый камень будущего завода был заложен. Расчет оказался верным: за немецким концерном в область пришли другие крупные автопроизводители. В индустриальном парке «Калуга-Юг» располо-

ä ЧАСТНЫЙ СЛУЧАЙ

Е К

Л СЕРГЕЙ СПЕТНИЦКИЙ

, ) ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР V! «И-ПАРК ЛЕММИНКЯЙНЕН»

С 2007 года финская компания «Лемминкяйнен» реализует на территории Калужской области проект частного индустриального парка. Это первый девелоперский проект компании в России, однако похожий опыт у нас есть в других странах. Выбирая регион для осуществления проекта, мы опирались на ряд технических, геодезических и юридических требований. Калуга подходила наилучшим образом. Российская «дочка» «Лемминкяйнен» со стопроцентным иностранным капиталом приобрела в собственность земельный участок, оформила права и перевела его в категорию земель промышленного использования. Затем мы начали инвестировать в инфраструктуру. На все ушло около трех лет; это средние сроки. Получив необходимую разрешительную документацию, стали подключаться к сетям и параллельно занимались другими инженерными коммуникациями — ливневыми стоками, оптоволоконными каналами и так далее. Главное отличие нашего парка от технопарков и браунфилд-проектов (таких, которые используют старые объекты промышленного назначения. — Прим. ред.) состоит в том, что мы не сдаем в аренду готовые помещения, а предлагаем инвестору приобрести земельный участок и подключиться к инженерным сетям. В дальнейшем мы обслуживаем эту инфраструктуру и предлагаем дополнительные сервисы — например, клининг. Либо выступаем как генподрядчик и ведем застройку на участке.

Администрация области активно участвовала в проекте. Мы подписали инвестиционное трехстороннее соглашение c областным правительством и муниципальными властями, где четко прописаны обязательства всех сторон — в частности в отношении сроков подключения к сетевой инфраструктуре. Все обязательства были точно выполнены; мелкие проволочки с энергоснабжа-ющими организациями удалось сравнительно быстро решить. Сейчас на территории парка есть действующий резидент — финская компания Rani Plast, открывшая осенью 2012 года завод по производству полиэтиленовой пленки. Предприятие бесперебойно работает 24 часа в сутки: это мы считаем лучшим доказательством того, что никаких проблем с инфраструктурной точки зрения у него нет. В прошлом году мы подписали протокол о расширенном сотрудничестве по «И-Парку»: право привлечения инвесторов на его территорию получила Корпорация развития Калужской области. Проще говоря, она помогает нам «продавать» территории, оформлять коммерческие предложения, общаться с инвесторами.

Частный парк хорош тем, что он может в очень короткие сроки обеспечить начало реализации проекта — примерно за полгода. Как собственники земельного участка и как владельцы объектов сетевого хозяйства мы сами выписываем технические условия, минуя долгий процесс получения такого рода разрешений. К тому же бизнес всегда прозрачен по отношению к другому бизнесу; мы мыслим одинаково. Есть мнение, что иностранцы «заточены» только под привлечение таких же иностранцев, но это не так. Доля российских компаний, занимающихся поиском земельных участков под локализацию производства, растет и сегодня превышает долю иностранных. Если раньше отечественные компании гнались в первую очередь за дешевизной, то сейчас они смотрят на сроки и надежность партнера. Но, вообще говоря, никаких предпочтений в плане «национальности» инвестора у нас нет.

жилась компания Volvo Trucks, в «Росве» — международный альянс PSA Peugeot-Cit^n-Mitsubishi. За ними в автокластер потянулись поставщики компонентов и комплектующих, а также обслуживающие предприятия. Формирование кластера не прекращается до сих пор: в ноябре 2014 года Volvo открыла завод по производству кабин для грузового транспорта, в дальнейших планах — строительство завода по производству двигателей.

Еще одной важной вехой стало подписание в 2007 году инвестиционного договора с южнокорейской компанией Samsung Electronics: он предусматривал строительство завода по производству бытовой техники на территории индустриального парка «Ворсино» в Боровском районе. Общий объем инвестиций составил $200 млн. Местные власти прекрасно понимали, что для столь внушительного бизнеса главное — безупречное выполнение всех контрактных договоренностей в короткие сроки. Уже в 2008 году завод был открыт, а еще через год к производственным площадям добавился самый большой в России логистический центр площадью 53 тыс. кв. метров.

ТОЧНО В СРОК

После успешного старта индустриальные парки в Калужском регионе росли как грибы после дождя: сегодня их уже десять, включая особую экономическую зону «Людиново». Каждый из этих объектов — подготовленный земельный участок со всеми коммуникациями, инженерной и транспортной инфраструктурой. На территории парков реализуют свои проекты 89 компаний со всего мира. Все они пользуются значительными налоговыми преференциями, продолжительность действия которых зависит от объема капитальных вложений в первые три года реализации инвестпроекта. Так, инвестор, вложивший более $3,2 млн, на протяжении года освобождается от налога на имущество и пользуется ставкой налога на прибыль в 15,5%. Инвестиции свыше $32,2 млн продлевают срок налоговых льгот до трех лет.

Каждый инвестор получил возможность четко планировать свои вложения и сроки реализации проекта — чего, например, в столице добиться пока намного сложнее. И самое важное: механизмы инвестиционного процесса прозрачны, просты и понятны на всех этапах — в долгосрочном периоде для инвестора этот фактор гораздо значимее любых льгот. По словам Юрия Иванова, Корпорация развития Калужской области доказала, что может выступать гарантом четкого выполнения сроков и технических условий инвестпроектов любого объема.

— Скорость реализации проекта шинного завода Continental на территории Калужской области можно назвать рекордной, — подтверждает генеральный директор компании «Континентал Калуга» Георгий Ротов. — Решение о строительстве завода принято в июне 2011 года. Уже 17 июля в Ганновере был подписан меморандум о сотрудничестве. Первый бетонный фундамент залит уже в январе 2012-го; в течение этого же года мы подвели под крышу основные здания и в январе следующего начали монтаж оборудования. В июле 2013 года состоялось первое пробное тестирование линии с использованием компонентов, полностью произведенных на заводе в Калуге, а в сентябре мы уже запустили серийное производство. Всего в течение пяти месяцев с момента решения построить завод в Калуге местным властям удалось подготовить площадку для строительства, построить новую

дорогу и обеспечить все необходимые коммуникации. На протяжении всего периода управленческая команда региона помогала нам оперативно решать совершенно разные вопросы — от подготовки инфраструктуры до подбора персонала.

Несмотря на то что для Калуги первостепенным вектором до сих пор является привлечение крупных инвесторов, Корпорация развития обзавелась также продуктом для малого и среднего бизнеса. Это схема built-to-suit — строительство зданий под запросы заказчика с правом последующего выкупа. «Такой вариант хорош для компаний, которые не имеют больших свободных средств на строительство или пока по каким-либо причинам не желают заключать долгосрочные контракты», — объясняет Юрий Иванов.

Что дальше? Калужские власти продолжают развивать удачный формат. Большинство индустриальных парков сегодня располагается в северной части области. В стратегии развития региона до 2020 года предусмотрено смещение фокуса на юг, в промышленно развитые районы с хорошей транспортной доступностью. Размещение особой экономической зоны в Людиновском районе — первый шаг в этом направлении. Другая важная задача — совершенствование транспортно-логистического кластера. В индустриальных парках «Ворсино», «Росва», в Людинове запланировано создание многофункциональных логистических центров. Они позволят принимать большие объемы международных грузов, производить перевалку грузов с железнодорожного на автомобильный транспорт, отслеживать грузы в режиме реального времени от момента погрузки до принятия их адресатом. Для компаний, зависящих от международных комплектующих (той же Samsung), это серьезный плюс.

Калуге удалось с честью выйти и из кадровой головоломки — вечного больного вопроса для любого региона, пытающегося создать благоприятный инвестиционный климат. В регионе открылось два крупных специализированных обучающих центра для нужд автомобильного и фармацевтического кластеров. Центр по подготовке кадров для автопрома уже обучил более 8 тыс. специалистов, причем не только для Калужского региона: здесь повышают знания сотрудники автомобилестроительных компаний Санкт-Петербурга, Набережных Челнов, Самары. Поэтому новоприбывшим инвесторам чаще всего удается относительно безболезненно набрать персонал. По словам Жоржа Шишманова, генерального секретаря косметического гиганта L'Oreal, на заводе компании в индустриальном парке «Ворсино» значится только три иностранных сотрудника. 90% работников — местное население, жители Обнинска и окрестностей.

«Перед запуском инвестпроекта мы ездили по разным регионам, чтобы понять, есть ли там квалифицированные кадры, университеты, техникумы, — рассказывает Георгий Ротов («Континентал Калуга»). — В некоторых местах нам сообщали, что выпускники и специалисты уезжают в Москву или в Калугу, потому что там находятся новые, современные предприятия, где молодым специалистам интересно работать. Люди не боятся ехать в Калугу: в регионе много предприятий, и если не получится найти работу в одном месте, то можно попытаться в другом». И эти два потока в регион — инвестиций и трудовых ресурсов — прямое доказательство эффективной и взвешенной работы правительства региона над реализацией крупных инвестиционных проектов щв за последние 6-7 лет. НИ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.