Научная статья на тему 'Система привлечения инвестиций в экономику Калужской области'

Система привлечения инвестиций в экономику Калужской области Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
389
132
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ИНВЕСТИЦИИ / INVESTMENTS / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / STATE SUPPORT / ИНСТИТУТЫ РАЗВИТИЯ / DEVELOPMENT INSTITUTES / НАЛОГОВЫЕ ЛЬГОТЫ / TAX BENEFITS / ИНДУСТРИАЛЬНЫЕ ПАРКИ / INDUSTRIAL PARKS / ОСОБАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЗОНА / SPECIAL ECONOMIC ZONE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Костин Иван Васильевич

В статье рассматриваются основные условия и факторы, позволившие органам власти региона сформировать эффективную систему привлечения иностранных инвестиций. Кроме того, в статье отмечаются и недостатки проводимой регионом инвестиционной политики и обосновывается необходимость их устранения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SYSTEM OF ATTRACTING INVESTMENTS IN THE KALUGA REGION ECONOMY

This article describes the main conditions and factors which allowed regional authorities to create an effective system of the attraction of foreign investments. Besides, the author notes the disadvantages of regional authorities' investment policy and proves the need of their removal.

Текст научной работы на тему «Система привлечения инвестиций в экономику Калужской области»

система привлечения инвестиции в экономику калужской области

УДК 336.027

Иван Васильевич Костин,

к.э.н., доц., Калужский филиал Финансового университета при Правительстве Российской Федерации Тел.: 8 (4842) 55-97-30 Эл. почта: iv_kostin@mail.ru

В статье рассматриваются основные условия и факторы, позволившие органам власти региона сформировать эффективную систему привлечения иностранных инвестиций. Кроме того, в статье отмечаются и недостатки проводимой регионом инвестиционной политики и обосновывается необходимость их устранения.

Ключевые слова: инвестиции, государственная поддержка, институты развития, налоговые льготы, индустриальные парки, особая экономическая зона.

Ivan V. Kostin,

PhD in Economics, Associate Professor, Kaluga Brunch of Financial University under the Government of the Russian Federation Tel.8-4842- 55-97-30 E-mail: iv_kostin@mail.ru

SYSTEM OF ATTRACTING INVESTMENTS IN THE KALUGA REGION ECONOMY

This article describes the main conditions and factors which allowed regional authorities to create an effective system of the attraction of foreign investments. Besides, the author notes the disadvantages of regional authorities' investment policy and proves the need of their removal. Keywords: investments, state support, development institutes, tax benefits, industrial parks, special economic zone.

1. Введение

В последнее время регионами страны ведется активный поиск эффективных инструментов привлечения инвестиций. При этом, каждый регион в силу своей специфики определяет приоритеты и формирует необходимый набор инструментов для решения этой задачи. Отсюда, объемы привлекаемых инвестиций, структура инструментов и системность их использования по регионам имеют разный уровень. В этой связи, вызывают интерес те регионы, которые смогли добиться высоких результатов в привлечении инвестиций. Одним из таких регионов является Калужская область.

2. Итоги привлечения инвестиций в экономику Калужской области за последние 5 лет

Калужской области в течение последних 5 лет, благодаря реализации масштабных инфраструктурных проектов, позволивших привлечь крупные иностранные инвестиции в промышленность, удалось заложить долгосрочную основу для развития региональной экономики.

За период с 2006 года по 2010 год иностранные инвестиции выросли с 3500 рублей до 33000 рублей в расчете на одного жителя (в 9,4 раза). Иностранными инвесторами за этот период вложено в экономику региона 129 млрд. рублей. В целом инвестиции в основной капитал с 2006 года выросли в 4,7 раза, с 18,3 млрд. рублей до 85,6 млрд. рублей в 2011 году.

За период с 2006 года по 2012 год область заключила 101 инвестиционное соглашение на общую сумму инвестиций в 285 млрд. рублей, в результате чего было открыто 46 новых предприятий с созданием на них более 16 тыс. рабочих мест (таблица 1).

С ростом промышленного производства существенно выросли доходы консолидированного бюджета области с 17,4 млрд. рублей в 2006 году до 43,1 млрд. рублей в 2011 году. Средняя заработная плата за этот период выросла с 8593 рублей до 19750 рублей. Налоговый эффект в 2011 году составил 1,4 рубля налоговых поступлений на 1 рубль затрат.

Создание комфортного делового климата и массированное привлечение крупных иностранных инвесторов позволило области по итогам социально-экономического развития в 2011 году занять следующие позиции: - 1 место в ЦФО и 2 место в РФ по объему отгруженной продукции обрабатывающих производств на душу населения;

Таблица 1

Основные показатели инвестиционной деятельности Калужской области*

Наименование показателя Ед. изм. Значения

Количество заключенных соглашений с инвесторами (за период: 2006 год - 2012 год) шт 101

в том числе: за 2012 год шт 24

Общий объем инвестиций (по заключенным соглашениям за период: 2006 год - 2012 год) млрд. рублей 284,7

в том числе: по соглашениям, заключенным за 2012 год млрд. рублей 35,7

Общее количество рабочих мест, предполагаемое к созданию (по заключенным соглашениям за период: 2006 год - 2012 год чел. 29712

в том числе: по соглашениям, заключенным за 2012 год чел. 3410

Осуществлено капитальных вложений (за период с 2006 по 2012 год (прогноз)) млрд. рублей 198,6

Количество созданных рабочих мест (по заключенным соглашениям за период с 2006 по 2012 год) чел. более 16000

Количество открытых предприятий (с 2006 по 2012 год) шт. 46

в том числе: за 2012 год шт. 4

*Данные министерства экономического развития Калужской области

- 1 место в ЦФО и 4 место в РФ по прямым иностранным инвестициям на душу населения;

- 3 место в ЦФО и 11 место в РФ по темпу роста реальных доходов населения;

- 4 место в ЦФО и 26 место в РФ по обороту розничной торговли на душу населения;

- 4 место в ЦФО и 9 место в РФ по строительству жилья на 1000 человек.

3. Система привлечения инвестиций

В достижении высоких показателей области удалось добиться за счет правильно расставленных приоритетов, формирования и использования эффективных инструментов реализации инвестиционной политики. Основными инструментами в привлечении инвестиций для Калужской области стали: развитая система государственной поддержки инвестиционной деятельности, эффективные институты развития, налоговые льготы и индустриальные парки.

Государственная поддержка субъектов инвестиционной деятельности в Калужской области предусматривает различные формы и условия, которые закреплены в следующих нормативных документах:

- Закон Калужской области от 16.12.1998 № 31-О3 «О государственной поддержке субъектов инвестиционной деятельности в Калужской области»

- Закон Калужской области от 29.12.2009 г. № 621-ОЗ «О понижении налоговой ставки налога на прибыль организаций, зачисляемого в областной бюджет, для инвесторов, осуществляющих инвестиционную деятельность на территории Калужской области»

- Закон Калужской области от 10.11.2003 № 263-О3 «О налоге на имущество организаций»

- Приказ министерства экономического развития Калужской области от 21.10.2011 №792-п «Об утверждении Положения о порядке предоставления социальных выплат сотрудникам организаций, непосредственно осуществляющим деятельность на территориях индустриальных парков и технопарков для возмещения части первоначального взноса по кредитам или займам на покупаемое или создаваемое

(строящееся) жилье, в том числе по ипотечным жилищным кредитам» в рамках долгосрочной целевой программы «Стимулирование развития жилищного строительства на территории Калужской области» на 2011-2015 годы»

- Стандарт деятельности органов исполнительной власти. Помимо нормативно-законодательной базы улучшению понимания для инвесторов служат, разработанные Правительством области «Инвестиционная стратегия Калужской области на период до 2020 года», «План создания объектов необходимой для инвесторов инфраструктуры» и др.

Активную роль в привлечении инвестиций играют специализированные организации по привлечению инвестиций и работе с инвесторами. Таковыми организациями являются Государственное автономное учреждение Калужской области «Агентство регионального развития Калужской области» и ОАО «Корпорация развития Калужской области».

Основные функции Государственного автономного учреждения Калужской области «Агентство регионального развития Калужской области» заключаются в привлечении инвестиций, маркетинге территории Калужской области, оказании консультационной помощи в ходе реализации инвестиционных проектов в регионе.

ОАО «Корпорация развития Калужской области» отвечает за создание новой и развитие имеющейся инфраструктуры индустриальных парков и технопарков, строительство и эксплуатацию инженерной инфраструктуры, доступность инфраструктуры для размещения производственных и иных объектов инвесторов (промышленных парков, технологических парков).

На территории Калужской области активно действуют 4 индустриальных парка:

- индустриальный парк «Грабцево»;

- индустриальный парк «Ворсино»;

- индустриальный парк «Росва»;

- индустриальный парк «Калуга-Юг». Создание и использование индустриальных парков на территории Калужской области основывается на принципах:

- предоставление инвестору налоговых льгот;

- подготовка качественной площадки;

- передача инвестору площадки с готовой инфраструктурой;

- содействие в оформлении прав собственности либо прав аренды на земельный участок;

- общая всесторонняя поддержка инвестора на протяжении всего времени реализации проекта. Постановлением Правительства РФ

от 28 декабря 2012 г. №1450 на территории муниципального района «Город Людиново и Людиновский район» Калужской области создана особая экономическая зона промышленно-производственного типа.

В области также создан и осуществляет деятельность Совет по улучшению инвестиционного климата.

Большое значение в области придается профессиональной подготовки и переподготовки по специальностям, соответствующим инвестиционной стратегии региона и потребностям инвесторов. Постановлением Правительства Калужской области от 15.12.2008 № 487 утверждена стратегия развития трудовых ресурсов Калужской области до 2020 года.

В рамках указанной стратегии в 2007 году открыт учебный центр подготовки и переподготовки специалистов для автомобильной промышленности.

С 2009 года в Калужском филиале Московского государственного технического университета им. Н.Э. Баумана введена новая специальность: «Автомобиле- и тракторостроение».

Для реализации задач по повышению компетентности сотрудников профильных органов государственной власти Калужской области и специализированных организаций по привлечению инвестиций и работе с инвесторами в области создано Государственное автономное учреждение Калужской области «Центр по обучению и развитию кадрового потенциала». Основными его функциями являются: содействие созданию и развитию эффективной системы дополнительного образования лиц, замещающих государственные должности Калужской области, государственных гражданских служащих Калужской области, лиц, замещающих муниципальные должности, и муниципальных служащих муниципальных образований Калужской области, организацию работы с управленческим и кадровым резервом.

Для оперативного оповещения и реагирования на запросы инвесторов в 2012 году введен в эксплуатацию портал Калужской области «Пра-

вительство on-line». Пользователи данного ресурса могут ознакомиться с последними новостями, задать вопросы и получить ответы на них.

В целях оперативного решения вопросов, возникающих у инвесторов, в области действует регламент сопровождения инвестиционных проектов по принципу «единого окна». Регламент утвержден приказом министерства экономического развития Калужской области от 24 октября 2012 года № 1121-п «Об утверждении регламента сопровождения инвестиционных проектов, реализуемых и (или) планируемых к реализации на территории Калужской области».

Таким образом, созданная в области институциональная основа с одной стороны создает благоприятные условия для инвесторов, с другой задает определенные параметры инвестиционным процессам в рамках утвержденных органами власти приоритетов.

Наряду с выстроенной инвестиционной институциональной системой основной моделью дальнейшего развития региона становится кластерный подход, определяющий переход от преимущественно промышленного развития и новой индустриализации к инновационному развитию, основанному на капитализации среды, доминирующего развития нематериальных факторов производства - знаний и интеллектуальных ресурсов.

Кластерный подход позволяет органам власти повысить управляемость региональным развитием и конкурентоспособность региона в привлечении инвестиций. Поэтому, вполне логичными являются решения органов власти региона положить в основу разработки «Стратегии социально-экономического развития Калужской области до 2030 года» именно кластерный подход. В данной стратегии к числу приоритетных относятся следующие кластеры:

- автостроительный кластер;

- кластер биотехнологий и фармацевтики, медицинских услуг;

- кластер жизнеобеспечения и развития среды;

- образовательный кластер;

- транспортно-логистический кластер;

- туристско-рекреационный кластер;

- агропищевой кластер.

В настоящее время наибольшее развитие получили кластеры - автостроительный, биотехнологий и

фармацевтики, транспортно-логисти-ческий кластер.

В привлечении инвестиций значимую роль сыграли не только горизонтальные, выстроенные в регионе связи между функционирующими в инвестиционной сфере организациями, но и вертикальные связи с такими федеральными институтами развития, как:

- Государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности» Внешэкономбанк;

- Международный банк реконструкции и развития;

- ОАО «РОСНАНО»;

- ОАО «Российская венчурная компания»;

- ОАО «Росинфокоминвест»;

- Государственная корпорация «Рос-технологии»;

- Инновационный центр «Сколково»;

- Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере;

- Российский фонд фундаментальных исследований;

- Фонды содействия развитию венчурных инвестиций в малые предприятия в научно-технической сфере;

- Федеральный фонд содействия развитию жилищного строительства;

- Инвестиционный фонд;

- Агентство ипотечного жилищного кредитования;

- Фонд содействия реформированию ЖКХ.

Взаимодействие с этими институтами региону позволило привлечь значительные инвестиционные ресурсы и расширить свои инвестиционные возможности. Так, на начальном этапе (2007 год) проекты индустриальных парков субсидировались из бюджетных средств. Но затем, помимо бюджетного субсидирования под государственные гарантии региону удалось привлечь

заемные средства. Основными партнерами Калужской области в создании индустриальных парков стали ВЭБ и ЕБРР.

В среднем на создание всей необходимой инфраструктуры «под ключ» в каждом из промышленных парков в Калужской области пришлось около 580 млн. руб. На это пошла выделенная ВЭБом кредитная линия общим размером в 2,4 млрд руб. (таблица 2).

Следует также отметить, что помимо создания технопарков в регионе немало делается для сокращения стоимостных и временных затрат в сфере обращения, оптимизации логистики движения товаров и материальных запасов. В этом плане для поставщиков автокомпонентов предоставляется долгосрочная аренда комплексов, построенных по технологии «build-to-suit», позволяющей поставщику обеспечивать своевременные и качественные поставки необходимых автокомпонентов иностранному производителю. Реализация данной технологии позволила создать производственно-складской комплекс на территории индустриального парка «Грабцево» для размещения поставщиков компании «Volkswagen». В данном проекте приняли участие Корпорация развития Калужской области, ЕБРР и компания-резидент. Аналогичная работа проводится и в других технопарках.

Помимо наращивания объемов инвестиций, положительной оценки заслуживает тот факт, что только по технопарку «Грабцево» на каждый вложенный рубль государственных инвестиций приходится более 7 рублей частных вложений.

В настоящее время общая сумма налоговых платежей инвесторов-резидентов Автокластера уже превышает сумму затрат областного бюджета на выделение субсидий в целях исполне-

Таблица 2

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Распределение целевого кредита Внешэкономбанка на обустройство индустриальных парков в Калужской области

Расходы Структура расходов, %

Инженерная подготовка площадок 66,24

Строительство сетей водо и газоснабжения 14,34

Строительство сетей водоотведения 12,72

Выкуп земельных участков 1,87

Общехозяйственные расходы 0,1

Проектирование дорог 0,82

Прочие расходы 3,91

Всего 100

Источник: ОАО «Корпорация развития Калужской области»

ния обязательств Корпорации перед Внешэкономбанком. По состоянию на март 2012 г. Корпорации выделено субсидий на общую сумму 1,7 млрд. руб., в то время как общая сумма налоговых поступлений от резидентов индустриальных парков с начала реализации проекта составляет 3,3 млрд. руб.

4. Ограничивающие факторы привлечения инвестиций

В целом, признавая впечатляющие успехи региона в привлечении иностранных инвестиций в развитие автомобильного производства, производства лекарственных препаратов, формирование транспортно-логисти-ческих комплексов, обращает на себя внимание низкий уровень инвестирования в традиционную промышленность региона. Отсутствие специальных областных программ поддержки внутренних инвестиций, неясность долгосрочных перспектив развития соответствующих товарных рынков обуславливают низкий уровень мотивации к инвестированию у руководства действующих предприятий.

В области остро стоит вопрос нехватки электроэнергии, отсутствие собственных электрогенерирующих мощностей и высокий износ энерго-проводящей сети (более 58% - 2011 г.) существенно сдерживают наращивание инвестиций в развитие производственного потенциала региона.

Следует также отметить низкий уровень привлечения инвестиций в непромышленные отрасли экономики региона, особенно в социальную сферу. Такое положение обуславливает дисбаланс развития отраслей и сфер региональной экономики. В этой связи, уже на сегодня ощущается острая нехватка квалифицированных кадров, особенно рабочих профессий, а с учетом поставленной задачи инновационного развития региональной экономики проблема подготовки кадров, закрепления их в регионе будет только усиливаться.

Кроме выше названных проблем в области сформировалась асимметрия развития муниципальных районов области - промышленно развитый север области и сельскохозяйственный юг. В то же время 70% привлеченных в область инвестиций и индустриальные парки сконцентрированы на развитом севере области. [2]

5. Заключение

Таким образом, можно заключить, что несмотря на достигнутые успехи в привлечении инвестиций, в дальнейшем их приток серьезно будет ограничиваться дефицитом трудовых и энергетических ресурсов, низкой мотивацией внутренних инвестиций. В этих условиях региону необходимо обратить серьёзное внимание на эти проблемы и разработать комплекс мер системного характера на их решение, в противном случае органам власти не удастся сохранить сложившуюся динамику экономического роста.

Литература

1. Министерство экономического развития. Инвестиции .Государственная поддержка инвестиционной деятельности. http://www.admoblkaluga. ru/sub/econom/invest/gospod/

2. Т.А. Бурцева, Дмитриев В.В. Статистический анализ региональной инвестиционной привлекательности (на примере Калужской области)// Вопросы статистики. 2011. №6. С. 70-71.

3. Зарипова Д.А. Информационная база оценки инвестиционной привлекательности крупных городов // Инновации и инвестиции. 2012. №1. С. 46-48

4. Манько Н.Н. Направления стимулирования проектов государственно-частного партнерства с целью повышения инвестиционной привлекательности региона // Инновации и инвестиции. 2012. №4. С. 62-65

5. Клочкова Е.Н., Леднева О.В. Анализ среднесрочных и долгосрочных прогнозов социально-экономического развития Российской Федерации, Ка-

лужской области и муниципального образования «Город Калуга» // Экономика, статистика и информатика. Вестник УМО. 2012. № 4. С. 126-131.

6. Клочкова Е.Н., Леднева О.В. Анализ социально демографической ситуации и построение прогнозных моделей основных индикаторов развития городского образования «Город Калуга» на среднесрочную перспективу // Экономика, статистика и информатика. Вестник УМО. 2011. № 3. С. 138-143.

7. Судник Д.Ю. Интеллектуальное управление рисками инвестиционных проектов // Открытое образование. 2011. № 2-2. С. 95-97.

References

1. Ministry for economic development. Investments. State support of investment activity. http://www.admobl-kaluga.ru/sub/econom/invest/gospod/

2. T.A. Burtseva, Dmitriev V.V The statistical analysis of regional investment prospects (the case of Kaluga region)// Statistics questions. 2011. No. 6. Page 70-71.

3. Zaripova D.A. Information base of the investment attractiveness of large cities // Innovatcii i investitcii. 2012. №1. S. 46-48

4. Manko N.N. Areas of stimulating public-private partnership to increase the investment attractiveness of the region // Innovatcii i investitcii. 2012. №4. S. 62-65

5. Klochkova E.N., Ledneva O.V The analysis of medium-and long-term forecasts of socio-economic development of the Russian Federation, the Kaluga region and the municipality «City of Kaluga» // Ekonomika, statistika i informatika. Vestneyk UMO. 2012. № 4. S. 126-131.

6. Klochkova E.N., Ledneva O.V. Analysis of the socio demographic and building predictive models of the main indicators of urban education «Kaluga City» in the medium term // Ekonomika, statistika i informatika. Vestneyk UMO. 2011. № 3. S. 138-143.

7. Sudnik D.Iu. Intelligent risk management of investment projects // Otkry-toe obrazovanie. 2011. № 2-2. S. 95-97.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.