УДК 339.9
ФОРМИРОВАНИЕ сИсТЕМы
инвестиционной безопасности региона при привлечении иностранных инвестиций
(на примере Калужской области)
Ю. В. ЗАЙЦЕВ,
аспирант кафедры менеджмента E-mail: nir@universitys. ru Институт управления, бизнеса и технологий, г. Калуга
Выявление и нейтрализация угроз и кризисных ситуаций на уровне региона могут существенно снизить степень риска возникновения глобальныхугроз национальной безопасности. Формирования системы инвестиционной безопасности региона обеспечивает активизацию привлечения иностранных инвестиций.
Ключевые слова: инвестиционная деятельность; привлечение иностранных инвестиций; обеспечение экономической безопасности.
Основные аспекты стратегии России в XXI в. были изложены в правительственной программе «Основные направления социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу», в докладе рабочей группы Государственного Совета при Президенте России «Концепция стратегического развития России до 2010 года».
Можно выделить ряд главных целей стратегии социально-экономического развития страны:
• обеспечение гражданам России необходимых условий для нормальной, цивилизованной жизни, свободного развития и самовыражения;
• укрепление единого экономического пространства, политической целостности безопасности страны;
• гармоничное развитие всех регионов на основе их оптимальной специализации в общероссийском и международном разделении труда,
использование ресурсного потенциала и других конкурентных преимуществ;
• обеспечение открытости российской экономики как существенного фактора движения в направлении постиндустриализации, а затем формирование общего европейского экономического пространства [3, с. 315]. Международное разделение труда делает национальные экономики взаимозависимыми друг от друга. В этих условиях экономическая независимость означает:
• возможность контроля государства за национальными ресурсами;
• достижение такого уровня эффективности производства и качества продукции, которые обеспечивают ее конкурентоспособность и позволяет на равных участвовать в мировой торговле, обмене научно-техническими достижениями;
• стабильность и устойчивость национальной экономики, предполагающие защиту собственности во всех ее формах, создание надежных условий и гарантий для предпринимательской активности;
• способность к саморазвитию и прогрессу, что особенно важно в современном динамично развивающемся мире;
• создание благоприятного климата для инвестиций и инноваций, постоянная модернизация
- 71
производства, повышение профессионального, образовательного и общекультурного
уровня работников.
В последние годы расширяется сфера деятельности российских бизнес-структур за рубежом, активно привлекаются инвестиции из европейских стран в Россию. Существенно расширяется диапазон деятельности и прямые связи между европейскими и российскими предприятиями. Целенаправленно ведется работа по улучшению имиджа России за рубежом в целях создания более благоприятных условий для развития взаимовыгодного сотрудничества. Развивается институциональная база для деятельности бизнеса, гармонизируются законодательство и стандарты, оптимизируется таможенный режим, упрощается визовый режим, проводится административная реформа. Предпринимательское сообщество все более оправдывает мнение академика РАН Н. Шмелева о том, что «только тогда, когда бизнес в России перестанет быть чем-то экзотическим для рядовых иностранных инвесторов, а для российского общества иностранная собственность окажется нормой, сложно будет говорить, что наша страна, наконец, созрела для того, чтобы стать частью единого европейского экономического пространства» [9, с. 120].
В то же время, по мнению ведущих экономистов России (Л. Абалкина, В. Лисина, А. Спартака, Н. Шмелева Е. Ясина и др.), происходит критическое нарастание изношенности основных фондов в народном хозяйстве страны. Необходимы обновление производства, структурная перестройка экономики, освоение новых наукоемких производств. Пока беспочвенно надеяться на занятие Россией значимых долей на мировых рынках высокотехнологичной продукции и интеллектуальных услуг. Без привлечения прямых иностранных инвестиций в основной капитал у России будущего нет [5]. По данным доклада «Глобальная конкурентоспособность», представленном на Всемирном экономическом форуме (ВЭФ) в 2010г. по применению новейших технологий в бизнесе Россия находится на 120-м месте, а по доступу к новейшим технологиям — на 122-м из 139 возможных [1, с. 3].
В Концепции социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года», утверж-
45 000 40 000 35 000 30 000 29 000 20 000 1Б ООО 10000 5 ООО О
денной распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р, ставятся цели вхождения России в пятерку мировых лидеров по уровню социально-экономического развития. Между тем анализ, проведенный исследователями Института прикладной математики им. М. В. Келдыша РАН, свидетельствует о том, что в 2014—2018 гг. развитые страны мира смогут освоить VI технологический уклад. По мнению ученых института (Г. Мали-нецкого, А. Малкова, Д. Чернавского), поскольку субъект инновационного развития страны не сложился, Россия может быть отброшена на обочину истории без каких-либо перспектив развития и шансов обрести субъектность в современном мире. Произойдет столкновение различных цивилизаций в экономическом, демографическом, информационном пространстве, пространстве смыслов и ценностей [4, с. 101].
Выявление и нейтрализация угроз и кризисных ситуаций на уровне региона может существенно снизить степень риска возникновения глобальных угроз национальной безопасности. Рассмотрим ситуацию на примере Калужской области, являющейся лидером новой индустриализации и отличающейся от других субъектов РФ новыми качественными показателями роста. Показательны данные, представленные на рис. 1.
В условиях рыночной экономики территориальные образования конкурируют между собой. Территории ведут борьбу за привлечение инвестиций, создание новых рабочих мест и в конечном итоге за повышение уровня жизни населения и перспективы инновационного развития. Добиться этого можно, улучшая общие условия производственной деятельности, развития бизнеса, делая территорию привлекательной для проживания и временного пребывания. При этом должна быть высокая инвестиционная активность предприятий, организаций и всех органов власти и управления.
--41 764]-
--|--37368}-
30496]
11 861^
"6 561
США
Москва
Германия -Франция
ЕС
Россия
Калужская область
Рис. 1. Валовой внутренний продукт (ВВП) по паритету покупательной способности (ППС) на душу населения, долл. США [8, с. 2]
Рис. 2. Формирование системы инвестиционной безопасности в Калужской области
Эффективность решения проблем международного партнерства и инвестиционного развития территории во многом определяется системой управления, позицией региональных и муниципальных органов власти.
Необходимо обеспечить экономическую безопасность деятельности по привлечению иностранных инвестиций. Требуется систематизация подходов к определениям всех уровней экономической безопасности. В связи с этим экономическая безопасность деятельности по привлечению иностранных инвестиций рассматривается как система социально-экономических отношений на всех ее уровнях с позиций противодействия внешним и внутренним критическим угрозам.
Экономическая безопасность на любом из ее уровней, и в частности на региональном уровне, должна рассматриваться как система отношений общества и государства, и, следовательно, основным подходом к изучению проблем экономической безопасности должен являться системный подход. Схема формирования системы инвестиционной безопасности региона представлена на рис. 2.
Региональная экономическая безопасность определяется как такое состояние социально-эко-
номических отношений региональной экономической системы, при котором она способна эффективно противостоять всем угрозам критического характера — как внешним, так и внутренним.
При привлечении иностранного капитала необходимо учитывать и остальные уровни экономической безопасности.
Предложенный подход позволяет четко определить место региональной экономической безопасности и выявить диалектическое единство процессов обеспечения безопасности на международном, национальном, региональном и личностном уровнях. Подобное единство процессов не позволяет рассматривать один уровень безопасности, не учитывая остальных. На региональную экономическую безопасность при привлечении иностранных инвестиций влияют как внешние факторы, связанные с международной и национальной экономической безопасностью, так и внутренние, связанные с экономической безопасностью отдельного предприятия или каждой отдельной личности [2, с. 210; 6].
Можно выделить следующие показатели, характеризующие способность экономики к устойчивому росту:
1. Динамика изменения валового внутреннего продукта (ВВП) на территории.
2. Инвестиционная безопасность. Способность экономики территории к росту и расширенному воспроизводству.
3. Производственная безопасность. Способность производственного потенциала адекватно реагировать на падение промышленного производства на территории.
4. Научно-техническая безопасность. Поддержание научно-технического потенциала территорий и сохранение ведущих отечественных научных школ.
5. Внешнеэкономическая безопасность. Зависимость экономики территорий от развития экспорта важнейших видов продукции и продовольствия.
6. Энергетическая безопасность. Способность удовлетворять потребность экономики в топливно-энергетических ресурсах.
- 73
7. Финансовая безопасность. Устойчивость финансовой системы территории.
Способность обеспечения приемлемого уровня существования на территории характеризуется следующими показателями:
1. Социальная безопасность.
2. Демографическая безопасность. Устойчивость к депопуляции на территории.
3. Исключение криминализации общества и сфер хозяйственной и финансовой деятельности на территории.
4. Продовольственная безопасность. Обеспечение душевого потребления сельскохозяйственной продукции на территории в соответствии с медицинскими нормами питания.
С учетом факторов инвестиционных рисков в ходе исследования автором выделены следующие важнейшие критерии и индикаторы безопасности (см. таблицу).
Значительно увеличить объем иностранных инвестиций в экономику Калужской области помогла продажа такого продукта, как индустриальные парки. Так, за последние два года объем привлеченных инвестиций составил 2,6 млрд долл. Сегодня область имеет портфель согласованных инвестиционных проектов в размере порядка 4,5 млрд долл. На территории области создано 6 индустриальных парков общей площадью около 2 300 га — более тысячи гектаров предоставлено инвесторам. Планируется, что до 2015 г. благодаря развитию индустриальных парков будет создано 22 тыс. новых рабочих мест. Планируемый объем прямых инвестиций до 2012 г. составит 200 млрд руб. По расчетам, на каждый рубль государственных вложений будет привлечено более 15 руб. частных инвестиций. Объем налоговых поступлений со стороны резидентов парков на период 2010—2016 гг. по прогнозам, составит 34 млрд руб. Затраты
Калужской области на развитие парков составят 10 млрд руб. Сегодня в регионе сформировалась целостная система поддержки инвестиционной деятельности. В систему вошли как сами индустриальные парки, так и механизмы административной поддержки, включающие индивидуальную работу с каждым инвестором, создание полноценной инфраструктуры для строительства промышленных предприятий, полную свободу при выборе подрядчика, предоставление налоговых льгот и др. Необходимое условие успеха проекта индустриальных парков — наличие единого оператора по обеспечению взаимодействия с инфраструктурными компаниями. Если таким оператором является государство, как показало исследование, это всегда будет иметь неоспоримые преимущества. Строительство промышленных предприятий проходит на максимально выгодных условиях и в максимально короткие сроки. Управление индустриальными парками осуществляет ОАО «Корпорация развития Калужской области». Она организует финансирование инфраструктурных проектов с привлечением кредитных средств под гарантии правительства области, а также осуществляет сопровождение инфраструктурных проектов и развитие инженерной и логистической инфраструктур парков.
Как уже упоминалось выше, на территории области созданы 6 индустриальных парков. Большинство из них имеют четко выраженный отраслевой профиль. Так, для 4 технопарков основными резидентами стали производители автомобилей и автокомпонентов. В технопарке «Грабцево», вблизи северо-восточной границы г. Калуги, концерн «Volkswagen AG» планирует выпускать до 150 тыс. автомобилей в год. Кроме того, здесь и в соседнем «А-парке» разместились предприятия по выпуску автокомпонентов. Общий объем инвестиций в эти автопредприятия планируется на уровне 990
Важнейшие критерии и индикаторы безопасности с учетом факторов инвестиционных рисков
Критерии Индикаторы
Динамика и качество перехода от инерционного пути развития к инновационному 1. Доля накопления валовых инвестиций в ВРП.
2. Соотношение темпов прироста инвестиций и темпов прироста ВРП.
3. Уровень обновления и модернизации основного капитала.
4. Доля притоков иностранных инвестиций в ВРП.
5. Доля оттоков иностранных инвестиций в ВРП
Стратегические приоритеты социально-экономического развития региона 1. Отраслевые приоритеты инвестирования наукоемкого производства.
2. Региональные приоритеты размещения и инвестирования объектов и развития социальной сферы.
3. Межрегиональные и межотраслевые приоритеты развития рыночных связей.
Приоритеты роста доходов (рентабельности) и эффективности производства 1. Окупаемость и рентабельность инвестиционных проектов с учетом дисконтирования.
2. Влад в приросты ВРП и в бюджетную эффективность.
3. Повышение конкурентоспособности и наукоемкости продукции.
млн евро. В индустриальном парке «Калуга-Юг», на южной границе г. Калуги в черте города, разместились производители грузовиков Volvo Truck, а также навесного оборудования — кузовов, цистерн — ЗАО «Бецема», навесного оборудования для обслуживания дорог — ООО «Меркатор Холдинг». Планируемый объем инвестиций составит 124 млн евро. В технопарке «Росва», юго-западнее г. Калуги, основным инвестором стал альянс автоконцернов Peugeot Скгоеп «Mitsubishi Motors Corporation». Кроме того, к концу 2010 г. вступит в строй завод американской корпорации General Electric по производству запчастей к электротурбинам. Общий объем инвестиций, по плану, составит 390 млн евро. Рядом с Калугой оформляется индустриальный парк «Детчино», где будут располагаться предприятия немецких компаний Grimme, Lemken, Wolf System, Big Dutchman и многопрофильный российско-германский агропромышленный холдинг «ЭкоНива». Grimme и Lemken построят заводы по выпуску сельскохозяйственной техники (машины для посадки, ухода, уборки, первичной переработки картофеля и закладки его на хранение; плуги, культиваторы, дисковые и ротационные бороны, агрегаты для предпосевной обработки почвы, механические и пневматические сеялки). Wolf System начнет изготавливать животноводческие помещения (коровники, свинарники, птичники, конюшни) и конструкции для панельных жилых домов. «ЭкоНива» (поставляет на российский рынок сельскохозяйственную технику и оборудование фирм John Deere, Kverneland, Vaderstad, Grimme, Lemken, JSB, BvL, Annaburger, Westfalia Surg) развернет сервисный центр по обслуживанию сельскохозяйственной техники, а Big Dutchman — центр логистики с прилежащим к нему административным зданием. Общий объем инвестиционных вложений составит 70 млн евро. В индустриальном парке Ворсино, на северо-востоке Калужской области, на границе Калужской и Московской областей, представлены предприятия различного профиля. Среди наиболее крупных инвесторов: Nestle PurinaPetCar (производство кормов для
домашних животных), Samsung Electronics (производство бытовой техники, сборка телевизионных панелей), KT&G (производство табачных изделий), L'Oreal (производство косметики). Всего в технопарке разместятся 17 резидентов, общий объем инвестиционных вложений составит 3 млрд евро. Удачный опыт по созданию индустриальных парков будет растиражирован и вокруг небольших городов на юге области: в ближайшем будущем планируется создать парки рядом с городами Киров, Людиново, Жуков [7, с. 210].
Список литературы
1. Глобальная конкурентоспособность: доклад на Всемирном экономическом форуме в 2010 г. // Экономика и жизнь. 2010. № 42. С. 3.
2. Доценко Д. В. Экономическая безопасность: методологические аспекты и составляющие // Аудит и финансовый анализ. 2009. № 4. С. 210.
3. Крутиков В. К, Легостов В. В. Малое предпринимательство и социально-экономический рост / Глава «Международное партнерство как фактор социально-экономического развития». М.: Изд-во «Ноосфера», 2009.
4. Малинецкий Г. Российская сборка // Калужский бизнес-журнал. 2010. № 9. С. 100—105.
5. Реструктуризация экономики России в условиях кризиса. Материалы конференции (Институт Европы РАН, 27 апреля 2009 г.) / под ред. А. А. Масленникова. Институт Европы РАН, Рус. Сувенир,
2009. (Доклады Института Европы. № 231).
6. Шевченко И. В., Александрова Е. Н. и др. Внешнеэкономические приоритеты развития российской экономики в направлении привлечения и использования прямых иностранных инвестиций // Финансы и кредит. 2009. № 10.
7. Шерейкин М. Инвестиционный форум «Индустриальные парки России». Москва, 2010.
8. Шерейкин М. Материалы Министерства экономического развития Калужской области. Калуга,
2010. С. 2—5.
9. Шмелев Н. Россия и Европа на пороге XXI века // Вопросы экономики. 2000. № 12.