ПРИОРИТЕТЫ РОССИИ
УДК 336.717
АКТИВИЗАЦИЯ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ: РЕЗУЛЬТАТЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ, УГРОЗЫ
В. К. КРУТИКОВ, доктор экономических наук, профессор кафедры финансов и кредита E-mail:[email protected]
Е. А. ШАХМЕТОВА, аспирант кафедры менеджмента E-mail: [email protected] Институт управления, бизнеса и технологий,
г. Калуга
В статье на материалах Калужской области рассмотрен поиск баланса интересов между инвесторами и субъектом Российской Федерации, который является предметом анализа и разработки практических рекомендаций по формированию инвестиционной политики в регионах. Отмечено, что целесообразно создавать равные условия для отечественных и иностранных производителей, тщательно оценивать реальный вклад финансовых и материальных ресурсов иностранцев в региональную экономику.
Ключевые слова: инвестиционный процесс, инвестиционная привлекательность региона, государственная политика поддержки инвесторов, Калужская область.
Выступая на заседании Комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики в г. Магнитогорске 30.03.2011, Президент Российской Федерации Д. А. Медведев высказал мысль о том, что необходимо кратно увеличить приток инвестиций, так как стране нужны технологии, нужны деньги в объемах, соразмерных огромному потенциалу России. Д. А. Медведев сформулировал десять проблемных вопросов, требующих незамедлительного решения. Одним из них является неэффективная деятельность органов власти на местах. Принято решение в каждом федеральном
округе с мая 2011 г. ввести специальный институт инвестиционного уполномоченного, в задачи которого войдет оказание содействия компаниям в реализации частных инвестиционных проектов, в частности при взаимодействии инвесторов с органами исполнительной власти. Задача уполномоченного будет состоять в том, чтобы максимально сократить сроки рассмотрения и реализации проектов. Одновременно будет даваться оценка, какие руководители регионов и органов местного самоуправления, а также федеральные ведомства работают эффективно, а какие — нет. После проведенной оценки, подчеркнул Д. А. Медведев на заседании комиссии, должны следовать организационные выводы [1, 8].
Решение проблем привлечения инвестиций и внедрения инновационных разработок зависит от усилий не только федеральных, но и региональных властей, а также субъектов хозяйствования каждого из российских регионов.
Пока что в России не сложились единые подходы к активизации инвестиционных процессов на региональном уровне. Поискам баланса интересов между инвесторами и субъектами Российской Федерации, анализу и разработке практических рекомендаций по формированию инвестиционной политики ре-
гионов посвящены исследования Л. А. Воронина, И. В. Шевченко, Е. О. Городецкой, Г. Д. Коровяковс-кого, Р. Кучукова, В. Р. Маркарян [2, 3, 4, 5, 6].
Несомненный интерес для проведения целенаправленной региональной инновационной и инвестиционной политики представляет изучение положительного опыта, накопленного в ряде регионов. Использование такого опыта для активизации инвестиционных процессов позволяет каждому субъекту РФ эффективно задействовать имеющийся потенциал. Сразу же возникает проблема умелого применения опыта для высокопрофессионального согласования инвестиционных стратегий разных хозяйствующих субъектов, организации разработки и реализации инвестиционных проектов так, чтобы рост одних помогал росту других и в целом оказывалось влияние на устойчивое комплексное социально-экономическое развитие регионов.
Опыт Калужской области в связи с существенным притоком в ее экономику иностранных инвестиций может послужить интересным материалом при изучении данной проблемы. За последние два года объем привлеченных инвестиций в регион составил 2,6 млрд долл. Сегодня область имеет портфель согласованных инвестиционных проектов в размере порядка 4,5 млрд долл. На территории данного субъекта создано 6 индустриальных парков общей площадью около 2 300 га. Полторы тыс. га уже предоставлены инвесторам. Планируется, что к 2015 г. благодаря развитию индустриальных парков будет создано 22 тыс. новых рабочих мест. Планируемый объем прямых инвестиций до 2012 г. составит 200 млрд руб. По расчетам, на 1 руб. государственных вложений будет привлечено более 15 руб. частных инвестиций. Объем налоговых поступлений со стороны резидентов парков в период 2010—2016 гг., по прогнозам, составит 34 млрд руб. Затраты Калужской области на развитие парков составят около 10 млрд руб. [7, 8, 9].
В настоящее время в регионе сформировалась целостная система поддержки инвестиционной деятельности. В систему вошли как сами индустриальные парки, так и механизмы административной поддержки, включающие индивидуальную работу с каждым инвестором, создание полноценной инфраструктуры для строительства промышленных предприятий, полную свободу при выборе подрядчика, предоставление налоговых льгот и т. д.
По объему прямых иностранных инвестиций область входит в тройку лидеров среди субъектов Центрального федерального округа, значительно опережая своих соседей. Например, в рамках тех-
нопарка «Грабцево» реализуется инвестиционный проект автомобильного концерна Volkswagen AG. В рамках реализации проекта индустриального парка «Росва» в 2010 г. начато производство автомобилей автозаводом PSA Peugeot Citroen. В рамках программы развития стройиндустрии будут реализованы крупные инвестиционные проекты по постройке цементного завода компании «Лафарж» (Франция) и завода по производству строительных материалов ООО «Этернит-Калуга» (Бельгия). Вскоре начнет работу ОАО «Калужский научно-производственный электрометаллургический завод» [7, 8, 9].
Законодательством области установлены формы, порядок и условия оказания государственной поддержки субъектам инвестиционной деятельности. В соответствии со ст. 2 закона Калужской области от 16.12.1998 № 31-О3 имущество, находящееся в областной собственности, субъектам инвестиционной деятельности предоставляется на льготных условиях [2]. Правительство области активно пользуется этой нормой (например площадь земельного участка, выделенного Volkswagen AG, составляет 800 га). Зачастую оно берет на себя обязательства по подготовке земельных участков под промышленную застройку и обеспечение этих земельных участков инженерными коммуникациями. Кроме того, помимо областной собственности иностранным инвесторам предоставляются значительные налоговые льготы, изменяются сроки уплаты налогов и сборов в форме инвестиционного налогового кредита, предоставляются средства областного бюджета и государственные гарантии со стороны области, организуется участие органов власти в разработке и реализации инвестиционных проектов. Правительство области строит оптимистичные планы. Так, только от реализации инвестиционного проекта автомобильного концерна Volkswagen AG на каждый рубль бюджетных инвестиций планируется получить от 6 до 10 руб. частных инвестиций [7].
Проводимая органами власти Калужской области с 2006 г. политика, направленная на привлечение в область инвесторов, оказывает положительное влияние не только на поступление доходов в бюджет области, но и на повышение уровня жизни населения на основе нового качества экономики с точки зрения занятости и производительности труда. За последние 5 лет налоговые и неналоговые доходы области увеличились в 2,6 раза, а с 2007 г. ежегодный темп роста собственных доходов опережает аналогичный показатель в целом по всем регионам России. В рамках инвестиционной деятельности создано более 12 тыс. новых рабочих мест [7, 8, 9].
На протяжении ряда последних лет в регионе сохраняется устойчивая динамика роста по всем важнейшим экономическим показателям. Отмечается увеличение промышленного производства, инвестиций, реальных доходов населения. Основой для этого служат промышленный и строительный комплекс, малый и средний бизнес, инфраструктура транспорта и телекоммуникаций, инновационная система.
В предшествующие годы руководством Калужской области была поставлена задача стать самодостаточным регионом, способным обеспечить свою финансовую самостоятельность и независимость. Так, удельный вес федеральной дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности региона за период с 2000 г. сократился с 23 до 9 %. Планировалось даже решить задачу войти в число регионов-доноров к 2010 г. Это стало бы возможным благодаря тому, что происходили качественные изменения в экономике, и прежде всего в промышленности. Благодаря активной инвестиционной политике, которая проводилась в регионе, промышленность имела один из самых высоких темпов роста объема производства в России. Каждый пятый заработанный рубль направлялся на газификацию, строительство дорог, мостов, оснащение инженерной инфраструктурой индустриальных парков и территорий массовой жилищной застройки, укрепление материальной базы учреждений здравоохранения, образования, культуры и спорта [7, 9].
Проведенное исследование свидетельствует о том, что эффективность инвестиционной деятельности в регионе достаточно высока. Однако с позиций экономической безопасности региона такие процессы таят в себе немало угроз. Остановимся на наиболее значительных, по мнению авторов,угрозах.
В сфере производственной безопасности они могут проявиться в следующем. Отечественные производители оказываются в заведомо худших условиях, так как несут налоговое бремя в полном объеме и не могут на равных конкурировать с иностранными производителями. Поведение власти в этих условиях носит противоречивый характер. Руководство Калужской области, с одной стороны, ставит цель модернизации региональной (отечественной) экономики. С другой стороны, предпочтение отдано привлечению и стимулированию иностранных инвесторов. А для традиционных предприятий многие параметры, заложенные в нормативно-правовой базе региона, недостижимы. Более того, с учетом рассмотрения на федеральном уровне в ближайшее время возможной отмены ускоренной амортизации
оборудования, приобретенного в лизинг, увеличения нормативов отчислений в резервы и единого социального налога для традиционных первичных и агрегированных звеньев промышленности (предприятий, хозяйственных ассоциаций, финансово-промышленных объединений региона) создаются неконкурентные условия.
Учитывая, что минувший год хоть и считается периодом посткризисного восстановления, похвалиться положительным инвестиционным балансом страна не может. Прямые иностранные инвестиции в российскую экономику снова сократились. Неважно обстоят дела и с отечественными инвестициями. Из России за границу в прошлом году инвестировано больше, чем накоплено. Общих тенденций, характерных для страны, нельзя не учитывать при формировании экономической политики регионов.
Отсюда вытекает закономерное предложение о необходимости заинтересовать иностранных инвесторов созданием альянсов с действующими калужскими предприятиями, что позволит им в последующем получить соответствующие преференции и льготы. Предложения по формированию вертикально и горизонтально интегрированных хозяйственных структур в регионе с участием иностранного бизнеса и возможная при этом диверсификация инвестиционной деятельности представляются перспективными.
В Калужской области продолжает активизироваться деятельность по привлечению новых инвестиционных проектов с участием иностранного капитала. Одновременно продолжают нарастать проблемы с количеством и качеством трудовых ресурсов для обеспечения реализации проектов. Так, по данным Института региональной политики, страна будет продолжать терять более 1 млн жителей трудоспособного возраста в год. К 2020 г. общая численность населения России сократится до 138 млн чел., а численность населения трудоспособного возраста уменьшится до 77,5 млн чел., что свидетельствует об острейшем дефиците трудовых ресурсов [10].
Предварительные результаты Всероссийской переписи подтверждают данные института. Они оказались неутешительными. Сокращение населения идет все быстрее и быстрее. По сравнению с 2002 г. убыль составила более 1,5 %. По предварительной информации, опубликованной после начала обработки данных переписи населения, в Калужской области проживают 1 011 600 чел., что на 2,9 % меньше, чем по результатам переписи населения 2002 г. К
плюсам развития здравоохранения в регионе следует отнести то, что смертность за последний год упала на 12 %, а рождаемость продолжает расти. Однако число умерших по-прежнему остается большим, чем число родившихся калужан.
Можно продолжить цепочку «минусов», несмотря на то, что средний возраст населения за последние 10 лет вырос на 1,7 г. Если в 2000 г. он составлял 39 лет, то сегодня — 40,7 лет. Подростков за этот период стало на 2 % меньше, а стариков — на 1,7 % больше, чем детей и подростков [11]. И хотя отмечается стабилизация демографической ситуации в Калужской области по сравнению с другими регионами, интенсивность привлечения инвестиционных проектов требует адекватных мер по их обеспечению трудовыми ресурсами.
Для удовлетворения новых производств достаточным количеством трудовых ресурсов правительство области планирует увеличить численность населения за счет других территорий. Но в ближайшие годы российские регионы вступят в острую конкурентную борьбу не только за инвестиции, но и за квалифицированные трудовые ресурсы. Уже сегодня концерн Volkswagen AG хотел бы организовать производство автомобилей еще и в Нижнем Новгороде, чтобы использовать нижегородскую площадку как временную, пока не будет построена вторая очередь завода в Калуге. В Нижнем Новгороде предусматривается, в отличие от Калуги, крупная узловая сборка.
А на территории г. Калуги реально возникли угрозы безопасности в сфере уровня жизни населения. Растут спрос и цены на жилье, наблюдается снижение обеспеченности населения медицинскими и другими социальными услугами. Например, укомплектованность медицинскими кадрами в регионе в 1,5 раза ниже, чем в Центральном федеральном округе и по всей России. Несмотря на перспективы, которые сулят грядущие проекты с участием иностранных инвесторов и модернизация здравоохранения, пока доктора предпочитают уезжать из Калуги в Москву. Эта ситуация, судя по исследованиям, реально существует в Калуге, где наблюдается острая нехватка кадров медицинских работников [11].
В то же время с приходом в экономическую жизнь Калуги крупных иностранных инвесторов получила активное распространение деятельность кадровых агентств, работающих на принципах «заемного труда». Так называемый принцип «сдачи в аренду» трудовых ресурсов ведет к тому, что работодатели не держат постоянного персонала, а решают свои кадровые потребности через агентства
со всеми вытекающими последствиями, связанными с наступлением на гарантии наемных работников. При этом серьезного влияния профсоюзов на данную ситуацию не ощущается.
В настоящее время рабочие калужского завода Volkswagen AG добились значительной прибавки к зарплате, угрожая забастовкой. Напомним, что этот завод в Калужском регионе был первым в автомобильном кластере. За ним вскоре подтянулись и другие производители с мировыми брендами. Надежды на Volkswagen AG возлагались большие: высокий спрос на автомобили должен был дать людям хорошую зарплату и пополнить областной бюджет. Зарплату на немецком предприятии действительно установили выше, чем на «старых» калужских заводах, но незначительно. Часть рабочих получала на руки всего 12 тыс. руб., сварщики — 17—18 тыс. руб. При этом порядки на Volkswagen AG установили жесткие: от конвейера можно отойти строго по расписанию. По инициативе межрегионального профсоюза работников автопрома (МПРА) рабочие предприятия начали объединяться в профсоюз. В результате на заводе «Фольксваген» возникла ячейка МПРА, составляющая сейчас несколько сотен человек. Она продолжает вести переговоры с администрацией предприятия о повышении зарплаты и улучшении условий труда.
Следует отметить еще ряд обстоятельств. С ростом поступлений налогов в бюджет Калужской области федеральное министерство финансов уменьшает финансовую подпитку регионального бюджета, предусмотренную нормами Бюджетного кодекса РФ. Минфин России не считает бюджетными расходами затраты на подготовку инфраструктуры для новых производственных площадей. В стране не наработана практика стимулирования привлечения инвестиций, учитывающая интересы федеральных и региональных властей. В результате растет социальная нагрузка на региональный бюджет.
Авторы провели исследование, отражающее позицию жителей областного центра в отношении проводимой региональными властями политики. В ходе исследования респондентами на первые места были поставлены проблемы, связанные с плохим качеством дорог и высокой загруженностью улиц города, а также значительный износ городских коммуникаций жилого фонда с одновременным ростом тарифов на услуги ЖКХ. К следующей по важности проблеме была отнесена низкая квалификация медицинского персонала, обслуживающего население города. Далее следовала проблема обеспеченности предприятий квалифицированными трудовыми ресурсами.
Показательно, что проблемы недостаточно высокого уровня жизни населения, а также доступности жилья и цен на новое жилье в городе набрали при анкетировании одинаковые показатели — 65 %. Цифра корреспондируется с показателем в 67 %, отражающим, что калужане именно в таком процентном показателе относят себя к обеспеченному слою населения. В ходе исследований обозначено значительное количество актуальных проблем. И это закономерно. В настоящее время идеи и технологии меняются быстрее, чем поколения людей. Человек стал главным фактором развития и от него зависит формирование полноценной городской инновационной системы, обеспечивающей возможность прорыва Калуги в экономической, технологической, интеллектуальной, духовной и нравственных сферах общественной жизни. Калужане в ходе исследования сравнивают свой уровень и образ жизни не с советским периодом, а с современным уровнем жизни граждан высокоразвитых стран. Так, например, уровень развития Калуги сравнивался с испанской Барселоной, городом Западной Европы, достигшим высочайшего уровня в градостроительстве, благоустройстве и других показателях жизни каталонцев [12].
Проведенные исследования позволяют сделать вывод о том, что комфортная среда проживания с акцентом на качество жизни и решение проблем личного характера является краеугольным камнем для калужан. Данное обстоятельство, безусловно, должно учитываться при реализации социально-экономической политики. Необходимо разработать алгоритм деятельности по обеспечению экономической безопасности, в основу которого положить распределение функций и ответственности между федеральными, региональными и муниципальными органами власти. Нужно четко распределить функции и ответственность между структурными подразделениями органов власти всех уровней. Подобное распределение позволит создать целостную региональную систему экономической безопасности. Основными ее участниками являются органы власти, предпринимательские структуры и общественные институты региона. Между участниками должны быть четко разграничены сферы ответственности в зависимости от вида безопасности.
Для предотвращения угроз экономической безопасности, по мнению авторов, в первую очередь целесообразно рекомендовать следующие меры:
• создание равных условий отечественным и иностранным производителям;
• привлечение иностранных инвесторов без отчуждения на льготных условиях областной
собственности и предоставления им налоговых льгот;
• разработка механизма привлечения иностранных инвестиций в строгом соответствии с реальными вложениями иностранцами финансовых и материальных ресурсов в региональную экономику;
• привлечение современных технологий посредством заключения соглашений с иностранными компаниями о специализации и кооперации;
• интенсивное развитие инфраструктуры области в целях удовлетворения всех производственных потребностей новых предприятий;
• улучшение демографической ситуации и обеспечение роста населения за счет стимулирования рождаемости и снижения смертности;
• совершенствование законодательной базы и межбюджетных отношений в целях стимулирования регионов к активной деятельности по привлечению инвестиций.
Список литературы
1. Артамонов А. Д. Инновации в регион // Информационный вестник Калуга. 2010. № 4.
2. Воронина Л. А., Городецкая Е. О. Иностранные инвестиции как современный источник финансирования российской экономики // Финансы и кредит. 2007. № 9.
3. Доценко Д. В. Экономическая безопасность: методологические аспекты и составляющие // Аудит и финансовый анализ. 2009. № 4.
4. Коровяковский Г. Д. Правовые и экономические аспекты привлечения иностранных инвестиций в российскую экономику // Финансы и кредит. 2007. № 10.
5. Кучуков Р. Модернизация экономики: проблемы, задачи // Экономист. 2010. № 1.
6. Маркарян В. Р. Инвестиционный фактор в реализации национальных проектов // Региональная экономика: теория и практика. 2009. № 2.
7. Материалы исследований авторов (анкеты, опросы, «круглые столы»). Калуга. 2011. URL: http://www. kaluga.bpages.ru.
8. Медведев Д. А. Выступление на заседании Комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики 30.03.2011. Магнитогорск. URL: http://www. er-portal.ru.
9. Предварительные итоги Всероссийской переписи населения. URL: http://www.portalnews.ru/regnews-80.html.
10. Шевченко И. В., Александрова Е. Н. и др. Внешнеэкономические приоритеты развития российской экономики в направлении привлечения и использования прямых иностранных инвестиций //Финансы и кредит. 2009. № 10.
11. Шерейкин М. Инвестиционный форум «Индустриальные парки России». М., 2010.
12. Шерейкин М. Материалы министерства экономического развития Калужской области. Калуга, 2010.