ISSN 2311-875X (Online) ISSN 2073-2872 (Print)
Инновации и инвестиции
ПРЕОДОЛЕНИЕ ПОЛНОЙ ЗАВИСИМОСТИ ОТ ИМПОРТНЫХ ПОСТАВОК: ЗАРУБЕЖНАЯ И ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ПРАКТИКА
Юрий Викторович ЗАЙЦЕВ3, Валерий Константинович КРУТИКОВ^*, Татьяна Викторовна ДОРОЖКИНА<:
а кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента Института управления, бизнеса и технологий, генеральный директор ОАО «МРСК Северного Кавказа», Калуга, Российская Федерация nir@universitys.ru
ь доктор экономических наук, профессор, проректор по научной и методической работе, профессор Финансового университета при Правительстве РФ (Калужский филиал), Институт управления, бизнеса и технологий, Калуга, Российская Федерация vkkrutikov@mail.ru
° кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента, Институт управления, бизнеса и технологий,
Калуга, Российская Федерация
tvd3103@mail.ru
* Ответственный автор
Аннотация
Тема. В статье исследуется региональная практика реализации политики импортозамещения. На примере Калужской области показано, как решается задача по формированию нового имиджа региона как территории, где производится самое высококачественное молоко. Для достижения поставленных целей руководством области изучены и приобретены роботизированные технологии иностранных компаний за счет бюджетных средств в сумме 1 млрд руб. Задачи. В статье поставлены задачи: проанализировать позиции руководства страны и региона по проблемам обеспечения экономической безопасности и преодоления полной зависимости от импортных поставок, представить мнения экспертного сообщества, проверить гипотезы о необоснованно высокой зависимости страны от внешних рынков, деформации условий конкуренции, снижении эффективности реализуемых проектов, стремлениях чиновников не пускать отечественные разработки, особенно высокие технологии, в экономику. Методология. В статье применены горизонтальный сравнительный анализ, контент-анализ различных источников, исследованы статистические данные.
Результаты. Показаны современные особенности экономики Калужской области, которая отличается ухудшением практически всех показателей, что связано с созданием благоприятного инвестиционного климата для иностранных компаний и недоступностью преференций для отечественных предпринимателей, включая малый бизнес. Представлены альтернативы, связанные с поддержкой зарубежных конструкторов, технологов и производителей, а именно: попадание в полную технологическую зависимость от зарубежных держателей ноу-хау, прогрессирующее отставание от мировых лидеров. Продемонстрированы положительные практики Китая, обеспечивающие подъем отечественных компаний до мирового уровня, особенно в сфере высоких технологий, и базирующиеся на мнении, что реформы имеют смысл, если они ведут к росту производства, повышают жизненный уровень народа, умножают совокупную мощь государства. Выводы и значимость. Сделаны выводы о том, что внешние вызовы не ослабили, а укрепили единение государства, общества и бизнеса. А за последние 5 лет произошел прорыв в развитии собственного производства техники и оборудования для сельского хозяйства. Российские предприятия разработали и освоили выпуск более 3 000 новейших моделей сельхозтехники. Сформулированы рекомендации по приданию необратимого характера процессу инновационного и инвестиционного развития экономики страны, связанному с политикой импортозамещения.
© Издательский дом ФИНАНСЫ и КРЕДИТ, 2015
Политика импортозамещения, осуществляемая исследований в производство. Современное в настоящее время в России, основывается на экономическое развитие неразрывно связано с экономике знаний и внедрении результатов появлением новых технологий в таких приоритетных
История статьи:
Принята 20.05.2015 Принята в доработанном виде 03.06.2015 Одобрена 08.06.2015
УДК 330.322
Ключевые слова:
импортозамещение, внешние и внутренние угрозы, инвестиционный климат, молочное скотоводство, роботизированные технологии
отраслях, как фармацевтика, энергомашиностроение, радиоэлектроника, робототехника, сельское хозяйство и производство продуктов питания.
Качественная реализация политики возможна только при условии обеспечения перемен в системе управления, которые должны быть направлены на раскрытие творческого потенциала отечественного бизнеса, общества и каждого гражданина. Исследование качества происходящих процессов в рамках реализации базовых положений политики замещения импорта является актуальной и важной задачей науки.
Методы системного и сравнительного анализа призваны способствовать осмыслению современной и перспективной успешности стран и регионов, а также поиску ответа на вопрос: как стимулировать социальный тонус россиян для повышения конкурентоспособности сфер экономической жизни страны и приоритетных отраслей, особенно сельского хозяйства, производства продуктов питания?
В потребительской корзине продовольственных товаров, предназначенных для россиян, продукция отрасли животноводства составляет около 50%, в том числе, молоко и молочные продукты - 17%. В целом по стране потребность населения в молоке удовлетворяется менее чем на 90%. В связи с этим руководством страны поставлена задача обеспечить 90% внутреннего потребления товарами собственного производства, что нашло отражение в Доктрине продовольственной безопасности России1.
В настоящее время россиянин потребляет в среднем 250 кг молочных продуктов в год. В то время как ведущими специалистами Министерства здравоохранения РФ определена необходимая норма потребления молока и молочных продуктов в 340 кг2.
Развитие молочного скотоводства в стране осуществляется путем увеличения продуктивности коров. При этом средний надой молока в сельскохозяйственных организациях составил в 2014 г. 5,4 тыс. кг на одну корову. Показатель превышает уровень 2013 г. на 383 кг. Всего произведено молока в 2013 г. 30,8 млн т. Наметилась тенденция
1 Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации: утверждена Указом Президента РФ от 30.01.2010 № 120; ГОСТ 26809-86 Молоко и молочные продукты. URL: http://docs.cntd.ru/document/1200021669.
2 Ежегодное потребление молочных продуктов. URL: http:// www.souzmoloko.ru/img2/potreblenie-mp-v-mire.pdf.
увеличения производства в сельскохозяйственных организациях3.
В Ленинградской, Московской, Волгоградской и Новосибирской областях наблюдается тенденция к достижению надоя от коров, который достигает уровня развитых стран. Свыше 20 сельскохозяйственных предприятий достигли уровня надоя молока от фуражной коровы, превышающего восьмитысячный рубеж. Более 60 предприятий преодолели по показателю надоев молока семитысячный рубеж. А хозяйств, превысивших шеститысячный рубеж, стало более 500 [1, с. 92].
Но сельскохозяйственные предприятия развитых стран производят продукцию молочной отрасли в объемах, превышающих внутренние потребности населения. И эта тенденция сохраняется [2, с. 47]. Рассмотрим ситуацию на примере Калужской области, аграрная экономика которой представлена 21 9 организациями, осуществляющими сельскохозяйственную деятельность. В состав агропромышленного комплекса (АПК) региона входят 45 предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности. Сельскохозяйственной деятельностью занимаются, в общей сложности, 850 хозяйств фермеров и жителей села.
Общая площадь сельскохозяйственных угодий, используемых для сельхозпроизводства, составляет 1 145,2 тыс. га, из них пашня - 856,8 тыс. га. Объем производства валовой сельскохозяйственной продукции в хозяйствах всех категорий в 2014 г. составил более 31 млрд руб. Индекс физического объема к 2013 г. демонстрирует рост в 3,6%.
Суммарный объем инвестиций, привлеченных в развитие сельскохозяйственных организаций региона за период с начала реализации национального проекта в сельском хозяйстве, составляет 35,2 млрд руб. Частный капитал инвесторов составил сумму более 18 млрд руб. Банковские кредиты, направленные на инвестиционные цели, представлены в объеме свыше 17 млрд руб.4.
В то же время, как показывают результаты мониторинга, в сельскохозяйственном обороте Калужской области используется только 40% сельскохозяйственных угодий и 42,3% пашни. По данным на 1 января 2015 г., численность поголовья коров в сельскохозяйственных организациях области
3 Основные результаты работы Министерства сельского хозяйства РФ в 2014 г. URL: http://government.ru/dep_ news/17675.
4 Официальный сайт Росстата. URL: http://www.gks.ru/free_ doc.
сократилась на 780 голов и составила 98% к 1 января 2014 г.5. Доведение удоя молока на корову до 5 тыс. кг в сельскохозяйственных организациях Калужской области не решает проблему инновационного развития отрасли [1].
По сравнению с регионами, приближающимися по развитию сельского хозяйства к уровню развитых стран, результаты аграрной политики, реализуемой на территории Калужской области, назвать положительными сложно. Не следует забывать, что регион входит в московскую агломерацию, обеспечивающую неограниченный рынок сбыта для продукции молочной отрасли, а сравнительно низкая доля товарного молока в общем объеме производства (57%) вызывает сомнение в достижении целей обеспечения продовольственной безопасности6.
Губернатор Калужской области А.Д. Артамонов в ноябре 2014 г. заявил: «Мы поставили амбициозную задачу - сформировать новый имидж Калужской области как территории, где производится самое высококачественное молоко. Этот проект получает серьезную поддержку из областного бюджета,-только на этот год запланирована сумма в миллиард рублей... Я уверен, что у этого положительного опыта появятся последователи. Будут фермы - будут дороги, будут газо- и водопроводы. Мы будем помогать тем, у кого есть желание работать»7. Осуществить намеченные амбициозные планы предполагается за счет строительства 100 роботизированных ферм.
Однако в современных условиях проводимой руководством страны политики импортозамещения принципиально важно определить поставщиков роботизированных установок. 40 установок различных модификаций, уже введенных в эксплуатацию на территории Калужской области за период 2014 г., представляют зарубежные компании: Lely (Нидерланды), DeLaval (Швеция), GEA Farm Technologies (Германия), SAC (Дания), Fullwood (Англия)8.
Регион является одним из лидеров по созданию инвестиционной привлекательности своей
5 Официальный сайт Росстата. URL: http://www.gks.ru/free_ doc.
6 Основные результаты работы Министерства сельского хозяйства РФ в 2014 г. URL: http://government.ru/dep_ news/17675.
7 Губернатор обещает калужанам самое лучшее молоко. URL: http://www.kp40.ru/news/invest/29679.
8 Калужские власти хотят построить в регионе 100
роботизированных ферм. URL: .http://www.dairynews.ru/
processing/kaluzhskie-vlasti-khotyat-postroit-v-regione-100-
r.html.
территории для иностранных инвесторов. Но, несмотря на реализацию почти 200 инвестиционных проектов (в основном с иностранным капиталом) в различных отраслях и положительную динамику бюджета, увеличить его доходную часть до необходимых объемов бездефицитного бюджета пока не удалось.
Более того, начало 2015 г. для экономики Калужской области характеризовалось ухудшением практических всех показателей. Относительно 2014 г. индекс промышленного производства составил 98,1%. Наибольшее падение наблюдается в производстве и распределении электроэнергии, воды, газа - на 14%. Следует отметить, что реальная заработная плата за год упала почти на 14%, в то время как цены на продукты выросли на 30-50%, при этом индекс потребительских цен на товары и услуги увеличился более чем на 19%. Наблюдается
" 9
падение сельскохозяйственного производства9.
В феврале 2015 г. завод грузовиков «Вольво» в Калуге объявил о сокращении 30% работников и временной приостановке производства. Завод «Фольксваген» объявил о сокращении 600 чел. (планируется уволить 150 рабочих, а остальных перевести на сокращенную рабочую неделю). Аналогичная участь может ожидать около 600 сотрудников завода Peugeot-Citroen10.
Взаимоотношения региональной власти и представителей иностранного бизнеса, по мнению федеральных надзорных структур, тоже далеко не безоблачны. Так, выездной проверкой, осуществленной Межрегиональной инспекцией УФНС России по крупнейшим налогоплательщикам № 8 (г. Санкт-Петербург), в деятельности компании Volkswagen выявлено незаконное использование льгот по налогу на имущество, со счета списано 618 млн руб. Причиной конфликта является нестабильность законодательной базы Калужской области. Законодательство о налоге на имущество изменялось в регионе 5 раз, только в течение 2013 г. - трижды. Компания уверена, что применению подлежит редакция законодательства, действовавшая на момент заключения инвестиционного соглашения о сотрудничестве Volkswagen с администрацией Калужской области, которая предусматривала полное освобождение от налогообложения всего имущества
9 Экономика области рушится, доходы упали на 14%: новые данные Калугастата. URL: http://ikaluga.com/ news/2015/03/23/ ekonomika-oblasti-rushitsya-dohody-upali-na-14-novye.
10 Новые сокращения ожидаются на калужских предприятиях. URL: http://www.kp40.ru/news/society/31027.
инвестора, созданного и приобретенного в результате реализации инвестиционного проекта.
Какое бы решение не приняли судебные органы в споре государственных налоговых органов и Volkswagen, а Ассоциация представителей европейского бизнеса незамедлительно заявила об ухудшении инвестиционного климата11.
Чьи интересы защищает Ассоциация европейского бизнеса, вполне понятно. Но есть еще законные интересы калужан, которых никто не отменял. На начало 2015 г. почти 3,5 тыс. жителей области состояли на учете как безработные. В настоящее время произошел рост официально зарегистрированных безработных на 12,5%12.
По результатам всероссийского социологического исследования, проведенного Институтом приоритетных региональных проектов (февраль 2015 г.), 53,6% россиян высказали мнение, что малый и средний бизнес в России испытывает чрезмерное давление со стороны властей. А в Калужской области, что характерно, негативный показатель оказался значительно выше, почти 70%13. Это результат напряженных взаимоотношений, сложившихся между региональной властью и определенной частью предпринимательского сообщества на протяжении 2013-2014 гг. Конфликтная ситуация привела к проведению предпринимателями митингов в защиту своих прав, причем не только в центре Калуги, но и в Москве на Пушкинской площади.
Свои претензии органам власти граждане формулируют следующим образом. В Калужской области на протяжении ряда лет систематически уничтожается малый и средний бизнес. В первую очередь гонениям подвергается мелкорозничная торговля и сфера бытовых услуг, оказываемых населению.
По мнению представителей малого бизнеса, р е к ламир уе мы й р уко вод с тв о м о бласти благоприятный инве стиционный климат распространяется исключительно на представителей крупного бизнеса (в первую очередь иностранного), которым предоставляются всевозможные
11 Калужские чиновники подмочили репутацию инвестиционного климата области. URL: http://www.regnum.ru/ news/polit/1874197. html.
12 Экономика области рушится, доходы упали на 14%: новые данные Калугастата. URL: http://ikaluga.com/ news/2015/03/23/ ekonomika-oblasti-rushitsya-dohody-upali-na-14-novye.
13 69,9% калужан заявили о чрезмерном давлении губернатора на малый бизнес. URL: http://ikaluga.com/ news/2015/03/25/699-kaluzhan-zayavili-o-chrezmernom-davlenii.
преференции, недоступные для отечественных предпринимателей [1, 3].
Кроме того, калужанами было выражено недовольство закрытием 37 крупных отечественных предприятий. Отвечая на высказанные замечания, губернатор А.Д. Артамонов пояснил, что это «мощности, которые были созданы еще при царе Горохе, уже не могли эффективно конкурировать с новыми производствами»14.
Многочисленные факты из деятельности традиционных предприятий, имеющих отношение к АПК региона, демонстрируют несколько иную картину. Приведем только два примера предприятий, чья продукция пользовалась повышенным спросом у калужан и жителей столицы. Так, акционерное общество «Калужский мясокомбинат» признано банкротом, руководитель и владелец комбината объявлен в международный розыск. Активы предприятия выведены в офшорную зону, причем общий ущерб от хищения, по предварительным данным, составил 760 млн руб.
События на Калужском ликероводочном заводе «Кристалл», некогда флагмане региональной экономики, развивались по аналогичному сценарию: банкротство, вывод активов в офшорную зону. Сумма ущерба, причиненного бюджету, составила свыше 300 млн руб. [3].
Президент РФ В.В. Путин подчеркнул в послании Федеральному Собранию Российской Федерации от 04.12.2014, что «мы сами заработаем свое благополучие и процветание», только «если справимся с неорганизованностью и безответственностью, с привычкой «закапывать в бумагах» исполнение принятых решений. Хочу, чтобы все понимали: в нынешних условиях - это не просто тормоз на пути развития России. Это прямая угроза ее безопасности»15.
Идеи президента страны относительно реализации политики импортозамещения детализировал премьер-министр Д.А. Медведев: «Если мы думаем о полноценном импортозамещении, без высоких технологий в сельском хозяйстве нам делать нечего». Для решения проблемы, по мнению Д.А. Медведева, надо восстанавливать аграрную науку и именно в эту сферу направлять инвестиции16.
14 Артамонов объяснил, почему закрылись 37 калужских предприятий. URL: http://www.kp40.ru/news/invest/31694.
15 Послание Президента РФ Федеральному Собранию Российской Федерации от 04.12.2014. URL: http://www.kremlin. ru/events/president/news/47173.
16 Медведев Д.А. Отчет в Государственной Думе. URL: http:// www.rg.ru/2015/04/21/voprosi-site.html.
Академик Е.М. Примаков в апреле 2015 г., оценивая современную ситуацию, в очередной раз предупредил о том, что в России наблюдается необоснованно высокая зависимость от внешних рынков. В частности, Примаков отметил, что сельское хозяйство по многим позициям почти полностью зависит от импортных поставок, отношение чистого экспорта к ВВП в России выше, чем у Китая и Германии17.
Результаты исследований сущности суррогатной инвестиционной системы (СИС), изложенные в работе В. Зубова и В. Иноземцева, позволяют с новых позиций рассмотреть роль государства в принятии решений по поддержке институциональной среды и частных экономических решений. Непосредственное отношение к рассматриваемой теме имеет вывод о том, что «при росте числа реализуемых точечных проектов неизбежны как деформация условий конкуренции, так и снижение эффективности экономики», а также обоснование необходимости «эффективного использования общественных ресурсов, ужесточения контроля за финансовыми институтами, а не снятия с них рисков за предпринимаемые бизнес-решения» [4]. Разумеется, все это только лишь при том условии, что для властных структур на местах главной целью является повышение эффективности региональной и национальной экономических систем.
Результаты исследований данной проблематики нашли отражение в работах А.В. Леонова, А.Ю. Пронина (инновационное и технологическое обеспечение обороны и безопасности страны)18, В.В. Смирнова (продовольственная безопасность регионов)19, В.А. Чернова (геополитические факторы в изменении национальной экономики)20.
Обратимся к положительному практическому опыту крупнейшего российского партнера - Китайской Народной Республики. В китайской экономике наблюдается стабильный прирост, достигнуты существенные сдвиги в проведении реформ, затрагивающих важнейшие области. Рост неразрывно
17 ПримаковЕ.М.: Доверия правительству нет. URL: http://www. nakanune.ru/news/2015/4/2/22394277.
18 Леонов А.В., Пронин А.Ю. Инновационно-технологические пути обеспечения обороны и безопасности Российской Федерации // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2014. № 47. С. 2-10.
19 Смирнов В.В. Продовольственная безопасность регионов Российской Федерации // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2015. № 3. С. 29-42.
20 Чернов В.А. Роль геополитических факторов в изменении
национальной экономики// Национальные интересы:
приоритеты и безопасность. 2015. № 3. С. 12-28.
связан с процессом непрерывных технических инноваций и реструктуризации производства. Страна и в течение последних лет (2010-2014 гг.), сохраняет среднегодовой рост ВВП до 8%. Для сравнения отметим, что темпы роста экономики Бразилии и Индии за этот же период имеют соответствующий показатель около 3% [5, с. 5; 6, с. 39].
Современный Китай, по данным Международного валютного фонда, в 2014 г. обогнал США по размерам ВВП21. КНР занимает 1-е место в мире по экспорту. Из десяти товаров, производимых в мире, как минимум один - китайский. Страна по праву считается «мировым заводом». Одновременно крупнейшие китайские компании, осознав, что транснациональные корпорации развитых стран контролируют высокоуровневые звенья в цепочке ценностей и получают самый большой доход от добавленной стоимости, обеспечили подъем до мирового уровня, особенно в сфере высоких технологий (электроника, информационная техника) [7, с. 35].
Показателен пример деятельности компании Apple в Китае. Производство iPhone осуществляется в пяти странах, при этом окончательная сборка - китайская. Вклад Китая в рост стоимости iPhone составляет лишь 3,6% от общей прибавочной стоимости в 178,96 долл. Однако в объем китайского экспорта включается цена целого мобильника. По мере девальвации американского доллара китайские предприниматели могут оказаться в ситуации, когда им придется выполнять заказы фактически за мизерную плату. Подавляющая стоимость продукции уходит тем, кто владеет ключевыми технологиями [7; 8, с. 31].
Руководством КНР поставлена цель перед чиновниками, представителями бизне са и населением стать «мировой лабораторией», начиная с осуще ствления промышленной революции, которая позволит стать лидерами в сфере передовых технологий и производственных отраслях. Обеспечить прорыв призваны инвестиции в дорогостоящую и высокорисковую работу по разработке и освоению новых и высоких технологий на местах [9, с. 21; 10].
Убедительно выглядят следующие показатели экономического развития различных стран мира. В 1998 г. США контролировали 25% рынка мирового хайтека, а Китай - 10%. Теперь доля Китая превосходит долю США более чем в 2 раза. 15 лет назад Китай был 14-м по количеству научных
21 26 способов, которыми Китай переиграл Америку. URL:
http://ermakinfo.ru/2014/10/11/26-sposobov-kotoryimi-kitay-
pereigral-ameriku.
публикаций. Теперь ожидается, что он обойдет США и станет первым [11, с. 23; 12, с. 18] Одним из подтверждений этому является показатель количества докторских степеней в технических науках, который в Китае удвоился в последние годы, превысив уровень, имеющийся в США22.
Удручающе выглядит сравнение китайской и российской практик в научной сфере. Ректор МГУ им. М.В. Ломоносова В.А. Садовничий, подчеркивая, что аспирантура вуза самая большая в стране, констатирует тот факт, что «только 15% аспирантов желают сейчас заниматься наукой, хотя раньше аспирантура была по определению кузницей кадров. Причины они называют разные: мотивация, зарплата, востребованность и так далее»23.
С 2015 г. в Китае осуществляется переход экономики к «новому нормальному состоянию» в условиях замедления темпов роста экономики, хотя на 2015 г. темпы роста ВВП прогнозируются в размере 7%. Наблюдается переход от количественных изменений к качественным, основанным на принятии взвешенных решений на базе всестороннего анализа, постепенной планомерной реализации поставленных целей. Отсутствует гонка за сиюминутными результатами. То есть концепция «нового нормального состояния» - это продуманная политика [13, с. 16].
Подобное вдумчивое отношение распространяется и на нерациональное расходование средств на местах. Острую проблему с региональными долгами в Китае удалось снять благодаря усилению мониторинга рисков. Так как отдавать взятые местными органами власти (на благие вроде бы дела) средства у государства и частных структур пришлось при помощи центрального правительства. Выяснилось, что не все эти средства были потрачены рачительно, с должной эффективностью.
Руководство КНР считает, что важен конечный результат реформ, которые имеют смысл лишь в том случае, если они ведут к росту производства, повышают жизненный уровень народа, умножают совокупную мощь государства [12].
Увы, даже в сложных современных условиях российские чиновники не спешат перенимать от китайского партнера положительные практические
22 26 способов, которыми Китай переиграл Америку. URL: http://ermakinfo.ru/2014/10/11/26-sposobov-kotoryimi-kitay-pereigral-ameriku.
23 Садовничий В.А. Выступление на заседании Совета по науке и образованию. Стенографический отчет о заседании Совета при Президенте РФ по науке и образованию 8 декабря 2014 г. Санкт-Петербург. URL: http://state.kremlin.ru/council/6/news/47196.
наработки, доказавшие свою эффективность. В том числе при постановке и решении «амбициозной задачи» по формированию нового имиджа Калужской области как производителя высококачественного молока24. Тем более что данная задача уже имеет положительный практический опыт успешного решения в ряде регионов страны.
Известно, что российский рынок роботизированных технологий пока находится в начальной стадии развития. Его формирование полностью зависит от проявляемого интереса и стимулирования как со стороны государства, так и частного капитала. Не вызывает сомнений, что переход на роботизированные технологии выведет многие предприятия агропромышленного комплекса (АПК) страны на новый технологический уровень, повысит качество и количество выпускаемой ими продукции. Но чтобы проводить необходимые разработки и внедрение, придать необратимый характер процессу, требуется всесторонняя поддержка.
Только тогда предприятия АПК России перейдут на тот качественный уровень своего развития, когда спрос на роботизированные технологии превысит спрос конкурентов из развитых стран, будет осуществлен прорыв в проектировании и изготовлении робототехнических комплексов, а также в обеспечении продовольственной безопасности страны.
По мнению специалистов, альтернативы указанному положению нет. Если же мы будем поддерживать не своих конструкторов, технологов и производителей, а зарубежных, то неизбежно попадем в полную технологическую зависимость от зарубежных держателей ноу-хау, закрепим прогрессирующее отставание от мировых лидеров25.
Эксперты делают вывод о том, что за последние 5 лет произошел значительный скачок в развитии собственного производства техники и оборудования для сельского хозяйства. Российские предприятия разработали и освоили выпуск более 3 000 новейших моделей сельхозтехники26. Федеральными органами власти реализуются Государственная программа развития сельского хозяйства и
24 Ведомственная целевая программа «Создание 100 роботизированных молочных ферм в Калужской области»: приказ МСХ Калужской области от 24.02.2014 № 39.
25 Промышленная робототехника в России. Краткий обзор роботизации, проблем и перспектив внедрения промышленных роботов на отечественных предприятиях. URL: http://www. umpro.ru/index.php?page_id=17&art_id_1=395&group_id_4=92.
26 Сайт Российской ассоциации производителей сельхозтехники
«Росагромаш». URL: http://agroinfo.com/tag/rosagromash.
регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, Программа развития промышленности и повышения ее конкурентоспособности до 2020 года. В ходе практической реализации программа развития робототехники рассматривается как главная подпрограмма развития промышленно сти
27
страны2'.
Тем более неуместно, когда одновременно на уровне субъекта РФ реализуются мероприятия по поддержке иностранных конкурентов, направляются значительные бюджетные средства на повышение нормы прибыли и уровня капитализации конкурентов, зарубежных компаний - держателей ноу-хау в сфере роботизации молочных ферм.
Неуместно, но все-таки закономерно, ведь на заседании Петербургского экономического форума в 2014 г. губернатор А.Д. Артамонов сформулировал следующую позицию: «Этот принцип мы соблюдаем свято - мы заботимся о наших инвесторах, как родители заботятся о своих детях. И мы понимаем, что дети бывают капризные, и инвесторы бывают капризные. И нельзя говорить, что раз он капризный, мы с ним работать не будем. Он повзрослеет, он начнет нам платить налоги, он создаст нам рабочие места. Надо все терпеть, лишь бы только работал. Пусть работает. Мы для этого и существуем»28.
В дальнейшем, продолжая развивать идеи построения взаимоотношений с иностранными инвесторами на форуме «Сочи-2014», А.Д. Артамонов заявил: «Я вижу задачу как губернатор: мы должны создавать не просто благоприятные условия бизнеса в нашей стране и регионах, они должны предвосхищать те пожелания, которые есть у представителей бизнеса, то есть стать заведомо более комфортными, чем ожидается» [13].
Не удивительно, что посетивший в октябре 2013 г. с официальным визитом город Калугу премьер-министр Украины Н.Я. Азаров после ознакомления с индустриальными парками, созданными с участием иностранного капитала, сделал вывод: «Все мы так отстали в своем технологическом развитии, что без западных технологий развиваться
27 Об утверждении новой редакции государственной программы «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности». URL: http://government. ru/docs/11912.
28 Артамонов уверен, что с инвесторами надо нянчиться как с детьми. 23.05.2014. URL: http://ria.ru/economy/20140523/100 9014673.html#ixzz32hRqPdCV.
не сможем»29. Затем премьер-министр заключил, что Украину иногда критикуют за то, что она планирует подписать соглашение об ассоциации с ЕС для присоединения к европейским стандартам, но Калужская область подтверждает, что именно к таким стандартам и следует стремиться Украине. Трагические результаты подобных устремлений для политической социально-экономической жизни Украины сегодня налицо.
Разумеется, современная Россия реагирует на внешние вызовы совершенно иначе, демонстрируя сплочение нации путем интеграции государства, общества и бизнеса. Но сколь созвучны слова Н.Я. Азарова с описанием ситуации, сделанным президентом Национальной ассоциации инноваций и развития информационных технологий (НАИРИТ) О.А. Усковой. Она рассказала о таком факте, как появление у многих высокопоставленных чиновников плотных связей с западными производителями, поделившими в России рынок высоких технологий, причем сделала конкретный вывод о том, что действует активный заговор в целях возведения барьеров для отечественных разработок, особенно высоких технологий, на пути внедрения в экономику. Очевидно, что указанный заговор поддерживается извне. Так, О.А. Ускова утверждает, что после того, как Президент РФ В.В. Путин поставил задачу импортозамещения в сфере высоких технологий, возник «стройный хор чиновников, всяких начальников департаментов, сидящих на подкорме у иностранных подрядчиков. Они дружно заголосили, что в России ничего своего нет, у нас ничего не работает. Их тыкают носом: да вот же, есть работающие технологии! Но они в упор их не видят и строчат наверх отчеты, что
" 30
технологии нет»30.
Несмотря ни на что, в современных условиях обострения взаимоотношений между Россией, США и Евросоюзом в ответ на угрозы и санкции российский народ демонстрирует сплоченность, терпеливость и уверенность в будущем.
Результаты проведенного исследования позволяют сделать следующие выводы.
Во-первых, нужно использовать процесс усилившейся национальной солидарности для эффективной
29 Глава украинского правительства посетил индустриальные парки Калужской области. 17.10.2013. URL: http://www.sklad-man.ru/news.php?id=2573.
30 Ускова О.А.: Зависим от Запада. Продукты «оттуда»
запретили, а технологии - нет. URL: http://www.nair-it.ru/ news/07.03.2015/452.
реализации такого институционального фактора, как государственная социально-экономическая политика, направленная на деятельность по совершенствованию организационных структур и законодательно-нормативной базы, обновление кадрового аппарата для обеспечения инновационной активности населения, отечественного бизнеса и всех органов власти и управления.
Во-вторых, инновационная деятельность в региональном государственном управлении при решении тех или иных вопросов должна представлять собой открытый, творческий процесс принятия взвешенных решений на основе всестороннего анализа. Реализация поставленных целей требует планомерности, тщательности, учета всех потенциалов территории, исключения гонки за сиюминутным результатом, каким бы амбициозным
31
он не представлялся31.
В-третьих, делая упор на открытость региональной экономики, упрощая условия доступа иностранных инвестиций на российский рынок, следует обеспечить единые законодательные положения об отечественных и иностранных инвестициях, сохраняя прозрачность, стабильность, предсказуемость политики в области иностранных инвестиций. На федеральном уровне в этой сфере следует перейти от экспериментов в отдельных регионах к созданию единой правовой системы, действующей по всей стране. Предоставлять иностранным инвесторам или капиталам большие льготы, чем те, которыми пользуются отечественные инвесторы или капиталы, только в том случае, если это предусмотрено федеральным законодательством или утверждено решением правительства, причем с одновременным обеспечением нормами специального контроля [14]. Законодательно, на уровне Российской Федерации,
31 КрутиковВ.К., ЗайцевЮ.В., Демина О.В. Создание системы некоммерческих организаций в учреждениях высшего профессионального образования как инструмента просвещения, обеспечивающего формирование гражданского общества и национальную безопасность // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2013. № 20. С. 2-8.
должно быть исключено принятие решений в социально-экономической области, связанных с политическими соображениями в ущерб социальной и экономической сущности этих решений.
В-четвертых, предложить научному и экспертному сообществу сформулировать базовые положения по разработке стратегии перехода от заимствования чужих технологий к становлению равноправных отечественных участников мирового научно-технического прогресса. Необходимо задать четкие национальные ориентиры совместной деятельности власти, общества и бизнеса при решении проблем замещения импорта, обеспечив координацию деятельности регионов по использованию передовых систем управления территориями, разумному использованию бюджетных средств для реализации инвестиционных проектов, тиражированию инноваций, доказавших свою эффективность32.
В-пятых, решая проблемы технической модернизации экономики России и повышая роль институтов, способствующих конкуренции и стимулированию инноваций, предпочтение, при прочих равных условиях, следует отдавать отечественным разработкам и производствам. Одновременно следует создавать условия для привлечения всех форм бизнеса для реализации комплекса производственных, социально-экономических, организационно-хозяйственных и других программ, обеспечивающих эффективное решение территориальных проблем регионов страны.
В-шестых, обеспечить постоянный мониторинг финансирования инновационной деятельности, поднять уровень ответственности региональных органов власти и управления за принятие решений по направлению финансовых потоков бюджетных средств на проекты, которые не имеют ясных долгосрочных целей.
32 Крутиков В.К., Зайцев Ю.В., Дорожкина Т.В. Структурно-институциональные ограничения и адекватность ответов на новые вызовы // Национальные интересы: проблемы и безопасность. 2014. № 44. С. 42-51.
Список литературы
1. Крутиков В.К., Зайцев Ю.В., Дорожкина Т.В., Федорова О.В., Худы-Хыски Д. Регионализация как драйвер социально-экономического развития (опыт, проблемы, перспективы). Калуга: Эйдос, 2014. 224 с.
2. Папцов А.Г. Экономика аграрного сектора развитых стран в условиях мирового продовольственного кризиса. М.: Гриф и К, 2009. 288 с.
3. Крутиков В.К., Ерохина Е.В., ЗайцевЮ.В. Инновационная активность региона и иностранный капитал. Калуга: Типография Флагман, 2012. 198 с.
4. Зубов В., Иноземцев В. Суррогатная инвестиционная система // Вопросы экономики. 2015. № 3. С. 76-86.
5. Линь Ифу. Китайская экономика по-прежнему обладает потенциалом быстрого роста // Китай. 2013. № 9. С. 5-6.
6. ЧунЯту. Вездесущие «made in China» // Китай. 2013. № 9. С. 38-41.
7. Чэнь Нань. Новый бум покупки европейских предприятий // Китай. 2012. № 4. С. 35-37.
8. Чжу Таотао. Опыт Китая в ВТО: уроки для России // Китай. 2012. № 10. С. 31-33.
9. Сунь Ели. Мышление и стиль работы нового руководства Китая. О книге «Си Цзиньпин о государственном управлении» // Китай. 2014. № 11. С. 21-22.
10. ШаньшаньЮ. Динамичное развитие внешних инвестиций Китая // Китай. 2014. № 2. С. 27-28.
11. Овчинников В. Слагаемые успеха китайских реформ // Китай. 2012. № 10. С. 23-26.
12. Кириллов А. «Новое нормальное состояние» - в центре внимания парламентариев // Китай. 2015. № 4. С.18-20.
13. Кривошапка И. Как превратить проблемы в новые возможности? Обзор выступлений на панельной сессии в рамках Международного инвестиционного форума «Сочи-2014» // Эффективное антикризисное управление. 2014. № 5. С. 14-17.
14. Крутиков В.К., Зайцев Ю.В., Дорожкина Т.В. Инвестиционная привлекательность региона: баланс между социально-экономическим развитием и преференциями инвесторам // Креативная экономика. 2014. № 11. С. 108-114.
ISSN 2311-875X (Online) ISSN 2073-2872 (Print)
Innovation and Investment
OVERCOMING THE FULL DEPENDENCE ON IMPORT: FOREIGN AND DOMESTIC PRACTICES
Yurii V. ZAITSEVa, Valerii K. KRUTIKOVb\ Tat'yana V. DOROZHKINAc
a Institute of Management, Business and Technology, Kaluga, Russian Federation nir@universitys.ru
b Institute of Management, Business and Technology, Kaluga, Russian Federation vkkrutikov@mail.ru
c Institute of Management, Business and Technology, Kaluga, Russian Federation tvd3103@mail.ru
* Corresponding author
Article history:
Received 20 May 2015 Received in revised form 3 June 2015 Accepted 8 June 2015
Keywords: import substitution, external threats, internal threats, investment climate, dairy cattle, robotic technology
Abstract
Importance The paper investigates the regional practice of import substitution policy implementation. To achieve these goals, the region's administration studied and acquired foreign robotic technologies worth one billion rubles at the expense of budgetary funds. Objectives The article analyzes stances of the national and region's leadership on economic security and tackling full dependence on import, provides the expert community's views, tests hypotheses on unreasonably high national dependence on external markets, competition distortion, project effectiveness reduction, officials' intentions to hold domestic developments, especially in high technology, out of the economy.
Methods The article used a horizontal comparative analysis, content analysis of multiple sources, and statistics.
Results The research shows the current specifics of the Kaluga oblast's economy. We present alternative options of supporting foreign designers, engineers and manufacturers. The article displays the Chinese positive practices of bringing domestic companies to the world-class level, particularly in high technology.
Conclusions and Relevance We conclude that external challenges failed to weaken the State, society and business, but, on the contrary, consolidated them. There has been a breakthrough in agricultural equipment and machinery production for the recent five years. The Russian companies have developed and mastered the production of more than 3,000 models of brand new agricultural machinery. We provide our recommendations for making innovative and investment development of the national economy, which relates to the import substitution policy, an irreversible process.
© Publishing house FINANCE and CREDIT, 2015
References
1. Krutikov V.K., Zaitsev Yu.V., Dorozhkina T.V., Fedorova O.V., Khudy-Khyski D. Regionalizatsiya kak draiver sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya (opyt, problemy, perspektivy) [Regionalization as a driver of socio-economic development (experience, problems, perspectives)]. Kaluga, Eidos Publ., 2014, 224 p.
2. Paptsov A.G. Ekonomika agrarnogo sektora razvitykh stran v usloviyakh mirovogo prodovol 'stvennogo krizisa [Economics of the agricultural sector in developed countries during the global food crisis]. Moscow, Grif i K Publ., 2009, 288 p.
3. Krutikov V.K., Erokhina E.V., Zaitsev Yu.V. Innovatsionnaya aktivnost' regiona i inostrannyi kapital [Innovative activity of the region and foreign capital]. Kaluga, Tipografiya Flagman Publ., 2012, 198 p.
4. Zubov V., Inozemtsev V. Surrogatnaya investitsionnaya sistema [Surrogate investment system]. Voprosy Economiki, 2015, no. 3, pp. 76-78.
5. Lin Yifu. Kitaiskaya ekonomika po-prezhnemu obladaet potentsialom bystrogo rosta [The Chinese economy still has the potential for rapid growth]. Kitai = China, 2013, no. 9, pp. 5-6.
6. Chung Yatu. Vezdesushchie "made in China" [The ubiquitous "made in China"]. Kitai = China, 2013, no. 9, pp. 38-41.
7. Chen Nan. Novyi bum pokupki evropeiskikh predpriyatii [A new boom of buying European enterprises]. Kitai = China, 2012, no. 4, pp. 35-37.
8. Zhu Taotao. Opyt Kitaya v VTO: uroki dlya Rossii [China's experience in the WTO: lessons for Russia].
Kitai = China, 2012, no. 10, pp. 31-33.
9. Xun Yeli. Myshlenie i stil' raboty novogo rukovodstva Kitaya. O knige "Si Tszin'pin o gosudarstvennom upravlenii" [The thinking and working style of the new leaders of China. On the book 'Xi Jinping: The Governance of China']. Kitai = China, 2014, no. 11, pp. 21-22.
10. Shanshan Yu. Dinamichnoe razvitie vneshnikh investitsii Kitaya [Dynamic development of foreign investments of China]. Kitai = China, 2014, no. 2, pp. 27-28.
11. Ovchinnikov V. Slagaemye uspekha kitaiskikh reform [Components of the Chinese successful reforms]. Kitai = China, 2012, no. 10, pp. 23-26.
12. Kirillov A. "Novoe normal'noe sostoyanie" - v tsentre vnimaniya parlamentariev ['New normal state' is the focus of lawmakers' attention]. Kitai = China, 2015, no. 4, pp. 18-20.
13. Krivoshapka I. Kak prevratit' problemy v novye vozmozhnosti? Obzor vystuplenii na panel'noi sessii v ramkakh Mezhdunarodnogo investitsionnogo foruma "Sochi-2014" [How to transform your problems into opportunities? An overview of presentations at the panel session of International Investment Forum Sochi-2014]. Effektivnoe antikrizisnoe upravlenie = Effective Crisis Management, 2014, no. 5, pp. 14-17.
14. Krutikov V.K., Zaitsev Yu.V., Dorozhkina T.V. Investitsionnaya privlekatel'nost' regiona: balans mezhdu sotsial'no-ekonomicheskim razvitiem i preferentsiyami investoram [Investment attractiveness of the region: the balance between socio-economic development and preferences for investors]. Kreativnaya ekonomika = Journal of Creative Economy, 2014, no. 11, pp. 108-114.