ПРАКТИКА
Ключевые слова:
инвестиции, государственная инвестиционная политика регионов, бюджетные расходы, привлечение инвестиций
И. В. Костин, к. э. н., доц.,
зав. кафедрой «Деньги. Кредит. Банки» Калужского филиала Государственного университета Минфина России (ГУМФ) (e-mail: iv_kostin@mail.ru)
Привлечение инвестиций в основной капитал: региональная практика
Возрастающее значение государственных инвестиций с одной стороны и нехватка у государства свободных бюджетных средств с другой обусловливают необходимость постоянного совершенствования системы управления инвестициями с целью наиболее эффективного их использования. От решения данного вопроса в значительной степени зависит инвестиционная привлекательность страны, ее регионов, а значит, и решение социально-экономических задач. В связи с этим важно и дальше проводить теоретико-прикладные исследования проблем управления инвестициями на государственном и муниципальном уровне.
Центральный федеральный округ (ЦФО) является одним из наиболее развитых округов Российской Федерации, лидируя по всем основным показателям социально-экономического развития. Лишь по общему объему промышленного производства он несколько уступает Приволжскому федеральному округу. На его территории проживает около 26 % населения страны и производится 34 % валового внутреннего продукта. ЦФО является крупнейшим финансово-экономическим центром, в котором сосредоточено более 60 % финансового капитала страны; ежегодные инвестиции в экономику округа составляют около 25 % от общероссийского показателя.
Относительно высокие объемы привлечения инвестиций позволили округу в последние годы добиться заметных структурных изменений в экономике, развитии отраслей и сфер хозяйства. Обеспечивая накопление производственного потенциала, инвестиции оказали непосредственное влияние на текущие и перспективные результаты хозяйственной деятельности предприятий.
Вместе с тем активизация в последнее время собственной инвестиционной политики регионов объясняется их стремлением преодолеть несовершенство федерального инвестиционного законодательства, элиминировать непоследовательность инвестиционной политики федерального центра, создать более благоприятный климат, обеспечивающий приток инвестиций в регион.
Несмотря на активизацию работы по привлечению инвестиций, регионы имеют в этом направлении весьма разные результаты (табл. 1).
Таблица 1
Основные социально-экономические показатели по субъектам Российской Федерации в 2009 г.
Валовой региональный продукт (ВРП) в 2008 г., млрд руб. Потребительские расходы в среднем на душу населения, тыс. руб./ мес. Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата, тыс. руб. Сальдированный финансовый результат (прибыль минус убыток) деятельности организаций, % к предыдущему году Инвестиции в основной капитал на душу населения, тыс. руб. Индекс физического объема инвестиций в основной капитал, %
Российская Федеpация 34 320 11,7 18,6 124,1 55,9 83,8
Центpальный федеральный округ 12 927 15,0 22,4 198,3 50,4 80,1
В том числе области:
Белгоpодская 319 9,1 14,1 37,9 51,1 76,6
Бpянская 127 8,1 11,0 в 4,1 раза 21,0 104,2
Владимиpская 176 7,2 13,1 194,0 33,3 102,8
Воpонежская 289 8,2 12,8 25,4 37,8 90,2
Ивановская 86 6,3 11,5 - 28,0 65,4
Калужская 153 9,3 15,4 49,7 58,7 81,5
Костpомская 81 6,4 12,5 0,2 16,1 65,4
Куpская 168 8,4 12,5 15,7 42,5 100,9
Липецкая 263 9,6 13,9 31,6 72,1 91,9
Московская 1685 14,3 23,3 175,0 48,6 63,0
Оpловская 95 7,2 11,8 65,0 24,5 75,6
Рязанская 150 8,2 13,4 88,6 33,1 71,4
Смоленская 122 9,1 13,0 в 2,1 раза 37,1 89,6
Тамбовская 123 8,9 11,6 97,8 43,0 103,3
Твеpская 197 8,9 14,2 38,0 49,5 124,6
Тульская 231 8,9 14,3 38,3 40,0 104,9
Яpославская 220 8,3 14,4 - 39,7 100,5
Москва 8441 28,2 33,4 в 2,6 раза 71,1 77,8
Источник: Федеральная служба государственной статистики Российской Федерации (http://www.gks.ru/ wps/wcm/connect/rosstat/rosstatsite/main/, свободный).
Лидеры по показателю объема инвестиций в основной капитал на душу населения — Липецкая, Калужская, Белгородская, Московская области и Москва. Соответственно, в этих субъектах Федерации отмечается лучшая динамика социально-экономических показателей. А такие области, как Ивановская, Брянская, Костромская и Орловская, имеющие худшие показатели по инвестициям, занимают самые низкие позиции в рейтинге социально-экономических показателей. Дифференциация показателей обуславливается разным уровнем инвестиционной активности регионов, их разным инвестиционным потенциалом.
В рейтинге по объему инвестиций на душу населения лидеры — Липецкая, Калужская, Белгородская, Тверская области, а к числу аутсайдеров относятся Костромская, Брянская, Орловская, Ивановская. Вместе с тем темпы прироста инвестиций выше среднего показателя по России отмечаются в 6 из 17 областей ЦФО.
На современном этапе развития российской экономики особенно остро встает проблема привлечения прямых иностранных инвестиций. В условиях дефицита ресурсов для производственного инвестирования возрастает значимость долгосрочных зарубежных инвестиций для России в целом и особенно для регионов. Проанализируем положение дел в этой сфере в различных областях ЦФО.
Иностранные инвестиции на душу населения в 2010 г., $
2500
2000
1500
1000
500
1 іііИии------
О
Є
\о
О
о:
сс
*
о
*
<
сс
\о
о
о:
сс
*
о
со
о
*
о
о
о
0_
\о
о
о:
сс
*
0)
<
\о
о
о:
сс
*
о
С1
<
со
<
со
\о
о
о:
сс
*
о
X
0)
<
о
2
О
\о
о
о:
сс
\о
о
о:
сс
*
о
*
0)
X
о
С1
о
со
\о
о
о:
сс
*
о
со
о
<
С1
О
\о
о
о:
сс
*
0
1
сс
со
к
0_
\о
о
о:
сс
*
о
С1
0)
<
\о
о
о:
сс
*
о
со
о
\о
о
о:
сс
*
о
со
сс
<
о
о
С1
сс
\о
о
о:
сс
*
о
<
о
С1
о
1_
<
ш
\о
о
о:
сс
о
\о
о
о:
сс
*
0
1
к
С1
ш
\о
о
о:
сс
*
о
С1
\о
о
о:
сс
*
о
со
о
\о
0
Источник: составлено автором по данным Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации (http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat/rosstatsite/main).
Наибольший объем иностранных инвестиций на душу населения в 2010 г. (без учета Москвы) пришелся на Калужскую, Московскую, Липецкую, Владимирскую области, а наименьший — на Тамбовскую, Курскую, Брянскую и Костромскую. Как мы видим, разница между областями ЦФО по этому показателю очень существенная. Основными факторами, приведшими к столь значительной неравномерности распределения объемов инвестиций по регионам, стали:
— различный уровень квалификации регионального менеджмента;
— разнородность ресурсно-сырьевой базы;
— различный уровень развития инфраструктуры;
— различные приоритеты и активность реализации инвестиционной политики;
— различная доступность и достоверность информации, и др.
В этой связи заслуживает внимания опыт Калужской области — региона, добившегося высоких показателей в инвестиционной сфере и успешно решающего задачи социально-экономического развития.
ИНВЕСТИЦИИ В КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ
В последние годы Калужская область уверенно сохраняет свое лидерство по темпам роста инвестиций, особенно иностранных. Удельный вес последних в 2009 г. составил 57,7 %, в то время как в среднем по России этот показатель был 6 %.
Важной характеристикой инвестиций является их структура по видам экономической деятельности.
Таблица 2
Инвестиции в основной капитал по видам экономической деятельности (в среднем за 2007-2009 гг.)*, %
Российская Федерация Калужская область
Всего 100 100
В том числе по видам экономической деятельности:
Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство 4,5 6,7
Добыча полезных ископаемых 13,7 0,3
Обрабатывающие производства 14,7 52,2
Производство и распределение электроэнергии, газа и воды 6,8 5,9
Строительство 4,0 0,4
Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования 3,8 2,0
Гостиницы и рестораны 0,5 0,5
Транспорт и связь 24,0 11,5
Финансовая деятельность 1,2 1,5
Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг 17,2 8,1
Государственное управление и обеспечение военной безопасности; обязательное социальное обеспечение 1,7 3,5
Образование 2,0 1,8
Здравоохранение и предоставление социальных услуг 2,4 3,0
Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг 2,7 1,9
* Без субъектов малого предпринимательства, без НДС.
Источник: составлено автором по данным Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации (http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat/rosstatsite/main/).
Как показывают данные табл. 3, наибольший удельный вес инвестиций в целом по России приходится на транспорт и связь, операции с недвижимым имуществом, аренду и предоставление услуг, обрабатывающие производства, добычу полезных ископаемых. Структура инвестиций в основной капитал по видам экономической деятельности в Калужской области существенным образом отличается от структур других регионов. Наибольший удельный вес инвестиций приходится на обрабатывающие производства — 52,2 % (по России — 14,7 %), далее идут транспорт и связь, операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг, сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство.
Оценивая структуру инвестиций области, следует отметить, что она в значительно большей степени, чем в других регионах, соответствует обозначенным руководством страны приоритетам развития экономики. Она выстроена с уклоном в сферу производства продукции с высокой добавленной стоимостью — в такие отрасли, как машиностроение, транспорт, связь. Созданный в этих отраслях производственный потенциал имеет значительную перспективу роста.
В результате стабильного наращивания инвестиционного потенциала в предшествующие годы объем инвестиций в 2010 г. увеличился на 45,4 %, что позволило области занять первое место среди субъектов Федерации по этому показателю.
Согласно данным табл. 3, в период с 2006 по 2010 гг. областью было заключено 71 соглашение с инвесторами общим объемом инвестиций в 218,8 млрд руб. Это позволило открыть на территории региона 33 предприятия (9211 рабочих мест).
Таблица 3
Показатели инвестиционной деятельности в Калужской области за период с 2006 по 2010 гг.
Показатель Кол-во
Количество заключенных соглашений с инвесторами 71
Количество запланированных соглашений в I квартале 2011 г. 6
Общий объем инвестиций (по заключенным соглашениям за период с 2006 по 2010 гг.) 218,8 млрд руб.
В том числе по соглашениям, заключенным в 2010 г. 70,9 млрд руб.
Общее количество рабочих мест, предполагаемое к созданию (по заключенным соглашениям за период с 2006 по 2010 гг) 22 108
В том числе по соглашениям, заключенным в 2010 г. 4582
Осуществлено капитальных вложений 83,0 млрд руб.
В том числе в 2010 г. 42,7 млрд руб.
Количество созданных рабочих мест по состоянию на 01.01.2011 (по заключенным соглашениям за период с 2006 по 2010 гг) 9211
В том числе за 2010 г. 4940
Количество открытых предприятий (с 2006 по 2010 гг) 33
Количество запланированных к открытию предприятий в I квартале 2011 г. 2
Источник: составлено автором по данным министерства экономического развития Калужской области.
Проводимая с 2006 г. органами власти Калужской области инвестиционная политика обеспечила рост доходов бюджета и населения области. За последние пять лет налоговые и неналоговые доходы увеличились в 2,6 раза, а с 2007 г. ежегодный темп роста собственных доходов опережает аналогичный показатель в целом по всем регионам России. Доходы населения за этот период возросли более чем в 2 раза, а средняя заработная плата по региону в 2010 г. составила 17,4 тыс. руб. и является одной из самых высоких в ЦФО.
Успех в привлечении инвестиций был достигнут благодаря постоянному поиску путей и последовательной реализации системы мер по созданию в регионе благоприятного инвестиционного режима. Калужская область не располагает богатыми природными ресурсами и масштабной экономической базой, как некоторые другие регионы, однако ее руководству удалось создать благоприятные условия для инвесторов, что обеспечило развитие промышленности, транспорта, связи и других направлений региональной экономики. Одной из эффективных форм привлечения инвестиций стало строительство технопарков.
СОЗДАНИЕ ИНДУСТРИАЛЬНЫХ ПАРКОВ
Индустриальные парки — это технологические площадки с необходимой инженерной инфраструктурой для размещения новых производств, в т. ч. с участием иностранного капитала. Их задача — снять инфраструктурные ограничения при реализации инвестиционных проектов, обеспечить инвесторов всеми необходимыми коммуникациями. Создание индустриальных парков — весьма привлекательная форма инвестиций, поскольку инвесторы имеют возможность минимизировать материальные затраты и время, воспользоваться налоговыми льготами и в результате обеспечить себе все условия для создания и развития бизнеса.
Помимо площадок в технопарках инвесторы получают:
— содействие в оформлении прав собственности или аренды на земельный участок;
— всестороннюю поддержку на протяжении всего времени реализации проекта.
В настоящее время на территории Калужской области реализуются проекты индустриальных парков различной направленности. Один из самых развитых и значительных на сегодня — технопарк «Грабцево», который расположен вблизи северо-восточной границы г. Калуги, к северо-западу от сельского поселения Грабцево. Его общая площадь — 730 га, основное направление — производство легковых автомобилей. Его главный участник — ООО «Фольксваген Груп Рус». Объем инвестиций концерна Volkswagen AG в данный проект составляет €570 млн. Объем производства — 150 тыс. автомобилей в год, количество рабочих мест — 3000.
Комплекс «А-парк» расположен в непосредственной близости от завода Volkswagen в технопарке «Грабцево» на участке общей площадью 20 га. В нем предусматривается строительство 100 тыс. м2 производственных, складских и офисных помещений. Общий объем инвестиций — €100 млн. Основное направление — создание и развитие инновационных предприятий по производству автокомпонентов. Основные резиденты: Volkswagen (легковые автомобили), Benteler (детали подвески автомобилей), Visteon (запасные части для интерьера автомобилей: внутренняя отделка, электронные и осветительные приборы, кондиционеры), Isoplast (пластиковые части для автомобилей).
Индустриальный парк «Ворсино» создан для размещения промышленных предприятий различной отраслевой направленности. Участок расположен на северо-востоке Калужской области в Боровском районе, на границе Калужской и Московской областей. Общая площадь — 972 га. Основные резиденты технопарка: ООО «Нестле Россия» (корма для домашних животных), ООО «Самсунг Электроникс Рус Калуга» (сборка телевизионных панелей), ООО «Кей Ти Эн Джи Рус» (табачная фабрика) и ЗАО «Л'Ореаль» (косметические средства).
Помимо этого на территории парка начата реализация инвестиционных проектов компаний: ОАО «КНПЭМЗ» (электрометаллургический завод), ООО «Одиссейпром» (мебель), ООО «Нестле Пурина ПетКер» (корма для домашних животных), ОАО «Еврофлоат Калуга» (плоское стекло), ООО «Омега Лиз Калуга» (логистический центр), ЗАО «Вин-трастком» (пластиковая посуда для авиакомпаний), ООО «ЕвроСтройТехнологии» (строительные материалы), ООО «Онвест Калуга» (логистический центр), ООО «Сормат Рус» (метизы), ООО «Туплекс» (паркетная подложка), ООО «ЮКОНН» (полиэфирное штапельное волокно), ООО «Джон Дир Русь» (сельскохозяйственная техника) и др. Суммарный объем инвестиций должен составить более €2,25 млрд, что позволит создать более тысячи рабочих мест.
Основное направление индустриального парка «Калуга-Юг» — производство коммерческих грузовых автомобилей и строительной техники. Участок расположен на южной границе г. Калуги в черте города, к северу от транспортной развязки «Калуга — Козельск — Тула». Общая площадь парка — 115 га. Участники проекта: ЗАО «Вольво-Восток» — основной резидент, ЗАО «Бецема» (производство навесного оборудования: кузовов, цистерн). Кроме того, на территории технопарка «Калуга-Юг» планируют развивать свой бизнес такие компании, как: ООО «Меркатор Холдинг» (производство и монтаж навесного оборудования для обслуживания дорог), ООО «Терра коммерческий транспорт» (автомобильные перевозки, хранение и складирование грузов), ООО «Леон Капитал» (сервисное обслуживание грузовиков Renault). По инвестиционному контракту с ЗАО «Вольво-Восток» объем инвестиций составляет €92 млн. Объем производства — 15 тыс. автомобилей в год. Количество рабочих мест — 1000.
В рамках индустриального парка «Росва» предусматривается производство легковых автомобилей, размещение предприятий различной отраслевой направленности. Участок расположен юго-западнее г. Калуги, к северо-западу от д. Росва. Общая
площадь — 472 га. Основной участник проекта — альянс Peugeot Citroen Automobiles Rus и Mitsubishi Motors Corporation. Объем инвестиций должен составить €300 млн. Объем производства — 150 тыс. автомобилей в год. Количество рабочих мест — 2600.
Наряду с вышеперечисленными технопарками в области реализуется ряд других проектов: по производству сельскохозяйственной техники и строительных материалов; в фармацевтике, лесо- и агропромышленном комплексах, пищевой и перерабатывающей промышленности и др. В них активно участвуют такие западные компании, как General Electric (США), Samsung (Корея), L'Oreal (Франция), KT&G (Корея), SAB-Miller (ЮАР), Hemofarm (Сербия и Черногория), Nestle Purina PetCare (Швейцария).
РЕАЛИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРОГРАММ
Достижение столь высоких результатов стало возможным благодаря не только созданию благоприятного для инвестиций налогового и административного режима, но и реализации на территории области региональных и федеральных программ, проектов крупных компаний и различных фондов. Наиболее значимыми для области стали:
— долгосрочные и ведомственные целевые программы;
— особые экономические зоны технико-внедренческого и туристско-рекреационного типов;
— государственная программа «Создание в Российской Федерации технопарков в сфере высоких технологий»;
— финансовая поддержка наукоградов Российской Федерации (строительство инновационной, социальной и инженерной инфраструктуры);
— проекты Инвестиционного фонда Российской Федерации;
— проекты Государственной корпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)»;
— проекты ОАО «Российская венчурная компания»;
— проекты Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, и др.
ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАНИЙ
В рамках сложившейся системы обеспечения инвестиционной привлекательности области большая роль отводится администрациям муниципальных образований. По оценкам министерства экономического развития Калужской области, на первом месте по инвестиционному потенциалу находится г. Обнинск. Он вызывает постоянный интерес у представителей иностранных посольств, деловых кругов, структур поддержки бизнеса.
Широкое привлечение инвестиций позволило городу добиться положительной динамики по основным показателям социально-экономического развития. В Обнинске зарегистрировано 4700 предприятий и организаций, 9,8 тыс. индивидуальных предпринимателей. На предприятиях города занято 50,2 тыс. чел., из них в научной сфере 11,4 тыс., или 23 %. Достижению таких результатов способствовало его выгодное стратегическое положение (100 км от Москвы, 80 км от Калуги), достаточно развитая транспортная инфраструктура (Киевское и Варшавское шоссе, Юго-Западная железная дорога, аэропорт в п. Ермолино), развитые телекоммуникационные связи и научная сфера и другие факторы.
Важную роль в привлечении инвестиций играет проводимая администрацией города политика развития инновационных производств. Наиболее полно эта задача начала решаться в рамках программы развития города как наукограда. Город, не
имея возможности вкладывать бюджетные средства непосредственно в конкретные перспективные инновационные проекты, направляет их на развитие инженерной инфраструктуры. Один из первых подобных проектов — строительство муниципальной промышленной зоны (МПЗ) в 2001 г.
Основным источником финансирования проекта послужили средства государственной программы по финансовой поддержке наукоградов Российской Федерации на строительство инновационной, социальной и инженерной инфраструктуры1. Площадка в 50 га с подведенными коммуникациями — канализацией, водой, газом, электричеством и т. д. — создала условия для привлечения в город на конкурсной основе крупных инвесторов, обеспечивших создание 10 предприятий с высокотехнологичным производством. В результате на каждый бюджетный рубль, вложенный в промышленную зону, было привлечено 27 руб. инвестиций.
Наряду с развитием промышленной зоны в 2006 г. был создан технопарк «Обнинск» для размещения комплекса предприятий (фармацевтика, биотехнологии, информационные технологии и пр.). Резидентами нового технопарка преимущественно должны стать крупные российские предприятия, прежде всего Росатома и Российской академии медицинских наук.
Предполагаемый объем выпуска продукции после завершения строительства предприятий технопарка и их выхода на проектную мощность составит более 20 млрд руб. По расчетам, вложенные в проект федеральные средства должны окупиться уже в 2011 г. (путем уплаты налогов в бюджеты всех уровней). По итогам 2010 г. доходы в бюджет в расчете на одного жителя города оказались самыми высокими в области. Аналогичная работа проводится администрациями других муниципальных образований области, в которых также достигнуты неплохие результаты в привлечении инвестиций.
Говоря о динамике роста ВРП Калужской области, следует отметить, что он в основном происходил за счет создания производств на новых предприятиях. Как показывает анализ, такого успеха в привлечении инвестиций Калужской области удалось достигнуть за счет:
— формирования и активной реализации приоритетов инвестиционной политики, учитывающей интересы региона и инвесторов;
— создания нормативно-правовой базы, обеспечивающей благоприятный инвестиционный режим;
— активной информационной работы по продвижению положительного имиджа региона и его инвестиционных возможностей с одновременным обеспечением доступности и достоверности информации для инвесторов;
— интенсификации усилий региона по налаживанию связей с представителями ближнего и дальнего зарубежья;
— развития производственной, финансовой и социальной инфраструктуры в регионе;
— разработки и реализации региональных (федеральных) программ по поддержке инвестиционных процессов, способствовавших повышению инвестиционной привлекательности региона;
— создания и эффективного функционирования инвестиционных институтов, обеспечивающих подготовку инвестиционных площадок и поддержку в реализации бизнес-проектов.
1 Постановление Правительства России от 22 декабря 2007 г № 917 «Об утверждении Правил предоставления межбюджетных трансфертов из федерального бюджета для осуществления мероприятий по развитию и поддержке социальной, инженерной и инновационной инфраструктуры наукоградов Российской Федерации»(с изм. от 27 января, 3 октября 2009 г., 28 декабря 2010 г).
К этому следует добавить, что факторами конкурентных преимуществ области в привлечении инвестиций стали ее географическая близость к Москве, относительно развитая транспортная инфраструктура, высокий образовательный и научный потенциал и др.
Помимо этого, региону удалось повысить свою инвестиционную привлекательность с помощью всемирно известных фирм: Volkswagen AG, Peugeot, Citroen, Mitsubishi, General Electric, Samsung и др. Благодаря реализации крупных бизнес-проектов по производству автомобилей, бытовой техники и других товаров новые инвесторы проявили интерес к организации выпуска автокомпонентов, комплектующих, материалов, предоставлению услуг для уже созданных предприятий.
Высокотехнологичные производства с высоким экспортным потенциалом позволили создать тысячи рабочих мест, поднять средний уровень заработной платы, увеличить доходы в бюджеты всех уровней и на этой основе успешнее решать социально-экономические задачи развития региона.
В то же время следует отметить, что достигнутые положительные результаты ставят перед областью новые, более сложные задачи по привлечению инвестиций в экономику региона. Их реализация требует большей научной обоснованности в выработке современной инвестиционной политики, ее приоритетов, дальнейшего повышения инвестиционной культуры, наращивания энергетического потенциала и развития всех составляющих инфраструктуры региона.
Нельзя не отметить: в последнее время активизировалась инвестиционная политика регионов, что усиливает конкуренцию за привлечение инвестиционного капитала, а это в свою очередь требует больших ресурсов и более высокого качества управления инвестиционными процессами. В этих условиях актуальной задачей становится более детальное изучение предпочтений инвесторов2.
Наряду с этим дифференцированность инвестиционной среды, многообразие форм и методов стимулирования инвестиций, отсутствие унифицированных схем существенно затрудняют активизацию инвестиционного процесса и использование передового опыта регионов-лидеров. Поэтому при таком положении дел слепое копирование опыта Калужской области представляется неэффективным. Но отдельные направления работы вполне могут быть применимы в других регионах.
Определенный интерес могут представлять приоритеты инвестиционной политики и действующий в области механизм ее реализации. В то время как отраслевые приоритеты других регионов почти совпадают с доминирующими отраслями, характеризуются консервативностью и воспроизводят с небольшим расширением имеющуюся структуру их экономики, Калужская область ориентируется на «новую экономику». Это подразумевает развитие отраслей с высокой добавленной стоимостью, поддержку проектов, обеспечивающих потенциал роста экономики региона в будущем и позволяющих повысить вертикальную интеграцию предприятий региона.
Региональным властям необходимо координировать первоочередные интересы региона с интересами частных инвесторов. Если инвесторы сегодня проявляют больший интерес к фармацевтике, переработке отходов, производству продуктов питания и т. д., то решение проблем развития инфраструктуры и энергетики, как показывает опыт Калужской области, должны брать на себя регионы, ибо без них невозможно дальнейшее развитие экономики.
2 Морозова Т. Г., Александрова А. В. Механизмы реализации инвестиционно-инновационной стратегии в стабильно развивающихся регионах РФ// Региональная экономика. — 2010. — № 18 (153).
Помимо грамотно определенных приоритетов заслуживает внимания опыт области в построении положительного регионального имиджа и продвижении своего бренда. Он заключается в проведении политики максимальной открытости по отношению к внешнему миру, демонстрации имеющихся инвестиционных возможностей региона с использованием ключевых коммуникационных каналов в России и за рубежом, расширением географии деловых контактов, в т. ч. с помощью правительственных структур. Активная информационная политика в полной мере раскрыла инвестиционный потенциал и позиционировала Калужскую область как инвестиционно привлекательный регион.
Для обеспечения благоприятного инвестиционного режима особое внимание уделяется формированию инфраструктуры финансового рынка, развитию сети небанковских финансово-кредитных институтов, активизации банковской системы в вопросах финансирования инвестиционных проектов, страхованию и стимулированию инвестиций. Данное направление работы во многом способствовало решению проблемы нехватки финансовых ресурсов.
Важной особенностью калужского опыта по привлечению инвестиций стало построение кластерной экономики под конкретные задачи иностранных и отечественных инвестиций. За ее основу область одной из первых в России взяла индустриальные парки, в то время как на Западе такой механизм развития бизнеса освоен давно.
В числе значимых направлений работы, способствовавших активизации инвестиционной деятельности и улучшению инвестиционного климата в области, можно также назвать:
— развитие механизмов государственно-частного партнерства при реализации инвестиционных проектов с целью снятия основных инфраструктурных рисков;
— концентрацию государственной поддержки инвестиционной деятельности на приоритетных направлениях социально-экономического развития;
— создание институтов развития, обеспечивающих комфортный режим инвестирования.
Обобщая вышеизложенное, можно констатировать, что накопленный Калужской областью опыт в привлечении инвестиций показал свою эффективность и может быть применим в других регионах страны.
Библиография
1. Морозова, Т. Г., Александрова, А. В. Механизмы реализации инвестиционно-инновационной стратегии в стабильно развивающихся регионах РФ // Региональная экономика. — 2010. — № 18 (153).
2. Сайт Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat/rosstatsite/main/, свободный.
3. Сайт Министерства экономического развития Калужской области [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.admoblkaluga.ru/upload/mineconom/invest/Kaluga_region_1.pdf.