Научная статья на тему 'Роль инноваций в обеспечении конкурентоспособности предприятия'

Роль инноваций в обеспечении конкурентоспособности предприятия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
227
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / COMPETITIVENESS / ИННОВАЦИИ / INNOVATION / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / INNOVATION ACTIVITIES / ВИДЫ ИННОВАЦИОННОЙ АКТИВНОСТИ / TYPES OF INNOVATION / ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / INNOVATION POTENTIAL / ИННОВАЦИОННАЯ СТРАТЕГИЯ / INNOVATION STRATEGY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кузнецова Елена Юрьевна, Игумнова Екатерина Олеговна, Кошелева Татьяна Валерьевна

В статье рассматриваются роль инноваций в системе конкурентоспособности предприятий. Раскрывается сущность и состав инновационного потенциала субъекта предпринимательства, виды его инновационной деятельности. Особое внимание авторы уделили инновационным стратегиям, позволяющим предприятиям достигать и удерживать конкурентные преимущества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article discusses the role of innovation in the competitiveness of the enterprises. The substance and structure of innovative potential of entrepreneurs and types of innovation are revealed in the article. Special attention has been paid to innovative strategies that give an opportunity to the enterprises to achieve and maintain competitive advantages.

Текст научной работы на тему «Роль инноваций в обеспечении конкурентоспособности предприятия»

РОЛЬ ИННОВАЦИЙ В ОБЕСПЕЧЕНИИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ

ПРЕДПРИЯТИЯ

Кузнецова Елена Юрьевна,

Канд. экон. наук, доцент кафедры «Экономика и управление», Поволжский государственный университет

сервиса, г.о. Тольятти Игумнова Екатерина Олеговна, Кошелева Татьяна Валерьевна,

Студ. гр. Э-502, Поволжский государственный университет сервиса, г.о. Тольятти

АННОТАЦИЯ

В статье рассматриваются роль инноваций в системе конкурентоспособности предприятий. Раскрывается сущность и состав инновационного потенциала субъекта предпринимательства, виды его инновационной деятельности. Особое внимание авторы уделили инновационным стратегиям, позволяющим предприятиям достигать и удерживать конкурентные преимущества. ABSTRACT

The article discusses the role of innovation in the competitiveness of the enterprises. The substance and structure of innovative potential of entrepreneurs and types of innovation are revealed in the article. Special attention has been paid to innovative strategies that give an opportunity to the enterprises to achieve and maintain competitive advantages.

Ключевые слова: конкурентоспособность, инновации, инновационная деятельность, виды инновационной активности, инновационный потенциал, инновационная стратегия .

Keywords: competitiveness, innovation, innovation activities, types of innovation, innovation potential, innovation strategy.

Несомненно, что важнейшей проблемой экономического развития России является выпуск конкурентоспособной продукции и укрепление конкурентных позиций отечественных предприятий как на внутреннем, так и внешнем рынках. В этой связи одним из ключевых факторов обеспечения конкурентоспособности предприятий и экономики страны в целом являются инновации, которые представляют собой новую или усовершенствованную продукцию (товар, работа, услуга), способ (технология) ее производства или применения, нововведение или модернизацию в сфере организации производства и реализации, способствующие получению и создающие условия формирования экономической выгоды или улучшающие потребительские свойства продукции (товара, работы, услуги) [1].

Другими словами, инновации - это мощный инструмент конкурентной борьбы, позволяющий обойти конкурентов за счет освоения эффективных технологических процессов или выхода с новой продукцией на рыночное пространство либо на неосвоенные рынки или нахождения своей ниши.

Исследования показывают, что инновационная деятельность обеспечивает субъектам предпринимательства возможность эффективного развития с точки зрения динамики финансово-хозяйственных процессов в зависимости от состояния рынка. При этом в числе основных видов инновационной активности предприятий можно выделить следующие:

1) продуктовые, связанные с разработкой и выпуском современных или улучшенных видов продукции;

2) организационные, обусловленные совершенствованием структуры управления и методов производства;

3) маркетинговые, изыскивающие новые сферы внедрения и применения продукции;

4) технологические, новейшие или улучшенные производственные процессы, технологии) (рис. 1) [2]. Как показывает практика, указанные виды инноваций могут быть реализованы в различных формах, в т.ч. посредством синтеза.

34,4%

Технологические ■ Продуктовые

Организационные ■ Маркетинговые

Рисунок 1. Виды инновационной активности предприятий

Заметим, что значимость проблемы конкурентоспособности и устойчивого развития хозяйствующих субъектов подчеркивается и в государственных социально-экономических программах Российской Федера-

ции, в которых особое внимание уделяется необходимости инновационного развития страны и его стимулированию.

Есть все основания полагать, что для осуществления эффективной инновационной деятельности предприя-

тия должны обладать инновационным потенциалом, который, согласно экономическим публикациям, представляет собой совокупность (рис. 2):

а) трудовых ресурсов, участвующих в реализации ин-

новационной деятельности, в их количественно-качественной определенности;

б) природных ресурсов и их комбинаций;

в) новых производственных фондов и технологий;

г) институциональных компонентов в виде свода норм

и правил осуществления новаторской деятельности;

д) форм инновационной активности;

е) доступности и качества информации.

Рисунок 2. Состав инновационного потенциала предприятия

Запуском инновационного процесса является результат творческой предпринимательской деятельности всех подразделений хозяйствующего субъекта, на внедрение которых оказывают влияние как внутренние, так и внешние по отношению к нему факторы. В этой связи достижение согласованного управления инновационным процессом возможно только на основе обеспечения взаимосвязи соответствующих ему стратегических решений с общими целями предприятия и стратегией его развития. В этом смысле определяющими для инновационного процесса служат следующие стратегические решения:

- выбор типа рынка;

- выделение сегментов рынка;

- определение целевой ниши;

- разработка технологий;

- выбор товаров и услуг;

- принятие решений относительно кооперации в разработках, производстве и сбыте;

- определение планируемого объема продаж. Кроме того, влияние инноваций на конкурентоспособность хозяйствующих субъектов обусловливает рост требований к возможностям их технологического трансфера. Опираясь на результаты имеющихся научных исследований в области инновационной активности российских предприятий, отметим, что наиболее распространенной практикой является преимущественное использование продуктовых и технологических инноваций иностранного происхождения даже в тех случаях, когда отечественные разработки не уступают зарубежным по уровню исполнения и ожидаемому экономическому эффекту. Это обусловливает тот факт, что повышение результативности инновационных процессов требует применения различных форм кооперации c заинтересованными партнерами, например, в форме совместных разработок, приобретения патентов и лицензий, совместных исследований с другими предприятиями, обмена научно-технической информацией в рамках конференций, выставок, ярмарок.

Однако необходимо учитывать, что разработка и внедрение инноваций сопряжены с различного рода рисками:

- рыночным или коммерческим риском, обусловленным степенью оригинальности концепции и ее сложностью;

- технологическим риском, связанным с техническими аспектами внедрения инноваций;

- стратегическим риском, характеризуемым совместимостью инноваций с рынком и существующими технологиями.

Исходя из изложенного, разработка и реализация подлинных инноваций в практической деятельности предприятий крайне редки.

Обращаясь к литературным источникам, можно выделить следующие виды инновационных стратегий предприятий:

1. Наступательная стратегия, в рамках которой разработка инноваций носит инициативный характер. Это требует больших капиталовложений и сопряжено то значительными рисками. Подобной стратегией оперируют крупные предприятия, являющиеся лидерами на масштабных рынках. При этом персонал хозяйствующего субъекта должен обладать высокой квалификацией, способностями видения перспектив и уметь быстро анализировать информацию и принимать целесообразные для конкретной ситуации решения.

В силу серьезных ограничений предприятия могут придерживаться выборочной тактики и использовать наступательную стратегию по отношению к отдельным ассортиментным или номенклатурным товарным позициям, имеющим особое стратегическое значение в части привлечения внимания потребителей.

2. Защитная инновационная стратегия, которая, как правило, используется средними предприятиями, занимающими прочную позицию на рынке, которая, однако не может быть охарактеризована как лидирующая. Риск применения данной стратегии ниже, чем у наступательной, но меньше и сам потенциальный возможный выигрыш.

3. Иными словами, защитная инновационная стратегия целесообразна для хозяйствующих субъектов, способных увеличивать прибыль в условиях конку-

ренции благодаря эффективному управлению производством и маркетингом и формированию преимущества за счет более низких издержек. Такие предприятия уделяют инновационным процессам значительное внимание и имеют достаточный потенциал для их модификации.

4. Лицензионная (поглощающая) стратегия, которая ориентирована на разработку инновационных решений (защищаемых патентами или ноу-хау), присвоенных другим организациям. Возможны ситуации, когда крупные предприятия не располагают достаточными возможностями для проведения исследований в разных сферах, но, тем не менее, равномерно распределяют ресурсы для проведения собственных исследований и разработок и получение лицензий. Продажа лицензии на собственное прогрессивное нововведение в таком случае может рассматриваться как эффективный способ реализации наступательной стратегии. Кроме приобретения технологий конкурента с помощью лицензионного соглашения существует и другой способ инновационного развития - привлечение специалистов конкурента: либо ведущих сотрудников, либо всей команды проекта. Подобная ситуация обусловливается нежеланием или неспособностью конкурента реализовывать исследовательский проект или сократить расходы на него. В этом случае получение информации о возможных действиях конкурентов позволяет приобрести их опыт за незначительную сумму.

Чаще всего поглощающая стратегия применяется малыми инновационными предприятиями, которые в силу ограниченного масштаба деятельности не имеют возможности реализации полноценной наступательной стратегии. Тем не менее, поглощающие стратегии различных типов могут использоваться хозяйствующими субъектами различных размеров. Ресурсоемкая же стратегия слияния или поглощения применяется в основном только крупными предприятиями.

5. Промежуточная стратегия, которая основана на дифференциации продукции и стремлении предприятия быть лидером и сохранить конкурентные преимущества. Это объясняется желанием уйти от прямой конкурентной борьбы с лидерами рынка,

соперничество с которыми в данном сегменте при производстве стандартной продукции изначально обречено на провал.

Основными факторами, определяющими выбор инновационной стратегии, являются:

1) информация о поведении конкурентов при экономических изменениях;

2) политика нивелирования или распределения рисков;

3) тенденции и перспективы развития отрасли и др. Так, в условиях активно развивающейся отрасли и

низкого уровня конкуренции для предприятия предпочтительна наступательная стратегия, в случае развития рынка и усиления конкуренции - защитная стратегия, улучшение продуктов или лицензионная стратегия. На этапе же зрелости для хозяйствующего субъекта наиболее целесообразна защитная стратегия технологических инноваций или лицензионная стратегия отрасли.

Таким образом, инновационный тип конкурентного поведения обусловливает преимущества в условиях производства и сбыта продукции, возможность получения большей величины прибыли посредством разработки и введения на рынок новых товаров и услуг для производственного и потребительского секторов.

В этой связи особое значение приобретает тип инновационного развития, а сам инновационный процесс требует стратегического планирования и управления новшествами для расширения рынка и удовлетворения существующих и потенциальных потребностей, способствуя, тем самым, обеспечению конкурентоспособности предприятий.

Список литературы

1. Качалов, С. Н. Совершенствование инновационной адаптивности корпоративных структур как фактор роста их конкурентоспособности // Риск (Рынок. Информация. Снабжение. Конкуренция). - 2008. -№ 2. - С. 35-40.

2. Кобрин, Ю. П. Инновации - условие конкурентоспособности // Экономист. - 2004. - № 12. - С.23-29.

3. Марков, А. А. Инновации и макроэкономическая конкурентоспособность: новая экономическая идеология и парадигма экономического развития // Свободная мысль. - 2008. - № 6. - С. 193-202.

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ

Кузнецова Оксана Сергеевна, Секлецова Ольга Вячеславовна,

Канд.техн.наук, доцент кафедры общей и прикладной экономики, ФГБОУ ВО КемТИПП, г. Кемерово

Кузнецова Елизавета Евгеньевна, магистрант ФГБОУ ВО КемТИПП, г. Кемерово

Проблемам малого бизнеса в России уделяется большое внимание, тем не менее существует ряд задач, требующих решений. По данным Росстата на 1 января 2014 года, в России зарегистрировано 5,6 млн. субъектов малого и среднего предпринимательства, в которых работают 25% от общей численности занятых в экономике. На долю субъектов приходится около 25% от общего объема оборота продукции и услуг, производимых предприятиями по стране.

Рассмотрев структуру организационно-правовых форм, можно отметить, что 62,8% субъектов малого и среднего предпринимательства - индивидуальные предприниматели, 37,2% - юридические лица (из них 32,7% -микропредприятия,4,2% - малые предприятия и 0,3% -средние предприятия).

Основными видами деятельности малых и средних предприятий являются торговля (более 39,6%) и предоставление услуг (35,4%).[1]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.