ФОРМИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ КАК ФАКТОР УСТОЙЧИВОГО ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ М.С. Луценко, канд. экон. наук, доцент e-mail: [email protected] М.В. Новоковский, магистрант e-mail: [email protected] Воронежский государственный технический университет
В статье раскрывается необходимость решения проблемы обеспечения устойчивого функционирования предприятий, как экономических систем на основе обеспечения их инновационного развития путем формирования различных инновации
Ключевые слова: инновация, инновационная активность, инновационное развитие, инновационный процесс, модель управления , эффективность инноваций
THE INNOVATIVE DEVELOPMENT OF ENTERPRISES AS A FACTOR OF SUSTAINABLE FUNCTIONING M.S. Lutsenko, Candidate of Economic Science, Assistant Professor
e-mail: [email protected] M.V. Novokowskii, Undergraduate e-mail: [email protected] Voronezh State Technical University
The article reveals the necessity of solving problems of ensuring sustainable operation of enterprises as economic systems on the basis of ensuring its innovative development through the formation of various innovations
Key words: innovation, innovative activity, innovative development, innovation process, management model , innovation efficiency
Первостепенным показателем эффективного и стабильного функционирования организации является ее устойчивость. Главной же причиной, по которым большинство предприятий вкладывают в освоение и реализацию научно - технического прогресса большое количество финансовых вложений является острая конкурентная борьба, с которой приходится сталкиваться практически всем предприятиям, будь то ориентация предприятия на выпуск продукции, поставку технологий , или же оказание каких-либо услуг.
Таким образом, отсюда следует, что каждое предприятие должно проводить мониторинг линии поведения основных и потенциальных конкурентов, должны ориентироваться на появление новых научных и технологических разработок, для дальнейшего прогнозирования ситуации на рынке. Все это проводится для создания рыночного равновесия.
Рынок является саморегулирующей экономической системой, которая устанавливает и регулирует определенные взаимоотношения между потребителем и производителем, а так же оказывает стимулирующее воздействие на развитие производства, исходя из этого, следует, что одним из конкурентных источников прибыли может стать своевременное обновление продукции предприятия. При этом наличие емкого рынка является одним из факторов, которые предполагают стимулирующее ускоренное обновление продукции, так как рентабельность новой продукции предприятия обеспечивается, как правило, большими объемами продаж [1].
Для обновления продуктовой линейки предприятий все чаще приходится осуществлять задачи ускоренного обновления и модернизации российского производства и экономики на базе инновационного потенциала предприятия .
Главным основоположником теории инновации является австрийский экономист Й. Шумпетер. Основной идеей инновации рассматривает, как основное средство для получения прибыли на предприятии, при этом он считает инновационный процесс случайным и основа его случайности является относительной характеристикой. Данное его положение считалось ошибочным до того момента пока авторы работ «Длинные волны в экономике» рассмотрели тот факт, что инновации являются реакцией на снижение эффективности инвестиций. При разработке своей теории инновационных циклов Й. Шумпетер предполагал, что циклы являются среднесрочными колебаниями, а под инновациями понимал в основном инвестиции во внедрение новых продуктов. И лишь благодаря исследованиям Н.Д.Кондратьева[2] о цикличном развитии экономики, позволили Й. Шумпетеру дополнить свою теорию циклами Кондратьева.
Таким образом, на основании многочисленных исследований западный экономист - Й. Шумпетер все же признается основателем всех инновационных концепций, которые были разработаны в начале 20 века.
Основной идеей образования инновационного развития предприятия заключается в определении не только используемых инноваций в сфере производственных
инновации товаров и услуг, а так же и совокупностью условий, которые гарантируют воспроизводство инновационной стратегической направленности развития предприятия на постоянной основе. К данному числу условий входят: ресурсное и научное обеспечение , структура и особенности предприятий, формирование общей наступательной стратегии развития , предполагает развитый инновационный менеджмент, а так же нацеленность трудовой мотивации на воспроизводство инновации и их эффективное использование.
Главной трудностью в освоении принципиально новых видов продукций выделяют несколько причин[3]:
- новая продуктовая линии связана с поиском нового рынка и его потребителя, а так же наладки предприятием сети распределения и обслуживания;
- для производства нового товара могут потребоваться новые технологические решение, связанные с модернизацией или переоборудованием производства;
- для принципиально нового продукта необходи-
ма организация новых связей с поставщиками;
- коренное преобразование может затрагивать не только технику, но так же и материалы для производства нового продукта;
- всегда наблюдается присутствие риска, связанного с инвестированием финансовых средств для выпуска инновационных видов продукции.
Для устойчивого функционирования предприятия необходимо в комплексе разрешение всех вышеперечисленных проблем, на сегодняшний день это является достаточно актуальной задачей.
Для достижения сбалансированного состояния предприятия на практике используют отечественные и зарубежные модели построения и управления инновационными процессами , их можно разделить по двум основополагающим признакам (таблица [2]):
1. по организационной структуре разработки модели;
2. по методу осуществления модели.
Модели построения и управления инновационными процессами
Модели управления инновационными процессами
Организационная структура разработки модели Метод осуществления модели
Инновационная цепь Малые и средние предприятия преобразовывают научные идеи и разработки в готовый продукт (рисковое венчурное предпринимательство)
Кибернетическая модель Тесная кооперация науки и практики на крупных предприятиях (научно-производственные объединения)
Модель параллельно-последовательного взаимодействия фаз инновационного процесса Международная межфирменная кооперация
Социально-технологическая модель Стратегические альянсы в области инновации (консорциумы и совместные предприятия)
Модель управления предполагает, что инновационный процесс можно представить, как комплекс взаимосвязанных элементов, которые определяются в заданной последовательности и обладают только им функциональными задачами с главной ориентацией на достижение конечной поставленной цели. Формирование инновационного пространства предполагает цепочку событий - от зарождения основной идеи до сферы потребления конечного продукта, в которой рынок оказывает решающее влияние не только на стратегию сбыта, но и на основную стратегию научно - технического развития .
Суть протекания основных этапов и закономерностей инновационных процессов , а также факторы, гарантирующие их успешное протекание , в настоящее время претерпевают систематического научного исследования. В этой связи многократно указывалось, что научные разработки вносят особый вклад в формирование, развитие, внедрение и распространение инноваций.
Таким образом, инновационная активность предприятия выступает экономическим ядром, которое позволяет с одной стороны оценить, спланировать и сбалансировать не только текущую, но и долгосрочную устойчивость. Долгосрочная стратегия экономический устойчивости является отображением соответствия внутренней среды требованиям со сто-
роны внешней среды, которые определяют в точном объеме необходимые изменения. Основа планирования повышения эффективности производства и реализации способствует достижение научно-технического прогресса на предприятии , который основывается на выявлении и оценки резервов производства и эффективности проводимых и внедряемых инновации, как реальных средств достижения стратегических целей предприятия в области устойчивого функционирования.
Литература
1. Анисимов Ю.П. Устойчивость развития предприятия при инновационной деятельности : монография/ Ю.П.Анисимов . -Воронеж. - 2011. - С. 29-31.
2.Бородулин В.Ю. Экономические регуляторы обеспечения устойчивости производства, М.: МГИУ. 2010. - С. 64-68.
3. Самсонов А.Н. Инновационное развитие предприятий как стратегическое направление деятельности: монография / А.Н. Самсонов. - Москва. 2012. -С.49-50.
4. Ягудин С.Ю. Методологические подходы формирования современного управления инновационным развитием предприятия, М.: дис. канд. наук, 2012. - С.95-97.