Н.А. Лобанова, аспирант, кафедра экономического анализа, ■■■ Финансовый университет
при Правительстве РФ, г. Москва, Россия, na.lobanova2206@gmail.com
АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ АНАЛИЗА ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА РОССИЙСКИХ ПРЕДПРИЯТИЙ
В статье обосновывается значимость инновационной деятельности для долгосрочного устойчивого развития бизнеса, поясняется связь между инновационной активностью предприятия и его конкурентоспособностью. Также раскрываются причины низкой инновационной активности российских предприятий: невысокий спрос на продуктовые инновации, незначительная отдача от технологических инноваций, недофинансирование НИОКР, имитационный характер российской инновационной системы. Приводится обзор продуктового и процессного подходов к трактовке термина «инновации» с раскрытием преимуществ и недостатков каждого, при этом автором предлагается новая, стоимостная, трактовка сути инноваций, основанная на применении базовых принципов стейкхолдер-ского подхода. Инновации, по мнению автора, - это не продукт или процесс, а инструмент создания стоимости бизнеса и повышения его инвестиционной привлекательности. Также предлагается авторское толкование понятия «инновационный потенциал», приводятся его определение и структура. В составе инновационного потенциала выделяются четыре ключевых компонента: финансы, маркетинг, технологии и персонал, и два катализатора инновационной активности: организационно-управленческий ресурс и информация. Обозначаются основные проблемы и дальнейшее направление исследования: построение аналитической модели взаимосвязи между индикаторами инновационной активности и показателями, характеризующими устойчивое развитие бизнеса.
Ключевые слова: инновации, инновационный потенциал, инновационное развитие, инновационная деятельность, устойчивое развитие, стейкхолдерский подход.
Экономические реалии последних лет наглядно показали, что ориентация на инновационную стратегию развития является одним из необходимых условий обеспечения конкурентоспособности и долгосрочной устойчивости организации. Для того чтобы быть успешной в условиях современного рынка, компании необходимо уметь оперативно реагировать на изменения конъюнктуры, переориентировать производство на выпуск новой продукции и перестраивать бизнес-процессы, утрачивающие эффективность.
Вместе с тем, для российских предприятий внедрение инноваций сопряжено с ря-
дом проблем, в первую очередь таких, как высокая стоимость инноваций в сочетании с дефицитом финансирования и существенный временной лаг между финансированием инновационной деятельности и получением эффекта от ее реализации.
Именно поэтому большинство компаний скорее предпочитают профинансировать текущую деятельность или менее рисковый инвестиционный проект, чем вложить средства во внедрение инноваций, которые могут не дать положительного эффекта в будущем. Подобная стратегия может быть результативна в краткосрочной и среднесрочной
перспективе, но окажется абсолютно нежизнеспособной в долгосрочном плане, поскольку получение краткосрочных выгод недостаточно тесно коррелирует с реализацией стратегических целей компании. Долгосрочная устойчивость предполагает постоянное обновление продуктов, технологий и бизнес-процессов и использование положительного эффекта от коммерциализован-ных новшеств для финансирования новых разработок.
В связи с этим выбор организацией долгосрочной стратегии должен базироваться на достаточно полной и достоверной оценке имеющихся инновационных возможностей и присущих специфике деятельности инновационных рисков. Изучению этих проблем должно уделяться повышенное внимание еще и потому, что инновационный потенциал организации, его наличие и достаточность оказывают непосредственное воздействие на долгосрочную устойчивость бизнеса. Данный тезис обосновывается тем, что в структуре инновационного потенциала должны в той или иной степени найти свое отражение все стратегические инициативы компании - ее финансовые, рыночные, кадровые, технологические и прочие возможности.
Путем оценки уровня и степени гибкости этих показателей, а также комбинации их с различными инновационными рисками можно разработать рекомендации по построению основных стратегических ориентиров инновационной деятельности компании.
Здесь важно отметить, что уровень разработанности данной темы в научной литературе довольно низок. Несмотря на высокую значимость поднятой проблемы на настоящий момент нет единого понимания касательно того, что собой представляет инновационный потенциал, как его оценить и какое влияние он оказывает на устойчивость и эффективность бизнеса.
Более того, в практической деятельности большинство российских компаний, ру-
ководство которых понимает, что инновационный потенциал - это мощный инструмент интенсивного развития бизнеса, если и обладают желанием управлять им, то не всегда используют имеющиеся у них возможности, поскольку инновационная активность представляет собой наиболее рискованный вид инвестирования.
Учитывая все вышесказанное, актуальность выбранной для исследования темы не вызывает сомнений. Наличие универсальной методики оценки и анализа инновационного потенциала, а также квалифицированных специалистов в этой области помогло бы вывести инновационную активность российского бизнеса на новый уровень.
В настоящее время, согласно данным Федеральной службы государственной статистики, инновационную активность в Российской Федерации проявляют всего 10,9% предприятий1.
При этом, согласно современным исследованиям, к инновациям в России наиболее расположены экономически состоятельные организации, обладающие значительным объемом финансовых, кадровых и интеллектуальных ресурсов, работающие в сфере высоких технологий2. Небольшие предприятия других отраслей не проявляют практически никакой инновационной активности. В числе проблем, имеющих прямое отношение к сложившейся ситуации, рейтинговое агентство «Эксперт» выделяет следующие3:
— низкий спрос на инновации в России и его неэффективная структура;
— имитационный характер российской инновационной системы;
— низкая отдача от технологических инноваций;
— хроническое недофинансирование НИОКР и т.д.
Несмотря на то, что в России инновати-ка является довольно молодым направлением исследований, в научный оборот термин «инновации» был введен еще в 1911 году австрийцем Йозефом Шумпетером. Так,
Долгосрочная устойчивость предполагает постоянное обновление продуктов, технологий и бизнес-процессов и использование положительного эффекта от коммерци-
ализованных новшеств для финансирования новых разработок.
ДИСКУССИЯ 4
журнал научных публикаций Щ
в своей работе «Теория экономического развития» ученый описывал инновационные процессы как новые комбинации, которые формируются в результате реорганизации производства благодаря использованию новой техники или сырья, внедрению новой продукции или появлению новых рынков сбыта4.
Следует отметить, что для своего времени это была довольно точная и в то же время широкая трактовка термина «инновации» - Й. Шумпетеру уже удалось выделить продуктовые и процессные инновации, а это одна из базовых классификаций инноваций и по сей день.
В ходе дальнейшей эволюции подходов к толкованию термина «инновации» обозначилось несколько основных подходов.
Объектный подход, то есть понимание инновации как конечного продукта инновационной деятельности. Такой точки зрения придерживались, например, Л. Гохберг, П. Завлин, В. Зайченко, И. Молчанов, Э. Уткин, Р. Фатхудинов. Эта же позиция прослеживается и в российской инновационной политике, в частности, в Стратегии инновационного развития России на период до 2020 года («Инновационная Россия - 2020»)5. Основная цель инновационной деятельности в рамках этого подхода подразумевает создание нового продукта, способного удовлетворять те или иные общественные потреб-
ности, то есть обладающего потребительской ценностью.
Процессный подход, то есть толкование инновации как комплекса мероприятий, процесса осуществления изменений. Такая трактовка встречается в исследованиях Ф. Валенты и Л. Волдачека, В. Лапина, В. Медынского, Ф. Никсона, Б. Твиса. Сторонники процессного подхода считают, что инновация - это непрерывный процесс, на разных стадиях которого могут появляться новые товары, технологии, методы, позволяющие решать существующие задачи более эффективно.
Критический взгляд на оба подхода позволяет понять, что и объектный, и процессный подход определяют цель инновационной активности как удовлетворение потребностей конечного пользователя, как правило, с целью повышения конкурентоспособности предприятия. Однако если рассматривать инновации просто как средство удовлетворения потребностей, теряется смысл самого инновационного процесса - компания ничего не приобретает, потребитель не видит дополнительной полезности. Таким образом, нужно понимать, что инновации - это, прежде всего, инструмент создания стоимости как для потребителя, так и для самой компании. В этом ключе внедрение инноваций работает как своего рода мультипликатор: инвестиции в успешные инновации уве-
личивают совокупный спрос, что обусловливает рост производства, что, в свою очередь, индуцирует появление вторичных инноваций, вновь требующих инвестиций. Успешное функционирование описанного выше цикла приводит к росту стоимости бизнеса, делает компанию более устойчивой и конкурентоспособной. Соответственно, необходимо выделить и третий подход к пониманию сущности инноваций - стоимостной подход, то есть понимание инновации как инструмента создания стоимости, удовлетворения интересов стейкхолдеров и обеспечения долгосрочной устойчивости.
Данный подход является наиболее применимым в целях анализа и оценки, поскольку он не противоречит двум предыдущим, а позволяет учесть их основные преимущества и имеет комплексный, всеобъемлющий, характер.
Обобщая все вышесказанное, далее будем придерживаться следующего определения инновации: инновация - это инструмент создания добавленной ценности для потребителя и производителя путем внесения изменений в бизнес-процессы компании.
Вопрос оценки инновационного потенциала в цикле инновационной деятельности встает раньше, чем вопрос об эффективности инновационной активности и ее влиянии на общее экономическое состояние организации. Прежде, чем оценивать, насколько эффективно работают инновации на предприятии, нужно понять, есть ли у компании резервы роста, скрытые возможности, использование которых может дать дополнительный эффект.
Трактовка понятия «инновационный потенциал» в научной литературе едва ли не шире, чем трактовка самого понятия «инновации». Несмотря на то, что наиболее популярным подходом к толкованию ин-
Согласно современным исследованиям, к инновациям в России наиболее расположены экономически состоятельные организации, обладающие значительным объемом финансовых, кадровых и интеллектуальных ресурсов, работающие в сфере высоких технологий.
чаемого объекта и целей и задач конкретного исследования.
На наш взгляд, следует понимать, что не все ресурсы в равной степени задействованы в инновационной деятельности - часть из них представляют собой базу для осуществления инновационной деятельности, наличие которой является необходимым и достаточным условием реализации организацией инновационной активности, а еще часть участвуют в инновационном процессе опосредованно, выступая своего рода катализатором инновационной активности, то есть обеспечивая оптимальное использование инновационных ресурсов.
С учетом сказанного предлагаем выделять следующие основные компоненты инновационного потенциала:
1. Ключевые компоненты: финансы; маркетинг; технологии; персонал.
2. Катализаторы инновационной активности: информация; организационно-управленческая составляющая.
Четыре ключевых компонента удовлетворяют всем основным требованиям, предъявляемым к изучаемой категории в целях анализа: они оказывают непосредственное и решающее воздействие на инновационный потенциал, охватывают различные функциональные сферы и имеют системный и мотивирующий характер в силу значительного взаимовлияния.
Ресурсный блок инновационного потенциала - это те элементы, которые впоследствии войдут в состав инновационных затрат фирмы-инновато-ра. Структура инновационных затрат, а значит, и потребность в инновационных ресурсах различна на каждой из стадий жизненного цикла инноваций. На стадии исследований и проектирования доля материальных затрат невелика, важное значение име-
новационного потенциала является ресурс- ют интеллектуальные ресурсы, в том числе
ный подход, состав элементов, входящих и кадровая составляющая, от эффективности
в инновационный потенциал, различается которой во многом зависит весь дальнейший
в зависимости от понимания сущности изу- успех инновационного проекта.
В дальнейшем, на стадии промышленного производства и практической реализации инновационных решений, на первый план выходят материальные и технологические компоненты. Материально-технологические ресурсы - это имущественный комплекс предприятия, уровень организации которого характеризует способность быстро переориентировать производство на изготовление инновационного продукта6. Эти ресурсы определяют базу потенциала, непосредственно влияя на темпы и масштабы инновационной деятельности.
На стадии распространения и потребления важную роль играют рыночные позиции фирмы-инноватора. Коммерциализация - это то, что отличает инновацию от новшества или изобретения, повышает ее потребительскую ценность и позволяет максимизировать выгоды.
Под катализаторами инновационной активности понимаются факторы, которые не удовлетворяют всем перечисленным требованиям, но могут оказать существенное воздействие на инновационный потенциал, ускорить либо замедлить темпы инновационного развития:
— информационные ресурсы, значение которых в XXI веке является неоспоримым. Объем информационных ресурсов с течением времени только растет, но важно оценивать качество информации, в том числе ее точность и непротиворечивость;
— организационно-управленческие ресурсы, в том числе организационная культура, технологии бизнес-процессов, системы стратегического и тактического планирования, методы контроля.
Целями управления устойчивым инновационным развитием является накопление такого уровня инновационного потенциала, который даст возможность организации перейти на качественно новый уровень, а также создание и поддержание благоприятной инновационной атмосферы внутри организации, позволяющей внедрять новые продукты и технологии и активно развиваться.
Таким образом, управление инновационной деятельностью предприятия должно основываться на полном и достоверном анализе своих инновационных возможностей, существующих инновационных рисков и инновационной репрезентативности ниши в целом.
Инновационные возможности компании определяются наличием у нее соответствующих ресурсов - финансовых, рыночных, материально-технических, кадровых и т.д. Совокупность ресурсов, необходимых для осуществления инновационной деятельности, и факторов, опосредованно на нее влияющих, составляет инновационный потенциал организации. При грамотном управлении имеющимися ресурсами инновационный продукт/процесс может стать основным драйвером стоимости бизнеса, повысить его конку рентоспособность и инвестиционную привлекательность, 'jjjj
Литература
1. Российский статистический ежегодник [Электронный ресурс]. URL: http://www.gks.ru/wps/ wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/ publications/catalog/doc_1135087342078 (дата обращения: 27.03.2016).
2. Гаврилова Н.М. Состояние инновационной активности российских предприятий: реалии и перспективы // Креативная экономика. 2012. № 9 (69). С. 15-20.
3. Инновации: исследование рейтингового агентства «Эксперт» [Электронный ресурс]. URL: http://www.raexpert.ru/researches/Inno-broshura-02. pdf (дата обращения: 27.03.2016).
4. Шумпетер Й.А. Теория экономического развития. М.: Прогресс, 1982. 436 с.
5. Стратегия инновационного развития РФ на период до 2020 года (утв. распоряжением Правительства РФ от 8 декабря 2011 г. № 2227-р) [Электронный ресурс]. URL: http://docs.cntd.ru/ document/902317973 (дата обращения: 27.03.2016).
6. Волосатов В.Д., Бабанова Ю.В. Сущность и структура инновационного потенциала промышленного предприятия // Вестник Челябинского государственного университета. 2010. № 3 (184). С. 134-138.
Вопрос оценки инновационного потенциала в цикле инновационной деятельности встает раньше,
чем вопрос об эффективности инновационной активности и ее влиянии на общее экономическое состояние организации.
URGENT PROBLEMS OF RUSSIAN ENTERPRISES' INNOVATIVE POTENTIAL'S ANALYSIS
N.A. Lobanova, postgraduate.
The department of economic analysis.
Financial University under the Government of the Russian Federation.
Moscow, Russia, na.lobanova2206@gmail.com
This article substantiates a significance of innovative activity for long-term stable development of business, exposes a connection between innovative activity of enterprise and its competitiveness. It also explains reasons of low innovative activity of Russian enterprises: low demand for product innovations, low feedback from technological innovations, insufficient financing of RTD and imitative character of Russian innovative system. There is a review ofproduct and process approaches to interpretation of the term "innovations" with explanation of advantages and disadvantages of each; on the other hand the author offers a new evaluation interpretation of innovations' essence based on application of basic principles of stakeholder approach. According the author's opinion, innovation is not a product or process, but a tool for business' cost creation and growth of its investment attractiveness. The paper also offers the author's explanation of the notion "innovative potential", provides its definition and structure. In the structure of innovative potential there are four key components: finances, marketing, technologies and personnel; also two catalysts of innovative activity: organizational-managerial resource and information. The article identifies the main problems and further ways of researches: creation of analytical model of interaction between indicators of innovative activity and indices which characterize stable development of business.
Key words: innovations, innovative potential, innovative development, innovative activity, sustainable development, stakeholders approach.
References
1. Russian statistical Yearbook (in Russian). Available at: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/ros-stat_main/rosstat/ru/statistics/publications/catalog/ doc_1135087342078 (accessed 27.03.2016).
2. Gavrilova N.M. Sostoianie innovatsionnoi aktivnos-ti rossiiskikh predpriiatii: realii i perspektivy [Conditions of innovative activity of Russian enterprises: reality and perspectives]. Kreativnaia ekonomika - Creative economy, 2012, no. 9 (69), pp. 15-20.
3. Innovatsii: issledovanie reitingovogo agentstva «Ekspert» [Innovation: a study of rating Agency "Expert"]. Available at: http://www.raexpert.ru/research-es/Inno-broshura-02.pdf (accessed 27.03.2016).
4. Shumpeter I.A. Teoriia ekonomicheskogo razvitiia [Theory of economic development]. Moscow, Progress Publ., 1982. 436 p.
5. Strategiia innovatsionnogo razvitiia RF na period do 2020 goda (utv. rasporiazheniem Pravitel'stva RF ot 8 dekabria 2011 g. № 2227-r) [Strategy of innovative development of the Russian Federation for the period until 2020 (approved. the decree of the RF Government of December 8, 2011 № 2227-p)]. Available at: http:// docs.cntd.ru/document/902317973 (accessed 27.03.2016).
6. Volosatov V.D., Babanova Iu.V. Sushchnost' i struktura innovatsionnogo potentsiala promyshlen-nogo predpriiatiia [The essence and structure of innovative potential of industrial enterprises]. Vestnik Cheliabinskogo gosudarstvennogo universiteta - Bulletin of the Chelyabinsk state University, 2010, no. 3 (184), pp. 134-138.