Научная статья на тему 'Обеспечение конкурентоспособности предпринимательских структур на основе результатов инновационной деятельности'

Обеспечение конкурентоспособности предпринимательских структур на основе результатов инновационной деятельности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
470
129
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ СТРУКТУРА / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / ИННОВАЦИИ / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ВОСПРИИМЧИВОСТЬ / ИННОВАЦИОННОСТЬ / ENTERPRISE STRUCTURE / COMPETITIVENESS / INNOVATIONS / INNOVATIVE ACTIVITY / SUSCEPTIBILITY / INNOVATION REFERENCES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Яненко Марина Борисовна, Жданова Екатерина Леонидовна

Мировой опыт показывает, что устойчивое развитие производства в долгосрочном периоде зависит не столько от ресурсных возможностей, сколько от инновационного характера предпринимательства, от масштабов инновационной деятельности, которая связана с разработкой, внедрением, использованием новшеств. В статье рассматривается инновационная деятельность как фактор обеспечения конкурентоспособности предпринимательских структур. Уточняются понятия «конкурентоспособность», «инновация», «инновационная деятельность». Рассматриваются формы инновационной деятельности предпринимательских структур. Авторами статьи раскрывается взаимосвязь между инновационной деятельностью и конкурентоспособностью предпринимательской структуры, а также приводится методика оценки уровня конкурентоспособности предпринимательских структур за счет использования результатов инновационной деятельности. Обоснована важность инновационной активности с целью формирования и удержания конкурентных преимуществ, а также упрочнения конкурентных позиций предприятия, как на внутреннем, так и на внешнем рынках.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ensuring competitiveness of enterprise structures on the basis of results of innovative activity

World experience shows that the sustainable development of production in the long-term period depends not so much on resource opportunities how many from innovative nature of business, from scales of innovative activity which is connected with development, introduction, use of innovations. The article discusses the innovative activity as a factor of competitiveness of enterprise structures. Clarifies the concept of "competitiveness", "innovation", "innovation activity". Discusses forms of innovative activity of enterprise structures. The authors of article reveal the relationship between innovation and competitiveness of entrepreneurial structure, provide a method of estimating the level of competitiveness of enterprise structures through the use of innovation. It substantiates the importance of innovation activity. It justifies the importance of innovation activity in order to create and retain competitive advantages, as well as strengthening the competitive position of the enterprise, both on internal, and on external the markets.

Текст научной работы на тему «Обеспечение конкурентоспособности предпринимательских структур на основе результатов инновационной деятельности»

Интернет-журнал «Науковедение» ISSN 2223-5167 http ://naukovedenie.ru/

Том 8, №2 (2016) http ://naukovedenie. ru/index.php?p=vol8-2

URL статьи: http://naukovedenie.ru/PDF/75EVN216.pdf

DOI: 10.15862/75EVN216 (http://dx.doi.org/10.15862/75EVN216)

Статья опубликована 25.04.2016.

Ссылка для цитирования этой статьи:

Яненко М.Б., Жданова Е.Л. Обеспечение конкурентоспособности предпринимательских структур на основе результатов инновационной деятельности // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» Том 8, №2 (2016) http://naukovedenie.ru/PDF/75EVN216.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ. DOI: 10.15862/75EVN216

УДК 339.137.2

Яненко Марина Борисовна

ФГАОУ ВО «Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных

технологий, механики и оптики», Россия, Санкт-Петербург1 Профессор кафедры «Производственного менеджмента и трансфера технологий»

Доктор экономических наук E-mail: [email protected] РИНЦ: http://elibrary.ru/author profile.asp?id=252288

Жданова Екатерина Леонидовна

ФГАОУ ВО «Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных

технологий, механики и оптики», Россия, Санкт-Петербург

Студент (магистрант) E-mail: [email protected]

Обеспечение конкурентоспособности предпринимательских структур на основе результатов инновационной деятельности

Аннотация. Мировой опыт показывает, что устойчивое развитие производства в долгосрочном периоде зависит не столько от ресурсных возможностей, сколько от инновационного характера предпринимательства, от масштабов инновационной деятельности, которая связана с разработкой, внедрением, использованием новшеств.

В статье рассматривается инновационная деятельность как фактор обеспечения конкурентоспособности предпринимательских структур. Уточняются понятия «конкурентоспособность», «инновация», «инновационная деятельность». Рассматриваются формы инновационной деятельности предпринимательских структур. Авторами статьи раскрывается взаимосвязь между инновационной деятельностью и конкурентоспособностью предпринимательской структуры, а также приводится методика оценки уровня конкурентоспособности предпринимательских структур за счет использования результатов инновационной деятельности. Обоснована важность инновационной активности с целью формирования и удержания конкурентных преимуществ, а также упрочнения конкурентных позиций предприятия, как на внутреннем, так и на внешнем рынках.

1 193231, Санкт-Петербург, улица Коллонтай, 27-1-839 1

Ключевые слова: предпринимательская структура; конкурентоспособность; инновации; инновационная деятельность; восприимчивость; инновационность

В условиях глобализации, проникающей во все новые сферы деятельности, конкуренция усиливается не только на национальных, но и на зарубежных рынках. Поэтому российским компаниям приходится все активнее конкурировать по качеству и техническому уровню продукции с иностранными компаниями, которые имеют ряд преимуществ, прежде всего, в охвате мирового рынка.

Ввиду этого в настоящий момент особую важность имеют вопросы повышения конкурентоспособности предпринимательских структур (ПС), поскольку решение данной проблемы приведет к стабильному росту рынка, увеличению прибыли, удовлетворению потребностей каждого потребителей и страны в целом.

Чтобы отечественные предприятия смогли составить конкуренцию зарубежным компаниям, необходимо располагать конкурентоспособным производством, сопровождаемым высоким качеством продукции и низкими издержками. Одним из факторов, способных придать импульс росту конкурентоспособности российских предприятий, является внедрение инноваций.

Как показывает практика, в конкурентной борьбе побеждает тот, чья деятельность преимущественно основывается на инновационном подходе и главной целью является создание новых видов продукции. Именно вклад инноваций является определяющим фактором успешной деятельности любой предпринимательской структуры.

Таким образом, в условиях рыночной экономики одним из основных источников формирования конкурентоспособности отечественных ПС, их развития и упрочнения становится активизация инновационной деятельности.

Целью статьи является рассмотрение инновационной деятельности в качестве фактора конкурентоспособности предпринимательских структур. Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:

• определение понятия конкурентоспособности предпринимательских структур;

• определение понятия и содержания инновационной деятельности предпринимательских структур;

• исследование форм инновационной деятельности;

• обоснование роли инновационной деятельности в обеспечении конкурентных преимуществ предпринимательских структур в условиях жесткой конкуренции.

Конкурентоспособность - это реальная и потенциальная способность предприятия с учетом имеющихся у него для этого возможностей проектировать, изготавливать и реализовывать в определенных условиях товары, которые по своим потребительским и стоимостным характеристикам более привлекательны для потребителей, чем товары конкурентов [1].

Конкурентоспособность ПС на рынке определяется темпами внедрения ею новых научно-технических решений, развития наукоемких технологий и эффективностью инновационных процессов.

Согласно «концепции бриллианта» (с английского - Diamond Concept) Майкла Портера при возрастающей степени конкурентности рынков, на которых функционирует предприятие,

основой обеспечения его конкурентоспособности, поддержания и улучшения финансового состояния становится инновационность [2].

Предприятия, которые нацелены на расширение собственных конкурентных преимуществ на рынке, особое внимание уделяют инновационному аспекту развития. При рассмотрении истории эволюционных преобразований и взаимоотношений на рынке, можно заключить, что инновации являются обязательными составляющими бизнес-процесса для предприятий, занимающих на рынке прочные позиции и нацеленных на сохранение и укрепление такого положения в будущем [3, с. 69].

Следовательно, в современных условиях широкое использование в хозяйственной деятельности инноваций является важнейшим источником формирования и удержания конкурентных преимуществ.

И. Шумпетер, который в начале 20 века в своей работе «Теория экономического развития» ввел понятие «инновация», под ней понимал введение нового продукта или качественное совершенствование нынешнего, внедрение новой технологии производства, открытие нового рынка, приобретение нового источника сырья, осуществление новой организации производства [4].

В соответствии с Концепцией инновационной политики Российской Федерации на 1998-2000 гг. под инновацией понимается конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или улучшенного продукта, внедренного на рынке, нового или улучшенного технологического или организационного процесса, используемого в практической деятельности.

Инновационная деятельность, в свою очередь, рассматривается как деятельность, ориентированная на использование и коммерциализацию результатов научных исследований и разработок для расширения и обновления номенклатуры, повышения качества выпускаемой продукции, улучшения технологии их производства с последующим введением и эффективной реализацией на внутреннем и внешних рынках.

Основной целью инновационной деятельности является создание, накопление и развитие научно-технического потенциала субъекта хозяйствования, обеспечивающее его конкурентоспособность, экономическую безопасность и развитие.

Важными факторами определения инновационной деятельности являются:

• инновационная деятельность базируется на новом научном знании;

• результатом инновации является либо внедрение новых продуктов или услуг на рынок, либо осваивание новых производственных процессов [5].

Инновационная деятельность объединяет в себе комплекс научных, технологических, организационных, финансовых и коммерческих мероприятий, которые в совокупности приводят к созданию инноваций [6].

Инновационная деятельность может выражаться в следующих формах:

а) подготовка и организация производства, включающие приобретение производственного оборудования и инструмента, изменения в них, а также в стандартах, процедурах, методах производства и контроля качества изготовления нового продукта или применения нового технологического процесса;

б) предпроизводственные разработки, предусматривающие модификации продукта и технологического процесса, переподготовку кадров;

в) маркетинг новых продуктов, включающий виды деятельности, связанные с выведением на рынок новой продукции;

г) приобретение со стороны неовеществленной технологии в виде патентов, лицензий, раскрытия ноу-хау, торговых марок, моделей, конструкций и услуг технологического содержания;

д) приобретение овеществленной технологии - машин и оборудования, по своему технологическому содержанию связанных с введением на предприятии продуктовых или процессных инноваций;

е) производственное проектирование, включающее подготовку планов и чертежей для определения производственных процедур, технических спецификаций.

Все формы инновационной деятельности приводят к упрочнению конкурентных позиций ПС по таким критериям как: качество продукции, потребительские свойства продукции, стоимость продукции и прочее [7].

Без применения инноваций практически невозможно создать конкурентоспособную продукцию или услугу, которые бы обладали высокой степенью наукоемкости и новизны.

Инновация способна дать долговременный полезный эффект, который дает возможность значительно оторваться от конкурентов. Эффективность некоторых инновационных проектов может значительно превышать ту, что соответствует общепринятым процессам и подходам. Предприятие с наименьшими затратами способно достигнуть таких результатов, достижение которых для конкурентов, не обладающих такой инновационной поддержкой и применяющих традиционные методы работы, будет сопряжено со значительными дополнительными финансовыми и временными затратами [8]. Весьма часто предприятие, которое вырвалось вперед на волне инноваций, в будущем продолжает удерживать лидерство, поскольку преимущества, которые оно использовало, могут быть недостижимы для других участников рынка, а преодолеть отставание иными способами практически невозможно [3].

По этой причине многие компании за рубежом напрямую финансируют научные и исследовательские центры, занимающиеся разработкой инновационных проектов и направлений.

Интерес для предприятия, прежде всего, представляют идеи, проекты или решения, по своему содержанию являющиеся результатом креативного процесса и содержащие нестандартный подход, обеспечивающий повышенный эффект от их внедрения (в силу своей уникальности) [9].

Некоторые инновации образуют конкурентные преимущества, создавая принципиально новые благоприятные возможности на рынке, или дают возможность захватить сегменты рынка, которые были упущены конкурентами.

Если реакция конкурентов медленная, то такие инновации обеспечат предприятию конкурентные преимущества. Японские компании, например, в автомобилестроение достигли исходных преимуществ, обратив внимание к компактным моделям, обладающим меньшими размерами, расходующим меньше энергии, которые игнорировали их зарубежные конкуренты, считая такие модели менее выгодными и менее привлекательными [10, с. 318].

Таким образом, стратегически правильно внедренные новации в любой области деятельности предпринимательской структуры, способствуют повышению конкурентоспособности ПС в целом (рисунок 1).

Рисунок 1. Взаимосвязь инновационной деятельности и конкурентоспособности

предпринимательской структуры [11]

На данном рисунке наблюдается отчетливая взаимосвязь критериев конкурентоспособности и видов инноваций.

Инновации в рыночной экономике представляют собой орудие конкуренции, так как последствиями инноваций может быть возникновение новых потребностей, снижение издержек производства, рост прибыли, улучшение имиджа производителя, приток инвестиций, открытие и захват новых рынков [12].

Использование во всем мире инноваций на сегодняшний день - это не желание, а необходимость выживания, поддержание конкурентоспособности и укрепления положения на рынке [13]. Яркий тому пример, события начала 1980-х годов на рынке мотоциклов, когда компания Yamaha предприняла попытку атаковать компанию Honda, та в ответ вместо общепринятого снижения цен сделала выбор в пользу инновационной стратегии и за полтора года выпустила на рынок 113 новых моделей мотоциклов, оставив соперника далеко позади [14, с. 305].

Инновационная деятельность способствует росту всех важных производственных, финансово-экономических показателей, активизирует развитие рекламной политики и деловой активности, что в результате повышает конкурентоспособность ПС.

Конкурентоспособность ПС за счет использования результатов инновационной деятельности можно рассматривать с учетом двух сторон - восприимчивости и инновационности.

Восприимчивость - это свойство ПС адаптироваться к изменениям внешней среды с помощью внутриорганизационной перестройки.

Инновационность - это способность ПС обновляться, совершать преобразования в своей деятельности путем осваивания новых элементов. Взаимосвязь данных свойств, образующих конкурентоспособность ПС, а также роль инновационных ресурсов представлены на рисунке 2.

Условные обозначения:

ситуационное управление

использование свойств Рисунок 2. Схема формирования конкурентоспособности предпринимательской

структуры [15, с. 79]

Согласно рисунку 1 конкурентоспособность ПС зависит от степени использования ее инновационного потенциала [16]. Конкурентоспособность (К) в таком случае может быть определена как:

К = Кв + Ки; (1)

где: Кв - коэффициент восприимчивости предприятия; Ки - коэффициент инновационности предприятия. Коэффициент восприимчивости рассчитывается следующим образом:

Кв = Ви / Во;

(2)

где: Ви - количество инновационных видов продукции, производимых предприятием;

Во - общее количество видов продукции, производимых предприятием.

Коэффициент инновационности рассчитывается по формуле:

Ки = Рисп / Ро; (3)

где: Рисп - величина ресурсов, привлеченных в оборот для создания и реализации продуктовых и процессных инноваций;

Ро - общая величина ресурсов, которыми владеет предприятие.

Чем выше показатели восприимчивости и инновационности ПС, тем выше уровень ее конкурентоспособности (К ^ 2) [15, с. 79-81].

Таким образом, уровень конкурентоспособности предпринимательской структуры сегодня определяется не только качеством продукции, но и способностью предложить потребителям новые товары и услуги с ранее неизвестными свойствами.

Резюмирую вышеизложенное, следует заключить, что предпринимательские структуры, которые формируют стратегическое поведение на основе инновационного подхода, где главной целью является осваивание новых технологий, производство новых товаров и услуг, имеют возможность добиться на рынке лидерского положения, сохранить высокие темпы развития, снизить уровень издержек, достигнуть высокого уровня прибыли. Эффект, полученный от внедрения инноваций, повышает эффективность деятельности ПС и существенно упрочняет ее конкурентные преимущества на внутреннем и мировом рынках.

Таким образом, в современных рыночных условиях именно инновационная деятельность является решающим фактором в конкурентной борьбе, обеспечивающим условия для устойчивого долгосрочного развития.

ЛИТЕРАТУРА

1. Молочников Н.Р., Пономарева Т.Г. Развитие многоуровневой конкурентоспособности. - СПб: Изд-во Политехнического ун-та, 2008. - 97 с.

2. Портер М. Конкурентная стратегия: Методика анализа отраслей и конкурентов: пер. с англ. / Майкл Портер. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2007. - 453 с.

3. Прихач А. Активная инновационная деятельность персонала как конкурентное преимущество // Управление персоналом. 2005. - №1-2. С. 69-71.

4. Шумпетер Й.А. Теория экономического развития / Й.А. Шумпетер. М.: Прогрес, 1982. - 401 с.

5. Подлесных, В.И. Разработка проекта модернизации предпринимательских структур. Структурная реорганизация: учебное пособие / В.И. Подлесных, А.С. Гончаров, Н.В. Кузнецов. Спб.: НИУ ИТМО (Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики), 2012. - 77 с.

6. Жариков В.В. Управление инновационными процессами: учебное пособие / В.В. Жариков, И.А. Жариков, В.Г. Однолько, А.И. Евсейчев. - Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. Ун-та, 2009. - 180 с.

7. Потемкин В.К. Управление персоналом: Учебник для вузов. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2009. - 340 с.

8. Александров Г.А. Антикризисное управление: теория, практика, инфраструктура. - М.: "Бек", 2002. - 544 с.

9. Потокина С.А., Бочарова О.Н., Ланина. О.И. Конкурентоспособность предприятий и способы ее повышения в условиях реализации инновационной деятельности / Проблемы социально-экономического развития России на современном этапе: материалы VI Ежегодной Всероссийской научно-практической конференции (заочной): в 2 частях. Часть 2 / М-во обр. и науки РФ; ФГБОУВПО «Тамб. гос. ун-т им. Г.Р. Державина»; отв. ред. А.А. Бурмистрова. Тамбов: Изд-во ТРОО «Бизнес-Наука-Общество», 2013. - 398 с.

10. Хмельницкая О.В. Инновационная деятельность как определяющий фактор в конкурентной борьбе // Материалы Международной научно-технической конференции Ассоциации автомобильных инженеров (ААИ) «Автомобиле- и тракторостроение в России: приоритеты развития и подготовка кадров», посвященной 145-летию МГТУ «МАМИ». Кн. 11. - М.: МГТУ «МАМИ», 2010. -С. 315-318.

11. Ильенкова С. Д. Инновационный менеджмент : учеб. пособие / С.Д. Ильенкова. - М.: Юнити, 2003. - 186 с.

12. Бурланков С.П. Экономика и управление на предприятиях промышленности: учеб. пособие / С.П. Бурланков, Д.И. Долгов. - М.: Эксмо, 2011. - 128 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. Дойль П. Менеджмент: стратегия и тактика / пер. с англ. Т. Карасевич, А. Вихровой, В. Кузина, Д. Раевской; под ред. Ю.Н. Каптуревского. - М., 1999. -306 с.

14. Маслова И.Ю. Роль инноваций в развитии промышленного предприятия // Проблемы функционирования, восстановления и развития народнохозяйственного комплекса России: Межвузовский сборник научных статей. Выпуск 2. - Н. Новгород: Изд-во ННГУ им. Н.И. Лобачевского, 2005. - С. 305.

15. Воронина Н.В. Влияние результатов инновационной деятельности на конкурентоспособность предприятия / Власть и управление на Востоке России. Научный журнал. Хабаровск, 2014. - №1 (66). - С. 78-81.

16. Воронина Н.В. Управление инновационными ресурсами предприятий / Н.В. Воронина. - Хабаровск: Изд-во Тихоокеан. гос. ун-та, 2010. - 255 с.

Yanenka Marina Borisovna

Saint Petersburg National Research University of Information Technologies, Mechanics and Optics, Russia, Saint-Petersburg

E-mail: [email protected]

Zhdanova Ekaterina Leonidovna

Saint Petersburg National Research University of Information Technologies, Mechanics and Optics, Russia, Saint-Petersburg

E-mail: [email protected]

Ensuring competitiveness of enterprise structures on the basis

of results of innovative activity

Abstract. World experience shows that the sustainable development of production in the long-term period depends not so much on resource opportunities how many from innovative nature of business, from scales of innovative activity which is connected with development, introduction, use of innovations.

The article discusses the innovative activity as a factor of competitiveness of enterprise structures. Clarifies the concept of "competitiveness", "innovation", "innovation activity". Discusses forms of innovative activity of enterprise structures. The authors of article reveal the relationship between innovation and competitiveness of entrepreneurial structure, provide a method of estimating the level of competitiveness of enterprise structures through the use of innovation. It substantiates the importance of innovation activity. It justifies the importance of innovation activity in order to create and retain competitive advantages, as well as strengthening the competitive position of the enterprise, both on internal, and on external the markets.

Keywords: enterprise structure; competitiveness; innovations; innovative activity; susceptibility; innovation

REFERENCES

1. Molochnikov N.R., Ponomareva T.G. Razvitie mnogourovnevoy konkurentosposobnosti. - SPb: Izd-vo Politekhnicheskogo un-ta, 2008. - 97 s.

2. Porter M. Konkurentnaya strategiya: Metodika analiza otrasley i konkurentov: per. s angl. / Maykl Porter. - M.: Al'pina Biznes Buks, 2007. - 453 s.

3. Prikhach A. Aktivnaya innovatsionnaya deyatel'nost' personala kak konkurentnoe preimushchestvo // Upravlenie personalom. 2005. - №1-2. S. 69-71.

4. Shumpeter Y.A. Teoriya ekonomicheskogo razvitiya / Y.A. Shumpeter. M.: Progres, 1982. - 401 s.

5. Podlesnykh, V.I. Razrabotka proekta modernizatsii predprinimatel'skikh struktur. Strukturnaya reorganizatsiya: uchebnoe posobie / V.I. Podlesnykh, A.S. Goncharov, N.V. Kuznetsov. Spb.: NIU ITMO (Sankt-Peterburgskiy natsional'nyy issledovatel'skiy universitet informatsionnykh tekhnologiy, mekhaniki i optiki), 2012. - 77 s.

6. Zharikov V.V. Upravlenie innovatsionnymi protsessami: uchebnoe posobie / V.V. Zharikov, I.A. Zharikov, V.G. Odnol'ko, A.I. Evseychev. - Tambov: Izd-vo Tamb. gos. tekhn. Un-ta, 2009. - 180 s.

7. Potemkin V.K. Upravlenie personalom: Uchebnik dlya vuzov. SPb.: Izd-vo SPbGUEF, 2009. - 340 s.

8. Aleksandrov G.A. Antikrizisnoe upravlenie: teoriya, praktika, infrastruktura. - M.: "Bek", 2002. - 544 s.

9. Potokina S.A., Bocharova O.N., Lanina. O.I. Konkurentosposobnost' predpriyatiy i sposoby ee povysheniya v usloviyakh realizatsii innovatsionnoy deyatel'nosti / Problemy sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya Rossii na sovremennom etape: materialy VI Ezhegodnoy Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii (zaochnoy): v 2 chastyakh. Chast' 2 / M-vo obr. i nauki RF; FGBOUVPO «Tamb. gos. un-t im. G.R. Derzhavina»; otv. red. A.A. Burmistrova. Tambov: Izd-vo TROO «Biznes-Nauka-Obshchestvo», 2013. - 398 s.

10. Khmel'nitskaya O.V. Innovatsionnaya deyatel'nost' kak opredelyayushchiy faktor v konkurentnoy bor'be // Materialy Mezhdunarodnoy nauchno-tekhnicheskoy konferentsii Assotsiatsii avtomobil'nykh inzhenerov (AAI) «Avtomobile- i traktorostroenie v Rossii: prioritety razvitiya i podgotovka kadrov», posvyashchennoy 145-letiyu MGTU «MAMI». Kn. 11. - M.: MGTU «MAMI», 2010. - S. 315-318.

11. Il'enkova S. D. Innovatsionnyy menedzhment : ucheb. posobie / S.D. Il'enkova. - M.: Yuniti, 2003. - 186 s.

12. Burlankov S.P. Ekonomika i upravlenie na predpriyatiyakh promyshlennosti: ucheb. posobie / S.P. Burlankov, D.I. Dolgov. - M.: Eksmo, 2011. - 128 c.

13. Doyl' P. Menedzhment: strategiya i taktika / per. s angl. T. Karasevich, A. Vikhrovoy, V. Kuzina, D. Raevskoy; pod red. Yu.N. Kapturevskogo. - M., 1999. - 306 s.

14. Maslova I.Yu. Rol' innovatsiy v razvitii promyshlennogo predpriyatiya // Problemy funktsionirovaniya, vosstanovleniya i razvitiya narodno-khozyaystvennogo kompleksa Rossii: Mezhvuzovskiy sbornik nauchnykh statey. Vypusk 2. - N. Novgorod: Izd-vo NNGU im. N.I. Lobachevskogo, 2005. - S. 305.

15. Voronina N.V. Vliyanie rezul'tatov innovatsionnoy deyatel'nosti na konkurentosposobnost' predpriyatiya / Vlast' i upravlenie na Vostoke Rossii. Nauchnyy zhurnal. Khabarovsk, 2014. - №1 (66). - S. 78-81.

16. Voronina N.V. Upravlenie innovatsionnymi resursami predpriyatiy / N.V. Voronina. -Khabarovsk: Izd-vo Tikhookean. gos. un-ta, 2010. - 255 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.