Научная статья на тему 'Системный анализ конкурентоспособности: конкурентное пространство предпринимательской деятельности'

Системный анализ конкурентоспособности: конкурентное пространство предпринимательской деятельности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1092
124
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНЦИЯ / СИСТЕМНАЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / COMPETITION / SYSTEM COMPETITIVENESS / ENTREPRENEURSHIP

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Карпов Альберт Леонидович

Рассматривается конкурентоспособность предпринимательских структур с точки зрения системного подхода. В рамках системного анализа конкурентоспособности обоснован переход от традиционной взаимосвязи факторов на микро-, мезои макроуровне к теории конкурентного пространства, которая позволит изучить влияние условий институциональной, рыночной и предпринимательской среды, а также структуры межфирменных конкурентно-партнерских отношений на механизм обеспечения конкурентоспособности предпринимательских структур.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SYSTEM ANALYSIS OF COMPETITIVENESS: COMPETITIVE SPACE OF BUSINESS ACTIVITY

The article considers competitiveness of enterprise structures from the point of view of a system approach. Within the system analysis of competitiveness, author justifies the transition from traditional interrelation of factors on micro, meso and macrolevel to the theory of competitive space which will allow to study influence of conditions of the institutional, market and enterprise environment, and also structures of intercompany competitive-partnership relations on the mechanism of ensuring the competitiveness of enterprise structures.

Текст научной работы на тему «Системный анализ конкурентоспособности: конкурентное пространство предпринимательской деятельности»

ПРОБЛЕМЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

Вестник Омского университета. Серия «Экономика». 2012. № 4. С. 67-73.

УДК 339:339.924

СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ: КОНКУРЕНТНОЕ ПРОСТРАНСТВО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

SYSTEM ANALYSIS OF COMPETITIVENESS:

COMPETITIVE SPACE OF BUSINESS ACTIVITY

А.Л. Карпов A.L. Karpov

Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского

Рассматривается конкурентоспособность предпринимательских структур с точки зрения системного подхода. В рамках системного анализа конкурентоспособности обоснован переход от традиционной взаимосвязи факторов на микро-, мезо- и макроуровне к теории конкурентного пространства, которая позволит изучить влияние условий институциональной, рыночной и предпринимательской среды, а также структуры межфирменных конкурентно-партнерских отношений на механизм обеспечения конкурентоспособности предпринимательских структур.

The article considers competitiveness of enterprise structures from the point of view of a system approach. Within the system analysis of competitiveness, author justifies the transition from traditional interrelation of factors on micro, meso - and macrolevel to the theory of competitive space which will allow to study influence of conditions of the institutional, market and enterprise environment, and also structures of intercompany competitive-partnership relations on the mechanism of ensuring the competitiveness of enterprise structures.

Ключевые слова: конкуренция, системная конкурентоспособность, предпринимательство.

Key words: competition, system competitiveness, entrepreneurship.

Конкурентоспособность - это одна из ключевых категорий, объясняющих природу экономического развития. В настоящее время экономику принято рассматривать как систему взаимосвязанных хозяйствующих субъектов, каждый из которых играет особую экономическую роль. Сейчас сложилось положение, при котором политика государства, по сути, трансформируется в политику подъема его мирохозяйственной конкурентоспособности. Политические лидеры и экономисты различных стран придерживаются тезиса о национальной экономике как активного субъекта, формирующего конкурентные преимущества национальных предпринимательских структур в глобальном масштабе. Конкуренция перестает существовать просто как частное явление и превращается в объективную экономическую закономерность, которая состоит в том, что изменяющиеся связи между экономическими субъектами создают движение, которое в историческом масштабе превращается в поступательное раз-

витие экономики в целом. Тезис о государстве, формирующем конкурентоспособность, широко используется при обосновании проводимых экономических курсов, политических и идеологических установок.

Конкуренция пронизывает все уровни современной экономики, и ряд исследователей [1; 2] считают, что при всем многообразии конкурентных отношений имеет смысл выделять три уровня конкурентоспособности:

I. Конкурентоспособность на уровне фирмы (микроуровень) выражает собственно соотношение качества и цены товара, конкурентоспособность товара, конкурентные стратегии фирм.

II. Конкурентоспособность на уровне отрасли и региона (мезоуровень) основывается на оценке способности (потенциала) фирмы с учетом условий, в которых она находится, создать и удерживать конкурентное преимущество в определенной отрасли или регионе.

© А.Л. Карпов, 2012

III. Страновая конкурентоспособность (макроуровень) отражает преимущества отдельных стран и географических районов в них в формировании конкурентоспособных отраслей, а также и общее состояние хозяйственных систем, их сбалансированность, продуктивность использования ресурсов.

Системная конкурентоспособность.

Конкурентоспособность на уровне товара и фирмы вызывает наибольший исследовательский интерес, так как фирмы сталкиваются сегодня с растущими проблемами по различным направлениям. Первой важной тенденцией здесь является глобализация конкуренции, которая находит свое выражение через взаимосвязь между конкурентоспособным развитием предпринимательской структуры и необходимостью выхода на мировые рынки и через рост числа иностранных конкурентов на местных рынках. Здесь прежде всего соответствие требованиям мировых рынков отражает способность спроектировать, произвести и распределить товары и услуги по ценам, обеспечивающим конкурентоспособность на внутреннем и мировых рынках. Наряду с глобализацией конкуренции на многих отраслевых рынках происходит рост числа внутренних конкурентов в результате успешной структурной перестройки и эффективных процессов индустриализации.

Другой важной тенденцией в процессах конкуренции предпринимательских структур является высокие темпы технологических изменений, которые проявляются в сокращении цикла инновационной продукции и создании радикальных технологических и организационных инноваций, кардинально меняющих структуры конкурентно-партнерских отношений. Центральными факторами для развития технологий являются снижение величины стоимости и повышение качества и разнообразия продукции. Если стоимость высока или растет, решающим для сохранения или повышения конкурентоспособности моментом является применение новейших технологий, увеличивающее продуктивность основных факторов производства и качество товара: разумеется, применяя такие технологии, можно повысить конкурентоспособность и тогда, когда стоимость товаров, производимых конкурентами, относительно ниже.

Также на микроуровне активно разрабатывается методология оценки конкурентоспособности товара и подходы к стратегии конкурентной борьбы на рынке. Конкурентные стратегии фирм оптимизируют предпринимательскую деятельность по таким важнейшим на-

правлениям, как стоимость-эффективность, качество и дифференциация продукции и адаптивность фирмы к внешним условиям. Эти направления создают основу для долгосрочного устойчивого развития предпринимательских структур в жестких конкурентных условиях. Способность предложить широкий ассортимент продукции без ущерба для качества и эффективности необходима для адекватного удовлетворения все более дифференцированного спроса. Адаптивность означает способность реагировать быстро на изменения спроса и на новые рыночные возможности.

Вместе с тем рассмотрение конкурентоспособности исключительно на уровне отдельно взятой фирмы и товара не дает полной картины в оценке конкурентоспособности и выявлении причин конкурентного отставания отрасли. Анализ конкурентоспособности на уровне отраслей является ключевым в рассмотрении проблемы конкурентного преимущества. Этот уровень позволяет учесть многие объективные предпосылки конкурентоспособности и конкурентного отставания отдельных товаров, предприятий и экономики в целом, которые останутся незамеченными на микро и макроуровне. Здесь как важный элемент раскрывается структура отраслей, процесс формирования отраслевых и региональных объединений предприятий (кластеров), а также процесс возникновения новых конкурентоспособных отраслей и утраты конкурентных преимуществ в уже существующих отраслях.

В условиях жесткой конкуренции, высоких темпов развития технологии и внедрения инноваций в производство прямая конкуренция одной предпринимательской структуры с другими отходит на второй план. В мировой экономике теперь конкурируют группы компаний, межфирменные сетевые структуры и промышленные кластеры. Растущие проблемы для предпринимательских структур приводят к увеличению спроса на структуры поддержки деловой среды, от динамичного развития которых зависит потенциал конкретного региона и отрасли. Именно создание различных структур поддержки деловой среды, ориентированных на динамично развивающиеся отраслевые и региональные объединения предпринимательских структур, является главной целью развития конкурентоспособности на мезоуровне.

Для цели развития конкурентоспособности органам региональной власти необходимо активно участвовать в создании необходимой для бизнеса инфраструктуры и формировать целевые экономические программы, которые

предполагают различные формы поддержки предпринимательских структур, работающих в наиболее важных для региона отраслях. Причем эти программы должны быть нацелены на создание условий для привлечения в регион новых производств, технологий, позволяющих выйти на внешние рынки, а не имитировать кластеры из особо приближенных к власти предпринимательских структур и организаций.

Следует отметить, что реализация региональных программ развития конкурентоспособности предполагает этапность. На ранних стадиях роста предпринимательской деятельности в регионе программы следует нацеливать на привлечение наиболее общих факторов производства, традиционных технологий и выход на близлежащие региональные и национальные рынки. Только после определенного периода времени и после создания некоторого базисного уровня условий возможно создание специализированных факторов, продвинутых технологий и выход на географически удаленные рынки.

Создание специализированных факторов и инфраструктуры обычно требует активного участия в процессе частного капитала и отраслевых ассоциаций, которые обычно начинают включаться в региональные проекты только после формирования определенного уровня доверия к власти. В настоящее время в регионах с развитой инфраструктурой созданием специализированных факторов занимается обширная сеть учреждений, которые предлагают конкретные услуги и различные формы поддержки предпринимательским структурам. Такая сеть учреждений, как правило, является результатом длительного процесса изучения потребностей предпринимательских структур, формирования опыта предоставления консалтинговых и иных бизнес-услуг, создания и совершенствования комплексных пакетов услуг путем установления партнерских связей и взаимодействия учреждений деловой инфраструктуры.

Макроуровень анализа конкурентоспособности с позиции национальной экономической системы может привнести дополнительные аспекты в изучение вопроса. Например, здесь имеет значение, насколько справедливы и свободны условия национального рынка. Некоторые страны могут быть конкурентоспособны только тогда, когда их внутренние рынки закрыты или же национальные компании получают большие субсидии от государства. Страны с низким уровнем производительности могут стимулировать конкурентоспособность, осуществляя политику ограничений и протекцио-

низма. С другой стороны, страны, располагающие мощным потенциалом конкурентоспособности, могут проигрывать, если их национальным компаниям, не получающим субсидий и не защищенным политикой протекционизма, приходится конкурировать с теми, которые субсидируются правительствами своих стран.

Также важно учитывать реальные совокупные доходы населения. С одной стороны, это отражает емкость внутреннего рынка, с другой - страна может проводить политику сокращения реальной заработной платы на внутреннем рынке труда в целях улучшения своих позиций на мировых рынках. Но подобная практика не имеет ничего общего с реальным устойчивым конкурентным преимуществом и может быть использована только как временная мера в конкурентной борьбе между странами с одинаковым уровнем эффективности (производительности). Если в стране реальные доходы населения падают, это может означать, что ее граждане субсидируют национальную конкурентоспособность.

Следует отметить, тем не менее, что взгляды экономистов расходятся в вопросе: следует ли применять понятие конкурентоспособности по отношению к стране.

Можно отметить взгляды экономистов, рассматривающих конкурентоспособность страны как самостоятельную категорию. Приведем два наиболее характерных определения.

Определение, предложенное Комиссией по индустриальной конкурентоспособности при Президенте США, описывает конкурентоспособность страны как «степень возможности нации при условиях свободного и справедливого рынка производить товары и услуги, которые отвечают требованиям мировых рынков при одновременном сохранении или увеличении реальных доходов своих граждан» [3, с. 27]. Здесь следует заметить, что в соответствии с теорией сравнительного преимущества страна может экспортировать продукт отраслей с более низкой производительностью, чем в соответствующих отраслях страны-импортера. Она может не применять протекционистских и поддерживающих мер для своих экспортных отраслей, что будет соответствовать критерию свободного и справедливого рынка, и при этом сам факт вовлеченности в международную торговлю будет приносить ей дополнительный национальный доход и повышать общий уровень эффективности национальной экономики. Таким образом, в соответствии с данным определением конкурентоспособными могут быть названы страны, характеризующиеся низким

уровнем производительности как в целом для экономики, так и для экпортоориентированных отраслей.

Другое определение, предложенное Всемирным экономическим форумом, описывает конкурентоспособность страны как «способность поддерживать устойчивые высокие темпы роста реального душевого дохода, измеряемого темпами роста валового внутреннего продукта в расчете на душу населения в постоянных ценах» [4]. Это определение по своему содержанию имеет значительные сходства с определением М. Портера, как продуктивности использования ресурсов, где в качестве показателя продуктивности предлагается объем ВВП на душу населения, но метод сравнения конкурентоспособности национальных экономик существенно отличается.

Однако М. Портер придерживается мнения, что конкурентоспособность - это та категория, которая должна рассматриваться на уровне отрасли. «Поиск убедительного объяснения процветания фирмы или страны в целом следует начать с правильной постановки вопроса. Прежде всего, от понятия “конкурентоспособная страна” как термина, имеющего большое значение для экономического процветания, придется отказаться. <...> Единственное, на чем может остановиться концепция конкурентоспособности на уровне страны, -это продуктивность использования ресурсов». Отступая от стандартной формулировки, он ставит проблему следующим образом: «Наша главная задача - объяснить, почему фирмы, базирующиеся в данной стране, способны успешно конкурировать с иностранными фирмами в тех или иных отраслях и секторах экономики» [5, с. 24].

Можно согласиться с ним в этом вопросе, так как исследования в этой области рассматривают исключительно факторы общего характера, часто факторы взаимоисключающие или противоречащие друг другу, а для конкурентоспособности большее значение имеют специфические факторы и факторы высокого порядка. При этом утрата конкурентоспособности часто происходит очень медленно и незаметно, поэтому показатели общего экономического благополучия в стране могут быть высокими и стабильными, несмотря на начавшийся процесс упадка, утраты национального преимущества.

Исследования, посвященные определению конкурентоспособности стран, в настоящее время скорее представляют интерес с точки зрения сравнения национальных экономик по ряду общих характеристик, при этом именно в раз-

резе этих характеристик, а не как интегрированный показатель. Причем эта информация представляет наибольший интерес в значительной мере не для деловых кругов, занимающихся конкретным бизнесом, а для хозяйственнополитических, государственных и общественных, для которых важно понимание значения развития общих факторов в экономической системе, создания равных и лучших условий в налоговой и прочих областях для национальных предприятий на международных рынках.

Вместе с тем необходимость научных исследований по проблемам межстрановых конкурентных преимуществ несомненна. Проблемы национальной конкурентоспособности нуждаются в подробном анализе для выработки конструктивной позиции государства и принятия на ее основе продуктивных конкретных решений субъектами внутренней и внешней экономической политики. Здесь, с нашей точки зрения, наибольшее значение имеют два аспекта. Во-первых, государство отвечает перед обществом за формирование благоприятной макроэкономической среды, которая является условием для нормального функционирования товарных рынков и рынков факторов производства. Во-вторых, управление конкурентными преимуществами в международной торговле также традиционно является прерогативой федеральных органов власти. Влияние государства на международную торговлю оказывает прямое влияние на конкурентоспособность большинства национальных отраслей, которые обычно являются или экспортоориентированными, или импортозамещающими, и конкретных предпринимательских структур. Формирующаяся в результате структура национального экспорта и импорта оказывает существенное влияние на конкурентоспособность отраслей в долгосрочном периоде, закрепляя преимущества лидирующих в экспорте отраслей.

В этом аспекте все большее значение приобретает понимание жизненного цикла товара. Когда продукт только изобретен, он еще нуждается в совершенствовании. Для его производства требуется передовое оборудование, рабочая сила соответствующей квалификации и т. д., поэтому его выгоднее выпускать в странах, где он впервые появился в производстве и потреблении. Обычно это страны с высоким доходом, так как в большинстве случаев новые товары в силу их уникальных качеств относятся к предметам роскоши.

Спустя некоторое время технология производства нового товара становится уже настолько отработанной, что дополнительные зна-

ния уже не столь необходимы для снижения издержек. Как только продукт становится более привычным и стандартизированным (зрелым), его производство в стране с высоким уровнем технологии теряет смысл. Производство этого товара перемещается в другие страны, которые могут использовать уже стандартную технологию. Эти страны сами осваивают производство товара, возможно даже через зарубежные филиалы, созданные страной-пионером. Такое перемещение производства за границу представляется вполне возможным благодаря предполагаемой утрате страной-пионером начального технологического преимущества. Это выгодно для многих новых производителей, осваивающих уже более простую и стандартизированную технологию.

Под конец технология может настолько воплотиться в продаваемом оборудовании, что для производства самого товара уже не потребуется особая квалификация, и оно переместится в наименее развитые страны, располагающие преимуществом избытка дешевой рабочей силы. В результате конкурентоспособные высокотехнологичные отрасли концентрируются в промышленно-развитых странах, конкурентоспособные низкотехнологичные и ресурсные отрасли в странах Третьего мира. Тем самым развитые страны закрепляют свои преимущества, а неразвитые страны консервируют свое конкурентное отставание в мировой торговле.

Кроме традиционных микро-, мезо- и макроуровня в рамках системного анализа конкурентоспособности немецкие ученые (Klaus Esser, Tilman Altenburg, Wolfgang Hillebrand, Dirk Messner, Jorg Meyer-Stamer) предлагают рассматривать дополнительно метауровень [6], к которому они относят факторы институциональной среды предпринимательской деятельности. Следует согласиться, что влияние институциональной среды на конкурентоспособность предпринимательских структур является сильным и малоизученным феноменом. Однако если рассматривать традиционные мик-ро-, мезо- и макроуровни конкурентоспособности, то они принципиально отличаются доминирующим субъектом, формирующим конкурентоспособность: это сами предпринимательские структуры, региональные и федеральные органы власти соответственно. Институциональная среда присутствует и является составной частью всех трех перечисленных уровней, и объединение их воедино в некий самостоятельный метауровень, выглядит искусственно. Институциональная среда является частью другой системы условий, определяющих

конкурентоспособность предпринимательских структур.

Конкурентное пространство предпринимательской деятельности.

Существует необходимость расширить категориальный аппарат теории обеспечения конкурентоспособности предпринимательских структур и ввести в научный оборот понятие «конкурентное пространство предпринимательской деятельности». С точки зрения системного анализа предпринимательская структура является частью систем более высокого уровня, так как работает в определенных отраслях, регионах и национальных экономиках. Поэтому система обеспечения конкурентоспособности не может рассматриваться в отрыве от условий, которые возникают в системах более высокого уровня. Оценка конкурентоспособности предпринимательской структуры только на основе сравнения конкурентов по таким параметрам, как технический уровень производства, персонал, уровень организации производства, финансовое состояние предприятия, эффективность менеджмента и другим условиям, которые находятся внутри самих предпринимательских структур, недостаточно. Конкурентное пространство предпринимательской деятельности - это система условий, в которых предпринимательская структура осуществляет свою деятельность и которая определяет эффективность функционирования ее системы обеспечения конкурентоспособности.

Конкурентное пространство предпринимательской деятельности имеет свою структуру, т. е. представляет собой совокупность элементов, которые при определенных условиях также могут рассматриваться как самостоятельные системы, и иерархию (см. рис.). Иерархия конкурентного пространства предпринимательской деятельности предполагает порядок подчинённости низших уровней системы высшим: верхние уровни системы ограничивают и определяют эффективность уровней конкурентного пространства более низкого порядка.

Самый высокий уровень - институциональная и рыночная среда - включает в себя четыре группы условий: (1) условия спроса; (2) ресурсы и факторы производства; (3) технологии; (4) институциональные условия предпринимательской деятельности. Институциональная и рыночная среда, по сути, определяются тем, за что конкурируют предприниматели и создаваемые ими предпринимательские структуры. Объектами конкуренции выступают платежеспособный спрос, ключевые ресурсы, передовые технологии, а также статус и уважение в обществе.

I Институциональная и рыночная среда

Структура и иерархия конкурентного пространства предпринимательской деятельности

Особое внимание следует уделить тому, какое место занимают институциональные условия в системе конкурентного пространства предпринимательской деятельности. Институциональные условия предпринимательской деятельности - это совокупность политических, социальных и юридических правил, которые лежат в основе экономических отношений и, следовательно, определяют модели политической и экономической организации общества. В данном случае значение имеют те правила и устойчивые модели общественного поведения, которые или поощряют и развивают или, наоборот, ограничивают предпринимательскую деятельность. Эти правила и модели в совокупности формируют такие ключевые для развития предпринимательства институциональные условия, как социальный статус предпринимателя, позитивное или негативное отношение к конкуренции, ценность образования, социальная и экономическая мобильность и отношение к изменениям.

Второй уровень конкурентного пространства предпринимательской деятельности - это предпринимательская среда, которая представляет собой совокупность трех групп условий, таких как (1) предпринимательская инициатива, (2) инновационность и (3) способность к коммерческому риску. Предпринимательская среда определяет то, как формируется система конкурентно-партнерских отношений и взаи-

мосвязей в рамках предпринимательской деятельности. Предпринимательская инициатива -это стремление к поиску новых возможностей в организации нового бизнеса, производстве новых благ или освоении новых рынков. Инновационность представляет собой поиск лучших вариантов бизнеса, который (по Й. Шумпетеру) связан с созданием новых комбинаций факторов производства. Коммерческий риск предпринимателя нацелен на получение прибыли и имеет под собой рациональную основу: является платой за преодоление рыночной неопределенности. Все три элемента предпринимательской среды детерминированы институциональной и рыночной средой. Инициатива, инновационность и риск предпринимателя отражают стремление к реализации тех возможностей, которые возникают на более высоком уровне конкурентного пространства предпринимательской деятельности. Степень проявления предпринимательской инициативы прежде всего обусловлена отношением общества и государства к предпринимателю. Новые комбинации факторов и коммерческий риск во многом определяются условиями спроса на потребительских рынках, условиями предложения на рынках факторов производства, уровнем достигнутой технологии и системой их разработки. Негативные тенденции развития институциональной и рыночной среды приводят к снижению предпринимательской инициативы,

отказу от поиска новых путей развития бизнеса, делает экономически неоправданным коммерческий риск. Напротив, позитивные изменения в институциональной и рыночной среде способствуют активизации предпринимательской инициативы и формированию ориентированных на развитие инновационных моделей предпринимательского поведения.

Третий уровень конкурентного пространства предпринимательской деятельности представляет собой непосредственно систему отношений и взаимосвязей между предпринимательскими структурами, которые являются отражением и возникают в результате воздействия условий институциональной, рыночной и предпринимательской среды. Взаимосвязи между предпринимательскими структурами принимают две основные формы: (1) конкурентных отношений, которые являются основным стимулом опережающего развития предпринимательских структур, и (2) партнерских отношений, которые являются основным средством такого развития. Конкуренция и кооперация - суть две стороны опережающего развития предпринимательских структур, которое находит свое отражение в повышении качества и разнообразия продукции, восприимчивости и гибкости реакции на рыночные изменения, роста эффективности. Конкурентные и партнерские отношения могут возникать у предпринимательской структуры с четырьмя типами субъектов: с продавцами идентичных продуктов, с покупателями, с поставщиками, с родственными и поддерживающими предпринимательскими структурами.

Следует отметить, что конкурентные отношения являются доминантными и безусловными, т. е. экономические субъекты преимущественно выбирают конкурентные отношения, которые прямо направлены на достижение собственных интересов и выгод. Партнерские отношения являются вторичными, так как предпринимательская структура выбирает их при условии, что кооперативное поведение принесет больше выгоды (или как минимум аналогичный результат), чем прямая конкурентная борьба. И даже в отношениях с партнерами, с которыми предпринимательская структура делает свой продукт более ценным, в итоге встает вопрос о разделе выгод и добавленной стоимости. В силу доминантного характера конкурентных отношений автор считает, что терминологически правильно говорить именно о конкурентном пространстве предпринимательской деятельности.

Четвертый уровень конкурентного пространства предпринимательской деятельности - это механизм обеспечения конкурентоспособности, который наделяет предпринимательскую структуру набором интегративных свойств, таких как:

- гибкость реакции на изменения во внешней среде, на действия конкурентов, развитие рынков сбыта и рынков ресурсов;

- открытость и готовность овладевать необходимыми с точки зрения рынка компетенциями и способностью к трансформации в области технологии, организационной и производственной структур;

- оптимальные темпы развития и использования ресурсов, которыми располагает предпринимательская структура.

Вся совокупность элементов конкурентного пространства имеет связь и оказывает прямое влияние на систему обеспечения конкурентоспособности предпринимательской структуры, и сила этого влияния превосходит по мощности связи с другими традиционными факторами внешней среды. Наличие интегративных свойств механизма обеспечения конкурентоспособности предпринимательской структуры позволяет снизить коммерческий риск и неопределенность развития предпринимательских структур по сравнению с внешней средой.

1. Тарануха Ю. В. Конкуренция: система и процесс : монография. - М., 2012. - 672 с.

2. Гельвановский М., Жуковская В., Трофимова И. Конкурентоспособность в микро-, мезо- и макроуровневом измерениях // Российский экономический журнал. - 1998. - № 3. -С.67-78.

3. Куликов Г. Факторы мирохозяйственной конкурентоспособности японской экономики // Российский экономический журнал. -1998. - № 1. - С. 45-53.

4. Отчет о глобальной конкурентоспособности 2011-2012. - Сайт Всемирного экономического форума. - URL : http://www.weforum.org/ reports/global-competitiveness-report-2011-2012.

5. Портер М. Международная конкуренция. - М. : Международные отношения, 1993.

- 896 с.

6. Altenburg T., Hillebrand W., Meyer-Sta-mer J. Building Systemic Competitiveness: Concept and Case Studies from Mexico, Brazil, Paraguay, Korea and Thailand. Berlin (German Development Institute: Reports and Working Papers 3/1998).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.