Научная статья на тему 'Факторы конкурентоспособности крупных предпринимательских структур'

Факторы конкурентоспособности крупных предпринимательских структур Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
886
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ СТРУКТУР / ФАКТОРЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ / КРУПНЫЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЕ СТРУКТУРЫ / COMPETITIVENESS OF BUSINESS ENTITY / COMPETITIVENESS FACTORS / LARGE BUSINESS ENTITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Макаев Егор Валерьевич

В статье рассмотрено понятие «конкурентоспособность предпринимательских структур», подходы различных авторов к определению и типологии факторов, её обеспечивающих, а также отмечены сущность и специфика факторов конкурентоспособности для крупных предпринимательских структур.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPETITIVENESS FACTORS OF LARGE BUSINESS ENTITY

The concept of «competitiveness of business entity» is considered in the article. The approaches of different authors to definition and typology of the factors providing this competitiveness are revealed. The essence and the specific character of the factors of competitiveness of business entities are marked out.

Текст научной работы на тему «Факторы конкурентоспособности крупных предпринимательских структур»

ФАКТОРЫ КОНКУРЕНТОСПОБОНОСТИ КРУПНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ СТРУКТУР

УДК 330

Егор Валерьевич Макаев,

Аспирант кафедры Управления Проектами и Международного Менеджмента, ГОУ ВПО Московский государственный университет экономики, статистики и информатики (МЭСИ) Тел.: 8 (916) 506-34-72, Эл. почта: meb351218@rambler.ru

В статье рассмотрено понятие «конкурентоспособность предпринимательских структур», подходы различных авторов к определению и типологии факторов, её обеспечивающих, а также отмечены сущность и специфика факторов конкурентоспособности для крупных предпринимательских структур.

Кпючевые слова: конкурентоспособность предпринимательских структур, факторы конкурентоспособности, крупные предпринимательские структуры.

Egor V. Makaev,

Post-graduate student, the Department of Project and International Management, Moscow State University of economics, statistics and informatics (MESI), SEI HPE Tel.: 8 (916) 506-34-72, E-mail: meb351218@rambler.ru

COMPETITIVENESS FACTORS OF LARGE BUSINESS ENTITY

The concept of «competitiveness of business entity» is considered in the article. The approaches of different authors to definition and typology of the factors providing this competitiveness are revealed. The essence and the specific character of the factors of competitiveness of business entities are marked out.

Keywords: competitiveness of business entity, competitiveness factors, large business entity.

1. Введение

В современных рыночных условиях конкурентоспособность всё больше занимает приоритетное положение в целеполагании менеджмента. Проблемы конкурентоспособности предпринимательских структур, также как и факторов её обеспечивающих, относятся к традиционным вопросам, исследуемым теорией и практикой экономики предпринимательства, стратегического менеджмента.

Вопросы конкурентоспособности предпринимательских структур освещены в работах таких зарубежных учёных как: А. Дайан, А. Олливье, Б. Карлофф, Б. Скотт, Ж.Ж. Ламбен, И. Ансофф, Коно Тоехиро, М. Портер, М.Х. Мескон, Р. Урсе, X. Маккей и др. Среди отечественных ученых, занимающихся данной проблемой, можно выделить: А.Ю. Юданова, Г.Л. Азоева, Г.П. Котикову, И.Д. Смирнова, И.Н. Герчикову, JI.H. Сафиуллина, М.О. Ермолова, Н.З. Сафиуллина, Н.К. Моисееву, Н.С. Яшина, П.С. Завьялова, Р.А. Фатхутдинова, С.В. Мамбетшаева, Ю.П. Анискина, Ю.Т. Бубнова, Ю.Я. Еленеву и др. Ряд отечественных авторов, в числе которых следует отметить: А.П. Градова, А.С. Булатова, И.Д. Смирнова, И.Н. Герчикову, М.О. Ермолова, Н.К. Моисееву, П.С. Завьялова, Ю.П. Анискина и др. - выделяют «конкурентоспособность предприятия (фирмы)», как отдельный самостоятельный объект исследования.

Однако в научной экономической литературе малое внимание уделено определению и специфике факторов конкурентоспособности именно крупных предпринимательских структур, этот вопрос остаётся недостаточно проработанным на данный момент.

В то же время необходимо отметить, что крупные предприятия и организации, в первую очередь, формируют конкурентоспособность той или иной отрасли, которая напрямую влияет на конкурентоспособность страны в целом.

Таким образом, на фоне происходящих кризисных явлений и усиления конкуренции на глобальном и локальных рынках исследование факторов конкурентоспособности крупных предпринимательских структур, а также проблема создания и удержания ими конкурентных преимуществ приобретают особую актуальность.

Целью настоящей статьи является уточнение содержания и определение понятия «фактор конкурентоспособности», а также выявление особенностей факторов конкурентоспособности для крупных предпринимательских структур.

2. Конкурентоспособность предпринимательских структур

Существуют различные точки зрения на понятие «конкурентоспособность

предприятия».

Так Р.А. Фатхудинов предлагает следующее определение конкурентоспособности фирмы - «способность фирмы выпускать конкурентоспособную продукцию, её преимущество по отношению к другим фирмам данной отрасли внутри страны и за её пределами» [1].

Т. Горькова и Г. Шаповалов выделяют такой немаловажный аспект конкурентоспособности организации, как её способность наиболее эффективно удовлетворять потребности потребителей. С точки зрения данных авторов конкурентоспособность - «это относительная оценка преимуществ фирм, организаций, продуктов и услуг, которая позволяет им с большей эффективностью удовлетворить потребности потребителей и приносить прибыль на вложенный капитал» [2].

М.Х. Мескон даёт такую трактовку конкурентоспособности предприятия -«это относительная характеристика, которая выражает отличия развития данной фирмы от степени удовлетворения своими товарами потребности людей и по эффективности производственной деятельности конкурентоспособность предприятия характеризует возможности и динамику приспособления к условиям рыночной конкуренции» [3].

Н.П. Абаева и Т.Г. Старостина предлагают определить конкурентоспособность организации как относительную величину, «характеризующую реальную и потенциальную возможность организации в существующих условиях проектировать, изготовлять и сбывать товары (работы, услуги), которые по значимым характеристикам более привлекательны для потребителя, чем товары их конкурентов, и при этом в краткосрочной и долгосрочной перспективе достигать поставленных целей» [4].

Е.И. Мазилкина, Т.Г. Паничкина приводят следующее определение конкурентоспособности организации - «это относительная характеристика, которая выражает степень отличия развития данной организации от конкурентов по степени удовлетворения своими товарами потребностей людей. Конкурентоспособность организации характеризует возможности и динамику её приспособления к условиям рыночной конкуренции» [5].

В целом конкурентоспособностью обладают те организации, товары и услуги которых обрели признание потребителями товаров и доказали тем самым свою полезность для общества.

Конкурентоспособность организации в широком смысле можно определить как способность к достижению её собственных целей в условиях противодействия конкурентов [6]. Цели, как правило, имеют временную привязку, что позволяет утверждать, что конкурентоспособность - способность вести успешную (в отношении достижения поставленных целей) деятельность в условиях конкуренции в течение определённого времени.

Необходимо учитывать, что различные субъекты рынка: потребители, конкуренты, федеральные, региональные и местные органы власти - предъявляют различные требования к организациям. Данное различие влияет, прежде всего, на показатели, лежащие в основе оценки конкурентоспособности той или иной организации, что, безусловно, должно найти отражение и в понятийном аппарате.

На понятие «конкурентоспособность организации» оказывает влияние и тот факт, что сама организация может выступать как:

• товар, имеющий рыночную стоимость на фондовых рынках и инвестиционную стоимость на рынке капиталов;

• товаропроизводитель определённых товаров (работ и услуг), действующий на конкретном рынке.

Исходя из вышеизложенного автор предлагает следующее определение конкурентоспособности предпринимательской структуры.

Конкурентоспособности предпринимательской структуры - способность предпринимательской структуры не только оперативно реагировать на изменения динамично развивающейся среды рынка, но и формировать изменения собственных потенциальных воз-

можностей, обеспечивая синергию внутренней (в т.ч. мотивационной) и внешней среды, и таким образом удерживать существенную долю рынка, собственное финансовое благополучие, обеспечивать рост доходов.

В таком случае, конкурентоспособной предпринимательской структурой может считаться бизнес-система, способная обеспечить вышеуказанные характеристики.

Конкурентоспособность любой организации может рассматриваться в трёх взаимосвязанных аспектах - с точки зрения производственной системы в целом, отдельных технологических процессов и выпускаемой продукции.

Возможность успешно конкурировать на рынке непосредственно зависит, с одной стороны, от конкурентоспособности продукции, а с другой - от совокупности социально-экономических и организационных факторов и методов деятельности производителя, степени использования всех составляющих потенциала предпринимательской структуры. Причём, степень использования этого потенциала повышается при условии своевременного и эффективного использования внешних, по отношению к субъекту, факторов.

3. Факторы, определяющие конкурентоспособность предпринимательских структур

Под фактором конкурентоспособности в экономической литературе понимается непосредственная причина, наличие которой необходимо для достижения предпринимательской структурой конкурентоспособности.

Факторы конкурентоспособности обеспечивают предпринимательским структурам конкурентное преимущество, то есть превосходство объекта управления или высокая компетентность субъекта в какой-либо области деятельности по сравнению с конкурентами [1].

Как показывает опыт рыночных стран, в 1960-1970-е гг. в бизнесе преобладали длительные периоды стабильности, и важнейшими факторами успеха были масштаб и доля рынка, в большинстве случаев они служили залогом рентабельности. Процветали крупные компании с большой долей рынка.

В 1980-е гг. масштаб и доля рынка были по-прежнему важны, но уже не давали таких гарантий успеха, как раньше. Конкурентоспособность на рынке требовала поставлять на рынок быстрее других новые продукты.

В 1990-х гг. во многих развитых странах правила конкуренции в бизнесе существенно изменились, можно сказать, что изменилась сама природа конку -ренции: конкуренция приобрела глобальный характер, расширился круг конкурентов и внутри национальной отрасли и за рубежом; успехи в развитии техники создали условия для роста межкатегориальной конкуренции использования недорогих заменителей многих товаров и комплектующих; дешёвые источники информации, интенсивное использование аутсорсинга и отход от вертикальной интеграции облегчили процесс вхождения в бизнес [7].

Сущность эволюции всех концепций факторов конкурентоспособности, начиная от А. Смита и заканчивая М. Портером, заключается в том, что возрастает роль не наследуемых факторов в виде природных и трудовых ресурсов, а создаваемых, к которым относятся квалифицированная рабочая сила и научно-техническая база производства.

Существуют различные мнения относительно основных факторов, определяющих конкурентоспособность организации, которые могут быть классифицированы по разным критериям.

Согласно традиционной точке зрения, факторами конкурентоспособности организации являются: высокое качество товаров и услуг; низкая цена; эффективная рыночная стратегия; доступность источников финансирования; использование современных технологий; конкурентоспособность товаров предприятия на внешнем и внутреннем рынках; вид производимого товара; ёмкость рынка (количество ежегодных продаж); лёгкость доступа на рынок; однородность рынка; конкурентные позиции организаций, уже работающих на данном рынке; конкурентоспособность отрасли; возможность технических новшеств в отрасли; конкурентоспособность региона и страны; высокий уровень квалификации персонала; эффективный менеджмент.

Фундаментальное исследование факторов конкурентоспособности предпринимательских структур проведено М. Портером. Он отметил несколько наиболее важных факторов, позволяющих фирме быть конкурентоспособной: новые технологии, производственные факторы, факторы маркетинга, новые или изменившиеся запросы потребителей, факторы менеджмента [8]. При этом факторы конкурентос-

пособности понимаются им как одна из четырёх основных детерминант конкурентного преимущества наряду со стратегией фирм, их структурой и конкурентами, условиями спроса и наличием родственных или смежных отраслей и организаций, конкурентоспособных на мировом рынке.

Сегодня право на существование имеют иные основы классификации факторов конкурентоспособности. К примеру, P.A. Фатхудинов предлагает подразделить все факторы конкурентоспособности на внешние, проявление которых в малой степени зависит от организации, и внутренние, достигаемые и реализуемые персоналом организации [9].

Часть учёных внешние факторы конкурентоспособности, в свою очередь, разделяют на: макроэкономические (благоприятная социально-политическая обстановка; передовая структура и динамичное развитие национальной экономики в целом и отдельных рынков; поддержка отечественного предпринимательства со стороны государства; наличие в стране необходимых производственных и финансовых ресурсов высокий спрос; развитая инфраструктура (транспорт, связь и пр.) и финансово-кредитная система) и мезо-экономиечские (потенциально высокая ёмкость рынка и его высокая адаптивность к новинкам; лёгкость доступа на него, низкий уровень входных барьеров; возможность экономии на масштабах производства; прочность конкурентных позиций на существующих рынках).

В соответствии с представлением ряда учёных, с точки зрения принадлежности к тем или иным сферам, все факторы конкурентоспособности предпринимательских структур можно разделить на три группы [10]:

1) технико-экономические (качество, продажная цена, затраты на эксплуатацию (использование) или потребление продукции или услуги);

2) коммерческие, определяющие условия реализации товаров на конкретном рынке (конъюнктура рынка, предоставляемый сервис, реклама, имидж фирмы);

3) нормативно-правовые, отражающие требования технической, экологической и иной (возможно, морально-этической) безопасности использования товара на данном рынке, а также патентно-правовые требования (патентная чистота, патентная защита).

4. Особенности и специфика факторов конкурентоспособности крупных предпринимательских структур

Очевидно, что факторы конкурентоспособности во многом зависят от масштаба предпринимательской структуры. Так многие факторы конкурентоспособности для крупных предприятий приобретают дополнительные свойства, не присущие малым и средним предприятиям, или меняются вовсе. К примеру, у малых и средних фирм обычно говорят об ассортименте предлагаемой продукции, когда же речь заходит о крупных предприятиях, то среди факторов уже выделяют диверсифи-цированность производимой продукции и ассортимент по каждому направлению.

Следует отметить, что некоторые факторы конкурентоспособности вообще могут рассматриваться только в отношении крупных предпринимательских структур, к таким факторам относятся прежде всего эффект масштаба, проведение НИОКР (в современных российских условиях достаточными ресурсами для НИОКР обладают в основном крупные предприятия, реже средние), а также разработка и внедрение технологических инноваций, требующих крупных инвестиций.

В условиях современного рынка для крупных предпринимательских структур актуальна классификация факторов конкурентоспособности по затратам, необходимым для получения конкурентного преимущества на их основе. В соответствии с данным критерием автором предлагается разделить факторы конкурентоспособности на две категории:

1-ая категория: «безусловные» факторы конкурентоспособности, которые практически не требуют дополнительных затрат для формирования на их основе конкурентных преимуществ (выгодное месторасположение офиса фирмы, государственная поддержка данной отрасли, развитая инфраструктура и пр.);

2-ая категория: факторы конкурентоспособности, требующие значительных затрат для формирования конкурентных преимуществ на их основе, примером фактора 2-ой категории может служить ассортиментная политика организации (информацию о предлагаемом ассортименте необходимо донести до потребителя, иначе даже самая грамотная ассортиментная политика не даст желаемого результата), внедрение

новейших технологий, улучшающих качество продукции и пр.

При этом отнесение того или иного фактора конкурентоспособности к 1-ой или 2-ой категории зависит от конкретного субъекта рынка, в отношении которого мы хотим получить конкурное преимущество. Так применение современных концепций и систем управления является фактором 1-ой категории по отношению к конкурентам компании, и одновременно является фактором 2-ой категории для потребителей продукции компании.

Важно отметить, что базисным фактором создания и повышения конкурентоспособности крупных российских организаций является устойчивость. Устойчивость - это такое состояние динамического равновесия во времени, при котором возмущающее воздействие внешней среды или системы более высокого уровня поглощается механизмом саморегулирования данной системы, и в конечном итоге позволяет сохранять значимые качественные характеристики системы в заданных пределах [11]. Чем сильнее импульс возмущающего воздействия, который способен сгладить механизм саморегуляции, тем выше уровень устойчивости систем.

Весьма важным современным фактором конкурентоспособности крупных организаций является осознание последними своей «общественной миссии». При достижении предпринимательской структурой определённых масштабов деятельности её целью уже не может быть лишь получение максимальной прибыли.

Конкурентоспособность всех предпринимательских структур, в том числе, безусловно, и крупных, во многом зависит от национальных условий: особенностей методов ведения хозяйства, шкалы ценностей, национальной культуры и истории, государственных учреждений, социально-политической обстановки.

На конкурентоспособность крупных предпринимательских структур существенную роль оказывает и структура организации. Практика свидетельствует о том, что сетевые бизнес-структуры имеют дополнительные преимущества в конкурентоспособности по сравнению с обычными организациями.

Также в качестве объективного фактора конкурентоспособности организаций, в особенности крупных, можно привести её имидж. Имидж - образ то-

вара, услуги, организации и совокупность впечатлений о них, складывающихся в сознании людей [12]. Казалось бы, имидж фирмы складывается из имиджа товара, но не всегда это так. Например, если фирма добросовестно выполняет все условия сделок, если в части деловых отношений она отличный партнер, то и имидж у неё соответственный.

Повысить конкурентоспособность организации могут организационно-управленческие инновации: новые организационные структуры и структуры управления, системы управления, системы стимуляции и информации, новые организационные приёмы и стратегии организации.

Отдельно стоит отметить такой фактор конкурентоспособности крупных предпринимательских структур, как применение концепции социальной ответственности бизнеса. Российская ассоциация менеджеров определяет социальную ответственность бизнеса как добровольный вклад бизнеса в развитие общества в социальной, экономической и экологической сферах, связанный напрямую с основной деятельностью компании и выходящий за рамки определённого законом минимума [13]. Благотворительность, охрана природных ресурсов, «зелёный» менеджмент, деятельность в странах, где нарушаются права человека - всё это без сомнения влияет на конкурентоспособность компании. Корпоративная социальная ответственность подразумевает обязательства менеджмента принимать решения и осуществлять действия, способствующие росту благополучия и удовлетворению интересов как организации, так и общества в целом.

На данный момент главным конкурентным преимуществом современных крупных предпринимательских структур с растущими активами за рубежом, по мнению автора, является то, что они с помощью стратегического социального ориентированного маркетинга планируют весь цикл от добычи сырья и разработки нового продукта до его использования у конечных потребителей, руководствуясь при этом эффективной инновационной стратегией.

5. Заключение

В заключении хотелось бы отметить, что наиболее конкурентоспособными в России являются отрасли, где сформировались крупные предпринимательские структуры, ведущие транснациональные операции, - ТЭК, химия,

чёрная и цветная металлургия, ряд отраслей пищевой промышленности, энергомашиностроение.

В России 400 крупных корпораций производят более половины ВВП. Крупные корпорации в отличие от раздробленных организаций выступают не только как товаропроизводители, но и как среднее звено управления, организующее научно-производственный цикл на определённом сегменте национального, а чаще - мирового рынка - от стратегического планирования спроса и предложения до послепродажного обслуживания конечных потребителей [14].

Именно поэтому положения данной статьи, определяющие сущность и особенности факторов конкурентоспособности крупных предпринимательских структур особенно важны в современных российских условиях.

Литература

1. Фатхутдинов P.A. Управление конкурентоспособностью организации. Учебник. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Маркет ДС, 2008. - 426 с.

2. Горькова Т., Шаповалов Г. Стратегия конкурентной борьбы в предпринимательстве // Экономист. - 1999. -№6. - С. 66-73.

3. Мескон, М. X. Основы менеджмента: пер. с англ. / Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. - М. : Вильямс, 2008. - 665 с.

4. Абаева, Н. П. Конкурентоспособность организации / Н. П. Абаева, Т. Г. Старостина : под ред. Т. Г. Старостиной. - Ульяновск : УлГТУ 2010. - 91 с.

5. Мазилкина Е.И., Паничкина Г.Г. Управление конкурентоспособностью. М.: Омега- Л, 2009. - 328 с.

6. Юрьева Т.В., Волжанин A.B., Чжан Цин Конкурентная политика организации в условиях кризиса: монография. -М. : Проспект, 2010. - 144 с.

7. Организация предпринимательской деятельности: учебник / А. И. Бази-левич, Л. В. Бобков, Л. В. Бесфамильная [и др.]; под ред. В. Я. Горфинкеля. -Москва : Проспект, 2011. - 544 с.

8. Портер, Майкл, Э. Конкуренция : Пер. с англ. - М.: Издательский дом «Вильямс», 2005. - 608 с.

9. Фатхутдинов P.A. Стратегический менеджмент. Учебник. - 9-е изд., испр. и доп. - М.: Дело, 2008. - 448 с.

10. Грибов В., Грузинов B. Конкурентоспособность предприятия [электронный ресурс]. - URL: http:// www.inventech.ru/lib/predpr/predpr0041/

(дата обращения: 12.11.2011г.)

11. Стрелец А.Б. Моделирование и управление производственно-экономическими системами в условиях влияния дестабилизирующих факторов: Авто-реф. дис. канд. техн. наук [электронный ресурс]. - URL: http:// www.masters.donntu.edu.ua/2006/fvti/ strelets/diss/index.htm (дата обращения: 12.11.2011г.)

12. Дулисова И.Л. Конкурентоспособность фирмы и конкурентоспособность товара [электронный ресурс]. -URL: http://www.marketing.spb.ru/read/ essai/6. htm (дата обращения: 12.11.2011г.)

13. Социальная ответственность бизнеса: актуальная повестка дня / под ред. С.Е. Литовченко, М.И. Корсакова. - М.: Ассоциация менеджеров, 2003. - 208 с.

14. Бляхман Л.С. Проблемы конкурентоспособности в современной экономике [электронный ресурс] // Проблемы современной экономики. - 2006. - №3/4 (19/20). - URL: http://www.m-economy.ru/art.php?nArtId=1075 (дата обращения: 12.11.2011г.)

15. Дафт Р. Менеджмент. 8-е изд. / Пер. с англ. под ред. С. К. Мордовина. -Спб.: Питер, 2010. - 800 с.

16. Роббинз, Стивен П., Коултер, Мэри. Менеджмент, 8-е издание.: Пер. с англ. - М. : Издательский дом «Вильямс», 2007. - 1056 с.

References

1. Fathutdinov R. A. Management of competitiveness of the organization. The textbook. - 3 edition, reformed and supplemented - М: Market DS, 2008. - 426 p.

2. Gorkova T., Shapovalov G. Strategy of competitive struggle in business// the Economist. - 1999. - №6. - p. 66-73.

3. Meskon, M.H. Bases of management: in Russian translation / Meskon M. H., Albert М., Hedouri F. - М: Williams, 2008. - 665 p.

4. Abaeva, N. P. Competitiveness of the organization / N. P. Abaeva, T. G.: under the editorship of T. G. Starostin. - Ulyanovsk: UlGTU, 2010. - 91 p.

5. Mazilkina E.I., Panichkina G.G. Management of competitiveness. М: Omega-L, 2009. - 328 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Yurieva T.V, Volzhanin A.V, Chzhan Cin The Competitive policy of the organization in the conditions of crisis: monog-raphy. - M. : Prospect, 2010. - 144 p.

7. The organization of enterprise activity: the textbook / A. I. Bazilevich, L. V Bobkov, L. V. Besfamilnaja [etc.]; under the editorship of VJa.Gorfinkel. - Mos-

cow: Prospect, 2011. - 544 p.

8. Porter, Michael, E. On competition: in Russian translation - M: the Publishing house «Williams», 2005. - 608 p.

9. Fathutdinov R. A. Strategic management. The textbook. - 9 edition, reformed and supplemented - M: Business, 2008. -448 p.

10. Gribov V, Grusinov V. Competitiveness of the enterprise [an electronic resource]. - URL: http://www.inventech.ru/ lib/predpr/predpr0041/ (reference date: 12.11.2011r.)

11. Strelec A.B. Modeling and management of productive and economic sys-

tems in the conditions of influence of destabilizing factors: abstract of the dissertation of cand. tech. sci. [an electronic resource]. - URL: http:// www.masters.donntu.edu.ua/2006/fvti/ strelets/diss/index.htm (reference date: 12.11.2011r.)

12. Dulisova I.L. Competitiveness jf firms and competitiveness of the goods [an electronic resource]. - URL: http:// www.marketing.spb.ru/read/essai/6.htm (reference date: 12.11.2011r.)

13. Social responsibility of business: the actual agenda / under the editorship of S.E. Litovchenko, M.I. Korsakov. - M:

Association of managers, 2003. - 208 p.

14. Blyahman L.S. Problem of competitiveness in modern economy [an electronic resource]//Problems of modern economy. - 2006. - №3/4 (19/20). - URL: http://www.m-economy. ru/art.php? nArtId=1075 (reference date: 12.11.2011r.)

15. Daft R. Management. 8 edition / in Russian translation under the editorship of S.K. Mordovina. - Spb.: Peter, 2010. -800 p.

16. Robbins, Stephen P, Coulter, Mary. Management, 8 edition: in Russian translation - M: the Publishing house «Williams», 2007. - 1056 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.