10.4. ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЕ СТРУКТУРЫ И КОНКУРЕНЦИЯ: К ПОСТАНОВКЕ ПРОБЛЕМЫ
Решетов Константин Юрьевич, к.э.н., доцент. Должность: заведующий кафедрой бухгалтерского учета, анализа и аудита. Место работы: НОУ ВПО Национальный институт бизнеса.
konstantvip@yandex. ru Аннотация: статья посвящена теоретическим аспектам развития конкуренции в рыночной среде. Рассматривается специфика взаимоотношений предпринимательских структур с их конкурентным окружением и выявляется механизм обеспечения конкурентоспособности. Определенное внимание уделено причинам низкой способности российских предпринимательских структур к конкуренции на мировом рынке.
Ключевые слова: рынок, рыночная экономика, конкуренция, конкурентоспособность, предпринимательство,
предпринимательские структуры, классификация.
ENTERPRISING STRUCTURES AND COMPETITION: FOUNDATION OF PROBLEM
Reshetov Konstantin Yuryevich, PhD of economics, associate professor. Position; head of accounting, analysis and audit chair. Place of employment: National Institute of Business.
konstantvip@yandex.ru
Annotation: this paper deals with theoretical aspects of competition development in terms of market environment. The specific of relationship between enterprising structures and their competitive surround is considered and logic of mechanism action for provisioning their competitiveness is defined. The some attention is paid on reasons of week ability of Russian enterprising structures to competition on the world market.
Keywords: market, market economy, competition,
competitiveness, entrepreneurship, enterprising structures, classification.
Фундаментальным принципом рыночных отношений во всех сегментах хозяйства и на любых национальных рынках является конкуренция. Без нее вести речь о рыночной экономике не имеет смысла. В результате действия процессов глобализации она постепенно охватывает и мировой рынок. Это ставит предпринимательские структуры всех типов перед необходимостью обеспечения своей
конкурентоспособности, и достижение ее становится основой стратегии их устойчивого функционирования. Все сказанное в полной мере может быть отнесено и к инновационным предпринимательским структурам, чья роль в экономике России объективно должна возрастать.
Обратимся к основам теории
конкурентоспособности. Они были заложены в многочисленных трудах Э. Чемберлина1, Ф. А. Хайека2, Дж. Робинсона3 и целого ряда других исследователей. Анализируя их, А. В. Александров
1 Чемберлин Э. Теория монополистической конкуренции. М.:
Экономика, 1996. 349 с.
2 Хайек Ф.А. Конкуренция как процедура открытия // Мировая экономика и международные отношения. 1989. № 12. С. 103-148.
3 Робинсон Дж. Экономическая теория несовершенной конкуренции. М.:
Прогресс, 1986. 471 с.
удачно охарактеризовал конкурентоспособность как свойство, отражающее гибкость, т.е. вариативность хозяйствующего субъекта по отношению к воздействующим на него внешним факторам и внешней среды в целом. Также она (конкурентоспособность) демонстрирует
одновременно и способность предпринимательских структур использовать свои внутренние резервы для преодоления воздействия на них неблагоприятных факторов. Все сказанное в принципе подтверждается тем фактом, что мировая экономика постоянно претерпевает качественные изменения, но все ее отрасли в динамике остаются конкурентоспособными. При этом конкурентоспособность обеспечивает быстрое развитие и высокую экономическую эффективность присутствия предпринимательских структур на любом рынке. Таким образом, достижение ими требуемой конкурентоспособности становится важнейшей задачей, постоянно решаемой в ходе деятельности любым субъектом рыночных отношений, а вариативность его экономического поведения, превышающая некоторое минимальное пороговое значение, обеспечивает его конкурентоспособность.
Начальной стадией решения задачи принципиального обеспечения конкурентоспособности предпринимательских структур будет выявление и определение значимости основных факторов, от которых она зависит. Обеспечение
конкурентоспособности предпринимательских структур в сочетании с успешным развитием экономики России, а также ее интеграция в общемировые экономические системы должны улучшить деятельность российских предпринимательских структур и повысить ее эффективность4.
Однако пока что большинство отечественных предприятий явно проигрывают в конкурентной борьбе зарубежным компаниям. Происходящее не может не вызывать недоумения, поскольку российские компании защищены через специальные таможенные правила системой протекционистских мер - при этом реализуется на практике тот самый протекционизм, который ограничивает свободу конкуренции на внутреннем рынке. Однако при этом очевидны его неблагоприятные последствия, приводящие, в конечном итоге, к дальнейшему падению конкурентоспособности российских предприятий. Следовательно, протекционистские меры как таковые отнюдь не способствуют повышению конкурентоспособности российского бизнеса.
Для решения такой задачи необходима выработка более эффективных способов повышения конкурентоспособности, что требует переосмысления теоретических подходов, применяемых к регулированию конкуренции в сфере предпринимательской деятельности. Это относится и к внутреннему, и к внешнему рынкам, поскольку требуется осуществить поиск новых способов и методов ведения конкурентной борьбы. Необходима и полная переоценка роли и места в этой борьбе как исполнительных, так и законодательных органов
4 Александров А.В. Факторы обеспечения конкурентоспособности предпринимательских структур // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. 2011. - №5. [Электронный ресурс]. - Ш^І.: http://www.uecs.ru/marketing/item/454-2011-05-26-10-40-01 (дата обращения 03.01.2012).
власти, так как именно они ответственны за выработку эффективной национальной экономической политики. Такая политика, безусловно, обязана способствовать повышению конкурентоспособности российских предпринимательских структур.
Учтя это, обратимся к общей теории
конкурентоспособности экономических субъектов. Ее основы были разработаны, как известно, Р.
Йенсеном5, Р. Уотерменом6 и Й. А. Шумпетером7. Анализируя применимость концептуальных положений этой теории к разным уровням экономического организма, было замечено, что в результате его успешного развития первым и главным внешним проявлением конкурентоспособности является
конкурентоспособность конкретных товаров и услуг, затем - конкурентоспособность отдельных предприятий, и, наконец, конкурентоспособность
хозяйства региона или даже экономики всей страны8.
Широко используемое сейчас в науке определение конкурентоспособности базируется на возможности некоего товара превзойти альтернативные предложения по конкретным параметрам в рамках определенной системы экономических координат. Поэтому данное понятие имеет смысл применять лишь тогда, когда наряду с определенным объектом можно выявить и объект с альтернативными
параметрами. Следовательно, в данном случае ставить вопрос об уникальности товара или
предприятия не имеет смысла, поскольку в таком
случае конкурентоспособность исчезает, а проблема будет рассматриваться исключительно в контексте конкурентоспособности альтернативных товаров, регионов или отдельных государств.
Как заметил Д. В. Проскура, содержание понятия «конкурентоспособность» раскрывается не вполне правильно. Это проявляется в анализе данного понятия через отдельные (выделено нами - К. Р.) аспекты и факторы конкурентоспособности, притом для разных ситуаций зачастую берутся совершенно разные параметры, качественно разнящиеся между собой9.
В рамках исследования конкурентоспособности предпринимательских структур необходимо предельно корректно определить его содержание и смысл, начав с дефинирования базового понятия «конкуренция». Энциклопедическая трактовка данного термина в отечественных трудах появилась сравнительно недавно, но термин, определяющий понятие «конкуренция», который логически связан с понятием «конкурентоспособность» и предвосхищает его, известен уже достаточно давно. Например, «Настольный словарь...Ф. Толля» (1864 г.) дает
5 Йенсен Р. Современные экономические стратегии. М., СПб., 2004. -125 с.
6 Уотермен Р. Фактор обновления. Как сохраняют конкурентоспособность лучшие фирмы: Пер. с англ. / Общ. ред. В.Т.Рысина. - М.: Прогресс, 2000. - 368 с.
7 Шумпетер Й. А. Теория экономического развития. М.: Прогресс, 1992.
- 582с.
8 Сыромятников Д.А. Основные подходы к оценке
конкурентоспособности предпринимательских структур южного региона // Вестник СевКавГТУ. - Ставрополь: Изд-во Государственное
образовательное учреждение высшего профессионального
образования «Северо-Кавказский государственный технический университет». - 2009. - №3(20). - С. 218.
Проскура Д.В. Теория и методология управления конкурентоспособностью региона: автореф. ... д-ра экон. наук: 08.00.05.
- СПб.: ИПРЭ РАН, 2008. - С.12.
определение конкуренции как «соперничеству или соревнованию нескольких купцов, которые желают сбыть один и тот же товар»10. Также в этом словаре присутствует и термин «конкурент», но термина «конкурентоспособность» в нем еще нет. Аналогичную ситуацию можно увидеть и в популярном российском словаре профессора И. Н. Березина (1878 г.), который конкуренцию трактует как «соревнование; одинаковый спрос и предложение идентичных товаров от двух человек (конкурентов)»11.
На основе анализа трактовок понятий, которые известны в настоящее время, можно сделать некоторые выводы о сущности конкуренции как понятия:
во-первых, рассмотренные выше определения не могут быть признаны сегодня как научные, поскольку в их основе лежит характеристика только одного аспекта конкуренции - следовательно, конкуренция как объект не рассмотрена в системе взаимосвязей составляющих его элементов;
во-вторых, существующие варианты дефинирования данного термина отражают лишь разные стороны изучения конкурентоспособности, рассматриваемой или как свойство, или как процесс, или как фиксированная ситуация.
В итоге приходится признать, что требуется провести анализ термина «конкурентоспособность», потому что лишь в таком случае можно дать его качественное определение. Исследование данного понятия осуществлялись большим количеством специалистов, начиная с 90-х гг. ХХ столетия, а проблема сущности конкурентоспособности для многих
предпринимательских структур стала актуальной не только применительно к их деятельности в экономике России, но и в экономиках других стран мира12.
Основными причинами дефинирования данного понятия служили, во-первых, отсутствие его общеупотребительного и устраивающего научное сообщество определения, а, во-вторых, важность такого определения для решения многих проблем, так или иначе связанных с конкурентоспособностью предпринимательства.
Результаты проделанного нами анализа приведены в таблице 1.
10 Настольный словарь для справок по всем отраслям знаний / под ред. Ф. Толля. В III тт. - Т. II. - СПб, 1864. - С.530.
11 Русский энциклопедический словарь, издаваемый профессором С.-Петербургского университета Березиным И.Н. - Отд.И. - Т.Ш. - СПб, 1878. - С.314.
12 Хоанг Ч.Т. Формирование и развитие конкурентоспособности системы управления предпринимательскими структурами (на примере Социалистической Республики Вьетнам): автореф. ... канд. экон. наук:
08.00.05. - М., 2009. - С.7.
Таблица 1.
Трактовки термина «конкурентоспособность предприятия» 13
№ Автор определения Трактовка
1 Пасс К., Лоуз Б., Дэвис Л. Способность фирмы бороться за потребителей своей продукции
2 Хацк©вич Ю.Г. Способность организации выдерживать соперничество в достижении сходных целей, лучших результатов, более высоких прибылей
3 Рубин Ю.Б. Реальная и потенциальная способность компании, а также имеющейся у нее для этого возможностей проектировать, изготавливать и сбывать товары, которые по ценовым и не ценовым характеристикам в комплексе более привлекательны дня потребителей, чем товары конкурентов.
4 Абалкин Л.И. Азрилиян А.Н. Свойство товара, услуги, субьекта рыночных отношений выступать на рынке наравне с присутствующими там аналогичными товарами, услугами или конкурирующими субъектами рыночных отношений.
5 Барихин А.Б. Борисов А.Б. Способность товаров отвечать требованиям конкурентного рынка, запросам покупателей - в сравнении с другими аналогичными товарами, представленными на рынке. Определяется.. . качеством товара, его техническим уровнем, потребительскими свойствами^ценами, устанавливаемыми продавцами.
6 Вечканов Г.С., Вечканова Г.Р. (Competitive ability) совокупность потребительских свойств данного товара, характеризующая его отличие от товара-конкурента по степени соответствия общественным потребностям, с учетом затрат на их удовлетворение и цен.
7 Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Товаропроизводителей, фирм, компаний - способность производителей и продавцов товаров коисурироватъ со своими соперниками, поставляющими на те же рынки аналогичные товары или стремящиеся проникнуть на рынки.
11 Габлер Способность предприятия, справляться с дополнительными задачами, связанными с деятельностью за рубежом
Проанализировав представленные определения, можно сделать обобщения по существу проблемы. Итак, конкурентоспособность:
- определяет уровень использования потенциала предприятия;
- уровень фирмы или компании, а также уровень
продукции, которая выпускается данной фирмой. Следовательно, конкурентоспособность предприятия в целом во многом определяется
конкурентоспособностью его продукции;
- предприятия - это вариативное понятие, которое очень часто может меняться в зависимости от изменения внешних или внутренних факторов, влияющих на фирму;
- это понятие, которое характеризирует возможность фирмы выдержать конкуренцию с другими компаниями, выпускающими идентичную продукцию;
- суть некий критерий качества и уровня жизни всего населения страны с рыночной моделью экономики.
Перейдем сейчас от понятия
«конкурентоспособность предприятия» к понятию «конкурентоспособность предпринимательских
структур» и попытаемся дать его качественное определение. Заметим при этом, что последнее непосредственно связано с понятиями «предпринимательские структуры» и
«предпринимательская деятельность». Здесь
13 Пасс К., Лоуз Б, Лэсли Д. Словарь по экономике / Пер. с англ. под ред. П.А. Ватника. - Спб: Экономическая школа, 1998. - С.235. Новейший словарь иностранных слов и выражений / Под. ред. Ю.Г. Хацкевич. - Минск: Харвест, 2001.- С.424. Рубин Ю.Б., Шустов В.В. Конкуренция: реалии и перспективы. - М.: Знание, 1990. - 340 с. Экономическая энциклопедия / Гл. ред. Л.И. Абалкина. - М.: Экономика, 1999. - С.309. Экономический словарь / Под ред. А.Н Азрилияна. - М.: Институт новой экономики, 2007. - С.375. Барихин А.Б. Экономика и право. Энциклопедический словарь. - М.: Книжный мир, 2000. - С.319. Борисов А.Б. Большой экономический словарь. Изд.2-е. - М.: Книжный мир, 2004. - С.326. Вечканов Г.С., Вечканова Г.Р. Современная экономическая энциклопедия. - СПб: Лань, 2002. - С. 250. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б Современный экономический словарь. - 4-е изд. - М.: ИНФРА-М, 2004. - С.183. Экономика и право: Энциклопедический словарь Г аблера / Пер с нем. под общ. ред. А.П. Горкина, Н.Л.Тумановой, Н.Н. Шаповаловой и др. - М.: Большая Российская энциклопедия, 1998. - С.82.
необходимо учитывать следующее.
Предпринимательская деятельность - это самостоятельно инициируемая гражданами или их объединениями деятельность, осуществляемая на страх и риск самих граждан, а основной целью этой деятельности является извлечение прибыли14. Предпринимательская структура - это разновидность экономической системы (субъекта), которая отличается гибкостью и имеет следующие характеристики: устойчивость, инновационность,
стратегическая нацеленность, конкурентоспособность, покупательская направленность. Все отмеченные элементы являются отдельными компонентами целого и основная цель каждого из них - это получение прибыли от различных видов предпринимательской деятельности.
Само понятие «конкурентоспособность
предпринимательских структур» И.К.Шевченко
предложил определять через большой комплекс экономических параметров, с помощью которых можно определить характер их взаимодействия в экономике15. Но конкурентоспособность любой фирмы опосредованно определяется и уровнем развития страны, который всегда дается в сравнении с другими государствами и их экономиками. Эта характеристика обязательно учитывается различными компаниями, которые формируют для себя список конкурентоспособных стран. Критерием здесь является эффективность экономической политики, благодаря которой в страну идут (или не идут в необходимой мере) инвестиции, которые дают возможность развиваться отечественным
предпринимательским структурам16.
Главным критерием эффективности деятельности любой предпринимательской структуры является повышение ее конкурентоспособности17. Зарубежные ученые - И. Ансофф18, А. А. Томпсон и А. Дж. Стрикленд19 и ряд других, равно как и отечественные исследователи - например, Г. Л. Багиев и А. Н. Асаул20, Е. Л. Смольянова21 понимают под конкурентоспособной предпринимательской
структурой определенную систему, которая способна предоставить потребителю продукт определенного качества с возможностью реализовать его на рынке.
14 См. подробнее: Пасс К., Лоуз Б, Лэсли Д. Словарь по экономике / Пер. с англ., под ред. П.А. Ватника. - Спб: Экономическая школа, 1998.
- С.426.
15 Шевченко И.К. Организация предпринимательской деятельности: учебное пособие. - Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2004. - С.21.
Хоанг Ч.Т. Формирование и развитие конкурентоспособности системы управления предпринимательскими структурами (на примере Социалистической Республики Вьетнам): автореф. ... канд. экон. наук:
08.00.05. - М., 2009. - С.10.
17 Михайленко Е.К. Управленческое консультирование предпринимательских структур как основа принятия эффективных управленческих решений: автореф... канд. экон. наук: 08.00.05;
08.00.10. - Волгоград, 2008. - С. 11.
18 Ансофф И. Стратегическое управление: Сокр. пер. с англ. / Научый редактор и автор предисловия Л.И. Евенко. М.: Экономика, 1989. - 519 с.
19 Томпсон А.А., Стрикленд А. Дж. Стратегический менеджмент. Искусство разработки и реализации стратегии.- М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998 - 576 с.
20 Багиев Г.Л., Асаул А.Н. Организация предпринимательской деятельности. СПБ: Изд-во СПб ГУЭФ, 2001 - 231 с.
21 Смольянова Е. Л. К вопросу о классификации факторов и резервов
обеспечения конкурентоспособности предприятия. // Вестник ТГУ. -2009. - Вып. 2 (70). - С. 336 -344.
Безусловно, при определении уровня
конкурентоспособности большое значение
приобретает уровень квалификации персонала
предпринимательской структуры, а также
инновационные технологии, применяемые при производстве того или иного продукта. Они позволяют активно внедрять различные пионерные идеи и уникальные подходы, которые увеличивают конкурентоспособность экономического субъекта,
благодаря чему стимулируются структурные преобразования в экономике с помощью производственных ресурсов, которые распределяются по отдельным предпринимательским структурам и целым отраслям.
Следовательно, конкурентоспособность - это один из главных показателей, так или иначе характеризирующий качество предпринимательских структур. Для их успешного существования и развития в первую очередь необходимо правильное размещение производительных сил, которые обязаны соответствовать всем современным технологическим правилам и стандартам. Главной задачей менеджмента любой предпринимательской структуры с неизбежностью становится повышение ее конкурентоспособности, что обеспечивает и текущее, и перспективное развитие этого субъекта экономики.
В условиях глобализационных преобразований современной мировой экономики количественный рост конкуренции происходит во всех областях и сферах хозяйственной деятельности, в результате чего конкуренция приобретает и новые, качественно отличные черты. Можно наблюдать конкуренцию не только среди определенных групп товаров и услуг, но и среди стандартов потребления, технологий производства, методов и схем управления, а также между предпринимательскими структурами по уровню их экономического потенциала. Эти выявленные новации позволили определить конкуренцию как соперничество (процесс взаимодействия и взаимосвязи элементов) социально-экономических систем за ресурсы, предпочтения потребителей (производителей, продавцов), за достижение поставленных целей22, а также дать определение субъекта и объекта конкуренции.
Итак, субъект конкуренции - это элемент экономической системы определенной страны, который занимается производством товаров, производством некоторых услуг и активно вступает в контакт с другими субъектами экономической системы. Объект конкуренции - это участник данной системы, из-за которого субъекты соперничают между собой. Объект - в силу своего комплексного и полисистемного характера - весьма труден для изучения, поэтому механизм его функционирования очень сложно изучить, что делает конкуренцию реальной, качественной и открытой. Чтобы победить в конкурентной борьбе, конкурентам приходится вести борьбу за постепенное усиление контроля над отдельными факторами, которые определяют потребительские предпочтения и воззрения объекта.
Объекты и субъекты экономической системы - это не обязательно физические лица, юридические лица,
компании, предприятия, но и некоторые отрасли экономики, отдельные государства, их союзы и т.д.23
Наряду со ставшей уже традиционной конкуренцией товаров и услуг имеет место и конкуренция за ресурсы, или, если их правильно называть - факторы производства. Эта конкуренция впервые была выявлена М. Портером и положена им в теорию ресурсной конкуренции24. Таким образом, субъекты и объекты конкуренции отнюдь не «застыли» в своем статусе - на одном рынке они могут быть субъектами, на другом - являются объектами конкуренции.
Имеет смысл определиться и с количественными параметрами конкуренции. Так, уровень (масштаб) конкуренции - это некоторая область экономической системы, в которой конкуренция осуществляется. Можно выделить несколько видов конкуренции по ее уровню: предпринимательской структуры (внутри
определенного предприятия), локальный (в середине города или района), региональный (определенная область, регион или страна, край или часть страны), национальный (включает всю страну),
межнациональный (включает несколько стран) и мировой уровень.
Конкурентная среда - это некоторая отрасль экономики или сфера экономико-хозяйственной деятельности, в центре которой соперничают
несколько субъектов. Любая конкурентная среда задается предметом и субъектом конкуренции и имеет определенные масштабные ограничения.
Подведем итог. Пока можно лишь сделать вывод, что конкурентоспособность - такая экономическая
категория, которая должна представлять социальноэкономические отношения между субъектами рынка одинакового уровня, выражаемые в способности удерживать динамическое равновесие на одном конкретном рынке. Следовательно, наиболее конкурентоспособным является такой субъект экономической системы, который имеет наилучшие параметры, с помощью которых его можно
характеризировать.
Конкурентоспособность напрямую влияет на производство товаров и услуг. Они могут быть различными по своим сущностным параметрам, но в любом случае они должны быть эффективным
инструментом конкуренции25. Следовательно,
обобщенно конкурентоспособность можно обозначить как такую характеристику экономического субъекта, которая отражает природу данного субъекта с точки зрения экономических параметров рыночной среды безотносительно её отличий от других субъектов
хозяйствования.
Список литературы:
1. Александров А. В. Факторы обеспечения
конкурентоспособности предпринимательских структур // Управление экономическими системами: электронный
научный журнал - 2011. - №5. [Электронный ресурс]. - и^:
См.: Гусева М.Н. Управление обеспечением конкурентоспособности предпринимательских структур в строительстве: автореф. ... д-ра экон. наук: 08.00.05. - М., 2011. - С.14.
См.: Гусева М.Н. Управление обеспечением конкурентоспособности предпринимательских структур в строительстве: автореф. ... д-ра экон. наук: 08.00.05. М., 2011. С.15.
24
Портер М. Конкурентное преимущество: Как достичь высокого результата и обеспечить его устойчивость / Пер. с англ. М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. 715 с.
25См.: Гусева М.Н. Управление обеспечением конкурентоспособности предпринимательских структур в строительстве: автореф. ... д-ра экон. наук: 08.00.05. - М., 2011. - С.17.
http://www.uecs.ru/marketing/item/454-2011 -05-26-10-40-01 (дата обращения 03.01.2012)
2. Ансофф И. Стратегическое управление: Сокр. пер. с англ. / Научный редактор и автор предисловия Л.И. Евенко. М.: Экономика, 1989. - 519 с.
3. Багиев Г.Л., Асаул А.Н. Организация предпринимательской деятельности. сПб: Изд-во СПб ГУЭФ, 2001. - 231 с.
4. Барихин А.Б. Экономика и право. Энциклопедический словарь. - М.: Книжный мир, 2000.-927 с.
5. Борисов А.Б. Большой экономический словарь. Изд.2-е. -М.: Книжный мир, 2004. - 860 с.
6. Вечканов Г.С., Вечканова Г.Р. Современная экономическая энциклопедия. - СПб: Лань, 2002. - 879 с.
7. Гусева М.Н. Управление обеспечением
конкурентоспособности предпринима-тельских структур в строительстве: автореф. ... д-ра экон. наук: 08.00.05. М., 2011. - 67 с.
8. Йенсен Р. Современные экономические стратегии. М., СПб., 2004. 125 с.
9. Михайленко Е.К. Управленческое консультирование предпринимательских структур как основа принятия эффективных управленческих решений: автореф. канд. экон. наук: 08.00.05; 08.00.10. - Волгоград, 2008. - 24 с.
10. Настольный словарь для справок по всем отраслям знаний / под ред. Ф. Толля. В III тт. - Т. II. - СПб, 1864. - 1132 с.
11. Новейший словарь иностранных слов и выражений / Под. ред. Ю.Г. Хацкевич. - Минск: Харвест, 2001.- 976 с.
12. Пасс К., Лоуз Б, Лэсли Д. Словарь по экономике / Пер. с англ., под ред. П.А. Ватника. - Спб: Экономическая школа, 1998. - 752 с.
13. Портер М. Конкурентное преимущество: Как достичь высокого результата и обеспечить его устойчивость / Пер. с англ. М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. - 715 с.
14. Проскура Д.В. Теория и методология управления конкурентоспособностью региона: автореф. ... д-ра экон. наук: 08.00.05. - СПб.: ИПРЭ РАН, 2008. - 35 с.
15. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б Современный экономический словарь. - 4-е изд. - М.: ИНФРА-М, 2004. - 480 с.
16. Робинсон Дж. Экономическая теория несовершенной конкуренции. М.: Прогресс, 1986. 471 с.
17. Рубин Ю.Б., Шустов В.В. Конкуренция: реалии и
перспективы. - М.: Знание, 1990. - 340 с.
18. Русский энциклопедический словарь, издаваемый профессором С.-Петербургского университета Березиным И.Н. - Отд.И. - Т.Ш. - СПб, 1878. - 502 с.
19. Смольянова Е. Л. К вопросу о классификации факторов и резервов обеспечения конкурентоспособности предприятия. // Вестник ТГУ. - 2009. - Вып. 2 (70). - С. 336 -344.
20. Сыромятников Д.А. Основные подходы к оценке конкурентоспособности предпринимательских структур южного региона // Вестник СевКавГТУ. - Ставрополь: Изд-во Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Северо-Кавказский государственный технический университет». - 2009. -№3(20). - С. 218-222.
21. Томпсон А.А., Стрикленд А. Дж. Стратегический менеджмент. Искусство разработки и реализации стратегии.- М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998 - 576 с.
22. Шевченко И.К. Организация предпринимательской деятельности: учебное пособие. - Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2004. - 92 с.
23. Уотермен Р. Фактор обновления. Как сохраняют конкурентоспособность лучшие фирмы: Пер. с англ. / Общ. ред. В.Т. Рысина. - М.: Прогресс, 2000. - 368 с.
24. Хайек Ф.А. Конкуренция как процедура открытия // Мировая экономика и международные отношения. 1989. № 12. С. 103148.
25. Хоанг Ч.Т. Формирование и развитие
конкурентоспособности системы управления
предпринимательскими структурами (на примере Социалистической Республики Вьетнам): автореф. ... канд. экон. наук: 08.00.05. - М., 2009. - 25 с.
26. Чемберлин Э. Теория монополистической конкуренции. М.: Экономика, 1996. - 349 с.
27. Шумпетер Й. А. Теория экономического развития. М.: Прогресс, 1992. - 582с.
28. Экономика и право: Энциклопедический словарь Габлера / Пер с нем. под общ. ред. А.П.Горкина, Н.Л.Тумановой, Н.Н.Шаповаловой и др. - М.: Большая Российская энциклопедия, 1998. - 432 с.
29. Экономическая энциклопедия / Гл. ред. Л.И. Абалкина. - М.: Экономика, 1999. - 1055 с.
30. Экономический словарь / Под ред. А.Н Азрилияна. - М.: Институт новой экономики, 2007. - 789 с.
Reference list:
1. Alexandrov A. In. Factors ensuring the competitiveness of
the entrepreneurial structures / / Management of economic systems: electronic scientific magazine - 2011. - №5. [Electronic resource]. - URL:
http://www.uecs.ru/marketing/item/454-2011 -05-26-10-4001 (the date of the circulation 03.01.2012)
2. Ansoff I. Strategic management: translation from English. / Scientific editor and the author of the Preface L.I. Yevenko. M.: Economics, 1989. - 519 p.
3. Bagiev G.L., A. N. Asaul. Organization of entrepreneurial activity. SPB: publishing house St. Petersburg GUEF, 2001. - 231 p.
4. Barihin A.B. Economics and law. Encyclopedic dictionary. -M.: World of books, 2000.-927 p.
РЕЦЕНЗИЯ
Актуальность статьи не вызывает сомнений, т.к. она посвящена вопросам развития конкуренции в рыночной среде. В условиях глобализационных преобразований современной мировой экономики рост конкуренции происходит во всех областях и сферах хозяйственной деятельности, в результате чего конкуренция приобретает и новые, качественно отличные черты. Можно наблюдать конкуренцию не только среди определенных групп товаров и услуг, но и среди стандартов потребления, технологий производства, методов и схем управления, а также между предпринимательскими структурами по уровню их экономического потенциала.
Решетов К.Ю. провел большую исследовательскую работу по избранной теме. В статье проводится очень глубокий анализ термина «конкурентоспособность», также внимание уделено причинам низкой способности российских предпринимательских структур к конкуренции на мировом рынке.
Статья Решетова К. Ю. написана на должном научном уровне. Она отличается научной новизной и конкретными теоретическими выводами.
Д.э.н., профессор, заведующий кафедрой
экономики и управления на предприятии
Миронова Н. Н.