Инновационные преобразования, как доминантный фактор обеспечения
устойчивого развития предприятия Innovative transformations as the dominant factor in ensuring sustainable development of an enterprise
Пряничников Сергей Борисович Кандидат экономических наук, доцент Доцент кафедры «Менеджмента и финансов» Нижегородского филиала гуманитарного института (г. Москва),
Praynichnikovsb@rambler.ru Pryanichnikov Sergey Borisovich Candidate of Economic Sciences, Associate Professor Docent of "Management and Finance" department Nizhny Novgorod branch of the Institute of Humanities (Moscow)
Аннотация: В статье раскрывается необходимость решения проблемы обеспечения устойчивого развития предприятий как экономических систем на основе обеспечения их инновационного развития путем внедрения различных форм открытых инноваций.
Ключевые слова: устойчивое развитие, инновации, классификация
инноваций, открытые инновации, критерии эффективности инноваций.
Abstract: The article deals with the need to address sustainable development of enterprises as economic systems through the provision of innovative development by force of the introduction of various forms of open innovations.
Keywords: sustainable development, innovations, classification of innovations, opens innovations, performance criteria of innovations.
Введение
Президент РФ в своей статье «Роль России в «переходный» период» отмечал: «Сейчас приоритет нашей страны - работать над тем, чтобы Россия вернулась к экономическому росту, причем росту устойчивому, основанному
на более сбалансированной структуре экономики. Именно поэтому ... наши усилия по-прежнему будет направлены на модернизацию экономики, ее диверсификацию и переход к инновационной стадии развития» [20].
Необходимо отметить, что усиление процессов глобализации в значительной степени ускорили информационные и транспортные потоки, повысили мобильность экономических ресурсов, унифицировали экономическое законодательство, что в целом характеризует достаточно быстрые изменения бизнес-среды, поэтому экономические системы не только на макро, но и прежде всего на микроуровне, должны не только адекватно реагировать на происходящие трансформации, но и быть готовыми к будущим изменениям. Это возможно только на основе повышения конкурентоспособности путем инновационных преобразований, вместе с тем процесс развития предприятий, в значительной степени связан с текущей производственно - финансовой деятельностью, поскольку протекая одновременно, они противоположны друг другу по объему генерирования и потребления ресурсов, исходя из этого, при реализации процедур развития предприятий важно решать проблему обеспечения устойчивости их текущего функционирования.
Теоретические основы устойчивости экономических систем
Устойчивость необходимо рассматривать с позиции свойства системы, обеспечивающей ее целостность, т.е. способность системы создать такие связи между элементами системы, которые позволяют поддерживать необходимые параметры на заданном уровне для продолжения существования. [8] Вместе с тем, в исследованиях ряда ученых наряду с понятием устойчивости применяется и термин равновесие, определяемое как состояние системы, при котором сумма действия внешних и внутренних факторов имеет нулевое значение. В работах данных авторов, указывается также на то, что устойчивость обеспечивается преодолением
неблагоприятных факторов, генерируемых средой, и сохранением ее целостности внутренних связей и функций. [1, 9]
Кроме того в отдельных исследованиях отмечается, [12] что устойчивость социально-экономического развития представляет собой такое состояние сбалансированности внешних и внутренних факторов развития системы, которое обеспечивает последовательный рост и повышение качественного уровня ее развития вместе с выявлением и предотвращением негативных последствий экономической активности в обозримой перспективе.
Вместе с тем, степень нарушения устойчивости приводит к одному из следующих состояний предприятия:
- критической, т.е. частичной потери устойчивости (преодоление которой возможно вследствие приспособления экономической системы к адаптации);
- кризисной, т.е. значительной потери устойчивости (преодоление которой возможно путем осуществления модернизации стратегического потенциала);
- катастрофической, т.е. полной утраты устойчивости (преодоление которой осуществляется изменением парадигмы бизнеса). [5]
Деятельность предприятия осуществляется путем потребления определенных ресурсов, которые генерируются текущей деятельностью, следовательно, процесс развития приводит к повышению текущих рисков, для снижения которых необходимо формирование системы управления рисками.
Устойчивое развитие предприятия обеспечивается системой управления, которая представляет собой воздействие субъекта управления на объект для достижения поставленной цели. В процессе управления предприятие воздействует на одну группу факторов, включающую такие, как: а) объем и состояние активов; б) объем и структура капитала; в) используемая
технология; г) загрузка производственных мощностей; д) темпы обновления выпускаемой продукции и т.д. и учитывает влияние другой, куда входят: а) уровень инфляции; б) среднерыночная ставка капитала; в) состояние рынка; г) уровень платежеспособности спроса и др.
Исходя из этого, можно отметить, что существует возможность формирования механизма управления развитием на основе использования управляемых факторов с учетом воздействия малоуправляемых. При этом анализ различных научных взглядов на развитие предприятия позволяет сделать вывод о том, что существует достаточно большое количество точек зрения на повышение эффективности осуществляемых преобразований.
Вместе с тем, многие из них базируются на выделении и активизации одного из достаточно большого количества факторов функционирования предприятия, влияющего на эффективность. Однако сложность данного подхода заключается в том, что все факторы взаимосвязаны между собой и не всегда действуют однонаправлено. В связи с этим, достаточно сложную проблему представляет выбор доминантного (основного) фактора, который определяет фундаментальный характер развития предприятия, и концентрация усилий на котором позволит обеспечить эффективность прогнозируемых преобразований, новые направления и уровень функционирования предприятия.
Процесс преобразования предприятия предполагает его устойчивое развитие, т.е. перевод на новый качественный уровень с соблюдением устойчивости в процессе функционирования, в соответствие, с чем необходимо определить доминантный фактор развития, которому присущ комплексный характер воздействия на предприятие, а также разработать комплексную систему управления процессом устойчивого развития на основе использования данного фактора. При этом комплексный системный подход к управлению на основе доминантного фактора, предполагает, что он
должен воздействовать на все функциональные области деятельности предприятия и концентрировать основные действия на процессах развития.
Инновации как доминантный фактор обеспечения устойчивого развития экономических систем в стратегической перспективе
Исследование инноваций в качестве основы устойчивого развития предприятия проводилось достаточно большим количеством ученых. Так
Н.Д. Кондратьев [10] рассматривая кривые экономического развития обосновал значительные технологические изменения в начале каждого большого цикла и кроме того сделал вывод о том, что реализация достижений НТП осуществляется только в случае наличия необходимых экономических условий.
Й. Шумпетер [16] определил нововведения как новые комбинации ресурсов и обосновал возможность снижения уровня падения экономической деятельности путем создания и внедрения нововведений.
В своих работах Г. Менш [18] увязывал темпы экономического роста и цикличность с появлением базисных инноваций, т.е. отмечал, что развитие промышленных предприятий выступает как переход от одного технологического пата к другому, т.е. исчерпание потенциала основных нововведений приводит к технологическому пату, в связи, с чем необходимы инвестиции в разработку новых базовых нововведений, вызывающих появление новых предприятий и товаров.
В исследованиях Н. Икуджиро и Т. Хиротака [7] показывается, что основным фактором успеха выступает создание организационного знания, т.е. способность компании как единого целого создавать новое знание, распространять его по всей организации и воплощать в продукции, услугах, системах.
Понятие инновации можно рассматривать с двух точек зрения, т.е. как результат и как процесс, в связи, с чем существует два подхода к их определению: [14]
1) объектный, где в качестве инноваций выступают конечные или промежуточные результаты научно-технической деятельности, в том числе новые виды продукции (услуг), новые методы и способы производства, нововведения в научно-исследовательской, организационной, финансовой, торговой и других сферах;
2) процессный, т.е. инновация определяется как комплексный процесс создания и использования новых потребительских ценностей (товаров, техники, технологии).
При этом можно отметить, что объектный подход к инновациям разделяют такие исследователи, как Аньшин В.М., В.Г. Медынский и др.,[2, 11] а процессный - А.И. Пригожин, Л. Водачек, О. Водачкова, Ю.В. Яковец, Л.С. Барютин, П. Друкер и др., [13, 4, 18, 6] в связи с этим можно выделить такие понятия как инновации и инновационные процессы.
Наиболее обобщенное определение инновациям, на наш взгляд, дано Ю.П. Анискиным, [14] который отмечает, что это результат (конечный или промежуточный) целенаправленной и организованной творческой деятельности, получивший завершающую форму в виде новых конкурентоспособных видов продукции (услуг), технологий, форм и методов производства и управления и использованный в общественных и (или) коммерческих целях.
Анализ исследований вышеприведенных авторов дает возможность выделить следующие характерные черты инновационных преобразований:
а) особенностью современного развития экономики выступает значительные изменения, происходящие во внешней среде, поэтому, предприятия должны не только адекватно реагировать на уже происходящие
изменения, но и осуществлять активные действия на возможные будущие изменения, в связи, с чем, важное значение, имеет разработка и внедрение инноваций для развития предприятий;
б) инновационные разработки являются также инструментом прогнозирования и планирования, поскольку позволяют формировать будущие потребности;
в) инновационные преобразования позволяют на основе производства новых продуктов формировать новые рынки;
г) инновации позволяют расширить пределы функционирования предприятия, поскольку инновационный менеджмент имеет стратегический характер и является основой управления развитием предприятия.
Исходя из вышеизложенного, в качестве доминантного фактора развития предприятия можно выделить инновационные преобразования, осуществляемые на основе инновационного потенциала. При этом необходимо отметить, что уровень инновационного потенциала определяет способность предприятия разрабатывать, внедрять и воспринимать нововведения, кроме того, с одной стороны он определяет необходимость и возможность перехода системы управления от текущего состояния к новому, а с другой - предпосылками ритмичного функционирования и сохранения устойчивости в инновационном процессе.
Обеспечение устойчивости осуществляется путем разработки механизма планирования, который позволяет недопустить критического дисбаланса между распределением ресурсов на текущее функционирование и реализацию стратегии инновационного развития.
Инновационные преобразования имеют достаточно много видов, форм и проявлений, в связи, с чем необходима их классификация (таб. 1).
Таблица 1.
Классификация видов инноваций
№ п/п Авторы классификации Виды инноваций
1 Й. Шумпетер 1) изготовление нового (создание неизвестного потребителям блага или нового качества известного блага); 2) внедрение нового (внедрение неизвестного данной отрасли промышленности способа производства); 3) освоение нового рынка сбыта (рынка на котором данная отрасль промышленности не была представлена); 4) получение нового источника сырья или полуфабрикатов; 5) проведение соответствующей реорганизации.
2 Л. Водачек О. Водачкова 1) продукции; 2) технологических процессов; 3) человеческих ресурсов; 4) управленческой деятельности.
3 Ю.А. Ушаков 1) продуктовые (новые продукты в сфере производства или потребления); 2) технологические (новые технологии производства новых или
уже известных продуктов); 3) управленческие (новые методы работы используемые в системе управления).
4 А.И. Пригожин 1) по типу новшества: а) техникотехнологические; б) продуктовые; в) социальные; г) организационноуправленческие; д) правовые; 2) исходя из инновационного потенциала: а) базовые (новые технологии, виды продукции, методы управления); б) комбинаторные (использование сочетаний конструктивных соединений элементов); в) модифицирующие (доработка определенных базовых новшеств); 3) по тиражируемости: а) единичные; б) диффузные; 4) исходя из завершенности: а) завершенные;
б) незавершенные;
5) по результативности:
а) результативные;
б) нерезультативные;
6) исходя из
организационных границ: а)
внутриорганизационные; б)
межорганизационные;
7) по источнику
инициативы:
а) заказные;
б) авторские.
Необходимо отметить, что, несмотря на многообразие видов инноваций, в современных условиях наиболее важными из них, выступают продуктовые, которые в большей степени обеспечивают конкурентоспособность предприятия.
Реализация инноваций, осуществляемая посредством инновационной деятельности, имеет следующую последовательность:
1). Разработка методологического подхода к решению данной проблемы.
2). Экспериментальные исследования и разработка моделей.
3). Определение технических характеристик изделий, изготовление опытных образцов и доведение до массового производства.
4). Подготовка производства и доведение выпуска продукции до запланированных объемов.
5). Обеспечение ритмичной и устойчивой работы, ликвидация устаревшего производства и создание нового. [4]
Организация инновационной деятельности предполагает использование соответствующих принципов, основными из которых выступают
динамичность, неопределенность, адаптивность, избыточность.
Анализ модернизации отраслей экономики Российской Федерации показывает, что ее уровень в энергетике составляет - 37%, машиностроении
- 36%, металлургии - 19%, а в целом по промышленности - 23% [19].
Рассмотрение данных инновационной активности предприятий
обрабатывающих отраслей промышленности Нижегородской области, дает возможность сделать заключение о том, что это направление промышленности является основным в области инновационных
преобразований по числу организаций их осуществляющих (2009 г. - 91%), по затратам на технологические инновации (2009 г. - 99,9%), и до последнего времени по объемам отгруженной продукции (2008 г. - 99,6%), вместе с тем, в 2009 г. произошло резкое снижение по данному показателю в связи с увеличением отгрузки инновационной продукции предприятиями по производству и распределению электроэнергии, газа и воды (таб. 2).
Таблица 2.
Показатели деятельности организаций обрабатывающих производств промышленности, осуществляющих технологические инновации в
Нижегородской области
№ п/п Показатели 2005 2006 2007 2008 2009
1 Число организаций, осуществлявших технологические инновации, ед. 97 98 105 99 100
в том числе: - - - - -
1.1 - обрабатывающие производства 90 90 100 97 91
1.2 - в % от общего числа 92,8 91,8 95,2 98,0 91,0
2 Объем отгруженных инновационных товаров, работ, услуг организаций, осуществлявших технологические инновации, млрд. руб. 6,14 20,53 16,05 21,79 33,17
в том числе:
2.1 - обрабатывающие производства 6,07 18,59 16,05 21,71 15,78
2.2 - в % от общего числа 98,9 90,6 100,0 99,6 47,6
3 Затраты на технологические инновации организаций, осуществлявших технологические инновации, млрд. руб. 4,44 5,6 8,06 9,49 21,03
в том числе:
3.1 - обрабатывающие производства 4,41 5,46 8,02 9,49 21,0
3.2 - в % от общего числа 99,5 97,6 99,5 99,9 99,9
В целом затраты на технологические инновации всех предприятий промышленности в Нижегородской области характеризуются следующими данными (табл. 3).
Таблица 3.
Затраты на технологические инновации организаций отраслей промышленности по видам инновационной деятельности Нижегородской области, млрд. руб. [21].
Показатели 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009
Затраты на технологические инновации - всего 2,52 2,84 2,9 3,89 3,52 4,44 5,6 8,06 9,49 2,1
в том числе по видам инноваций:
1. Исследование и разработка новых продуктов и производственных процессов 0,49 0,51 0,56 0,64 1,09 1,08 0,72 0,66 0,55 1,11
2. Приобретение машин и оборудования, связанных с технологическими инновациями 1,4 1,69 1,73 2,37 1,3 2,01 2,29 4,27 4,08 9,93
3. Приобретение новых технологий 0,024 0,011 0,01 0,074 0,04 0,03 0,56 0,65 0,55 0,7
из них права на патенты, лицензии 0,011 0,01 0,003 0,041 0,012 0,013 0,24 0,163 0,14 0,698
4. Приобретение программных средств 0,032 0,038 0,04 0,21 0,1 0,066 0,04 0,12 0,16 0,036
5.Производствен-ное проектирование, дизайн и другие разработки 0,12 0,26 0,198 0,397 0,67 0,795 0,816 1,39 2,797 4,99
6. Обучение и подготовка персонала, связанные с инновациями 0,002 0,009 0,008 0,017 0,023 0,03 0,015 0,067 0,51 0,022
7. Маркетинговые исследования 0,007 0,011 0,011 0,014 0,041 0,044 0,07 0,041 0,021 20,93
8. Прочие технологические инновации 0,447 0,316 0,35 0,169 0,26 0,389 1,097 0,869 0,825 1,32
Данные таблицы 3 показывают, что объем затрат на технологические инновации в 2009 году по сравнению с 2000 годом увеличился в 8,4 раза, причем наиболее значительный рост произошел по таким направлениям, как маркетинговые исследования (443,4 раза), приобретение новых патентов и лицензий (65,3 раза), производственное проектирование, дизайн и другие разработки (43,4 раза).
Изменился и удельный вес отдельных видов инноваций, так если в 2000 году основной удельный вес составляли затраты на приобретение машин и оборудования, связанных с технологическими инновациями (55,5%), исследование и разработка новых продуктов и производственных процессов (19,6), прочие технологические инновации (17,8%), то в 2009 году -приобретение машин и оборудования, связанных с технологическими инновациями (47,2%), производственное проектирование, дизайн и другие разработки (23,7%), маркетинговые исследования (13,9%).
Кроме того, исследования, проведенные на российских предприятиях, позволили определить следующие причины, ухудшающие реализацию нововведений, в том числе:
1). Недостаток собственных финансовых ресурсов, при этом даже при возможности привлечения заемных средств, предприятия не в полной мере используют данный источник, в силу неразработанности эффективного механизма планирования, который позволил бы объективно оценить кредитоспособность, платежеспособность и дать прогноз вероятности банкротства предприятия вследствие распределения ресурсов на процессы развития и обеспечения текущей деятельности.
2). Достаточно высокая стоимость осуществляемых мероприятий по реализации нововведений, поскольку не все эти расходы считаются инвестиционными, а выступают как текущие затраты.
3). Повышенный уровень экономического риска, выражающийся в высокой вероятности наступления кризисной ситуации, вследствие ограниченности используемых ресурсов.
4). Отсутствие квалифицированных кадров, которое выражается нехваткой инновационных менеджеров или высокой их стоимостью для предприятия.
5). Продолжительные сроки окупаемости нововведений.
6). Невосприимчивость предприятия к нововведениям, что объясняется отсутствием достаточно эффективного механизма управления развитием.
7). Неопределенность сроков инновационного процесса.
Таким образом, можно отметить, что основные проблемы развития предприятия связаны с отсутствием адекватного организационноэкономического механизма управления устойчивым развитием предприятия в современных условиях, в связи, с чем необходимо раскрыть положения управления устойчивым развитием предприятия на основе его инновационной активности.
Современные исследования в области инновационных разработок промышленных разработок показывают необходимость реализации концепции открытых инноваций, разработанной Генри Чесбро [16].
Традиционная модель НИОКР предполагает создание стоимости внутри предприятия, т.е. от формулирования новой идеи до вывода конечного продукта на рынок и его послепродажное обслуживание (создание научнотехнической базы, проведение научных исследований, осуществление научно-исследовательских разработок, создание новых продуктов и технологий, выход на рынки).
Вместе с тем в начале XXI века данная модель подверглась существенной девальвации, вследствие того, что наблюдается рост средних затрат на новые
технологические разработки, ускоряется жизненный цикл инновационных продуктов, вследствие чего происходит сокращение «рыночного окна» разработчиков новых продуктов, а также снижение вероятности высокой отдачи от инвестиций в инновации.
Открытые инновации предполагают формирование ресурсов на НИОКР за счет использования внешних источников (технологических, людских, финансовых и др.) путем формирования новых бизнес-моделей. Концепция открытых инноваций ставит во главу угла современных корпоративных стратегий не процесс инновационных разработок, а организацию разработки эффективных бизнес-моделей нацеленных на ускоренное применение этих новых разработок. Таким образом, инновационная деятельность, концентрируется в сфере создания новых бизнес-моделей, а не собственно генерирования новых продуктов и технологий, которые имеют только потенциальную ценность, реализация которой возможна только после появления эффективных механизмов превращения их в актив и вывода его на рынок. При этом организационными формами открытых инноваций выступают: а) стратегические альянсы и партнерства; б) субподряды и аутсорсинговые контракты; в) создание совместных предприятий и автономных организаций на базе университетов; г) совместное использование технологического оборудования; д) кооперативные венчурные инвестиции; е) венчурные спин-офф-компании; ж) создание базовых технологических платформ; з) центры открытых инновационных разработок и т.д.
Реализация открытых инноваций стимулирует рост новых доходов за счет увеличения числа рынков на которых применяются инновации (продажа лицензий, создание СП, отпочкование собственных подразделений и т.д.).
Важно отметить, что критериями успешности инновационной деятельности на уровне предприятия могут быть: а) доля коммерчески успешных инновационных проектов; б) доля введенных за последние три
года продуктов; в) соотношение прибыли и затрат; г) уровень технической успешности; д) создание новых рабочих мест; е) рост доходов от продажи новых технологий; ж) достижение прогнозируемого объема продаж нового товара; з) достижение прогнозируемой величины прибыли; и) более высокий уровень рентабельности по отношению к конкурентам и т.д.
Заключение
Таким образом, можно отметить, что устойчивое развитие отечественных предприятий, повышение их конкурентоспособности и эффективности деятельности может быть осуществлено на основе их модернизации путем реализации инновационных преобразований. Между тем реализация инновационных стратегий на российских предприятиях осуществляется недостаточными темпами для обеспечения необходимых темпов роста, что требует разработки механизма стимулирующего внедрение современных технологий, основанных на реализации разнообразных форм открытых инноваций.
Библиографический список
1. Алексеев В.П., Шпилев Г.Е. Регион: теория и практика устойчивого развития. -М.: БСТ, 1998.11, Брянцева И.В. экономическая устойчивость предприятия: сущность, оценка, управление. - Хабаровск: Изд-во ХГТУ, 2003.
2. Аньшин В.М. Инновационный менеджмент. - М.: Дело, 2003.
3. Барютин Л.С. Управление техническими нововведениями в промышленности. - Л.: ЛГУ, 1986.
4. Водачек Л., Водачкова О. Стратегия управления инновациями на предприятиями. - М.: Экономика, 1989.
5. Градов А.П. Экономическая стратегия фирмы. - СПб.: Спец. лит., 2000.
6. Друкер П. Задачи менеджмента в XXI веке. - М.: Изд. дом «Вильямс», 2003.
7. Икуджиро Н. Компания - создатель знания. Зарождение и развитие инноваций в японских фирмах/ Н. Икуджиро, Х. Такеучи. - М.: Олимп-Бизнес, 2003.
8. Никешин С.И. Предприятие и переходная экономика. - СПб.: Изд-во СПб ГИ ЭА, 1996.
9. Корниенко В.Н. Основы менеджмента устойчивого развития: курс лекций.
- М.: Ступени, 2002.
10. Кондратьев Н.Д. Большие циклы конъюнктуры и теория предвидения: изб. тр. - М.: Экономика, 2002.
11. Медынский В.Г. Инновационное предпринимательство: учебное пособие.
- М.: ЮНИТИ, 2002.
12. Осокина Н.В. Экономическая устойчивость: теоретические и
практические проблемы. - Кемерово: Кузбассвузиздат, 2000.
13. Пригожин А.И. Методы развития организации. - М.: МЦФЭР, 2003.129,
Водачек Л., Водачкова О. Стратегия управления инновациями на
предприятии. - М.: Экономика, 1989.
14. Управление корпоративными изменениями по критерию устойчивости: монография/ под ред. Ю.П. Анискина. - М.: Издательство «Омега-Л», 2009.
15. Чезбро Г. Открытые инновации. Создание прибыльных технологий. - М.: «Поколение» - 2007.
16. Шумпетер Й. Теория экономического развития (исследование)
предпринимательской прибыли, капитала, кредита, процента и цикла конъюнктуры): пер. с нем. - М.: Прогресс, 1982.
17. Яковец Ю.В. Эпохальные инновации XXI века. - М.: Экономика, 2004.
18. Mensch G. Das technologische Patt: Innovationnen uberwinden die
Depression. Frankfurt: Umschau verlag, 1975.
19. Российская бизнес газета от 25 января 2011г.,
20. Медведев Д. Россия, вперёд! - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.kremlin. ru /transcripts/5413
21. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2010: Стат. сб. / Росстат. - М., 2010. - 990 с.
Bibliography
1. Alekseev V.P., Shpilev G.E. Region: theory and practice of sustainable development. -M.: BLS, 1998.11, Bryantseva I.V. economic sustainability of the enterprise: nature, assessment and management. - Khabarovsk: Univ HGTU, 2003.
2. Anshin V.M. Innovation Management. - Moscow: Delo, 2003.
3. Baryutin LS Management of technical innovations in industry. - L.: LSU, 1986.
4. Vodachek L., Vodachkova O. Strategy of innovation management in enterprises.
- Moscow: Economics, 1989.
5. Gradov A.P. Economic strategy of a firm. - St. Petersburg.: Spec. Lit., 2000.
6. Drucker P. Management Objectives in the XXI century. - Moscow: Publishing house "Williams", 2003.
7. N. Ikudzhiro Company - creator of knowledge. The origin and development of innovations in Japanese companies / N. Ikudzhiro, H. Takeuchi. - Moscow: Olimp-Business, 2003.
8. Nikeshin S. Enterprise and transition economies. - St. Petersburg. Univ of St. Petersburg GI EA, 1996.
9. Kornienko V.N. Fundamentals of Management for Sustainable Development: a course of lectures. - M. Stupeni, 2002.
10. Kondratiev N.D. Major cycles of conditions and prediction theory: izb. tr. -Moscow: Economics, 2002.
11. Medynsky V.G. Innovative entrepreneurship: a tutorial. - M.: UNITY, 2002.
12. Osokina N.V. Economic stability: theoretical and practical problems. -Kemerovo: Kuzbassvuzizdat, 2000.
13. Prigogin A.I. Methods of organization development. - M.: MCFER, 2003.
14. Managing corporate changes in the stability criterion: a monograph / edited. J.P.Aniskina. - M.: Publishing house "Omega-L", 2009.
15. Chezbro G. Open Innovations. Creating a profitable technology. - M.: "Generation" - 2007.
16. J. Schumpeter, The Theory of Economic Development (the study of business
profits, capital, credit, interest, and the cycle conditions): translated from German.
- Moscow: Progress, 1982.
17. Yakovets U.V. Epoch-making innovation of the XXI century. - Moscow: Economics, 2004.
18. Mensch G. Das technologische Patt: Innovationnen uberwinden die Depression.Frankfurt: Umschau verlag, 1975.
19. The Russian business newspaper, January 25, 2011.,
20. Medvedev D., Russia, forward! - [Electronic resource]. - Mode of access: http://www.kremlin. ru / transcripts/5413
21. Regions of Russia. Socio-economic indicators. 2010: Stat. Sb / Rosstat. - M., 2010. - 990.