У .У СОВРЕМЕННАЯ ЭКОНОМИКА: ПРОБЛЕМЫ, ТЕНДЕНЦИИ, ПЕРСПЕКТИВЫ, № 10, 2014 г. SOVREMENNAA feKONOMIKA: PROBLEMY, TENDENCII, PERSPEKTIVY, vol.10 : 1, 2014
К ВОПРОСУ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОДЕРЖАНИЯ И КЛАССИФИКАЦИИ ИННОВАЦИИ
Пугина Лариса Ивановна (к.э.н., доцент кафедры менеджмента)
Муромский институт (филиал) Владимирского государственного университета имени Александра Г ригорьевича и Николая Г ригорьевича Столетовых
(Муром, Российская Федерация)
Аннотация
В статье рассматриваются, а также уточняются вопросы экономического содержания инноваций и классификации инноваций. Выделены два подхода к пониманию инноваций - узкий и широкий. При узком подходе инновацию отождествляют с новой техникой, с технологией. Широкий подход определяет инновацию как новшество в разнообразных сферах (в технической, производственной, управленческой, финансовой, организационной и других сферах). Предлагается классифицировать инновации с точки зрения формы их экономической реализации: инновации как результат научной мысли, новые идеи, не имеющие еще товарной формы; инновационный продукт как товар на рынке, то есть предназначенное к продаже новшество; нововведение как внедренная и используемая инновация в производстве.
Ключевые слова: инновация; узкий подход к инновациям; широкий подход; новая техника; инновационный продукт; процесс-инновация; классификация инноваций.
Дополнительные сведения:
УДК 338.242 ГРНТИ 06.81.25 JEL Code O31
Статья получена 18.01.2014 Статья принята 20.03.2014
* Публикация подготовлена в рамках поддержанного РГНФ научного проекта «Экономические аспекты активизации инновационной деятельности предприятий» № 14-12-33001.
188К 2222-6532 шшш.шееопош1е8. о^
© Pugina L.I., Paper ID # 10/2014/10-р
У .У СОВРЕМЕННАЯ ЭКОНОМИКА: ПРОБЛЕМЫ, ТЕНДЕНЦИИ, ПЕРСПЕКТИВЫ, № 10, 2014 г.
80УКЕМЕККАА ЁК0ШМ1КА: РШВБЕМУ, ТЕШЕКСП, РЕК8РЕКТ1УУ, уо1.10 : 1, 2014
Введение
Инновационный путь развития экономики связан с разработкой и внедрением новшеств, а также с организационным преобразованием экономического механизма.
В процессе интеллектуализации экономики наблюдается алгоритм развития цивилизации. Инновации наполнены новым смыслом и выступают как материальная основа повсеместного повышения эффективности производства, качества и конкурентоспособности выпускаемой продукции, что ведет к снижению издержек. Тем самым стратегической линией развития фирм является использование инноваций.
Методология исследования
Методологической основой экономического исследования является материалистическая концепция, основанная на материальных факторах экономической организации. Также в основе лежит диалектический метод, изучающий все явления в динамике и развитии, в противопоставлении и взаимосвязи, в переходе качественных и количественных изменений, который определяет роль практики как основного критерия истины в системном подходе. В данной работе законы и закономерности действия современной экономики выступают в качестве теоретической основы. Базой исследования послужили методы количественного и качественного анализа для обработки фактологического материала, собранного автором в течение продолжительного времени.
Обзор литературы
Существенный вклад в исследование экономики научно-технического прогресса (НТП), инноваций, инновационной деятельности внесли такие российские ученые, как А. Анчишкин, Н. Кондратьев, Д. Львов, Ю. Яковец, Л. Барютин, Л.Бляхман, С. Глазьев, А. Фонотов, П. Завлин, а также зарубежные авторы - Й.Шумпетер, Б. Твисс, Р. Фостер, Б. Санто, М. Хучек, Л. Водачек, О. Водачкова и другие.
Несмотря на очевидный прогресс, достигнутый в теоретической базе исследования инноваций, в данной области остается еще множество нерешенных проблем, которые затрудняют как оценку инновационной деятельности и ее влияние на экономическую эволюцию производственных систем, так и регулирование этой сферы на региональном и национальном уровнях (Пугина Л.И., 1999).
Целью данной статьи является уточнение понятия “инновация”, анализ, дополнение и совершенствование классификации инноваций.
В инновационных системах, инновационной деятельности первичным элементом являются инновации, а именно, нововведения в процессе преобразования в любой сфере. Впервые, в начале двадцатого века, австро-188К 2222-6532 шшш.шееопош1е8. о^
© Р^па Ь.1, Рарег ГО # 10/2014/10-р
У .У СОВРЕМЕННАЯ ЭКОНОМИКА: ПРОБЛЕМЫ, ТЕНДЕНЦИИ, ПЕРСПЕКТИВЫ, № 10, 2014 г.
80УКЕМЕККАА ЁК0ШМ1КА: РШВБЕМУ, ТЕШЕКСП, РЕИ8РЕКТ1УУ, уо1.10 : 1, 2014 американский экономист Й Шумпетер делает акцент на «осуществлении новых комбинаций» (Й. Шумпетер, 1982 г.).
Согласно теории «новой комбинации» Й. Шумпетера, в это понятие входит пять случаев, а именно:
1) изготовление нового, неизвестного для потребителей блага, либо создание нового качества;
2) внедрение нового, неизвестного до этого, способа производства, в основе которого лежит необязательно новое научное открытие, а также новый способ коммерческого использования товара;
3) освоение нового рынка сбыта, на котором данная отрасль промышленности страны не была представлена, независимо существовал этот рынок до сих пор или нет;
4) получение нового источника сырья или полуфабрикатов, независимо от того, существовал этот источник прежде, или просто не принимался во внимание, либо считался недоступным, либо его предстояло создать;
5) реорганизация — создание монопольного положения или ликвидация такового.
По мнению Й. Шумпетера, инновации представляют новую функцию производства, производную от старой, но, тем не менее, не всякое нововведение есть инновация, таковым становится новое производство.
Дискуссия
К единому толкованию понятия «инновации» ученые-экономисты не пришли. Однако, на наш взгляд, заслуживает внимания два подхода к трактовке этого термина: узкий и широкий. Научная литература часто объясняет инновации на предприятиях с технической точки зрения, т.е. - узко. В этом подходе происходит идентификация инноваций с промышленным производством, и особенно с технологией, с новой техникой. Сторонниками узкого подхода являются Н.Мончев, Л.Барютин, Б.Твисс (Барютин, 1986; Твисс, 1989).
Данная трактовка инноваций вполне объяснимо и обусловлено следующими причинами:
- технические изменения экономических процессов на предприятиях и недооценкой значимости экономических, социальных и организационных изменений;
- более детальной научной разработкой проблемы изменения техники, чем обычных изменений, происходящих в экономике, а также социальных условий предприятия;
- легко определяемыми и быстро достигаемыми результатами технических инноваций в сравнении с другими.
Широкий подход к инновации рассматривает как услуга или новый продукт, способ их производства, новшество в таких сферах как научноисследовательская, финансовая, организационная и др.
Так, Л.С. Бляхман (Бляхман 1991), являющийся ведущим специалистом в
188К 2222-6532 шшш.шееопош1е8. о^
© Р^та Ь.1, Рарег ГО # 10/2014/10-р
У .У СОВРЕМЕННАЯ ЭКОНОМИКА: ПРОБЛЕМЫ, ТЕНДЕНЦИИ, ПЕРСПЕКТИВЫ, № 10, 2014 г.
80УКЕМЕККАА ЁК0ШМ1КА: РШВБЕМУ, ТЕШЕКСП, РЕИ8РЕКТ1УУ, уо1.10 : 1, 2014 стране по проблемам экономики НТП, трактует инновации как «прогрессивное изменение продукта, техники, технологии и организации производства, в котором материализуется научное знание». Польский исследователь, экономист М. Хучек (Хучек, 1992) в рамках данного широкого подхода предлагает выделить инновации в трех значениях: предметном, атрибутивном и
функциональном.
Предметный подход выделяет целую совокупность изделий, методов и процедур, характеризующихся определенными чертами.
Атрибутивный подход рассматривает инновации как одну из допустимых реакций предприятия на общественные потребности.
При функциональном подходе акцентированно выделяется показ инновации как процесса сознательного осуществления изменений в организации труда, технологии и технике.
В данном случае инновация выглядит как внедрение новой процедуры или нового техпроцесса; применение новых принципов использования инструмента или его новых видов; использовании нового материала или сырья; применение нового действия.
В нашем видении понятие «инновация» более широкое, чем понятие «новая техника». В понятие «инновации» входят все нововведения из организационной, финансовой, производственной, научно-исследовательской и учебной деятельности. Здесь следует различать понятия «инновация» и «нововведение».
Далее термин «нововведение» будем принимать как объект, введенный в сферу человеческой деятельности или в производство в результате осуществленного научного исследования или открытия, качественно отличного от предыдущего аналога.
По нашему мнению, инновационная деятельность не ограничивается только лишь созданием технологических процессов, созданием новых средств труда и методов организации и управления. Одной из значительных составляющих инновационных процессов является создание перечисленных выше элементов, в результате чего становится достижимым обновление технической базы действующего производства. Таким образом, в широком подходе в инновационную деятельность включается передовой опыт, а также внедрение новшеств во многих сферах деятельности.
Инновации нами рассматриваются не только с позиций функций производства, но и с позиций их качественного уровня. Наиболее предпочтительные потребительские свойства нововведений потребители выбирают сами. В условиях рыночных отношений производителям необходимо нацеливаться на лучшие мировые аналоги, ориентироваться на требования международных стандартов.
Инновации являются практическим приложением нового знания и понимания вследствие его дальнейшего применения в практике. Собственно, новизна и качество инноваций определяют степень их соответствия требованиям рынка и потребителей.
Также инновации следует определять как инновационный продукт или 188К 2222-6532 шшш.тееопотез. о^
© Р^та Ь.1, Рарег ГО # 10/2014/10-р
У .У СОВРЕМЕННАЯ ЭКОНОМИКА: ПРОБЛЕМЫ, ТЕНДЕНЦИИ, ПЕРСПЕКТИВЫ, № 10, 2014 г.
80УКЕМЕККАА ЁК0ШМ1КА: РШВБЕМУ, ТЕШЕКСП, РЕИ8РЕКТ1УУ, уо1.10 : 1, 2014 новшество, предназначенное для продажи, например, объект интеллектуальной собственности. Но далеко не все нововведения и разработки становятся инновационным продуктом, готовым к воплощению. Это объяснимо правовыми, организационными и другими разными причинами.
Следовательно, следует трактовать понятие «инновация» в трех ипостасях:
- во-первых, инновация в узком смысле - как результат научной мысли, новая идея, новшество, опыт, не имеющая еще товарной формы;
- во-вторых, как инновационный продукт - то есть предназначенное для продажи новшество, инновационный продукт как товар на рынке инноваций (интеллектуальной собственности);
- в-третьих, как нововведение, понимаемое как внедренная инновация в производство или использованные новшества.
Нововведения являются результатом инновационного процесса, который выступает организационной основой инновационной деятельности. Инновационный процесс можно представить как совокупность научнотехнологических и организационных изменений, происходящих в реализации нововведений. Совокупность инновационных процессов определяет научнотехнический прогресс (Валдайцев, 2005; Валдайцев, 1995).
Для активизации инновационной деятельности требуется стимулирование создания, использования и распространения нововведений, необходимо создание современного эффективного организационно-экономического механизма этой деятельности, уточняет Пугина Л.И. (2008; 2009; 2011; 2012).
В процессе создания экономического механизма управления необходим учет особенностей инновационных процессов, которые происходят из превалирующего типа нововведений, создающих данные процессы. Поэтому важным аспектом анализа таких особенностей инноваций является их классификация.
Таким образом, проведение классификации вытекает из многостороннего характера инноваций, их комплексного характера, способов использования и разнообразия областей. Выделим основные, на наш взгляд, признаки, характеризующие нововведения.
Результаты исследования
Результаты исследования показали, что в качестве классификационных признаков инноваций целесообразно принимать следующие: цели инноваций; значимость нововведений; области применения; предмет и сфера приложения инноваций; причины возникновения; характер удовлетворяемых потребностей; отношение предприятий к разработке инноваций; место инноваций в производственной системе (табл. 1.).
Рассмотренные классификационные признаки, на наш взгляд, необходимо дополнить еще двумя: делением инноваций по их экономическому уровню, как уже отмечалось выше, на новшества, инновационный продукт и нововведения; а также в зависимости от научно-технического (качественного) содержания инноваций - на революционные (принципиально нового качества), наиболее 188К 2222-6532 шшш.тееопот1е8. о^
© Р^та Ь.1, Рарег ГО # 10/2014/10-р
У .У СОВРЕМЕННАЯ ЭКОНОМИКА: ПРОБЛЕМЫ, ТЕНДЕНЦИИ, ПЕРСПЕКТИВЫ, № 10, 2014 г.
80УКЕМЕККАА ЁК0ШМ1КА: РШВБЕМУ, ТЕШЕКСП, РЕИ8РЕКТ1УУ, уо1.10 : 1, 2014 существенные (качественные) и незначительные, мелкие усовершенствования по типу псевдонововведений.
Таблица 1
Классификация инноваций____________________________________________________
Классификационный признак Виды инноваций
1. Цели инновационной деятельности Стратегические Тактические Оперативные
2. Значимость инноваций Базисные Улучшающие Псевдоинновации
3. Области применения Технологические Производственные Экономические Торговые Социальные Управленческие
4. Предмет и сфера приложения Продуктовые Процессные
5. Причины возникновения Реактивные Перспективные
6. Характер удовлетворяемых потребностей Ориентация инноваций на новые потребности Ориентация на существующие потребности
7. Отношение предприятия к разработке инноваций Инновации, разработанные силами данного предприятия Внешними силами
8. Место инноваций в системе (на предприятии, в фирме) Инновации на входе предприятия Инновации на выходе Инновации системной структуры предприятия
Следовательно, уточненная классификация дает объемную характеристику совокупности инноваций. Типизация инноваций по приведенным выше признакам позволяет: по типу инноваций выбирать тип инновационной стратегии предприятия; конструировать и создавать экономические механизмы и организационные формы управления в зависимости от типа инноваций; определять положение, формы реализации и продвижения инновационного продукта на рынке, которые будут различные для разных типов инноваций.
© Р^та Ь.1, Рарег ГО # 10/2014/10-р
У .У СОВРЕМЕННАЯ ЭКОНОМИКА: ПРОБЛЕМЫ, ТЕНДЕНЦИИ, ПЕРСПЕКТИВЫ, № 10, 2014 г.
80УКЕМЕККАА ЁК0ШМ1КА: РШВБЕМУ, ТЕШЕКСП, РЕИ8РЕКТ1УУ, уо1.10 : 1, 2014
Заключение
Таким образом, на основе анализа отечественной, зарубежной литературы и практики определен подход к формированию понятийного аппарата инноваций. Уточнено понятие “инновация”, включающее в себя не только признак новизны решения, но и форму экономической реализации новшества.
Автором изучены разнообразные подходы к определению содержания понятий “инновация”. В отличие от ныне используемых классификаций инноваций по предмету и сфере приложения (продуктовые и процессные), е учетом областей применения (технологические, производственные, экономические и так далее) предлагается выделять инновации с точки зрения формы их экономической реализации: инновации как результат научной мысли, новые идеи, не имеющие еще товарной формы; инновационный продукт как товар на рынке, то есть предназначенное к продаже новшество; нововведение как внедренная и используемая инновация в производстве.
© Р^та Ь.1, Рарег ГО # 10/2014/10-р
У .У СОВРЕМЕННАЯ ЭКОНОМИКА: ПРОБЛЕМЫ, ТЕНДЕНЦИИ, ПЕРСПЕКТИВЫ, № 10, 2014 г.
80УКЕМЕККАА ЁК0ШМ1КА: РШВБЕМУ, ТЕШЕКСП, РЕИ8РЕКТ1УУ, уо1.10 : 1, 2014
Список литературы
Барютин, Л. С., Управление техническими нововведениями в промышленности. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1986. - 171 с.
Бляхман, Л. С. Экономика, организация управления и планирование научно-технического прогресса. - М.: Высшая школа, 1991. - 228 с.
Валдайцев, С.В. Антикризисное управление на основе инноваций. - М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2005.
Валдайцев, С.В. Управление исследованиями, разработками и инновационными проектами. - СПб.: Изд-во С.-Петербург. гос. ун-та, 1995. -208 с.
Водачек, Л., Водачкова, О. Стратегия управления инновациями на предприятии: Пер. со словац. - М.: Экономика, 1989. - 167 с.
Завлин, П. Н., Ипатов, А. Л., Кулагин, Л. С. Инновационная деятельность в условиях рынка. - СПб.: Наука, 1994. - 192 с.
Ильенкова, С. Д. Инновационный менеджмент. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.
- 327 с.
Пугина Л.И. Экономические аспекты активизации инновационной деятельности предприятий (На примере промышленности Ивановской и Владимирской областей): дис. ... канд. экон. наук: 08.00.05. - Иваново, 1999. -200 с.
Пугина, Л.И. Развитие инновационных систем // Современная экономика: проблемы, тенденции, перспективы. - 2008. - №1. - С. 1-9.
Пугина, Л.И. Содержание инновационных систем и механизм их функционирования // Современная экономика: проблемы, тенденции,
перспективы. - 2011. - №5. - С. 1-6.
Пугина, Л.И. Теоретические аспекты экономического обоснования инновационной стратегии предприятия // Современная экономика: проблемы, тенденции, перспективы. - 2012. - №6. - С. 1-10.
Пугина, Л.И. Технопарковые структуры: проблемы и перспективы развития // Век качества. - 2012. - №5/6. - С. 54-55.
Пугина, Л.И., Шамшин С.А. Организационные формы инновационной деятельности // Современная экономика: проблемы, тенденции, перспективы. -2009. - №2. - С. 1-5.
Твисс, Б. Управление научно-техническими нововведениями: Пер. с англ. -М.: Экономика, 1989. - 271 с.
Хучек, М. Инновации на предприятиях и их внедрение. - М.: Луч, 1992. -
147 с.
Шумпетер, Й. Теория экономического развития. - М.: Прогресс, 1982. - 386
с.
© Р^та Ь.1, Рарег ГО # 10/2014/10-р
У .У СОВРЕМЕННАЯ ЭКОНОМИКА: ПРОБЛЕМЫ, ТЕНДЕНЦИИ, ПЕРСПЕКТИВЫ, № 10, 2014 г. SOVREMENNAA feKONOMIKA: PROBLEMY, TENDENCII, PERSPEKTIVY, vol.10 : 1, 2014
ECONOMIC CONTENT AND CLASSIFICATION OF INNOVATIONS
Pugina Larisa Ivanovna (Ph.D., Associate Professor of Management)
Murom Institute (branch) of Vladimir State University named after Alexander Grigoryevich and Nickolay Grigoryevich Stoletovs
(Murom, Russia)
Abstract. The article clarifies the issues of economic contents of innovations and classification of innovations. There are two approaches to understanding innovation - narrow and wide. With a narrow approach innovations are identified with new appliances and with technology. Wide approach defines innovation as a new thing in a variety of areas (technical, production, management, financial, organizational and other areas). The paper classifies innovations in terms of the shape of their economic realization of innovation as a result of scientific thought, new ideas that do not have even the commodity form; innovative product as a commodity on the market , that is dedicated to selling innovation, innovation as implemented and used in the production of innovation.
Key words: innovation; the narrow approach to innovation; a broad approach; a new technique; the product of innovation; process-innovation; classification of innovations.
References:
Baryutin, L.S. 2001, Managing technological innovations in the industry, Leningrad State University, Leningrad.
Blyakhman, L.S. 1991, Economics, management and planning of scientific and technical progress, Higher School, Moscow.
Huchek, M 1992, Innovation in enterprises and their implementation, Luch, Moscow. Ilyenkova, SD 2007, Innovation Management, UNITY-DANA, Moscow.
Pugina, LI & Shamshin SA 2009, ‘Organizational forms of innovation’, Sovremennaa ekonomika: problemy, tendencii, perspektivy, vol. 2, pp. 1-5. Pugina, LI 1999, Economic aspects of innovation activity of enterprises (example of industry Ivanovo and Vladimir Regions), dissertation, Ivanovo, Ivanovo State University, viewed 21 January 2013, disserCat.
Pugina, LI 2008, ‘Development of innovative systems’, Sovremennaa ekonomika: problemy, tendencii, perspektivy, vol. 1, pp. 1-9.
Pugina, LI 2011, ‘Contents of innovation systems and mechanisms of their functioning’, Sovremennaa ekonomika: problemy, tendencii, perspektivy, vol. 5, pp.1-6.
Pugina, LI 2012, ‘Technopark structures: problems and prospects, Age of Quality, vol. 5/6, pp. 54-55.
ISSN 2222-6532 www.meconomics. org
© Pugina L.I., Paper ID # 10/2014/10-р
У .У СОВРЕМЕННАЯ ЭКОНОМИКА: ПРОБЛЕМЫ, ТЕНДЕНЦИИ, ПЕРСПЕКТИВЫ, № 10, 2014 г.
SOVREMENNAA feKONOMIKA: PROBLEMY, TENDENCII, PERSPEKTIVY, vol.10 : 1, 2014
Pugina, LI 2012, ‘Theoretical aspects of the Feasibility of Innovative Business Strategies’, Sovremennaa ekonomika: problemy, tendencii, perspektivy, vol. 6, pp. 1-10.
Schumpeter, J 1982, The Theory of Economic Development, Progress Publishers, Moscow.
Twiss, B 1989, Management of scientific and technological innovations, Economics, Moscow.
Valdaycev, S.V. 2005, Crisis management through innovation, TH Welby, Prospectus, Moscow.
Valdaycev, SV 1995, Management of research, development and innovation -governmental projects, University St. Petersburg; University Press, St. Petersburg.
Vodachek, L, Vodachkova, O 1989, Strategy of innovation management at the enterprise, Economics, Moscow.
Zavlin, PN, Ipatov, AL & Kulagin, LS 1994, Innovation in market conditions, Nauka, St. Petersburg.
© Pugina L.I., Paper ID # 10/2014/10-р