Научная статья на тему 'Реализация приоритетных национальных проектов в Российской Федерации: проблемы и перспективы'

Реализация приоритетных национальных проектов в Российской Федерации: проблемы и перспективы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
4710
626
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИОРИТЕТНЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ / PRIORITY NATIONAL PROJECT / СУБЪЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ / SUBJECTS OF PROJECT MANAGEMENT / ТЕХНОЛОГИЯ РАЗРАБОТКИ ПРИОРИТЕТНЫХ НАЦИОНАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ / TECHNOLOGY OF DEVELOPMENT OF PRIORITY NATIONAL PROJECTS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Костарева Любовь Викторовна

Рассмотрены теоретические и практические аспекты реализации приоритетных национальных проектов в Российской Федерации. Определено понятие, сущность и содержание приоритетных национальных проектов. Проведён анализ организационных аспектов реализации приоритетных национальных проектов в Российской Федерации, а также их итогов. Сформулированы основные проблемы и перспективы использования приоритетных национальных проектов в решении социально-экономических проблем в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The implementation of priority national projects in the Russian Federation: problems and prospects

One of the most important innovations of recent years in the public administration has been priority national projects. Priority national projects are an important state tool for solving social and economic problems, which distinguishes the scale, orientation to socially significant problems. The goal is not so much to improve the material and technical base of the most important sectors for society and the material condition of their employees, but to modernize the very foundations of the functioning of social relations in the areas covered by the action of projects. The management of the implementation of priority national projects is currently based on the broad involvement of the public, representatives of all government and social institutions in the process of developing and implementing the state policy of national priorities. As a result of the implementation of priority national projects, the social climate in the country has improved in recent years. However, not all the problems have been solved to the end and the implementation of priority national projects has created a number of constraints that have not made it possible to achieve significant results. The solution to these problems may be the work on improving the system of financial control, finding additional sources of project financing, including through public-private partnerships, active involvement of the public in the development and implementation of priority national projects.

Текст научной работы на тему «Реализация приоритетных национальных проектов в Российской Федерации: проблемы и перспективы»

УДК 338.262 ББК 66.3(2Рос),4

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИОРИТЕТНЫХ НАЦИОНАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Л. В. Костарева

Челябинский государственный университет,

Челябинск, Россия

Рассмотрены теоретические и практические аспекты реализации приоритетных национальных проектов в Российской Федерации. Определено понятие, сущность и содержание приоритетных национальных проектов. Проведён анализ организационных аспектов реализации приоритетных национальных проектов в Российской Федерации, а также их итогов. Сформулированы основные проблемы и перспективы использования приоритетных национальных проектов в решении социально-экономических проблем в России.

Ключевые слова: приоритетный национальный проект, субъекты управления проектной деятельностью, технология разработки приоритетных национальных проектов.

THE IMPLEMENTATION OF PRIORITY NATIONAL PROJECTS IN THE RUSSIAN FEDERATION: PROBLEMS AND PROSPECTS

L.V. Kostareva

Chelyabinsk State University, Chelyabinsk, Russia

One of the most important innovations of recent years in the public administration has been priority national projects. Priority national projects are an important state tool for solving social and economic problems, which distinguishes the scale, orientation to socially significant problems. The goal is not so much to improve the material and technical base of the most important sectors for society and the material condition of their employees, but to modernize the very foundations of the functioning of social relations in the areas covered by the action of projects. The management of the implementation of priority national projects is currently based on the broad involvement of the public, representatives of all government and social institutions in the process of developing and implementing the state policy of national priorities. As a result of the implementation of priority national projects, the social climate in the country has improved in recent years. However, not all the problems have been solved to the end and the implementation of priority national projects has created a number of constraints that have not made it possible to achieve significant results. The solution to these problems may be the work on improving the system of financial control, finding additional sources of project financing, including through public-private partnerships, active involvement of the public in the development and implementation of priority national projects.

Keywords: priority national project, subjects of project management, technology of development of priority national projects.

Одной из важнейших инноваций последних лет в системе государственного управления стали приоритетные национальные проекты.

Результаты реализации данных проектов с 2006 г. имеют неоднозначный характер. С одной стороны, есть качественные социально-экономические изменения, наметилось движение в направлении инновационного развития страны, но с другой стороны — глубина решаемых проблем, сложность реализации отдельных проектов ставят под угрозу использование данного инструмента государственного управления.

В связи с этим актуальным является вопрос научного исследования проблем реализации

приоритетных национальных проектов и определение направлений их решения.

В 2004—2005 гг. Президент РФ в своём Послании Федеральному Собранию определил социальные инициативы, которые должны были стать ключевыми вопросами государственной демографической политики, основой экономического курса в направлении повышения качества жизни граждан России — курса на инвестиции в человека.

Социальные инициативы Президента РФ легли в основу четырёх приоритетных национальных проектов в сфере здравоохранения, образования, обеспечения жильём населения и развития агропромышленного комплекса,

указанных в Программе социально-экономического развития Российской Федерации на 2006-2008 гг.1

По мнению Е. В. Фахрутдиновой, к 2005 г. в России сложились благоприятные условия для реализации решений в указанных четырёх направлениях [14].

Во-первых, у государства было достаточно ресурсов для решения социальных проблем при отсутствии риска инфляции.

Во-вторых, новая система избрания высшего регионального руководства укрепила государственную власть и создала новые административные возможности для реализации масштабных проектов: возможность обеспечить согласованные действия на всех уровнях государственного управления.

В-третьих, переход к государственному бюджетному планированию на трёхлетний период расширил горизонты для экономического планирования, сделал возможным постановку крупных и детализированных задач.

В-четвёртых, государственные деятели осознали потребность в сосредоточении усилий в указанных приоритетах.

Необходимо отметить, что на законодательном уровне в России термин «приоритетный национальный проект» не определён. Законодательно закреплены такие понятия:

1) проект — комплекс взаимосвязанных мероприятий, направленных на достижение уникальных результатов в условиях временных и ресурсных ограничений2;

2) государственная программа Российской Федерации — документ стратегического планирования, содержащий комплекс планируемых мероприятий, взаимоувязанных по задачам, срокам осуществления, исполнителям и ресурсам, и инструментов государственной политики, обеспечивающих в рамках реализации ключевых государственных функций достижение приоритетов и целей государственной политики в сфере социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации3.

В научных исследованиях предприняты по-

1 Распоряжение Правительства РФ от 19 января 2006 г. № 38-р «О Программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006—2008 годы)».

2 Постановление Правительства РФ от 15 октября 2016 г. № 1050 «Об организации проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации».

3 Федеральный закон от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» (в ред. от 31 декабря 2017 г.).

пытки сформулировать понятие приоритетного национального проекта. Так, А. П. Абдусала-мова определяет приоритетный национальный проект как комплексную систему мероприятий с чётко обозначенными социально-экономическими ориентирами, направленную на качественное улучшение жизни граждан Российской Федерации за счёт модернизации системы образования, здравоохранения, жилищно-коммунального и агропромышленного комплексов, инициированную и контролируемую государством [1]. По мнению А. В. Сон, приоритетные национальные проекты — это комплекс взаимосвязанных мероприятий общенационального уровня, реализуемых с целью достижения стратегических целей развития российского общества и обеспечения социально-экономической безопасности страны [12].

Приоритетные проекты в современной России занимают особое место в системе национального программирования и проектирования. Они тесно переплетаются со стратегическими направлениями и госпрограммами (рис. 1).

С 2005 г. система национального программирования и проектирования в России существенно усложнилась. И теперь это не четыре, а 11 приоритетных направлений, в рамках которых формируются приоритетные проекты (рис. 2).

Приоритетные национальные проекты органично были вписаны в систему государственного управления, и в 2006 г. ответственность за их реализацию несли как федеральные, так и региональные, местные органы власти.

Огромную роль в реализации приоритетных национальных проектов по отраслям занимают министерства, а также подведомственные им службы, агентства, под руководством которых происходят разработка и внедрение последовательных мероприятий по осуществлению поставленных в проектах задач.

Организационная структура управления реализацией приоритетных национальных проектов в России представлена на рис. 3.

С внедрением приоритетных национальных проектов изменились принципы управления государством:

1) федеральный бюджет верстается с учётом реализации приоритетных проектов, а все остальные программы тщательно анализируются и оптимизируются;

2) аксиомой признаётся сбалансированный бюджет; государство должно обеспечить реализацию принятых социальных обязательств;

3) особое внимание уделяется эффективности расходов: к финансированию подходят

Рис. 1. Место приоритетных проектов в системе национального программирования и проектирования в РФ

Рис. 2. Приоритетные направления, утверждённые Советом при Президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам в 2016—2017 гг.4

Рис. 3. Субъекты управления реализацией приоритетных национальных проектов в России

с особой внимательностью, рациональностью, обеспечивая финансами в первую очередь те проекты, которые имеют существенную от-

4 Официальный сайт Правительства России. — URL: http: //government.ru/department/3 61 /about/

дачу для населения и экономики; привлекают частный капитал; ведётся поиск методов оптимизации расходов [8].

С 2006 по 2016 г. — период реализации приоритетных национальных проектов удалось не-

сколько улучшить социально-экономическую ситуацию в стране.

1. Приоритетный национальный проект «Развитие агропромышленного комплекса»

Реализация мероприятий, связанных со строительством, реконструкцией, модернизацией сельскохозяйственных объектов, а также финансовой поддержкой сельхозпроизводителей в рамках направления «Ускоренное развитие животноводства», способствовала увеличению некоторых показателей (табл. 1).

Удалось более чем в два раза увеличить производство скота и птицы на убой. В то же время не удалось существенно изменить ситуацию в производстве молока и численности крупного рогатого скота. В 2016 г. по сравнению с 2006 г. производство отечественного молока сократилось на 2 %, а численность крупного рогатого скота уменьшилась на 7 %.

Положительные результаты дала реализация мероприятий по направлению «Стимулирование развития малых форм хозяйствования в АПК» (табл. 2).

С началом реализации ПНП «Развитие АПК» в стране наметилась положительная тенденция в увеличении численности сельскохозяйственных потребительских кооперативов всех видов. К 2010 г. их численность составила 6 647 единиц. Однако в последние годы численность

сельскохозяйственных потребительских кооперативов сокращается. Существенно снизилась численность работающих снабженческо-сбы-товых, обслуживающих сельскохозяйственных потребительских кооперативов в 2015 г. (на 43 % по сравнению с 2010 г.).

Изменилась ситуация с жильём для молодых специалистов (или их семей) на селе (табл. 3).

В рамках поддержки молодых специалистов на селе в 2006—2008 гг. активно вводилось в эксплуатацию жильё. Позже темпы снизились, и уже в 2016 г. введено лишь 415,2 тыс. м2.

2. Приоритетный национальный проект «Образование»

В рамках ПНП «Образование» проводятся ежегодные конкурсы инновационных образовательных программ, благодаря которым школы (в том числе и сельские) смогли повысить материальную оснащённость и качество обучения, а также стали ресурсными опорными центрами в рамках внедрения инновационных методик в других школах.

Аналогичным образом поощрялись инновационные образовательные программы учреждений среднего специального образования. Благодаря финансовой поддержке внедрены современные методы и формы профессионального обучения, позволившие осваивать новые производственные технологии в соответствии требованиями работодателей.

Таблица 1

Итоги реализации мероприятии по направлению «Ускоренное развитие животноводства»5

Показатель 2006 2007 2008 2016

Производство скота и птицы на убой (в живом весе), млн т 5,3 5,8 6,3 13,9

Производство молока, млн т 31,3 32,0 32,4 30,7

Численность крупного рогатого скота, млн голов 21,6 21,5 21,0 18,8

Таблица 2

Количество и структура действующих сельскохозяйственных потребительских кооперативов в России6

Показатель 2004 2010 2014 2015

Количество сельскохозяйственных потребительских кооперативов 702 6 647 5 236 4 416

в том числе: кредитных - 1 244 1 223 1 147

пер ер аб атыв ающих 455 630 562 526

снабженческо-сбытовых, обслуживающих 247 4 773 3 451 2 743

5 Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. — URL: http://www.gks.ru

6 О состоянии сельских территорий в Российской Федерации в 2015 году : ежегод. доклад по результатам мониторинга. — М. : Росинформагротех, 2017. — Вып. 3. — 348 с.

В рамках конкурсов были выявлены и поддержаны 57 лучших вузов, которые также за счёт дополнительного финансирования смогли обновить материально-техническую базу, внедрить новые образовательные программы с применением информационных технологий.

Ежегодно к сети подключались российские общеобразовательные учреждения. Это позволило обеспечить доступ к электронным библиотекам, музеям, научно-техническим, гуманитарным и естественнонаучным онлайн-порталам.

Благодаря программе «Сельский автобус» удалось оптимизировать сельские школы и обеспечить детям доступ к оставшимся образовательным учреждениям.

К общим итогам приоритетного национального проекта «Образование» можно отнести оснащённость региональных школ (увеличение с 4 до 24 % от потребности), рост заработной платы педагогов.

3. Приоритетный национальный проект «Здоровье»

Так как определяющей целью нацпроекта являлась демографическая политика, то необходимо рассмотреть, каким образом проект повлиял на демографическую ситуацию в стране (табл. 4). Можно сделать вывод, что благодаря программе «Здоровье» состояние в области здравоохранения значительно улучшилось.

4. Приоритетный национальный проект «Доступное и комфортное жильё — гражданам России»

Некоторые итоги реализации ПНП «Доступное и комфортное жильё — гражданам России» представлены в табл. 5.

Основной показатель доступности жилья — коэффициент доступности, который рассчитывается как соотношение средней рыночной стоимости стандартной квартиры общей площадью 54 м2 к среднегодовому совокупному денежному доходу семьи, состоящей из трёх человек. Так как в 2006—2008 гг. среднегодовые цены на жильё росли более быстрыми темпами, чем доходы населения, то значение коэффициента доступности жилья в этот период снижалось. Ситуация изменилась лишь в 2009—2010 гг., в том числе благодаря существенно возросшему объёму ипотечных жилищных кредитов, выдаваемых кредитными организациями.

В то же время реализация всех вышеуказанных приоритетных национальных проектов столкнулась с рядом проблем [4; 14].

Так, в реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК» выделяют следующие ключевые проблемы:

1) проблема целевого и эффективного использования земель сельскохозяйственного назначения;

Таблица 3

Итоги реализации мероприятий по направлению «Обеспечение доступным жильём молодых специалистов (или их семей) на селе»7

Показатель 2006 2007 2008 2016

Строительство (приобретение) жилья для улучшения жилищных условий молодых специалистов на селе, тыс. м2 714 894 859 415,2

Количество обеспеченных жильём молодых специалистов на селе, тыс. семей 16,2 16,1 16,0 4,8

Таблица 4

Некоторые показатели демографической ситуации в Российской Федерации, 2006— 2016 гг.8

Показатель 2006 2007 2008 2016

Естественный прирост (убыль) населения, тыс. чел. -687,1 -470,3 -362,0 -2,3

Умершие в возрасте до одного года, тыс. чел. 15,1 14,9 14,4 11,43

Число больничных учреждений, тыс. 7,5 6,8 6,5 5,4

Ожидаемая продолжительность жизни при рождении, лет 66,6 67,5 67,9 71,87

7 Официальный сайт Правительства РФ. — URL: http://government.ru

8 Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. — URL: http://www.gks.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таблица 5

Итоги реализации ПНП «Доступное и комфортное жильё — гражданам России», 2006—2016 гг.9

Показатель 2006 2007 2008 2016

Ввод в действие жилых домов, млн м2 50,6 61,2 64,1 80,2

Общая площадь жилых помещений, приходящаяся в среднем на одного жителя, м2 21,3 21,5 22,0 24,9

Число молодых семей, получивших жилые помещения и улучшивших жилищные условия, тыс. 20 28 36 23

Объём ипотечных жилищных кредитов, млрд р. 179,6 438,1 560,7 1 472,3

2) бюрократические барьеры при оформлении собственности или долгосрочной аренды земли, при получении финансовой поддержки, возведении объектов сельскохозяйственного назначения, жилья;

3) отсутствие интереса у банков к работе в сельской местности;

4) неразвитость межпоселковой инфраструктуры;

5) низкая заинтересованность высшего руководства субъектов Российской Федерации в развитии АПК, так как из 200 показателей оценки деятельности региональных органов власти к сфере АПК относятся лишь два [5; 9].

Основными недостатками приоритетного национального проекта «Образование» стали:

- отсутствие масштабного характера проекта;

- недостаточность внимания, уделяемого воспитательной работе;

- отсутствие ориентации на интеграцию образования и бизнеса;

- проблемы в сфере государственных закупок;

- несогласованность федерального, регионального и муниципального законодательства, что не позволило оперативно реализовывать мероприятия проекта и получать финансовые ресурсы регионам и муниципальным образованиям;

- недостаточное финансирование;

- проблема избирательности в поддержке регионов, учебных заведений, учащихся [1113].

Недостатки приоритетного национального проекта «Здоровье»:

- основным ориентиром развития стала ме-дикосоциальная составляющая системы здравоохранения, основанная на традиционных профилактических мероприятиях, дополни-

9 Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. — URL: http://www.gks.ru

тельной диспансеризации и иммунизации населения;

- недостаточно уделялось внимание факторам риска, приводящим к заболеваниям;

- недостаточность поддержки фармакологической отрасли;

- отсутствовали мероприятия по снижению зависимости от импортного медицинского оборудования и медицинских компонентов [2; 12].

Слабыми местами приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жильё» стали:

- недостаточное стимулирование предложения жилья;

- отсутствие мероприятий, направленных на снижение стоимости жилья;

- отсутствие мероприятий, направленных на борьбу со спекуляцией на рынке жилья;

- отсутствие мероприятий, направленных на развитие строительной отрасли.

Неоднозначно и общественное мнение граждан относительно реализации приоритетных национальных проектов. Так, по мнению Е. А. Старковой, большинство населения практически не информировано ни о самих приоритетных национальных проектах, ни о ходе их реализации [13]. Многие граждане считают, что в результате реализации приоритетных национальных проектов ситуация существенно не улучшилась [10].

Таким образом, можно сделать следующие выводы. Приоритетные национальные проекты являются важным государственным инструментом решения социально-экономических проблем, который отличает масштабность, ориентация на общественно значимые проблемы. Цель заключается не столько в повышении материально-технического обеспечения социально значимых отраслей и материального состояния работников данных отраслей, сколько в совершенствовании общественных отношений в приоритетных сферах.

Результатом реализации приоритетных национальных проектов стал тот факт, что социальный климат в стране за последние годы улучшился. Однако не все проблемы решены до конца, а в процессе реализации приоритетных национальных проектов возник ряд ограничений, которые не позволили добить существенных результатов.

Решением указанных проблем может стать работа по совершенствованию системы финансового контроля, поиску дополнительных источников финансирования проектов, в том числе за счёт государственно-частного партнёрства, активного привлечения общественности к разработке и реализации приоритетных национальных проектов.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Абдусаламова, А. П. Приоритетные национальные проекты в реализации стратегии социально-экономического развития России : автореф. дис. ... канд. экон. наук / А. П. Абдусаламова. — М., 2012.

2. Батырова, О. Т. Приоритетные национальные проекты РФ (на примере проекта «Здоровье») / О. Т. Ба-тырова // Скиф. Вопр. студен. науки. — 2017. — № 9 (9). — С. 162—166.

3. Бояркина, Э. В. Приоритетный национальный проект «Образование» — механизм модернизации образования / Э. В. Бояркина // Вопросы совершенствования системы государственного управления в современной России : межвуз. сб. науч. ст. — М., 2015. — С. 75—78.

4. Валькович, О. Н. Приоритетные национальные проекты: оценка их реализации и перспектив / О. Н. Валькович, Л. И. Сланченко, Р. Р. Эдиев // Экономика устойчивого развития. — 2015. — № 3 (23). — С. 85— 90.

5. Гордеев, А. В. Приоритетный национальный проект «Развитие АПК»: итоги реализации в 2006—2007 годах / А. В. Гордеев // Аграр. вестн. Урала. — 2008. — № 2. — С. 4—7.

6. Изгияева, М. Д. Государственное управление приоритетными национальными проектами / М. Д. Из-гияева // Вестн. Рос. экон. ун-та им. Г. В. Плеханова. Вступление. Путь в науку. — 2017. — № 1 (17). — С. 23—30.

7. Имамов, М. М. Приоритетные национальные проекты в обеспечении устойчивого социально — экономического развития Российской Федерации / М. М. Имамов // III Международная научно-практическая конференция : сб. ст. М., 2016.— С. 206—209.

8. Калмыкова, И. Ю. Совет при Президенте по стратегическому развитию и приоритетным проектам как основа применения проектного подхода в государственном управлении / И. Ю. Калмыкова, И. С. Зотов // Революция и современность материалы научно-практической конференции.— М., 2017. — С. 293—296.

9. Кузнецова, И. В. Развитие сельского хозяйства как основа безопасности России / И. В. Кузнецова // Актуальные проблемы государственного и муниципального управления современной России : сб. ст. междунар. науч.-практ. конф. к 85-летию МГОУ. — М., 2016. — С. 123—127.

10. Одяков, С. В. Реализация приоритетных национальных проектов в зеркале общественного мнения населения Уральского федерального округа / С. В. Одяков, Н. Л. Наумова, А. А. Лукин // Вестн. Юж.-Урал. гос. ун-та. Сер. : Социал.-гуманит. науки. — 2017 — Т. 17, № 1. — С. 68—73.

11. Попова, Н. А. Проблемы реализации приоритетного национального проекта «Образование» / Н. А. Попова // Правовая реформа. — 2016. — № 2. — С. 73—76.

12. Сон, А. В. Реализация приоритетных национальных проектов как фактор повышения экономической безопасности Российской Федерации : автореф. дис. ... канд. экон. наук / А. В. Сон. — М., 2010.

13. Старкова, Е. А. Проблемы реализации приоритетного национального проекта «Образование» / Е. А. Старкова // Science Time. — 2014. — № 11. — С. 356—359.

14. Фахрутдинова, Е. В. Приоритетные национальные проекты в Российской Федерации: диалектика развития / Е. В. Фахрутдинова // Учёные зап. Казан. ун-та. Сер. Гуманитар. науки. — 2009. — № 4. — С. 253—264.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ

Костарева Любовь Викторовна — старший преподаватель кафедры государственного и муниципального управления Челябинского государственного университета. Челябинск, Россия. [email protected]

REFERENCES

1. Abdusalamova A.P. Prioritetnye natsional'nye proekty v realizatsii strategii sotsial'no-ekonomicheskogo razvitija Rossii [Priority national projects in the implementation of the strategy for socio-economic development of Russia. Abstract of thesis]. Moscow, 2012. (In Russ.).

2. Batyrova O.T. Prioritetnye natsional'nye proekty RF (na primere proekta «Zdorov'ye») [Priority national projects of the Russian Federation (on the example of the project "Health")]. Skif. Voprosy studencheskoj nauki [Skif. Questions of student science], 2017, no. 9 (9), pp. 162—166. (In Russ.).

3. Boyarkina J.V. Prioritetnyy natsional'nyy proyekt «Obrazovaniye» — mehanizm modernizacii obrazovanija [Priority national project "Education" a mechanism of education modernization] // Vsbornike: Voprosysovershenstvovanija sistemygosudarstvennogo upravlenija vsovremennojRossii: Mezhvuzovskij sbornik nauchnyh statej [In the book: improving the system of public administration in modern Russia: interuniversity collection of scientific articles]. Moscow, 2015, pp. 75—78. (In Russ.).

4. Val'kovich O.N., Slanchenko L. I., Ediyev R.R. Prioritetnye natsional'nyye proekty: otsenka ikh realizatsii i pers-pektiv [Priority national projects: evaluation of their implementation and prospects]. Ekonomika ustoychivogo razvitiya [Economics of sustainable development], 2015, no. 3 (23), pp. 85—90. (In Russ.).

5. Gordeyev A.V. Prioritetnyy natsional'nyy proekt «Razvitiye APK»: itogi realizatsii v 2006—2007 godakh [Priority national project "Agrarian and industrial complex Development": results of implementation in 2006—2007]. Agrarnyy vestnik Urala [Agrarian Bulletin of the Urals], 2008, no. 2, pp. 4—7. (In Russ.).

6. Izgiyayeva M.D. Gosudarstvennoye upravleniye prioritetnymi natsional'nymi proektami [State management of priority national projects]. Vestnik Rossiyskogo ekonomicheskogo universiteta im. G. V. Plekhanova. Vstupleniye. Put' v nauku [Bulletin of the Russian economic University. G. V. Plekhanov. Entry. Path in science], 2017, no. 1 (17), pp. 23— 30. (In Russ.).

7. Imamov M.M. Prioritetnyye natsional'nyye proekty v obespechenii ustoychivogo sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya Rossiyskoy Federatsii [Priority national projects in ensuring sustainable socio-economic development of the Russian Federation]. IIIMezhdunarodnaya nauchno-prakticheskaya konferentsiya [In the collection of articles of the III international scientific-practical conference]. Moscow, 2016. Pp. 206—209. (In Russ.).

8. Kalmykova I.Yu., Zotov I.S. Sovet pri Prezidente po strategicheskomu razvitiyu i prioritetnym proektam kak osnova primeneniya proektnogo podkhoda v gosudarstvennom upravlenii [Council under the President for strategic development and priority projects as the basis of application of project approach in public administration]. Revolyutsi-ya i sovremennost' materialy nauchno-prakticheskoy konferentsii [Revolution and modernity materials of scientific-practical conference]. M., 2017. Pp. 293—296. (In Russ.).

9. Kuznetsova I.V. Razvitiye sel'skogo khozyaystva kak osnova bezopasnosti Rossii [Development of agriculture as a basis of security of Russia]. Aktual'nyye problemygosudarstvennogo i munitsipal'nogo upravleniya sovremennoyRossii: Sbornik statey mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii k 85-letiyu MGOU [Actual problems of state and municipal administration of modern Russia: The Collection of articles of the international scientific-practical conference to the 85th anniversary of MGOU]. Moscow, 2016. Pp. 123—127. (In Russ.).

10. Odyakov S.V., Naumova N.L., Lukin A.A. Realizatsiya prioritetnykh natsional'nykh proektov v zerkale ob-shhestvennogo mneniya naseleniya Ural'skogo federal'nogo okruga [Implementation of priority national projects in the mirror of public opinion of the population of the Ural Federal district]. Vestnik Juzhno-Ural'skogo gosudarstvennogo universiteta. Serija: Sotsial'no-gumanitarnye nauki [Bulletin of the South Ural State University. Series: Social and Human Sciences], 2017, no. 1, pp. 68—73. (In Russ.).

11. Popova N.A. Problemy realizatsii prioritetnogo natsional'nogo proekta «Obrazovaniye» [Problems of implementation of the priority national project "Education"]. Pravovaya reforma [Legal reform], 2016, no. 2. pp. 73—76. (In Russ.).

12. Son A.V. Realizatsiya prioritetnykh natsional'nykh proektov kak faktor povysheniya ekonomicheskoy bezopasnosti Rossiyskoy Federatsii [The Implementation of priority national projects as a factor of increasing the economic security of the Russian Federation. Abstract of thesis]. Moscow, 2010. (In Russ.).

13. Starkova E.A. Problemy realizatsii prioritetnogo natsional'nogo proekta «Obrazovaniye» [Problems of implementation of the priority national project "Education"]. Science Time, 2014, no. 11, pp. 356—359. (In Russ.).

14. Fahhrutdinova E.V. Prioritetnyye natsional'nyye proekty v Rossiyskoy Federatsii: dialektika razvitiya [Priority national projects in the Russian Federation: dialectics of development]. Uchyonyye zapiski Kazanskogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye nauki [Scientific notes of Kazan University. Series: Humanitarian Sciences], 2009, no. 4, pp. 253—264. (In Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.