УДК 338.246.8
Н.А. ГРИГОРЬЕВА
ПРИОРИТЕТНЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «ОБРАЗОВАНИЕ»
КАК КАТАЛИЗАТОР СИСТЕМНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ В ЭКОНОМИКЕ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Ключевые слова: федеральные целевые программы, приоритетный национальный проект «Образование», проектно-целевой метод.
Рассмотрено новое направление в программно-целевой методологии - проектно-целевой подход. Дано определение понятия «приоритетный национальный проект».
N.A. GRIGORYEVA PROJECT AIMED METHOD FORMATION IN THE SYSTEM OF COMPREHENSIVE EDUCATIONAL ECONOMIC RELATIONSHIPS
Key words: federal aimed programmes, priority national project «Education», Project aimed method.
The article reviews project aimed method as a new trend in programme aimed methodology Priority national project definition is given in ct. Modern state strategies of secondary institutions support are presented. Their importance for the current secondary education economy development stage is shown.
В настоящее время широко применяются для реализации кратковременных целей развития государства методы управления проектами, которые получили специфическое название национальных проектов. В этой связи правомерно говорить о формировании относительно нового для столь масштабных задач метода государственного управления - проектно-целевого метода управления. До настоящего момента проектной деятельностью занимались в рамках отдельно взятых организаций, а чаще подразделений коммерческих и некоммерческих организаций. По мнению А.В. Коробова, «преобладающий сегодня проектный подход к реализации государственной политики предполагает постановку четких задач и сроков их выполнения» [5, с. 17].
Переход от инерционной практики бюджетного планирования «от достигнутого уровня» к целеустремленной бюджетной политике на основе программно-целевой методологии кардинально изменил технологию бюджетного планирования. Поскольку в настоящее время некоторые из стратегических ориентиров развития экономики и социальной сферы нацелены на среднесрочную и долгосрочную перспективу в российской экономике ст. 179 Бюджетного кодекса РФ регламентировано использование долгосрочных и целевых программ как инструмента реализации крупномасштабных задач социально-экономического развития государства.
Для обеспечения инновационного развития регионов был предложен механизм национальных проектов. Впервые отечественные законодатели и исполнительная власть отходят от традиционного программно-целевого подхода в государственном управлении и внедряют в нормативно-правовой обиход понятие национального проекта. На основе утверждаемых главой государства целей правительством ставятся необходимые для их достижения задачи, их решение увязывается с ресурсными ограничениями посредством соответствующих национальных проектов. Старт приоритетным национальным проектам «Образование», «Здоровье», «Достигнутое и комфортное жилье гражданам России», «Развитие агропромышленного комплекса» был дан Указом Президента РФ от 21 ноября 2005 г. № 1226, которым было утверждено «Положение о Совете по реализации приоритетных национальных проектов». По мнению А.И. Гончарова и М.С. Деревянко, приоритетные национальные проекты представляют собой новую форму организации управленческого процесса по решению важнейших общегосударственных (приоритетных) задач, которая основывается на конфликте управленческих и бюджетных полномочий между
федеральным центром и субъектами федерации и на скоординированном взаимодействии органов власти и управления всех уровней. Приоритетные национальные проекты нацелены прежде всего на финансовое обеспечение нового (проектируемого) качественного состояний жизни населения. Функция национальных проектов - через достижение конкретно поставленных целей обеспечить в обозримой временной перспективе (4-7 лет) граждан страны базовыми социальными ценностями современного общества [3, с. 42-43].
По мнению С.Ю. Глазьева, «полномасштабная и научно обоснованная реализация национальных проектов позволяет устранить образовавшиеся за годы реформирования диспропорции, приведя структуру федерального бюджета в соответствие с функциями современного социального государства» [2, с. 9].
В современной нормативно-правовой базе мы не встречаем четких определений приоритетного национального проекта либо комплексного проекта, либо целевого проекта. Мы можем найти лишь определение проекта в научнопопулярных источниках и учебной литературе.
Современный российский законодатель дает лишь определение федеральных целевых программ. Например: «Федеральные целевые программы и межгосударственные целевые программы, в осуществлении которых участвует Российская Федерация (далее именуются - целевые программы), представляют собой увязанный по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления комплекс научно-исследовательских, опытно-конструкторских, производственных, социально-экономических, организационно-хозяйственных и других мероприятий, обеспечивающих эффективное решение задач в области государственного, экономического, экологического, социального и культурного развития Российской Федерации. Целевые программы являются одним из важнейших средств реализации структурной политики государства, активного воздействия на производственные и экономические процессы в пределах полномочий, находящихся в ведении Российской Федерации».
В Программе реализации государственной поддержки субъектов Российской Федерации, внедряющих комплексные проекты модернизации образования, статус программы определяется «как обобщенные информационные материалы Минобрнауки России для направления в субъекты Российской Федерации, имеющие намерения принять участие в конкурсе региональных комплексных проектов модернизации образования». Программа описывает цели, задачи, целевые параметры, основные мероприятия, условия реализации региональных комплексных проектов модернизации образования, стимулирующие заинтересованность субъектов Российской Федерации в обеспечении установленных целевых параметров, вопросы организации взаимодействия между органами власти всех уровней, мониторинга и контроля с приложением типового календарного плана действий в субъектах Российской Федерации и перечня нормативных правовых актов органов власти всех уровней. Между тем практика показала, что для придания целевым программам конкретнопрактического содержания, для сочетания текущих и отдаленных потребностей страны и регионов необходим дополнительный механизм в системе управления. Национальные проекты дополняют и развивают запущенные ранее федеральным центром и регионами программы.
Несмотря на четырехлетний опыт действия национальных проектов, мы вынуждены констатировать отсутствие четкого определения понятия национального проекта либо государственного (федерального и пр.) проекта в современных нормативно-правовых источниках и должны рекомендовать внедрить данную норму в российское законодательство.
В нашем понимании проект - это организованная деятельность участников проекта, направленная на решение проблемы, заведомо не имеющей
единственного правильного решения. Проект обязательно ориентирован на получение конечного результата и включает исследовательский элемент.
Рассматривая «проект» в рамках программы развития, мы определяем его как систему деятельности, направленную на достижение конкретных целей, определенных результатов; скоординированную на выполнение многочисленных взаимосвязанных действий; ограниченную по времени. Проект как система деятельности существует ровно столько времени, сколько его требуется для получения конечного результата. Концепция проекта не должна противоречить концепции программы развития образования, так как является ее составной частью.
По мнению И.И. Калина, национальный проект - это, по сути, антикризисное управление образованием. Оно ни в коем случае не может, да и не должно заниматься всеми аспектами образования без исключения. Проект решает первоочередные задачи, обеспечивающие модернизацию системы образования в целом, предполагает не только и не столько отбор и поддержку лучших, сколько запуск в массовую практику механизмов приведения системы образования к современному качеству [6, с. 49].
Проанализировав четырехлетний опыт реализации приоритетных национальных проектов в образовании (ПНПО), мы предлагаем пятиуровневую схему формирования механизма национального проекта (табл. 1).
Таблица 1
Уровни формирования механизма ПНПО
Цель Цель - общенациональная - обеспечение качественного и доступного общего образования
Целевые параметры (основные направления модернизации системы общего образования) - развитие принципа нормативного подушевого финансирования; - развитие региональной системы оценки качества образования; - развитие сети образовательных учреждений; обеспечение условий для получения качественного общего образования независимо от места жительства; - расширение общественного участия в управлении образованием; - введение новой системы оплаты труда для работников общего образования (НСОТ)
Ресурсное обеспечение развитие технической основы современной информационной образовательной технологии; оснащение школ учебными и учебно-наглядными пособиями и оборудованием; приобретение школьных автобусов;
Основные условия реализации ПНПО организационный механизм реализации ПНПО: - программа реализации государственной поддержки субъектов РФ, внедряющих комплексные проекты модернизации образования; - модельная методика введения нормативного подушевого финансирования, модельная методика формирования системы оплаты труда и стимулирования работников ОУ; - порядок и критерии конкурсного отбора в рамках национального проекта ОУ, реализующих инновационные образовательные программы; - порядок и критерии конкурсного отбора в рамках национального проекта лучших учителей
Оценка эффективности реализации ПНПО информационное сопровождение реализации ПНПО по мероприятиям «Приобретение школьных автобусов» и оснащение школ учебным и учебно-наглядным оборудованием»; электронный мониторинг поставок школьных автобусов и комплектов учебного оборудования; оценка количественных и качественных показателей мониторинга
На наш взгляд, появление дополнительного механизма, направленного на реализацию целевых программ в виде национальных проектов, обусловлено строго определенными приоритетами в развитии той или иной отрасли социальной сферы, осознанной и заявленной государством. Так, в системе общего образования в начале 2000-х годов большинство регионов столкнулись со следующими проблемами:
- изменение демографической ситуации на территории - сокращение численности учащихся, миграция населения;
- нерациональное использование материально-технической базы и образовательных ресурсов территории;
- несоответствие пространственной и организационной структуры сети образовательных территорий образовательным потребностям населения;
- недостаток в образовательных учреждениях материально-технического оснащения, соответствующего современным требованиям: компьютерных классов, высокоскоростного доступа в Интернет, предметных кабинетов, учебных лабораторий, спортивных залов и сооружений и т.д.;
- несоответствие существующей сети образовательных учреждений, в частности ее возможностей по обеспечению доступности качественного образования независимо от места проживания и социального статуса семьи, требованиям государства и ожиданиям общества.
Для обеспечения качественно доступного общего образования необходимо было решить следующие задачи:
- сформировать экономику образования на принципах нормативного финансирования, экономической самостоятельности;
- расширить общественное участие в управлении образованием;
- ввести новую систему оплаты труда работников общего образования;
- обеспечить условия для получения качественного общего образования независимо от места жительства;
- развить региональную систему оценки качества образования;
- поддержать школы, реализующие инновационные образовательные программы.
Очевидно, что для решения обозначенных задач в системе общего образования регионам необходима была дополнительная государственная финансовая поддержка. С этой целью были определены основные приоритеты как в целом в системе образования РФ, так и в системе общего образования. Приоритетами развития общеобразовательных учреждений в субъектах РФ стали следующие направления: введение инновационных образовательных программ; поощрение лучших учителей; оснащение учебным оборудованием; дополнительные ежемесячные вознаграждения за классное руководство; приобретение школьных автобусов в сельской местности; региональные комплексные проекты модернизации образования; совершенствование питания в общеобразовательных учреждениях; методическое обеспечение и информационная поддержка.
Национальный проект в образовании формирует мощный дополнительный финансовый поток, направленный на поддержку модернизации системы образования всех уровней [1, с. 8].
По определению В.В. Путина, «проекты потому и национальными называются, что их успех достигается солидарными усилиями государства и общества и сами они работают на общенациональные цели». Исходя из вышеизложенного, мы предлагаем следующее определение понятия национального проекта: приоритетный национальный проект - совокупность ограниченных во времени действий, исполнителей, средств и приемов по выработке и достижению госу-
дарственных целей, обеспечивающих эффективное решение важнейших национальных интересов государства в конкретной отрасли социальной сферы.
Таблица 2
Объем финансирования ПНПО, млн руб.
Направления ПНПО (общее образование) Годы
2006 2007 2008 2009 2010
Введение инновационных образовательных программ в государственных и муниципальных ОУ 3000,0 3000,0 3000,0 - -
Поощрение лучших учителей 1000,0 1000,0 1000,0 1000,0 1000,0
Оснащение ОУ учебным оборудованием 2300,0 3278,2 2300,0 - -
Дополнительное ежемесячное вознаграждение за классное руководство 11680,0 11427,9 11180,8 11180,8 -
Приобретение автобусов для государственных и муниципальных школ в сельской местности 1000,0 1000,0 1000,0 - -
Региональные комплексные проекты модернизации образования - 4054,7 5250,0 5250,0 -
Совершенствование организация питания в ОУ - - 500,0 500,0 -
Методическое обеспечение и информационная поддержка 280,0 280,0 280,0 - -
Национальный проект стал катализатором необходимых системных изменений в образовании. Его реализация позволила ускорить формирование правового фундамента современного образования и заложить основы для повышения качества образования, адекватного современным социальноэкономическим требованиям.
Литература
1. Абанкина Т.В. Развитие сети общеобразовательных учреждений в регионах: результат приоритетного национального проекта «Образование» в 2007-2009 гг. / Т.В. Абанкина // Вопросы образования. 2009. № 2. С. 5-16.
2. Глазьев С.Ю. Программно-целевой подход к финансированию национальных проектов / С.Ю. Глазьев // Национальные проекты. 2007. № 2. С. 8-14.
3. Гончаров А.И. Бюджетирование здравоохранения в национальном проекте: содержание и понятийный аппарат / А.И. Гончаров, М.С. Деревянко // Финансы и кредит. 2007. № 37. С. 40-43.
4. Калина И.И. Комплексная модернизация образования / И.И. Калина // Национальные проекты. 2007. № 10. С. 48 -50.
5. Коробов А.В. Государство разделит риск с частным инвестором / А.В. Коробов // Национальные проекты. 2007. № 8. С. 17-19.
6. Кусмарцева В.С. Долгосрочные целевые программы как инструмент реализации приоритетов развития экономики и социальной сферы / В.С. Кусмарцева // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2009. № 3. С. 173-176.
7. Пичугин В.И. Основа оперативного мониторинга / В.И. Пичугин, С.Н. Лобанов, В.Ф. Кор-нюшко // Национальные проекты. 2007. № 10. С. 51-53.
8. Шабанов Я.В. Целевые программы как инструмент социальной политики государства на переходном этапе / Я.В. Шабанов // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2009. № 3. С. 253-256.
ГРИГОРЬЕВА НИНА АЛЕКСАНДРОВНА - директор, средняя общеобразовательная школа № 54 с углубленным изучением отдельных предметов, Россия, Чебоксары ([email protected]).
GRIGORYEVA NINA ALEKSANDROVNA - director, Secondary comprehensive school № 54 with individual subjects advanced study head mistress, Russia, Cheboksary.