Научная статья на тему 'Реализация федеральных целевых программ как инструмент обеспечения создания основных институциональных механизмов модернизации системы образования'

Реализация федеральных целевых программ как инструмент обеспечения создания основных институциональных механизмов модернизации системы образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
222
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / НАУКА / ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УСЛУГИ / КОНЦЕПЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / EDUCATION / SCIENCE / FEDERAL TARGET PROGRAM / EDUCATIONAL SERVICES / CONCEPT OF THE FEDERAL TARGET PROGRAM FOR THE DEVELOPMENT OF EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лебедева Ю. И.

В настоящее время во многих приоритетных отраслях экономики наблюдается дефицит кадрового ресурса, в том числе и в сфере высшего профессионального образования и науки. Одним из важнейших инструментов поддержки преобразования системы высшего профессионального образования и интеграции его с наукой и экономикой являются Федеральные целевые.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPLEMENTATION OF FEDERAL TARGETED PROGRAMS AS A TOOL FOR ENSURING OF CREATING THE MAIN INSTITUTIONAL MECHANISMS OF MODERNIZATION OF THE EDUCATIONAL SYSTEM

At present time, in many priority sectors of the economy, there is a shortage of human resources, including in the sphere of higher professional education and science. One of the most important tools to support the transformation of the system of higher professional education and its integration with science and economics are the Federal targeted programs.

Текст научной работы на тему «Реализация федеральных целевых программ как инструмент обеспечения создания основных институциональных механизмов модернизации системы образования»

УДК 334.021 ЛЕБЕДЕВА Ю.И.

методист межкафедральной учебной лаборатории развития дополнительного образования, Областное государственные бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования «Курский институт развития образования» E-mail: [email protected]

UDC. 334.021 LEBEDEVA YU.I.

Methodist of inter-faculty training development labs of additional education Regional State Budget Institution of Additional Vocational Education Kursk Institute of

Educational Development E-mail: [email protected]

РЕАЛИЗАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ЦЕЛЕВЫХ ПРОГРАММ КАК ИНСТРУМЕНТ ОБЕСПЕЧЕНИЯ СОЗДАНИЯ ОСНОВНЫХ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫХ МЕХАНИЗМОВ МОДЕРНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

IMPLEMENTATION OF FEDERAL TARGETED PROGRAMS AS A TOOL FOR ENSURING OF CREATING THE MAIN INSTITUTIONAL MECHANISMS OF MODERNIZATION OF THE EDUCATIONAL SYSTEM

В настоящее время во многих приоритетных отраслях экономики наблюдается дефицит кадрового ресурса, в том числе и в сфере высшего профессионального образования и науки. Одним из важнейших инструментов поддержки преобразования системы высшего профессионального образования и интеграции его с наукой и экономикой являются Федеральные целевые.

Ключевые слова: образование, наука, Федеральная целевая программа, образовательные услуги, Концепция федеральной целевой программы развития образования.

At present time, in many priority sectors of the economy, there is a shortage of human resources, including in the sphere of higher professional education and science. One of the most important tools to support the transformation of the system of higher professional education and its integration with science and economics are the Federal targeted programs.

Keywords: education, science, Federal target program, educational services, Concept of the federal target program for the development of education.

На сегодняшний день одним и 5 основных ограничивающих развитие экономики России факторов является дефицит кадрового ресурса, который, прежде всего, проявляется в приоритетных отраслях экономики. Не стала исключением и сфера науки и высшего профессионального образования.

Проблема заключается в том. что в настоящее время доля ученых наиболее проду ктивного возраста быстро уменьшается. Увеличение среднего возраста научных кадров отмечается, как в научных организациях, так и в вуювском секторе науки: на сегодняшний день средний возраст исследователей по РФ составляет 49 лет. кандидатов наук - 53 года, докторов наук - 61 год |4].

Социологические исследования дают картину иерархии приоритетов молодежи. К числу наиболее значимых относятся: увеличение заработной платы в научной сфере, условия для полноценной реализации научных амбиций, среди которых преобладают обеспеченность современными приборами и оборудованием, а также доступ к мировым источникам научной информации. возможность профессионального и должностного роста, а также решение жилищных условий для молодых ученых и преподавателей [5].

Кардинальное решение вопроса о привлечении способной молодежи в сферу науки и образования состоит в создании стабильной перспективы карьерного роста.

что предполагает:

• близкий к уровню развитых стран с учетом более либеральной налоговой системы России размер оплаты труда:

• возможность занять позицию следующего уровня в рамках конкурсной процедуры, реально учитывающей профессиональные достижения:

• возможность выбора места работы по специальности путем участия в конкурсах в разных организациях.

Значительная часть мер по подготовке и закреплению киров интегрирована в федеральных целевых программах.

В 2010 году была завершена реализация Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 годы (далее - ФЦПРО) основной стратегической целью которой, являлось обеспечение условий для удовлетворения потребностей граждан, общества и рынка труда в качественном образовании путем создания новых институ циональных механизмов регулирования в сфере образования, обновления структу ры и содержания образования, развития фундаментальности и практической направленности образовательных программ, формирования системы непрерывного образования.

Стратегическими задачами Программы являлись:

- совершенствование содержания и технологий

© Лебедева Ю.И. © Lebcdeva Yu.I.

обраювания:

- развитие системы обеспечения качества образовательных услуг;

- повышение эффективности управления в системе образования;

- совершенствование экономических механизмов в сфере образования.

Каждая из задач Программы носила комплексный характер и была направлена на реализацию нескольких приоритетных областей развития образовательной системы Российской Федерации.

Достижение стратегической цели и решение стратегических задач Программы обеспечивалось за счет реализации программных мероприятий.

Программа была рассчитана на 2006-20Югоды и осуществлялась в 3 этапа.

На первом этапе реализации Программы (2006-2007 годы) проводились работы, связанные с разработкой моделей развития образования по отдельным направлениям. их апробацией, а также с началом масштабных преобразований и экспериментов.

На втором этапе (2008-2009 годы) приоритет отдавался осуществлению мероприятий, которые предполагали закупку оборудования, инвестиции (модернизацию материальной инфраструктуры образования и другие высокозатратные работы), а также методическое, кадровое. информационное обеспечение мероприятий Программы, направленных на решение задач развития системы образования.

На третьем этапе (2010 год) осуществлялась реализация мероприятий, направленных в основном на внедрение и распространение результатов, полученных на предыдущих этапах.

Общий объем финансирования мероприятий Программы по направлениям расходов «НИОКР» и «прочие нужды» составил-37 563.74 млн. рублей.

К одним из важных результатов реализации ФЦПРО можно отнести разработанные с участием работода-телейфедеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) нового поколения по всем уровням образования, расширение возможности для повышения профессионализма педагогических кадров, в том числе за счет ежегодного повышения квалификации преподавателей на всех уровнях образования, продолжение эксперимента по введению единого государственного экзамена (ЕГЭ) в 2006-2008 годах и переход ЕГЭ в 2009 году в штатный режим и др.

Начиная с 2006 года, выполнение ФЦПРО было взаимосвязано с реализацией Приоритетного национального проекта «Образование» (далее - ПНП «Образование»), В 2006-2009 годах в рамках реализации ПНП «Образование» оказывалась государственная поддержка вузам, инновационным школам, образовательным учреждениям начального и среднего профессионального образования, осуществлялась поставка комплектов нового учебного оборудования и школьных автобусов.

В результате реализации ФЦПРО удалось обеспе-

чить создание основных институциональных механизмов модернизации системы обра ювания. сформировать сеть образовательных учреждений и российских регионов. участвующих в инновационном развитии системы образования.

В 2011 году Федеральная целевая программа развития обра ювания была продлена на 2011-2015 годы, и утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2011 г. № 61. Цель Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы (далее - Программа) - обеспечить досту пность качественного образования. Задачи - привести содержание и структуру профобразования в соответствие с потребностями рынка труда, развивать систему оценки качества и востребованности образовательных услуг, а также модернизировать общее, дошкольное образование |1).

Программа предусматривает проведение широкого комплекса мероприятий различными механизмами.

Планируется достигнуть во всех регионах стратегических ориентиров национальной образовательной инициативы «Наша новая школа». Для обучения и повышения квалификации педагогических и руководящих работников создаются стажировочные площадки. Предполагается создать центры поддержки одаренных детей при крупных университетах. Должны разрабатываться современные модели успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов. Предусматривается подготовить примерные программы основного и среднего (полного) общего образования. Должны быть подготовлены специалисты по суперкомпьютерным технологиям. Предполагается реконструировать и построить федеральные учреждения профобразования, учебные, лабораторные корпуса. библиотеки и др. В планах также сократить сроки обучения специалистов в учреждениях начального профобразования путем расширения практики заочного и дистанционного обучения.

Со здание условий дтя эффективного воспроизводства научных и научно-педагогических кадров, и закрепления молодежи в сфере науки, обра ювания и высоких технологий, сохранения преемственности поколений в науке и образовании является целью ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 годы (далее Программа).

Среди задач Программы основными можно считать следующие:

• создание условий дтя улучшения качественного состава научных и научно-педагогических кадров, эффективной системы мотивации научного труда;

• стимулирование притока молодежи в науку, образование и высокие технологии и ее закрепления в этой сфере:

• формирование механизмов обновления научных и научно-педагогических кадров.

Система мероприятий Программы сочетает адресное финансирование научных исследований в научно-образовательных центрах России (около 450 проектов в

год с объемом финансирования до 5 млн. руб. каждый), исследований под ру ководством веду щих российских ученых- кандидатов и докторов наук (всего - около 1000 проектов в год с объемом финансирования до 2 млн. руб. каждый ), исследований, проводимых молодыми у чеными и целевыми аспирантами (около 800 проектов с объемом финансирования до 1 млн. руб. каждый), в том числе - под руководством приглашенных из-за рубежа известных российских ученых, и целевое финансирование инфраструкту рных проектов - стажировок молодых ученых, организации всероссийских и международных молодежных научных конференций и школ, олимпиад и конкурсов, поддержки программ развития домов (центров, секций, кружков) детского (юношеского) научно-технического творчества молодежи, клубов юных техников, студенческих конструкторских бюро.

Важнейшей инфраструктурной частью Программы является оснащение вузов, лидирующих в подготовке научных и научно-педагогических кадров, современным специальным научно-технологическим оборудованием. используемым как для научных исследований, так и в образовательном процессе, а также строительство общежитий для студентов и молодых ученых, в том числе - с целью обеспечения мобильности кадров. Вузы, получившие поддержку, определены в конкурсе программы развития ведущих инновационных вузов в рамках приоритетного национального проекта образования. Последнее мероприятие также предусматривает поддержку процесса создания федеральных университетов.

Общий объем финансового обеспечения Программы составляет 90.454 млрд. рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета 80.39 млрд. рублей.

Федеральные целевые программы являются важнейшим элементом программы поддержки преобразования системы высшего профессионального образования и интеграции его с наукой и экономикой.

Они призваны закрепить молодежь в сфере науки. образования и высоких технологий и предполагают стимулирование исследований коллективами научно-образовательных центров, к которым предъявляется ряд требований - от мирового уровня исследований и высокой результативности подготовки кадров до участия в проекте студентов и исполъювания результатов в образовательном процессе.

Среди отдельных мероприятий выделены проведения исследований научными группами под руководством докторов и кандидатов наук. В обоих случаях в 2009-2011 годах эксперты отбирают около 500 исследовательских проектов. В этот же период отбор проходят около 300 проектов молодых кандидатов наук и около 500 проектов, выполняемых целевыми аспирантами. На долю естественных и технических наук приходится примерно по 40 процентов работ, на долю гуманитарных исследований и работ в интересах развития высокотехнологичных отраслей экономики - примерно по 10 процентов.

Для закрепления молодых ученых в науке разра-

ботано специальное мероприятие, которое позволяет приглашать бывших соотечественников, ныне работающих за рубежом и готовых возглавить исследования российских научных коллективов. Другой вариант состоит в том. что квалифицированные ученые из России, переехавшие за границу в постсоветский период, могу т провести на родине научные семинары для коллег и поделиться с ними своим опытом, знаниями и навыками.

Другие мероприятия призваны развивать мобильность научных и научно-педагогических кадров внутри страны (срок командировок для выполнения научных исследований может составлять до шести месяцев) и обеспечивать научно-методическую поддержку развития программы.

Также предполагается привлекать молодежь в сферу науки, техники и высоких технологий, а затем закрепить ее в этой сфере за счет развитой инфраструктуры. С этой целью в стране проводятся всероссийские и международные конференции, школы для молодежи. молодежные олимпиады и конкурсы, лучшие вузы оснащаются специальным научно-технологическим оборудованием, а для профориентации подростков и студентов в Интернете и СМИ размещаются информационные материалы о современных проблемах науки и высоких технологий.

В мае 2010 года в рамках направления появилось отдельное мероприятие по развитию сети национальных исследовательских университетов (НИУ).

Мероприятие позволяет финансировать программы развития НИУ. которые должны обеспечить кадрами приоритетные направления науки, технологий, техники, экономики и социальной сферы, а также внедрять высокие технологии в производство.

Правительство РФ Распоряжением от 29.12.2014 N 2765-р утвердило Концепцию федеральной целевой программы развития образования на 2016 - 2020 годы (далее - Концепция). Документ определяет точки роста. приоритетные для отрасли, а также конкретные механизмы участия образовательных организаций в реализации запланированных направлений развития. Рассмотрим, какие тенденции буду т определять судьбу учреждений образования в среднесрочной перспективе [3].

Как сказано в разд. 1 Концепции, новая федеральная целевая программа (далее - ФЦП) призвана обеспечить условия для эффективного развития российского образования. повысить его конкурентоспособность на всех уровнях (в том числе международном) и сформировать конкурентоспособный человеческий потенциал. Для этого необходимо действовать в нескольких направлениях. первым из которых является внедрение новаций в профессиональном образовании, а вторым - развитие содержания и технологий общего и дополнительного образования. Достижению данных целей должно способствовать улучшение материально-технической базы у чреждений (прежде всего речь здесь идет о звене профобразования) и полноценное внедрение системы оценки качества образования и образовательных ре-

зультатов. Последняя, по замыслу законодателя. должна сформировать принципиально иное отношение обучающихся и образовательных организаций к качеству обраювания и получаемым по его итогам компетенциям.

Задачи, поставленные в Концепции, находятся в русле стратегии развития образования, обозначенной в других программных документах (Указе Президента РФ от 07.05.2012 N 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки». Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, принятой Распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 N 1662-р. Государственной программой Российской Федерации «Развитие обраювания» на 2013-2020 годы, утвержденной Постановлением Правительстве! РФ от 15.04.2014 N 295). В свою очередь. рассматриваемая Концепция охватывает те преобразования. реализация которых позволит наиболее эффективно и результативно использовать финансовые ресурсы дтя решения стратегических задач [2].

В течение последующих пяти лет на реализацию ФЦП планируется потратить более 88 млрд руб. из федерального бюджета и более 80 млрд руб. из бюджетов субъектов РФ. Эффективность данных бюджетных

Проблемы, обозн;

расходов должна быть достигнута в первую очередь благодаря использованию проектно-целевого подхода, предполагающего осуществление комплексных системных проектов, направленных на всех участников образовательной деятельности.

Какие проблемы предполагается решить посредством реализации новой ФЦП? Какие мероприятия будут дтя этого проводиться в отношении образовательных учреждений?

Проблемы, обозначенные в Концепции

Новая ФЦП ориентирована на устранение наиболее проблемных зон в системе образования (табл.1), которые в ближайшее время могут негативно повлиять на результаты, достигнутые в рамках ФЦП на 2011 - 2015 гг. В частности, к таким проблемам относятся:

1. Несоответствие уровня выпускников образовательных организаций требованиям экономики (прежде всего это касается профессионального образования).

2. Несоответствие структуры сети вузов существующей демографической и социально-экономической ситуации в стране.

3. Продолжающееся снижение числа учителей в общем образовании и преподавателей вузов, среды.

Таблица 1.

!ные в Концепции

Название проблемы Комментарий

1. Несоответствие уровня выпускников образовательных организаций требованиям экономики (прежде всего это касается профессионального образования). Подобное несоответствие обусловлено в том числе противоречием, возникшим между ростом потребности в специалистах и отсутствием объективного прогноза такой потребности по отраслям экономики, а также нерациональным использованием специалистов со средним профессиональным образованием, например, из-за отсутствия действенных механизмов и моделей трудоустройства, последующего сопровождения и мониторинга карьеры выпускников, низкой стоимости труда молодого спе-циалиста (разд. IV Концепции). Кроме того, сегодня все еще существует рассогласование номенклатуры предоставляемых образовательных услуг и требований к качеству и содержанию образования со стороны рынка труда (наиболее ярко это проявляется в среднем профессиональном и дополнительном профессиональном образовании

2. Несоответствие структуры сети вузов существующей демографической и социально-экономической ситуации в стране. Данная проблема требует cq•>ьeзнoIx> обновления вузовской сети. К сведению. Сокращение сети ву зов за счет реорганизации неэффективных образовательных учреждений ведется с 2013 г. Предпосылками дтя этого стали положения пп. «а» п. 1 Указа Президента РФ от 07.05.2012 N 599 «О мерах но реализации государственной политики в области образования и науки» и других нормативных актов.

3. Продолжающееся снижение числа учителей в общем образовании и преподавателей вузов. В разд. IV Концепции отмечается, что в образовательных организациях сегодня трудится большое количество учителей и преподавателей пенсионного возраста и при этом лишь 40% выпускников педагогических вузов приходят работать в школы. В отдельных субъектах РФ после первых трех лег педагогической деятельности только одна шестая часть молодых специалистов остается в системе образования. Вместе с тем усиливается потребность в высококвалифицированных педагогических кадрах, соответствующих повышенным требованиям к ним, в связи с принятием профессиональных стандартов и усложнением образователы юй

4. Нехватка учебных площадей, обьектов соци-а;шной и инфраструктурной направленности, необходимых дтя повышения конкурентоспособности российского образования. В прогнозе долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года, разработ анном Министерством экономического развития Российской Федерации, обоснована необходимость формирования гибкой и диверсифицированной системы профессионально-го образования, которая отвечает требованиям современною рынка труда, а также потребностям инновационной экономики, особенно в части условий и материально-технического оснащения процесса обучения.

4. Нехватка учебных площадей, объектов социальной и инфраструктурной направленности, необходимых для повышения конкурентоспособности российского образования.

Инновации в профобразовании

Как обозначено в разд. IV Концепции. Минобрнауки намерено существенным образом обновить сеть вузов, не вошедших в число федеральных и национальных исследовательских университетов. Предполагается, что филиалы организаций высшего образования будут сокращены в пределах 80%. а сами вузы - в пределах 40%.

При этом численность студентов, полу чающих качественное высшее образование с использованисУ1 современного лабораторного оборудования в федеральных и национальных исследовательских университетах. у величится. Формируемое вузам государственное задание втоу! числе будет учитывать потребности инновационной эконоУ1ики и необходиуюсть обучения в пол-нокоушлсктных студенческих гру ппах за счет средств соответствующих бюджетов.

Однако высшие учебные заведения ожидают не только количественные, но и качественные преобразования - ФЦП предлагает внедрить новые модели ву зов. Как следу ет из разд. IX Концепции, для этого будут выполнены пилотные проекты по разработке и реализации новых моделей высших учебных заведений и новых образовательных программ. В рамках таких проектов должны быть определены опорные вузы региональных эконоу1ик. вузы ушссовой подготовки для социальной сферы и сферы сервиса, а также ву зы прикладного и технического бакалавриата.

Кроме того, предстоит внедрить новые програУ!У1ы инженерного образования, модели аспиранту ры и магистратуры. усовершенствовать очно-заочное и заочное обучение.

В систсую профессионального образования (как вузах, так и учреждениях СПО) также планируется распространить новые фору)ы организации учебного процесса - технологии проектного обучения, учебные планы на вариативной основе, позволяющие учитывать интересы и потребности студентов. В частности, к 2020 г. доля вузов, в которых внедрены индивидуальные учебные планы на вариативной основе, должна достигнуть 50% (Приложение 1 к Концепции).

Еще одна задача, стоящая перед организацияуш профессионального образования, - повысить качество управления в них (разд. IX Концепции). Для этого потребуется перейти на эффективный контракт с руководителями и профсссорско-прсподаватсльскиу! составом учреждений, обеспечить результативную работу органов государственно-общественного управления, в которых должны прису тствовать представители работодателей. внедрить систему мониторинга образовательных траекторий студентов, а также трудоустройства и карьеры выпускников.

Согласно цслсвыу! показателям, установленным ФЦП. к 2020 г. все ву зы должны будут приуюнять указан-

ную систему мониторинга, а доля сту дентов профессиональных образовательных организаций, обучающихся по образовательньш программам, в реализации которых участву ют работодатели, должна достигнуть 100% (при уменьшении финансирования ФЦП - 92%).

Модернизация общего и дополнительного образования

В рамках этого направления, включенного в Концепцию, предполагается реализовать комплекс уюр по использованию разработанных ФГОС. включая их уютодичсскос обеспечение и повышение квалификации преподавательского состава учреждений. Практическое внедрение нового содержания и технологий общего и дополнительного образования заключается, в частности. в следующем.

Согласно разд. IX Концепции в последующие пять лет планируется отработать новые организационно-эконоу1ичсскис модели в дошкольноу! образовании: перейти на применение в деятельности соответству ющих учреждений ФГОС дошкольного образования, повысить квалификацию по новьш образовательньш про-граммам 95% педагогов и руководителей детских садов. Помимо этого, в каждом регионе должны быть созданы условия для государственно-частного партнерства в данной сфере (согласно цслсвыу! показателям к 2020 г. такие уюроприятия нсооходиую провести во всех регионах). а также реализованы програушы поддержки родительского просвещения для семей с маленькими детьми.

Общсобразоватсльныу! организацияу! придется сосредоточиться на качестве образования. Повысить его (путем реализации пилотных проектов) должны школы, деуюнетрирующие низкие результаты или функционирующие в неблагоприятных социальных условиях. Как следует из Приложения 1 к Концепции, доля региональных систсу1 общего образования, в которых успешно реализованы подобные проекты, к концу 2020 г. должна составить 60% (при сокращении финансирования ФЦП - 47%). Лучшая практика такой работы будет распространена на остальные су бъекты РФ. ОдновреУ1Снно в регионах предстоит создать сеть школ, реализующих экспсриуюнтальныс и инновационные програУ1У1ы. - на базе этих учреждений будут отрабатываться новые технологии и содержание обучения и воспитания.

Наконец, регионау! предстоит создать условия и реализовать на своем уровне концепцию развития дополнительного образования детей - для этого необходиую разработать соответствующие програушы модернизации. К 2020 г. такие програушы должны воплощаться в жизнь в 90% регионов (при уменьшении финансирования ФЦП - в 70% субъектов РФ).

К сведению. Концепция развития дополнительного образования детей утверждена РаспоряжснисУ! Правительства РФ от 04.09.2014 N 1726-р. В ней в тоу! числе предус.уютрсны разработка и реализация региональных программ развития данной сферы, а также модернизация инфраструктуры дополнительного образования.

В Концепции уделено внимание и проблеме качества педагогических кадров. Повышать его предполагается посредством внедрения оптимальных подходов к эффективному контракту с руководителями и педагогическими работниками организаций дошкольного, общего и дополнительного образования детей, а также посредством реализации нового стандарта профессиональной деятельности (включая механизмы аттестации и профессионального развития учителей) [3].

Развитие системы оценки качества обраювания

Цели, поставленные в Концепции, и реализация запланированных в ней мероприятий потребуют усиления роли независимой оценки качества образования и образовательных результатов. В связи с этим планируется создать национально-региональную систему оценки на всех уровнях образования (как общего, так и профессионального). новые инструменты и оценочные процедуры (включая международные исследования качества).

В частности, согласно разд. IX Концепции в общем образовании (включая дошкольное) предполагается реализовать пилотные проекты по созданию региональных систем оценки качества и создать систему мониторинга. которая позволила бы оценивать качество образования в региональном и национальном масштабах по основным дисциплинам не менее чем в трех периодах обучения. При этом доля регионов, в которых созданы и функционируют системы оценки качества дошкольного. начального общего, основного общего и среднего общего образования, дополнительных общеобразовательных программ, к концу 2020 г. должна достигнуть 100% (Приложение 1 к Концепции). Также планируется модернизировать процедуры и механизмы ЕГЭ и ГИА. привлечь общественность к оценке качества общего образования и начать формировать пользовательские рейтинги.

Развивать систему оценки в среднем профессиональном и высшем образовании необходимо путем поддержки независимой аккредитации (общественной и профессионально-общественной) и оценки качества образовательных программ. Для этого необходимо усовершенствовать контрольно-надзорные механизмы, а также распространить единые оценочные средства для оценки образовательных достижений выпускников. Последняя мера позволит уменьшить диспропорцию в качестве подготовки выпускников различными образовательными организациями по одним и тем же программам профобразования. Кстати, доля вузов. использующих в своей деятельности единые оценочные материалы для итоговой аттестации выпускников, к 2020 г. должна составить 50% (при сокращении финансирования ФЦП - 30%).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Кроме того. ФЦП преду сматривает создание сети центров мониторинга качества образования, распространенной на всю территорию страны и все уровни образования (разд. IV Концепции). Благодаря подобной системе центров, мониторингом будет охвачено и само качество образования, и результаты, достигнутые обу-

чающимися на различных этапах образовательного и жизненного пути - как в школе (практически в каждом классе), так и в системе дополнительного и профессионального образования.

Улучшение митериально-техни ческой базы

ФЦП также предполагает создание инфраструктуры. обеспечивающей условия для обу чения и подготовки кадров для современной экономики. В рамках улучшения материально-технической базы организаций профессионального образования будут реконструированы и построены учебные и учебно-лабораторные корпуса, здания библиотек, объекты физкультурно-оздоровительного назначения, общежития. Как отмечается в разд. IV Концепции, проблема недостаточной развитости инфраструкту ры образования не у трачивает своей актуальности даже в у словиях ожидаемого сокращения численности студентов. Поэтому соответствующие инвестиционные проекты будут рсализовываться. несмотря на реорганизацию вузовской сети и региональных сетей учреждений среднего профессионального образования.

В частности, на восполнение дефицита мест в общежитиях для иногородних студентов и строительство новых общежитий планируется ежегодно направлять не менее 4 млрд руб. (разд. IX Концепции). При этом в качестве приоритетных будут рассматриваться объекты веду щих ву зов различной ведомственной принадтежно-сти (федеральные и национальные исследовательские университеты), вуюв. являющихся системообразующими для экономики отрасли или региона, а также незавершенные или находящиеся в аварийном состоянии объекты. Предполагается, что с начала реализации ФЦП и до конца 2020 г. в эксплуатацию будет введено 23 тыс. мест в общежитиях (при сокращении финансирования -18.4 тыс.) [3].

По замыслу законодателя, развитие указанной инфраструктуры до.тжно способствовать повышению качества и между народной конку рентоспособности российского обра ювания. Кроме того, улу чшение социальной инфраструктуры (жилье для педагогов, общежития для студентов. спортивные объекты и др.) создаст дополнительные стимулы дтя закрепления в сфере образования и науки талантливых нау чно-педагогических кадров.

Финансирование мероприятий

Как и другие программные документы государственного уровня, разработанные на среднесрочную перспективу . Концепция учитывает два варианта развития событий. Базовый сценарий предполагает финансирование ФЦП в полном объеме и 100%-ное выполнение запланированных мероприятий. Запасной сценарий преду сматривает сокращение объема расходов на 20% (70 млрд руб. в течение пяти лет - из федерального бюджета. 64 млрд руб. - из региональных бюджетов) и. как следствие, пересмотр задач ФЦП [3].

Самой затратной статьей, котору ю в рамках ФЦП профинансирует Минобрнауки, окажутся капитальные

вложения в развитие материально-технической базы образовательных организаций. На строительство и реконструкцию объектов инфраструкту ры ежегодно планируется направлять из федерального бюджета 12-13 млрд руб. (при реализации второго сценария - в среднем 10 млрд руб. в год).

Финансирование многих мероприятий будет осуществляться путем конкурсной поддержки - она будет выделяться либо регионам, либо напрямую образовательным организациям, выдвигающим тот или иной проект.

Таким образом. ФЦП призвана решить ключевые

проблемы системы образования. Несмотря на то что основной акцент в документе сделан на внедрении новаций в профессиональном образовании (ведь именно оно должно обеспечивать потребности экономики в квалифицированных кадрах), серьезные качественные изменения ожидают и остальные звенья системы образования. Причем перемены затронут не только профессиональную сторону деятельности образовательных организаций (в частности, обновление содержания и технологий реализации образовательных программ всех видов и уровней), но механизмы управления этими организациями.

Библиографический список

1. Постановление Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2011 г. N 61 г. Москва «О Федеральной целевой программе развития образования на 2011 - 2015 года». URL: http://base.garant.ru/55170694/

2. Постановление Правительства РФ от 23 мая 2015г. N497«() Федеральной целевой программе развития образования Fia 2016-2020 годы. URL: http://base.garant.ni/71044750/#ixzz51MhU0eC4

3. Концепция развития образования на 2016-2020 годы была утверждена Правительством РФ и подписана Д.А. Медведевым 29 декабря 2014 года (№ 2765-р). URL: http://2016-god.coni/koncepciya-razvitiya-obrazovaniya-na-2016-2020-gody/

4. Косевич А.В. Проблемы экспорта российских образовательных услуг в условиях обострения международной конкуренции //Вестник Челябинского университета. 2011. №6(21) Экономика. Выи. 31. С.22-28.

5. Пьянова OA. Сущность Полонского процесса в европейском образовательном пространстве и причины присоединения России к этому процессу // Инновационное образование и экономика. 2009. Т. 1. №4. С. 22-24.

References

1. Resolution of the Government of the Russian Federation of 7 February 2011 N 61 Moscow "About the Federal target program of education development for 2011 - 2015 years'". URL: http://base.garant.ru/55170694/

2. Resolution of the Government of the Russian Federation from May 23, 2015 N 497"On the Federal target education development program for 2016-2020. URL: http://base.garant.ni/7l044750/#ixzz5IMhij0eC4

3. Hie concept of education development for 2016-2020 was approved by the Government of the Russian Federation and signed by Medvedev on 29 December 2014 (No. 2765-R). URL: http://2016-god.coni/koncepciya-razvitiya-obrazovaniya-na-2016-2020-gody/

4. KosevichA. V. Problems of Russian educational services export in the conditions of increased international competition // Bulletin of Chelyabinsk University . 2011. №6(21 ) Economy. Vol. 31. Pp. 22-28.

5. Pianova O. A. the Essence of the Bologna process in European educational space and the reasons of Russia's accession to this process. // Innovative education mid Economics. 2009. Vol. 1. No. 4. Pp. 22-24

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.