УДК 334.021 ЛЕБЕДЕВА Ю.И.
методист межкафедральной учебной лаборатории развития дополнительного образования Областного государственного бюджетного учреждения дополнительного профессионального образования «Курский институт развития образования» E-mail: [email protected]
UDC 334.021 LEBEDEVA YU.I.
Methodist of inter-faculty training development labs additional education Regional state budgetary institution Additional vocational education Kursk Institute of
Educational Development E-mail: [email protected]
ВЫПОЛНЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРОГРАММ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ
IMPLEMENTATION OF STATE PROGRAMS FOR THE DEVELOPMENT OF EDUCATION AT THE REGIONAL LEVEL
Конкурентоспособность российского образованияво многом зависит от повышения эффективности и результативности образовательных систем различного уровня, в том числе и на уровне региона. В статье проведен анализ рейтинга эффективности национальных систем образования, что дает возможность сделать выводы о повышении эффективности управления образованием. Рассмотрена реализация государственных программ развития образования на примере Курской области.
Ключевые слова: образование, Федеральная целевая программа, образовательные услуги, регион, результативность.
The competitiveness of Russian education largely depends on the effectiveness and effectiveness of educational sj.v-tems at various levels, including at the regional level. The article analyzes the changes in the effectiveness of national education systems, which makes it possible to draw a conclusion on improving the efficiency of education management. The implementation of state programs for the development of education on the example of the Kursk region is considered.
Keywords: education, Federal target program, educational services, region, effectiveness.
Для повышения конкурентоспособности государства необходимы процессы модернизации и инновационного развития образования, так как именно эффективно функционирующая система образования выступает в роли ключевого элемента, отвечающего за создание новых инновационных знаний, реализацию инновационных процессов, без которых в настоящее время становится невозможным лидерство на мировой арене.
Управление результативностью образования посредством реализации государственных программ является важнейшим аспектом развития и повышения конкурентоспособности страны.
Однако на сегодняшний день, несмотря на признание развития образования одним из стратегических национальных приоритетных направлений, Россия значительно отстает от развитых стран мира по уровню расходов на образование:
- по расходам на одного обучающегося Россия находится на 28 месте из 46 [6];
- по уровню расходов на образование в % от ВВП - на 98 (4,1%) месте из 153 [7J;
- по уровню расходов на образование находится между Сьерра-Леоне (4,3%), Парагваем и Таджикистаном (4%).
По рейтингу индекса уровня образования среди 188
стран мира Россия по состоянию на 2014 год занимала 32 место [4]. Автором работы рассмотрено глобальное исследование британской компании Pearson, измеряющей достижения стран мира в области образования (Global Index of Cognitive Skills and Educational Attainment) no методике исследовательской компании The Economist Intelligence Unit. В методике предложено, что эффективность национальных систем образования следует оценивать с помощью двух основных групп показателей:
1. Когнитивные навыки (уровень и качество чтения и понимания текста учащимися начальной школы; уровень естественно-математической подготовки учащихся средней школы; уровень грамотности учащихся средней школы и их способность применять на практике полученные в школе знания и навыки).
2. Уровень образования (индекс грамотности населения; индекс совокупной доли учащихся, получающих среднее и высшее образования).
По итогам исследования эффективности национальных систем образования Россия в 2016 году находилась на 34 месте [5] (Табл. 1).
Согласно международным рейтингам развития образования Россия отстает от ведущих стран мира, что в свою очередь актуализирует вопросы повышения эффективности управления образованием. Одним из наиболее распространенных управленческих механизмов
© Лебедева Ю.И © Lebedeva Yu.I.
по совершенствованию государственного управления финансами является программно-целевое планирование и управление.
Таблица 1. Рейтинг эффективности национальных
систем образования на 2016 г.
Место в рейтинге Страна Индекс
1 США 100
2 Швейцария 87,2
3 Дания 84,2
4 Великобритания 84,8
5 Швеция 82,2
6 Финляндия 82,0
7 Нидерланды 81,6
8 Сингапур 80,6
9 Канада 79,6
10 Австралия 77,6
34 Россия 49,1
Основные ориентиры и стратегические задачи развития образования в России закреплены в следующих документах:
- Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года;
- Стратегия национальной безопасности РФ на период до 2020 года;
- Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования на 2013-2020 годы»;
- Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы [2].
Рассмотрим реализацию государственных программ развития образования на примере Курской области. В 2016 году консолидированный бюджет на образование по сравнению с 2012 годом возрос на 25,3% и составил более 17 млрд. руб. Доля консолидированного бюджета на образование в общем объеме консолидированного бюджета Курской области составила 31,1 % [3].
По итогам 2013-2016 гг. обеспечено выполнение целевых показателей размера средней заработной платы педагогических работников образовательных учреждений Курской области, установленных Указом Президента РФ от 07.05.2012г. № 597.
Система образования Курской области представлена более 900 образовательными организациями, в их числе:
- 265 дошкольных образовательных организаций (из них 256 муниципальных, 2 областных и 7 частных), на базе 37 общеобразовательных школ функционируют дошкольные группы с полным днем пребывания;
- 547 общеобразовательных организаций, из них 523 муниципальных, 23 областных и 1 частная;
- 28 профессиональных образовательных организаций, из них 18 профессиональных образовательных организаций, подведомственных комитету образования и науки Курской области;
- 18 организаций высшего образования с филиалами, из них - государственных вузов - 5 и 4 филиала, негосударственных - 5 и 4 филиала;
- 62 организации дополнительного образования, в том числе 3 - подведомственные комитету образования и науки Курской области.
В сфере образования Курской области в 2012-2016 гг. продолжалась работа по выполнению основных задач и показателей, предусмотренных Указами Президента Российской Федерации В.В. Путина от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» и от 7 мая 2012 года № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки».
В комплексе социальных вопросов, решаемых в регионе, обеспеченность доступным и качественным дошкольным образованием является наиболее значимой. Курская область включилась в 2013 г. в программу модернизации региональных систем дошкольного образования.
Все показатели, предусмотренные планом мероприятий («дорожной картой»), выполнены, средства, выделенные региону, освоены в срок и в полном объеме. Указ Президента Российской Федерации № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» исполнен.
В соответствии с Федеральным законом от 1 декабря 2007 г. № 309-ФЭ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта» обязательное введение Федерального государственного образовательного стандарта (1 класс) во всех образовательных учреждениях региона началось с 2011-2012 учебного года. С 2015 года ФГОС реализуется и в основной школе. В настоящее время 100% обучающихся 1-6 классов учатся по новым стандартам.
С 2012 г. Курская область участвует в опережающем введении ФГОС основного общего образования (5-9 класс). С этой целью организована деятельность 54 апробационных площадок, и в настоящее время в классах, участвующих в опережающем введении ФГОС, обучаются 7084 школьников. 2 образовательные организации в этом учебном году завершают обучение по ФГОС в основной школе и готовятся к переходу на ФГОС среднего общего образования. Всего в соответствии с новыми федеральными государственными образовательными стандартами общего образования в Курской области обучается более 64% школьников.
К работе по ФГОС подготовлено 100 % учителей начальных классов, 98,8 % педагогов основной школы, 30 % учителей средней школы, что соответствует показателям, обозначенным в государственной программе Курской области «Развитие образования в Курской области» на 2014-2020 годы.
В Курской области формируется региональная система учительского роста, что способствует ежегодному эффективному повышению квалификации педагогиче-
Таблица 2.
Выполнение мероприятий в рамках государственных программ развития системы образования Курской области
Образовательные организации Количество образовательных организаций Выполнение мероприятий в рамках государственных программ
1 2 3
Дошкольные образовательные организации 265 Выполняя Указ Президента Российской Федерации № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки», в Курской области всеми заинтересованными структурами региона принимались меры для решения поставленной задачи по обеспечению достижения 100-процентов доступности дошкольного образования для детей в возрасте от 3 до 7 лет. Эта задача целенаправленно решалась в период с 2011 по 2016 годы. За указанный период создано 13405 дополнительных дошкольных мест, в том числе за счет строительства 19 детских садов и одной школы с дошкольным отделением, в основном в сельской местности, реконструкции 15 детских садов и 2 школ, капитального и текущего ремонтов 106 дошкольных и 38 общеобразовательных организаций.
Общеобразовательные организации 547 В настоящее время в Курской области сложилась оптимальная структура сети общего образования, обеспечивающая потребности граждан в предоставлении образовательных услуг. В 2016-2017 учебном году в Курской области функционируют 547 общеобразовательных организаций и 66 филиалов. Количество обучающихся составляет 110214 человек. В общеобразовательных организациях Курской области с 2011 года продолжается реализация федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. В настоящее время все учащиеся 1-6 классов, а также учащиеся 7-9 классов апроба-ционных общеобразовательных организаций Курской области обучаются в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами общего образования, что составило 64% от общей численности обучающихся общеобразовательных организаций (по сравнению с 2015 годом показатель увеличен на 6,6%),
Профессиональные образовательные организации 28 Продолжает развиваться профессиональное образование в Курской области. Во исполнение Указа Президента РФ от 7 мая 2012 года № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» в 2014-2016 гг. созданы 5 многофункциональных центров прикладных квалификаций, осуществляющих обучение на базе среднего (полного) общего образования. На финансирование их создания и развития реализованы 9153,63 тыс. рублей из средств областного бюджета и 7513,7 тыс. рублей из средств федерального бюджета. В центрах прикладных квалификаций реализуются программы профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации по востребованным (на основе прогноза кадровых потребностей) укрупненным группам специальностей: техника и технологии строительства, информатика и вычислительная техника, ядерная энергетика и технологии, машиностроение, промышленная экология и биотехнологии, технологии легкой промышленности, текстильное и швейное производство, обработка древесины и производство изделий из дерева, металлургическое производство и производство готовых металлических изделий, оптовая и розничная торговля, транспорт и связь, прочие производства. Разработка, апробация и экспертиза программ профессионального обучения и дополнительных профессиональных программ осуществляется с привлечением профильных организаций и объединений работодателей.
Организации высшего образования 18 Динамично развивается система высшего образования Курской области, которая в настоящее время представлена 18 образовательными организациями и филиалами и способна обеспечить потребность региона в высококвалифицированных кадрах для различных отраслей экономики. Ежегодно контрольные цифры приема по программам высшего образования устанавливаются в соответствии с потребностями регионального рынка труда. За период 2014 - 2017 гг. намечена тенденция увеличения бюджетных мест в вузах Курской области (2014 г. - 3016, 2017 г.- 3377). Гарантированному трудоустройству выпускников и обеспечению баланса на региональном рынке способствует развитие практики целевого приема в вузы. С 2012 года увеличивается процент обучающихся на условиях целевого приема от общего количества студентов, обучающихся за счет средств бюджета.
Организации дополнительного образования 62 Одной из ключевых задач, поставленных Президентом РФ в рамках майских указов, является охват детей в возрасте от 5 до 18 лет дополнительными общеобразовательными программами. В настоящее время в Курской области функционируют более 500 образовательных организаций различной ведомственной принадлежности, осуществляющих образовательную деятельность по программам дополнительного образования, Из них только в отрасли образования 62 организации дополнительного образования, в том числе 3, подведомственные комитету образования и науки Курской области. Охват детей Курской области в возрасте от 5 до 18 лет дополнительными общеобразовательными программами ежегодно растет и составляет по итогам 2016 г. 94,2%.
ских работников региона. Так, например, в Курском институте развития образования совершенствуют свое профессиональное мастерство 92 категории специалистов отрасли образования. Практическая часть курсов повышения квалификации осуществляется на стажиро-вочных площадках, которые созданы на базе 190 лучших образовательных организаций, в том числе на 14 площадках по реализации госстандартов для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Реализация мероприятий государственной программы «Развитие образования в Курской области», комплекса мер по модернизации региональной системы общего образования позволили значительно улучшить учебно-материальную базу образовательных учреждений. Это способствовало тому, что в настоящее время во все школы имеют современную компьютерную технику и обеспечены свободным доступом педагогов и детей к ресурсам сети Интернет.
В настоящее время 80% школьников Курской области получили возможность обучаться в современных условиях и получать качественное образование, отвечающее требованиям федеральных государственных стандартов общего образования, что соответствует показателю, предусмотренному государственной программой Курской области «Развитие образования в Курской области».
В соответствии с поручениями Министерства образования и науки Российской Федерации осуществляется реализация регионального плана мероприятий трудового воспитания, профессиональной ориентации и общественно-полезной деятельности школьников.
В образовательных организациях региона развиваются такие направления, как радиотехника и электроника. робототехника, 3-Д моделирование, проводится профильная смена юных техников «Технопарк юных соловьиного края». Рассматривается возможность создания и функционирования в Курской области детского технопарка в 2018 году.
В Курской области реализуется комплекс мер, направленных на совершенствование системы среднего профессионального образования на 2015-2020 гг., на территории региона.
В ведущих профессиональных образовательных организациях Курской области ведется подготовка по перспективным профессиям и специальностям, владеющих достаточными образовательными ресурсами, необходимыми для обеспечения подготовки кадров по ТОП-50 на международном уровне. Большинство из них являются ресурсными центрами, многофункциональными центрами прикладных квалификаций, созданными в рамках реализации майских указов Президента РФ.
В целях реализации приоритетного проекта «Образование» по направлению «Подготовка высококвалифицированных специалистов и рабочих кадров с
учетом современных стандартов и передовых технологий» постановлением Администрации Курской области от 02.05.2017 № 351-па утвержден перечень наиболее востребованных и перспективных профессий в Курской области, требующих среднего профессионального образования [3].
В целях повышения качества профессионального образования, достижения сбалансированности спроса и предложения в кадрах и специалистах на региональном рынке труда с учетом текущих и перспективных потребностей хозяйствующих субъектов всех форм собственности. развития государственно-частного партнерства и механизмов взаимодействия между профессиональными образовательными организациями и хозяйствующими субъектами Курской области в регионе внедряется модель дуального обучения. Профессиональными образовательными организациями заключаются договоры о дуальном обучении с предприятиями региона.
Также необходимо отметить развитие движения World Skills Russia, что очень важно для образовательного процесса подготовки рабочих кадров.При этом следует отметить, что для отраслей экономики внедряются требования международных стандартов. Участниками II Регионального чемпионата WorldSkillsRussia Курской области в 2017 году стали 150 учащихся и уже работающих выпускников курских профессиональных образовательных организаций, образовательных организаций высшего образования и представителей других регионов - Москвы. Санкт-Петербурга. Воронежа и Красноярского края.
Динамично развивается система высшего образования региона, которая в настоящее время представлена 18 образовательными организациями и филиалами и способна обеспечить потребность региона в высококвалифицированных кадрах для различных отраслей экономики.
По данным аналитического доклада национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», общий показатель охвата молодежи программами высшего образования в России составляет 33%. В Курской области зафиксирован наибольший охват населения в возрасте 17 - 25 лет в вузах (49,6%). Высокий охват высшим образованием в Курской области, подтверждается развитой сетью вузов с учетом численности населения региона.
Таким образом в настоящее время в сфере образования на региональном уровне ведется активная работа по выполнению основных задач и показателей, предусмотренных Указами Президента Российской Федерации В В. Путина от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» и от 7 мая 2012 года № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки».
Библиографический список
1. Постановление Правительства РФ от 23 мая 2015 г. N 497«0 Федеральной целевой программе развития образования на 2016 2020 годы. [Электронный ресурс]Режим доступа: http://base.garaiit.ni/71044750/#ixzz51MiU0eC4
2. Концепция развития образования на 2016-2020 годы была утверждена Правительством РФ и подписана Д.А. Медведевым 29 декабря 2014 года (№ 2765-р). [Электронный ресурс]. - Режим flocTyna:http://2016-god.com/ koncepciya-razvitiya-obrazovaiiiya-na-201 б-2020-gody/
3. Администрация Курской области. Официальный сайт [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://adiii.rkursk.ra/iiidex. php?id=55
4. Рейтинг стран мира по уровню образования. Гуманитарная энциклопедия [Электронный ресурс] // Центр гуманитарных технологий, 2006-2016 (последняя редакция: 30.10.2016). URL: http://gttiiarket.ni/ratiiigs/education-iiidex/education-index-iiifo
5. Рейтинг эффективности национальных систем образования. Гуманитарная энциклопедия [Электронный ресурс] // Центр гуманитарных технологий, 2006-2016 (последняя редакция: 30.10.2016). Режим доступа: http://gtniarket.ni/ratings/ global-index-of-cognitive-skills-aiid-educational-attaiiiiiient/iiifo
6. Education at a Glance 2015: OECD Indicators [Electronic resource] // OECD. OECD Publishing. - Available at : http://dx.doi. org/10.1787/eag-2015-en
7. World development indicators 2014: highlights [Electronic resource] // World Bank. - Available at: http://docunients.worldbank. org/curated/en/571421468325436207/World-developnient-indicators- 2014-highlights
References
1. Resolution of the Government of the Russian Federation from May 23, 2015 N 497 "On the Federal target education development program for 2016-2020". URT: http://base.garant.ni/71044750/#ixzz51MiU0eC4
2. The concept of education development for 2016-2020 was approved by the Government of the Russian Federation and signed by Medvedev on 29 December 2014 (No. 2765-R). URT: http://2016-god.coni/koncepciya-razvitiya-obrazovaniya-na-2016-2020-gody/
3. Administration of the Kursk region. Official site [Electronic resource], - Access mode: https://adni.rkursk.ni/index.php?id=55
4. Rating of the countries of the world by level of education. Humanitarian Encyclopedia [Electronic resource] // Center for Humanitarian Technologies, 2006-2016 (last revised: 30.10.2016). URT: http://gtniarket.ni/ratings/education-index/education-index-info
5. The rating of the effectiveness of national education systems. Humanitarian Encyclopedia [Electronic resource] // Center for Humanitarian Technologies, 2006-2016 (last revised: 30.10.2016). URT: http://gtniarket.ni/ratings/ global-index-of-cognitive-skills-aiid-educational-attaiiinient/info
6. Education at a Glance 2015: OECD Indicators [Electronic resource] // OECD. OECD Publishing. - Available at : http://dx.doi. org/10.1787/eag-2 015 -en
7. World development indicators 2014: highlights [Electronic resource] //World Bank. - Available at: http://documents.worldbank. org/curated/en/571421468325436207/World-developnient-indicators- 2014-highlights