Научная статья на тему 'Современные проблемы реализации приоритетных национальных проектов'

Современные проблемы реализации приоритетных национальных проектов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
5027
710
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ / ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ / ПРИОРИТЕТНЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ / СОЦИАЛЬНО ЗНАЧИМЫЙ ПРОЕКТ / УПРАВЛЕНИЕ ПРОЕКТОМ / УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ КАДРЫ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ УПРАВЛЕНИЯ / NATIONAL PROJECT / MANAGEMENT ORGANIZATION / PRIORITY NATIONAL PROJECT / SOCIALLY SIGNIFICANT PROJECT / PROJECT MANAGEMENT / MANAGEMENT PERSONNEL / MANAGEMENT EFFICIENCY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Зозуля Антон Валериевич, Зозуля Павел Валерьевич, Еремина Татьяна Николаевна

Сложившаяся в 90-х годах слабая эффективность работы министерств и ведомств, просчеты при проведении социальных и экономических реформ, все это привело к проблемам в экономической и социальной сферах, все это потребовало применения новых форм выхода из кризисной ситуации. В статье изучены предпосылки и, обоснована идея необходимости осуществления и реализации национальных проектов, рассмотрены факторы эффективной и успешной их реализации. Рассматриваются основные направления реализации национальных проектов, исследованы проблемы реализации приоритетных национальных проектов, проводимых с 2005 года. Среди важнейших направлений социальной политики страны появились приоритетные проекты: «Качественное образование»; «Доступное жилье»; «Современное здравоохранение»; «Эффективное сельское хозяйство», как наиболее социально значимые. Проведен анализ основных результатов национальных проектов. В сейчас в России реализуются или запланированы десятки национальных проектов. Все их можно разделить на две категории: социально значимые проекты и проекты, связанные с масштабным строительством. В 2018 году президентом РФ В.В. Путиным был представлен новый перечень приоритетных направлений. Авторами изучен перечень и даны рекомендации по повышению эффективности их реализации, в котором поставил перед правительством 13 целей, которые необходимо достичь к 2024 году. Общий объем средств, предполагаемых выделить на реализацию программы, составил 25 триллионов рублей, что почти в 1,5 раза, превышает бюджет страны. Авторами предложены рекомендации по совершенствованию процесса управления национальными проектами и сделан вывод о необходимости подготовки управленческих кадров, обладающих знаниями в области проектного управления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Зозуля Антон Валериевич, Зозуля Павел Валерьевич, Еремина Татьяна Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modern problems of implementation of priority national projects

The weak efficiency of ministries and departments, miscalculations in the implementation of social and economic reforms, which developed in the 1990s, all led to problems in the economic and social spheres, all this required the use of new forms of recovery from the crisis situation. The article examines the prerequisites and justified the idea of the need for the implementation and implementation of national projects, the factors of effective and successful implementation. The main directions of implementation of national projects are considered, problems of implementation of the priority national projects which are carried out since 2005 are investigated. Among the most important areas of social policy of the country there were priority projects: "Quality education"; "Affordable housing"; "Modern health care"; "Effective agriculture", as the most socially significant. The analysis of the main results of national projects. Dozens of national projects are currently being implemented or planned in Russia. All of them can be divided into two categories: socially significant projects and projects related to large-scale construction. In 2018, Russian President Vladimir Putin presented a new list of priority areas. The authors studied the list and made recommendations to improve the efficiency of their implementation. in which he set the government 13 goals to be achieved by 2024. The total amount of funds to be allocated for the implementation of the program amounted to 25 trillion rubles, which is almost 1.5 times higher than the country's budget. The authors propose recommendations for improving the process of management of national projects and concluded that it is necessary to train management personnel with knowledge in the field of project management.

Текст научной работы на тему «Современные проблемы реализации приоритетных национальных проектов»

Вестник Евразийской науки / The Eurasian Scientific Journal https://esj.today 2019, №1, Том 11 / 2019, No 1, Vol 11 https://esj.today/issue-1 -2019.html URL статьи: https://esj.today/PDF/21ECVN119.pdf Статья поступила в редакцию 22.01.2019; опубликована 12.03.2019 Ссылка для цитирования этой статьи:

Зозуля А.В., Зозуля П.В., Еремина Т.Н. Современные проблемы реализации приоритетных национальных проектов // Вестник Евразийской науки, 2019 №1, https://esj.today/PDF/21ECVN119.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

For citation:

Zozulya A.V., Zozulya P.V., Eremina T.N. (2019). Modern problems of implementation of priority national projects. The Eurasian Scientific Journal, [online] 1(11). Available at: https://esj.today/PDF/21ECVN119.pdf (in Russian)

УДК 338.2 ГРНТИ 06.52.35

Зозуля Антон Валериевич

ФГБОУ ВО «Государственный университет управления», Москва, Россия

Доцент

Кандидат экономических наук, доцент E-mail: [email protected]

Зозуля Павел Валерьевич

ФГБОУ ВО «Государственный университет управления», Москва, Россия

Доцент

Кандидат экономических наук, доцент E-mail: [email protected]

Еремина Татьяна Николаевна

ФГБОУ ВО «Государственный университет управления», Москва, Россия

Доцент

Кандидат экономических наук, доцент E-mail: [email protected]

Современные проблемы реализации приоритетных национальных проектов

Аннотация. Сложившаяся в 90-х годах слабая эффективность работы министерств и ведомств, просчеты при проведении социальных и экономических реформ, все это привело к проблемам в экономической и социальной сферах, все это потребовало применения новых форм выхода из кризисной ситуации.

В статье изучены предпосылки и, обоснована идея необходимости осуществления и реализации национальных проектов, рассмотрены факторы эффективной и успешной их реализации. Рассматриваются основные направления реализации национальных проектов, исследованы проблемы реализации приоритетных национальных проектов, проводимых с 2005 года. Среди важнейших направлений социальной политики страны появились приоритетные проекты: «Качественное образование»; «Доступное жилье»; «Современное здравоохранение»; «Эффективное сельское хозяйство», как наиболее социально значимые. Проведен анализ основных результатов национальных проектов.

В сейчас в России реализуются или запланированы десятки национальных проектов. Все их можно разделить на две категории: социально значимые проекты и проекты, связанные с масштабным строительством.

В 2018 году президентом РФ В.В. Путиным был представлен новый перечень приоритетных направлений. Авторами изучен перечень и даны рекомендации по повышению эффективности их реализации, в котором поставил перед правительством 13 целей, которые необходимо достичь к 2024 году. Общий объем средств, предполагаемых выделить на реализацию программы, составил 25 триллионов рублей, что почти в 1,5 раза, превышает бюджет страны.

Авторами предложены рекомендации по совершенствованию процесса управления национальными проектами и сделан вывод о необходимости подготовки управленческих кадров, обладающих знаниями в области проектного управления.

Ключевые слова: национальный проект; организация управления; приоритетный национальный проект; социально значимый проект; управление проектом; управленческие кадры; эффективность управления

Повышение качества жизни россиян - это ключевая задача государственной политики, которая характеризуется основными факторами, включающими продовольственную безопасность, доступность жилья, образования и здравоохранения, качество труда, наличие современных спортивных сооружений, применение цифровых технологий в инженерной и транспортной инфраструктурах и т. д. Для решения этих задач, а также осуществления прорывного научно-технологического и социально-экономического развития России руководством страны было предложено подготовить государственные проекты.

Цель исследования - выявление слабых сторон реализации приоритетных национальных проектов.

К 2005 году в России сложился комплекс благоприятных условий для создания фундамента дальнейшего развития страны, включающий переход к новым моделям управления государством и продолжению курса по инвестированию в человеческий капитал. К ним можно отнести:

• благоприятную экономическую ситуацию и высокие темпы роста федерального бюджета, позволяющие направить финансовые ресурсы на реализацию социальных проектов;

• сокращение государственного долга;

• укрепление государственной власти, а также реформирование и разграничение полномочий между органами власти всех уровней, что создало новые возможности, в частности, их упрощенного взаимодействия;

• государство перешло на трехлетний бюджет, что расширило горизонты планирования и дало возможность гарантировать реализацию социально-экономических проектов;

• основные политические силы и общественность сходились во мнении о необходимости продолжения развития жизненно важной социальной сферы.

В связи с этим, впервые в новейшей истории России, в 2005 году Президентом РФ В.В. Путиным было принято решение о реализации долгосрочных общероссийских мероприятий под названием «национальные проекты». В своем выступлении Президент РФ призвал думать

не только о сегодняшнем дне, но и о будущем нашей страны. Важнейшей целью национальных проектов он назвал существенное повышение качества жизни граждан России. Президент сконцентрировал внимание на самых проблемных для граждан сферах жизни. Среди важнейших направлений социальной политики страны были выделены приоритетные проекты: «Качественное образование», «Доступное жилье», «Современное здравоохранение», «Эффективное сельское хозяйство», как наиболее социально значимые и влияющие на качество жизни людей. Ответственными за реализацию национальных проектов были назначены профильные министерства. Важнейшим требованием к реализации национальных проектов являлось достижение поставленных результатов в четко установленные сроки, в пределах заявленных ресурсов. Для достижения целей осуществлялась концентрация и координация деятельности органов власти различных уровней, а правительство оценивало риски реализации проектов и разрабатывала мероприятия по их снижению. Предпосылками идеи возникновения национальных проектов явилось развитие теории проектного управления и необходимость дальнейшего ее внедрения в государственное управление. Благоприятным фактором, поддерживающим развитие данной идеи, стала необходимость увеличения эффективности использования появившихся значительных относительно свободных ресурсов, сконцентрированных у государства, при интенсивном экономическом развитии страны [10].

Результатами национального проекта «Современное здравоохранение» стали обновление диагностического оборудования медицинских учреждений; увеличение средней продолжительность жизни, достигшей в 2017 году исторического максимума и составившей 72,6 года. За последние 13 лет с 2005 года продолжительность жизни в стране увеличилась на 7,2 года. Снизилась детская смертность. Так, в 2000-м году она составляла 15,3 смертей новорожденных на 1000 рождений, в 2017 году уже 5,3, то есть смертность новорожденных снизилась почни в 3 раза. В 2014 году в России впервые с 1991 года начался естественный прирост населения, который составил более 27 тысяч человек в год. Рост рождаемости в стране в 2018 году по сравнению 2000 годом увеличился в 1,5 раза. Однако на сегодняшний день увеличение численности населения остановилось. По данным Росстата в 2018 году численность населения страны (без учета мигрантов) начала сокращаться, основной причиной является сокращение рождаемости (в 2018 году смертность в России превысила рождаемость на 193 тыс. чел.), по прогнозам на 2019 год данная тенденция сохранится [4].

В ходе реализации национального проекта в региональные медицинские учреждения было поставлено более 3,5 тыс. единиц диагностического оборудования. Но в связи с сокращением штата «узких» специалистов наблюдается дефицит сотрудников для работы на данном оборудовании. Были выявлены случаи закупок оборудования по завышенным ценам, а его качество часто не соответствовало заявленным характеристикам в технической документации. По окончании гарантийного срока медицинским учреждениям предлагалось за свой счет заключать договора по обслуживанию дорогостоящего оборудования. Медицинские учреждения вынуждены идти на данные условия, т. к. национальный проект акцентирует внимание на оказании высокотехнологической помощи, а число пациентов, нуждающихся в дорогостоящем, высокотехнологичном оборудовании растет. Этот рост числа пациентов обусловлен недостаточным вниманием национального проекта к профилактической работе и системе выявления заболеваний на ранних стадиях. В результате наблюдается увеличение числа тяжелобольных, а, следовательно, растёт и необходимость в сложном и дорогостоящем лечении.

Результатом национального проекта «Доступное жилье» стало увеличение объемов строительства, так в 2017 году в России, несмотря на все последствия экономического кризиса, введено более 75 млн м2 жилья, это в 2,5 раза больше по сравнению с 2000-м годом, когда было построено около 30 млн м2, в 2018 году объем строительства составил около 80 млн м2, по прогнозам на 2019 год, объем строительства сохранится на прежнем уровне. Еще одним

положительным аспектом по мнению авторов считается упрощение приобретения жилья в ипотеку, после того как средняя ставка по ипотечным кредитам в России упала до 9,6 %. При этом можно выделить и отрицательную сторону увеличения объемов ипотечного кредитования, которое привело к увеличению задолженности по данному виду кредитов (на начало 2019 г. общая задолженность составила 6370 млрд руб.).

Для решения жилищных проблем граждан необходимо продолжать кратно увеличивать объемы строительства, которые на сегодняшний день не обеспечены ресурсной базой отрасли (производством строительных материалов, трудовыми ресурсами и др.). Так же для сокращения разрыва между богатыми и бедными, необходимо создавать условия для приобретения жилья всеми категориями граждан, а не только тех, у кого есть средства для покупки или строительства жилья. Политика по решению жилищных проблем должна помочь в обеспечении жильем социально незащищенных слоев населения, а также тех, кто не в состоянии приобрести жилье. К таким категориям граждан можно отнести работников бюджетной сферы, членов многодетных и малоимущих семей. Однако основной объем финансирования жилищного строительства обеспечен внебюджетными средствами, что затрудняет строительство муниципального и государственного жилья. При этом для некоторых категорий граждан предусмотрены программы социальной помощи, так, например, эффективно действующая, на данный момент, система приобретении жилья военнослужащими за счет жилищного сертификата. Для решения жилищной проблемы необходимо расширять возможности приобретения жилья, за счет строительства муниципального жилья, льготного кредитования, субсидируемого за счет бюджета.

В результате реализации национального проекта «Эффективное сельское хозяйство», несмотря на не простое положение российского сельского хозяйства, с начала века в два раза увеличилась урожайность зерновых (с 65,4 млн тонн в 2000 г. до 140 млн тонн в 2017 г.). В 2017 году был собран небывалый урожай зерновых, при этом побит рекорд СССР 1978 г. (127,4 млн тонн). Наблюдается рост в животноводстве. В 5 раз увеличено производство мяса птицы (с 1,1 млн тонн в 2000 году до 5,1 млн тонн в 2018 году), почти в 2 раза увеличилось производство свинины (с 2,2 до 3,6 млн тонн), в 1,3 раза - яиц (с 24,2 до 34,4 млрд штук). Национальным проектом также предусмотрено развитие сбытовой системы для мелких производителей, однако, эффективной работы достичь пока не получается, и проблема доступа сельхозпроизводителей на рынки сбыта продукции пока не решена.

К началу ХХ-го века российское образование переживало большие проблемы: несоответствие уровня качества образования мировым стандартам, слабая материально-техническое оснащение, низкий уровень заработной платы и др. Решением назревших проблем в системе образования стала реализация национального проекта «Качественное образование». В 2017 году высшая школа в России показала стабильный рост, войдя в рейтинг пятидесяти лучших университетов стран БРИКС (по версии британской компании QS). В этот рейтинг были включены десять российских ВУЗов, что явилось лучшим результатом России за всю историю рейтинга (в 2015 году их было 7, в 2016 году - 8). Однако существенным недостатком программы является узконаправленная избирательность финансирования, при которой рассчитывать на широкую научно-профессиональную и общественную поддержку этих проектов не приходится. Еще одним спорным моментом является сокращение числа существующих учебных заведений путем перевода «слабых» структурных подразделений в «сильные» учебные заведения путем образования филиалов. Тем самым теряется идентичность и опыт накопленный «слабыми» структурными подразделения, а объединение учебных заведений ведет к резкому сокращению числа учителей, преподавателей и других специалистов.

На практике все эти проекты трудно назвать «национальными», они скорей «правительственные». Правительство предлагает проект, само руководит им, участвует в распределении финансовых средств, без учета общественного мнения и контроля. При этом проекты часто разрабатываются самими исполнителями, не имеющих опыта использования методик и методов проектного управления, а также без привлечения специалистов-практиков в данной области. Отраслевые министерства и ведомства осуществляют разработку планов программ и реализуемых работ не под проблему, а под возможности, задачи и цели самих исполнителей, при этом сохраняется отраслевой принцип, от которого необходимо уходить. Еще одна проблема реализации национальных проектов в слабой проработанности критериев и индикаторов результативности их выполнения, что затрудняет оценку эффективности выделенных средств. А те критерии, которые есть на практике достигаются не всегда, вследствие чего, часто цели национальных проектов остаются недостигнутыми или достигаются не в полном объеме [11].

В сейчас в России осуществляются и запланированы для реализации десятки национальных проектов. Все их можно разделить на две категории:

• социально значимые проекты;

• проекты, связанные с масштабным строительством.

Среди национальных проектов, связанных с масштабным строительством, можно выделить:

1. Мост «Русский» во Владивостоке. Грандиозное сооружение стоимостью 32,2 млрд руб. был построен всего за 4 года. Его длинна составляет 1104 м, а высота пилонов 321 м, благодаря чему даже крупные суда могут проходить под мостом. Его строительство дало толчок развитию острова Русский, который теперь соединен с материковой частью России.

2. Стадион «Фишт» в Сочи, пожалуй, одна из самых масштабных и дорогостоящих строек современности (51,6 млрд руб.). Этот амбициозный и сверхсовременный стадион достойно встретил 22-е Зимние Олимпийские игры, и Чемпионат Мира по Футболу. На данный момент «Фишт» способен вместить 48 тыс. человек.

3. Мост через Керченский пролив. Одна из самых долгожданных строек нашего времени призвана соединить Крымский полуостров с остальной частью России. Стратегическую ценность моста сложно переоценить. Строительство идет в сжатые сроки и уже в 2018 году произведен запуск автомобильной трассы, а в 2019 году в строй будет введена железнодорожная магистраль. В связи с глубиной пролива и особенностями грунта, высота свай моста в некоторых местах будет достигать 94 м, а общая длина перехода составит 19 км. Стоимость строительства 230 млрд руб.

4. Космодром Восточный. В августе 2010 года был заложен первый камень в строительство космодрома Восточный, недалеко от города Циолковский в Амурской области, а уже в апреле 2016 года с космодрома на орбиту были выведены 3 искусственных спутника Земли. Строительство идет крайне быстро. Общая площадь объекта около 700 км2. Примерная стоимость строительства около 300 млрд рублей. Космодром Восточный предоставит стране независимый доступ в космос, а также улучшит экономическую ситуацию в регионе.

5. Газопровод «Сила Сибири» - совместный российско-китайский проект строится с целью поставки российского газа из Якутии в страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Разработка проекта началась в 2014 году, а первая поставка газа в Китай запланирована на 2019 год. Стоимость этой стройки может достичь 1 трлн руб., в то время как общая сумма контракта 400 млрд долл.

Все эти проекты, повышающие престиж страны на международной арене и влияющие на экономическое состояние регионов, были выполнены или выполняются в данный момент строго по графику. Успешность данных проектов обусловлена тем, что управление осуществляется в соответствии с принципами проектного управления на всех уровнях жизненного цикла. Для их реализации созданы временные органы управления реализацией данных проектов. Для этого создана система управления и контроля, включающая назначение руководителя, председательствующего в Совете по реализации приоритетного национального проекта и заместителей руководителя по направлениям; утверждение исполнителей, ответственных за реализацию определенных этапов в рамках национального проекта и рабочих групп при соответствующих отраслевых министерствах. Успешная реализация национальных проектов напрямую воздействует на всех граждан Российской Федерации, влияя на экономический рост страны и повышая качество жизни граждан.

В связи с экономическим кризисом 2008-2010 гг., а также снижением мировых нефтяных котировок на биржах, пополнение государственного бюджета резко сократилось. Для смягчения кризисных последствий и осуществления прорывного научно-технологического и социально-экономического развития Правительство РФ предлагает идею разработки «приоритетных национальных проектов». Так после инаугурации президент РФ Путин В.В. подписал указ (Указ Президента РФ от 07.05.2018 г. №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года») в котором поставил перед правительством 13 целей, которые необходимо достичь к 2024 году. Общий объем средств, предполагаемых выделить на реализацию программы, составил 25 трлн руб., что почти в 1,5 раза, превышает бюджет страны (в 2018 году бюджет России составляет 16,5 трлн руб.).

Среди наиболее перспективных направлений были названы [1; 3; 7]:

1. Новый нацпроект по здравоохранению - снижение смертности населения, цифровизация здравоохранения, создание национальных исследовательских центров. ликвидация кадрового дефицита медицинских работников, борьба с онкологическими и сердечно-сосудистыми заболеваниями, введение в практику стандартных протоколов лечения, ликвидация кадрового дефицита медицинских работников.

2. Нацпроект по образованию - вхождение России в ТОП-10 ведущих стран мира по качеству общего образования, строительство новых школ и общежитий, использование цифровых методов обучения, учебных курсов и учебников.

3. Демографический нацпроект - увеличение численности населения страны, увеличение коэффициента рождаемости до 1,7, увеличение доли граждан, ведущих здоровый образ жизни, строительство яслей для детей в возрасте до трёх лет, полное устранение дефицита мест в школах и дошкольных учебных заведениях.

4. Нацпроект «Жильё и городская среда» - обеспечение доступным жильем семей со средним достатком, увеличение объема жилищного строительства до 120 млн м2 в год, внедрение технологии стандартизированного жилья, сокращение непригодного для проживания жилищного фонда, обеспечение комфортной городской среды.

5. Нацпроект «Международная кооперация и экспорт» - развитие конкурентоспособных несырьевых секторов экономики, увеличение доли экспорта, формирование системы разделения труда в рамках ЕврАзЭС, сокращение административных процедур и барьеров в сфере международной торговли.

6. Нацпроект поддержки производительности труда - рост производительности труда, сокращение административных ограничений, препятствующих росту

производительности, формирование системы подготовки кадров, увеличение Фонда развития промышленности и подготовка кадров.

7. Нацпроект развития малого и среднего предпринимательства - увеличение доли занятых в сфере малого и среднего бизнеса, упрощение налоговой отчетности, доступность льготного финансирования, государственная поддержка фермерства.

8. Дорожный нацпроект - ремонт трасс в мегаполисах (68 городов), снижение смертности в ДТП, уменьшение доли перегруженных участков автодорог в общей сети.

9. Экологический нацпроект - сокращение количества свалок, улучшение экологической ситуации в крупных промышленных центрах, решение проблем с питьевой водой в стране, экологическая реабилитация водных объектов, переселение редких видов животных, создание инфраструктуры для экотуризма, воспроизводство лесов на всех участках, вырубленных и погибших лесных насаждений.

10. «Цифровой» нацпроект - развитие цифровой широкополосной связи для госсектора, школ и больниц, развитие системы «цифрового государства», использование преимущественно отечественного программного обеспечения органами власти и местного самоуправления, подготовка кадров для цифровой экономики.

11. Научный нацпроект - обеспечение присутствия России в пятерке ведущих стран мира, осуществляющих научные исследования, создание не менее 15-ти научно-образовательных центров мирового уровня на основе объединения университетов и научных институтов, обновление материально-технической базы, обеспечение привлекательности работы молодых ученых в РФ, формирование системы подготовки и профессионального роста научных и научно-педагогических кадров.

12. Культурный нацпроект - реставрация и восстановление музеев, концертных залов, театров и выставочных центров, ремонт муниципальных библиотек и сельских клубов, укрепление российской гражданской идентичности, поддержка добровольческих движений, в том числе в сфере сохранения культурного наследия народов РФ, продвижение талантливой молодежи, создание национального молодежного симфонического оркестра, подготовки кадров для организаций сферы культуры.

13. Инфраструктурный проект - развитие скоростных контейнерных перевозок по РФ: скоростные железные дороги и внутренние водные пути, развитие Северного морского пути, формирование узловых транспортно-логистических центров, реконструкция инфраструктуры региональных аэропортов, гарантированное обеспечение доступной электроэнергией.

Эффективность реализации приоритетных национальных проектов зависит от трех факторов:

1. Организация управления. Система управления национальными проектами должна включать достижения необходимого взаимодействия разных уровней государственной власти и органов местного самоуправления, постоянный мониторинг их работы, а также обеспечение взаимодействия государства, общества и бизнеса, привлекаемого в рамках государственно-частного партнерства. А реализация национальных проектов должна идти в связке со стратегией развития государства [9]. Для успешной реализации и контроля за ходом выполнения перечисленных приоритетных национальных проектов необходимо введение новых организационных звеньев в структуру управления. В регионах для повышения эффективности управления данных проектов необходимо создавать специальные структурные подразделения при администрации органов местного самоуправления. При этом для достижения поставленного результата необходимо повышать статус межотраслевых органов

управления в сферу деятельности которых входит координация работы отраслевых министерств, осуществляющих реализацию приоритетных национальных проектов, при реализации которых задействованы, как правило, сразу несколько министерств. Именно для того чтобы обеспечить взаимодействие между ведомствами, необходимо создать единую команду - «проектный офис». В руководящие органы проектных офисов должны входить работники из различных органов исполнительной власти для решения проблемы межотраслевого взаимодействия [2; 8].

Контроль за реализацией национальных проектов осуществляется целой системой контролирующих органов (президентский, парламентский контроль, контроль прокуратуры, контроль общественных организаций и т. д.). При этом для реального успеха национальных проектов необходимо модернизировать систему управления отраслей народного хозяйства, совершенствовать нормативно-правовую базу и модернизировать институциональные условия их реализации.

В процессе реализации национальных проектов по окончании каждого этапа должны подводиться промежуточные итоги и вноситься коррективы в планы. Вместе с этим должна поддерживаться обратная связь между исполнителями работ, контрольными органами, и теми, кому предназначены их результаты [5].

2. Финансирование. Положительный результат от реализации национальных приоритетных проектов возможен только при разработке организационно-экономического механизма, способствующего повышению статуса местных бюджетов в плане распределения финансовых средств, обеспечивающего прозрачность и эффективность расходования бюджета. На сегодняшний день ни в одном регионе в бюджет не заложены расходы на реализацию приоритетных национальных проектов, а все финансирование национальных проектов осуществляется из Федерального бюджета, а в регионах осуществляется его распределение. А при дефиците бюджета сложно изыскивать дополнительные средства на софинансирование, хотя в настоящее время в условиях ограничения бюджетного финансирования появляется все большая необходимость реализации социально-значимых проектов в рамках государственно-частного партнерства [6].

3. Информационное обеспечение. Информационная поддержка является важнейшей частью процесса реализации национального проекта и требует для своего формирования и поддержания значительных усилий и ресурсов на всех стадиях проекта. При этом, чем более проработана информационная поддержка на начальной стадии принятия управленческого решения о реализации проекта, тем более обоснованно принимаемое решение и, как следствие, успешно проходит его реализация без дополнительных затрат на исправления ошибок. Без полностью проработанного информационного обеспечения успех проекта не гарантирован, а в некоторых случаях, занижение значимости определенных факторов, способных повлиять на результат национального проекта, вследствие недостаточной информационной проработки, служит причиной отказа от его реализации на более поздних ее стадиях. Еще одной реальной проблемой является информированность населения о реализации национальных проектов. По результатам проведенного опроса до 20 % населения не имеют ни малейшего представления о реализуемых проектах, 45 % - не владеют достоверной информацией и только 10 % обладают полным объемом информации, т. к. непосредственно связаны с данной сферой деятельности.

На сегодняшний день заявленные стратегические цели приоритетных национальных проектов, связанные с повышением эффективности работы в сферах образования, здравоохранения, агропромышленного, жилищного комплекса, с появлением доступного жилья, снижением смертности, повышением рождаемости и др., достигнуты не в полном

объеме. Периодически корректируются дорожные карты данных проектов, снижая плановые показатели и продлевая сроки реализации.

В заключении можно сказать, что все проблемы реализации национальных проектов тесно связаны с неподготовленностью управленческих кадров всех уровней к работе над проектами, имеющих огромное социальное значение в условиях ограниченного бюджета и времени, при этом у них отсутствует культура проектного управления, а в стране не создана атмосфера нетерпимости к управленческой безграмотности непосредственных исполнителей, в том числе руководителей.

Для успешного выполнения приоритетных национальных проектов, осуществляемых до 2024 года, необходимо учитывать накопленный на сегодняшний день опыт, который в большей степени можно считать положительным. Однако, проведенный авторами сравнительный анализ выявил и отрицательные стороны. При ранжировании недостатков определены основные, к которым можно отнести:

• неподготовленность управленческих кадров всех уровней к работе над проектами, имеющих огромное социальное значение;

• в системе управления национальными проектами недостаточно активно применялись методики, методы и инструменты проектного управления;

• слабая проработанность критериев и индикаторов результативности выполнения национальных проектов;

• разработкой проектов зачастую занимались сами исполнители без привлечения специалистов-практиков в данных сферах;

• не использовался потенциал межотраслевых органов управления для координации деятельности отраслевых министерств, осуществляющих реализацию национальных проектов;

• в региональных бюджетах не предусматривались расходы на реализацию приоритетных национальных проектов, а все финансирование осуществлялось из Федерального бюджета;

• слабая информированность населения о реализации национальных проектов.

В целом приоритетные национальные проекты являются эффективным механизмом решения социально-экономических проблем, так как они позволяют сконцентрировать управленческие, финансовые, технические, информационные и др. ресурсы на важнейших для страны направлениях. И несмотря на присутствующие недостатки они могут стать частью социальной политики государства, обеспечивающей прорыв в жизненно важных сферах, при условии применения проектных методов управления, как это было реализовано в проектах, связанных с масштабным строительством.

Для подготовки и реализации таких масштабных проектов требуются руководители всех уровней системы управления, обладающих компетенциями в области проектного управления и оценки рисков. Для освоения компетентностного подхода будущими исполнителями приоритетных национальных проектов необходимо внести изменения в учебные планы образовательных программ ВУЗов. Основываясь на мировом опыте, можно рекомендовать включение следующих учебных дисциплин: управления проектами, теория социальных проблем, теория и методология программно-целевого управления, методы оценки эффективности, оценка рисков проекта и др.

В российской системе образования существуют высшие учебные заведения, осуществляющие подготовку высококвалифицированных специалистов в области менеджмента. Особое место занимает Государственный университет управления - первый управленческий ВУЗ со 100-летней историей, который уже более двадцати лет готовит специалистов различного уровня в области проектного управления.

ЛИТЕРАТУРА

1. Еремина Т.Н. Управление государственными программами развития «зеленой» экономики / Материалы 22-й Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы управления-2017» - М.: ГУУ, 2017. - С. 216-221.

2. Еремина Т.Н., Зозуля А.В. Развитие структуры управления региональными программами / Материалы I-й Всероссийской научно-практической конференции «Приоритетные и перспективные направления научно-технического развития Российской Федерации» - М.: ГУУ, 2018. - С. 91-95.

3. Зозуля А.В., Зозуля П.В. Совершенствование системы управления региональными экологическими проектами / Материалы I-й Всероссийской научно-практической конференции «Приоритетные и перспективные направления научно-технического развития Российской Федерации» - М.: ГУУ, 2018. - С. 248-250.

4. Зозуля П.В., Зозуля А.В. Прогнозы численности населения России и мира // Вестник университета (Государственный университет управления). 2017. №2 - С. 71-75.

5. Зотов В.Б. Стратегическое планирование в системе местного самоуправления (Проблемный обзор и рекомендации) / В.Б. Зотов // Научные труды Вольного экономического общества России. - М.: Общероссийская общественная организация «Вольное экономическое общество России», 2018. - С. 412-421.

6. Ким Р.Н. Организационный инструментарий проектного управления: учебное пособие / Р.Н. Ким, С.М. Сычева, Т.Ф. Чернова. - М.: Издательский дом ГУУ, 2017. - 91 с.

7. Кирсанов К.А., Попков А.А., Сичкарь Т.В. Проблемы формирования реестра прорывных технологий в контексте экономических проблем становления цивилизации знания и риска: вопросы современного технологостроения // Вестник Евразийской науки, 2018 №6, https://esj.today/PDF/34ECVN618.pdf ((доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.).

8. Макеева В.Г. Проектные офисы в системе институтов развития национальной экономики / Сборник научных статей V Международной научной конференции «Институцианальная экономика: развитие, преподавание, приложения» - М.: ГУУ, 2017. - С. 227-231.

9. Малышкин Н.Г., Лялин А.М. Повышение эффективности управления проектами государственно-частного партнерства / Материалы 22-й Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы управления-2017» - М.: ГУУ, 2017. - С. 231-234.

10. Положихина М.А. Организация управления национальными проектами // Экономические и социальные проблемы России. 2008. №2. - С. 10-38.

11. Разу М.Л. Управление проектом. Основы проектного управления: учебник. М.Л. Разу, А.М. Лялин и др. - М.: Кнорус, 2018. - 768 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Zozulya Anton Valerievich

State university of management, Moscow, Russia E-mail: [email protected]

Zozulya Pavel Valer'evich

State university of management, Moscow, Russia E-mail: [email protected]

Eremina Tatyana Nikolaevna

State university of management, Moscow, Russia E-mail: [email protected]

Modern problems of implementation of priority national projects

Abstract. The weak efficiency of ministries and departments, miscalculations in the implementation of social and economic reforms, which developed in the 1990s, all led to problems in the economic and social spheres, all this required the use of new forms of recovery from the crisis situation.

The article examines the prerequisites and justified the idea of the need for the implementation and implementation of national projects, the factors of effective and successful implementation. The main directions of implementation of national projects are considered, problems of implementation of the priority national projects which are carried out since 2005 are investigated. Among the most important areas of social policy of the country there were priority projects: "Quality education"; "Affordable housing"; "Modern health care"; "Effective agriculture", as the most socially significant. The analysis of the main results of national projects.

Dozens of national projects are currently being implemented or planned in Russia. All of them can be divided into two categories: socially significant projects and projects related to large-scale construction.

In 2018, Russian President Vladimir Putin presented a new list of priority areas. The authors studied the list and made recommendations to improve the efficiency of their implementation. in which he set the government 13 goals to be achieved by 2024. The total amount of funds to be allocated for the implementation of the program amounted to 25 trillion rubles, which is almost 1.5 times higher than the country's budget. The authors propose recommendations for improving the process of management of national projects and concluded that it is necessary to train management personnel with knowledge in the field of project management.

Keywords: national project; management organization; priority national project; socially significant project; project management; management personnel; management efficiency

REFERENCES

1. 2.

3.

4.

5.

6.

7.

8. 9.

Eremina T.N. Management of state programs of "green" economy development / Materials of the 22nd International scientific-practical conference "Actual problems of management-2017" - Moscow: GUU, 2017. - P. 216-221.

Eremina T.N., Zozulya A.V. the development of the structure of management of regional programs / Materials of the I-th all-Russian scientific and practical conference "Priority and perspective directions of scientific and technical development of the Russian Federation" - Moscow: GUU, 2018. - P. 91-95.

Zozulya A.V., Zozulya P.V. Improving the management system of regional environmental projects / Materials of the I-th all-Russian scientific and practical conference "Priority and perspective directions of scientific and technical development of the Russian Federation" - Moscow: GUU, 2018. - Pp. 248-250.

Zozulya P.V., Zozulya A.V. Projections of the population of Russia and the world // Bulletin of University (State University of management). 2017. №2-P. 71-75.

Zotov V.B. Strategic planning in the system of local self-government (review and recommendations). - Moscow: all-Russian public organization "Free economic society of Russia", 2018. - Pp. 412-421.

Kim R.N. Organizational tools of project management: tutorial / R.N. Kim, S.M. Sycheva, T.F. Chernova. - Moscow: publishing house GUU, 2017. - 91 p.

Kirsanov K.A., Popkov A.A., Sichkar T.V. Problems of formation of the registry of breakthrough technologies in the context of economic problems of development of a civilization and knowledge of risk: questions of modern technologystate // Bulletin of the Eurasian science, 2018 No. 6, https://esj.today/PDF/34ECVN618.pdf ((free access). Tit. from the screen. Yaz. Rusyi. English.).

Makeeva V.G. Project offices in the system of institutes of national economy development / Collection of scientific articles of the V International scientific conference "Institutional Economics: development, teaching, applications" - M.: GUU, 2017. - Pp. 227-231.

Little N.G., A.M. Lyalin Improving the efficiency of public-private partnership project management / Materials of the 22nd International scientific-practical conference "Actual problems of management-2017" - Moscow: GUU, 2017. - P. 231-234.

Polosuhina M.A. the Organization of management of national projects // Economic and social problems of Russia. 2008. No. 2. - P. 10-38.

Razu M.L. project Management. Basics of project management: tutorial. M.L., Razu, A.M. Lyalin, et al.: KnoRus, 2018. - 768 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.