АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ЭКОНОМИКИ ОБРАЗОВАНИЯ
УДК: 338.2; 37.014 DOI: 10.24411/2071-6435-2019-10105
Национальные проекты — основной фактор формирования и развития единого образовательного пространства
В статье рассматриваются роль и место проектных методов и подходов в системах государственного, территориального и отраслевого управления, определены основные направления социально-экономического и научно-технического развития страны на современном этапе на основе национальных проектов, их влияние на формирование и развитие единого образовательного пространства Российской Федерации. Рассматриваются пути интеграции национальной системы образования в мировое образовательное пространство. Отмечается необходимость укрепления научно-методологической и правовой базы проектной деятельности.
Ключевые слова: национальный проект, федеральный проект, кадровое обеспечение, образовательное пространство, единое образовательное пространство, система образования, проектные методы управления
С. В. Иванова
Введение
Проектные методы управления широко и успешно использовались в нашей стране последние десятилетия фактически по всем направлениям жизнедеятельности государства: в экономике, социальной сфере, науке, образовании, культуре, политике. Система разработки и реализации долгосрочных и среднесрочных проектов и программ охватывала общегосударственный, отраслевой, межрегиональный, территориальный и корпоративный уровни. Достаточно сказать, что в первом десятилетии нынешнего века на целевые государственные программы в России выделялось от 100 до 200 млрд рублей ежегодно. Эта практика доказала свою эффективность и вышла на новый качественный уровень.
В настоящее время, после подписания Президентом России В. В. Путиным Указа от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», проектный подход положен в основу всей национальной политики и решения ключевых задач, стоящих перед страной: осуществление прорывного научно-технологического и социально-экономического развития России, вхождение Российской Федерации в число пяти
© С. В. Иванова, 2019; © О. Б. Иванов, 2019
О. Б. Иванов
крупнейших экономик мира, обеспечение темпов экономического роста выше мировых [16].
Указом определены национальные проекты (программы) по 12 наиболее актуальным направлениям стратегического развития страны (рисунок 1). Объем финансовых ресурсов на их реализацию беспрецедентен и составит около 25 триллионов рублей.
Человеческий капитал
Здравоохранение Образование Демография Культура
Комфортная среда для жизни
• Безопасные и качественные автомобильные дороги
• Жилье и городская среда
• Экология
Экономический рост
• Наука
• Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы
• Цифровая экономика
• Производительность туда и поддержка занятости
• Международная кооперация и экспорт
• Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры
Рисунок 1. Национальные проекты России, 2019—2024 годы
Под цели перечисленных выше приоритетных национальных проектов осуществляется переформатирование и корректировка всех ранее принятых государственных программ. В рамках настоящей статьи нас, конечно, прежде всего, интересует национальный проект «Образование» и кадрово-образовательные блоки других нацпроектов.
Методы исследования
Направленность исследования определяется необходимостью оценить значение таких социальных явлений, как система образования, образовательное пространство, определить роль проектного метода управления, его место в решении социально-экономических задач государства. В рамках настоящего исследования использовались:
— факторный анализ, то есть выявление долговременных детерминант, изменение образовательных тенденций современного мира, их трансфор-
маций;
— метод выявления причинно-следственных связей;
— пространственный подход, позволяющий прогнозировать изменения в развитии систем образования и образовательного пространства, предвидеть появление новых пространств и новых форм взаимодействия в области образования;
— структурно-функциональный анализ при изучении педагогической теории, образовательной практики, законодательства, регулирующего сферу образования;
— монографический и абстрактно-логический методы;
— проектный метод и метод прогнозирования;
— метод экспертных оценок и другие формы научного исследования.
Базовые основы формирования современной национальной политики в сфере образования
Прежде чем мы приступим к анализу стратегических целей и задач национального проекта «Образование», образовательных разделов других нац-проектов, конкретных мероприятий по их реализации, следует рассмотреть основополагающие материалы, на которых сформирован и базируется кадрово-образовательный блок Указа Президента России № 204.
Системным прорывным шагом в сфере комплексного проектного подхода в сфере образования стало заседание 13 июля 2016 года Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам, на котором среди 11 стратегических направлений была особо обозначена сфера образования. Затем последовало утверждение Президиумом Совета 25 октября 2016 года паспортов четырех приоритетных проектов:
— «Создание современной образовательной среды для школьников»;
— «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации»;
— «Подготовка высококвалифицированных специалистов и рабочих кадров с учетом современных стандартов и передовых технологий» («Рабочие кадры для передовых технологий»);
— «Вузы как центры пространства создания инноваций».
В мае 2017 года Президиум Совета утвердил паспорт еще одного приоритетного проекта «Развитие экспортного потенциала российской системы образования».
Комплексная реализация приоритетных образовательных проектов предполагает в ближайшем десятилетии обеспечить качественный скачок в сфере образования, при этом следует иметь в виду, что российская образовательная система по многим параметрам уже отвечает международным стандартам. Однако во всех сферах образования России ставятся еще более амбициозные задачи.
Реализация «школьного» проекта должна обеспечить: создание и введение по всем общеобразовательным предметам образовательных стандартов, соот-
ветствующих передовым международным требованиям; утверждение функциональных требований к современной образовательной среде для школьников; интеграцию различных уровней основного и дополнительного образования, включая кооперацию с учреждениями среднего профессионального и высшего образования; оснащение школ современным оборудованием, в том числе с использованием возможностей виртуального мира [11].
Политика по формированию современных рабочих кадров, совершенствованию системы среднего профессионального образования также строится на создании и внедрении федеральных образовательных стандартов по наиболее востребованным профессиям, квалификациям и специальностям. Отечественные стандарты должны учитывать требования международных стандартов движения World Skills. В отличие от общего образования высококвалифицированные рабочие кадры должны быть востребованы рынком, готовиться под заказ бизнеса, с учетом требований работодателя, на основе практико-ориентирован-ных моделей обучения, на обновленной материально-технической базе образовательных организаций.
И как показал только что закончившийся в Казани 45-й мировой чемпионат по профессиональному мастерству по стандартам World Skills, Россия уже сегодня является в этой области одним их признанных лидеров. Российская сборная команда заняла 2-е место, завоевала 14 золотых, 4 серебряных и 4 бронзовых медалей, уступив только Китаю (у которого 16, 14 и 5 соответственно). При этом борьба была исключительно напряженной. В чемпионате участвовали 1354 конкурсанта из 63 стран, соревнования проводились по 53 компетенциям [20].
Одним из самых революционных стал образовательный проект «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации», который обозначил целью для системного повышения качества и расширения возможностей непрерывного образования категорий граждан за счет развития российского цифрового образовательного пространства довести до 11 млн человек число обучающихся, освоивших онлайн-курсы. В ходе внедрения данного приоритетного проекта должны быть приняты нормативные акты, позволяющие включать он-лайн-курсы в основные и дополнительные программы обучения с признанием легитимности зачетов результатов онлайн-обучения; создана система оценки качества онлайн-курсов и ресурсов, обеспечивающая ее достоверность на основе сочетания оценок экспертной и автоматической; а также формирование рейтинга и создание цифрового портфолио (хранение и передача в электронном виде информации об образовательных достижениях). В проекте оцениваются основные риски, главный из которых — «низкий уровень доверия и готовности студентов и академического сообщества к использованию современных технологий, основанных на онлайн-курсах и цифровом контенте». Решение проблемы — в разъяснении возможностей и преимуществ онлайн-обучения, совершенствовании методики этой работы. Также важно, что проект должен быть реализован на основе отечественного программного обеспечения [12].
Особое место в решении задачи активного вхождения России в формиру-
ющееся единое международное образовательное пространство отводится приоритетному проекту «Вузы как центры пространства создания инноваций». Цель проекта — «обеспечить устойчивую глобальную конкурентоспособность в 2025 году не менее 10 ведущих российских университетов, создать в субъектах Российской Федерации не менее 100 университетских центров инновационного, технологического и социального развития регионов». Решение амбициозной задачи по вхождению к 2025 году не менее 10 российских вузов в Т0П-100 мировых рейтингов и не менее 20 в Т0П-300 позволит выдвинуть российское высшее профессиональное образование и вузовскую науку на позиции самых передовых образовательных систем мира [8].
При этом «у медали есть обратная сторона»: часто в первые строки рейтингов попадают старинные европейские, традиционные американские университеты, а также (опять же западные) высшие учебные заведения, имеющие известность среди экспертов, выбранных по не всегда ясной (прозрачной) методике. Это скорее репутационные показатели, нежели качественные. Порой, в некоторых признанных рейтингах присутствуют такие показатели, которые не являются субстантивными для учебно-научной составляющей университета, например, толерантность к ЛГБТ. Нелепо и страшно выглядит увеличение рейтинга университетов в связи с возрастанием их упоминаемости в печати после трагедии с расстрелом студентов в его стенах (Технологический университет в Вирджинии) или убийством профессора (Университет Южной Калифорнии).
Не всегда обоснованным представляется включение в показатели рейтинга вузов (Шанхайский рейтинг) наличие Нобелевского лауреата, так как его «стоимость» может превышать стоимость хорошо оснащенной лаборатории (а порой и лабораторного корпуса), что полезней для учебного процесса, тем более выдающийся ученый — не всегда выдающийся преподаватель.
Относительно российских вузов,— здесь часто воздвигаются искусственные барьеры по политическим соображениям. Вместе с тем, западные (а в последнее время и восточные—Китай и Япония) HR-агентства, научные центры и рейтинговые университеты «охотятся» за выпускниками, а часто и за талантливыми студентами некоторых «нерейтинговых» российских вузов, на фоне того, что у выпускников высокорейтинговых европейских университетов все чаще встречаются проблемы с трудоустройством.
И, тем не менее, главной причиной невысоких рейтингов отечественного высшего профессионального образования является слабая его интегрирован-ность в глобальные процессы. Именно на преодолении этой проблемы следует сегодня сосредоточить усилия.
Задаче повышения уровня публичности, авторитетности и результативности исследований российских ученых должна служить их публикационная активность. К концу реализации приоритетного образовательного проекта количество публикаций за год на 100 научно-преподавательских работников должно достигать в базе данных Web of Science—не менее 120 единиц, Scopus — не менее 150 единиц. Не менее 500 российских научных журналов должны быть включе-
ны в Web of Science Core Collection или Scopus [10].
Конечно, здесь есть вопросы, связанные с тем, что, во-первых, это частные базы данных, связанные с государственными структурами отдельных стран, и, как следствие, все попадающие туда материалы проходят фильтр по регулированию выхода публикаций и по сбору информации, в том числе и конфиденциальной. Во-вторых, указанные базы данных англоязычны, соответственно, это исключает включение в них статей и монографий на русском языке, что заведомо отрицательно влияет на массовость публикаций и искусственно занижает оценку уровня развития науки страны, ее ученых, осуществляющих публикации на национальных языках. При этом формально русский язык является одним из шести официальных языков ООН. Исходя из изложенного, представляется целесообразным формировать в дополнение к общепризнанным в мире национальные рейтинги и базы научных материалов.
Еще одним важным документом, который должен способствовать росту научно-образовательного потенциала России и обеспечить ее глобальную конкурентоспособность, является приоритетный проект «Развитие экспортного потенциала российской системы образования». Он тесно связан с другими образовательными проектами и должен решить проблему увеличения доли несырьевого экспорта Российской Федерации за счет повышения привлекательности российского образования на международном образовательном рынке. Главным вызовом здесь (подчеркнем еще раз) является высокая степень конкуренции с традиционными западными и бурно развивающимися китайскими образовательными системами.
Таким образом, национальный проект «Образование» является развитием ранее разработанных перспективных проектов и продолжает целенаправленную деятельность по формированию единого образовательного пространства страны, активную интеграцию российского образования в единое мировое образовательное пространство. При этом масштаб обновления материально-технической базы сферы образования, расширение географии и охвата образовательными услугами всех категорий населения, комплексный характер и глубина проработки параметров программы, ее разделов и отдельных мероприятий, высокая динамика отличают нацпроект «Образование» и кадрово-образовательные разделы других нацпроектов от предшествующих разработок.
Совершенствование системы образования на основе нацпроектов
Рассматривая комплекс мер по реализации майского 2018 года Указа Президента Российской Федерации важно отметить, что вопросы развития человеческого капитала, кадрового обеспечения, подготовки и повышения квалификации кадров являются ключевыми в каждом из приоритетных национальных проектов. Так, нацпроект «Повышение производительности труда и поддержка занятости» предусматривает «формирование системы подготовки кадров, направленной на обучение основам повышения производительности труда, в том числе посредством использования цифровых технологий и платформенных решений»; нацпроект «Наука» нацелен на создание целостной системы
подготовки научных и научно-педагогических кадров, в том числе пятнадцати научно-образовательных центров мирового уровня и формирование конкурентоспособных коллективов; аспекты кадрово-образовательных решений нацпро-екта «Цифровая экономика» подробно рассмотрены в параграфе 3.3 [6]; подготовку кадров и повышение их квалификации предусматривают приоритетные проекты в сфере здравоохранения, культуры и других.
Однако съаккумулировать всю работу в сфере общего и дополнительного образования, повышения квалификации в стране на долгосрочную перспективу должен приоритетный национальный проект «Образование». Его реализация должна обеспечить к концу 2024 года:
— глобальную конкурентоспособность нашего образования, вхождение России в число 10 ведущих стран мира по качеству образования;
— воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей [4].
Сегодня национальный проект «Образование» является глобальным документом, определяющим на ближайшие 6 лет стратегию этого важнейшего направления развития страны. Он включает 9 федеральных проектов и одну программу (рисунок 2). Его бюджет — 747,6 миллиарда рублей.
( образова- У Хс X ная актив- )
\ ния А имеющих А будущего А ность /
Рисунок 2. Состав национального проекта «Образование»
Таким образом, реализация нацпроекта «Образование» и всех составляющих его федеральных программ, фактически «покрывает весь периметр» представлений, входящих в понятие единое образовательное пространство.
Так, федеральный проект «Современная школа» решает амбициозные задачи коренного переоснащения материально-технической базы образовательных учреждений, доступности качественного образования всем категориям обучаемых и другие значимые вызовы современности. Наглядно структура проекта представлена на рисунке 3. При этом следует сделать особый акцент на том, что реализация проекта совершает фактический прорыв в развитии образовательного пространства страны, акцентируя внимание не на развитии
элитарных учебных заведений, а на массовой равнодоступности качественного образования по всей территории страны:
— к 2024 году «не менее чем в 16 тысячах школ не менее чем в 80 субъектах Российской Федерации, расположенных в сельской местности и малых городах (выделено нами), создана материально-техническая база для реализации основных и дополнительных общеобразовательных программ цифрового и гуманитарного профилей с охватом не менее 800 тысяч детей»; для сравнения, к концу 2019 года таких школ должно быть 2 тысячи в 10 субъектах Федерации с охватом 100 тысяч учащихся [4];
— «не менее 24 тысяч детей должны обучаться на вновь созданных местах в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности и поселках городского типа;
— в 100% общеобразовательных организаций будет проводиться оценка качества образования на основе практики международных исследований качества...» [4].
Проект «Современная школа»
♦ обновление методик, стандартов, содержания и технологий обучения
♦ создание благоприятных условий для профессионального самоопределения учащихся
♦ сетевое взаимодействие при реализации образовательных программ
♦ адаптированные общеобразовательные программы для детей с ОВЗ
♦ методология наставничества
♦ доступность качественного образования для детей в сельской местности
♦ целевая модель функционирования психологических служб
♦ методология оценки качества образования на основе практики международных исследований
♦ повышение мотивации к обучению и саморазвитию у подрастающего поколения
Рисунок 3. Позиции федерального проекта «Современная школа»
Не менее важные для формирования и развития единого образовательного пространства мероприятия заложены федеральной программой «Успех каждого ребенка». Их структура показана на рисунке 4. В том числе это решение таких задач, как:
— создание сети детских технопарков «Кванториум» — не менее 245 и 340 мобильных технопарков (для учащихся, проживающих в сельской местности и малых городах) с охватом не менее 2 млн детей;
— не менее чем в 65 субъектах Российской Федерации создать региональ-
ные центры выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи с охватом не менее 5% обучающихся; — «не менее 12 млн детей должны принимать участие в открытых онлайн-уроках, реализуемых с учетом цикла открытых уроков «Проектория», направленных на раннюю профориентацию» [4]. Структура федерального проекта «Цифровая образовательная среда» представлена на рисунке 5. Его роль в развитии единого образовательного пространства занимает особое место, так как возможности современных инфокоммуни-кационных технологий позволяют решить проблему массового предоставления качественных образовательных услуг вне зависимости от удаленности их потребителей. Реализация программы позволит к концу 2024 года обеспечить 100% образовательных организаций Интернет-соединением с гарантированным Интернет-трафиком; внедрить во всех субъектах Российской Федерации целевую модель цифровой образовательной среды; создать сеть центров цифрового образования детей [4].
Проект «Успех каждого ребенка»
♦ профориентация
♦ профессиональное самоопределение
♦ выбор будущего профессионального пути
♦ построение индивидуальной образовательной траектории
♦ формирование культуры здорового образа жизни
♦ саморазвитие детей с ограниченными возможностями здоровья
♦ развитие региональных систем дополнительного образования
♦ повышение уровня глобальной конкурентоспособности российского образования
♦ участие работодателей в управлении деятельностью образовательных организаций
♦ формирование активной гражданской позиции
♦ воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов РФ, исторических и национально-культурных традиций
♦ оптимизация учебного времени обучающихся
Рисунок 4. Позиции федерального проекта «Успех каждого ребенка»
Огромные возможности для модернизации образовательных систем по специализации и на всех территориях страны открывают федеральные проекты «Молодые профессионалы (Повышение конкурентоспособности профессионального образования)», «Новые возможности для каждого» и «Учитель будущего», которые ориентированы на формирование учителя, наставника, преподавателя среднего профессионального образовательного учреждения и научно-педагогического работника высшей школы в соответствии с вызовами и запросами современной эпохи (четвертая промышленная революция, цифро-
вая окружающая среда, медиа и постмодерн).
На вхождение в мировое образовательное пространство сориентирован федеральный проект «Экспорт образования», предусматривающий создание механизма государственной поддержки российского образования за рубежом и его широкого распространения; «формирование модели поддержки экспорта образования по референтным группам стран-партнеров и территориально отраслевым сегментам мирового рынка с целью эффективного обеспечения высококвалифицированными кадрами экспортно ориентированных секторов российской экономики» [4], обеспечение мер по широкому привлечению иностранных граждан в российские образовательные учреждениях и их филиалы за рубежом, создание за пределами страны ресурсных центров для детей и педагогов по обучению на русском языке, другие программные мероприятия в этом направлении.
Проект «Цифровая образовательная среда»
♦ информатизация образовательного процесса
♦ повышение квалификации педагогических работников при внедрении современных цифровых технологий и инструментов электронного обучения
♦ формирование индивидуальных портфолио обучающихся
♦ совершенствование образовательного процесса путем внедрения информационных технологий
♦ развитие дистанционных способов обучения и доступность образования
♦ формирование мотивации к непрерывному образованию
♦ академическая мобильность
♦ индивидуальная траектория развития
Рисунок 5. Позиции федерального проекта «Цифровая образовательная среда»
Не менее значимы для создания в России развитого образовательного пространства и другие федеральные проекты нацпроекта «Образование» — это «Поддержка семей, имеющих детей», «Социальная активность», «Социальные лифты для каждого».
Рассматривая проблему формирования единого образовательного пространства страны и интеграцию отечественного образования в единое мировое образовательное пространство, хочется применить термин, которого пока не существует, но на наш взгляд, он имеет право на жизнь, так как в полной мере соответствует современным трендам, — это единое научно-образовательное пространство. В современном мире нельзя оторвать образование от науки. И в этом плане совершенно логичным является использование вышеназванного понятия.
Если вновь обратиться к национальным целям и стратегическим задачам раз-
вития Российской Федерации на ближайшие годы, то мы увидим, что майский (2018 года) Указ Президента России определил необходимость осуществления научно-технического прорыва, вхождения Российской Федерации в число пяти крупнейших экономик мира [16]. Приоритетный национальный проект «Наука» предусматривает «обеспечение присутствия Российской Федерации в числе ведущих стран мира, осуществляющих научные исследования и разработки в областях, определяемых приоритетами научно-технологического развития» [5]; нацпроект «Образование» ставит целью обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования, вхождение России в десятку ведущих стран мира по качеству образования [4]. Фактически все это — единая цель.
Национальный проект «Наука» для реализации стоящих в рамках его реализации задач предусматривает формирование системы развития кадрового потенциала в сфере исследований и научных разработок, подготовки и профессионального роста научных и научно-педагогических кадров, создание научных и научно-образовательных центров мирового уровня (не менее 15); создание механизмов «карьерных лифтов» в сфере исследований и разработок, подготовки высококвалифицированных кадров; к концу 2024 года включение в международные базы данных не менее 500 российских научных журналов; доведение до 4 тысяч ежегодно количество публикаций по приоритетам научно-технического развития в журналах I и II квартиля в международных базах данных [5].
Заключение
Таким образом, подводя итог, следует подчеркнуть, что реализация приоритетных национальных проектов не только обеспечивает научно-технологический и социально-экономический прорыв в развитии России, но и формирует стабильное, эффективно функционирующее и динамично развивающееся единое научное и образовательное пространство страны и его гармоничную интеграцию в мировое образовательное пространство.
При этом исключительно важной задачей в ходе реализации национальных проектов является создание действенной системы контроля и введение персональной ответственности по каждому разделу и пункту стратегических документов, чтобы благие планы не остались только на бумаге. Также необходима системная работа по подготовке участников реализации стратегических проектов, их обучение, особенно на начальном этапе, с последующим углублением с учетом изменений и корректировок нацпроектов. Также не менее важна разъяснительная работа на региональном и исполнительском уровне, чтобы все вовлеченные в эту гигантскую работу одинаково понимали не только роль и значение национальных проектов, но и четко представляли себе механизм их воплощения в жизнь.
Литература
1. Иванов О. Б., Иванова С. В. Влияние глобальных рисков и вызовов на системы образования и формирование единого мирового образователь-
ного пространства: Федеральный справочник. Образование в России. Т. 12. М.: НП «Центр стратегического партнерства», 2017.
2. Иванов О. Б., Иванова С. В. Запросы общества на качество образования как фактор формирования современного образовательного пространства // Сборник материалов международной конференции «Образовательное пространство в информационную эпоху» (EEIA-2016) / Под ред. С. В. Ивановой.
3. Иванова С. В., Иванов О. Б. Влияние социально-экономических условий на формирование образовательного пространства в постиндустриальном обществе // Коммуникология. 2015. Том 3. № 4. С. 52—71.
4. Национальный проект «Образование». Федеральная деловая сеть.
5. Национальный проект «Наука». Федеральная деловая сеть.
6. Национальный проект «Цифровая экономика». Федеральная деловая сеть.
7. Национальный рейтинг вузов заработает в Российской Федерации в 2017 году. Виктор Садовничий рассказал о подробностях проекта. URL: http://www.kommersant.ru/doc/2984521 (дата обращения: 28 августа 2019 года).
8. Паспорт приоритетного проекта «Вузы как центры пространства создания инноваций» (утвержден президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам — протокол от 25 октября 2016 года № 9).
9. Паспорт приоритетного проекта «Подготовка высококвалифицированных специалистов и рабочих кадров с учетом современных стандартов и передовых технологий» (утвержден президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам — протокол от 25 октября 2016 года № 9).
10. Паспорт приоритетного проекта «Развитие экспортного потенциала российской системы образования» (утвержден президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам — протокол от 30 мая 2017 года № 6).
11. Паспорт приоритетного проекта «Создание современной образовательной среды для школьников» (утвержден президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам — протокол от 25 октября 2016 года № 9).
12. Паспорт приоритетного проекта «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации» (утвержден президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам — протокол от 25 октября 2016 года № 9).
13. Паспорт приоритетного проекта «Цифровая школа» (утвержден президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам—протокол от 30 мая 2017 года № 6).
14. Программа «Цифровая экономика Российской Федерации» (Распоряжения Правительства Российской Федерации от 28 июля 2017 года
№ 1632-р и от 12 февраля 2019 года № 195-р).
15. Распоряжение Министерства просвещения Российской Федерации от 28 февраля 2019 года № Р-16.
16. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».
17. Указ Президента Российской Федерации от 9 мая 2017 года № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы».
18. Указ Президента Российской Федерации от 1 декабря 2016 года № 642 «О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации».
19. Федеральный закон от 28 июня 2014 года № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации».
20. World Skills in Russia 2019. Официальный сайт. URL: https://worldskills.ru (дата обращения: 28 августа 2019 года).
References
1. Ivanov O. B., Ivanova S. V. Vliyanie global'nyh riskov i vyzovov na sistemy obra-zovaniya iformirovanie edinogo mirovogo obrazovatel 'nogo prostranstva: Federal 'nyy spravochnik. Obrazovanie v Rossii [The Impact of global risks and challenges on the education system and the formation of a single global educational space: Federal directory. Education in Russia], vol. 12, M.: NP «Centr strategicheskogo partnerstva» [Center for strategic partnership], 2017 (in Russian).
2. Ivanov O. B., Ivanova S.V Zaprosy obshchestva na kachestvo obrazovaniya kak faktor formirovaniya sovremennogo obrazovatel'nogo prostranstva [Society's Demands on the quality of education as a factor in the formation of modern educational space]. Sbornik materialov mezhdunarodnoy konferencii «Obrazovatel'noe prostranstvo v informacionnuyu epohu» (EEIA-2016) [Proceedings of the international conference "Educational space in the information age" (EEIA-2016)], edition of S. V. Ivanova (in Russian).
3. Ivanova S. V., Ivanov O. B. Influence of social and economic conditions on formation of educational space in postindustrial society. Kommunikologiya [Communicology], 2015, vol. 3, no. 4, pp. 52-71 (in Russian).
4. Nacional'nyy proekt «Obrazovanie». Federal'naya delovaya set' [National project «Education». Federal business network] (in Russian).
5. Nacional'nyy proekt «Nauka». Federal'naya delovaya set' [National project «Science». Federal business network] (in Russian).
6. Nacional'nyy proekt «Cifrovaya ekonomika». Federal'naya delovaya set' [National project «Digital economy». Federal business network] (in Russian).
7. The national ranking of universities will work in the Russian Federation in 2017. Victor Sadovnichy told about the details of the project. URL: http:// www.kommersant.ru/doc/2984521 (accessed: 28 August 2019) (in Russian).
8. Pasportprioritetnogoproekta «Vuzy kakcentryprostranstva sozdaniya innovaciy» (utverzhden prezidiumom Soveta pri Prezidente Rossiyskoy Federacii po strate-gicheskomu razvitiyu i prioritetnym proektam — protokol ot 25 oktyabrya 2016 goda No. 9) [Passport of the priority project «Universities as centers of innovation creation space» (approved by the Presidium of the presidential Council for strategic development and priority projects — Protocol No. 9 dated October 25, 2016)] (in Russian).
9. Pasport prioritetnogo proekta «Podgotovka vysokokvalificirovannyh specialistov i rabochih kadrov s uchetom sovremennyh standartov i peredovyh tekhnologiy» (utverzhden prezidiumom Soveta pri Prezidente Rossiyskoy Federacii po strate-gicheskomu razvitiyu i prioritetnym proektam — protokol ot 25 oktyabrya 2016 goda No. 9) [Passport of the priority project «Training of highly qualified specialists and workers in accordance with modern standards and advanced technologies» (approved by the Presidium of the presidential Council for strategic development and priority projects — Protocol No. 9 of October 25, 2016)] (in Russian).
10. Pasport prioritetnogo proekta «Razvitie eksportnogo potenciala rossiyskoy sistemy obrazovaniya» (utverzhden prezidiumom Soveta pri Prezidente Rossiyskoy Federacii po strategicheskomu razvitiyu i prioritetnym proektam — protokol ot 30 maya 2017 goda No. 6) [Passport of the priority project «Development of export potential of the Russian education system» (approved by the Presidium of the presidential Council for strategic development and priority projects — Protocol No. 6 of May 30, 2017)] (in Russian).
11. Pasport prioritetnogo proekta «Sozdanie sovremennoy obrazovatel noy sredy dlya shkol nikov» (utverzhden prezidiumom Soveta pri Prezidente Rossiyskoy Federacii po strategicheskomu razvitiyu i prioritetnym proektam — protokol ot 25 oktyabrya 2016goda No. 9) [Passport of the priority project «Creation of a modern educational environment for schoolchildren» (approved by the Presidium of the presidential Council for strategic development and priority projects — Protocol No. 9 of October 25, 2016)] (in Russian).
12. Pasport prioritetnogo proekta «Sovremennaya cifrovaya obrazovatel'naya sreda v Rossiyskoy Federacii» (utverzhden prezidiumom Soveta pri Prezidente Rossiyskoy Federacii po strategicheskomu razvitiyu i prioritetnym proektam — protokol ot 25 oktyabrya 2016 goda No. 9) [Passport of the priority project «Modern digital educational environment in the Russian Federation» (approved by the Presidium of the presidential Council for strategic development and priority projects — Protocol No. 9 of October 25, 2016)] (in Russian).
13. Pasport prioritetnogo proekta «Cifrovaya shkola» (utverzhden prezidiumom Soveta pri Prezidente Rossiyskoy Federacii po strategicheskomu razvitiyu i prioritetnym proektam — protokol ot 30 maya 2017 goda No. 6) [Passport of the priority project «Digital school» (approved by the Presidium of the presidential Council for strategic development and priority projects — Protocol No. 6 of May 30, 2017)] (in Russian).
14. Programma «Cifrovaya ekonomika Rossiyskoy Federacii» (Rasporyazheniya Pravitel'stva Rossiyskoy Federacii ot 28 iyulya 2017goda No. 1632-r i ot 12 Fe-vralya 2019goda No. 195-r) [Program «Digital economy of the Russian Federation» (Orders of the Government of the Russian Federation dated July 28, 2017 No. 1632-R and February 12, 2019 No. 195-R)] (in Russian).
15. Rasporyazhenie Ministerstva prosveshcheniya Rossiyskoy Federacii ot 28 Fe-vralya 2019goda No. R-16 [The order of the Ministry of education of the Russian Federation of February 28, 2019 No. P-16] (in Russian).
16. Ukaz Prezidenta Rossiyskoy Federacii ot 7 maya 2018 goda No. 204 «O nacional'nyh celyah i strategicheskih zadachah razvitiya Rossiyskoy Federacii na period do 2024goda» [Presidential decree No. 204 of 7 May 2018 «On national goals and strategic objectives for the development of the Russian Federation until 2024»] (in Russian).
17. Ukaz Prezidenta Rossiyskoy Federacii ot 9 maya 2017goda № 203 «O Strate-gii razvitiya informacionnogo obshchestva v Rossiyskoy Federacii na 2017—2030 gody» [Presidential decree No. 203 of 9 May, 2017 «On the strategy for the development of the information society in the Russian Federation for 2017— 2030»] (in Russian).
18. Ukaz Prezidenta Rossiyskoy Federacii ot 1 dekabrya 2016 goda No. 642 «O Strategii nauchno-tekhnologicheskogo razvitiya Rossiyskoy Federacii» /Decree of the President of the Russian Federation of December 1, 2016 No. 642 «On the Strategy of scientific and technological development of the Russian Federation»] (in Russian).
19. Federal'nyy zakon ot 28 iyunya 2014 goda No. 172-FZ «O strategicheskom planirovanii v Rossiyskoy Federacii» /Federal law No. 172-FZ of 28 June 2014 «On strategic planning in the Russian Federation»] (in Russian).
20. World Skills Russia in 2019. Official site. Available at: https://worldskills.ru (accessed 28 August, 2019) (in Russian).