ЭКОНОМИКА
УДК 338.2
Н.Н. Беланова*
ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ
В статье раскрыты приоритеты и целевые показатели развития цифровой экономики в соответствии с национальной программой «Цифровая экономика», исследованы 6 ключевых проектов развития. Определена структура предполагаемых источников финансирования национальной программы и характер распределения финансовых источников по проектам. Рассмотрены промежуточные итоги реализации государственной программы «Информационная экономика».
Ключевые слова: цифровая экономика, информационные технологии, приоритеты развития, целевые показатели цифровизации, национальный проект.
Развитие цифровой экономики является первоочередной задачей государства, так как совершенствование экономической системы без широкого применения средств информационного и компьютерного обеспечения невозможно назвать эффективным.
В первой половине 2019 г. планируется принять около 50 нормативных актов, касающихся развития цифровой экономики. Ключевым направлением является разработка национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации». В конце 2018 г. был утвержден паспорт национальной программы [1].
Рассмотрим основные цели и целевые показатели развития.
Основной целью реализации нацпроекта является рост экономики и повышение ее конкурентоспособности за счет развития цифровой экономики, внедрения информационных технологий и платформенных решений. Для реализации данной цели необходимо осуществлять финансовые вложения и инвестиции в цифровую экономику. Поэтому первым целевым показателем является внутренние затраты на развитие цифровой экономики в процентах к ВВП страны.
Как видно из рис. 1, в период 2017-2024 годов планируется значительное увеличение доли внутренних затрат на цифровую экономику в ВВП. Целевым индикатором 2014 года является значение в 5,1 %, что в три раза больше базового значения 2017 года.
Также государство к одной из первоочередных задач относит создание доступной, устойчивой и безопасной информационно-телекоммуникационной инфраструктуры, целевыми индикаторами ее реализации являются: удельный вес домашних хозяйств и социально значимых объектов инфраструктуры, имеющих возможность подключения к широкополосному доступу к сети Интернет, доля России в мировом объеме оказания услуг по хранению и обработке данных и средний срок простоя государственных информационных систем в результате компьютерных атак (рис. 2).
* © Беланова Н.Н., 2018
Беланова Наталия Николаевна ([email protected]), кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры «Экономика промышленности и производственный менеджмент», Самарский государственный технический университет, 443100, Российская Федерация, г. Самара, ул. Молодогвардейская, 244.
й X
ат Л та к С т
СО о и
к К X о к
X к
т а
ж и Л 2 т к
^ и
т ^ X ю и о Л ф а о а с
к: к
ч о а и
«
2017 2018 (факт)
2019 2020 2021 2022 2023 2024
6
5
3
2
1
0
Источник: составлено авторами на основе [1].
Рис. 1. Внутренние затраты на развитие цифровой экономики за счет всех источников по доле в ВВП,
в процентах
Наличие опорных центров обработки данных в федеральных округах, количество
)( Доля Российской Федерации в мировом объеме оказания услуг по хранению и обработке данных, в процентах
Источник: составлено автором на основе [1].
Рис. 2. Целевые индикаторы, характеризующие создание доступной, устойчивой и безопасной информационно-телекоммуникационной инфраструктуры
Наибольшие значения прироста (рис. 2) заложены для показателя, отражающего доступность Интернета для социально значимых объектов (с 30,3 % в 2017 г. до 100 % в 2024 году). Доля домашних хозяйств, имеющих широкополосный доступ к сети Интернет, возрастет с 72,6 до 92 % за тот же период.
Доля России в мировом объеме оказания услуг по хранению и переработке данных должна увеличиться в пять с лишним раз.
Также к целевым установкам национального проекта относится активное использование программного обеспечения, причем преимущественно отечественного производства. Ее характеризуют два показателя: доли закупаемого или арендуемого программного обеспечения государственными органами, государственными корпорациями и компаниями с государственным участием. Заложенные по ним целевые показатели в 2024 году - более 90 и 70 % соответственно (рис. 3).
■ Стоимостная доля закупаемого и (или) арендуемого государственными корпорациями, компаниями с государственным участием отечественного прооггррааммного
обеспечения, в процентах
■ Стоимостная доля закупаемого и (или) арендуемого государственными органами отечественного программного обеспечения, проценты
0 20 40 60 80 100
Источник: составлено автором на основе [1].
Рис. 3. Целевые индикаторы, характеризующие использование государственными органами, государственными корпорациями и компаниями с государственным участием программных продуктов
В рамках национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» будет реализовано 6 проектов: нормативное регулирование цифровой среды, информационная структура, кадры для цифровой экономики, информационная безопасность, цифровые технологии и цифровое государственное управление. Реализация каждого проекта нацелена на достижение конкретной стратегической задачи. К ним относятся:
1) Создание нормативно-правовой среды функционирования цифровой экономики: правовых условий для создания цифровой среды доверия, формирования электронного документооборота и другие меры, направленные на законодательное регулирование сферы цифровой экономики;
2) Разработка глобальной устойчивой конкурентной инфраструктуры на основе преимущественно отечественных разработок: создание передовой инфраструктуры передачи данных между домаш-
2024 2023 2022 2021 2020 2019 2018 2017 (факт)
ними хозяйствами, государственными органами, учреждениями образования, развитие инфраструктуры мобильной и спутниковой связи нового поколения и медицины, внедрение цифровых технологий и платформенных решений и др.;
3) Подготовка и переподготовка кадров, обеспечение компетентными трудовыми ресурсами, необходимыми для развития цифровой экономики;
4) Обеспечение информационной безопасности при передаче, обработке и хранении данных путем преимущественного использования отечественных разработок;
5) Развитие перспективных цифровых технологий, создание цифровых платформ;
6) Использование цифровых технологий и платформенных решений в сфере государственного управления и оказания государственных услуг.
Рассмотрим предполагаемые источники финансирования и их структуру национальной программы по развитию цифровой экономики (рис. 4).
600,00
500,00
400,00
300,00
200,00
100,00
0,00
расходы при выделении
доп.финансирования
сверх
лимита, установленного Минфином России
предоставление универсальных услуг связи (предусмотрено законом о бюджете)
I Внебюджетные источники
Федеральный бюджет
2019 2020 2021 2022 2023 2024
Источник: составлено автором на основе данных Счетной Палаты РФ [2].
Рис. 4. Структура источников финансирования национальной программы «Цифровая экономика
Российской Федерации», млн руб.
Анализ диаграммы (рис. 4) показывает, что в 2020 году преимущественную долю в финансовых источниках будут занимать внебюджетные средства. В остальные годы ключевым источником финансирования национальной программы станут средства федерального бюджета [2] (рис. 5).
Анализ распределения финансовых ресурсов по проектам показывает, что наибольшие планируемые расходы приходятся на проекты «Информационная инфраструктура» и «Цифровые технологии».
Данный национальный проект будет реализован в рамках нескольких государственных программ, в том числе в рамках Государственной программы «Информационное общество». Сроки ее реализации - 2011-2020 годы [3].
В программе заложены целевые показатели развития, рассмотрим их, сопоставив плановые и фактические показатели (см. таблицу).
Из таблицы можно увидеть, что по большинству показателей фактические значения не достигают плановых индикаторов. Превышение факта над планом характерно только по одному показателю - доле граждан, использующих механизм получения государственных и муниципальных услуг в электронном виде.
200000 180000 160000 140000 120000 100000 80000 60000 40000 20000 0
Источник: составлено автором на основе [1].
Рис. 5. Распределение финансовых ресурсов по проектам развития, млн руб.
Таблица
Целевые показатели развития государственной программы «Информационная экономика»
в 2014-2017 годах
Показатели 2014 2015 2016 2017
план факт план факт план факт план факт
1. Место РФ в международном рейтинге по индексу развития информационных технологий 40 45 20 - 10 43 42 45
2. Доля граждан, использующих механизм получения государственных и муниципальных услуг в электронном виде, в процентах 35 35,3 40 39.6 39,6 - 60 64,3
3. Доля населения, не использующего информационно-телекоммуникационную сеть Интернет по соображениям безопасности, в процентах - - 7 0,4 5 0,5 - -
4. Степень дифференциации субъектов Российской Федерации по интегральным показателям информационного развития, ед. 2,3 2,3 2 - 2 - 1,9 -
5. Доля домашних хозяйств, имеющих доступ к информационно-телекоммуникационной сети Интернет, в процентах - - 75 66,7 90 70,7 83 76,3
6. Число высокопроизводительных рабочих мест, осуществляющих деятельность в сфере коммуникаций («связь»), тыс. ед. - - - - 401,5 - 290,2 -
Источник: составлено автором на основе данных по реализации государственной программы «Информационная экономика» [4].
| Цифровое государственное управление
Цифровые технологии
I Информационная безопасность
I Кадры для цифровой экономики
Информационная инфраструктура
Нормативное регулирование правовой среды
2018 2019 2020 2021 2022 2023 2024
Развитие информационного общества, информационно-телекоммуникационных технологий является ключевой задачей в цифровой экономике. Несмотря расширение применения цифровых технологий и растущее число граждан, обладающих цифровыми навыками, в России сохраняются значительное цифровое неравенство, недостаточный уровень профессиональной подготовки кадров в сфере цифровых технологий, а образовательные программы не в полной мере соответствуют нуждам цифровой экономики [5]. Развитие цифровой инфраструктуры и компетенций трудовых кадров в области цифровой экономики должно стать одним из ключевых факторов устойчивого экономического развития страны. Одновременно в условиях роста количества киберпреступлений должны быть обеспечены устойчивость и безопасность функционирования российской цифровой инфраструктуры.
Библиографический список
1. Паспорт национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 № 16).
2. Национальный проект: данные Счетной палаты РФ. URL: http://ng.ach.gov.ru/nt-003-report.
3. Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 № 313 (ред. от 02.02.2019) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации ''Информационное общество (2011-2020 годы)''»
4. Данные о ходе реализации государственной программы «Информационная экономика». URL: https://programs.gov.ru/Portal/programs.
5. Сударушкина И.В., Стефанова Н.А. Цифровая экономика // АНИ: экономика и управление. 2017. Т. 6. № 1 (18). С. 182-184.
References
1. Pasport natsional'noiprogrammy «Tsifrovaya ekonomika Rossiiskoi Federatsii» (utv. prezidiumom Soveta pri Prezidente RF po strategicheskomu razvitiyu i natsional'nym proektam, protokol ot 24.12.2018 № 16) [Passport of the national program «Digital economy of the Russian Federation» (approved by the Presidium of the Council under the President of the Russian Federation on strategic development and national projects, Protocol as of 24.12.2018 № 16).
2. Natsional'nyi proekt: dannye Schetnoi palaty RF [National project: data of the Accounts Chamber of the Russian Federation]. Available at: http://ng.ach.gov.ru/nt-003-report [in Russian].
3. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 15.04.2014 № 313 (red. ot 02.02.2019) «Ob utverzhdenii gosudarstvennoi programmy Rossiiskoi Federatsii ''Informatsionnoe obshchestvo (2011-2020 gody)"» [Order of the Government of the Russian Federation as of 15.04.2014 № 313 (last updated 02.02.2009) «About the approval of the state program of the Russian Federation ''Information society (2011-2020''»] [in Russian].
4. Dannye o khode realizatsii gosudarstvennoi programmy «Informatsionnaya ekonomika» [Data on the progress of implementation of the state program «Information economy»]. Available at: https://programs.gov.ru/Portal/programs [in Russian].
5. Sudarushkina I.V., Stefanova N.A. Tsifrovaya ekonomika [Digital economy]. ANI: ekonomika i upravlenie [ASR: Economics and Management], 2017, Vol. 6, no. 1 (18), pp. 182-184 [in Russian].
N.N. Belanova*
PRIORITY DIRECTIONS OF DEVELOPMENT OF THE DIGITAL ECONOMY
The author revealed the priorities and targets for the development of the digital economy according to the national program «Digital economy», studied 6 key development projects. The article contains the structure of the proposed sources of funding for the national program and the direction of the use of financial sources. The author analyzed the interim results of the state program «Information economy».
Key words: digital economy, information technologies, development priorities, digitalization targets, national project.
Статья поступила в редакцию 2/I/2018. The article received 2/I/2018.
* Belanova Natalya Nikolaevna ([email protected]), Candidate of Economic Sciences, associate professor, assisstant professor of the Department of Industrial Economics and Production Management, Samara State Technical University, 244, Molodogvardeyskaya Street, Samara, 443100, Russian Federation.