К вопросу о реализации Указа Президента России от 7 мая 2018 года №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» в Южном федеральном округе
1 2 А.Л. Малюга , В.П. Свечкарев
1 Ростовский государственный экономический университет (РИНХ) 2 Южный федеральный университет, Ростов-на-Дону
Аннотация: Статья посвящена концептуальным вопросам реализации основных приоритетных направлений Указа Президента России от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» в Южном федеральном округе. В данной статье в концептуальном виде представлены информационно-правовое поле, анализ, методические рекомендации по созданию межрегиональных проектов по каждому из указанных выше направлений с учетом специфики социально-экономического развития регионов Юга России. Ключевые слова: Указ Президента России от 7 мая 2018 года №204, Южный федеральный округ, приоритетные направления, социально-экономическое развитие, демографическое развитие, здравоохранение, образование, городская среда, экология, автомобильные дороги, занятость, наука, цифровая экономика, культура, предпринимательство, межрегиональные проекты.
Реализация основных приоритетных направлений Указа Президента России от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» (далее «Указ») в Южном федеральном округе в концептуальном виде предлагается путем создания межрегиональных проектов и программ, учитывающих в своем содержании социально-экономические, этнокультурные, демографические и другие особенности регионов Юга России. Основными принципами реализации Указа в субъектах ЮФО должны стать:
• Упрочение нравственно-экономических основ страны, с опорой на дальнейшее повышение уровня жизни граждан нашей страны, рост продолжительности жизни, в том числе жизни активной, развитие культурного и духовно-нравственного воспитания и образования;
:
• Государственно-общественное партнерство, когда реализация приоритетных национальных проектов опирается на поддержку и активную самодеятельность населения субъектов РФ в ЮФО;
• Межрегиональное взаимодействие: формирование проектов и программ путем взаимодействия субъектов РФ в ЮФО, имеющих федеральное и межрегиональное значение;
• Центростремительность, когда внутренние процессы в субъектах ЮФО ориентированы на цели Указа, существующий потенциал и ресурсы использованы для решения задач по утвержденным направлениям;
• Высокая динамичность процессов, как осознание необходимости решительного продвижения вперёд, нацеленность на прорыв;
• Активность и новации, как активный поиск новых возможностей, новых точек роста, новых партнёров, новых проектов и инвесторов.
Нацпроект (программа) в сфере демографического развития
(п.№4 Указа)
Информационное обеспечение: Государственная программа Российской Федерации «Социальная поддержка граждан» (далее -Госпрограмма) - утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года №296 «Об утверждении Государственной программы Российской Федерации «Социальная поддержка граждан» [1,2].
Субъекты ЮФО включаются в решение всех задач, сформулированных в Указе по данному направлению и направленных на преодоление негативных демографических тенденций, стабилизацию численности населения и создание условий для ее роста, а именно:
- внедрение механизма финансовой поддержки семей при рождении детей;
- создание условий для осуществления трудовой деятельности женщин, имеющих детей, включая достижение 100-процентной доступности (к 2021 году) дошкольного образования для детей в возрасте до трех лет;
- разработка и реализация программы системной поддержки и повышения качества жизни граждан старшего поколения;
- формирование системы мотивации граждан к здоровому образу жизни, включая здоровое питание и отказ от вредных привычек;
- создание для всех категорий и групп населения условий для занятий физической культурой и спортом, массовым спортом, в том числе повышение уровня обеспеченности населения объектами спорта, а также подготовка спортивного резерва.
При этом субъектам следует концентрироваться на приоритетах, т.е. выбору по каждому направлению демографического развития наиболее проблемных вопросов конкретного субъекта и применении эффективных механизмов их решения с учетом особенностей региона и традиций населения.
Дополнительно субъектам ЮФО следует усилить поддержку традиционной мотивации на создание семей с тремя и более детьми путем упрочения нравственно-экономических основ, формирования нравственной атмосферы в рамках торжественных церемоний бракосочетания и имянаречения с элементами национальных традиций народов, населяющих ЮФО; мероприятий, посвященных Дню семьи, любви и верности, мероприятий «Покров - время свадеб» и т.п.; реализации проектов «Азбука семейного воспитания» и т.п., а также, разработать и обеспечить реализацию программ экономической, психологической, педагогической поддержек и повышения качества жизни семей с тремя и более детьми.
Культура народов Юга России богата самобытными традициями в области семейных отношений, здорового образа жизни, физкультуре и
спорте. Необходимо предусмотреть проведение мероприятий по пропаганде этих ценностей, межкультурному обмену этими ценностями в рамках взаимодействия субъектов РФ в составе ЮФО.
Учитывая приграничную территориальность ЮФО улучшать организацию процессов и максимально эффективно использовать добровольное переселение в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, адаптацию и интеграцию мигрантов.
Нацпроект (программа) в сфере здравоохранения (п.№4 Указа) Информационное обеспечение: Государственная программа Российской Федерации "Развитие здравоохранения" (далее - Госпрограмма) -утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. № 1640 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие здравоохранения», (которое признает утратившим силу постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 294.) Госпрограмма разработана в соответствии с Правилами разработки, реализации и оценки эффективности отдельных государственных программ Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12 октября 2017 г. № 1242 «О разработке, реализации и об оценке эффективности отдельных государственных программ Российской Федерации» [3].
Для разработки нацпроекта, контроля за ходом его реализации необходимо создать координационный совет по здравоохранению.
Субъекты ЮФО должны стать активными участниками решения задач, сформулированных в Указе по данному направлению, в сфере формирования сети покрытия РФ медицинскими организациями, а именно:
- завершение формирования сети медицинских организаций первичного звена здравоохранения с использованием в сфере здравоохранения геоинформационной системы с учетом необходимости
строительства врачебных амбулаторий, фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктов в населенных пунктах с численностью населения от 100 человек до 2 тыс. человек, а также с учетом использования мобильных медицинских комплексов в населенных пунктах с численностью населения менее 100 человек;
- завершение формирования сети национальных медицинских исследовательских центров;
- создание механизмов взаимодействия медицинских организаций на основе единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения.
При разработке нацпроекта в сфере здравоохранения следует к 2024 году обеспечить: снижение показателей смертности населения трудоспособного возраста (до 350 случаев на 100 тысяч), смертности от болезней системы кровообращения (до 450 случаев на 100 тысяч), смертности от новообразований, в том числе от злокачественных (до 185 случаев на 100 тысяч), младенческой смертности (до 4,5 случая на 1 тысяч); ликвидацию кадрового дефицита в организациях, оказывающих первичную медико-санитарную помощь; охват всех граждан профилактическими медосмотрами не реже раза в год; обеспечение оптимальной доступности для населения организаций первичной медико-санитарной помощи; сокращение времени ожидания в очереди, упрощение процедуры записи; увеличение объема экспорта медуслуг не менее чем в четыре раза по сравнению с 2017 годом (до 1 млрд. долларов в год);
В ЮФО необходимо принципиально изменить систему целевой подготовки и распределения молодых специалистов при решении задачи обеспечения медицинских организаций системы здравоохранения квалифицированными кадрами, включая внедрение системы непрерывного образования медицинских работников, в том числе с использованием
дистанционных образовательных технологий. Система подготовки медицинского персонала должна взамен массовой стать социально-ориентированной, нацеленной на решение конкретных проблем региона.
Учитывая уже имеющийся научный и кадровый потенциал в ЮФО интенсифицировать, придать высокую динамику процессам:
- внедрения инновационных медицинских технологий, включая систему ранней диагностики и дистанционный мониторинг состояния здоровья пациентов;
- внедрения клинических рекомендаций и протоколов лечения и их использование в целях формирования тарифов на оплату медицинской помощи;
- разработке и реализации программ борьбы с онкологическими заболеваниями, сердечно-сосудистыми заболеваниями, развития детского здравоохранения, включая создание современной инфраструктуры оказания медицинской помощи детям;
- разработать систему мер оптимального использования в рамках взаимодействия субъектов РФ в ЮФО научного потенциала медицинских учреждений и учреждений практического здравоохранения, имеющих высокотехнологичное медицинское оборудование, обмен передовым опытом работы и эффективными медицинскими технологиями.
При этом добиваться обеспечения возможности получения качественной медицинской помощи, опираясь на опережающее формирование системы защиты прав пациентов.
Следует распространять и совершенствовать механизмы экспорта медицинских услуг, в том числе, уже получившего развитие в ЮФО «медицинского туризма» на основе выполнения высокотехнологичных операций и достижения высокого уровня обслуживания и оказания медицинских услуг.
1К1 Инженерный вестник Дона. №3 (2018) Н| ivdon.ru/ru/magazine/arcliive/n3y2018/5191
Нацпроект (программа) в сфере образования (п.№ 5 Указа)
Информационное обеспечение: Государственная программа Российской Федерации "Развитие образования " на 2018 - 2025 годы (далее -Госпрограмма) - утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. N 1642 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" [4].
Для решения задач, сформулированных в Указе по данному направлению, в регионах ЮФО необходим согласованный управляемый переход от системы массового образования детей к востребованному для создания инновационной социально-ориентированной экономики непрерывному индивидуализированному образованию для всего населения, развитие образования, неразрывно связанного с мировой фундаментальной наукой, ориентированного на формирование творческой социально-ответственной личности. Под этим ракурсом следует планировать:
- внедрение на уровнях основного общего и среднего общего образования новых методов обучения и воспитания, образовательных технологий, обеспечивающих освоение обучающимися базовых навыков и умений, повышение их мотивации к обучению и вовлеченности в образовательный процесс, а также обновление содержания и совершенствование методов обучения предметной области «Технология»;
- формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, основанной на принципах справедливости, всеобщности и направленной на самоопределение и профессиональную ориентацию всех обучающихся;
- создание условий для раннего развития детей в возрасте до трех лет, реализация программы психолого-педагогической, методической и консультативной помощи родителям детей, получающих дошкольное образование в семье;
1К1 Инженерный вестник Дона. №3 (2018) Н| ivdon.ru/ru/magazine/arcliive/n3y2018/5191
- создание современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей высокое качество и доступность образования всех видов и уровней;
- внедрение национальной системы профессионального роста педагогических работников, охватывающей не менее 50 процентов учителей общеобразовательных организаций;
- модернизация профессионального образования, в том числе посредством внедрения адаптивных, практико-ориентированных и гибких образовательных программ;
- формирование системы непрерывного обновления работающими гражданами своих профессиональных знаний и приобретения ими новых профессиональных навыков, включая овладение компетенциями в области цифровой экономики всеми желающими;
- формирование системы профессиональных конкурсов в целях предоставления гражданам возможностей для профессионального и карьерного роста;
- создание условий для развития наставничества, поддержки общественных инициатив и проектов, в том числе в сфере добровольчества (волонтерства);
- разработать систему мер по межрегиональному взаимодействию вузовских организаций, советов ректоров вузов субъектов РФ в ЮФО, Совета ректоров ЮФО, молодежных организаций, Советов директоров школ и средних специальных учебных заведений, с целью повышения эффективности развития процессов по всему спектру проблем образования и воспитания в субъектах ЮФО.
- увеличение не менее чем в два раза количества иностранных граждан, обучающихся в образовательных организациях высшего образования и
научных организациях, а также реализация комплекса мер по трудоустройству лучших из них в Российской Федерации.
Последняя задача выходит за рамки образовательной и пересекается с задачами демографического и инновационного развития регионов ЮФО, как приграничного региона РФ. Обучение иностранных граждан может и должно рассматриваться в виде естественной процедуры накопления человеческого капитала как ключевого актива, как основы долгосрочной конкурентоспособности, обеспечившей лучшие условия для развития и самореализации жителей. При этом максимально эффективно используется добровольное переселение в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, адаптация и интеграция мигрантов.
Особенности географического положения ЮФО позволяют формировать основу для решения данной задачи уже на стадии детского, юношеского и молодежного образования. Проведение на территории Астраханской области, Краснодарского края и Ростовской области летних (зимних) обучающих лагерей, ориентированных на привлечение талантливой молодежи из других регионов России и стран мира, создание сети летних (зимних) детских технопарков, центров молодежного инновационного творчества, способствующих популяризации научно-технологической и инновационной деятельности в субъектах ЮФО и вовлечению в сферу детского, юношеского и молодежного образования ЮФО представителей других регионов России и стран мира.
Нацпроект (программа) в сфере жилья и городской среды
(п. Указа № 6)
Информационное обеспечение: Государственная программа Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" - утверждена постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2017 года N 1710 [5].
Субъекты ЮФО включаются в решение всех задач, сформулированных в Указе по данному направлению и опирающихся, прежде всего, на системное и согласованное разрешение проблем ускоренного жилищного строительства и развития комфортной городской среды, а именно:
- совершенствование механизмов финансирования жилищного строительства, в том числе посредством развития рынка ипотечных ценных бумаг и поэтапного перехода от привлечения денежных средств для долевого строительства многоквартирных домов и иных объектов недвижимости к другим формам финансирования жилищного строительства, обеспечивающим защиту прав граждан и снижение рисков для них;
- модернизация строительной отрасли и повышение качества индустриального жилищного строительства, в том числе посредством установления ограничений на использование устаревших технологий и стимулирования внедрения передовых технологий в проектировании и строительстве, совершенствование механизмов государственной поддержки строительства стандартного жилья;
- снижение административной нагрузки на застройщиков, совершенствование нормативно-правовой базы и порядка регулирования деятельности в сфере жилищного строительства;
- обеспечение эффективного использования земель в целях массового жилищного строительства при условии сохранения и развития зеленого фонда и территорий, на которых располагаются природные объекты, имеющие экологическое, историко-культурное, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение;
- создание механизмов развития комфортной городской среды, комплексного развития городов и других населенных пунктов с учетом индекса качества городской среды;
- создание механизмов переселения граждан из непригодного для проживания жилищного фонда, обеспечивающих соблюдение их жилищных прав, установленных законодательством Российской Федерации.
Однако специфика ЮФО связана не только с формированием Ростовской, Волгоградской, Краснодарской и Сочинской агломераций и развитием обусловленных этим преимуществ урбанистических процессов и связанных с решением перечисленных выше задач. Основу жизненного пространства субъектов ЮФО составляют и требуют эффективных решений по данному направлению средние и малые города и сельская местность. Поэтому субъектам ЮФО следует в рамках данного направления развивать комфортную сомасштабную человеку среду обитания, обеспечивающую тесное взаимодействие с урбанизированными территориями. Для этого следует опираться на практику активного участия граждан в благоустройстве парков, дворов, населённых пунктов в целом.
Нацпроект (программа) в сфере экологии (п.№ 7 Указа)
Информационное обеспечение: Государственная программа Российской Федерации "Охрана окружающей среды" на 2012 - 2020 годы (далее - Госпрограмма) - утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № N 326 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Охрана окружающей среды" на 2012 - 2020 годы" [6].
Субъекты РФ в ЮФО включаются в решение задач, сформулированных в Указе по данному направлению и, прежде всего, связанных с проблемной тематикой отходов, а именно:
- формирование комплексной системы обращения с твердыми коммунальными отходами, включая ликвидацию свалок и рекультивацию территорий, на которых они размещены, создание условий для вторичной
переработки всех запрещенных к захоронению отходов производства и потребления;
- создание и эффективное функционирование во всех субъектах Российской Федерации системы общественного контроля, направленной на выявление и ликвидацию несанкционированных свалок;
- создание современной инфраструктуры, обеспечивающей безопасное обращение с отходами I и II классов опасности, и ликвидация наиболее опасных объектов накопленного экологического вреда.
Особенность решения этих задач в ЮФО является тот факт, что большинство субъектов РФ в ЮФО находятся в едином экологическом пространстве. Принцип межрегионального взаимодействия должен стать основой для решения наиболее значимых экологических проблем путем взаимодействия и кооперации с соседними субъектами ЮФО, а также СКФО.
Реализация проектов создания систем обращения и современной инфраструктуры обработки отходов должна опираться на поддержку и активную самодеятельность населения субъектов ЮФО. Вовлечение населения в решение этой задачи ключ к успеху.
Важными для субъектов РФ в ЮФО являются и задачи:
- реализации комплексных планов мероприятий по снижению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в крупных промышленных центрах, с учетом сводных расчетов допустимого в этих городах негативного воздействия на окружающую среду;
- применения всеми объектами, оказывающими значительное негативное воздействие на окружающую среду, системы экологического регулирования, основанной на использовании наилучших доступных технологий.
Особого внимания потребуют задачи, сформулированные в Указе по данному направлению и касающиеся непосредственно субъектов РФ в ЮФО, прежде всего, связанных с проблемой водных ресурсов, а именно:
- повышение качества питьевой воды посредством модернизации систем водоснабжения с использованием перспективных технологий водоподготовки, включая технологии, разработанные организациями оборонно-промышленного комплекса;
- экологическая реабилитация водных объектов, в том числе реализация проекта, направленного на сокращение в три раза доли загрязненных сточных вод, отводимых в реку Волгу, устойчивое функционирование водохозяйственного комплекса Нижней Волги и сохранение экосистемы Волго-Ахтубинской поймы;
- сохранение уникальных водных объектов, в том числе проведение мероприятий по очистке от мусора берегов и прибрежной акватории рек Волги, Дона.
Наконец, важнейшая для ЮФО и требующая принципиально новых решений, задача сохранения биологического разнообразия, включая увеличение площади особо охраняемых природных территорий, реинтродукцию редких видов животных, создания инфраструктуры для экологического туризма в национальных парках, а также сохранения лесов, в том числе на основе их воспроизводства на всех участках вырубленных и погибших лесных насаждений. Невероятное богатство и разнообразие биосреды субъектов РФ в ЮФО предполагает не только поддержание уже действующих проектов экологической инфраструктуры, но и осознание населением региона ее своим жизненным пространством, требующим бережного и осмысленного обживания.
Нацпроект (программа) по созданию безопасных и качественных автомобильных дорог (п.№ 8 Указа)
Информационное обеспечение: Государственная программа Российской Федерации "Развитие транспортной системы" (далее -Госпрограмма).
Госпрограмма утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2017 г. N 1596 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие транспортной системы" [7].
При разработке нацпроекта по созданию безопасных и качественных автомобильных дорог в 2024 году необходимо обеспечить:
- увеличение доли автомобильных дорог регионального значения, соответствующих нормативным требованиям, в их общей протяженности не менее чем до 50 процентов (относительно их протяженности по состоянию на 31 декабря 2017г.), а также утверждение органами государственной власти субъектов Российской Федерации таких нормативов исходя из установленных на федеральном уровне требований безопасности автомобильных дорог;
- снижение доли автомобильных дорог федерального и регионального значения, работающих в режиме перегрузки, в их общей протяженности на 10 процентов по сравнению с 2017 годом;
- снижение количества мест концентрации дорожно-транспортных происшествий (аварийно-опасных участков) на дорожной сети в два раза по сравнению с 2017 годом;
- снижение смертности в результате дорожно-транспортных происшествий в 3,5 раза по сравнению с 2017 годом - до уровня, не превышающего четырех человек на 100 тыс.населения (к 2030 году стремление к нулевому уровню смертности)
- доведение в крупнейших городских агломерациях доли автомобильных дорог, соответствующих нормативным требованиям, в их общей протяженности до 85 процентов;
- применение новых механизмов развития и эксплуатации дорожной сети, включая использование инфраструктурной ипотеки, контрактов жизненного цикла, наилучших технологий и материалов;
- доведение норматива зачисления налоговых доходов бюджетов субъектов Российской Федерации от акцизов на горюче-смазочные материалы до 100 процентов;
- внедрение общедоступной информационной системы контроля за формированием и использованием средств дорожных фондов всех уровней (в 2019 году);
- создание механизмов экономического стимулирования сохранности автомобильных дорог регионального и местного значения;
- внедрение новых технических требований и стандартов обустройства автомобильных дорог, в том числе на основе цифровых технологий, направленных на устранение мест концентрации дорожно-транспортных происшествий;
- внедрение автоматизированных и роботизированных технологий организации дорожного движения и контроля за соблюдением правил дорожного движения;
- усиление ответственности водителей за нарушение правил дорожного движения, а также повышение требований к уровню их профессиональной подготовки.
Нацпроект (программа) в сфере повышения производительности труда и
поддержки занятости (п. Указа № 9).
Информационное обеспечение: Госпрограмма "Повышение производительности труда и поддержка занятости" - Утверждена президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам (протокол от 30 августа 2017 г. № 9) [8].
В Указе при реализации нацпрограммы в сфере повышения производительности труда и поддержки занятости нужно обеспечить в 2024 году:
- рост производительности на средних и крупных предприятиях базовых несырьевых отраслей не ниже 5 процентов в год;
- привлечение к участию в реализации нацпрограммы не менее 10 регионов ежегодно;
- вовлечение в программу не менее 10 тысячсредних и крупных предприятий базовых несырьевых отраслей;
- стимулирование внедрения передовых цифровых технологий управленческих, организационных и технологических решений для повышения производительности труда и модернизации основных фондов, в том числе посредством налоговых преференций;
- сокращение нормативно-правовых и административных ограничений, препятствующих росту производительности труда, замещение устаревших и непроизводительных рабочих мест;
- формирование системы поддержки повышения производительности.
- формирование межрегиональной (в рамках ЮФО) системы методической и организационной поддержки повышения производительности труда на предприятиях, внедрения цифровых технологий, эффективного использования
- высокотехнологичного, наукоемкого научного и производственного оборудования;
- формирование системы подготовки кадров, направленной на обучение основам повышения производительности труда, в том числе посредством использования цифровых технологий и платформенных решений, в том числе с учетом опыта передовых предприятий ЮФО;
- развитие в рамках ЮФО взаимодействия по этому направлению региональных ТПП, общественных, неправительственных организаций, Советов директоров, творческих организаций.
Нацпроект (программа) в сфере науки (п.№ 10 Указа) Информационное обеспечение: Государственная программа Российской Федерации " Развитие науки и технологий" на 2013 - 2020 годы (далее - Госпрограмма) - утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № N 301 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие науки и технологий" на 2013 - 2020 годы» [10].
Решение задач, сформулированных в Указе по данному направлению, предполагает упрочение нравственно-экономических основ страны, развитие культурного и духовно-нравственного воспитания и образования, а именно:
- укрепления российской гражданской идентичности на основе духовно-нравственных и культурных ценностей народов, населяющих ЮФО;
- создания (реконструкции) культурно-образовательных и музейных комплексов, включающих в себя концертные залы, театральные, музыкальные, хореографические и другие творческие школы, а также выставочные пространства;
- обеспечения детских музыкальных, художественных, хореографических школ, училищ и школ искусств необходимыми инструментами, оборудованием и материалами;
- продвижения талантливой молодежи в сфере музыкального искусства, в том числе посредством создания национального молодежного симфонического оркестра;
- создания (реконструкции) культурно-досуговых организаций клубного типа на территориях сельских поселений, развития муниципальных библиотек;
создания виртуальных концертных залов не менее чем в 500 городах Российской Федерации;
- создания условий для показа национальных кинофильмов в кинозалах, расположенных в населенных пунктах с численностью населения до 500 тыс. человек;
- подготовки кадров для организаций культуры;
- модернизации региональных и муниципальных театров юного зрителя и кукольных театров путем их реконструкции и капитального ремонта;
- поддержки добровольческих движений, в том числе в сфере сохранения культурного наследия народов Российской Федерации.
Юг России отличается особым разнообразием традиционных и современных культурных ценностей, традициями межкультурного взаимодействия субъектов РФ в ЮФО. Именно эти обстоятельства создают уникальные предпосылки для развития культуры на Юге России, в том числе путем обогащения общечеловеческих культурных ценностей культурными традициями народов субъектов РФ в ЮФО. Реализация проектов в области культуры должна в первую очередь ориентироваться на принцип межрегионального взаимодействия. Кроме того, взаимодействие субъектов РФ в ЮФО в сфере развития культуры призвано обеспечить действие механизмов образования и эффективного функционирования социальных стяжек, обеспечивающих стабильность социальных процессов на Юге России.
Нацпроект (программа) «Цифровая экономика Российской Федерации» (п.№ 11 Указа)
Информационное обеспечение: Государственная программа Российской Федерации " Цифровая экономика Российской Федерации " (далее - Госпрограмма) - утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2017 г. № 1632-р "Об утверждении
государственной программы Российской Федерации «Цифровая экономика Российской Федерации» [11].
Ключевым словом целого ряда задач, сформулированных в Указе по данному направлению, является: «на основе отечественных разработок», что потребует формирования значительной по количеству и высокопрофессиональной по уровню подготовки инженерной прослойки по всех сферах экономики. Для этого в каждом субъекте ЮФО решаются следующие задачи:
- создание системы правового регулирования цифровой экономики, основанного на гибком подходе в каждой сфере, а также внедрение гражданского оборота на базе цифровых технологий;
- создание глобальной конкурентоспособной инфраструктуры передачи, обработки и хранения данных преимущественно на основе отечественных разработок;
- обеспечение подготовки высококвалифицированных кадров для цифровой экономики;
- обеспечение информационной безопасности на основе отечественных разработок при передаче, обработке и хранении данных, гарантирующей защиту интересов личности, бизнеса и государства;
- создание сквозных цифровых технологий преимущественно на основе отечественных разработок;
- внедрение цифровых технологий и платформенных решений в сферах государственного управления и оказания государственных услуг, в том числе в интересах населения и субъектов малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей;
- преобразование приоритетных отраслей экономики и социальной сферы, включая здравоохранение, образование, промышленность, сельское хозяйство, строительство, городское хозяйство, транспортную и
энергетическую инфраструктуру, финансовые услуги, посредством внедрения цифровых технологий и платформенных решений;
- создание комплексной системы финансирования проектов по разработке и (или) внедрению цифровых технологий и платформенных решений, включающей в себя венчурное финансирование и иные институты развития;
- разработка и внедрение национального механизма осуществления согласованной политики государств - членов Евразийского экономического союза при реализации планов в области развития цифровой экономики.
Каждая из задач данного направления не может и не должна рассматриваться автономно. Только интеграция, одновременное проникновение в приоритетные отрасли экономики и социальную сферу цифровых технологий и платформенных решений позволяет получить эффект от внедрения, интегративных эффект, многократно превышающий вложения. Необходимо в каждом субъекте ЮФО сделать процессы внедрения управляемыми на основе перспективного планировании, мониторинга процессов и результативного освоения.
В связи с особой важностью и приоритетностью этой задачи целесообразно обеспечить активизацию деятельности по этому вопросу в рамках ЮФО путем создания мер координации субъектов РФ в ЮФО силами межрегионального научно-практического совета по цифровой экономике ЮФО.
Нацпроект (программа) в сфере культуры (п.№ 12 Указа)
Информационное обеспечение: Государственная программа Российской Федерации Развитие культуры и туризма" на 2013 - 2020 годы (далее - Госпрограмма) - утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № N 317 "Об утверждении
1К1 Инженерный вестник Дона. №3 (2018) Н| ivdon.ru/ru/magazine/arcliive/n3y2018/5191
государственной программы Российской Федерации "Развитие культуры и туризма" на 2013 - 2020 годы" [12].
Решение задач, сформулированных в Указе по данному направлению, предполагает упрочение нравственно-экономических основ страны, развитие культурного и духовно-нравственного воспитания и образования, а именно:
- укрепления российской гражданской идентичности на основе духовно-нравственных и культурных ценностей народов населяющих ЮФО;
- создания (реконструкции) культурно-образовательных и музейных комплексов, включающих в себя концертные залы, театральные, музыкальные, хореографические и другие творческие школы, а также выставочные пространства;
- обеспечения детских музыкальных, художественных, хореографических школ, училищ и школ искусств необходимыми инструментами, оборудованием и материалами;
- продвижения талантливой молодежи в сфере музыкального искусства, в том числе посредством создания национального молодежного симфонического оркестра;
- создания (реконструкции) культурно-досуговых организаций клубного типа на территориях сельских поселений, развития муниципальных библиотек;
- создания виртуальных концертных залов не менее чем в 500 городах Российской Федерации;
- создания условий для показа национальных кинофильмов в кинозалах, расположенных в населенных пунктах с численностью населения до 500 тыс. человек;
- подготовки кадров для организаций культуры;
- модернизации региональных и муниципальных театров юного зрителя и кукольных театров путем их реконструкции и капитального ремонта;
- поддержки добровольческих движений, в том числе в сфере сохранения культурного наследия народов Российской Федерации.
Юг России отличается особым разнообразием традиционных и современных культурных ценностей, традициями межкультурного взаимодействия субъектов РФ в ЮФО. Именно эти обстоятельства создают уникальные предпосылки для развития культуры на Юге России, в том числе путем обогащения общечеловеческих культурных ценностей культурными традициями народов субъектов РФ в ЮФО. Реализация проектов в области культуры должна в первую очередь ориентироваться на принцип межрегионального взаимодействия. Кроме того, взаимодействие субъектов РФ в ЮФО в сфере развития культуры призвано обеспечить действие механизмов образования и эффективного функционирования социальных стяжек, обеспечивающих стабильность социальных процессов на Юге России.
Нацпроект (программа) в сфере развития малого и среднего предпринимательства и поддержки индивидуальной предпринимательской инициативы (п. Указа № 13).
Информационное обеспечение:
1. Основным законом является Федеральный закон № 209-ФЗ "О развитии малого и среднего бизнеса на территории Российской Федерации" от 24 июля 2007 года, который принят Государственной Думой 6 июля 2007 года, одобрен Советом Федерации 11 июля 2007 года [13].
2. Распоряжением Правительства РФ от 2 июня 2016 г. N 1083-р утверждена Стратегия развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 [14].
3. Федеральный закон от 22.07.2008 №159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в госсобственности
субъектов РФ или муниципальной собственности арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства» [14].
Регулирование данной сферы осуществляется также через Госпрограммы федерального и регионального уровня, на уровне муниципалитетов [15].
Решение задач, перечисленных в Указе, ориентировано на создание условий для воспитания поколения молодых лидеров, имеющих активную гражданскую позицию, реализующих свои способности и составляющих основу конкурентоспособности Южного региона, путем развития предпринимательских способностей молодежи, поддержки молодежного предпринимательства, в том числе в социальной сфере.
При реализации нацпроекта в сфере развития малого и среднего предпринимательства и поддержки индивидуальной предпринимательской инициативы нужно:
- обеспечить в 2024 году увеличение численности занятых в сфере малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей, до 25 млн. человек (в целом по РФ);
- улучшение условий ведения предпринимательской деятельности, включая упрощение налоговой отчетности для предпринимателей, применяющих контрольно-кассовую технику;
- создание цифровой платформы, ориентированной на поддержку производственной и сбытовой деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей;
- совершенствование системы закупок, осуществляемых крупнейшими заказчиками у субъектов малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей;
- упрощение доступа к льготному финансированию, в том числе ежегодное увеличение объема льготных кредитов, выдаваемых субъектам
малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей;
- создание системы акселерации субъектов малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей, в том числе инфраструктуры и сервисов поддержки, а также их ускоренное развитие в таких областях, как благоустройство городской среды, научно-технологическая сфера, социальная сфера и экология;
- модернизация системы поддержки экспортеров, являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей, увеличение доли таких экспортеров в общем объеме несырьевого экспорта не менее чем до 10 процентов (в целом по РФ);
- создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации, том числе в рамках межрегиональной кооперации субъектов РФ в ЮФО, ТПП, общественных организаций и профессиональных объединений;
- обеспечение благоприятных условий осуществления деятельности самозанятыми гражданами посредством создания нового режима налогообложения, предусматривающего передачу информации о продажах в налоговые органы Российской Федерации в автоматическом режиме, освобождение от обязанности представлять отчетность, а также уплату единого платежа с выручки, включающего в себя страховые взносы;
- объединить посреднические структуры в многофункциональный центр поддержки предпринимательства, работающий по принципу «одного окна» [16].
Нацпроект (программа) в сфере международной кооперации и экспорта (п. Указа №14).
Информационное обеспечение: Приоритетная программа - проект «Международная кооперация и экспорт в промышленности» - утверждена Президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам (протокол от 30 ноября 2016 г. № 11) [17].
ЮФО реализует интересы России в зоне Азово-Черноморско-Каспийского и Средиземноморского экономического сотрудничества. Геополитические условия в долгосрочном периоде будут влиять на трансграничные отношения ЮФО с сопредельными государствами в части развития торгово-транспортно-логистического кластера [18,19]. Под таким углом зрения следует рассматривать следующие задачи, сформулированные в Указе:
- ориентация промышленной, аграрной и торговой политики, включая применяемые механизмы государственной поддержки, на достижение международной конкурентоспособности российских товаров (работ, услуг) в целях обеспечения их присутствия на внешних рынках [20];
- сокращение административных процедур и барьеров в сфере международной торговли, включая отмену избыточных требований при лицензировании экспорта и осуществлении валютного контроля, организация (к 2021 году) взаимодействия субъектов международной торговли с контролирующими органами по принципу "одного окна";
- завершение создания гибкой линейки финансовых инструментов поддержки экспорта (к 2021 году), включая расширенное предэкспортное, экспортное и акционерное финансирование, лизинг и долгосрочные меры поддержки;
- устранение логистических ограничений при экспорте товаров с использованием железнодорожного, автомобильного и морского транспорта,
а также строительство (модернизация) пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации;
- создание единой межрегиональной в рамках ЮФО системы институтов продвижения экспорта, предусматривающей модернизацию торговых представительств Российской Федерации за рубежом;
- завершение формирования в рамках Евразийского экономического союза общих рынков товаров, услуг, капитала и рабочей силы, включая окончательное устранение барьеров, ограничений и отмену изъятий в экономическом сотрудничестве, при одновременном активном использовании механизмов совместной межрегиональной в рамках ЮФО проектной деятельности [21,22].
Для реализации положений Указа, согласно федеральным поручениям и методическим указаниям по разработке нацпроектов (программ), утвержденными 4.06.2018 г. № 4072 п-116 [9] органам исполнительной власти РФ ЮФО необходимо:
- проработать с соответствующими федеральными органами исполнительной власти целевые показатели по региону, вопросы финансирования мероприятий;
- приступить к разработке региональных проектов, направленных на реализацию национальных и федеральных проектов и достижение соответствующих целей;
- отработать механизмы взаимодействия по решаемым вопросам с федеральными органами исполнительной власти, а также субъектов РФ в составе ЮФО по проектам, которые будут иметь межрегиональное значение.
Литература
1. Указ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». URL: kremlin.ru/events/president/news/57425.
2. СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА ГРАЖДАН. Постановление Правительства Российской Федерации от 31.03.2017 № 372. URL: programs.gov.ru/Portal/programs/passport/03.
3. Государственная программа Российской Федерации "Развитие здравоохранения". URL: rosminzdrav.ru/ministry/programms/health/
4. «РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ». Постановление Правительства Российской Федерации от 31.03.2017 № 376. URL: programs.gov.ru/Portal/programs/passport/02.
5. РЕАЛИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРОГРАММ. URL: minstroyrf.ru/trades/realizaciya-gosudarstvennyh-programm/
6. "ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ" НА 2012-2020 ГОДЫ. Постановление Правительства Российской Федерации от 31.03.2017 № 397. URL: programs.gov.ru/Portal/programs/passport/12
7. РАЗВИТИЕ ТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМЫ. Постановление Правительства Российской Федерации от 31.03.2017 № 398. URL: programs.gov.ru/Portal/programs/passport/24.
8. Паспорт приоритетной программы "Повышение производительности труда и поддержка занятости" (утв. президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам (протокол от 30 августа 2017 г. № 9). URL: garant.ru/products/ipo/prime/doc/71677746/#ixzz5IIjYuWAz.
9. Утверждены Методические указания по разработке национальных проектов (программ) для реализации майского указа №204. URL: government.ru/news/32805/.
10. РАЗВИТИЕ НАУКИ И ТЕХНОЛОГИЙ. Постановление Правительства Российской Федерации от 29.03.2018 № 346. URL: programs.gov.ru/Portal/programs/passport/14.
11. ПРОГРАММА "Цифровая экономика Российской Федерации". URL: static.government.ru/media/files/9gFM4FHj4PsB79I5v7yLVuPgu4bvR7M0.pdf.
12. "РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРЫ И ТУРИЗМА" НА 2013-2020 ГОДЫ. Постановление Правительства Российской Федерации от 31.03.2017 № 391. URL: programs.gov.ru/Portal/programs/passport/11
13. О РАЗВИТИИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ. URL: фз-44.рф/documenty/zakon/209_fz_ot_24_07_2007.html.
14. Об утверждении Стратегии развития малого и среднего предпринимательства до 2030 года. URL: government.ru/docs/23354/.
15. Федеральный закон от 22.07.2008 N 159-ФЗ (ред. от 03.07.2018) "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". URL: legalacts.ru/doc/federalnyi-zakon-ot-22072008-n-159-fz-ob/.
16. Малюга А.Л., Кузнецов В.В. Состояние и меры поддержки малого и среднего бизнеса // Научное обозрение: теория и практика, 2016, №20 Москва, с.96.
17. "Паспорт приоритетного проекта "Международная кооперация и экспорт в промышленности" (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам, протокол от 30.11.2016 N 11). URL: legalacts.ru/doc/pasport-prioritetnogo-proekta-mezhdunarodnaja-kooperatsija-i-eksport-v-promyshlennosti/
18. Малюга А.Л., Тарасов С.А. Экономика Юга России. Ростов-на-Дону, Изд-во «Мини-Тайп», 2017, 128 с.
19. Mitrofanova I.V. et al. "Ecological external effects of the functioning of the economic complex of the South of Russia." Regional and sectoral economic studies 15.1 (2015). Pp. 93-110.
20. Новоселова Н.Н., Орехова Н.Ю. Обеспечение повышения конкурентоспособности региональной экономической системы // Инженерный вестник Дона, 2011, №1 URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n1y2011/363.
21. Боровик А.С. Концептуальные основы модернизации региональной экономики// Инженерный вестник Дона, 2011, №1 URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n1y2011/389.
22. Mitrofanova I.V., Mitrofanova I. A. Megaprojects as constructors of the mesoeconomic spaces of the contemporary Russia: potential, risks, trends and prospects. Journal of International Scientific Publications: Economy & Business 7.Part 2 (2013). Pp. 167-177.
References
1. Ukaz «O nacional'nyh celjah i strategicheskih zadachah razvitija Rossijskoj Federacii na period do 2024 goda». [Decree "On national goals and strategic objectives of the development of the Russian Federation for the period up to 2024»]. URL: kremlin.ru/events/president/news/57425.
2. SOCIAL''NAJa PODDERZhKA GRAZhDAN. Postanovlenie Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 31.03.2017 № 372. [SOCIAL SUPPORT OF CITIZENS. Resolution of the Government of the Russian Federation dated 03.31.2017 No. 372]. URL: programs.gov.ru/Portal/programs/passport/03.
3. Gosudarstvennaja programma Rossijskoj Federacii "Razvitie zdravoohranenija". [State program of the Russian Federation "Healthcare Development"]. URL: rosminzdrav.ru/ministry/programms/health/
4. «RAZVITIE OBRAZOVANIJa» Postanovlenie Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 31.03.2017 № 376. ["DEVELOPMENT OF EDUCATION". Decree
of the Government of the Russian Federation of 31.03.2017 No. 376]. URL: programs.gov.ru/Portal/programs/passport/02.
5. REALIZACIJa GOSUDARSTVENNYH PROGRAMM. [REALIZATION OF STATE PROGRAMS]. URL: minstroyrf.ru/trades/realizaciya-gosudarstvennyh-programm/
6. "OHRANA OKRUZhAJuShhEJ SREDY" NA 2012-2020 GODY Postanovlenie Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 31.03.2017 № 397. ["ENVIRONMENTAL PROTECTION" FOR 2012-2020. Resolution of the Government of the Russian Federation of 31.03.2017 No. 397]. URL: programs.gov.ru/Portal/programs/passport/12
7. RAZVITIE TRANSPORTNOJ SISTEMY Postanovlenie Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 31.03.2017 № 398. [DEVELOPMENT OF TRANSPORT SYSTEM. Decree of the Government of the Russian Federation of 31.03.2017 No. 398]. URL: programs.gov.ru/Portal/programs/passport/24.
8. Pasport prioritetnoj programmy "Povyshenie proizvoditel'nosti truda i podderzhka zanjatosti" (utv. prezidiumom Soveta pri Prezidente Rossijskoj Federacii po strategicheskomu razvitiju i prioritetnym proektam (protokol ot 30 avgusta 2017 g. № 9). [Passport of the Priority Program "Increasing Labor Productivity and Employment Support" (approved by the Presidium of the Presidential Council for Strategic Development and Priority Projects (Minutes No. 9 of August 30, 2017)]. URL: garant.ru/products/ipo/prime/doc/71677746/#ixzz5IIjYuWAz.
9. Utverzhdeny Metodicheskie ukazanija po razrabotke nacional'nyh proektov (programm) dlja realizacii majskogo ukaza. №204. [Approved Guidelines for the development of national projects (programs) for the implementation of the May decree number 204]. URL: government.ru/news/32805/.
10. RAZVITIE NAUKI I TEHNOLOGIJ. Postanovlenie Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 29.03.2018 № 346. [DEVELOPMENT OF SCIENCE AND
TECHNOLOGIES. Resolution of the Government of the Russian Federation of 29.03.2018 No. 346]. URL: programs.gov.ru/Portal/programs/passport/14.
11. PROGRAMMA "Cifrovaja jekonomika Rossijskoj Federacii". [PROGRAM "Digital Economy of the Russian Federation"]. URL: static.government.ru/media/files/9gFM4FHj4PsB79I5v7yLVuPgu4bvR7M0.pdf.
12. "RAZVITIE KUL"TURY I TURIZMA" NA 2013-2020 GODY. Postanovlenie Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 31.03.2017 № 391. ["DEVELOPMENT OF CULTURE AND TOURISM" FOR 2013-2020. Resolution of the Government of the Russian Federation of 31.03.2017 No. 391]. URL: programs.gov.ru/Portal/programs/passport/11
13. O RAZVITII MALOGO I SREDNEGO PREDPRINIMATEL"STVA
V ROSSIJSKOJ FEDERACII. Federal'nyj zakon ot 24.07.2007 № 209-FZ. [ON THE DEVELOPMENT OF SMALL AND MEDIUM ENTREPRENEURSHIP IN RUSSIAN FEDERATION. Federal law of 24.07.2007 No. 209-03]. URL: fz-44.rf/documenty/zakon/209_fz_ot_24_07_2007.html.
14. Ob utverzhdenii Strategii razvitija malogo i srednego predprinimatel'stva do 2030 goda. [On approval of the strategy for the development of small and medium-sized businesses until 2030].URL: government.ru/docs/23354/.
15. Federal'nyj zakon ot 22.07.2008 N 159-FZ (red. ot 03.07.2018) "Ob osobennostjah otchuzhdenija nedvizhimogo imushhestva, nahodjashhegosja v gosudarstvennoj ili v municipal'noj sobstvennosti i arenduemogo sub#ektami malogo i srednego predprinimatel'stva, i o vnesenii izmenenij v otdel'nye zakonodatel'nye akty Rossijskoj Federacii". [Federal Law No. 159-03 dated July 22, 2008 (as amended on July 3, 2017) "On the peculiarities of alienation of immovable property owned by the state or municipal government and leased by small and medium-sized businesses, and on amendments to certain legislative acts of the Russian Federation"]. URL: legalacts.ru/doc/federalnyi-zakon-ot-22072008-n-159-fz-ob/.
16. Maljuga A.L., Kuznecov V.V. Nauchnoe obozrenie: teorija i praktika, 2016, №20. Moskva, p.96.
17. "Pasport prioritetnogo proekta "Mezhdunarodnaja kooperacija i jeksport v promyshlennosti" (utv. prezidiumom Soveta pri Prezidente RF po strategicheskomu razvitiju i prioritetnym proektam, protokol ot 30.11.2016 N 11). ["Passport of the priority project" International cooperation and export in industry "(approved by the Presidium of the Presidential Council for Strategic Development and Priority Projects under the Protocol of 11/30/2016 N 11)]. URL: legalacts.ru/doc/pasport-prioritetnogo-proekta-mezhdunarodnaja-kooperatsija-i-eksport-v-promyshlennosti/
18. Maljuga A.L., Tarasov S.A. Jekonomika Juga Rossii. [Economy of the South of Russia]. Rostov-na-Donu, Izd-vo «Mini-Tajp», 2017, 128 p.
19. Mitrofanova I.V. et al. Regional and sectoral economic studies 15.1 (2015). Pp. 93-110.
20. Novoselova N.N., Orehova N.Ju. Inzenernyj vestnik Dona (Rus), 2011, №1. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n1y2011/363.
21. Borovik A.S. Inzenernyj vestnik Dona (Rus), 2011, №1. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n1y2011/389.
22. Mitrofanova I.V., Mitrofanova I. A. Journal of International Scientific Publications: Economy & Business 7.Part 2 (2013). Pp. 167-177.