Научная статья на тему 'Проблемы реализации Национального плана противодействия коррупции'

Проблемы реализации Национального плана противодействия коррупции Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
4725
563
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ / АНТИКОРРУПЦИОННЫЙ ПЛАН

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гацко Михаил Федорович

О национальном плане противодействия коррупции и проблемах его реализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы реализации Национального плана противодействия коррупции»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №4/2016 ISSN 2410-700Х_

ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 343.35

Гацко Михаил Федорович,

кандидат философских наук, Grand Doctor of Philosophy, доцент Ногинского филиала РАНХиГС, заслуженный юрист Московской области, г. Ногинск, Московская область, РФ e-mail: [email protected]

ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНОГО ПЛАНА ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ

Аннотация

О национальном плане противодействия коррупции и проблемах его реализации.

Ключевые слова Противодействие коррупции антикоррупционный план.

1. Коррупция как угроза безопасности Российской Федерации

В Национальной стратегии противодействия коррупции, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 13 апреля 2010 г. № 460, констатируется, что, несмотря на предпринимаемые государством и обществом меры, коррупция по-прежнему серьезно затрудняет нормальное функционирование всех общественных механизмов, препятствует проведению социальных преобразований и модернизации национальной экономики, вызывает в российском обществе серьезную тревогу и недоверие к государственным институтам, создает негативный имидж России на международной арене и правомерно рассматривается как одна из угроз безопасности Российской Федерации[1].

Усилия России по борьбе с коррупцией не приносят желаемого результата. В очередном "Индексе восприятия коррупции", подготовленном международным движением по противодействию коррупции Transparency International, Россия заняла 119-е место из 168. В ежегодном «Индексе восприятия коррупции» Россия набрала только 29 баллов из 100 возможных, столько же в указанном рейтинге имеют Азербайджан, Республика Гайана и африканское государство Сьерра-Леоне. В Индексе восприятия коррупции страны ранжируются по шкале от ноля до ста баллов. Ноль - самый высокий уровень восприятия, 100 - самый низкий. Первые места в этом списке занимают Дания (91), Финляндия (90) и Швеция (89). У США 76 баллов и 16-е место. Украина с 27 баллами разделила 130 место с Камеруном, Парагваем, Ираном и Никарагуа. Последние места в списке занимают Сомали, КНДР и Афганистан.

В пункте 16 Концепции общественной безопасности в Российской Федерации констатируется, что "несмотря на формирование в Российской Федерации соответствующих потребностям времени правовых и организационных основ противодействия коррупции, уровень распространённости этого явления продолжает оставаться высоким. Отмечаются многочисленные факты коррупционных преступлений, совершаемых против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления. Наблюдаются устойчивые тенденции к сращиванию интересов бизнеса и чиновников, включению в коррупционные схемы должностных лиц и представителей бизнеса иностранных государств. Являясь одной из системных угроз общественной безопасности, коррупция существенно затрудняет нормальное функционирование государственных органов и органов местного самоуправления, препятствует проведению социальных преобразований и модернизации российской экономики, вызывает серьёзную тревогу в обществе и недоверие к государственным институтам, создаёт негативный имидж России на международной арене" [2].

Таким образом, размах коррупции и ее рост стали серьезной проблемой для России. Экономика пробуксовывает, социальная сфера недополучает соответствующих финансовых и материальных ресурсов, деградируют нравственные основы населения. Коррупция на бытовом уровне становится частью жизни

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №4/2016 ISSN 2410-700Х_

человека. В этой связи противодействие коррупционным проявлениям и рискам должно стать важным элементом государственной политики[3].

2. О Национальном плане противодействия коррупции и проблемах его реализации

Национальный план противодействия коррупции - системный документ программного характера, направленный на борьбу с коррупцией и ее предупреждение, утверждаемый Президентом Российской Федерации сроком на два года. Впервые утверждён Президентом Российской Федерации 31 июля 2008 года. Выпускался 4 раза - в 2008, 2010, 2012 и 2014 годах. Действующим на данный момент является Национальный план противодействия коррупции на 2014-2015 годы, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 11 апреля 2014 года № 226 "О Национальном плане противодействия коррупции на 2014 - 2015 годы"[4].

Значительная часть текущего документа является продолжением предыдущих Национальных планов. Текущий документ состоит из 25 подпунктов и перечня рекомендаций и настояний по обеспечению правовой базы для реализации плана.

Мероприятия Национального Плана направлены на решение таких основных задач, как:

- совершенствование организационных основ противодействия коррупции в субъектах Российской Федерации;

- обеспечение исполнения законодательных актов и управленческих решений в области противодействия коррупции в соответствии с пп "б" п. 6 Национальной стратегии;

- активизация антикоррупционного просвещения граждан;

- реализация требований ст. 13.3 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ "О противодействии коррупции", касающихся обязанности организаций принимать меры по предупреждению коррупции, и ст. 19.28 КоАП РФ, предусматривающих ответственность за незаконное вознаграждение от имени юридического лица.

Ключевой задачей документа является координация усилий по противодействию коррупции в России. Национальный план противодействия коррупции является рамочным документом для внедрения внутриведомстенных антикоррупционных планов. Исполнителями Национального плана назначены все федеральные органы исполнительной власти. Конкретные задачи противодействия коррупции отражены в перечне мер, предложенном Национальным планом.

Однако в реализации национального Плана противодействия коррупции имеются проблемы.

По данным Генерального прокурора Российской Федерации Юрия Чайки за коррупционные преступления в 2015 году осуждено более 10 тысяч человек. Однако не все предпринимаемые меры доказывают свою эффективность. Так, введенная ранее система кратных штрафов за все время ее действия позволила компенсировать государству не более 1% от общей суммы нанесенного ущерба. В частности, в первом полугодии 2015 года в доход государства было обращено всего 3% от общей суммы по исполнительным производствам о взыскании штрафов, назначенных за коррупционные преступления (340 млн. из 13 млрд. рублей). В 2014 году этот показатель составил 7%. Также следственные органы до сих пор испытывают большие сложности в получении информации о наличии у подозреваемых лиц иностранных активов.

Одной из важных антикоррупционных мер является предоставление чиновниками деклараций о доходах, расходах и имуществе. Механизм проверки их достоверности уже отработан, а выявляемые нарушения в большинстве случаев связаны с небрежностью в заполнении справок. Что касается проверки справок о расходах, то здесь прокуроры выявляют уже больше нарушений. Так, за последние два года ими был обнаружен 171 случай нарушения требований законодательства о представлении сведений о расходах.

По данным Следственного комитета России, в 2015 году было возбуждено более 20 тысяч дел о коррупции. Официальный представитель Следственного комитета Российской Федерации Владимир Маркин сообщил, что всего за девять месяцев 2015 года в производстве следователей СК РФ находилось 25 255 уголовных дел о преступлениях коррупционной направленности. По его словам в общем количестве уголовных дел, направленных в суды, преобладают дела о даче и получении взятки, мошенничестве, присвоении, растрате и злоупотреблении должностными полномочиями. Коррупция стала причиной для

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №4/2016 ISSN 2410-700Х_

привлечения в 2015 году к уголовной ответственности 25 следователей органов внутренних дел, 2 следователей наркоконтроля, 7 прокуроров, 36 адвокатов, 43 членов избирательных комиссий, 161 депутата различного уровня, 131 главу муниципальных образований, 8 судей и 6 следователей самого Следственного комитета Российской Федерации[5].

Вместе с тем подавляющее большинство федеральных органов исполнительной власти ведут лишь формальную борьбу с коррупцией, не выстраивая системной работы в этом направлении, говорится в докладе рабочей группы по экспертному обеспечению развития антикоррупционных механизмов. Экспертный совет при правительстве и специально созданная рабочая группа сопровождают реализацию Национального плана противодействия коррупции - в частности, обеспечивают ежеквартальный контроль за выполнением ведомственных антикоррупционных планов, которые должны составляться с учетом отрасли и специфики работы[6].

Эксперты пришли к выводу, что подавляющее большинство федеральных органов исполнительной власти используют формальный подход при составлении ведомственных Антикорупционных планов:

они были подготовлены без учета специфики коррупционных практик и рисков конкретной отрасли;

некоторые из них не соответствуют заданной структуре;

во многих отсутствуют конкретные мероприятия, ответственные лица и сроки исполнения;

в некоторых приведены лишь общие методические подходы;

практически во всех планах отсутствует описание конкретных конечных результатов и отсутствует привязка предлагаемых мероприятий к данным результатам.

Таким образом, делается вывод, что работа по составлению планов по противодействию коррупции была проведена в федеральных органах исполнительной власти некачественно и формально[7].

Так, в соответствии с Национальным планом руководители федеральных органов исполнительной власти должны были до 1 июля 2014 года обеспечить внесение в свои антикоррупционные планы изменений, направленных на достижение конкретных результатов, а также контроль за выполнением мероприятий, предусмотренных планами. Во исполнение поручений главы государства председатель правительства Российской Федерации поручил Минэкономразвития, министру Российской Федерации по вопросам Открытого правительства Михаилу Абызову и подконтрольным правительству министерствам совместно с Экспертным советом при правительстве ежеквартально обеспечивать контроль за выполнением мероприятий, предусмотренных планами.

Самыми удачными эксперты назвали антикоррупционные планы Росфинмониторинга, Минэкономразвития и ФАС, самыми непроработанными - дорожные карты ФМС, Минпромторга и Службы финансово-бюджетного надзора.

В целом опыт подготовки и реализации федеральными органами исполнительной власти ведомственных планов в 2014-2015 годах экспертами признан недостаточно эффективным. Так, во многих планах отсутствуют конкретные мероприятия, ответственные лица и сроки исполнения, в некоторых приведены лишь общие методические подходы. При этом практически во всех планах отсутствует описание конкретных конечных результатов, нет привязки планируемых мероприятий к этим результатам. Между тем, как показал опрос граждан в рамках пилотного рейтинга открытости госорганов, запрос общества на борьбу с коррупцией очень велик. Это значит, что ситуацию необходимо немедленно исправлять», - констатировал министр Российской Федерации по вопросам Открытого правительства Михаил Абызов[8].

Требование Указа Президента от 11 апреля 2014 года о внесении в планы изменений, направленных на достижение конкретных результатов, выполнено не было, указывают в Экспертном совете. Там считают, что такая ситуация демонстрирует недостаточно серьезное отношение к выполнению задач, определенных Национальным планом, со стороны руководителей и отсутствие подходов к решению задачи со стороны исполнителей.

По итогам мониторинга антикоррупционной работы ведомств (его проводила рабочая группа под руководством председателя Национального антикоррупционного комитета Кирилла Кабанова) выяснилось, что приказы об утверждении антикоррупционных планов на своих сайтах опубликовали только 39 из 63 федеральных органов власти, да и те фактически списаны с типового антикоррупционного плана без учета

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №4/2016 ISSN 2410-700Х_

специфических рисков, свойственных конкретному ведомству. Запланированные там антикоррупционные мероприятия не привязаны к конкретным датам, не определены их исполнители, не предусмотрена персональная ответственность должностных лиц за их невыполнение.

Необходимо повышение персональной ответственности руководителей, заместителей руководителей и начальников отделов, отвечающих в ведомствах за направление «антикоррупция», вплоть до увольнения. Мы надеемся, что такой подход будет включён в обновлённый Национальный план противодействия коррупции», - сказал руководитель рабочей группы Экспертного совета при правительстве Кирилл Кабанов.

Из 57 федеральных органов исполнительной власти, сайты которых проанализировали эксперты, 10 не разместили отчёты о выполнении антикоррупционных планов за 2014-2015 годы. Поручение Правительственной комиссии по координации деятельности Открытого правительства о публикации отчётов в понятной и доступной форме также в большинстве случаев выполнено не было. Так, лишь 16 ведомств опубликовали на своих сайтах презентации отчётов, а инфографику разместили только 3 федеральных органа исполнительной власти. Остальные ограничились публикацией текста отчёта.

По результатам проверки выяснилось, что только 26 министерств и ведомств имеют необходимые информационные ресурсы на своих интернет-сайтах, и только 13 из 26 помимо информации на сайтах имеют телефоны доверия, по которым можно сообщить о коррупционных проявлениях.

На сайтах 7 федеральных органов исполнительной власти найти отчёт об исполнении антикоррупционного плана оказалось достаточно сложно: для этого потребовалось 4-5 переходов с главной страницы.

Кроме того в ряде случаев отчёты об исполнении ведомственных антикоррупционных планов публиковались с задержкой. Так, доклад по итогам их размещения на сайтах ведомств был подготовлен Минтрудом на 3 месяца позже установленного срока (не 15 июня, а 18 сентября).

26 января 2016 года Президент России Владимир Путин провел заседание Совета по противодействию коррупции, на котором отметил, что за прошедшее время принято немало действенных антикоррупционных мер, внедрены механизмы, помогающие выявить коррупционные схемы на любом уровне. Вместе с тем глава государства констатировал, что "по статистике, из 15,5 миллиардов рублей, подлежащих взысканию по делам о коррупции, в 2015 году удалось вернуть только 588 миллионов рублей. Следует возвращать активы нелегально или незаконно выведенные в другие юрисдикции", — считает глава государства[9].

Среди приоритетных направлений работы по противодействию коррупции Президент Российской Федерации Владимир Путин обозначил повышение эффективности правоприменения в антикоррупционной сфере, совершенствование работы структур, контролирующих расходование бюджетных средств. Президент Российской Федерации поручил в течение месяца представить ему проект национального плана противодействия коррупции на 2016-2017 годы. Такой пункт содержится в перечне поручений по итогам заседания Совета по противодействию коррупции. В документе отмечается, что одним из приоритетов Национального плана противодействия коррупции на 2016-2017 годы является усиление работы по пресечению конфликта интересов.

В проекте нового Национального плана противодействия коррупции нашли также отражение предложения экспертного сообщества о совершенствовании законодательства об антикоррупционной экспертизе, а также о проведении исследования формирования стандартов антикоррупционной направленности и стандартов надлежащего управления в негосударственной сфере и о продолжении работы по анализу коррупционных рисков для выявления типичных коррупционных практик. В проект также вошла инициатива экспертов об обязательном обучении руководителей федеральных и региональных органов исполнительной власти и их заместителей, а также глав госкомпаний и корпораций подготовке внутриведомственных актов в сфере противодействия коррупции. Речь идёт, в том числе, о разработке ведомственных планов по противодействию коррупции, что предполагалось нацпланом на 2014-2015 год [10].

В Экспертном совете неоднократно отмечали, что большинство ведомственных антикоррупционных планов носят формальный характер, в них не учитывается отраслевая специфика, нет чётко поставленных целей, не определены конкретные мероприятия и ответственные за их выполнение лица.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №4/2016 ISSN 2410-700Х_

Список использованной литературы

1. Указ Президента Российской Федерации от 13 апреля 2010 г. № 460 «О Национальной стратегии противодействия коррупции и Национальном плане противодействия коррупции на 2010 - 2011 годы» // Собрание законодательства Российской Федерации от 19 апреля 2010 г., № 16, ст. 1875.

2. Концепция общественной безопасности в Российской Федерации (утв. Президентом Российской Федерации 20 ноября 2013 г.). Текст концепции официально опубликован не был. // http://www.garant.ru.

3. Власенко Н.А., Грачева С.А., Рафалюк Е.Е. Теоретический анализ правовых средств и правовых моделей противодействия коррупции // Журнал российского права, № 11, ноябрь 2012 г.

4. Указ Президента Российской Федерации от 11 апреля 2014 г. № 226 "О Национальном плане противодействия коррупции на 2014 - 2015 годы" // Собрание законодательства Российской Федерации от 14 апреля 2014 г., № 15, ст. 1729

5. http://pasmi.ru/archive/131223

6. Корня А. Борьбу с коррупцией исполнительная власть ведет в основном на бумаге // Ведомости от 22 апреля 2015

7.http://www.vedomosti.ru/politics/articles/2015/04/22/borbu-s-korruptsiei-ispolnitelnaya-vlast-vedet-v-osnovnom-na-bumage

8. http://open.gov.ru/events/5513997

9. http://webnovosti.info

10. http://www.nsopb.ru/news/5005.php

© Гацко М.Ф., 2016

УДК 327.8

Емузова Эвелина Анатольевна

к.филол.н., научный сотрудник Нефедов Сергей Александрович

д.полит.н., профессор Пятигорский государственный лингвистический университет

г. Пятигорск, Российская Федерация

КОНТРОЛИРУЮЩАЯ ФУНКЦИЯ ДЕНЕГ КАК ГЛАВНЫЙ РЕСУРС НОВОГО МИРОВОГО ПОРЯДКА

Аннотация

В статье рассматривается одна из функций денег, зачастую оставляемая за рамками научных исследований, в том числе политологических, но при этом активно используемая при строительстве и реализации нового мирового порядка. Авторы утверждают, что поскольку деньги обладают абсолютным спросом, т.е. они нужны всем и всегда, независимо от индивидуальных потребностей и интересов, то те, кто контролирует их выпуск, автоматически приобретают огромную власть, способную распространиться на всю планету. Деньги способны заменить такие ресурсы, как пропаганду и силу, которые во все усложняющемся мире утрачивают свою эффективность.

Ключевые слова

Новый мировой порядок, функции денег, контролирующая функция денег, монетарная концепция,

монетарная власть.

В основе нового мирового порядка (НМП) лежат денежные отношения, власть над которыми практически автоматически конвертируется во власть политическую. При этом главным является не

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.