_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 03-1/2017 ISSN 2410-700Х_
УДК 340
Васильев Федор Петрович
доктор юридических наук, главный научный сотрудник научно-исследовательского центра (НИЦ)
Академии управления МВД России, член Российской академии юридических наук (РАЮН),
[email protected] Сукиасян Асатур Альбертович Кандидат экономических наук, доцент, Башкирский государственный университет [email protected]
ТОЛКОВАНИЕ О ТЕОРИИ ДОКАЗЫВАНИЯ В СФЕРЕ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ И ЕЕ НЕОБХОДИМОСТЬ СТАНОВЛЕНИЯ И ДАЛЬНЕЙШЕГО РАЗВИТИЕ В СИСТЕМЕ ПРАВА
Аннотация
По сути, автор прав, то, что о верховенстве российского права можем утверждать тогда, когда законодательно (а не в ведомственном порядке) закреплено федеральным законом (ФЗ) «О дисциплинарной ответственности в Российской Федерации» или же дополнительных административных кодексов (процессуального и исполнительно). Анализ трудов автора (с 2003-2017) позволяют придерживаться к позиции, что в России должны быть и единые научно-образовательные подходы, требующие пересмотра приказа Минобрнауки России от 25 февраля 2009 г. № 59 «Об утверждении Номенклатуры научных специальностей, по которым присуждаются ученые степени» (с изм. 14.12.2015). Тем самым некоторые особенности имеют место одобрения. И эти действительно имеют свои теории (проблемы) доказывания (применения), скажем в области доказывания дисциплинарной и административной ответственности. Или же доказывания в сфере транспортно-технических, административных и дисциплинарных правонарушений. В связи с чем, установление научных специальностей «Транспортно-техническое право», «Административная ответственность» и «Дисциплинарная ответственность», позволят в действительности дальнейшему развитию как общую теорию доказывания, так и теорию управления доказывания по отдельным видам направления в том числе о юридической ответственности. Они выражаются в том, что установление названных научно-исследовательских и образовательных специальностей (дисциплин) обязывают разработки и развитии таких предметов (спецкурсов) как «Транспортное право» («Транспортно-техническая безопасность» - право), «Дисциплинарное право» («Дисциплинарная ответственность»), «Административная ответственность» («Процессуальное право в административной ответственности»). И параллельно в юридических вузах будут развиты (преобразованы) кафедры и циклы по данным специальностям, что действительно способствует в последующем развитию гражданского общества в российском правовом государстве.
Ключевые слова
Адресность, возбуждение дела, ведомство, военная полиция, государство, грамотность, дело, доказывание, концепция, ответственность, правоприменитель, правосознание, профилактика правонарушение, стадия, участие.
INTERPRETATION AGAINST THE THEORY OF DOKAZYVANIYA IN THE SPHERE OF THE ADMINISTRATIVE RESPONSIBILITIES AND ITS NEED FOR FORMATION AND FUTURE DEVELOPMENT IN THE SYSTEM OF THE RIGHT
Annotation
In the essence, the author of rights, then that about the command of Russian right we can assert when
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 03-1/2017 ISSN 2410-700Х_
legislatively (but not in the departmental order) it is fixed by the federal law (FZ) «about the disciplinary responsibility in the Russian Federation» or the additional administrative codes (processual and executive). The analysis of the works of the author (s 2003-2017) make it possible to adhere to to the position, that in Russia they must be and the united scientifically- educational approaches, which require the revision of the order Of minobrnauki of Russia of 25 February 2009 g. № 59 «About the assertion of the nomenclature of scientific specialties, according to which are sentenced the scientific degrees» (with chg. 14.12.2015). Thus some osobenosti take place of approval. And these actually have their theories (problem) of dokazyvaniya (application), let us say in the region of dokazyvaniya of disciplinary and administrative responsibilities. Or dokazyvaniya in the sphere of transporttechnical, administrative and disciplinary offenses. In connection with which, the establishment of scientific specialties «Transport- technical right», «the administrative responsibilities» and «the disciplinary responsibility», will allow in actuality further development both the general theory of dokazyvaniya and theory of control of dokazyvaniya according to separate I see directions including about the juridical responsibility. They are expressed in the fact that establishing the named scientific research and educational specialties (disciplines) force the developments and the development of such objects (special courses) as «transport right» («Transport- technical safety» - right), «disciplinary right» («the disciplinary responsibility»), «the administrative responsibilities» («processual right in the administrative responsibilities»). And in juridical VUZ (Institute of Higher Education) there will in parallel be developed (they are preobrazovany) departments and cycles in the given specialties, which actually contributes subsequently to the development of civic community in the Russian rule-of-law state.
The keywords
Adrestnost, the excitation of the matter, department, military police, state, literacy, the matter, dokazyvanie, concept, responsibility, pravoprimenitel, legal conscience, preventive maintenance is offense, stage, participation.
Закрепленные видов юридической ответственности в правовой системе, направлены для защиты законных интересов всех участников правоотношения, а также для поддержания должного правопорядка на местах (обеспечения безопасности15) и обеспечения жизнедеятельности общества. И они определены (закреплены) в соответствующих федеральных законах (ФЗ), но однако, в каждом случае закономерно присутствуют свои специфические особенности их реализации (обеспечения) каждым правоохранительным (правоприменительным) органом, судебной властью и научно-практического толкования. Тем более, за последние годы (2005-2017) достаточно полно пересмотрены вопросы не только тактики и методики, правоприменительных мер, но и государственные функции и задачи субъектов, обладающих этими полномочиями. Так, например, конкретизированы полномочия полиции органов внутренних дел РФ (МВД России), военной полиции Минобороны России или Росгвардии, СК России. В связи с этим и изданием ряда ФЗ (2010-2017), деятельность как правоохранительных и иных органов, общественных формирований (народных дружин, внештатных сотрудников полиции, общественного контроля) и субъектов управления нуждаются ныне в их совершенствовании, а также пересмотра соответствующих административно-нормативно-правовых актов (НПА - ведомственных) в рамках единоначалия.
В реализации этих и других факторов, в административной деятельности субъектов управления и контроля в области поддержании правопорядка и обеспечения безопасности, правоприменительной практики существенное место занимает доказывание виновности или невиновности, того или иного юридического или физического (должностного) лица, допустившего то или иные правонарушения16 (противоправные деяния).
Современная административные правоприменительные (доказательственные (и иные)) направления, следует развивать, с учетом требований основных ФЗ (скажем, новых новел, о профилактике правонарушений, об участии граждан в охране общественного порядка, о Росгвардии и военной полиции и др.), которые имеют непосредственное отношение к государственной правоприменительной политике, гражданскому обществу -
15 См. Васильев Ф.П., Духно Н.А. Научно-практическое толкование о безопасности в России и ее административно-правовое регулирование (совершенствование) на современном этапе// Электронный начный журнал «Транспортное право и безопасность, 2016 № 2 (2).
16 По отдельным проблемам см. Доказывание по некоторым категориям дел об административных правонарушениях / Васильев Ф.П., Виссаров А.В. - Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 2006. - 234 с.
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 03-1/2017 ISSN 2410-700Х_
правовому государству17, гарантирующего безопасность. Тем более, государственная власть, признающая право, и одновременно ограниченная им, ещё ранее, по мнению древних мыслителей, считалась справедливой государственностью. «Там, где отсутствует власть закона, — писал Аристотель,— нет места и какой-либо форме государственного строя. Закон должен властвовать над всем...»18. Или же Цицерон говорил о государстве как о «деле народа», как о правовом общении и «общем правопорядке». Государственно-правовые идеи и институты Древней Греции и Рима, античный опыт демократии, республиканизма и правопорядка оказали заметное влияние на становление и развитие более поздних прогрессивных учений о правовом
19
государстве и участии граждан в управлении государством .
Но, можно ли ныне утверждать о должном наличии в российском праве доказательственных, правоприменительных и образовательно-научно-исследовательских механизмов. Когда одним Кодексом20, когда отсутствуют отдельные процессуальные и исполнительные кодексы. Или же в процессе привлечения к дисциплинарной ответственности работника, того или иного госслужащего к дисциплинарной ответственности правоприменителям, из-за отсутствия единого ФЗ о дисциплинарной ответственности, следует руководствоваться не только нормами ТрК РФ21, но и с обилием нормативно- уставными, ряда правовыми, дисциплинарными и ведомственными нормами. Когда задачами ТрК РФ, в целом являются регулирование трудовых и служебных правоотношений. В итоге ныне ещё невозможно идеализировать о самостоятельной отраслевой юридической отраслевой науке о дисциплинарной ответственности в России и о теории доказывание в данной сфере ответственности22.
Эти же пробелы присутствуют и в сфере регулирования как выше отмечались административной ответственности, когда по этим проблемам более конкретизировано в теории (дисциплине) государства и права, что в государственном управлении (праве) присутствуют виды юридической ответственности: дисциплинарная, административная, уголовная и гражданско-правовая ответственность. При этом в сфере подготовки (обеспечения единой кадровой и дисциплинарной государственной политики) кадровых ресурсов почти во всех юридических вузах не присутствуют такие юридические дисциплины (курсы, циклы, кафедры) как дисциплинарная ответственность («Дисциплинарное право») и административная ответственность, что нельзя говорить об уголовном или гражданском (цивильной) праве.
Это тогда, когда параллельно с 2004 г. по настоящее время, на государственно-законодательных уровнях упорно проводится политика борьбы с коррупцией, а можно ли тогда идеализировать данные тории управления - ответственности (противостояния)? Когда эти вопросы в системе образования и на практике снизу доверху не присутствует единые правила привлечения к юридической ответственности (дисциплинарной) ответственности по вышеуказанным и другим направлениям. Когда, одни (ведомство и должностное лицо23) утверждают одно, а другие другое и тем самым нарушаются или отсутствуют в сфере управления принципы
17 См. Ганоев О.К. Российское гражданское общество: социальный идеал или реальность //Актуальные проблемы российского права. 2010 №1. А также дисс. - Автореферата канд. юр. наук Ганоев О.К. Идея правового государства и проблемы государственно-правовой трансформации в современной России // Москва - 2012 «МГЮА имени О.Е.Кутафина»- 27 с.
18 Политология: Учебник для вузов / Подред. М.А. Василика. - М.: Юность, 1999. - стр.319
19 Дополнительно см. Правовое государство, личность, законность.// В.С.Нерсесянц и др.// НИИ правовой политики и проблем правоприменения Российской правовой академии Министерства юстиции РФ, Москва, 1997.
20 Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 22.02.2017) (с изм. и доп., вступ. в силу с 31.03.2017) с изм., внесенными Постановлениями Конституционного Суда РФ от 13.07.2010 № 15-П, от 25.04.2011 № 6-П, от 17.01.2013 № 1-П, Федеральным законом от 28.12.2013 № 388-ФЗ, Постановлениями Конституционного Суда РФ от 25.02.2014 № 4-П, от 08.04.2014 № 10-П, от 14.07.2015 № 20-П, от 17.02.2016 № 5-П.
21 См. Трудовой кодекс РФ от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ (ТрК РФ) (с изм. 28.12.2016). Дополнительно О применении судами настоящего Кодекса см. постановление Пленума ВС РФ от 17 марта 2004 г. № 2, постановление Пленума ВС РФ от 28 января 2014 г. № 1.
22 По проблемам регулирования дисциплинарной ответственности мы можем заметить в трудах Николаева А.Г. См. Анохина С.Ю. Николаев А.Г. Некоторые аспекты привлечения сотрудников следственных подразделений органов внутренних дел Российской Ффедерации к охране общественного порядка // Академия СК России, № 3 , 2014 С. 163167.
23 При этом надо учитывать как в теории управления, так и теории доказывания (правоприменительной деятельности) нормы КАС - ФЗ от 8 марта 2015 г. № 21 «Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации».
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 03-1/2017 ISSN 2410-700Х_
юридической ответственности - доказывания.
Подобного характера административно-юридических коллизий присутствуют и в системе управления, обеспечения безопасности, регулирования управленческих отношений (контрольно-надзорных) и правоприменительных отношений по многим направлений. Одновременно, присутствуют и проблемы доказывания по тем или иным делам об административных правонарушениям (далее - административные дела) на всех стадиях24. Так, например, в сфере регулирования транспортно-технических правоотношений (безопасности). Проведенный анализ ФЗ о транспортной безопасности, правоохранительной деятельности в данной области и десятки правоприменительных материалов в области эксплуатации транспорта, аварий и катастроф (2011-2016), позволяют утверждать, что в системе образования, правовой науке фактически недостаточно изучаются с юридической точки зрения вопросы применения (реализации) технических регламентов (международные и государственные стандарты), утвержденных международными нормами и Евросоюзом, изданных федеральными законами, таможенными союзами (ведомственные рекомендации) и постановлениями Правительства России25.
Причинностью можно считать, отсутствие в вышеназванном нами приказе Минобрнауки России № 59 -2009 года научно-диссертационного исследования юридической специальности «Транспортное право» или «Транспортно-техническая безопасность». При этом, дважды с ходатайством выходили в Минобрнауки России представители МГУ МИИТа Императора Николая II (2015-2016 годы26.
Разрешение этих и других проблем в правоприменительной деятельности (правоприменительной деятельности), позволят развитию теорий доказывания в административном процессе (ответственности) к обеих стадиях (составлении основного протокола и рассмотрении административного дела). Тем более, ныне практика правоприменительной деятельности, уровень правосознания в обществе на всех уровнях и социально-правовая ситуации позволяют утверждать о значимости теории доказывания в деятельности государственных органов и их должностных лиц, обладающих составлять (возбуждать административные дела) основной протокол и и рассматривать административные дела (выносить санкции, административные наказания). Это:
- развитию правовой грамотности субъектов правоприменения в административной и иной сфере;
- развития правосознания граждан и правоприменителей;
- снижению коррупционных факторов во власти и во всех сферах производственных отношениях;
- предотвращению правонарушений;
- снижению и пресечения уголовных правонарушений;
- развитию социальной стабильности и предотвращению различного характера социально-кризисных ситуаций и др. жизненных и правовых факторов.
Ныне надо отметить о наличии присутствия определенных проблем в области теории доказывания по тем или иным административным делам в обоих стадиях (составлении основного протокола и рассмотрении дела), это в сферах:
- при доказывании по административным делам финансово-экономическим правонарушениям и в производственной деятельности (обеспечение экономической безопасности);
- транспортно-технических сфер регулирования оборота (эксплуатации) объектов транспортной инфраструктуры (ОТИ)27;
24 В данном случае авторы акцентируют доказывание по административным делам на стадиях: составлении протокола об административном правонарушении (авторы будут употреблять термин - основной протокол) и привлечении (рассмотрении административного дела) к административной ответственности. Хотя при этом в теории доказывании, следует учитывать и на стадии обжалования административного дела (как составлении основного протокола, так и его рассмотрении).
25 Авторами данные проблемы проводилось анализ не только норм права, но и практической научно-образовательной деятельности и судебной практики, в том числе контрольно-надзорных органов. Подтверждением является публикации десятки трудов. См. перечень использованной литературы.
26 В данной инициативе непосредственно участвовал и сам автор совместно доктором юридических наук, профессором Н.А. Духно.
27 См. труды Ф. Васильева, опубликованные в процессе образовательно-научной деятельности в МГУ МИИТа Императора Николая II и Академии управления МВД России. Васильев Ф.П., Бычков В.В., Зайцев П.В. О значении неотложности и качества осмотра места происшествия и иных первоначальных процессуальных мероприятий для обеспечения объективности в расследовании железнодорожной катастрофы // Эл. научный журнал «Транспортное
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 03-1/2017 ISSN 2410-700Х_
- социально-бытовых правоотношениях;
- обеспечения правопорядка и или той иной безопасности (пожарной, экологической и др.);
- обеспечении экспертных заключений (экспертиз28;
- регулирования различных общественных движений - представителей различных партий29, религиозных объединений30, а порядок их создания, реорганизации, ликвидации определяется ФЗ от 19.05.1995 № 82 «Об общественных объединениях»31;
- обеспечении и реализации административных и иных процессуальных действий. В том числе меры по охране места происшествия32, а также по обеспечению сохранности вещественных доказательств совершения правонарушения с последующей передачей их соответствующему лицу (орган)33;
- соблюдения тех или иных установленных правил, ограничений и запретов со стороны юридических и физических и должностных лиц;
- в сфере правового регулирования семейно-воспитательных (воспитания34, опеки) отношений;
- разрешения вопросов об оказании правовой помощи (КоАП РФ установил с 20011 г.)35;
- разрешения вопросов о прекращении административного дела или передачи материалов в уполномоченный правоприменительный (подведомственный) орган, передачи административного дела (материалов), для привлечения к дисциплинарной или уголовной ответственности, а также разрешении вопросов возмещения нанесенного материального или морального вреда и др36.
На современном этапе как законодателям, субъектам управления так и правоприменителям необходимо учитывать отдельные специфические особенности в административной сфере (процессе)37. Такие как
право и безопасность» № 4(4) - 2016. С. 17-23; Пьянков А.В., Васильев Ф.П. Современная специфика и проблемы расследования преступлений и правового регулирования, связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации морского транспорта // Эл. научный журнал «Транспортное право и безопасность» № 4(4) - 2016. С. 1723.
28 См. 316. Бережкова Н.Ф., Васильев Ф.П. Деятельность государственных судебно-экспертных учреждений в области проведения экспертиз по гражданским, административным, уголовным делам в России и как их совершенствовать / Н.Ф. Бережкова, В.В. Бычков, Ф.П. Васильев, А.Н. Миронов // The Way of Science - 2016 - № 1 (23) - С. 26-37; Торопин Ю.В., Васильев Ф.П. Роль экспертно-криминалистических подразделений полиции в обеспечении экономической безопасности России//Судебная экспертиза в парадигме российской науки (к 85 летию Ю.Г. Корухова): Сб. матер. 54-х криминалистических чтений: В 2х ч. -М.: Академия управления МВД России, 2013. С. 292-299.
29 Федеральный закон от 11 июля 2001 г. № 95-ФЗ «О политических партиях» (с изм. 28.12.2016).
30 Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» (с изм. 06.07.2016).
31 Дополнительно см. Федеральный закон от 28 июня 1995 г. № 98-ФЗ «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» (с изм. 28.12.2016).
32 Васильев Ф.П., Дрондин А.А. Современные специфические особенности осмотра места преступления на объектах транспортной инфраструктуры и подготовка юристов: как преодолеть противоречия / Ф.П. Васильев, А.Л. Дрондин // The Way of Science - 2016 - № 1 (23) - С. 38-44.
33 Дополнительно см. Приказ МВД России от 23 декабря 2011 г. № 1298 «Об утверждении Инструкции о порядке доставления лиц, находящихся в общественных местах в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения и утративших способность самостоятельно передвигаться или ориентироваться в окружающей обстановке, в медицинские организации».
34 Дополнительно см. Васильевым Ф.П., Лепехин Д.И. Современные правовые аспекты осуществления розыска несовершеннолетних, пропавших без вести органами внутренних дел (полицией) // В сборнике: Теория и практика современной юридической науки Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. Редакционная коллегия: Апсалямов Р.Г., Быкова А.Г., Голубева Л.А., и др. 2015. С. 109-114.
35 Некоторые проблемные аспекты изложены в: Организация деятельности подразделений по делам несовершеннолетних: Учеб. пособие / Ф. П. Васильев, Ю. Н. Демидов, В. Л. Кубышко и др.; предисл. В. Я. Кикотя. Чебоксары: Новое время, 2009.
36- Васильев Ф.П. Правовое исследование рассмотрения вопросов возмещения вреда по делам об административных правонарушениях// Сборник статей. Чебоксары, 2003. Вып. 3.
37 При этом авторы убеждены, что при толковании теории управления, ответственности, права. Наверное пора узаконить, что административное право это есть самостоятельная наука управления, которое имеет свои процессуальные особенности - правила, а административная ответственность самостоятельная отрасль права, имеющая свои процессуальные правила (нормы), теорию доказывания при привлечении к юридической ответственности правонарушителей. Которая, отличается от других теорий доказывания (юридических видов ответственности) и взаимосвязана всеми теориями доказывания, теорией права и управления.
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 03-1/2017 ISSN 2410-700Х_
взаимосвязь федеральных законов теми или иными федеральными нормами. Например, можно ли развивать ту или иную теорию управления или правоприменительную, когда ФЗ об образовании как основной НПА в области формировании личности на любых этапах его жизнедеятельности, когда не закреплены в нём такие требования (определения) в общей части, как о правосознании и правовой грамотности. Которые в дальнейшем, способствовали бы развитии образовательной38, воспитательной и правовой политики страны. А также соблюдались бы требования всеми ведомствами и образовательными организациями. Хотя эти вопросы и требования закреплены в Распоряжении, как для законодателей, так и субъектов управления Президентом России еще 2011 году39. И они не учитываются до настоящего времени, не только законодателями, но и
40 "
правоохранительными органами , исполнительной властью и государственными органами - отсутствуют перспективные концепции. В итоге, все это закономерно влияет на развитие общественного правосознания и недостаточных реакций со стороны министерств госслужащих на коррупционные факторы.
Подобного характера недостатков в области регулирования управленческих вопросов, обеспечения безопасности и правопорядка присутствуют определенные взаимосвязи ряда федеральных законах (ФЗ). Так, проведенный анализ некоторых ФЗ - о транспортной и автомобильной безопасности41, профилактики правонарушений, профилактики правонарушений среди несовершеннолетних42 или же ФЗ о полиции43, Росгвардии и Указа Президента России о военной полиции44 и др. с момента издания (2014 г.) ФЗ об участии граждан в охране общественного порядка (ФЗ о ДНД) до настоящего времени, законодателями не внесены соответствующие изменения и дополнения. Так, в перечисленных и др. ФЗ не внесены термины «дружинник» или «внештатный сотрудник полиции». Или же ныне и всегда актуальны вопросы правовой и соцзащиты дружинников и внештатных сотрудников полиции (ВСП). Так, они определены в КоАП45 и УК РФ46 по разному, в частности, если КоАП РФ реализовал требования ФЗ о ДНД47, то в нормах УК РФ мы этого не
38 Дополнительно см. Бережкова Н.Ф. Юридическое образование и этические нормы Алтайский юридический вестник. 2013. № 2. С. 8-11.
39 Доп. см. Васильев Ф.П., Орехова Л.М., Яковлева В.В. Разработка ведомственных концепции о Развитии правовой грамотности и правосознания граждан как способ обеспечения реализации требований Президента России // жур. (ВАК) Закон и право № 10 - 2014 г. С. 75-79.
40 См. Анохина С.Ю., Бережкова Н.Ф., Васильев Ф.П., Орехова Л.М., Лятифова Т.С. МВД России как основной субъект реализации требований Президента России о развитии правовой грамотности и правосознания граждан //Вестник Московского университета МВД России. 2015. № 1. С. 231-235.
41 Имеется в виду ФЗ от 10.12.1995 № 196 (ред. от 03.07.2016) «О безопасности дорожного движения» (с изм. и доп., вступ. в силу с 15.07.2016).
42 Имеется в виду ФЗ от 24 июня 1999 г. № 120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (с изм. 03.07.2016).
43 СМ. ФЗ от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» (с изм. 19.12.2016).
44 Доп. см. Васильев Ф.П. Научно-практическое толкование об особенностях административно-правового регулирования и организации деятельности современной военной полиции Минобороны России в области обеспечения правопорядка// Крымский научный вестник, № 5- 2015. При этом, Минобороны России, еще не разработано ведомственный НПА, регламентирующий деятельности военной полиции с народными дружинами (скажем в военных, (закрытых) городках) или внештатными сотрудниками военной полиции. Причинностью также является то, что они не закреплены как в Уставе военной полиции (см. Указ Президента России от 25 марта 2015 г. № 161 «Об утверждении Устава военной полиции Вооруженных Сил РФ и внесении изменений в некоторые акты Президента РФ» (с изм. 07.12.2016)) и в ФЗ о ДНД. Эти же проблемы присутствуют в НПА, регламентирующих деятельности подразделений Росгвардии. В том числе не употребляются термины «дружинник», «профилактика правонарушений» в рамках требований ФЗ о профилактике.. , «внештатный сотрудник..».
45 Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 28.12.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2017) с изм., внесенными Постановлениями Конституционного Суда РФ от 13.07.2010 № 15-П - от 28.12.2013 № 388-ФЗ, Постановлениями Конституционного Суда РФ от 25.02.2014 № 4-П, от 08.04.2014 № 10-П, от 14.07.2015 № 20-П, от 17.02.2016 № 5-П, ФЗ от 03.07.2016 № 349 - от 03.07.2016 № 372-ФЗ, Постановлением Конституционного Суда РФ от 17.11.2016 № 25-П).
46 Уголовный кодекс РФ от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 28.12.2016) с изм., внесенными Постановлениями Конституционного Суда РФ от 27.05.2008 № 8-П - от 16.07.2015 № 22-П).
47 Так, ФЗ от 02.04.2014 № 70 в КоАП РФ в ст. 19.35 (Воспрепятствование законной деятельности народного дружинника или внештатного сотрудника полиции) за воспрепятствование осуществляемой на законном основании деятельности народного дружинника или ВСП в связи с их участием в ООП либо невыполнение их законных требований о прекращении противоправных действий - влечет наложение административного штрафа в размере от 500
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 03-1/2017 ISSN 2410-700Х_
находим вышеназванных терминов. Тем более в правоприменительной деятельности (для теории доказывания) существенно важны, адресное изложение о субъекте, участвующего в охране общественного порядка (ООП) и на добровольной основе, в условиях низкого уровня правосознания общества. В связи с чем, ст. 213 УК РФ («Хулиганство») нуждается в пересмотре законодателями и подобное нынешнее обобщенное толкование, наверное, не способствует активного участия граждан на добровольной основе в ООП. И эти факторы имеют также определенную значимость и для теории доказывания по любым административным и уголовным делам.
По мнению авторов ныне присутствуют в правоприменительной деятельности (в том числе деятельности судебной власти всех уровней, надзорных уровнях (в том числе органов прокуратуры)), и в теории доказывания качественности расследования того или иного административного или уголовного дела на всех этапах доказывания. Эти проблемы присутствуют в деятельности СК России и МВД России и др. правоохранительных контролирующих органов, в т.ч. органов дознания и следствия. Так, перечисленными органами (правоприменителями) еще не практиковалось издания обобщенных обзоров по фактам транспортно-технических катастроф. При этом в основном в процессе расследования уголовных или административных дел ограничиваются на основе предоставленных заключений по тем или иным происшествиям данного же ведомства, который обязан обеспечить ту или иную безопасность. И эти особенности закономерны, когда в правоохранительных органах и их ведомственных вузах (в том числе СК и Ген прокуратуры России) не изучаются в адресном порядке предмет «Транспортное право» или «Транспортно-техническая безопасность» и в учебных программах не заметим изучение с юридической точки зрения обилия технических регламентов48. При этом этим органам обязывает тот или иной закон обеспечения транспортной безопасности49. При таких случаях, наверное, невозможно идеализировать о должном уровне знаний должностных лиц правоохранительных органов и обеспечения той или иной безопасности. В связи с чем авторы считают, что присутствующие практические проблемы влияют на развитие процесса в правоприменительной деятельности. И всем федеральным правоохранительным органам (Генпрокуратуре, МВД, ФСБ, Росгвардии, ФСИН, МЧС и СК России и др., следует убедить Минобрнауки и Рособрнадзор о пересмотре вышеназванного приказа - об установлении юридических научных и образовательных специальностей «Транспортное право или «Транспортно-техническая безопасность», «Дисциплинарное право» или «Дисциплинарная ответственность» и Административная ответственность».
В заключении, следует отметить, что в правовом государстве (ст. 1 Конституции РФ) вопросы правоприменительной деятельности в России должны регламентироваться в основных ФЗ с учетом адресных требований и рекомендаций в ФЗ других НПА50. Только тогда мы можем говорить об единоначалии, верховенстве права, а не ведомства или власти (должностного лица). При этом, нельзя исключать, то, что если в области формировании, организации и направлении деятельности общественных формирований, дружинников и внештатных инспекторов, экспертов, полицейских, комиссий и других общественных представителей, которые также играют определенную роль. Параллельно в доказательственном процессе (в
до 2500 рублей. Или же в ст. 19.36 (Совершение народным дружинником или внештатным сотрудником полиции действий, нарушающих права и законные интересы граждан или организаций) за совершение народным дружинником или внештатным сотрудником полиции, участвующими в ООП, действий, повлекших нарушение или незаконное ограничение прав и законных интересов граждан или организаций, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, - влечет наложение административного штрафа в размере от 1 тысячи до 3х тысяч рублей.
48 Т.к. Минобрнауки России не обязывает также об изучении техническо-транспортных вопросов. См. выше названный приказ Минобрнауки России № 59-2009 г., в том числе труды докторов наук Н.А. Духно, Ф.П. Васильева и др.
49 Доп. см. ФЗ от 09.02.2007 № 16 «О транспортной безопасности», а также федеральные законы о техническом регулировании, производственных отходах, о научно-технической политике, ФЗ от 21 июля 1997 г. № 116 «О промышленной безопасности опасных производственных объектов, а также ФЗ о промышленной политике, стандартизации.
50 В частности, Распоряжение Президентом России еще в 2011 г. за № Пр-1168 «Основы государственной политики России в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан». Хотя данные проблемы (требования) недостаточно учтены в ФЗ об образовании или же в НПА Правительства России, МВД России, Минобрнауки Росси, Минобороны, Росгвардии и др.
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 03-1/2017 ISSN 2410-700Х_
теории) учитывать, изданных совместных НПА (скажем, МВД и Росгвардии (казачеством), Росгвардии и Минтранса России, Рособрнадзора и Ространснадзора и т.д.). для обеспечения реализации того или иного ФЗ (в том числе о профилактике правонарушений, участии граждан в охране правопорядка и др.).
Список использованной литературы:
1. Алексеев С.Н., Васильев Ф.П. Некоторые проблемные аспекты реализации административных наказаний в Российской Федерации // Ежемес. жур. Право и государство. М.: № 6 (42) 2008. - С. 95-98.
2. Арчибасова Л.А., Васильев Ф.П. Административно-правовое регулирование вопросов борьбы с коррупцией и его пробелы // Международные юридические чтения: Материалы ежегод. науч. практ. конф. (Омск, 22 мая 2009 г.) - Омск, 2009. Ч. 2 С. 3-11.
3. Анохина С.Ю., Васильев Ф.П., Дугенец А.С., Николаев А.Г., Ускова А.С., Дембицкая И.Л., Лятифова Т.С. Осуществление государственного надзорно-контрольных функций в России и их научно-теоретическое толкование в административном праве на современном этапе// жур. (ВАК) Вестник Московского университета МВД России № 5 - 2014 г. С. 146-153.
4. Анохина С.Ю., Бережкова Н.Ф., Васильев Ф.П., Мельников А.В. (всего авторов 7) Правовое положение полиции МВД России. Учебник. под ред. доктора юридических наук Ф.П. Васильева. Предисловие Н.Эриашвили. М.: изд-во ЮНИТИ-ДАНА. Закон и право. 2014, - 816 с.
5. Общие понятия невиновного причинения вреда в уголовном праве: монография / Арчибасова Л.А.; Предисл.: Васильев Ф.П. - Омск, 2008. - 232 с.
6. Баранов В.В., Бережкова Н.Ф., Васильев Ф.П. Современные аспекты регламентирования деятельности государственных органов и пресечения коррупции в системе власти // «Черные дыры» в Российском законодательстве. Юридический журнал. № 1. 2010. (6 с.). С. 6-12.
7. Васильев Ф.П., Тарасов М.Ю. Дознание во внутренних войсках МВД России и современное толкование // Вестник Московского университета МВД России. - М.: Изд-во Моск. ун-та МВД России, 2014, № 6. - С. 184190.
8. Основы теории доказывания в советском правосудии / Курылев С.В. - Минск: Изд-во БГУ, 1969. - 204 с.
9. Теория российского процессуального доказывания и правоприменения. Монография / Новицкий В.А. -Ставрополь: Изд-во СГУ, 2002. - 584 с.
10.Бережкова Н.Ф., Васильев Ф.П., Николаев А.Г., Шашкаров В.Н. Современные особенности правового воспитания военнослужащих и граждан в системе Минобороны России. Научно-аналитический журнал № 4. (ВАК) «Инновация и инвестиции» г. Москва 2015. С. 207-211.
11. Васильев Ф.П., Орехова Л.М., Яковлева В.В. Разработка ведомственных концепции о Развитии правовой грамотности и правосознания граждан как способ обеспечения реализации требований Президента России // жур. (ВАК) Закон и право № 10 - 2014 г. С. 75-79.
12. Булатова Л.А., Васильев Ф.П., Мусаев М.Г. Правовое воспитание в России и как его преодолеть?//Ежемес. жур. (ВАК) Вестник Московского университета МВД России. № 1-2013. С. 54-58.
13. Васильев Ф.П., Дугенец А.С., Гугунский А.Н., Современные особенности регулирования вопросов борьбы с коррупцией в системе органов внутренних дел России. /Ежемес. жур. (ВАК) Российский следователь М.: № 9. 2011. С. 29-31.
14. Васильев Ф.П., Дульцев М.В., Тарабрин С.В., Дугенец Д.А. О проекте федерального закона «об основах государственной системы профилактики правонарушений в Российской федерации» /Ежемес. жур. Административное право и процесс - М.: № 2. 2011 г .- С. 24-26.
15. Васильев Ф.П. с Назаров С.В., Ушаков С.Н. Правовое регулирование обеспечения безопасности в России // г. Владимир жур. (ВАК) Вестник Владимирского юридического института № 1(22) 2012. С. 121-125.
16. Васильев Ф.П. Направления совершенствования административного законодательства. /Актуальные проблемы применения КоАП РФ: Материалы Межрег. науч. практ. конф. 20.06.2008, Чебоксары, 2008. С. 112-127.
17. Васильев Ф.П., Крылов А.А. Соблюдение правил обращения с результатами, полученными с помощью
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 03-1/2017 ISSN 2410-700Х_
специальных технических средств, как обязательное условие в процессе обеспечения экономической безопасности органами внутренних дел // Информация и информационная безопасность правоохранительных органов: Материалы XVIII Междунар. научной конф. М., 2009. 383-388.
18. Васильев Ф.П., Демидов Ю.Н., Кубышко В.Л., Свинарев В.В., Герасимов В.Н. Организация деятельности подразделений по делам несовершеннолетних: Учебное пособие / Предисловие В.Я. Кикотя. Чебоксары: Изд-во «Новое время». 2009. 592 с.
19. Васильев Ф.П., Воротникова С,В. Проблемные аспекты в области юридического образования в современной России // ежемес. жур. Алтайский юридический вестник № 4(4) 2013. С. 54-57.
20. Васильев Ф.П. Современные взгляды на административные процедуры и административную юстицию России // "Черные дыры" в Российском Законодательстве. - М.: ООО "К-Пресс", 2013, № 2. - С. 118-121
21. Васильев Ф.П. Теория доказательств. понятие и сущность доказательств в административном процессе// Вестник Чувашского университета. 2007. № 1. С. 41-52.
22. Васильев Ф.П. Николаев А.Г., Новиков Д.Н. Административно-правовое регулирование участия граждан в охране общественного порядка в россии и необходимость их совершенствования//МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №02-2/2017 ISSN 2410-6070 С. 87- 100.
23.Потапенкова И.В. Административно-правовое регулирование участия объединений граждан в охране общественного порядка // дисс. канд. ..юр. наук, Москва: Академия управления МВД России 2011, - 221 с.
24.Доказательства и доказывание в советском гражданском процессе / Треушников М.К. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. - 160 с.
25.Дворянсков И., Чучаев А. Фальсификация доказательств // Уголовное право. - М.: Интел-Синтез, 2001, № 2. - С. 45-49
26.Дворянсков И.В., Чучаев А.И. Проблемы уголовно-правового механизма обеспечения процессуального доказывания // Труды филиала Московской государственной юридической академии в г. Кирове. Сборник статей. - Киров, 2001, № 5. - С. 22-31
27.Васильев Ф.П. Доказывание по елу об административном правонарушении. Дис. ... докт. юрид. наук: 12.00.14 / Васильев Ф.П. - М., 2005. - 403 с.
28.Зайцев И.М. Теория доказывания в гражданском судопроизводстве. (Треушников М.К. Доказательства и доказывание в советском гражданском процессе. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. - 160 с.) // Вестник Московского университета. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1983, № 2. - С. 90-92
29.Кудин А.Г. О допустимости использования административным органом доказательств, полученных в ходе проверки, проведенной в порядке и в соответствии с процедурой Федерального закона от 26.12.08 № 294-ФЗ, в деле об административном правонарушении // Арбитражные споры. - С.-Пб., 2014, № 2 (66). - С. 43-49
30.Соотак Я.Я. Некоторые уголовно-правовые и уголовно-процессуальные вопросы, связанные с доказыванием и квалификацией продолжаемых и повторных хищений // Вопросы применения уголовно-процессуального законодательства. Труды по правоведению. - Тарту: Изд-во Тарт. ун-та, 1982, Вып. 598. -С. 17-22
31. Васильев Ф.П. Роль органов внутренних дел в пресечении экстремизма на современном этапе // Ежекв. жур. Труды Академии управления МВД России. М.: № 3 (11): 2009. - С. 78-82.
32. Тарасов М.Ю. Дознание во внутренних войсках МВД России // Расследование преступлений: проблемы и пути их решения: сбор. науч. практ. трудов. Вып. 3 Москва. Издат-во: Акад. СК России 2014 г. С. 92-98.
33. Оценка инновационного эффекта в национальной и региональной экономике / Юсупов К.Н., Ахунов Р.Р., Токтамышева Ю.С.// Статистика и экономика. - 2013. - №3. - 164-168 с.
34. Оценка инновационного эффекта в национальной и региональной экономике / Юсупов К.Н., Ахунов Р.Р., Токтамышева Ю.С.// European science journal. - 2013. - №8-2 (35). - 423-431 с.
© Васильев Ф.П., Сукиасян А.А., 2017