_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №03-2/2017 ISSN 2410-6070_
8. Цечоев В.К. История суда России: учеб. пособие. - М.: Проспект, 2015.
© Борозненко Л.Р., 2017
УДК34
Васильев Ф. П.
доктор юридических наук, главный научный сотрудник научно-исследовательского центра (НИЦ)
Академии управления МВД России, член Российской академии юридических наук (РАЮН),
vasilev [email protected]
СОВРЕМЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ ТОКОВАНИЯ О ВЗАИМОДЕЙСТВИИ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ В РОССИИ И НЕОБХОДИМОСТЬ ИХ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
(Административно-правовое регулирование)
Аннотация
Ныне, вопросы поддержания правопорядка, обеспечения безопасности и их совершенствования в госуправлении в условиях наличия угроз тех или иных направлений в области обеспечения жизнедеятельности общества, в целом определены не только Президентом России, но и федеральными законами (ФЗ). Но, в каждом случае в деятельности того или иного субъекта управления по данным вопросам присутствуют отдельные специфические особенности в каждом правоохранительном ведомстве. Тем самым авторы правы в том, что в своей деятельности как полиция МВД России (ОВД), так и военная полиция Минобороны России или подразделения (воинские части) Росгвардии, пограничные войска ФСБ России и др., должны пересмотреть свои научно-образовательные и практические действия в области взаимодействия не только с гражданами РФ, общественными формированиями, органами местного самоуправления (ОМС). Притом, эти вопросы (внутренние и внешние взаимодействия) должны проходить, в рамках требований ФЗ, Президента и Правительства России. Тем самым неординарного характера авторские суждения и предложения будут полезными как для научно-образовательной сферы, так и для субъектов управления и широкому кругу читателей.
Ключевые слова
Административный, безопасность, вуз, верховенство, государство, защита, квалификация, обучение, полиция, правоприменитель, правосознание, правовая грамотность, регулирование, ситуации,
социальный, централизованность, угроза.
CONTEMPORARY SPECIAL FEATURES OF MATING CALL ABOUT THE COOPERATION OF LAW-ENFORCEMENT AGENCIES IN Russia AND THE NEED FOR THEIR IMPROVEMENT
(administrative-legal regulation Annotation)
Now, questions of the maintenance of law, guarantee of safety and their improvement in gosupravlenii under the conditions of the presence of the threats of various directions in the region of life support of society, as a whole are determined not only by the President of Russia, but also by the federal laws (FZ). But, in each case in the activity of one or other subject or another for administration for given questions be present separate specific special features in each law-enforcement department. Thus the authors are right in the fact that in their activity the police MVD of Russia (OVD) as well as the military police of the RF Ministry of Defense or subdivision (military parts) Of rosgvardii, border forces the FSB of Russia and others, must reexamine their scientifically- educational and practical
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №03-2/2017 ISSN 2410-6070_
actions in the interaction region not only with the citizens RF, public shaping, organs of local self-guidance (OMS). Besides, these questions (internal and external interactions) must pass, within the framework requirements FZ, the President and the government of Russia. Thus uncommon nature author's judgments and proposals will be useful both for the scientifically- educational sphere and for the subjects for administration and to the wide circle of the readers.
The keywords
Administrative, safety, VUZ (Institute of Higher Education), command, state, protection, qualification, instruction, the police, pravoprimenitel, legal conscience, lawful literacy, regulation, situation, social, tsentralizovannost, threat.
И эти госфункции, следует осуществлять в рамках требований соответствующих ФЗ, в частности ФЗ от 02.04.2014 № 44 «Об участии граждан в охране общественного порядка» (ФЗ о ДНД). Да, в Законе недостаточно учтены в адресном порядке нормы КоАП или УК РФ, ФЗ о профилактике правонарушений в РФ и др. Притом, изданные ФЗ за 2014-2016 годы и пересмотренные госфункции Минобороны и МВД России и др., деятельность общественных формирований и субъектов управления нуждаются в их совершенствовании.
Указ Президента России от 2 июля 2005 г. № 773 «Вопросы взаимодействия и координации деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти» (с изм. 07.12.2016). Притом, в данном указе к сожалению не затронуты вопросы координации деятельности Росгвардии и ее территориальных органов (воинских частей), то же самое и военной полиции.
Федеральный закон от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» (с изм. 28.12.2016, далее - ФЗ об организации органов госвласти)
Да, в современной деятельности правоохранительных органов центральное место занимает ФЗ от 23.06.2016 № 182 «Об основах системы профилактики правонарушений в РФ». Что мы не заметим в процессе проведения анализа ведомственных НПА, регламентирующих деятельности того или иного правоохранительного органа (в том числе в области развития ведомственных контрольно-надзорных госфункций14.
В то же время, все правоохранительные органы (представители, правоприменители, дружинники) ныне должны участвовать в профилактике правонарушений среди несовершеннолетних15 (присутствует детский экстремизм и вовлечение их в терроризм16).
Наверное, необходимости пересмотра организационно-государственном управлении (административно-правовое регулирование) заключается и в том, что этому обязывают ныне в издании преспективно-обязывающих НПА. Так, такие требования мы видим в Указе Президента России от 31.12.2015 № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» и Федеральном законе от 28.06.2014 № 172-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О стратегическом планировании в Российской Федерации»17 (а также о промышленной политике).
14 См. Анохина С.Ю., Васильев Ф.П., Дугенец А.С., Николаев А.Г., Ускова А.С., Дембицкая И.Л., Лятифова Т.С. Осуществление государственного надзорно-контрольных функций в России и их научно-теоретическое толкование в административном праве на современном этапе// жур. (ВАК) Вестник Московского университета МВД России № 5 -2014 г. С. 146-153.
15 Имеется в виду ФЗ от 24.06.1999 № 120 (ред. от 03.07.2016) «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (с изм. и доп., вступ. в силу с 15.07.2016). СЗ РФ 28.06.1999 № 26 ст. 3177. Тем самым, родители (законные представители) будут заинтересованы участвовать в работе ДНД. Или же работа военной полиции с добровольными дружинами, внештатными сотрудниками полиции (ВСП), способствуют улучшить работу не только с резервистами, но и с призывниками (они не учтены как в Уставе о военной полиции, так и в ФЗ о ДНД).
16 Доп. см. Арчибасова Л.А., Васильев Ф.П. Вовлечение в совершении преступлений террористического характера //Ежекварт. жур. Научный партал МВД России М.: № 1 (5). 2009. С. 94-98.
17 Дополнительно учитывать и Постановление Правительства России от 13 августа 1997 г. № 1009 «Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации» (с изм. 15.10.2016).
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №03-2/2017 ISSN 2410-6070_
В целях улучшения разрешения спорных и вопросов в области обеспечения правопорядка (безопасности) и отсутствия единого ФЗ о правоохранительных органах РФ, наверное, целесообразно издать Указ Президента России «Вопросы взаимодействия и регулирования деятельности правоохранительных (силовых) органов в Российской Федерации».
Определенную роль занимает Постановление Правительства России от 19 января 2005 г. № 30 «О Типовом регламенте взаимодействия федеральных органов исполнительной власти» (с изм. 03.04.2015). На основании данного НПА, все федеральные органы (в том числе и правоохранительные) обязаны разработать свои регламенты в соответствии с Типовым регламентом и утвердить их в установленном порядке18. А также Постановление Правительства России от 28 июля 2005 г. № 452 «О Типовом регламенте внутренней организации федеральных органов исполнительной власти» (с изм. 15.02.2017) и в целях обеспечения реализации данного регламента, все правоохранительные органы должны свои ведомственные внутренние регламенты19. И тем самым правоохранительные органы должны развить совместную нормотворческую деятельность (совместные инструкции, концепции, программы, приказы, регламенты и положения).
Безусловно, ныне существенными вопросами в сфере госуправленческой деятельности, являются ныне разрешение в области исполнения госфункций и предоставлении госуслуг правоохранительными органами. И они должны проходить в рамках правительственных требований - Постановление Правительства России от 16.05.2011 № 373 (ред. от 23.01.2014) «О разработке и утверждении административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг» (вместе с «Правилами разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций», «Правилами разработки и утверждения административных регламентов предоставления государственных услуг», «Правилами проведения экспертизы проектов административных регламентов предоставления государственных услуг»)20. И исполнение этих направлений правоохранительными органами возможно только через издания (и пересмотра ранее изд.) ведомственных (или совместных) соответствующих административных регламентов. Причинностью, прежде всего, является не только создание Росгвардии, но и пересмотра их функций и задач Президентом России за последние годы (2010 -1016). Но при этом надо учитывать наличия прямых внешних угроз (идеологическое - антироссийские выпалы), военная угроза (и территориальных угроз), экономическая блокада, сохранение коррупционных факторов власти21 и в сфере производственной деятельности, а также экстремизм22, социально-кризисных ситуаций и др. явлений в обществе.
18 Доп. см. Положение о взаимодействии и координации деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, утвержденноепостановлением Правительства РФ от 5 декабря 2005 г. № 725; Положение о Правительственной комиссии по совершенствованию взаимодействия федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ, утвержденноепостановлением Правительства РФ от 28 сентября 2005 г. № 587.
19 При этом учитывать и Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» (с изм. 28.12..2016). Доп. см. Вступление в силу и опубликование правовых актов (подготовлено экспертами компании «Гарант») - http://ivo.garant.rU/#/document/100126:0
20 В процессе толкования данной статьи надо учитывать Указ Президента России от 23 мая 1996 г. № 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» (с изм. 14.10.2014).
21 В частности еще на местах достаточны фактов семейственности в системе государтсвенных и иных службах, что фактически требования Постановления Правительства России от 5.07.2013 № 568 «О распространении на отдельные категории граждан ограничений, запретов и обязанностей, установленных Федеральным законом «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами в целях противодействия коррупции» (с изм. 15.02.2017) и еще не разрешены. Это не считая в политических в правящих политических партиях (эти ограничения к сожалению в ФЗ о политических партиях еще не отрегулированы (или же когда госслужащий числится одновременно в 2х политических партиях). Дополнительно см. Стратегию национальной безопасности.
22 В частности, на территории России запрещаются распространение экстремистских материалов, а также их производство или хранение в целях распространения. В случаях, предусмотренных ФЗ, производство, хранение или распространение экстремистских материалов является правонарушением и влечет за собой ответственность» (ст. 13 ФЗ № 114 от 27 июня 2002 г. «О противодействии экстремистской деятельности») и на 28.02.2017 по данным Минюста России составляет 4030 фактов. Кроме того, ддополнена перечень иностранных и международных
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №03-2/2017 ISSN 2410-6070_
С учетом присутствия проблемных аспектов Васильевым Ф.П. Николаевым А.Г., Новиковым Д.Н. проанализированы вопросы административно-правового регулирования участия граждан в охране общественного порядка в России и необходимости их совершенствования (см. Международный научный журнал «Инновационная наука» №02-2/2017 ISSN 2410-6070. С. 87- 100). И по данным вопросам достаточны проблемных вопросов для правоохранительных органов (в том числе и военной полиции Минобороны) в области использования ими внештатных сотрудников.
Дополнительно заметить, то, что впервые в истории России по инициативе Президента России В.В. Путина законодателями страны принято весьма существенный ФЗ от 22 февраля 2017 г. № 15-ФЗ «О ратификации Соглашения о порядке создания и деятельности совместных следственно-оперативных групп на территориях государств - участников Содружества Независимых Государств», согласно которого ратифицировать Соглашение о порядке создания и деятельности совместных следственно-оперативных групп на территориях государств - участников СНГ, подписанное в поселке Бурабай (Республика Казахстан) 16 октября 2015 года (далее - Соглашение), со следующей оговоркой, что «в отношении ст. 13 Соглашения РФ заявляет, что, если другим международным договором России установлены условия сотрудничества менее благоприятные, чем те, которые предусмотрены Соглашением, Россия на основе взаимности будет применять положения Соглашения»23 и эти требования органы СК, Генпрокуратуры, МВД России, военная полиция Минобороны и др. правоохранительные органы, должны знать о порядке её реализации и имеет совместные ведомственные НПА. При этом надо учитывать нормы УК и КоАП РФ, в которых достаточно изложены вопросы международного сотрудничества (в том числе вопросы правовой помощи24).
Целесообразно отметить о том, что правоохранительным органами (и Минобороны) имеющим свои ведомственные образовательные организации следует учитывать постановления Правительства России: от 22 января 2013 г. № 23 «О Правилах разработки и утверждения профессиональных стандартов» (с изм. 13.05.2016); от 05.08.2013 № 661 (ред. от 29.12.2016) «Об утверждении Правил разработки, утверждения федеральных государственных образовательных стандартов и внесения в них изменений». А также Указ Президента России от 9 сентября 2008 г. № 1332 «Об утверждении перечня федеральных государственных образовательных организаций высшего образования, которые вправе разрабатывать и утверждать самостоятельно образовательные стандарты по всем уровням высшего образования» (с изм. 05.08.2015), изданного в соответствии с ФЗ от 29 декабря 2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации». Они выражаются разработка дополнительных учебно-образовательных предметов, дисциплин - например «Правовое положение МВД России, Минобороны России», «Транспортно-техническая безопасность» и т.д.
По существу, деятельность тех или иных правоохранительных органов (скажем, ОВД25 (полиции26) и Росгвардии) в целях защиты жизни, здоровья, чести и достоинства человека, собственности, интересов общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств, совершаемых в общественных местах сегодня мы обеспечить через совершенствования совместных действий. Или же пересмотр деятельности ОВД (полицией) и иными правоохранительными органами о порядке взаимодействия органами государственной власти и ОМС27. Так как их правовой статус также повышены за последние годы (2014-2017).
Современная профилактика правонарушений как силовыми и правоохранительными органами (и Росгвардией, военной полицией) и дружинниками, внештатными сотрудниками полиции (и в целях
неправительственных организаций, деятельность которых признана нежелательной на территории России, реквизитами решений Генпрокуратуры России семь фактов (см. Российская газета 27.02.2017).
23 См. Российскую газету от 27.02.2017 г.
24 См. Бережкова Н.Ф., Васильев Ф.П., Яковлева. Толкование о правовой помощи в административном праве России //ежемес. жур. (ВАК) Вестник Московского университета МВД России № 11 - 2014 г. С. 191-195.
25 Имеется в виду - органы внутренних дел).
26 Притом, если созданы военная полиция или Росгвардия, то, наверное, законодателям следовало бы конкретизировать и данных субъектов обеспечивающих правопорядок и безопасность. Тем более, Росгвардии преданы подразделения (полицейские) ОВД РФ. Такие госфункции как охрана объектов (собственности) и сопровождение грузов, инспектирование ведомственных охран (контроль частной охранной деятельности) и др., которые параллельно обеспечивают также правопорядок на охраняемых объектах.
27 Имеется в виду - органами местного самоуправления.
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №03-2/2017 ISSN 2410-6070_
сохранения госправовой дисциплины (общественно) граждане, участвующие в ООП28, не вправе выдавать себя за сотрудников ОВД (полиции) или иных правоохранительных органов, а также осуществлять деятельность, отнесенную ФЗ29 к исключительной компетенции этих органов), пресечение административных и уголовных правонарушений (угроз безопасности) нуждаются в правотворческой и практической деятельности (ведомственных - выработки стратегий планирования). Тем самым, правоохранительным органам (специфического характера их обязанностей и прав, госфункций и задач) надо развить ведомственные позиции, в рамках современных угроз и и управленческих ведомственных позиций (функции и задачи). Например, концепция военной полиции, Росгвардии, ФСО и ФСИН России, МЧС России, особенности взаимодействия с органами местного самоуправления (ОМС, муниципальными) с
30
учетом их предназначения .
Имеющиеся ныне правовые факторы, следует развивать, с учетом требований основных ФЗ, которые имеют непосредственное отношение к их деятельности, гражданскому обществу - правовому государству31, гарантирующего безопасность. Тем более, еще государственная власть, признающая право, и одновременно ограниченная им, еще по мнению древних мыслителей, считалась справедливой государственностью. «Там, где отсутствует власть закона, — писал Аристотель,— нет места и какой-либо форме государственного строя. Закон должен властвовать над всем.. ,»32. Или же Цицерон говорил о государстве как о «деле народа», как о правовом общении и «общем правопорядке». Государственно-правовые идеи и институты Древней Греции и Рима, античный опыт демократии, республиканизма и правопорядка оказали заметное влияние на становление и развитие более поздних прогрессивных учений о правовом государстве и участии граждан в управлении государством33. Тем самым, руководителям территориальных правоохранительных органов с учетом внесенных существенных изменений в ФЗ от 6 октября 2003 г. № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» и др. ФЗ, целесообразно пересмотреть свои внутренние и внешние планирования и вопросы взаимодействия.
В условиях наличия прямых угроз объектов транспортной инфраструктур (ОТИ), наверное, следует всем правоохранительным органам пересмотреть о необходимости совершенствования вопросов подготовки проффесиональных кадров. Тем более, они все имеют непосредственное отношение к данным объектам и имеют собственные ведомственные. Но, при отсутствии в системе образования как в МВД, Росгвардии, Минобороны, ФСО России и в др. предметных дисциплин и кафедр «Транспортное право» (или «Транспортно-техническая безопасность») наверное, ныне еще невозможно идеализировать о наличии обеспечения безопасности транспортных и иных объектов. Так как не только в вузах Минобороны России34, но и правоохранительных органов еще не изучаются все виды технические регламенты на достаточном уровне (федеральные, правительственные, международные и Таможенного Союза (их более 100)) с
28 См. Потапенкова И.В. Административно-правовое регулирование участия объединений граждан в охране общественного порядка // дисс. канд. ..юр. наук, Москва: Академия управления МВД России 2011, - 221 с.
29 Например см. приказ Генпрокуратуры, МВД, МЧС, Минюста, ФСБ, Минэкономразвития и торговли и ФСНК России от 29 декабря 2005 г. № 39/1070/1021/253/780/353/399 «О едином учете преступлений».
30 Подобные подходы будут обязывать выполнение норм того или иного НПА. Ибо же невозможно говорить о верховенстве НПА, развитии правосознании и правовой грамотности и реализации всеми субъектами управления требований того или иного ФЗ. Тем более в условиях наличия различного характера коррупционных факторов -безразличного и поверхностного подхода к вопросам госфункции (безопасности) со стороны власти (должностных лиц), существенную роль занимает ведомственный подход к ситуациям и к современным требованиям.
31 См. Ганоев О.К. Российское гражданское общество: социальный идеал или реальность //Актуальные проблемы российского права. 2010 №1. А также дисс. - Автореферата канд. юр. наук Ганоев О.К. Идея правового государства и проблемы государственно-правовой трансформации в современной России // Москва - 2012 «МГЮА имени О.Е.Кутафина»- 27 с.
32 Политология: Учебник для вузов / Подред. М.А. Василика. - М.: Юность, 1999. - стр.319
33 Дополнительно см. Правовое государство, личность, законность.// Кол. авт. В.С.Нерсесянц и др.// НИИ правовой политики и проблем правоприменения Российской правовой академии Министерства юстиции РФ, Москва, 1997.
34 Дополнительно см. ФЗ от 22.02.2017 № 19 «О внесении изменений в ст. 11 и 20 ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в РФ» и ст. 27 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе». Эти требования касаются и Росгвардии, МВД и МЧС России.
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №03-2/2017 ISSN 2410-6070_
юридической точки зрения35. А подтверждающим факторами являются отсутствие (и судебной) ведомственных обзоров (и органов следствия и дознания) о причинности аварий и катастроф. Хотя устранение этих проблемных аспектов зависят также и от пересмотра Приказа Минобрнауки России № 59 2009 г. - т.к. ныне нет такой научно-исследовательской диссертационной специализации «Транспортное право», которая обязывала данным ведомствам изучении этих социально важных проблемных явлений. При том, самое главное, ФЗ о транспортной безопасности (и др.) обязывают названным ведомствам обеспечить ту или иную безопасность и они должны быть инициаторами всемерного совершенствования административно-правового регулирования исполнения этих госфункций. А полноценного обучения в юрвузах возможны только при установлении обязательных требований так как, ведомства иногда не заинтересованы из-за наличия упущений в системе образования (в том числе в ФЗ об образовании).
Надо отметить, что кроме указанных факторов ныне требуется совершенствования научно-образовательной36, правового воспитания37 и патриотической воспитательной деятельности (как способ пресечения коррупционных факторов во власти). А также учитывать в чем суть совершенствования современной научно-образовательной деятельности и необходимость изучения предметов «Правоведение» и «Безопасность жизнедеятельности» в вузах России (административно-правовое регулирование), то есть в ведомственных вузах правоохранительных органов.
Совершенствования деятельности правоохранительных органов ныне зависит также от норм определенных ФЗ: от 07.08.2001 № 115 «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»; от 7.02.2011 № 3 «О полиции»; от 19.05.1995 № 82 «Об общественных объединениях»38; от 7.08.2001 № 115 «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»; от 28 июня 1995 г. № 98-ФЗ «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» (с изм. 28.12.2016); от 11 июля 2001 г. № 95-ФЗ «О политических партиях» (с изм. 28.12.2016); от 17.01.1992 № 2202-I «О прокуратуре РФ»; от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» (с изм. 06.07.2016) и др. В процессе реализации названных ФЗ надо учитывать и нормы КоАП39 и УК РФ40. Эти позиции способствуют развитии профессиональных качеств сотрудников правоохранительных и иных органов41 по
35 В качестве примера, следует отметить о наличии соблюдения технических регламентов при анализе таких ФЗ как: от 21 июля 1997 г. № 116 «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (с изм. 22.02.2017); от 30.12.2009 № 384-Ф3 (ред. от 02.07.2013) «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», от 27.12.2002 N 184-ФЗ (ред. от 05.04.2016) «О техническом регулировании»; от 09.02.2007 № 16-ФЗ (ред. от 06.07.2016) «О транспортной безопасности» (с изм. и доп., вступ. в силу с 21.12.2016) и др.
36 Дополнительно см. Бережкова Н.Ф. Юридическое образование и этические нормы Алтайский юридический вестник. 2013. № 2. С. 8-11.
37 См. Васильев Ф.П., Бережкова Н.Ф., Орехова Л.М., Анохина С.Ю., Лятифова Т.С. МВД России как основной субъект реализации требований Президента России о развитии правовой грамотности и правосознания граждан //Вестник Московского университета МВД России. 2015. № 1. С. 231-235.
38 Дополнительно см..
39 Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 02.02.2017) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2017) с изм., внесенными Постановлениями Конституционного Суда РФ от 13.07.2010 № 15-П - от 28.12.2013 № 388-ФЗ, Постановлениями Конституционного Суда РФ от 25.02.2014 № 4-П, от 08.04.2014 № 10-П, от 14.07.2015 № 20-П, от 17.02.2016 № 5-П, ФЗ от 03.07.2016 № 349 - от 03.07.2016 № 372-ФЗ, Постановлением Конституционного Суда РФ от 17.11.2016 № 25-П).
40 Уголовный кодекс РФ от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 28.12.2016) с изм., внесенными Постановлениями Конституционного Суда РФ от 27.05.2008 № 8-П - от 16.07.2015 № 22-П).
41 Так, ФЗ от 02.04.2014 № 70 в КоАП РФ в ст. 19.35 (Воспрепятствование законной деятельности народного дружинника или внештатного сотрудника полиции) за воспрепятствование осуществляемой на законном основании деятельности народного дружинника или ВСП в связи с их участием в ООП либо невыполнение их законных требований о прекращении противоправных действий - влечет наложение административного штрафа в размере от 500 до 2500 рублей. Или же в ст. 19.36 (Совершение народным дружинником или внештатным сотрудником полиции действий, нарушающих права и законные интересы граждан или организаций) за совершение народным дружинником или внештатным сотрудником полиции, участвующими в ООП, действий, повлекших нарушение или незаконное ограничение прав и законных интересов граждан или организаций, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, - влечет наложение административного штрафа в размере от 1 тысячи до 3х тысяч рублей.
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №03-2/2017 ISSN 2410-6070_
определенным направлениям42, разработки по ним ведомственных НПА43.
Кроме выше высказанных рекомендаций, надо отметить, что в правовом государстве (ст. 1 Конституции РФ) вопросы правоприменительной деятельности (ООП) в России должны регламентироваться в основных ФЗ с адресным учетом, в регламентирующем ФЗ других основных НПА, которые изданы ранее44. Только тогда мы можем говорить об единоначалии, верховенстве права, а не ведомства или власти (должностного лица). Тем самым, еще недостаточно анализировано НПА, регламентирующие их деятельности в области поддержания правопорядка (безопасности) и использования общественных формирований (контроля).
Или же, нельзя исключать, то, что если в области формировании, организации и направлении деятельности общественных формирований, основную роль играют МВД и ФСБ, СК России, Росгвардия (территориальные органы) и ОМС.
Свои суждения автор обосновывает на основе проведенных исследований о деятельности субъектов управления, а также на основе анализа различных научных трудова по данной проблеме.
В заключении надо отметить, что наверное пора всем правоохранительным органам с учетом наличия ведомственных образовательных организаций внести предложения в Минобрнауки России об установлении в приказе № 59 - 2009 г. (об установлении номенклатуры научных специальностей) дополнении научных специальностей «Дисциплинарное право», «Административная ответственность в России» и «Транспортная безопасность». Что позволит совершенствованию ведомственного образования, научно-исследовательской деятельности, снижению коррупционных факторов и качественному обеспечения той или иной безопаности.
Несомненно эти предложения не являются идеальными и они нуждаются толкованию с различных позиций.
Список использованной литературы:
1. Алексеев С.Н., Васильев Ф.П. Некоторые проблемные аспекты реализации административных наказаний в Российской Федерации // Ежемес. жур. Право и государство. М.: № 6 (42) 2008. - С. 95-98.
2. Арчибасова Л.А., Васильев Ф.П. Административно-правовое регулирование вопросов борьбы с коррупцией и его пробелы // Международные юридические чтения: Материалы ежегод. науч. практ. конф. (Омск, 22 мая 2009 г.) - Омск, 2009. Ч. 2 С. 3-11.
3. Арчибасова Л.А., Васильев Ф.П. Вовлечение в совершение преступлений террористического характера. //Ежекварт. жур. Научный партал МВД России М.: № 1 (5). 2009. С. 94-98.
4. Анисимов Р.Ю., Васильев Ф.П,, Иванов В.В. Административно-правовые механизмы пресечения экстремистской деятельности в России// жур. (ВАК) Административное право и процесс № 10 - 2013. С. 3739.
5. Анохина С.Ю., Бережкова Н.Ф., Васильев Ф.П., Мельников А.В. (всего авторов 7) Правовое положение полиции МВД России. Учебник. под ред. доктора юридических наук Ф.П. Васильева. Предисловие Н.Эриашвили. М.: изд-во ЮНИТИ-ДАНА. Закон и право. 2014, - 816 с.
6. Анохина С.Ю., Васильев Ф.П., Дугенец А.С., Николаев А.Г., Ускова А.С., Дембицкая И.Л., Лятифова Т.С. Осуществление государственного надзорно-контрольных функций в России и их научно-теоретическое толкование в административном праве на современном этапе// жур. (ВАК) Вестник Московского университета МВД России № 5 - 2014 г. С. 146-153.
42 Васильев Ф.П., Дрондин А.А. Современные специфические особенности осмотра места преступления на объектах транспортной инфраструктуры и подготовка юристов: как преодолеть противоречия / Ф.П. Васильев, А.Л. Дрондин // The Way of Science - 2016 - № 1 (23) - С. 38-44.
43 Дополнительно см. Приказ МВД России от 23 декабря 2011 г. № 1298 «Об утверждении Инструкции о порядке доставления лиц, находящихся в общественных местах в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения и утративших способность самостоятельно передвигаться или ориентироваться в окружающей обстановке, в медицинские организации».
44 В частности, Распоряжение Президентом России еще в 2011 г. за № Пр-1168 «Основы государственной политики России в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан». Хотя данные проблемы (требования) недостаточно учтены в ФЗ об образовании или же в НПА Правительства России, МВД России, Минобрнауки Росси, Минобороны, Росгвардии и др.
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №03-2/2017 ISSN 2410-6070_
7. Васильев Ф.П., Тарасов М.Ю. Дознание во внутренних войсках МВД России и современное толкование // Вестник Московского университета МВД России. - М.: Изд-во Моск. ун-та МВД России, 2014, № 6. - С. 184190.
8. Бережкова Н.Ф., Васильев Ф.П., Николаев А.Г., Шашкаров В.Н. Современные особенности правового воспитания военнослужащих и граждан в системе Минобороны России. Научно-аналитический журнал № 4. (ВАК) «Инновация и инвестиции» г. Москва 2015. С. 207-211.
9. Васильев Ф.П., Орехова Л.М., Яковлева В.В. Разработка ведомственных концепции о Развитии правовой грамотности и правосознания граждан как способ обеспечения реализации требований Президента России // жур. (ВАК) Закон и право № 10 - 2014 г. С. 75-79.
10.Баранов В.В., Бережкова Н.Ф., Васильев Ф.П. Современные аспекты регламентирования деятельности государственных органов и пресечения коррупции в системе власти // «Черные дыры» в Российском законодательстве. Юридический журнал. № 1. 2010. (6 с.). С. 6-12.
11.Булатова Л.А., Васильев Ф.П., Мусаев М.Г. Правовое воспитание в России и как его преодолеть?//Ежемес. жур. (ВАК) Вестник Московского университета МВД России. № 1-2013. С. 54-58.
12.Васильев Ф.П., Дугенец А.С., Гугунский А.Н., Современные особенности регулирования вопросов борьбы с коррупцией в системе органов внутренних дел России. /Ежемес. жур. (ВАК) Российский следователь М.: № 9. 2011. С. 29-31.
13.Васильев Ф.П., Дульцев М.В., Тарабрин С.В., Дугенец Д.А. О проекте федерального закона «об основах государственной системы профилактики правонарушений в Российской федерации» /Ежемес. жур. Административное право и процесс - М.: № 2. 2011 г .- С. 24-26.
14.Васильев Ф.П. с Назаров С.В., Ушаков С.Н. Правовое регулирование обеспечения безопасности в России // г. Владимир жур. (ВАК) Вестник Владимирского юридического института № 1(22) 2012. С. 121-125.
15.Васильев Ф.П. Направления совершенствования административного законодательства. /Актуальные проблемы применения КоАП РФ: Материалы Межрег. науч. практ. конф. 20.06.2008, Чебоксары, 2008. С. 112-127.
16.Васильев Ф.П., Крылов А.А. Соблюдение правил обращения с результатами, полученными с помощью специальных технических средств, как обязательное условие в процессе обеспечения экономической безопасности органами внутренних дел // Информация и информационная безопасность правоохранительных органов: Материалы XVIII Междунар. научной конф. М., 2009. 383-388.
17.Васильев Ф.П., Демидов Ю.Н., Кубышко В.Л., Свинарев В.В., Герасимов В.Н. Организация деятельности подразделений по делам несовершеннолетних: Учебное пособие / Предисловие В.Я. Кикотя. Чебоксары: Изд-во «Новое время». 2009. 592 с.
18.Васильев Ф.П., Воротникова С,В. Проблемные аспекты в области юридического образования в современной России // ежемес. жур. Алтайский юридический вестник № 4(4) 2013. С. 54-57.
19.Васильев Ф.П., Лятифова Т.С. Современное толкование об исполнении государственных функций органами внутренних дел Российской Федерации // Конституция РФ как гарант прав и свобод человека и гражданина при расследовании преступлений: материалы Междунар. науч. практ. конф. (Москва, 14 ноября 2013 г.). В 3-х частях. Часть 1 (практическая значимость). - М.: Институт повышения квалификации СК России, 2013.106-11.
20.Васильев Ф.П., Жуков П.С. Административно-правовое регулирование вопросов международного сотрудничества в области пресечения правонарушений // ежемес. жур (ВАК) Научно-аналитический журнал № 2. (ВАК) «Инновация и инвестиции» г. Москва 2015. С. 232-252.
21.Васильев Ф.П. Роль органов внутренних дел в пресечении экстремизма на современном этапе // Ежекв. жур. Труды Академии управления МВД России. М.: № 3 (11): 2009. - С. 78-82.
22.Васильев Ф.П. Научно-практическое толкование об особенностях административно-правового регулирования и организации деятельности современной военной полиции Минобороны России в области обеспечения правопорядка// Крымский научный вестник, № 5- 2015.
23.Васильев Ф.П. Производственные отходы их оборот: административно-правовое регулирование на современном этапе в России и их совершенствования (из серии «транспортная безопасность») // Таврический
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №03-2/2017 ISSN 2410-6070
научный обозреватель № 4/9 (апрель), 2016. С. 109-133.
24.Килясханов Х.Ш. ОБСЕ в борьбе с терроризмом: Учебное пособие/ под редакцией докт. юр. наук, доцента Ф.П. Васильева: предисловие доктора юр. наук, проф. И.В. Гончарова. - М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2013. - 523 с.
25.Конев А.Н. Легализация результатов оперативно-розыскной деятельности (теория, практика, техника) //Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. 2011. № 3. С. 8-14.
26.Потапенкова И.В. Административно-правовое регулирование участия объединений граждан в охране общественного порядка // дисс. канд. ..юр. наук, Москва: Академия управления МВД России 2011, - 221 с. а. Тарасов М.Ю. Дознание во внутренних войсках МВД России // Расследование преступлений: проблемы и пути их решения: сбор. науч. практ. трудов. Вып. 3 Москва. Издат-во: Акад. СК России 2014 г. С. 92-98.
©Васильев Ф.П., 2017 г.
УДК - 341.01
Гендари Омар Хилал
магистрант 2-го года обучения Мордовский государственный университет г. Саранск, Российская Федерация
ОБЫКНОВЕНИЕ В СИСТЕМЕ ИСТОЧНИКОВ ПРАВА
Аннотация
В статье рассматриваются различные подходы к содержанию такого источника права как «обыкновение». Анализируются точки зрения, высказываются суждения относительно понимания такой формы выражения общеобязательных правил. Отражаются взгляды на проблему не только представителей международного, но и иных отраслей права. Проводится сравнение понятий «обыкновение» и «обычай».
Ключевые слова
Источник права, обыкновение, обычай, неправовой обычай, международный обычай, деловое обыкновение.
Каждая отрасль права использует термины и понятия, имеющие как отраслевую специфику, так и универсальный характер. Их точное и единообразное применение является залогом качества нормативного регулирования, помогает поиску истины в процессе научной дискуссии [1,c.23]. Используемый в некоторых отраслях права термин «обыкновение» имеет свою специфику, исследование которой представляет интерес, в том числе как источник права.
Обыкновение (англ. habit/custom) - правило поведения, сложившееся в определенной сфере предпринимательской деятельности на основе постоянного и единообразного его применения. Обыкновение сравнивают с обычаем и в качестве отличительного признака указывают, что обыкновение не являются источником права. Оно применяются при условии, что используемые сторонами правила хорошо им известны и, второе, нашли закреплениев договоре в виде прямой отсылки или подразумеваемого условия. Основной сферойприменения обыкновенияявляется область международной торговли. Отдельные обыкновениямогут фиксироваться в документах различных международных организаций(если они часто применяются в определенной отрасли торговли). Их можно обнаружить, например, в сборнике международных торговых терминов «Инкотермс», Единообразных правилах для документарных аккредитивов 1974 г., подготовленных Международной торговой палатой (МТП), и др.[2, с.16]. Часто применяемые обыкновения нередко становятся обычаями. В различных национальных правовых системах оценка обыкновениянеодинакова, в т. ч. и по вопросу о разграничении обыкновения и обычаев.