Научная статья на тему 'Органы внутренних дел как субъект организации контроля за деятельностью внештатного сотрудника полиции'

Органы внутренних дел как субъект организации контроля за деятельностью внештатного сотрудника полиции Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
741
132
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ВЕДОМСТВО / ВНЕШТАТНЫЙ / ВСП / ГОСУДАРСТВО / ЗАЩИТА / МИГРАЦИЯ / МОНИТОРИНГ / ОБУЧЕНИЕ / ПДН / ПЛАНИРОВАНИЕ / ПРОГРАММЫ ОБУЧЕНИЯ / ПРАВОСОЗНАНИЕ / СОЦГАРАНТИИ / УЧАСТИЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Новиков Денис Николаевич

Вопросы организации деятельности внештатных сотрудников полиции (ВСП) в охране общественного порядка (ООП), обеспечения безопасности и их права и обязанности в целом определены федеральными законами (ФЗ) и приказами МВД России. Но, по сути присутствует отдельные специфические особенности (полномочии) в деятельности ВСП. Тем самым автор прав в том, что в своей деятельности как полиция МВД России (ОВД), так и военная полиция Минобороны России и подразделения (воинские части) Росгвардии, пограничные войска ФСБ России и др., должны взаимодействовать с гражданами РФ, общественными формированиями, органами местного самоуправления (ОМС). В том числе по вопросам направления деятельности внештатных сотрудников соответствующих правоохранительных ведомств (Росгвардии или военной полиции). И они должны разрешаться в рамках требований соответствующих ФЗ, в частности ФЗ от 02.04.2014 № 44 «Об участии граждан в охране общественного порядка» (ФЗ о ДНД). Притом как изданные приказы МВД России, так и ФЗ о ДНД нуждаются в внесении изменений. В итоге, авторские суждения и предложения будут полезными как для научно-образовательной сферы, так и для органов исполнительной власти (законодателям).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Новиков Денис Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Органы внутренних дел как субъект организации контроля за деятельностью внештатного сотрудника полиции»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №03-2/2017 ISSN 2410-6070_

Новиков Денис Николаевич

слушатель групп 2114 Академии управления МВД России, заместитель начальника ОМВД России по Сосновскому району Челябинской области подполковник полиции

[email protected]

ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ КАК СУБЪЕКТ ОРГАНИЗАЦИИ КОНТРОЛЯ ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ВНЕШТАТНОГО СОТРУДНИКА ПОЛИЦИИ

Аннотация

Вопросы организации деятельности внештатных сотрудников полиции (ВСП) в охране общественного порядка (ООП), обеспечения безопасности и их права и обязанности в целом определены федеральными законами (ФЗ) и приказами МВД России. Но, по сути присутствует отдельные специфические особенности (полномочии) в деятельности ВСП. Тем самым автор прав в том, что в своей деятельности как полиция МВД России (ОВД), так и военная полиция Минобороны России и подразделения (воинские части) Росгвардии, пограничные войска ФСБ России и др., должны взаимодействовать с гражданами РФ, общественными формированиями, органами местного самоуправления (ОМС). В том числе по вопросам направления деятельности внештатных сотрудников соответствующих правоохранительных ведомств (Росгвардии или военной полиции). И они должны разрешаться в рамках требований соответствующих ФЗ, в частности ФЗ от 02.04.2014 № 44 «Об участии граждан в охране общественного порядка» (ФЗ о ДНД). Притом как изданные приказы МВД России, так и ФЗ о ДНД нуждаются в внесении изменений. В итоге, авторские суждения и предложения будут полезными как для научно-образовательной сферы, так и для органов исполнительной власти (законодателям).

Ключевые слова

Ведомство, внештатный, ВСП, государство, защита, миграция, мониторинг, обучение, ПДН, планирование, программы обучения, правосознание, соцгарантии, участие.

Novices Denis Nikolayevich is

the listener of the groups 2114 of the academy for administration MVD of Russia the deputy chief OF OMVD of Russia for The sosnovskomu region of the Chelyabinsk province the Lieutenant Colonel of the police

[email protected]

ORGANS OF INTERNAL AFFAIRS AS THE SUBJECT OF THE ORGANIZATION OF CONTROL OF THE ACTIVITY OF THE FREELANCER OF THE POLICE

Annotation

Questions of the organization of the activity of the freelancers of the police (VSP) in the protection of social order (OOP), guarantee of safety and their right and responsibility as a whole are determined by the federal laws (FZ) and the orders MVD of Russia. But, in the essence it is present separate specific special features (authority) in the activity VSP. Thus the author of rights in the fact that in their activity the police MVD of Russia (OVD) as well as the military police of the RF Ministry of Defense and subdivision (military parts) Of rosgvardii, border forces the FSB of Russia and others, must interact with the citizens RF, public shaping, organs of local self-guidance (OMS). Including on questions of the direction of the activity of the freelancers of the corresponding law-enforcement departments (Rosgvardii or military police). And they must be permitted within the framework requirements corresponding FZ, in particular FZ from 02.04.2014 № 44 "about the participation of citizens in the protection of social order" (FZ about DND). Besides both the published orders MVD of Russia and FZ about DND need the introduction of changes. As a result, author's judgments and proposals will be useful both for the scientifically- educational sphere and for the organs of executive power (legislators).

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №03-2/2017 ISSN 2410-6070_

The keywords

Department, not on the staff, VSP, state, protection, migration, monitoring, instruction, PDN, planning, training program, legal conscience, sotsgarantii, participation.

В системе планирования, организации и контроля в деятельности правоохранительных органов (всех субъектов управления и контроля и надзора) существенную роль требования норм Федерального закона от 28.06.2014 № 172-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О стратегическом планировании в Российской Федерации». В частности, данный НПА устанавил правовые основы стратегического планирования в России, координации государственного и муниципального стратегического управления и бюджетной политики, полномочия федеральных органов госвласти, органов госвласти субъектов РФ, органов местного самоуправления (ОМС) и порядок их взаимодействия с общественными, научными и иными организациями в сфере стратегического планирования. Тем более стратегия планирования должно осуществляться на всех уровнях (территориальных ОВД) субъектов управления. И с учетом этих и других направлений в сфере организации и контроля в системе МВД России (ВСП и с учетом их направлений деятельности - предназначения) вполне уместно акцентировать некоторые определения, закрепленные в названном ФЗ, в частности:

государственное управление - деятельность органов государственной власти (МВД России) по реализации своих полномочий в сфере социально-экономического развития страны и обеспечения национальной безопасности России67;

целеполагание - определение направлений, целей и приоритетов социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности России68;

планирование - деятельность участников стратегического планирования по разработке и реализации основных направлений деятельности Правительства России, планов деятельности федеральных органов исполнительной власти (МВД России) и иных планов в сфере социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности России, направленная на достижение целей и приоритетов социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности страны, содержащихся в документах стратегического планирования, разрабатываемых в рамках целеполагания;

мониторинг и контроль реализации документов стратегического планирования - деятельность участников стратегического планирования по комплексной оценке хода и итогов реализации документов стратегического планирования, а также по оценке взаимодействия участников стратегического планирования в части соблюдения принципов стратегического планирования и реализации ими полномочий в сфере социально-экономического развития страны и обеспечения национальной безопасности России. Что же касается действующего Приказа МВД России от 20.10.2011 № 1090 «Вопросы информационно-правового обеспечения деятельности органов внутренних дел Российской Федерации и внутренних войск МВД России», то оно нуждается в полном пересмотре и учитывать вопросов деятельности ВСП69;

план деятельности федерального органа исполнительной власти - документ стратегического планирования, содержащий цели, направления, индикаторы, планируемые промежуточные и окончательные результаты деятельности федерального органа исполнительной власти (МВД России и его территориальных органов) на среднесрочный период и предусматривающий в рамках установленных полномочий федерального органа исполнительной власти обеспечение реализации документов стратегического планирования. И др. определения (в том числе о годовых и прочих планах).

Несомненно, эти и другие определения касаются и в области организации направлений деятельности и народных дружин. Тем более МВД России как уже выше отмечалась, основным субъектов осуществления контроля и организации направлений деятельности общественных формирований (граждан - дружин) в

67 При этом, следует учитывать конкретизированные требования Президента России - Указ Президента России от 31 декабря 2015 года № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» Российская газета от 31 декабря 2015 г.

68 Учитывать также требования норм ФЗ о безопасности.

69 Притом, по направлениям деятельности ВСП (их качественности по отраслевым (служебным)) направлениям на местах данная работа ещё не проводилась.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №03-2/2017 ISSN 2410-6070_

области участия ими в охране общественного порядка.

Параллельно надо отметить, что в рамках обеспечения исполнения названного ФЗ Министерством еще не разработана ведомственная концепция, обеспечивающая системы планирования в Центральном аппарате и в территориальных органах, отдельных отраслевых службах, подразделениях (миграции, ООП, УР, незаконного наркооборота, ПДН и др.). А изданный приказ МВД России от 26.09.2012 г. № 890 «Об организации планирования в органах внутренних дел Российской Федерации» по существу не отвечает требованиям изложенных в ФЗ о стратегии планирования (современным требованиям).

Несомненно, как отмечают в своих научных трудах С.Ю. Анохина70, А.Г. Николав71, Н.Ф. Бережкова72, А.В. Мельников, Ф.П. Васильев и др.73, что вопросы правоприменительной деятельности и регулирования прохождения государственной службы сотрудниками ОВД ныне невозможно без учета вопросов дисциплинарной ответственности. Тем самым, можно ли не обращать внимания на эти правовые аспекты? Именно в процессе организации деятельности ВСП.

Внештатные сотрудники полиции привлекаются к сотрудничеству по следующим направлениям деятельности полиции:

В процессе толкования данного вопроса следует учитывать не только нормы (требования) ФЗ о ДНД, но и нормы основного ведомственног НПА - Приказа МВД России от 10 января 2012 г. № 8 «Об утверждении Инструкции по организации деятельности внештатных сотрудников полиции» (с изм. 20.04.2015), где определены основные направления деятельности ВСП. По которым следует осуществлять отдельные организационно-контрольные действия со стороны соответствующих руководителей подразделений и служб ОВД РФ. Так, они (внештатные сотрудники полиции - ВСП) привлекаются к сотрудничеству по следующим направлениям деятельности полиции:

■ защита личности74, общества, государства от противоправных посягательств (подразделений по защите свидетеле, потерпевших);

■ предупреждение и пресечение преступлений, а также административных правонарушений (руководители подразделений ООП, УР);

■ поиск лиц (соответствующие ответственные лица (например, УР, ПДН);

■ обеспечение правопорядка в общественных местах (в том числе в период проведении пблично-массово-спортивных и иных мероприятий);

■ обеспечение безопасности дорожного движения (руководители подразделений ГИБДД). В данном случае также не употребляются термины «дружинник» и «внештатный сотрудник полиции» и ФЗ о профилактике правонарушений в РФ как в Федеральный закон от 10.12.1995 № 196-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О безопасности дорожного движения» (с изм. и доп., вступ. в силу с 15.07.2016), так и в Указе Президента России от 15 июня 1998 г. № 711 «О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения» (с изм. 01.04.2015) (в том числе и в Положении о Госавтоинспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (утв. Указом Президента РФ от 15 июня

70 Анохина С.Ю., Бережкова Н.Ф., Мельников А.В., Николаев А.Г. (всего авторов 7) Правовое положение полиции МВД России. Учебник. под ред. доктора юридических наук Ф.П. Васильева. Предисловие докт-ра эконом. наук, канд. юр. наук профессора Н. Эриашвили. М.: изд-во ЮНИТИ-ДАНА. Закон и право. 2014, - 816 с.

71 Николаев, А. Г. Дисциплинарная ответственность как вид юридической ответственности [Текст] / А. Г. Николаев // Труды Академии управления МВД России. - 2014. - № 2. - С. 87-90.

72 Бережкова Н.Ф. Правовое регулирование государственной службы в России. Этические нормы и присяга. / М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право. 2015. - 583 с. - (Серия «Научные издания для юристов»); Бережкова Н.Ф. Юридическое образование и этические нормы //Ассоциация юридических вузов России Российский университет дружбы народов Владимирский государственный университет //Формирование знаний, навыков и профессиональных компетенций в образовательном процессе юридических вузов материалы всероссийской научно - методической конференции 14-17 февраля 2013 г. г. Суздаль .Владимир 2013 г. С. - 23.

73 В данном случае см.

74 В данном случае учитывать нормы приказа МВД России от 21 марта 2007 г. № 281 «Об утверждении Административного регламента МВД России по исполнению государственной функции обеспечения в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной защиты судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, безопасности участников уголовного судопроизводства и их близких».

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №03-2/2017 ISSN 2410-6070_

1998 г. № 711). Тем самым, эти НПА также нуждаются в доработке;

■ осуществление экспертно-криминалистической деятельности (руководители экспертно-криминалистических подразделений ОВД РФ75).

При этом надо отметить, что названный, регламентирующий приказ МВД России (Инструкция ВСП) недостаточно учитывает также нормы указов Президента России, а именно:

■ от 1 марта 2011 г. № 248 «Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации» (с изм. 22.12.2016), где определены основные направления МВД России (в том числе и полиции);

■ от 21 декабря 2016 г. № 699 «Об утверждении Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации и Типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации»;

■ Структура центрального аппарата Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденная Указом Президента России от 1 марта 2011 г. № 248.

В итоге, анализ данных НПА позволяет утверждать о необходимости использования граждан РФ в качестве ВСП в области пресечения таких социально значимых правонарушений как незаконной миграции76, наркооборота, экономическо-коррупционных факторов, пресечения правонарушений среди несовершеннолетних и др.

Или же, МВД России (с привлечением Академии управления и ВНИИ МВД России) в рамках требований ФЗ о ДНД - от 2 апреля 2014 г. № 44 «Об участии граждан в охране общественного порядка» рассмотреть вопросы о разработки для отдельных категорий (с учетом их предназначения (привлечения)) ВСП конкретной атрибутики (жетонов, номерных нагрудных знаков ВСП), форменной одежды для публичных ВСП.

И Приказ МВД России от 10 января 2012 г. № 8 (Инструкция ВСП) по существу нуждается в полном пересмотре, если мы хотим развития движения участия (содействия) граждан в охране общественного порядка на добровольной основе. Тем более, качественный подход к деятельности ВСП, позволяет территориальным органам иметь дополнительный резерв для приема на службу в ОВД, в иные правоохранительные органы из числа (грамотных и добросовестных ВСП), оправдавших доверие в соответствующих подразделениях ОВД РФ.

В данном приказе, наверное, с учетом специфических обязанностей и задач также развить вопросы о возможности использования ВСП собственных средств защиты (скажем, газового оружия, служебных собак)77. Притом, не исключать такие вопросы - внесения предложений об изменении и дополнений в ФЗ о ДНД. В том числе предоставление Правительство России предложений о выделении дополнительных бюджетных средств, для использования их на развитие организации работы с ВСП и предоставления дополнительных социально-правовых ВСП78.

Вышеуказанные предложения и суждения автором сделаны на основе проведенного не только ведомственных приказов (инструкций, положений, административных регламентов), а также различных научных публикаций и в процессе обмена информациями с практическими работниками различных

75 См. Приказ МВД России от 29.06.2005 № 511 (ред. от 27.10.2015) «Вопросы организации производства судебных экспертиз в экспертно-криминалистических подразделениях органов внутренних дел Российской Федерации» (вместе с «Инструкцией по организации производства судебных экспертиз в экспертно-криминалистических подразделениях органов внутренних дел Российской Федерации», «Перечнем родов (видов) судебных экспертиз, производимых в экспертно-криминалистических подразделениях органов внутренних дел Российской Федерации») (Зарегистрировано в Минюсте России 23.08.2005 № 6931).

76 Дополнительно см. Постановление Правительства России от 14 января 2015 г. № 12 «О порядке принятия решения о неразрешении въезда в Российскую Федерацию в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства« (с изм. 08.02.2017).

77 В данном случае см. (см. ст. 13 ФЗ об оружии) и служебных розыскных собак (состоящих на учете) - Распоряжение Президента России от 15 апреля 1996 г. № 191-рп «О национальной системе кинологической деятельности и собаководства в Российской Федерации»).

77 См. вышеназванный приказ МВД от 18 августа 2014 г. № 696.

78 Тем более Правительство России согласно Федерального конституционного закона от 17.12.1997 № 2-ФКЗ (ред. от 28.12.2016) «О Правительстве Российской Федерации» обладает именно этими полномочиями.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №03-2/2017 ISSN 2410-6070

правоохранительных органов. В частности, к этим же позициям придерживается административист доктор юридических наук, главный научный сотрудник научно-исследовательского центра Академии управления МВД России Ф.П. Васильев.

Список использованной литературы:

11.Агеев А.А., Бережкова Н.Ф., Васильев Ф.П. Участие граждан в охране общественного порядка и безопасности // Электронный научный журнал «Транспортное право и безопасность, 2016 № 2 (2). С. 27-36.

12.Арчибасова Л.А., Бережкова Н.Ф. Некоторые особенности пресечения коррупционных факторов и противоправных действий в системе МВД России //Противодействие преступлениям коррупционной направленности : материалы Международной научно-практ. конф., посвященной выдающемуся российскому учёному НиколаюСергеевичу Алексееву(Москва, 27октября 2016 года) / под общ. ред. А.И. Бастрыкина. -М. : Академия СК России 2016. С. 47-53.

13.Баханская Н. Новое законодательство о народных дружинах. - Советы депутатов трудящихся, 1974, №12, с. 93-96.

14.Бахрах Д.Н., Серегин А.В. Ответственность за нарушение общественного порядка. - М.: Юрид. лит., 1997. - 80 с.

15.Бережкова Н.Ф., Бычков В.В., Васильев Ф.П., Миронов А.Н. Проведение экспертиз по гражданским, административным и уголовным делам государтсвенными судебно-экспертными учреждениями и правовое регулирование их деятельности в России // Сборник публикаций научного журнала ''Globus'' по материалам V международной научно-практ. конф.: «Достижения и проблемы современной науки» г. Санкт-Петербурга: сборник со статьями (уровень стандарта, академический уровень). - С-П.: Научный журнал «Globus», 2016. С.115-129.

16.Бережкова Н.Ф. К вопросу о совершенствовании прокурорского надзора за деятельностью полиции //Административное право и процесс. 2016. № 1. С. 82-84.

17. Бекетов О.И., Шухман Н.В. Комментарий к Федеральному закону от 2 апреля 2014 г. № 44-ФЗ «Об участии граждан в охране общественного порядка» (постатейный) [Электронный ресурс]. Доступ из СПС КонсультантПлюс. (Дата обращения: 14.04.2016).

18. Богатова Т.В. Административно-правовой статус граждан, участвующих в обеспечении правопорядка // Автореферат дисс. канд.... юр. наук Ростов-на-Дону - 2008. Работа выполнена в Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Омская академия Министерства внутренних дел Российской Федерации».

19.Борисенко В.Г., Кригер В.И. Руководство партийных и советских органов народными дружинами. - М.: Юрид. лит., 1997. 80 с. (Библиотечка народн. дружинника).

20.Блинов В.М. Законность и правопорядок в Советском государстве. - М.: Юрид. лит., 1997. - 88 с. (Библитечка народн. дружинника).

©Новиков Д.Н., 2017

УДК 342.5

Рахманов А.Д.,

магистрант 2го года обучения кафедры конституционного, административного и международного права Набережночелнинского института КФУ , г. Набережные Челны, РФ

ПОНЯТИЕ И ОСОБЕННОСТИ ПРАВОЗАЩИТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОКУРАТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Аннотация

Статья посвящена рассмотрению сущности правозащитной функции прокуратуры. Проведен анализ ее

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.