Научная статья на тему 'Проблемы реализации инновационного потенциала человеческих ресурсов Иркутской области'

Проблемы реализации инновационного потенциала человеческих ресурсов Иркутской области Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
64
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Управленец
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННЫЙ СПЕЦИАЛИСТ / ЦЕННОСТИ СПЕЦИАЛИСТА / МОТИВАЦИЯ СПЕЦИАЛИСТА / ТВОРЧЕСКИЙ ХАРАКТЕР ТРУДА / ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ТВОРЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ганаза Ольга Владимировна

В докладе представлены результаты исследования, цель которого выявление ценностей и мотивации высококвалифицированных специалистов организаций г. Иркутска.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы реализации инновационного потенциала человеческих ресурсов Иркутской области»

Upravlenets № 11-12 (15-16) 2010

DESERVING LABOUR - A STABLE COMMUNITY BASIS

ГАнАзА Ольга Владимировна

Старший преподаватель кафедры экономики труда и управления персоналом

Байкальский государственный университет экономики и права

664003, РФ, г. Иркутск, ул. Ленина, 11 Контактные телефоны: (3952) 21-12-29, (914) 006-02-24

е-таИ: ganaza-ov@isea.ru

Проблемы реализации

инновационного потенциала человеческих ресурсов

Иркутской области

Аннотация. В докладе представлены результаты исследования, цель которого - выявление ценностей и мотивации высококвалифицированных специалистов организаций Иркутска.

На современном этапе развития принципиальное значение приобретает процесс обогащения содержания труда, расширения творческих компонентов труда. Этот процесс предъявляет все возрастающие требования к знаниям, общему кругозору и квалификации работников.

За рубежом большое внимание уделяется статическим показателям, характеризующим количественно и качественно высококвалифицированных работников, участвующих в создании инновационного продукта. Например, в США большой интерес представляют следующие исследования NSF (Национального научного фонда): «Doctoral Scientists and Engineers. Profile Tables» («Ученые и инженеры, обладающие докторской

степенью. Профильные таблицы»), «Science & Engineering Indicators» (распределение бывших выпускников вузов по различным профессиям), распределение высококвалифицированных специалистов по крупнейшим секторам занятости (sectors of employments) экономики США.

В исследовании1, цель которого была выявить ценности и мотивации высококвалифицированных специалистов, приняли участие 279 служащих организаций Иркутска, из них 77 руководителей, 202 специалиста.

Анализ вопросов, посвященных трудовому пути высококвалифицированных специалистов, показал, что среди участников опроса большинство респондентов (211 чел.) начали работать по специальности сразу по-

1 Печатается при поддержке проекта Министерства образования и науки РФ «Развитие системы управления человеческими ресурсами региона при переходе к инновационной экономике» (РНП 2.1.3/1461), выполняемого в рамках аналитической ведомственной целевой программы «Развитие научного потенциала высшей школы (2009-2010 гг.)». Тема зарегистрирована во ВНТИ-Центре, номер госрегисграции 01200902100.

ДОСТОЙНЫЙ ТРУД - ОСНОВА СТАБИЛЬНОГО ОБЩЕСТВА

Управленец № 11-12 (15-16) 2010

сле окончания высшего учебного заведения, 47,3% респондентов нашли работу в течение 1-3 месяцев после окончания обучения в вузе. Для части этой группы первое место постоянной работы стало логическим продолжением практики или продолжением подработки, начавшейся на последних курсах обучения.

Полученные значения свидетельствуют о четком планировании респондентами будущих действий для достижения предполагаемых жизненных целей, а также об их уверенности и способности преодолевать возникающие препятствия.

Значительное число опрошенных (62 чел.) основной ценностью считают работу, где в большей степени востребована квалификация, опыт, подготовка. Этот факт абсолютно иллюстрирует тенденцию, связанную с тем, что профессиональный интерес, ответственность привлекают творческих людей к работе.

Дальше с небольшим отрывом следуют такие ответы, как «условия труда» (доля респондентов, выбравших этот вариант 13,4%), «моя работа нужна людям, я делаю полезное дело» (11,7%), «работа позволяет мне развиваться профессионально, совершенствоваться» (10,6%). Эти ответы также свидетельствуют о высоких профессиональных стандартах опрашиваемых (рис. 1).

Меньше всего респондентов (3 чел.) выбрали вариант «большие возможности для карьерного роста». Личная ответственность за результат интересной работы, возможность творческого роста для высококвалифицированного специалиста намного ценнее, чем все известные блага стандартной карьеры.

Респонденты считают, что высококвалифицированному специалисту необходимы как унифицированные базовые знания, характеризующиеся широтой и многообразием (этот вариант выбрали 53% опрошенных), так и глубокая специализация профессиональных знаний (54% респондентов) (табл. 1). Из этого ответа ясно, что в современ-

20

18

16

14

12

10

8

6

17,7

13,4

11,7 10 6

7,7 7,4 8,0 8,0

0 8

■ ■ ■ і

5

а

I-

ю

£ о I- ш к I-^ и ш <и

* 2 о ^ а. о с т

х-е-

ь н

и и о о X а о ° ^ 2 ? ГО I

о о. со <и

<и о. | * ш 4

к га го I-

2 о

ГО й

X а

го

*

I—

и

о.

1=

о го

еь ? § п: 10 ^ § з 8

го 2

р|

о х СА О >• ^ Т и и О) -8-о о. с

2 ^ 5- <5

І 8 ГО X X ГО

£ <и

Р 2

о го ю ^

ГО О)

о. СЕ

к ск

2 > Ь ІГ

ГО о У X

О- 5

I-

о

ю

го

а

X

X

£

а.

О)

с[

о

и

«"8 і “ § “■Ь

(и X

о

Н

Го со

£ о о и ^ о и 2: Н го -0-и о о.

1=

Рис. 1. Критерии работы, привлекающие респондентов, % опрошенных

Иркутск

Таблица 1 - Степень значимости для опрошенных критериев, характеризующих профессиональные навыки, % опрошенных

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Критерий Степень значимости |

Критерий обязателен Критерий желателен Наличие этого критерия не играет особой роли Критерий абсолютно не важен

Унифицированные базовые знания, характеризующиеся широтой и многообразием 53 41 6 0

Глубокая специализация профессиональных знаний 54 37 7 2

Опыт работы 49 43 6 2

Навыки поиска и обработки информации 32 36 24 8

Повышение квалификации 0 100 0 0

Владение ПК, другой офисной техникой 0 100 0 0

0

Ключевые слова: высококвалифицированный специалист, ценности специалиста, мотивация специалиста, творческий характер труда, познавательно-творческая активность.

Upravlenets № 11-12 (15-16) 2010

DESERVING LABOUR - A STABLE COMMUNITY BASIS

Творчество и инициатива приветствуются, хотя и не материально 48,0

Творчество и инициатива приветствуются, в гом числе материально

32,0

Там, где я работаю, творчество и инициатива не нужны, на это не обращают внимания 17,5

Излишняя инициативность не приветствуется, может даже привести к неприятностям 2,5

по

Рис. 2. Мнение респс на рабочем месте,

ндентов о наличии инициативы и творчества опрошенных

Таблица 2 - Степень значимости для опрошенных личностных харатрс&высокообразованного служащего, % опрошенных

Критерий Степень значимости

Критерий обязателен Критерий желателен Наличие этого критерия не играет особой роли Критерий абсолютно не важен

Ориентация на достижение результата 50,9 40,7 5,3 3,0

Стремление к саморазвитию 49,2 37,5 9,4 3,9

Коммуникабельность, открытость для внешних контактов 49,6 35,3 12,1 3,0

Стрессоустойчивость 49,5 38,2 10,6 1,7

Творческие способности 36,1 24,0 27,4 12,5

Мотивация к работе 42,5 44,8 10,6 2,2

ных условиях развития экономики определенная автономия и контроль над трудовыми процессами возможны только при наличии глубоких и разносторонних профессиональных знаний.

На смену существующей модели образования, основанной на интенсификации образовательных услуг в первые 20-25 лет жизни с эпизодической профессиональной переподготовкой в дальнейшем, приходит концепция «образования в течение жизни».

Познавательно-творческая активность проявляется в повышении общеобразовательного и квалификационного уровня, формировании личности пытливой, ищущей, утверждающей творческое начало во всех сферах жизни общества. Иллюстрацией данного тезиса могут выступать ответы респондентов: обязательными характеристиками высококвалифицированного специалиста являются стремление к саморазвитию (выбрали 49,2% респондентов), ориентация на достижение результата (50,9% отвечающих), наличие творческих способностей (36,1% респондентов).

В целом свою работу считают творческой 80% опрошенных, в том числе полностью - 32%, частично - 48% (рис. 2). Абсолютно не творческой считают свою работу всего 2,5% опрошенных. Творческий характер труда, о наличии которого заявили 80% респондентов, должен находить свое выражение в рождении новых идей, появлении прогрессивных технологий, более совершенных и высокопроизводительных орудий труда, новых видов продукции, материалов, энергии, которые, в свою очередь, ведут к развитию потребностей. 0

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.