РАЗДЕЛ X РАЗМЫШЛЕНИЕ, ОБСУЖДЕНИЕ
УДК 378.147.88
Большакова Ольга Николаевна
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии Филиала Иркутского государственного университета в городе Братске, [email protected], Братск
необходимость формирования самостоятельной, творческой, инициативной
ЛИЧНОСТИ-ПРОФЕССИОНАЛА В ВУЗЕ
Bolshakova Olga Nikolayevna
Dr. Ph in Education Irkutsk State University Bratsk Branch Office, [email protected], Bratsk
THE NECESSITY OF FORMING AN INDEPENDENT, CREATIVE, PROACTIVE PERSONALITY, A PROFESSIONAL
IN HIGH SCHOOL
На рынке образовательных услуг в настоящее время все больше ценятся не только высококвалифицированные специалисты, но и всесторонне грамотные творческие личности, способные самостоятельно добывать знания и на их основе создавать новые. Опрос российских работодателей показал, что для оценки качества образования чаще применяются такие показатели, как «скорость адаптации сотрудника в новом коллективе» (около 35% респондентов) и «эффективность». Специалисту инновационной направленности совершенно недостаточно только профессиональных глубоких знаний. Он должен быть психологически готов к самостоятельному освоению новых для него знаний и на этой основе уметь целенаправленно создавать новое информационное содержание, обладать определенным набором профессионально важных личностных качеств и иметь широкое междисциплинарное образование.
Для определения актуальности данной проблемы необходимо рассмотреть следующие определения.
1. Творческая инициатива
Термин «творчество (креативность)», по мнению Дайана Халперн [8], -это создание чего-то оригинального, полезного. В более широком смысле интерпретация термина «творчество (или творческая деятельность)» - определяет всякую практическую или теоретическую деятельность человека, в которой возникают новые (по крайней мере для субъекта деятельности) результаты (знания, решения, способы действий, материальные продукты) [5].
Инициатива - предприимчивость, способность к самостоятельным активным действиям [9].
На основании определения «творчества», «инициатива», попробуем сформулировать определение «творческой инициативы». Это предприим-
чивость, способность к таким самостоятельным действиям, которые способствуют созданию чего-то нового, оригинального.
2. Инновационная направленность
Направленность личности - «.. .устойчивая (трансситуативная) устремленность, ориентированность мыслей, чувств, желаний, фантазий, поступков человека, которая является следствием доминирования определенных (главных, ведущих) мотиваций (Л. И. Божович)» [5].
Инновация - (англ. - обновление) - это введение чего-то нового, нововведенная вещь; модернизация, реформа [10].
Таким образом, приходим к выводу, что инновационная направленность личности - это устойчивая устремленность, ориентированность мыслей, чувств, желаний, фантазий, поступков человека, которая является следствием доминирования определенных мотиваций, основанная на введении чего-то нового, на модернизацию, реформу.
3. Инновационная деятельность
Деятельность - это активное взаимодействие человека со средой, в которой он достигает сознательно поставленной цели, возникшей в результате появления у него определенной потребности, мотива [11]. На основании определения «инновации» - инновационная деятельность - это деятельность, возникающая в связи со стремлением человека к самореализации на новом уровне. По определению Л. Ф. Алексеевой, инновационная деятельность - это исследовательская деятельность, возникающая в исследовании возможностей повышения продуктивности своей активности, максимального удовлетворения своих актуальных и перспективных потребностей за счет использования инновационных способов их достижения [1].
4. Творческая личность
С. Д. Смирнов обращается к проблеме методов стимулирования творческой деятельности и раскрывает понятие творческой личности. Он выделяет среди черт личности те, которые благоприятствуют творческому мышлению - это уверенность в своих силах, доминирование эмоций радости и определенную долю агрессивности, склонность к риску, отсутствие боязни показаться странным и необычным, отсутствие конформности, хорошо развитое чувство юмора, наличие богатого по содержанию подсознания, любовь к фантазированию и построению планов на будущее и т. п. Творческая личность - это свободная личность, а свободная личность - это личность, способная быть самой собой, слышать свое «Я» (К. Роджерс).
Рассмотренные нами определения: творческая инициатива, инновационная направленность инновационная деятельность, творческая личность, позволяют понять глубину подхода к современным требованиям формирования личности-профессионала.
В настоящее время осознается необходимость смены образовательной парадигмы. «Основное противоречие современной системы образования -это противоречие между быстрым темпом приращения знаний в современном мире и ограниченными возможностями их усвоения индивидом. Это
противоречие заставляет педагогическую теорию отказаться от абсолютного образовательного идеала (всесторонне развитой личности) и перейти к новому идеалу - максимальному развитию способностей человека к саморегуляции и самообразованию» (Меморандум международного симпозиума ЮНЕСКО, 1994 г.) [11].
Если в 60-80-е гг. была характерна формула образования «Знать все о немногом и немного больше обо всем», то 90-е гг. породили новую формулу - «Знать о сущности всего, чтобы познать новую сущность». Поэтому инновационное образование включает в себя личностный подход, фундаментальность образования, творческое начало, сущностный и акмеологи-ческий подход, профессионализм, синтез двух культур (технической и гуманитарной), использование новейших информационных технологий [11].
Фундаментальное целостное естественнонаучное и гуманитарное университетское образование, призванное сыграть ключевую роль в формировании личности и в обеспечении устойчивого развития общества, должно рассматриваться в качестве самостоятельной и важнейшей области интеллектуальной деятельности» (Меморандум международного симпозиума ЮНЕСКО, 1994 г.) [11].
Актуальность поставленной проблемы определяется пониманием организации образовательного процесса в вузе как ведущего условия в подготовке студентов к самостоятельной профессиональной деятельности инновационной направленности в современных условиях; осознанием проблемы как социально-психологического феномена, основанного на синтезе социально-экономических, научно-технических, культурологических, психолого-педагогических факторов; а также неразработанностью теоретических и практических основ построения образовательного процесса в контексте Болонского соглашения.
Министерством образования подготовлены одобренные Правительством Российской Федерации 24 июня 1999 г. важнейшие документы по реформированию образования. Главная цель Программы - развитие системы образования в интересах формирования творческой личности, влияющей на экономический и социальный прогресс общества. Программа выдвигает ряд проблем, которые касаются вузовского образования и научной деятельности. «Значимость для государства научной деятельности в системе образования предопределена не только непосредственной заинтересованностью в использовании новых научных результатов в тех или иных отраслях экономики, но и тем, что без участия в научно-исследовательской работе всех субъектов образовательного процесса в принципе не может осуществляться подготовка специалистов, а также научно-педагогических кадров и повышение их квалификации» (Федеральная Программа Развития образования).
В достижении целей Программы особо выделяем решение следующих задач:
- обеспечение условий для развития личности и творческих способностей студентов, индивидуализации форм, методов и систем обучения, в том
числе на основе вариативных профессиональных образовательных программ;
- разработка мер по широкому привлечению студентов к научно-исследовательской работе.
Решение данных задач будет способствовать: повышению качества профессионального образования, уровня подготовки специалистов и конкурентоспособности выпускников на рынке труда; вхождение в международное информационное и коммуникативное пространство; расширение участия российских ученых, работников образования в международных научных программах, технологических исследованиях и образовательных проектах.
Поэтому основными направлениями в решении данного вопроса являются фундаментальность образования, гуманизация образовательного процесса, его целенаправленная профессионализация и компетентностный подход.
Б. И. Додонов на основании экспериментальных данных приходит к выводу, что структура личности приобретает гармоничность «не на основе «соразмерного» и «пропорционального» развития всех его сторон, а в результате максимального развития тех способностей человека, которые создают доминирующую направленность его личности, придающую смысл всей жизни и деятельности человека» [3]. Далее он утверждает, что такая будто бы односторонняя направленность не препятствует, а стимулирует развитие многих других интересов и способностей и придает им свойственный данной индивидуальности единый личностный смысл. Автор приходит к выводу, что гармоничность достигается только в том случае, когда сознательные стремления человека находятся в полном соответствии с его непосредственными, а часто даже неосознаваемыми им самим желаниями.
Таким образом, «гармоничность личности с ее внутренней психологической стороны предполагают высокую согласованность между сознанием человека и его бессознательными психическими процессами. Такая гармония обеспечивается общественной, в существе своем, нравственной направленностью личности, мотивирующие силы которой подчинены единому мотиву, доминирующему и на сознательном и на бессознательном уровне».
Период обучения в вузе следует рассматривать как важнейший этап профессионального самоопределения будущего специалиста. Профессиональное самоопределение - это процесс формирования отношения личности к себе как субъекту будущей профессиональной деятельности, а это, по мнению специалистов, поможет в перспективе адаптироваться человеку к жизни в быстро меняющихся социально-экономических условиях.
Согласно логике вышеизложенных рассуждений, возникает вопрос о необходимости развития личности самоактуализирующейся. По мнению А. Маслоу, «Самоактуализация - это не только конечное состояние, но также процесс актуализации своих возможностей... развитие умственных способностей посредством интеллектуальных занятий. Здесь самоатуализация означает реализацию своих потенциальных способностей. Самоактуализа-
ция - это необязательно совершение чего-то из ряда вон выходящего; это может быть, например, прохождение через трудный период подготовки к реализации своих способностей.. .Самоактуализация - это труд ради того, чтобы сделать хорошо то, что человек хочет сделать» [7]. В структуре личности потребность в самоактуализации - стремление человека быть тем, кем он может стать, самая важная потребность человека. В самоактуализации проявляется самостоятельность личности.
Самостоятельность личности не является отдельной подструктурой личности, а выступает как «интегратор» психических процессов и индивидуально-типологических особенностей личности. В самостоятельности личности обнаруживается единство его самосознания и самоуправления, когда сознательно моделируются такие ситуации, в которых максимально выявляются ее возможности и тем самым максимально и адекватно реализуется ее деятельная сущность.
Для формирования самостоятельности необходима специальная организация учебной деятельности, способствующая приобщению студента к самостоятельному добыванию знаний, выработке у него способности и потребности действовать независимо.
В современном развитии общества возрастает роль личностного фактора, поэтому самостоятельности отводится важное место в ряду позитивных ценностей, которые способствуют проявлению индивидуальности и достижению успешности в различных сферах жизнедеятельности.
Актуальна данная проблема и в подготовке специалистов в профессиональных учебных заведениях, занимающих разный образовательный уровень: ссузы, колледжи, вузы. На современном этапе российского образования в решении проблемы формирования самостоятельности студентов сделано немало. Учеными Б. П. Есиповым, П. И. Пидкасистым и др. обобщен опыт использования классификации различных видов и типов самостоятельных работ. В. В. Давыдовым, Н. А. Менчинской и др., разработаны инновационные теории, методы и технологии активного обучения: развивающее обучение. А. М. Матюшкиным разработано проблемное обучение; Н. Ф. Талызиной - программированное обучение. В. А. Якуниным предложена теория управления учебной деятельностью студентов. В. В. Архи-повым предприняты попытки изучения направлений умственной самостоятельности студентов различных конгнитивных стилей. И. А. Архиповой проведено изучение психологических особенностей формирования у студентов умений учиться самостоятельно.
Многими исследователями самостоятельность признается одновременно качеством личности специалиста и средством достижения профессионализма.
С. В. Чебровской разработано пилотажное исследование умений самостоятельности студентов по следующим блокам: а) эмоционально-моти-вационный компонент - умение сосредоточиться, умение эмоционального реагирования, умение достигать, умение проявлять волю; б) интеллектуальный компонент - умение гибкости мышления, умение видеть проблему,
умение оценивать, умение предвидеть результат; в) регуляторно-ориента-ционный компонент - умение общеучебных действий, умение следовать этапам учебной деятельности, умение ориентации в образовательном пространстве, умение саморегуляции; г) социально-коммуникативный компонент - умение коммуникаций, умение активности, умение взаимодействия, умение создать образ будущей профессиональной деятельности.
Представленная группа наиболее типичных умений достаточно полно учитывает компоненты структуры самостоятельности, при желании их можно дополнять. В профессиональном обучении под самостоятельностью студента следует понимать способность субъекта профессионального становления добывать необходимые знания и умения, овладевать необходимыми психологическими качествами и позициями, различными способами в реальных условиях учебно-профессиональной среды [13].
Особый интерес представляют исследования П. Н. Пестрякова, который утверждает, что развитие личности происходит только в том случае, если будет обеспечен рост успеха, то есть рост притязаний в соответствии с ростом возможностей человека, тогда движущей силой педагогического процесса будет преодоление противоречия между достигнутым студентом уровнем и возможностями его самореализации [6]. Немаловажное значение данный вывод имеет для формирования активной, творческой личности.
Общие качества, свойственные творческой личности, добившейся определенного успеха, определили в Институте Гэлаппа в Америке («формула успеха») - это: здравый смысл (учиться на опыте других людей, а также на собственных ошибках), знание своего дела (процесс обучении продолжается и после достижения самых больших высот), уверенность в собственных силах (сила воли, способность ставить перед собой четкие цели), высокий общий уровень развития (способность быстро постигать сложные концепции, подвергать их быстрому и четкому анализу), способность доводить дело до конца (громадное упорство в области их интересов).
В вузах разных стран обращают внимание и на другие качества, присущие творческой личности: умение приспосабливаться, самостоятельность (ФРГ); оригинальность, гибкость мышления (США); раскованность, оригинальность, стремление к самоутверждению (Франция) [4].
В вузах Франции студентов обучают эвристическим методам: метод аппликации (применение одной теории в той же области, но в неизвестном секторе), метод соединения (двух теорий), метод дифиниций (определение тех явлений, которые предстоит изучить), метод экспериментального беспорядка (заведомо беспорядочное создание конструкций), метод противоречий (опровержение существующего в науке мнения по определенному вопросу), метод критики (может быть и не основан на противоречии), метод обновления (на современный лад), метод рекодификации (выражение какого-либо явления другим кодом), метод представления (показа - графического и схематического представления явления).
Н. В. Басова творческую личность определяет степенью ее усилий и устремлений: стремление к интересной работе, независимости, самостоятельности мышления, склонность к риску, любознательность, оригинальность, фантазерство, гибкость, изобретательность, активность, настойчивость, постоянством поиска, постоянство расспросов. Она считает, что необходимо продумать всю технологию обучения и отобрать задания, способствующие развитию творчества студентов: курсовые и дипломные проекты и работы по индивидуальным заданиям (реферат, доклад для конференции, частичный или полный поиск чего-либо, решение нестандартных задач и т. п.), практические занятия и семинары в форме беседы, «круглого стола», микроконференции, демонстрации и обсуждения конкретных результатов исследовательской работы (теоретического и практического характера), стимулирование студентов к участию в научной работе кафедры, в научных конференциях, олимпиадах, конкурсах и т. п. [2].
Организация работы по развитию у студентов самостоятельной деятельности инновационной направленности, требует отдельного исследования. Поэтому мы определили уровень творческого развития студентов-психологов БФ ИГУ. Нами использован Тест креативности Торренса (Torrance E. P. Torrance Tests of creative Thinking Princeton, N. Y., 1966) - Исследования показали следующие результаты (рисунок).
%
120 100 80 60 40 20 0
Уровни творческого развития студентов-психологов БФ ИГУ
ш1Ш
□ 1 курс
□ 2 курс п 3 курс п 4 курс
□ 5 курс
н ср в
н ср в
н ср в
н ср в
Уровень творческого развития студентов-психологов БФ ИГУ
Критериальные показатели беглости у студентов-психологов достаточно высоки на всех курсах обучения, за исключением 2-го курса низкий уровень развития - 9%, высокий - 81%. Развитие критериальных показателей гибкости показывают самый низкий результат развития на 3-ем, 4-ом и 5-ом курсе (низкий - 31%, 50% и 25%; соответственно высокий - 62%, 44% и 58%), средний уровень развития гибкости на 2-ом курсе - 54% (низкий 9%, высокий 27%). Достаточно высокие результаты развития оригинальности у студентов 1 курса (средний - 34%, высокий - 66%), 2 курса (ср.46% и в. 54%), 3 курса (ср.38% и в. 62%), 4 курса (ср. 33% и в. 67%); 5 курс показывает средний уровень развития - 67% (высокий - 33%). Низкий уровень развития критерия разработанности у студентов 1 курса (77%), 2-го (38%) и 3-го (41%); высо-
кие показатели у 2-го (63%) и 4-го (72%), причем у 3 курса средний уровень развития разработанности не выявлен, а высокий уровень развития у 62% опрошенных. Вывод, при достаточно высоком уровне развития беглости и оригинальности, недостаточно развиты гибкость и разработанность. Корреляционное исследование по угловому преобразованию Фишера показало, что беглость действительно оказывает влияние на такие показатели как гибкость (1 курс-р<0,000 при ф*= 3,09; 2 курс - р<0,000 при ф*=3,62; 3 курс - р<0,000 при ф*=4,20, 4 курс - р<0,000 при ф*=5,35, 5 курс - р<0,01 при ф*=4,46), оригинальность ( 1 курс - р<0,000 при ф*= 3,94; 2 курс - р<0,031 при ф*= 1,86; 3 курс - р<0,000 при ф*= 4,20; 4 курс - р<0,000 при ф*= 3,87; 5 курс - р<0,000 при ф*= 6,064) и разработанность ( 1 курс -р<0,000 при ф*= 6,85; 3 курс -р<0,000 при ф*= 4,20; 4 курс - р<0,000 при ф*= 3,53; 5 курс - р<0,000 при ф*= 6,064), на 2 курсе мы видим, что беглость не оказывает влияние на разработанность (р<0,10 при ф*= 1,28). Поэтому приходим к выводу, что беглость это независимая переменная, а гибкость, оригинальность и разработанность являются зависимыми переменными.
Одним из методов развития творческой инициативы является привлечение студентов к научно-исследовательской деятельности. В ходе исследования мы выявили количество студентов, участвующих в работе научных конференций, лабораторных групп, олимпиад, обучающихся в филиале Иркутского государственного университета в г. Братске (БФ ИГУ) по специальности «Психология», продолжающих обучение при аспирантуре в течение нескольких лет (с момента функционирования кафедры педагогики и психологии), что показало следующую динамику (таблица).
Динамика участия студентов-психологов в научно-исследовательской работе в БФ ИГУ с 2003 по 2009 уч. гг.
Форма и место участия год
1 2 3 ^4 5 6 7 8
2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009
БФ ИГУ студенческая конференция 4 6 2 5 14 26 22
БФ ИГУ публикации студенческих статей в соавторстве с преподавателем - - - - - 1 2
студенческие конференции за пределами г. Братска - - - - 5 Иркутск Тоггапсе 5 Иркутск 1 Москва 5 Иркутск 2 Москва 2-Омск
психолого-педагогические олимпиады - - - - - - 5-Ново- кузнецк
Окончание таблицы
1 2 3 4 5 6 7 8
работа в лабораторных группах - - - - 3 16 25
Продолжение обучения при аспирантуре - - - - 1 2 6
С момента открытия кафедры «Педагогики и психологии» в БФ ИГУ преподаватели привлекали к участию студентов в работе студенческих конференций в стенах филиала вуза. Постепенно организовывались такие формы участия студентов в инновационной исследовательской деятельности как работа в конференциях за пределами города Братска (гг. Иркутск, Омск, Москва), участие в психолого-педагогических олимпиадах (г. Новокузнецк), организована исследовательская работа в лабораторных группах под руководством преподавателей кафедры, занимающихся научно-исследовательской деятельностью, а также наметилась динамика в продолжении образования в аспирантуре выпускников, обучающихся по специальности «Психология». Работа студентов в лабораторных группах организована по следующим проблемам:
- «Развитие социального интеллекта у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста» в прогимназии (на базе дошкольного учреждения № 120 в городе Братска);
- «Выявление личностных характеристик, влияющих на успешность обучения в начальной школе»;
- «Гендерные особенности социального интеллекта младших школьников»;
- Проведение мониторинга на базе дома престарелых;
- «Выявление эмоциональной устойчивости у сотрудников МЧС»;
- «Особенности развития интеллектуального творчества воспитанников дома детского и юношеского творчества в городе Братске»;
- «Проблемы развития самостоятельной деятельности инновационной направленности у студентов БФ ИГУ».
Результатом работы в лабораторных группах является участие студентов в работе научно-практических конференций, работа над дипломным проектом и т. п.
Данные эмпирического исследования позволяют определить коррекци-онно-развивающую работу нашей научно-исследовательской лаборатории при кафедре «Педагогики и психологии». Поэтому нами совместно со студентами, участвующими в лабораторных исследованиях по данной проблеме, разработана и апробирована психологическая коррекционно-развиваю-щая программа «Позитив».
Данная программа направлена на коррекцию и развитие у студентов качеств, необходимых для формирования самостоятельной деятельности ин-
новационной направленности, а именно: стремление к достижению целей, профпригодность, ориентация на профессиональную деятельность, гибкость в деловом и межличностном общении, проявление самоконтроля в профессиональной сфере, прогнозирование, настойчивость, самообладание самостоятельность, ответственность за свои действия и поступки. Считаем, что развитие выше перечисленных качеств будет способствовать формированию самостоятельной, творческой, инициативной личности-профессионала в вузе.
Библиографический список
1. Алексеева, Л. Ф. Психолого-педагогические основания инновационной подготовки преподавателей вузов [Текст]/ Л. Ф. Алексеева - Томск. - 2005. - 268 с.
2. Басова, Н. В. Педагогика и практическая психология [Текст]/ Н. В. Басова - Ростов-на-Дону. - 2000. - 416 с.
3. Божович, Л. И. Проблемы формирования личности. Избранные психологические труды [Текст]/ Л. И. Божович // Изд. 2-е, стереот. Под. ред. Д. И. Фельд-штейна. М-Воронеж - 1997. - 352 с.
4. Богданова, О. Г. Развитие творчества студентов как педагогическая проблема в вузах развитых капиталистических стран [Текст]/ О. Г. Богданова, В. М. Маршева, Н. П Обухова. Под.науч. ред. В. И. Андреева и М. Г. Гарунова. - М. - 1988.
5. Большой психологический словарь [Текст]/сост. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. - СПб. - ОЛМА-ПРЕСС. - 2006. - 666 с.
6. Лоренц, К. Агрессия (так называемое «зло») [Текст]/ К. Лоренц. - М. - 1994.
7. Маслоу, А. Х. Мотивация и личность [Текст]/ А. Х. Маслоу. - М. - 1954.
8. Психология критического мышления. [Текст] - 2000
9. Словарь иностранных слов [Текст]/13-е изд., стереотип. - М., Рус. Яз., 1986. - 608 с.
10. Словарь иностранных слов [Текст]/сост. Н. Г. Комлев. - М., - 1999.
11. Столяренко, Л. Д. 100 экзаменационных ответов по педагогике [Текст]/ Л. Д. Столяренко, С. И. Самыгин. - РнД., «МарТ». - 2000. - 254 с.
12. Титов, В. А. Психология и педагогика (конспект лекций) [Текст]/В. А. Титов. -М., «Приор-издат». - 2003. - 240 с.
13. Чебровская, С. В. Психологические условия формирования самостоятельности студентов [Текст]: дисс. к. пс. н. Комсомольск на Амуре./С. В. Чебровская, -2003. - 157 с.