Научная статья на тему 'Творческий потенциал библиотечных специалистов (по результатам анкетирования руководителей библиотек)'

Творческий потенциал библиотечных специалистов (по результатам анкетирования руководителей библиотек) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2875
225
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БИБЛИОТЕЧНЫЕ СПЕЦИАЛИСТЫ / БИБЛИОТЕЧНЫЙ КОЛЛЕКТИВ / ТВОРЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ / МОТИВАЦИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / LIBRARY EXPERTS / LIBRARY COLLECTIVE / CREATIVE POTENTIAL / CREATIVE ABILITIES / MOTIVATION OF CREATIVE ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Вафина Елена Минхаеровна

Представлены основные показатели библиотечной профессии как творческой. Определены природные и профессионально-ориентированные творческие способности присущие идеальному и реальному библиотекарю. Установлены факторы и мотивы, влияющие на активизацию творческого потенциала библиотекаря. Дана характеристика творческого библиотекаря руководителями библиотек базами исследования. Выявлены конкретные действия, предпринимаемые руководителями для реализации творческого потенциала библиотечными специалистами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Creative Potential of Library Experts (In Accordance with Library Heads Questioning)

The basic indicators of library profession as a creative one are presented. The natural and professionally focused creative abilities inherent in an ideal and real librarian are defined. Factors and motives influencing activization of a librarian's creative potential are established. The characteristics of a creative librarian are given by the heads of libraries bases of research. The concrete actions undertaken by the heads for library experts' creative potential realization are revealed.

Текст научной работы на тему «Творческий потенциал библиотечных специалистов (по результатам анкетирования руководителей библиотек)»

УДК 023.5 ББК 78.34п

Вафина Елена Минхаеровна

соискатель

кафедра библиотечно-информационной деятельности Челябинская государственная академия культуры и искусств

г. Челябинск Vafina Elena Minkhaerovna Applicant for a Degree Chair of Libraring-and-Information Activity Chelyabinsk State Academy of Culture and Arts Chelyabinsk

Творческий потенциал библиотечных специалистов (по результатам анкетирования руководителей библиотек)

Creative Potential of Library Experts (In Accordance with Library Heads Questioning)

Представлены основные показатели библиотечной профессии как творческой. Определены природные и профессионально-ориентированные творческие способности присущие идеальному и реальному библиотекарю. Установлены факторы и мотивы, влияющие на активизацию творческого потенциала библиотекаря. Дана характеристика творческого библиотекаря руководителями библиотек - базами исследования. Выявлены конкретные действия, предпринимаемые руководителями для реализации творческого потенциала библиотечными специалистами.

The basic indicators of library profession as a creative one are presented. The natural and professionally focused creative abilities inherent in an ideal and real librarian are defined. Factors and motives influencing activization of a librarian’s creative potential are established. The characteristics of a creative librarian are given by the heads of libraries - bases of research. The concrete actions undertaken by the heads for library experts’ creative potential realization are revealed.

Ключевые слова: Библиотечные специалисты, библиотечный коллектив, творческий потенциал, творческие способности, мотивация творческой деятельности.

Key words: library experts, library collective, creative potential, creative abilities, motivation of creative activity.

Проявление творчества в любой сфере деятельности является условием,

способствующим достижению наиболее эффективных и значимых результатов в избранной профессии, а также в развитии индивида и как личности, и как специалиста.

В работе библиотекаря сочетаются разные виды деятельности: «творчески-исследовательская, творчески-педагогическая, уныло канцелярская, изматы-вающе-рутинная»[3. с. 120]. Они могут сочетаться, а может превалировать один

из видов деятельности. Для библиотечной профессии характерно противоречие между введением различных норм, нормативов, инструкций, стандартов и желанием библиотекарей работать индивидуально, творчески. Сочетание творческого и нормативного в деятельности библиотекаря должно быть адекватным. В библиотечной профессии есть опасность сойти на нетворческую деятельность или творческую бездеятельность.

Осознание творческой природы библиотечной профессии в последние годы приобрело массовый характер. Многочисленные публикации в профессиональной печати дают примеры реализации творческих возможностей, идей библиотечных специалистов. Результаты творческой деятельности библиотечных коллективов и отдельных сотрудников позволяют с полной уверенностью говорить о творческом характере библиотечной профессии [4].

Раскрыть сущность творчества как целостного явления невозможно без изучения его отдельных компонентов, и в первую очередь основополагающей составляющей - творческого потенциала.

Способность к творчеству, преобразовательной деятельности дана индивиду в потенциальном («свернутом виде») и эту способность можно определить как творческий потенциал личности, специалиста.

Для осознания природы творческого потенциала необходимо рассмотреть его структуру. Следует отметить, что в этом вопросе не существует единства мнений, но среди компонентов творческого потенциала исследователи, как правило, выделяют: совокупностью природных задатков, социальных условий и личностной активности самого индивида. [5].

При этом, к природным задаткам относят: особенности мышления, воли, памяти, а также ряд врожденных способностей; к социальным условиям, создаваемым как обществом, так и отдельным коллективом - наличие определенной творческой среды, характер и качество обучения, благоприятный творческий климат в трудовом коллективе, определенный стиль руководства, личность руководителя, финансовую составляющую, особенности коммуникаций в той или иной сфере деятельности и т.д. [5].

При очевидной важности всех трех компонентов (природного, социального и личного) согласимся с мнением исследователя И. А. Гончаренко, что творческий потенциал может раскрыться лишь в благоприятных социальных обстоятельствах и при условии сознательной ориентации человека на самоусовершенствование [1].

Актуализируемый творческий потенциал становится главным капиталом специалиста, позволяющим ему изменять окружающую действительность. Следовательно, творческая деятельность выступает основой прогрессивных социальных трансформаций и инновационных изменений, происходящих в обществе в целом и в конкретной организации в частности [2].

В рамках локального исследования по выявлению творческого потенциала библиотечных кадров, его использованию и возможностям развития в современных условиях нами было проведено анкетирование 112 руководителей ЦБ (центральных библиотек) ЦБС (централизованных библиотечных систем) и отдельных библиотек, (как правило, научных), их заместителей и руководителей крупных филиалов и крупных структурных подразделений (отделов) трех регионов - Пермского края, Кировской и Челябинской областей. Количество респондентов составило: Пермский край - 50 (44,6%) человек, Кировская область - 32 (28,6%) респондента, Челябинская область - 30 (26,8%) руководителей.

Респондентами из краевых и областных библиотек стали 26 (23,2%) человек, из ЦБС - 70 (62,5%), из вузовских библиотек - 16 (14,3%). На анкету ответили директора ЦБС и отдельных библиотек - 41 (36,6%) респондент, заместители директоров - 22 (19,6%), заведующие крупными филиалами - 10 (8,9%), руководители крупных подразделений (отделов) краевых, областных, университетских библиотек и ЦГБ (центральных городских библиотек) - 39 (34,8%) респондентов. Среди анкетируемых были начинающие руководители со стажем 1-2 года - 23 человека (20,5%), от 3 до 5 лет - 24 (21,4%), 6-10 лет - 19 (17%), от 11 до 20 лет - 34 (30,4%), более 20 лет - 11 респондентов (9,8%).

Высшее библиотечное образование имеют подавляющее большинство руководителей библиотек - 83 (74%), высшее не библиотечное образование - 12

(10,7%), среднее специальное (библиотечное) - 16 (14,3%), среднее специальное (не библиотечное) - один (0,9%) респондент. В анкетировании приняли участие руководители в возрасте от 30 до 35 лет - 8 (7,1%) человек, от 36 до 45 лет - 32 (28,6%), 46-55 лет - 58 (51,8%), старше 55 лет - 14 (12,5%) респондентов.

Наше исследование показало, что 98,2% руководителей считают профессию библиотекаря творческой: более половины респондентов (62,5%) безоговорочно признают творческий характер библиотечной деятельности; 35,7% респондентов считают, что творчество характерно для определенных направлений библиотечно-информационной деятельности.

Мы выяснили, какие профессиональные возможности, на взгляд руководителей, позволяют характеризовать профессию библиотекаря как творческую. На первое место респонденты поставили возможность проявлять творческий подход в процессе библиотечно-библиографического обслуживания (67,9%) и возможность творческого общения с читателями (75,9%). Общение с коллегами руководители в меньшей степени рассматривают как творческую характеристику библиотечной профессии (только 43,8% согласны с этим утверждением). Достаточно большое количество руководителей (58%) признают возможность самообразования библиотечных кадров как показатель творческой профессии.

Ответы респондентов позволили конкретизировать личностные творческие способности, реализуемые библиотекарями в процессе профессиональной деятельности. Возможность проявить в профессии организаторские способности, осваивать новые направления, виды деятельности, создавать новое, оригинальное, отметили от 60% до 65% руководителей. Библиотечная профессия в полной мере позволяет раскрыть способность к сотрудничеству (48,2%), нестандартному мышлению (38,4%), генерированию идей (34,8%), вариативности (28,6%). Признание за библиотекарем возможности проявлять творческие научные и технические способности, ожидаемо, получило небольшой процент ответов респондентов (24,1%). Около половины респондентов (47,3%) уверены,

что библиотечная профессия позволяет реализовывать и природные способности человека (литературные, музыкальные, актерские, режиссерские и т.д.).

Таким образом, как показал наш опрос, библиотечные профессионалы -руководители библиотек - считают профессию библиотекаря творческой благодаря возможностям проявления творчества, которые она предоставляет людям, избравшим ее.

Мы выяснили, какими творческими способностями (природными и профессионально ориентированными) должен обладать современный библиотечный специалист. 23,2% руководителей уверены, что библиотекарям необязательно обладать природными творческими способностями. Но почти для 77% руководителей важно, чтобы их сотрудники не только имели их, но и с успехом реализовывали в профессиональной деятельности. По степени значимости необходимые библиотекарям природные способности руководители ранжировали следующим образом: литературные (52,7%), актерские (34,8%), режиссерские (33%), исполнительские (25%), художественные (изобразительные) (16%), музыкальные (3,6%).

Среди профессионально ориентированных творческих способностей, по мнению руководителей, у библиотекарей должны превалировать организаторские способности (67%), способность к анализу (68,8%), сотрудничеству (62,5%), созданию нового (52,7%), самоорганизации (47,3%). Такие профессионально ориентированные творческие способности как генерирование идей, нестандартное видение и мышление, способность к вариативности и созданию оригинального не являются, по мнению большинства, респондентов (более 60%), обязательными для библиотечного специалиста, хотя, как было отмечено, ранее они утверждали, что библиотечную профессию можно рассматривать как творческую во многом благодаря наличию возможностей проявлять эти способности.

Тем не менее, ряд руководителей считают, что их подчиненным недостает способностей к нестандартному видению, нестандартному мышлению (27,7%), генерированию идей (24,2%), созданию нового (23,2%). В меньшей степени, но

библиотекарям не хватает способностей к созданию оригинального (14,3%), самоорганизации, анализу, организаторских способностей (по 15,2%). Незначительное число руководителей признает, что современный библиотекарь должен обладать научными (13,4%) и техническими (12,5%) творческими способностями. Кроме этого некоторые респонденты полагают, что библиотекарь должен обладать ораторскими, психологическими, коммуникативными способностями, иметь вкус, фантазию и воображение, быть ориентированным на библиотечную работу, способным к саморазвитию и познавательной деятельности.

Руководители (61%) уверены, что работа в любом отделе библиотеки и на любой должности позволяет библиотечному специалисту раскрыть свой творческий потенциал. Возраст сотрудников, стаж библиотечной работы и уровень образования не являются при этом значимыми. Но, тем не менее, в «собирательном портрете» творческого библиотекаря 30% респондентов указали, что это специалист с высшим библиотечным образованием, в возрасте от 30 до 40 лет, со стажем работы от 5 до 20 лет

По мнению библиотечных руководителей, прежде всего, способствуют реализации творческого потенциала библиотекаря личное стремление к инициативе, желание быть активным (68,8%), осознание нужности работы (51,8%), поддержка и понимание инициатив библиотекарей со стороны руководства библиотеки (50,9%). Материальное вознаграждение (43,8%) и современная материально-техническая база библиотеки (36,6%), конечно значимы для активизации творческого рабочего процесса, но в меньшей степени, как считают руководители.

Уважение со стороны читателей (27,7%), признание коллег (25%), желание соответствовать творческому коллективу библиотеки (25%), признание со стороны общественности (23,2%), благоприятное отношение к библиотекарю и библиотеке со стороны представителей местных органов власти (26%), по мнению ряда руководителей, стимулируют проявление творчества в работе библиотекаря.

Кроме этого, на активизацию творческого потенциала библиотекаря могут повлиять возможность регулярно повышать свой профессиональный уровень посредством обучения на курсах повышения квалификации (26,8%) и наличие хорошего профессионального образования (26%). Более того, значительное количество руководителей уверены, что профессионал библиотечноинформационной сферы обязан постоянно повышать свой уровень образования и профессиональной квалификации (75,9%).

Респондентами отмечено, что возможность достигнуть высокого уровня мастерства (22,3%) и возможность передавать свой опыт и знания другим (16%) не в должной мере стимулируют творческую активность библиотекарей. Стремление к карьерному росту не характерно для библиотекарей: только 17,9% руководителей назвали повышение в должности условием, стимулирующим творческую активность сотрудников.

Таким образом, степень внешнего воздействия на активизацию творческих потенциальных возможностей библиотекарей оказывается меньшей, в сравнении с внутренним убеждением и желанием библиотечного специалиста быть активным.

При одинаковых социальных и профессиональных условиях библиотечные специалисты по-разному проявляют личностный творческий потенциал. Вероятно, имеет значение мотивация конкретного работника. Превалирует, по мнению 60% руководителей мотив профессиональной самореализации. Достаточно значимы мотивы профессионального престижа (42%), личностной самореализации (36,6%). Познавательные и духовно-ценностные мотивы, как одни из ведущих в системе мотивационной деятельности, в меньшей степени характерны для библиотекарей: так считают 68% и 78% руководителей соответственно. Респонденты сочли, что мотивы тщеславия и профессионального соперничества слабо выражены в библиотечной среде. К сожалению, мотив профессиональной неудовлетворенности отсутствует в мотивационной иерархии библиотекарей. Профессиональная неудовлетворенность, по мнению руководителей,

не оказывает стимулирующего воздействия на творческое поведение библиотечных специалистов.

Непосредственный толчок творческой активности сотрудникам библиотек, как показали результаты опроса, дают знакомство с интересным опытом работы других библиотек (63,4%), идея, прозвучавшая на страницах профессиональной печати (59%), на семинарах, конференциях с непосредственным участием библиотекарей (57,1%). Сотрудники библиотек ценят пожелания читателей (41,1%) и возможность сделать действительно что-нибудь нужное и полезное (49,1%).

Распоряжение руководства библиотеки о необходимости создать, выполнить что-либо интересное, неординарное (33%) и возможность работать в творческой группе, с интересными людьми (20,5%) подталкивают библиотекарей на активные творческие действия. Деятельное участие в жизни коллектива незначительно повышает творческую активность библиотекарей: только 17,9% руководителей признали обратное. Недостаточная информированность об инновационном опыте других библиотек может отрицательно сказаться на творческой активности коллектива: так считает 16% респондентов. Активизация творческого потенциала сотрудников, обучающихся в вузе или колледже, была замечена только 9,8% руководителей.

Характеризуя членов своего производственного коллектива, руководители определили, что большинство из них являются исполнительными (61,6%), творческими (48,2%) и инициативными (37,5%) сотрудниками. Безынициативные сотрудники и нетворческие личности в меньшей степени характерны для библиотечных коллективов, наличие таких специалистов подтвердили 13,4% и 1,8% респондентов соответственно. Руководители ценят в своих подчиненных неравнодушное отношение к работе (62,5%), наличие хороших профессиональных знаний, умений, навыков (62,5%), ответственность (59%), исполнительность (46,4%), неравнодушное отношение к читателям (50,9%), жизни коллектива библиотеки (42,9%), коллегам (30,3%).

Наше исследование показало, что способности, которые являются решающими в раскрытии творческого потенциала личности, ценятся не всеми руково-

дителями. Признавая профессию библиотекаря творческой, менее половины руководителей дорожат способностями сотрудников предложить творческую идею (47,3%) или интересное решение (46,4%), реализовать самому предлагаемые идеи (46,4%), создать команду (творческую группу) для осуществления собственных предложений (20,5%). Способность увидеть новое в традиционном (34,8%), мобильность (35,7%) и вариативность (17,9%) в меньшей степени ценятся нашими респондентами, нежели исполнительность (46,4%).

По мнению руководителей библиотек, среди их сотрудников практически отсутствуют нетворческие люди, но при этом не все библиотекари хотят активно реализовывать свой творческий потенциал, для некоторых из них свойственны безынициативность, пассивность, недостаток профессиональных знаний. Неисполнительные сотрудники не характерны для библиотечных коллективов.

Творческую активность и пассивность своих сотрудников руководители объясняют любовью или нелюбовью к выбранной профессии (49,1% и 17% соответственно), желанием полностью реализовать себя в профессии (53,6%) и отсутствием такового (26,8%), наличием хорошего профессионального образования (30,3%) или его отсутствием (25%), неактивной (36,6%) или активной жизненной позицией (32,1%).

Исследование показало, что все руководители библиотек реагируют на проявление творческой инициативы сотрудников, создавая условия для ее реализации (68,8%), поощряя морально (67%) и материально (48,2%).

Исходя из возможностей и творческой активности самих руководителей, во всех библиотеках-базах исследования, предпринимаются различные действия для того, чтобы библиотекари могли раскрыть и реализовать свой творческий потенциал. Чаще всего используются различные формы повышения квалификации сотрудников (60%), в ЦБС и отдельных библиотеках проводятся разнообразные конкурсы (59%). Библиотекари направляются для участия в региональных, общероссийских конкурсах и конференциях (40,2%), привлекаются для разработки различных программ, проектов, участия в грантовой деятельности (38,4%).

Практикуют служебные командировки в библиотеки своего и других регионов 35,7% и 17% руководителей соответственно. Профессиональная библиотечная печать позволяет активизировать творческий потенциал библиотекарей, но, к сожалению, не во всех библиотечных учреждениях приобретается много подобных изданий, только 34% респондентов активно закупают профессиональную литературу.

Непосредственно 31,1% руководителей дает сотрудникам конкретные поручения творческого характера. Делегирование полномочий от руководителя подчиненному слабо практикуется в библиотечных учреждениях, только 13,4% респондентов признали, что привлекают сотрудников для реализации управления библиотекой.

Руководители библиотек отмечают, что творческая деятельность библиотекарей приносит ощутимые положительные изменения в работу библиотечного учреждения. В первую очередь творческая активность библиотекарей способствует формированию благоприятного имиджа библиотеки (80,4%). Улучшается качество обслуживание (63,4%), увеличивается посещаемость массовых мероприятий, проводимых библиотекой, расширяется ассортимент предлагаемых библиотечно-информационных продуктов и услуг (42,9%), увеличивается число читателей в библиотеке (35,7%), повышается активность обращения к выставкам (19,6%).

Благодаря творческому коллективу укрепляется взаимодействие библиотеки с местными властями, расширяется круг партнеров, друзей библиотеки. Налаживаются контакты с другими учреждениями, организациями, издателями, редакциями газет и журналов, творческими людьми.

Творческий потенциал сотрудниками библиотек, как правило, реализуется в процессе оформления выставок (80,4%), разработки сценариев массовых мероприятий (67,9%), участия в работе конференций, «круглых столов» (57,1%), конкурсах профессионального мастерства (62,5%).

Почти половина респондентов (48,2%) отметили, что сотрудники их библиотек выступают инициаторами внедрения новых форм, методов в работу сво-

его учреждения. Библиотекари разрабатывают различные проекты, участвуют в грантовой деятельности (28,6%), входят в состав творческих групп (38,4%), выпускают библиотечную газету (19,6%).

Почти все респонденты (97,4%) уверены, что творческий потенциал библиотекаря необходимо развивать и совершенствовать в процессе профессиональной деятельности. Для этого библиотечным специалистам следует внедрять инновационные формы и методы в свою деятельность (71,4%), знакомиться с опытом работы других библиотек (73,2%), регулярно повышать свою квалификацию на курсах, семинарах и т.д. (66,1%), постоянно читать профессиональные издания (67,9%), предлагать интересные, новые, нетрадиционные формы и методы работы для реализации коллективом библиотеки (47,3%), разрабатывать проекты, писать сценарии, оформлять нетрадиционные выставки (46,4%), участвовать в инновационных проектах (51,8%) и массовых (театрализованных) мероприятиях (25%).

Значительная часть предложений связана с необходимостью повышения материальной заинтересованности в результатах труда, увеличения заработной платы. Руководители подчеркивают, что необходимо переориентирование на индивидуальное материальное поощрение. Улучшение материальнотехнической базы библиотеки, в том числе приобретение новой техники, ремонт помещения скажется на реализации творческого потенциала сотрудников.

По мнению руководителей, следует усиливать моральное стимулирование, активнее благодарить и поощрять творческих библиотекарей. Кроме этого, руководители уверены, что им необходимо омолаживать свой коллектив, привлекать в библиотеку молодых специалистов, содействовать молодым перспективным работникам, производить рокировку сотрудников.

По мнению 68% респондентов, творческий характер работы не явился основой для выбора данной профессии сотрудниками библиотек. Вместе с тем, наш опрос показал, что библиотечная профессия дает возможность проявить творческий потенциал каждому пришедшему в эту профессию, что и служит

закреплению творческих кадров в библиотеках: так считают 84,8% руководителей.

Творческий потенциал специалистов, работающих в библиотечной сфере, требует постоянного внимания со стороны, как самого библиотекаря, так и руководителя, и библиотечного коллектива в целом. Библиотекарь должен видеть возможности реализовать свой творческий потенциал в профессиональной деятельности, что в конечном итоге скажется не только на выполнении им своей миссии, но и позволит развиваться как личности и профессионалу. Только реализуясь, творческий потенциал, развивается и наполняется новыми составляющими, происходит саморазвитие и самоактуализация библиотечного специалиста.

Библиографический список

1. Гончаренко, И. А. Гений в науке и искусстве / И. А. Гончаренко. - М., 1993. -

183 с.

2. Кочеткова, А. Современный российский человеческий потенциал: социокультурный подход / А. Кочеткова, Г. Самара, Н. Захарова // Alma mater. - 2006. - № 11. - С. 3 - 9.

3. Логинова, Н. В. Ловушка для интеллигента: образы библиотекарей в отечественной художественной литературе / Н. В. Логинова // Библиотековедение. - 2007. - № 1. -С. 118-123.

4. Матлина, С. Г. «Вглядись в забытые черты...» (О «личностном измерении» в библиотечной истории) / С. Г. Матлина // Библиотека в контексте истории : материалы 5-й меж-дунар. науч. конф. Москва. 21 - 23 окт. 2003 г. / Рос. гос. б-ка, Науч.-исслед. отд. библиотековедения, Сектор истории библ. дела. - М., 2003. - С. 47 - 55.

5. Санникова, А. И. Развитие творческого потенциала личности в образовательном процессе : монография / А. И. Санникова ; Перм. гос. пед. ун-т. - Пермь, 2000. - 133 с.

Bibliography

1. Goncharenko, I. A. Genius in Science and Art / I. A. Goncharenko. - M., 1993. - 183 p.

2. Kochetkova, A. Modern Russian Human Potential: Social and Cultural Approach /

A. Kochetkova, G. Samara, N. Zakharova // Alma Mater. - 2006. - 11. - P. 3-9.

3. Loginov, N. Trap for an Intellectual: Images of Librarians in Domestic Fiction / N. V. Loginov // Library Science. - 2007. - № 1. - P. 118-123.

4. Matlina, S. G. "Peer at the Forgotten Lines..." (About "Personal Measurement" in a Library History) / S. G. Matlina // Library in History Context : Materials of 5th International Scientific Conference, Moscow, October, 21-23, 2003 / The Russian State Library, Research Branch of Library Science, Sector of Library Science History. - M., 2003. - P. 47-55.

5. Sannikova, A.I. Person’s Creative Potential Development in Educational Process :

Monograph / A. I. Sannikova. - Perm: Perm State Pedagogical University. - 2000. - 133 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.