Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ ИДЕОЛОГИЧЕСКОМ И ПОЛИТИЧЕСКОМ МНОГООБРАЗИИ'

ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ ИДЕОЛОГИЧЕСКОМ И ПОЛИТИЧЕСКОМ МНОГООБРАЗИИ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
41
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНСТИТУЦИЯ / КОНСТИТУЦИОННЫЕ ЦЕННОСТИ / ИДЕОЛОГИЯ / ИДЕОЛОГИЧЕСКОЕ МНОГООБРАЗИЕ / ПЛЮРАЛИЗМ / ДЕМОКРАТИЯ / CONSTITUTION / CONSTITUTIONAL VALUES / IDEOLOGY / IDEOLOGICAL DIVERSITY / PLURALISM / DEMOCRACY

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Полуяхтов К.В.

В статье исследуются вопросы политического и идеологического многообразия в Российской Федерации, необходимости политического плюрализма в демократическом государстве. Также, в статье рассматривается проблема закрепления в нормах федеральных законов и иных нормативно-правовых актов принципа идеологического плюрализма в Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF DEVELOPMENT OF THE LEGISLATION OF THE RUSSIAN FEDERATION ON IDEOLOGICAL AND POLITICAL DIVERSITY

The article deals with issues of political and ideological diversity in the Russian Federation, the need for political pluralism in a democratic state. The article also addresses the problem of enshrining the principle of ideological pluralism in the norms of federal laws and other regulatory legal acts of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ ИДЕОЛОГИЧЕСКОМ И ПОЛИТИЧЕСКОМ МНОГООБРАЗИИ»

УДК 4414

Полуяхтов К. В. студент магистратуры Уральского государственного юридического университета Россия, г. Екатеринбург.

Poluiakhtov K. master student of the Ural State Law University Russia, Yekaterinburg ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ ОБ ИДЕОЛОГИЧЕСКОМ И ПОЛИТИЧЕСКОМ

МНОГООБРАЗИИ PROBLEMS OF DEVELOPMENT OF THE LEGISLATION OF THE

RUSSIAN FEDERATION ON IDEOLOGICAL AND POLITICAL

DIVERSITY

Аннотация

В статье исследуются вопросы политического и идеологического многообразия в Российской Федерации, необходимости политического плюрализма в демократическом государстве. Также, в статье рассматривается проблема закрепления в нормах федеральных законов и иных нормативно-правовых актов принципа идеологического плюрализма в Российской Федерации. Abstract

The article deals with issues of political and ideological diversity in the Russian Federation, the need for political pluralism in a democratic state. The article also addresses the problem of enshrining the principle of ideological pluralism in the norms of federal laws and other regulatory legal acts of the Russian Federation.

Ключевые слова: конституция, конституционные ценности, идеология, идеологическое многообразие, плюрализм, демократия.

Key words: constitution, constitutional values, ideology, ideological diversity, pluralism, democracy.

В процессе работы Конституционной комиссии в девяностых годах двадцатого века стало понятно, что новый конституционный строй России должен подразумевать не только основы государственного строя, но постулаты, относящиеся к строю общественному. Разработчики Конституции планировали включить в нее отдельный раздел, посвященный гражданскому обществу235, однако этого не произошло.

При определении политических целей и необходимых для их достижения средств важно учитывать влияние идеологических мотивов, которые, выполняют важнейшие политические задачи: выработка четких

235 Проект Конституции Российской Федерации. Подготовлен Конституционной комиссией съезда народных депутатов Российской Федерации: Документы и материалы. М.: Республика, 1993.

ориентиров для последующей политической деятельности, определение самого ее направления и оптимальных путей для достижения единой политической цели. Идеология, помимо прочего, «работает» с людьми -мобилизует их для участия в политических мероприятиях.

При таком позитивном влиянии идеологии на политику нельзя забывать о том, что чрезмерная политизация идеологии приводит к исключительно негативному результату, а именно к политическому словоблудию или доктринерству. Однако, не менее благополучной является перспектива гиперидеологизации политики, при которой политические силы во всех своих проявлениях становятся неспособными к адекватному восприятию изменений, происходящих в обществе. Как следствие, возникает проблема эффективного разрешения проблем, которые появляются в том числе и в ходе проведения активной идеологической кампании в обществе.

Таким образом, только единство этих двух явлений, органично дополняющих друг друга, а также их плотное взаимодействие, происходящее, в том числе, с помощью обширных знаний об обществе и государстве, позволяет рассчитывать на положительный результат. Такое соотношение идеологии и политики несомненно ведет к правильной политической ориентации, которая будет отличаться рациональностью, социальной направленностью, будет выработана с опорой на науку и практику и приведет к широкой политической поддержке ее среди населения страны.

Такой подход в науке является не новым, например, Э.А. Поздняков указывает на то, что идеология несет в себе веру в социальную справедливость, утрата которой является невосполнимой, аналогично и политика не может отказаться от идеи лучшего236.

При этом, важно понимать ценность идеологии как способа социализации, эффективного воспитательного инструмента, служащего основой для включения в общественную и политическую деятельность молодого поколения. Реализация такой идеологической функции происходит путем внесения в детские сады и школы определенных идеалов, ценностных ориентации, убеждений, стремлений, установок. Чем младше дети, тем эффективнее применение идеологических инструментов, а с возрастом, идеалы лишь укрепляются.

Позитивное значение идеологии проявляется с том, что социальная система данного общества становится более сплоченной, а следовательно, более крепкой и жизнестойкой от различных негативных влияний извне.

На основании вышеизложенного, выделим несколько структурных элементов Конституционных основ гражданского общества:

Установление политических основ гражданского общества, которые невозможны без демократического правового государства. При этом, в достаточно развитой правовой среде, гражданское общество начинает выполнять важнейшую цель - сдерживает государство в получении

236 Поздняков Э.А. Философия политики. - М., 1994. - Ч. 1. - С. 241-242.

неограниченной власти и, по сути, возвращении его к абсолютной монархии и при этом активно защищает права и свободы человека.

Данную позицию можно подтвердить следующими статьями Конституции РФ:

Статья 1, которая провозглашает Россию демократическим, правовым государством.

Статья 2, которая указывает на высшую ценность человека, а также его прав и свобод.

Статья 12, которая гарантирует местное самоуправление.

Статья 13, которая устанавливает идеологическое и политическое многообразие.

Статья 17, которая гарантирует права и свободы человека и гражданина.

Статья 18, которая провозглашает непосредственное действие прав и свобод человека.

Статья 30, которая гарантирует право на объединение.

При этом, одной из проблем современной юридической науки является правило об идеологическом многообразии, закрепленное в части 2 статьи 13 Конституции РФ, запрещающее установление в Российской Федерации государственной идеологии. Данный запрет не только подрывает государственный суверенитет, но и не может быть признан обоснованным ни

" " 237

с теоретической, ни с практической стороны237.

Идеология в таком многонациональном и многоконфессиональном государстве как Россия, будет являться тем самым связующим звеном между этносами, народностями, конфессиями, а значит будет выполнять роль общегосударственной религии и будет способствовать сплочению российского общества для достижения положительных политических целей.

Таким образом, нельзя однозначно утверждать об отсутствии конституционно закрепленных норм о политическом и идеологическом многообразии в Российской Федерации, при этом, нерешенной остается проблема их детализации в нормах федеральных законов и иных нормативно-правовых актов.

Использованные источники:

1. Проект Конституции Российской Федерации. Подготовлен Конституционной комиссией съезда народных депутатов Российской Федерации: Документы и материалы. М.: Республика, 1993.

2. В.А. Симонов, Вестник Омского университета. Серия «Право». 2008. № 3 (16). С. 79-84.

3. Поздняков Э.А. Философия политики. - М., 1994. - Ч. 1. - С. 241-242.

237 В.А. Симонов, Вестник Омского университета. Серия «Право». 2008. № 3 (16). С. 79-84.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.