УДК 340.1 ББК 67.05
Проблемы реализации принципа идеологического многообразия по базовым сферам жизни общества
А.В. Головинов\ Ю.В. Головинова2
'Алтайский государственный университет (Барнаул, Россия)
2Алтайский государственный педагогический университет (Барнаул, Россия)
Problems of Implementation of the Principle of Ideological Diversity in the Basic Areas of Society
A.V. Golovinov1, Yu.V. Golovinova2
'Altai State University (Barnaul, Russia)
2Altai State Pedagogical University (Barnaul, Russia)
Показано, что идеологическое многообразие пронизывает все сферы общественной жизни и оказывает значительное влияние на все базовые виды общественных отношений. Установлено, что в политической сфере идеологическое многообразие выражается прежде всего в политическом многообразии, или политическом плюрализме. К числу основных принципов организации политической жизни в современных государствах демократического толка относят принцип многопартийности.
Установлено также, что в соответствии с устоями демократического государства в российском правопорядке исключается право произвольного вторжения в религиозную и конфессиональную сферы. В этом выражается религиозный плюрализм как продолжение конституционного принципа идеологического многообразия.
В работе представлена позиция о том, что многообразие в социокультурной сфере основано на праве лица на социальную и культурную самоидентификацию.
Выявлено, что свобода экономической деятельности представляет собой фундаментальную основу для реализации идеологического многообразия в экономической сфере. Гарантия самостоятельного и независимого осуществления экономической деятельности в рамках правового поля позволяет субъектам экономических отношений полноценно использовать свои экономические права и законные интересы.
Ключевые слова: конституционный принцип, идеологическое многообразие, многопартийность, свобода экономической деятельности, свобода вероисповедания.
DOI 10.14258/izvasu(2018)6-10
Within the framework of this publication, it is shown that ideological diversity permeates all spheres of public life and exerts a significant influence on all basic types of social relations. The authors found that in the political sphere, ideological diversity is expressed, first of all, in political diversity, or in political pluralism. The basic principles of the organization of political life in modern states of a democratic nature include the principle of multi-party system.
It has also been established that, in accordance with the foundations of a democratic state, the Russian legal order excludes the right of arbitrary intrusion into the religious and confessional spheres. This expresses religious pluralism as a continuation of the constitutional principle of ideological diversity.
The paper presents a position that diversity in the sociocultural sphere is based on the person's right to social and cultural self-identification.
The publication reveals that freedom of economic activity is a fundamental basis for the realization of ideological diversity in the economic sphere. Guarantee of independent implementation of economic activity within the legal framework allows the subjects of economic relations to fully use their economic rights and legitimate interests.
Key words: constitutional principle, ideological diversity, multi-party system, freedom of economic activity, freedom of religion.
Введение. Множественность отношений, возникающих в процессе реализации конституционного принципа идеологического многообразия, ставит вопрос о выделении особенностей его правовой реализации по конкретным сферам общественного бытия. Общепринятой является классификация сфер жизнедеятельности общества, предложенная крупным социологом Т. Парсонсом, выделившим экономическую, политическую, социокультурную и религиозно-духовную подсистему общества [1, с. 16].
Методы исследования. Определенное значение для проведения исследования имели общенаучные методы познания (анализа, синтеза, моделирования) и частнонаучные методы познания (исторический, ретроспективный, сравнительно-правовой, формально-логический). Общим методологическим основанием настоящей публикации является диалектика, которая позволит всесторонне изучить проблематику реализации принципа идеологического многообразия по базовым сферам жизни общества.
Полученные результаты и их обсуждение. Идеологическое многообразие пронизывает все сферы общественной жизни и оказывает значительное влияние на все базовые виды общественных отношений. Однако в современной юридической литературе все большее распространение получила интерпретация реализации данного принципа в политической сфере. Это может показаться вполне объективным, поскольку основными (наиболее частыми с точки зрения их активности) субъектами реализации исследуемого принципа являются политические партии и общественные объединения. Вместе с тем в современной России экономические, социокультурные и религиозные отношения также имеют свои особенности при реализации принципа идеологического многообразия. Не претендуя на исчерпывающую полноту анализа искомой проблемы, обозначим следующие базовые сферы, в которых реализуется идеологического многообразие. А именно политическая, религиозная, экономическая и социокультурная сферы. Общим для всех сфер является наличие признаков плюрализма и многообразия.
Итак, в политической сфере идеологическое многообразие выражается прежде всего в политическом многообразии, или в политическом плюрализме. Эти понятия чаще всего отождествляют.
Поскольку политика есть сфера борьбы за власть — реально это пространство отношений между общественными субъектами в рамках структуры общества в условиях борьбы за власть. В соответствии с конституционным законодательством Российской Федерации основой организации власти в России является принцип народовластия. Статья 1 Конституции Российской Федерации провозглашает
на территории нашей страны демократическое государство. Действие принципа демократизма означает, в свою очередь, что народ имеет право решать основные вопросы политической и государственной жизни. В том числе участвовать в формировании органов государственной власти и органов местного самоуправления. Поэтому источником власти в России согласно ст. 3 Конституции Российской Федерации является ее многонациональный народ. Следовательно, политический плюрализм, являясь порождением демократии, необходим для выражения мнений и убеждений единственного источника власти — народа. Наиболее эффективно выразить свою волю народ может, разумеется, в организационных формах. В данном случае значение приобретают общественные объединения для обеспечения свободы мнений и слова, собраний, демонстраций, митингов. Специальным субъектом общественных отношений в сфере политического плюрализма является политическая партия как одна из важнейших организационно-правовых форм общественного объединения в Российской Федерации.
К числу основных принципов организации политической жизни в современных государствах демократического толка относят принцип многопартийности [2, с. 186]. В России этот принцип закреплен в ч. 3 ст. 13 Конституции РФ.
Переходя к анализу религиозной сферы, отметим, что в соответствии с устоями демократического государства в российском правопорядке исключается право произвольного вторжения в религиозную и конфессиональную сферы. В этом выражается религиозный плюрализм как продолжение конституционного принципа идеологического многообразия. Как отмечает К.М. Исаева в своей диссертации, религиозный плюрализм, являясь видом идеологического многообразия, базируется на идеологической свободе человека в духовной сфере [3, с. 22]. Поэтому в связи с признанием в России светского государства как основы конституционного строя принцип религиозного плюрализма является необходимым элементом идеологического многообразия и составляет его часть.
В качестве специального субъекта общественных отношений в сфере религиозного плюрализма следует понимать религиозные группы и религиозные организации. Об этом сказано в Федеральном законе «О свободе совести и о религиозных объединениях» [4].
На сегодня в России по данным Министерства юстиции РФ действуют 66 различных направлений религиозных организаций. Они пользуются поддержкой миллионов российских граждан. Среди них: местные общества и централизованные религиозные организации, религиозные центры и монастыри, духовно-образовательные учреждения и миссии.
Вместе с тем религиозный плюрализм, выражающийся в множественности религиозных объединений, не безграничен. Так, по тексту ст. 4 и 14 Федерального закона «О свободе совести и религиозных объединениях» в отношении религиозных ассоциаций предусматриваются особые ограничения в реализации права на идеологическое многообразие.
В то же время одна из основных гарантий реализации рассматриваемого конституционного права заключается в том, что федеральный закон содержит пределы ограничения права на свободу совести. «Право на свободу совести и свободу вероисповедания может быть ограничено федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов человека и гражданина, обеспечения обороны страны и безопасности государства» (п. 2 ст. 3 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях»). «Запрещаются создание и деятельность религиозных объединений, цели и действия которых противоречат закону» (п. 4 ст. 6 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях») [4].
Государство в указанных положениях ограничивает пределы своих полномочий в реализации права на свободу совести и в то же время гарантирует защиту граждан от противоправных деяний как религиозных объединений, так и просто верующих.
Итак, ясно, что Российская Федерация является многоконфессиональным и при этом светским государством, где множество конфессий и иных религиозных течений, взглядов, концепций, мнений равны перед законом и не могут ущемлять права, свободы и законные интересы других лиц. Различные религиозные течения, мнения, концепции, взгляды, не противоречащие законодательству Российской Федерации и не являющиеся экстремистскими, имеют право не только на возможность свободного выражения и распространения, но и на возможность равного конкурирования друг с другом. Государство не должно создавать привилегированного положения одних религиозных организаций по отношению к другим. В этом выражается действие религиозного многообразия.
Как нам представляется, для более комплексного развития и реализации религиозного многообразия необходимы и практические рекомендации. Так, при анализе законодательной базы и научных трудов в сфере свободы совести и вероисповедания необходимо отметить, что в настоящее время в России до сих пор отсутствует комплексная научно обоснованная концепция политики государства в сфере свободы совести. Указанная концепция, как нам
представляется, должна содержать систему, отражающую отношение органов государственной власти к сфере свободы вероисповедания. Государственные органы в своей работе, к сожалению, не часто обращают внимание на взаимоотношения в области свободы совести.
Научное обоснование политики государства в области свободы совести и вероисповедания содержится в проектах «Концепции государственной политики в сфере отношений с религиозными объединениями в Российской Федерации» и «Концептуальных основ государственно-церковных отношений в Российской Федерации», опубликованных в 2011 г. [5].
В проекте «Концептуальных основ государственно-церковных отношений в Российской Федерации» формулируются методологические основы политики государства в сфере свободы совести, обозначается цель этой политики — «консолидация и стабильность российского общества, его духовное возрождение». Концепция разрабатывалась для формирования государственной политики в сфере свободы совести и отношений с религиозными объединениями, подготовки предложений, направленных на совершенствование правового, структурно-организационного и кадрового обеспечения вероисповедной политики государства, разработки целевых программ сотрудничества государственных институтов и религиозных объединений в различных сферах жизни общества.
Государственные органы не применили для своей работы представленные учеными предложения. Поэтому в настоящее время отсутствует согласованность действий всех властных структур на различных уровнях, не сформирован единый механизм реализации государственной религиозной политики. Складывается впечатление, что государство точно не знает, как взаимодействовать с религиозными организациями. В связи с этим мы считаем необходимым принятие подобной концепции. Именно она будет способствовать развитию религиозного многообразия как части идеологического многообразия.
Религия, являясь частью духовной жизни, тесно связана с социокультурной сферой, в которой также можно говорить о специфике выражения идеологического многообразия. Следуя за позицией К.М. Исаевой, видим, что в гл. 1 Конституции Российской Федерации закреплено несколько принципов, которые можно непосредственно относить к социокультурному многообразию:
1) равноправие и самоопределение народов (ч. 3 ст. 5 Конституции РФ);
2) достойная жизнь и свободное развитие человека (ч. 1 ст. 7 Конституции РФ);
3) идеологическое многообразие, которое, в частности, реализуется в социокультурной сфере (ч. 1 ст. 13 Конституции РФ) [3, с. 23].
Исходя из очевидно двуединой составляющей социокультурного плюрализма, в отличие от иных видов идеологического многообразия, его можно разделить на социальный и культурный плюрализм. Мы согласны с позицией о том, что многообразие в социокультурной сфере основано на праве лица на социальную и культурную самоидентификацию. Это право, согласно ч. 1 ст. 21 Конституции Российской Федерации, включает в себя негативное правомочие на достоинство личности, которое предполагает неприкосновенность системы социальных, культурных, национальных и иных ценностей и позитивное правомочие на их внешнюю реализацию.
Что касается реализации плюрализма в культурной сфере, то отметим непосредственную связь данной сферы со свободой творчества. Так, следует согласиться с Е.В. Сазонниковой, указывающей на взаимную связь свободы творчества и идеологического многообразия [6, с. 52]. Т.Я. Хабриева не без оснований высказывает позицию, согласно которой свобода творчества представляет собой один из частных случаев идеологического многообразия [7, с. 15].
Стоит согласиться с выводами Д.С. Шапоревой о том, что свобода творчества предполагает недопустимость идеологического диктата, контроля и цензуры со стороны государства, чиновников, бизнеса в творческой деятельности. Право на свободу творчества по своему существу — это гарантируемая основными нормами возможность создавать литературные, художественные, научные и другие произведения, проводить научные исследования, заниматься изобретательством, преподаванием, сценической деятельностью. Данное право, будучи духовно-культурной ценностью, способствует внутреннему обогащению человека, вдохновляет на новые деяния, поиски и идеи. Конституционное закрепление права на свободу творчества, развитие и конкретизация его в отраслевом законодательстве имеет немаловажное значение для повышения культуры российского общества [8, с. 3].
Следовательно, реализация принципа идеологического многообразия в социальной и культурной сферах является жизненно важной и необходимой [9, с. 42].
Однако полноценная и емкая реализация вышеназванных отдельных случаев идеологического многообразия в политической, религиозной и социокультурной сферах невозможна без плюрализма экономической жизни России.
Так, экономической основой конституционного строя Российской Федерации является рыночное хозяйство (рыночная экономика), где производ-
ство и распределение товаров, услуг и финансовых средств осуществляются посредством рыночных отношений, участниками которых являются частные субъекты хозяйствования, которые конкурируют между собой. Российское государство, несмотря на поддержку этой конкуренции, осуществляет соответствующий контроль посредством принятия мер по предотвращению монопольных привилегий.
Как известно, свобода экономической деятельности, закрепленная в ст. 8 Конституции России, является важнейшей основой правового регулирования экономических отношений Российской Федерации. Она неразрывно связана с многообразием форм собственности, свободой предпринимательства, свободным перемещением товаров и услуг, единством экономического пространства, гарантирующим отсутствие таможенных барьеров. Свобода экономической деятельности представляет собой фундаментальную основу для реализации идеологического многообразия в экономической сфере [10, с. 68]. Гарантия самостоятельного и независимого осуществления экономической деятельности в рамках правового поля позволяет субъектам экономических отношений полноценно использовать свои экономические права и законные интересы. Свобода экономической деятельности позволяет лицам участвовать в хозяйственном обороте в разной форме по собственному усмотрению (в качестве индивидуального предпринимателя, общества с ограниченной ответственностью, открытого акционерного общества и др.) [3, с. 24].
Таким образом, идеологическая свобода в данном случае представляется как свобода экономических убеждений. Исходя из гарантированности со стороны государства свободного и конкурентного гражданского оборота, а также свободного и равного положения всех субъектов экономических правоотношений, можно говорить о полноценной реализации идеологического многообразия в экономической сфере.
Заключение. Итак, закрепленное в Конституции Российской Федерации идеологическое многообразие как основа конституционного строя Российской Федерации всесторонне реализуется в базовых сферах российского общества, являясь для них принципом общего характера. Гарантии и конституционно-правовые основы релизации принципа идеологического многообразия в России в целом связаны с отменой цензуры, свободой информации, издательской деятельности, преподавания, реализацией принципа политического многообразия, свободой мысли и слова, свободой совести, свободой экономической деятельности, несмотря на то что это элементы разных основ конституционного строя.
Библиографический список
1. Парсонс Т. Система современных обществ. — М., 1998.
2. Лобанова О.С. Идеологическое многообразие — сущностный фактор формирования гражданского общества // Гражданское общество в эпоху глобальной информатизации. Раздел : Политические процессы : доклады и материалы III Междунар. молодеж. науч. конф. Москва, 26 октября, 18-19 ноября 2011 г. — Ч. 1 : Правовые и социокультурные основы формирования гражданского общества. — М., 2011.
3. Исаева К.М. Идеологическое многообразие как основа конституционного строя Российской Федерации : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. — Ростов-н/Д., 2015.
4. О свободе совести и о религиозных объединениях : Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ // СЗ РФ. — 2015. — № 45. — Ст. 1987.
5. Концепция государственной политики в сфере отношений с религиозными объединениями в Российской Федерации : проект. Документ опубликован не был [Элект-
ронный ресурс]: URL: http://www.atheism.ru/archive/ text/77.phtml.
6. Сазонникова Е.В. Содержание свободы творчества в конституционном праве России // Журнал российского права. — 2009. — № 5.
7. Хабриева Т.Я. Теория современного основного закона и российская Конституция // Журнал российского права. — 2008. — № 12.
8. Шапорева Д.С. Конституционное право человека и гражданина на свободу творчества в России : ав-тореф. дис. . канд. юрид. наук. — Саратов, 2012.
9. Невинский В.В. Рецензия на книгу Б.С. Крылова «Проблемы влияния идеологии на общество и государство», М, 2013 // Конституционное и муниципальное право. — 2013. — № 5.
10. Исаева К.М. К вопросу о содержании конституционного принципа идеологического многообразия // Юри-дич. вестн. Дагестанского гос. ун-та. — 2012. — № 4.