Научная статья на тему 'Проблемы развития выставочно-конгрессного бизнеса в Приморском крае'

Проблемы развития выставочно-конгрессного бизнеса в Приморском крае Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
79
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСТАВОЧНО-КОНГРЕССНЫЙ БИЗНЕС / ВЫСТАВОЧНО-КОНГРЕССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ / ПРИМОРСКИЙ КРАЙ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Левченко И.Н.

Проанализировано состояние выставочно-конгрессного бизнеса в Приморском крае. Представлены данные анкетных опросов участников выставочно-конгрессных мероприятий, которые проводились в 2005-2009 гг. В результате сделан вывод о том, что в Приморском крае выставочно-конгрессный бизнес развивается недостаточно активно, что является следствием существования целого ряда выявленных проблем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы развития выставочно-конгрессного бизнеса в Приморском крае»

ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ВЫСТАВОЧНО-КОНГРЕССНОГО БИЗНЕСА В ПРИМОРСКОМ КРАЕ

И. Н. ЛЕВЧЕНКО, ассистент кафедры коммерции, логистики и рекламы E-mail: kafedra_com@inbox. ru Тихоокеанский государственный экономический университет

Проанализировано состояние выставочно-конгрес-сного бизнеса в Приморском крае. Представлены данные анкетных опросов участников выставочно-конгрессных мероприятий, которые проводились в 2005—2009гг. В результате сделан вывод о том, что в Приморском крае выставочно-конгрессный бизнес развивается недостаточно активно, что является следствием существования целого ряда выявленных проблем.

Ключевые слова: выставочно-конгрессный бизнес, выставочно-конгрессное мероприятие, Приморский край.

Современное развитие мирового сообщества характеризуется системной интеграцией экономик различных государств, международной концентрацией капитала, интеграцией мировых рынков и глобализацией хозяйственной деятельности компаний. Важнейшими направлениями его развития становятся научно-технический прогресс и интеллектуализация основных факторов производства. Осознавая важность и исключительное значение инновационной сферы деятельности, Правительство Российской Федерации перешло к агрессивной инновационной политике посредством государственной поддержки и специальных государственных программ. В связи с этим стратегическое значение для государственной политики приобретает инновационная деятельность компаний, содержанием которой является вывод на рынок новых товаров, разработка и внедрение новых технологий, создание и применение новых знаний [1].

Эффективная реализация инновационной политики не может обойтись без развития выста-

вочно-конгрессной деятельности, которая по своей сути является для России также инновационной. Выставочно-конгрессные мероприятия — важное звено не только в процессе вывода новых товаров и услуг на рынок, но и в процессе внедрения результатов фундаментальных и прикладных исследований и разработок в производство. В связи с этим выставочно-конгрессные мероприятия, как место демонстрации нововведений, не только подстраиваются под изменения рынка, но и мотивируют эти изменения, являясь побудителями и проводниками инновационной деятельности в других областях.

Центром сосредоточения выставочно-конг-рессного бизнеса и главным местом проведения выставочно-конгрессных мероприятий в Приморском крае является город Владивосток. Кроме того, выставочно-конгрессные мероприятия проводятся в таких городах, как Находка, Уссурийск, Арсеньев.

В настоящее время в Приморском крае кон-грессным, презентационным и выставочным бизнесом занимаются около 40 компаний, которые по масштабу своей деятельности относятся к предприятиям малого бизнеса.

Ежегодно в Приморском крае проводится достаточно большое количество выставочно-кон-грессных мероприятий: свыше 100 конференций, конгрессов и форумов, более 20 товарных и тематических выставок.

Динамика и организационные формы выста-вочно-конгрессных мероприятий, проводимых в Приморском крае, представлены в табл. 1.

Анализируя данные табл. 1, можно отметить, что с 2005 по 2007 г. наблюдался ежегодный рост ко-

Таблица 1

Организационные формы выставочно-конгрессных мероприятий, проводимых в Приморском крае в 2005—2009 гг.

Организационная форма выставоч-но-конгрессных мероприятий Год 2009/ 2007 гг., %

2005 2006 2007 200 2009

Количество, ед. Доля, % Количество, ед. Доля, % Количество, ед. Доля, % Количество, ед.. Доля, % Количество, ед. Доля, %

Выставка 18 39,1 19 32,8 20 31,7 17 32,7 16 32,7 80,0

Конгресс 0 0,0 0 0,0 1 1,6 1 1,9 1 2,0 100,0

Конференция 25 54,3 35 60,3 38 60,3 29 55,8 27 55,1 71,1

Форум 1 2,2 2 3,4 2 3,2 3 5,8 3 6,1 150,0

Съезд 2 4,3 2 3,4 2 3,2 2 3,8 2 4,1 100,0

Итого... 46 100,0 58 100,0 63 100,0 52 100,0 49 100,0 77,8

личества выставочно-конгрессных мероприятии, а затем, с 2008 г. происходит их заметное сокращение. Так, общее количество мероприятий в 2009 г. сократилось по сравнению с 2007 г. на 14 ед., что составило 22,2%. Особенно значительно сократилось количество проводимых в крае конференций — на 11 ед. (28,9 %). Причиной этому стало исключение в связи с разразившимся финансовым кризисом неактуальных выставочно-конгрессных проектов, совмещение нескольких мероприятий со схожей тематикой в одно мероприятие, а также отсутствие скоординированного подхода к планированию по срокам и тематике выставочно-конгрессных мероприятий, проводимых в крае.

Начиная с 2007 г. в крае стал ежегодно проводиться Тихоокеанский экономический конгресс, который способствует развитию инвестиционного, производственного и торгового сотрудничества России со странами Азиатско-Тихоокеанского региона, а также возрастанию роли российского Дальнего Востока в региональных интеграционных процессах [2].

Структура выставочно-конгрессных мероприятий, проведенных в Приморском крае в 2009г., представленанарис. 1.

Наибольшую долю среди всех выставочно-конгрессных мероприятий, проведенных в 2009г., занимают конференции — 55,1 %. Это связано с

□ Выставки - 33%

■ Конгрессы - 2%

□ Конференции - 55% О Форумы - 6%

■ Съезды - 4%

Рис. 1. Структура выставочно-конгрессных мероприятий, проведенных в Приморском крае в 2009 г.

тем, что для проведения мероприятии этого уровня не требуется значительных усилий и вложений денежных средств. На втором месте находятся выставки — 33%, однако в 2009 г. их количество несколько снизилось. Наименьшую долю занимают съезды — 4,1 %и конгрессы — 2,0 %.

Классификация выставочно-конгрессных мероприятий в Приморском крае в 2005—2009 гг. по территориальному признаку представлена в табл. 2.

Анализ данных табл. 2 показывает, что с 2005 по 2007 г. общее количество выставочно-конгрес-сных мероприятий увеличилось на 17 ед., а затем с 2007 по 2009 г. произошло снижение их количества на 14 ед. В основном, с 2007 по 2009 г. произошло сокращение количества межрегиональных мероприятий на 13,3 % и мероприятий с международным участием на12,5 %.

По мнению автора, это обусловлено низким качеством предоставляемых услуг, высокой стоимостью участия в мероприятиях, географически удаленным расположением Приморского края. Отрицательное влияние оказывает и недостаток информации о выставочно-конгрессных мероприятиях, проводимых в регионе. Так, 90 % опрошенных респондентов на вопрос: «Каким образом вы получили информацию о проведении выставки, конгресса, конференции?» ответили, что получили приглашение организаторов. И лишь 10 % респондентов указали на получение информации по Интернету.

Количество международных мероприятий осталось стабильным, это связано с тем, что инициатором их проведения является администрация региона, которая не только в полной мере осуществляет контроль организации и проведения подобных мероприятий,

Таблица 2

Классификация выставочно-конгрессных мероприятий, проводимых в Приморском крае в 2005—2009 гг., по территориальному признаку

Выставочно-конгрессное мероприятие Год 2009/ 2005 гг., %

2005 2006 2007 2008 2009

Количество, ед. Доля, % Количество, ед. Доля, % Количество, ед. Доля, % Количество, ед. Доля, % Количество, ед. Доля, %

Международные 3 6,5 3 5,2 3 4,8 3 5,8 3 6,3 100,0

С международным участием 8 17,4 10 17,2 9 14,3 8 15,4 7 14,6 87,5

Межрегиональные 15 32,6 21 36,2 25 39,7 15 28,8 13 27,1 86,7

Местные 20 43,5 24 41,4 26 41,3 26 50,0 26 53 130,0

Итого... 46 100,0 58 100,0 63 100,0 52 100,0 49 100,0 106,5

но и их полное финансирование. Кроме того, анализ данных табл. 2 показал, что наибольшую долю среди всех выставочно-конгрессных мероприятий занимают местные мероприятия — 53% в 2009г. Это объясняется тем, что работа по их организации менее трудоемкая, а также не требует вложения значительных денежных средств. На втором месте — межрегиональные мероприятия — 27,1%, хотя в 2009 г. в связи с кризисными явлениями их количество заметно снизилось. Наименьшую долю среди всех выставочно-конгрессных мероприятий занимают международные мероприятия — 6,3 %.

Классификация выставочно-конгрессных мероприятий по целевой аудитории в 2005—2009 гг. выглядит следующим образом (табл. 3).

Судя по данным табл. 3 можно сделать вывод, что с 2005 по 2009 г. количество выставочно-конг-рессных мероприятий, проведенных в Приморье для специалистов различных областей деятельности, выросло на20 %.

Одновременно, следует отметить, что мероприятия для специалистов занимают наибольшую долю, в 2009г. она составила 61,2%. Данная тен-

денция объясняется общероссийской и мировой специализацией и тематической направленностью выставочно-конгрессных мероприятий. Наименьшую долю занимают мероприятия, направленные на массового посетителя — 14,3 % в 2009 г.

Рассматривая профессиональный состав специалистов-участников выставочно-конгрессных мероприятий в Приморском крае в 2005—2009 гг. (рис. 2), можно сделать вывод о том, что большинство из них являются менеджерами среднего звена — 35 %, на втором месте — исполнительные директора компаний — 17, затем инженеры —12%.

В 2009 г. укрепили свои позиции следующие группы участников: продавцы и консультанты — 12 %, администраторы — 9 %.

Основываясь на приведенных данных, можно сделать вывод, что высшее руководство компаний Приморского края, редко посещая выставочно-конгрессные мероприятия, уделяет им недостаточное внимание и не может по достоинству оценить все их возможности. Это отрицательно сказывается на оперативности принятия коммерческих решений непосредственно в рамках проведения выста-

Таблица 3

Классификация выставочно-конгрессных мероприятий, проведенных в Приморском крае в 2005—2009гг., по их целевой аудитории

Выставочно-конгрессное мероприятие Год 2009/ 2005 гг., %

2005 2006 2007 2008 200о

Количество, ед. Доля, % Количество, ед. Доля, % Количество, ед. Доля, % Количество, ед. Доля, % Количество, ед. Доля, %

Мероприятия для специалистов 25 54,3 35 60,3 38 60,3 31 59,6 30 61,2 120,0

Мероприятия, направленные на массового посетителя 9 19,6 9 15,5 12 19,0 8 15,4 7 14,3 77,8

Смешанные мероприятия 12 26,1 14 24,1 13 20,6 13 25,0 12 24,5 100,0

Итого... 46 100,0 58 100,0 63 100,0 52 100,0 49 100,0 106,5

40

35

зо

25 20 15 10 -5 О

ш

ЯЙш'

□ Менеджеры среднего звена - 1 ■ Инженеры - 2

1234567 2005

2006

2007 2008 Годы

2009

□ Исполнительные директоры компаний - 3

□ Президенты и генеральные директоры - 4

I Продавцы и консультанты -Администраторы - 6 Прочие - 7

Рис. 2. Профессиональный состав участников выставочно-конгрессных мероприятий проводимых в Приморском крае в 2005—2009гг., %

вочно-конгрессных мероприятий. Очевиден факт непонимания представителями местного бизнеса преимуществ своего участия в выставочно-конг-рессных мероприятиях.

Следует отметить, что для получения необходимого эффекта от участия в выставочно-конгрессных мероприятиях компаниям и их представителям необходимы не только знания в области выставочно-конгрессной деятельности, но и опытучастия.

Структура участников по степени активности их участия в выставочно-конгрессных мероприятиях, проводимых в Приморском крае в 2009 г., представленанарис. 3.

Из рис. 3 видно, что только 20 % компаний являются постоянными участниками, 30 — участвуют в выставочно-конгрессных мероприятиях периодически и 50 % — эпизодически. Эти данные свидетельствует о том, что в выставочно-конгрессной деятельности существуют серьезные проблемы, связанные с низкой активизацией выставочно-конгрессной деятельности. Это объясняется целым рядом причин.

Во-первых, материально-техническая база вы-ставочно-конгрессной деятельности в Приморском крае, включая выставочно-конгрессное и сервисное оборудование, не соответствует международным требованиям, в результате чего участникам

□ Постоянные участники - 20%

50

□ Компании, участвующие периодически - 30%

□ Компании, участвующие эпизодически - 50%

Рис. 3. Структура участников по степени активности их участия в выставочно конгрессных мероприятиях, проводимых в Приморском крае в 2009 г., %

мероприятии не может быть предложено высокое качество услуг, да и выбор их ограничен. В связи с этим многие компании из других регионов и стран отказываются от участия в вы-ставочно-конгрессных мероприятиях, проводимых в Приморском крае.

Во-вторых, как указывалось ранее, в крае ощущается недостаток своевременной информации об их проведении. Данная проблема имеет место как по вине организаторов мероприятий, так и средств массовой информации.

Анализ показал, что количество участников в одном выставочно-конгрессном мероприятии также не является постоянным. Динамика среднего количества участников в одном выставочно-конг-рессном мероприятии приведена на рис. 4.

Как показывает анализ рис. 4, рост среднего количества участников выставочно-конгрессного мероприятия наблюдается до 2007 г., а затем происходит их резкое сокращение. Это обусловлено как повышением стоимости участия в выставочно-кон-грессном мероприятии, так и низким качественным уровнем проводимых мероприятий. Кроме этого сказывается тот факт, что организаторы, намечая даты проведения тех или иных мероприятий в Приморском крае, не обращают внимания на их совпадение с датами аналогичных мероприятий, проводимых в других регионах. Это ставит участников перед выбором, и, как правило, он осуществляется не в пользу мероприятий, организуемых в Приморском крае, поскольку их нельзя назвать конкурентоспособными.

Одним из основных факторов, влияющих на принятие решения об участии в выставочно-конгрес-сном мероприятии, является стоимость участия. Как видно из рис. 5, в 2009 г. по сравнению с 2005 г. она возросла в два раза (с 15 тыс. до ЗОтыс. руб.).

Причиной увеличения стоимости участия в мероприятии являются инфляционные процессы, происходящие в нашей стране, а также кризисная обстановка, сложившаяся в экономике в конце 2008 г.

Среднее количество участников, ед.

2005

2006

2007

2008

2009

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рис. 4. Среднее количество участников в одном выставочно-конгрессном мерой риятии в Приморском крае в 2005—2009гг., %

2005

2006

2007

2008

2009

Рис. 5. Средняя стоимость участия в одном выставочно-конгрессном мероприятии в Приморском крае в 2005—2009 гг.

Исследования показали, что для заполнения одного выставочно-конгрессного мероприятия на должном уровне организаторам необходимо разослать достаточно большое количество приглашений, и с каждым годом оно увеличивается. Информация о среднем количестве приглашений, рассылаемых потенциальным участникам мероприятий, проведенных в Приморском крае, пред-ставленанарис. 6.

Увеличение количества рассылаемых приглашений показано на рис. 6. Так, в 2009 г. количество приглашений, направленных в адрес предприятий Приморского края и в другие регионы, достигло 1 500 шт. Во многом это увеличение обусловлено повышением стоимости участия в том или ином мероприятии, из-зачего активность участников снижается, а необхо-

димость рассылки все большего количества приглашений растет. Организаторы выставочно-конг-рессных мероприятий в Приморском крае для отправки приглашений чаще всего используют почту или электронную почту.

Каждая компания, принимая решение об участии в выставочно-конгрессном мероприятии, ставит перед собой определенные цели. В 2005—2009 гг. были проведены анкетные опросы участников мероприятий с целью выявления приоритетных целей их участия в выставочно-конгрессных мероприятиях. В качестве способа связи с аудиторией при анкетировании был выбран личный контакт в виде индивидуального интервью. Размер репрезентативной бесповторной выборки составил 805 чел. при величине доверительной вероятности, равной 0,95. Результаты опросов представлены в табл. 4 [2].

Как показывает анализ табл. 4, цели у участников мероприятий различны. Между тем на основании этого можно сделать следующие выводы: • большинство участников приоритетной целью участия в выставочно-конгрессных мероприятиях в 2005 г. называли привлечение новых партнеров. Этаже цель является приоритетной и в 2009 г.;

□ Средняя стоимость участия в мероприятии, тыс. руб.

1600 1400 1200 1000 800 600 400 200 0

Среднее количество приглашений, рассылаемых для привлечения предприятий к участию в мероприятии, шт.

2005

2006

2007

2008

2009

Рис. 6. Среднее количество приглашений, рассылаемых потенциальным участникам мероприятий в Приморском крае в 2005—2009 гг.

Таблица 4

Цели участия компаний в выставочно-конгрессных мероприятиях в Приморском крае в 2005—2009 гг.

2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г.

Цель участия Количество, ед. Доля, % Количество, ед. Доля, % Количество, ед. Доля, % Количество, ед. Доля, % Количество, ед. Доля, %

Презентация новых товаров/услуг 50 8,3 54 9,6 43 7,3 42 6,7 40 6,3

Сбор новой рыночной информации 30 5,0 20 3,6 28 4,7 25 4,0 20 3,1

Знакомство с новыми груп- 69 11,4 72 12,8 70 11,8 69 11,0 70 10,9

пами покупателей

Ознакомление с новыми 21 3,5 27 4,8 20 3,4 23 3,7 20 3,1

рынками

Знакомство с конкурентами 25 4,1 15 2,7 22 3,7 24 3,8 20 3,1

Привлечение новых парт- 76 12,6 63 11,2 68 11,5 84 13,4 100 15,6

неров

Обмен опытом, мнениями 51 8,4 57 10,1 56 9,5 53 8,4 50 7,8

Поддержание уже существу- 71 11,7 50 8,9 54 9,1 58 9,2 60 9,4

ющих деловых отношении

Возрастание степени извес- 54 8,9 43 7,7 47 8,0 64 10,2 70 10,9

тности предприятия

Поиск инвесторов 46 7,6 52 9,3 49 8,3 52 8,3 60 9,4

Обсуждение экономичес- 40 6,6 42 7,5 50 8,5 59 9,4 59 9,2

ких, социальных, полити-

ческих вопросов

Укрепление международных 32 5,3 34 6,0 40 6,8 39 6,2 41 6,4

связей

Увеличение объемов сбыта 40 6,6 33 5,9 44 7,4 37 5,9 30 4,7

Итого... 605 100,0 562 100,0 591 100,0 629 100,0 640 100,0

• на втором месте в 2005 г. стояла цель — поддержание уже существующих деловых отношений, но в 2009 г. по сравнению с 2005 г. наблюдается снижение степени ее важности, что говорит о стабилизации хозяйственных связей в крае;

• еще одной приоритетной целью в 2005 г. у участников выставочно-конгрессных мероприятий в Приморском крае являлась цель знакомства с новыми группами покупателей, и на протяжении 2005—2009 гг. данная цель своей актуальности не утратила.

В 2009 г. участники выставочно-конгрессных

мероприятий в основном преследовали следующие

цели:

• привлечение новых партнеров (15,6 %),

• знакомство с новыми группами покупателей (10,9%),

• увеличение степени известности предприятия (10,9%),

• поддержание уже существующих деловых отношений (9,4%),

• поискинвесторов(9,4%),

• обсуждение политических, социальных и экономических вопросов (9,2 %). При грамотной подготовке к выставочно-кон-грессному мероприятию всех этих целей можно достигнуть, но для этого необходимы знания в области выставочно-конгрессного менеджмента. К сожалению, организаторы выставочно-конг-рессных мероприятий в Приморье не практикуют проведение обучающих семинаров для потенциальных участников, что могло бы им помочь сориентироваться в этой области деятельности и получить определенные знания и умения.

Важным показателем при подведении итогов проведения выставочно-конгрессного мероприятия является среднее количество соглашений, заключенных в ходе участия в том или ином мероприятии.

Данные о среднем количестве соглашений, заключенных на выставочно-конгрессных мероприятиях в Приморском крае, представлены на рис. 7.

Из анализа рис. 7 следует, что в 2009 г. 47% компаний удалось заключить только от 1 до 5 соглашений, 30 — заключили от 10 до 20 соглашений

□ От 1 до 5 соглашений

■ От 10 до 20 соглашений

□ Более 20 соглашений

2005

2006

2007

2008

2009

Рис. 7. Среднее количество соглашений, заключенных участниками на одном выставочно-конгрессном мероприятии в Приморском крае в 2005—2009 гг.

и 23 % компаний-участников оформили более 20 соглашений. Следовательно, почти половина предприятий участвует в мероприятиях, не получая особой выгоды, что говорит о недостаточной их эффективности.

В ходе анкетного опроса представителей предприятий-участников было выявлено, как оценивают они свое участие в выставочно-конгрессных мероприятиях (рис. 8).

Анализ рис. 8 показывает, что лишь 33 % компаний оправдали свое участие в выставочно-конгрессных мероприятиях, 27 — считают свое участие эффективным, 15 — отметили, что результат превзошел их ожидания, в то время как 25 % компаний-участников заявили, что их участие не принесло никакого результата. Такое положение дел является сдерживающим фактором участия предприятий в выста-вочно-конгрессных мероприятиях и еще

27

раз подтверждает необходимость проведения обучающих семинаров для их участников наряду с активной пропагандой преимуществ выставочно-конгрессного бизнеса.

На основании проведенного анализа можно составить сводную таблицу показателей, характеризующих выставочно-конгрессную деятельность в Приморском крае (табл. 5).

На основе анализа данных табл. 5 можно сделать следующие выводы:

динамика количества выставочно-конгрес-сных мероприятий с 2005 по 2007 г. имела четко направленную тенденцию увеличения. Затем в 2009 г. произошло снижение их количества практически до уровня 2005 г. на 22,2 %; количество предприятий-участников с 2005 по 2007 г. ежегодно увеличивалось. Однако в 2009 г. произошло резкое их снижение, что составило 28,

□ Участие не принесло результата

□ Участие оправдало расходы

□ Участие можно считать эффективным

□ Результат превзошел первоначальные ожидания

Рис. 8. Оценка результатов участия компаний в выставочно-конгрес-сном мероприятии в Приморском крае в 2009 г., %

Таблица 5

Показатели выставочно-конгрессной деятельности в Приморском крае в 2005—2009 гг.

Показатель выставочно-конгрессной Год 2009/ 2005 гг., 2009/ 2007гг.,

деятельности 2005 2006 2007 2008 2009 % %

Количество выставочно-конгрессных 46 58 63 52 49 106,5 77,8

мероприятии, ед.

Количество предприятий-участников, ед. 3 634 4 756 5 481 4 320 3 936 108,3 71,8

Количество рассылаемых приглашений, ед. 1 000 1 100 1 100 1 300 1 500 150,0 136,4

Количество заключенных соглашений, ед. 11 340 12 540 13 090 12 148 11 370 100,2 86,9

Средняя стоимость участия в одном выста- 15 18 20 27 30 200,0 150,0

вочно-конгрессном мероприятии, тыс. руб.

Среднее количество соглашений, заклю- 246,5 216,2 207,8 213,4 236,9 96,1 114,0

ченных на одном выставочно-конгрессном

мероприятии, ед.

Среднее количество предприятий-участ- 79 82 87 84 82 103,8 94,3

ников в одном выставочно-конгрессном

мероприятии, ед.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Источник: данные собственных исследований.

• с 2005 по 2008 г. произошел заметный рост количества рассылаемых приглашений потенциальным участникам, а также рост средней стоимости участия в мероприятии, рост данных показателей составил 150 и 200% соответственно;

• количество заключенных соглашений на вы-ставочно-конгрессных мероприятиях с 2005 по 2007 г. постепенно увеличивалось, однако в 2008 г. по сравнению с 2007 г. их количество заметно снизилось и составило 86,9 %;

• среднее количество соглашений, заключенных на одном выставочно-конгрессном мероприятии с 2005 по 2007 г., имело тенденцию к снижению, а в 2009 г. по сравнению с 2007 г. увеличилось на14 %;

• такой показатель, как среднее количество предприятий-участников в одном выставочно-конгрессном мероприятии, в 2009 г. по сравнению с 2005 г. изменился незначительно. Основываясь на проведенном анализе, можно

сказать, что в Приморском крае выставочно-конг-рессный бизнес развивается недостаточно активно, что является следствием существования ряда выявленных проблем в сфере выставочно-конгрессной деятельности. К ним можно отнести:

• отсутствие системного подхода к организации выставочно-конгрессныхмероприятий;

• отсутствие обобщенных статистических данных о деятельности выставочно-конгрессных организаций и проводимых ими мероприятиях, что затрудняет анализ текущего состояния этой сферы и составление прогнозов ее развития;

• несоответствие материально-технической базы выставочно-конгрессного бизнеса в Приморском крае международным требованиям, включая выставочно-конгрессное и сервисное оборудование, в связи с этим многие компании из других регионов и стран отказываются от участия в мероприятиях;

• низкое качество предоставляемых услуг на выставочно-конгрессныхмероприятиях;

• отсутствие скоординированного подхода к планированию выставочно-конгрессных мероприятий, проводимых в Приморском крае, по срокам и тематике;

• отсутствие системы подготовки и переподготовки специалистов в области выставочно-конгрессной деятельности;

• отсутствие методики организации и проведения выставочно-конгрессных мероприятий;

• отсутствие методики анализа конгрессно-вы-ставочной деятельности, что не позволяет в полной мере определить степень ее влияния на экономику края;

• непонимание представителями местного бизнеса преимуществ своего участия в выставоч-но-конгрессных мероприятиях;

• недостаток информации о выставочно-кон-грессных мероприятиях, проводимых как в Приморском крае, так и за его пределами;

• несовершенство нормативно-правовой базы для регулирования отношений на рынке вы-ставочно-конгрессных услуг;

• отсутствие соответствующего органа, занимающегося координацией и регулированием выставочно-конгрессной деятельности в Приморском крае.

Решение данных проблем позволит совершенствовать организацию выставочно-конгрес-сного бизнеса в Приморском крае и активизировать деятельность его постоянных и потенциальных участников.

Список литературы

1. Гусев Э.Б., Прокудин В. А., Салащенко А. Г. Основы выставочной деятельности: учеб. пособие. М.: РЭАим. Плеханова, 2003.

2. Петелин В. Г. Основы менеджмента выставочной деятельности: учеб. пособие. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.

3. ТычинскийА. В. Управление инновационной деятельностью компаний: современные подходы, алгоритмы, опыт. Таганрог: ТРТУ, 2006.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.