Научная статья на тему 'Проблемы развития вузовской науки в высших учебных заведениях'

Проблемы развития вузовской науки в высших учебных заведениях Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
395
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИКА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ / THE ECONOMY OF THE GRADUATE SCHOOL / ВУЗОВСКАЯ НАУКА / UNIVERSITY SCIENCE / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / EDUCATIONAL PROCESS / НАУЧНЫЙ ПРОЦЕСС / RESEARCH PROCESS / ЕДИНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКЗАМЕН / UNIFIED STATE EXAM / ПОРТФОЛИО / PORTFOLIO

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Межлумова Виктория Ромеовна, Бугаенко Владлена Эдуардовна

Актуальность настоящего исследования обусловлена тем обстоятельством, что динамичное развитие экономики высшего образования привело к необходимости модернизации научной деятельности в организациях сферы ВО. В статье рассмотрен уровень «научной» образованности студентов высшей школы, проблемы в этой области и возможные пути решения. Автор анализирует влияние единого государственного экзамена и портфолио на формирование знаний и умений будущего выпускника.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF DEVELOPMENT OF UNIVERSITY RESEARCH IN HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS

The relevance of this study is due to the fact that the dynamic development of the economy of higher education has led to the need for modernization of scientific activity in the sphere. In the article the level of “scientific" education of the students of the higher school, problems and possible solutions. The author analyzes the impact of the unified state examination and the portfolio on the formation of knowledge and skills of future graduates.

Текст научной работы на тему «Проблемы развития вузовской науки в высших учебных заведениях»

Научный вестник ЮИМ №3' 2014

Трибуна педагога

УДК 378 ББК 65.0+74.58 M 43

ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ВУЗОВСКОЙ НАУКИ В ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ

(Рецензирована)

Межлумова Виктория Ромеовна,

старший преподаватель кафедры менеджмента, маркетинга и предпринимательства Южного института менеджмента, Краснодар. Тел.: (909) 447 77 29, е-mail: Vika2207@mail.ru

Бугаенко Владлена Эдуардовна,

студентка Южного института менеджмента, Краснодар. Тел.: (918) 185 98 24, е-mail: 13m2.bugaenko@gmail.com

Аннотация. Актуальность настоящего исследования обусловлена тем обстоятельством, что динамичное развитие экономики высшего образования привело к необходимости модернизации научной деятельности в организациях сферы ВО. В статье рассмотрен уровень ««научной» образованности студентов высшей школы, проблемы в этой области и возможные пути решения. Автор анализирует влияние единого государственного экзамена и портфолио на формирование знаний и умений будущего выпускника.

Ключевые слова: экономика высшей школы, вузовская наука, образовательный процесс, научный процесс, единый государственный экзамен, портфолио.

PROBLEMS OF DEVELOPMENT OF UNIVERSITY RESEARCH IN HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS

Mezhlumova Victoria Romeovna,

Senior Teacher of Department of Management, Marketing and Entrepreneurship of the Southern Institute of Management, Krasnodar. Ph.: (909) 447 77 29, е-mail: Vika2207@mail.ru

Bugaenko Vladlena Eduardovna,

student of the Southern Institute of Management, Krasnodar. Ph.: (918) 185 98 24, е-mail:13m2.bugaenko@gmail.com

Summary. The relevance of this study is due to the fact that the dynamic development of the economy of higher education has led to the need for modernization of scientific activity in the sphere. In the article the level of “scientific" education of the students of the higher school, problems and possible solutions. The author analyzes the impact of the unified state examination and the portfolio on the formation of knowledge and skills of future graduates.

Keywords: the economy of the graduate school, University science, educational process, research process, the unified state exam, portfolio.

Более двадцати лет всесторонних реформ к настоящему времени так и не привели к эффективному развитию российской экономики и ее отдельных секторов. Более того, вопросов о предстоящем развитии становится все больше. Соответственно возрастает и накапливается количество внутренних противоречий, которые становятся не столько источником развития, сколько препятствующими

факторами. Одно из таких противоречий непосредственно относится к сфере высшего образования, многолетние реформы которого пока так и не за-вершились1.

1 Татуев А. А., Жанказиев А. Х. Приоритеты модернизации управления рыночными инструментами предоставления образовательных услуг. Монография. - М.: ИНФРА-М, 2010.

85

Трибуна педагога

Научный вестник ЮИМ №3' 2014

Следует отнести сюда и развитие вузовской науки, как одного из главных индикаторов качества образования, реформирование которой также продолжается.

Автор утверждает, что взаимодействие научного и образовательного процессов, реализацией которого занимается непосредственно преподаватель, заканчивается в большинстве случаев только научно-исследовательской работой студентов, встроенной в учебный процесс.

Во-первых, проблема в вузах, в результате которой преподаватели не мотивированы к реальной, а не формальной, как зачастую бывает, взаимной научной работе со студентами всем известна - низкая оплата труда. Зачастую, если преподаватель не добивается выдающихся успехов со студентом, ему это никак не зачитывается: никаких премий или поощрений. В некоторых, в частности, негосударственных вузах это вовсе не оплачивается.

Преподавателям, по сути, платят за отработанные лекционные и практические занятия, в особенности это касается совместителей и почасовиков. Оплата проверки самостоятельной работы студентов, предусмотренной в учебном плане и уж тем более научной - тема деликатная. Ведь выбор оплаты преподавателю часов за научную работу остается на усмотрение организации, где он работает.

В результате, сегодня научная работа преподавателей фактически бесплатна и выполняется по совместительству, одновременно с учебной нагрузкой и часто в ущерб её качеству. У преподавателя в соответствии с изменениями в образовательном процессе, подготовкой материалов по новым стандартам, канцелярской работой, связанной с учебным процессом, зачастую остается время только на написание методических указаний и своих собственных статей, которые, причем не всегда представляют какую либо ценность для научного общества, так как не являются достаточно проработанным материалом.

Согласно государственной программе Российской Федерации «Развитие образования» на 20132020 годы к 2020 году все студенты должны будут учиться по индивидуальным учебным планам, включающим значительную долю самостоятельной работы с использованием информационных техно-логий2.

То есть в случае, если ситуация не изменится, количество «контактных» часов преподавателя со студентами сократится, а студент будет предоставлен самому себе?

2 Проект государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы [электронный ресурф/URL: http://минобрнауки.рф/документы/2474

Государственные программы предполагают, что в скором времени преподаватели вузов, активно занимающиеся исследованиями и разработками, обеспечивающие высокое качество образования, будут получать зарплату, позволяющую сосредоточиться на одном месте работы и работать с полной отдачей.

Но остается открытыми вопросы: как это будет регулироваться, кто будет решать, насколько активно тот или иной преподаватель занимается научной работой, обеспечен ли вклад преподавателя в качество образования?

Ведь для негосударственных вузов даже типовое положение об образовательном учреждении высшего образования является примерным.

Автор предлагает рассмотреть возможность обязательного, законодательно закрепленного включения в учебные планы для каждых дисциплин помимо часов на лекционные и практические занятия, часов на научно-исследовательскую часть. Эти часы должны входить в учебную нагрузку, и предполагать работу по обучению преподавателем студентов научной составляющей изучаемой дисциплины. Расчёт часов на такую работу должен исходить из количества обучающихся в группе и значения дисциплины в учебном плане (Таблица 1). Эти часы предполагают непосредственный контакт со студентами, в виде индивидуальных консультаций.

Таблица 1

Пример включения в учебный план научноисследовательских часов

Часов

Аудиторные занятия

в том числе

Всего £ S о ^ н Я. X S И 3 X Л 4

Наименование дисциплины Всего лекций практических, /в числе активных с о Л о 5 X н р-1 сз И о X « о 4 о о 5 н с* о н о о S сз о

Управление персоналом 78 42 18 18/6 6 36

В учебных планах примером таких часов являются консультации по преддипломному проектированию и рецензированию. Но эти часы даются лишь на последнем курсе и направлены они только на создание итоговой работы студента в виде ди-

86

Научный вестник ЮИМ №3' 2014

Трибуна педагога

пломной работы, которая, к сожалению, не всегда является его интеллектуальной собственностью.

К тому же практика показывает увеличение фактов «покупки» дипломных работ, если раньше спрос на такие услуги был ограничен, то в настоящее время он набирает обороты.

Причиной, по мнению автора, в основном являются трудности в выполнении самостоятельной исследовательской работы, что является следствием нарастающего с академическими годами, непонимания сути, методов, принципов научного процесса, о которых рассказывается обычно на первых - вторых курсах на дисциплинах наподобие «Методы научных исследований», «Основы научной работы». Учитывая, что студент еще не изучает специфические предметы и не может применить эти методы на практике, эффективность изучаемого предмета к окончанию обучения снижается к нулю. К тому же по этим дисциплинам, как и по любым другим, студенту придется сдавать зачет или экзамен, значит это обязательно, а следует добиваться добровольного мотивированного желания студента изучать и владеть способами получения новых знаний.

Студенты, которые только начинают заниматься наукой, в вузе ищут в ней реализацию самих себя, это возможно только под правильным контролем научного руководителя коим является преподаватель. Студентов на этой стадии необходимо максимально заинтересовать, вовлечь в научный процесс и показать, как можно эффективно использовать его во взаимодействии с образовательным процессом. Для этого необходимо усиление индивидуализация образования, чтобы каждый студент почувствовал себя особенным, замеченным, полезным и не сходил с научного пути.

Предложенный автором подход позволит научить студента подходить к каждой изучаемой составляющей образовательного процесса с исследовательской точки зрения, начиная с первого курса.

В результате у преподавателей будет время для подготовки студента, у студента будет возможность больше контактировать с преподавателем, а у вуза будет законное право требовать отчета у преподавателей о выполненной научной нагрузке.

По сути, переход на многоуровневую систему образования должен учитывать устоявшиеся принципы традиционного обучения, когда студентам знания подавались «готовыми», ученики привыкли к этому. Так учились их родители, родственники и так учат в школах, откуда они приходят в систему ВО. В сложившихся условиях необходимо не просто заставлять преподавателей прописывать используемые образовательные технологии и интерактивное обучение в учебно-методических комплексах,

а давать им возможность объяснить студенту, что они значат, как использовать инновационные инструменты науки в дальнейшем самообразовании.

Еще одной причиной не заинтересованности преподавателей в научной работе со студентами является низкий порог знаний студентов поступающих и обучающихся в вузах. Учебные заведения не набирают необходимых показателей в последние годы даже на бюджетные места, а средние баллы ЕГЭ, показывают пороги, едва переваливающие за минимум.

По мнению автора единый государственный экзамен формализует подход к обучению студентов в высших учебных заведениях.

Министерством образования и науки РФ активно обсуждаются изменения, которые должна претерпеть система единого экзамена. Задача обучения в школе не должна сводится только к успешной сдача ЕГЭ, это должен быть один из пунктов. Среди нововведений планируется учет внеучебной деятельности, который пополнит «портфолио» единого государственного экзамена3.

Согласимся с тем, что следует добавить подачу своего портфолио абитуриентом в обязательный пункт при поступлении в высшее учебное заведение.

Поясним. В школе примерно с десятого класса школьников начинают «натаскивать» на ЕГЭ, который в большей части представляет собой тестовые задания (часть А), результаты которых не могут в полной степени учитывать научный потенциал и интеллектуальные способности. При поиске работы человек составляет резюме, которое является аналогом не тестовых заданий, а такого вида представления себя как портфолио.

Возникает вопрос, почему тогда подходы к представлению личности при поступлении в вуз, тесты - формальные ответы, которые можно дать порой и «наугад»; а при поиске работы, резюме -аналог портфолио? Не является ли это причиной невостребованности выпускников?

Попробуем оценить ЕГЭ и портфолио с позиции полезного эффекта для абитуриентов при поступлении в учебное заведение и для его дальнейшего развития с помощью табл. 2.

Обобщим данные табл. 2. Во-первых, автор соглашается с тем, что Единых государственный экзамен имеет ряд преимуществ, который выражается в следующем:

- уравнивает стартовые позиции всех школьников при поступлении в высшие учебные заведения;

3 Деловая газета «Взгляд». СМИ: ЕГЭ хотят сделать частично устным [электронный ресурс]/ URL:http://www.vz.ru/news/2012/9/14/598087.html

87

Трибуна педагога

Научный вестник ЮИМ №3' 2014

Таблица 2

Индикаторы оценки ЕГЭ и портфолио

Индикаторы оценки ЕГЭ Портфолио

Зависимость между данными ЕГЭ/портфолио и дальнейшими успехами студентов Едино разовая функция поступления Возможность применения в дальнейшем

Отражение уровня знаний Заучивание данных, унификация требований Творческое развитие

Обоснованное поступление в учебное заведение Объективная оценка текущего уровня знаний, Оценка потенциала развития

Достоверность результатов Информационная не безопасность тестов, единичная проверка знаний, проверка знаний о формах, цифрах, а не о сути Формирование данных на протяжении нескольких лет, развитие логического мышления

Финансовые траты школьников, абитуриентов и студентов Собственные средства, расходуемые на занятия с репетиторами и самостоятельная подготовкапо индивидуальным программам Бюджетные средства, расходуемые на выявление и поддержку талантливой молодежи

Когнитивная составляющая Знание, понимание, способность находить ответы из предложенных вариантов Применение знаний, способность находить нужную информацию и критически её оценивать

Развитие навыков исследовательского процесса Подготовка к сдаче тестирования, сбор информации из текста, рамки школьной программы Практические навыки, интерпретация информации, выход за рамки школьной программы

Коррупционная составляющая Помощь в сдаче ЕГЭ в школах Прозрачность механизмов (онлайн олимпиады, конкурсы с привлечением независимых экспертов)

- сокращает факты коррупции при поступлениях;

- обеспечение объективной оценки учащихся, не зависящей от взаимоотношений с педагогами;

- позволяет объединить выпускные и вступительные экзамены.

В качестве недостатков ЕГЭ можно выделить следующее:

- значительное отличие формы единого государственного экзамена от традиционной системы школьного контроля и контроля знаний в вузе;

- к ЕГЭ надо готовиться задолго до выпускных экзаменов;

- отсутствие формирования устных навыков общения при подготовке к сдачи ЕГЭ, которые в дальнейшем необходимы для прохождения собеседования при приеме на работу;

- отсутствие разделения ЕГЭ на профильный и базовый уровни (недостаточно дифференцированный подход к программе обязательного экзамена, с учетом возможных различных направлений дальнейшего обучения выпускников средней школы.).

Портфолио школьника, которое формируется в течение всего обучения не только в школе, но и

в дальнейшем в вузе позволяет выпускнику в дальнейшем использовать его и при поступлении на работу.

Главной задачей на современном этапе реформирования образования должно быть раскрытие потенциала взаимодействия научного и образовательного процессов в сервисных организациях сферы высшего образования и обоснование инструментов интеграции данных процессов. А пока, к сожалению, научный процесс продолжает играть вспомогательную роль в большинстве вузов Краснодарского края.

Главным фактором успешности инновационного развития Краснодарского края является человек, способный творчески применять полученные знания и сформированные в ходе обучения способы деятельности, а также участвовать в процессе создания и использования новых знаний и технологий. Его может подготовить только эффективная, ориентированная в будущее система образования4.

4 Концепция долгосрочной краевой целевой программы «Развитие образования в Краснодарском крае» на 2011-2015 годы [электронный ресурс] /URL: http://uecp.krasnodar.ru/prog_ local/conceptions/

88

Научный вестник ЮИМ №3' 2014

Пространство исторического процесса

ИСТОЧНИКИ:

1. Гаджиева Е.Ю. Новые формы отношений в сфере образовательных услуг современной России // Социальноэкономические проблемы развития Южного макрорегиона. Сборник научных трудов. - Краснодар, 2012. - С. 33 38.

2. ЕГЭ хотят сделать частично устным // Деловая газета «Взгляд». Режим доступа: http://www.vz.ru/

news/2012/9/14/598087.html.

3. Концепция долгосрочной краевой целевой программы «Развитие образования в Краснодарском крае» на 20112015 годы. Режим доступа: http://uecp.krasnodar.ru/prog_ local/conceptions.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Межлумова В.Р. Развитие взаимодействия научного и образовательного процессов в сфере высшего профессионального образования // Научный вестник Южного института менеджмента. - 2013. - № 2. - С. 16-20.

5. Проект государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы. Режим доступа: http://минобрнауки.рф/документы/2474.

6. Татуев А. А., Жанказиев А.Х. Приоритеты модернизации управления рыночными инструментами предоставления образовательных услуг. Монография. - М.: ИНФРА-М, 2010.

УДК 94(47+57) ББК 63.3(2)6-3 И 23

ФОРМИРОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ СОЗНАНИЯ КОММУНИСТА В 1920-1930-х гг.1

(Рецензирована)

Иванцов Игорь Григорьевич,

кандидат исторических наук, доцент кафедры истории и музееведения Краснодарского государственного университета культуры и искусств, г. Краснодар. Тел.: (905) 476 92 07, е-mail: IIG23@yandex.ru

Аннотация. Статья посвящена одному из аспектов советской социально истории - формированию эмоциональной составляющей сознания коммуниста при проведении жестокой эмоциональной политики правящим партийно-государственным руководством страны.

Ключевые слова: дело, партийная организация, чувства, эмоциональный контроль, эмоциональная составляющая.

THE FORMATION OF EMOTIONAL CONSCIOUSNESS OF COMMUNIST IN THE 1920S AND 1930S.

Ivantsov Igor Grigorievich,

candidate of Historical Sciences, associate professor of History and Museology of the Krasnodar state University of culture and arts, Krasnodar. Ph.: (905) 476 92 07 e-mail: IIG23@yandex.ru

Summary. The Article is devoted to one of the aspects of Soviet social history - the formation of emotional consciousness Communist when conducting cruel emotional politics of the ruling party-state leadership.

Keywords: business, party organization, feelings, emotional control, emotional component.

1 Публикация подготовлена в рамках поддержанного РГНФ научного проекта № 14-01-00239 «Чувства под контролем: повседневность провинциального города 1920-1930-х годов в ракурсе культурной истории эмоций.

89

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.