Научная статья на тему 'Экономические аспекты развития сферы высшего профессионального образования Краснодарского края'

Экономические аспекты развития сферы высшего профессионального образования Краснодарского края Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
340
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Новые технологии
ВАК
Область наук
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / НАУЧНАЯ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / REGIONAL ECONOMIC SYSTEM / THE HIGHER VOCATIONAL TRAINING / ESTABLISHMENTS OF THE HIGHER VOCATIONAL TRAINING / SCIENTIFIC AND EDUCATIONAL ACTIVITY / INNOVATIVE DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Межлумова Виктория Ромеовна

Статья посвящена анализу развития сферы высшего профессионального образования Краснодарского края в динамике. Рассматривается характеристика экономической системы края, его стратегические цели в сфере ВПО в условиях модернизации образовательных услуг и перехода Краснодарского края на инновационный путь развития, факторы и препятствия на пути развития сферы ВПО.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Economic aspects of the development of the sphere of higher vocational education of the Krasnodar territory

The article is devoted to the analysis of the development of the sphere of higher vocational training of the Krasnodar territory in dynamics. The characteristic of the economic system of the region, its strategic targets in the sphere of HPE in the conditions of modernization of educational services and transition of the Krasnodar territory to an innovative way of development, factors and obstacles on the way of its development have been considered.

Текст научной работы на тему «Экономические аспекты развития сферы высшего профессионального образования Краснодарского края»

УДК 330.3 +378 ББК 65.0+74.58 M-43

Межлумова Виктория Ромеовна, преподаватель кафедры гостиничного и туристского бизнеса Негосударственного частного образовательного учреждения Южный институт менеджмента, е-mail: Vika2207@mail.ru.

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ СФЕРЫ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

(рецензирована)

Статья посвящена анализу развития сферы высшего профессионального образования Краснодарского края в динамике. Рассматривается характеристика экономической системы края, его стратегические цели в сфере ВПО в условиях модернизации образовательных услуг и перехода Краснодарского края на инновационный путь развития, факторы и препятствия на пути развития сферы ВПО.

Ключевые слова: региональная экономическая система, высшее профессиональное

образование, учреждения высшего профессионального образования, научная и образовательная деятельность, инновационное развитие.

Mezhlumova Victoria Romeovna, lecturer of the Department of Hotel and Tourist Business of Nonstate private educational institution Southern institute of management, e-mail: Vika2207@mail.ru.

ECONOMIC ASPECTS OF THE DEVELOPMENT OF THE SPHERE OF HIGHER VOCATIONAL EDUCATION OF THE KRASNODAR TERRITORY

(reviewed)

The article is devoted to the analysis of the development of the sphere of higher vocational training of the Krasnodar territory in dynamics. The characteristic of the economic system of the region, its strategic targets in the sphere of HPE in the conditions of modernization of educational services and transition of the Krasnodar territory to an innovative way of development, factors and obstacles on the way of its development have been considered.

Key words: regional economic system, the higher vocational training, establishments of the higher vocational training, scientific and educational activity, innovative development.

Региональная экономическая система Краснодарского края характеризуется принадлежностью к числу наиболее динамично и устойчиво развивающихся, привлекательных в инвестиционном отношении систем современной России. В крае имеется собственная продекларированная стратегия социально-экономической политики.

Главное конкурентное преимущество любого региона связано с развитием человеческого потенциала, в частности - с повышением уровня образования населения. Именно в сфере образования на современном этапе находится ключ к обеспечению устойчивого экономического роста Краснодарского края. [1].

В стратегии социально-экономического развития Краснодарского края до 2020 года одними из стратегических направлений для реализации целей развития является [2]:

- достижение современного качества образования;

- повышение научного и образовательного потенциала.

С учетом изложенного в стратегии понимания целей развития Краснодарского края стратегические направления ее достижения получают следующую детализацию.

Образовательная система должна вобрать в себя самые современные знания и технологии. В

ближайшие годы необходимо обеспечить переход к образованию по стандартам нового поколения, отвечающим требованиям современной инновационной экономики.

В Краснодарском крае функционируют 34 учреждения высшего профессионального образования, в том числе: 1 муниципальный, 11 государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования, имеющих 25 филиалов; 22 негосударственных образовательных учреждений высшего профессионального образования, имеющих 10 филиалов; 46 филиалов инорегиональных государственных и негосударственных вузов (2009 год - 48) [3].

Продолжается работа по оптимизации сети учреждений и совершенствованию структуры подготовки кадров. Прекратили деятельность Сочинский филиал Адыгейского государственного университета, Туапсинский филиал Южного федерального университета. Открываются новые направления, связанные с переходом на двухуровневую систему ВПО (бакалавриат и магистратура).

В вузах края в 2010 году работают 7469 чел. штатного профессорско-преподавательского состава, из них имеют ученую степень 4942 чел., ученое звание 3260 чел (таблица 1).

Таблица 1 - Распределение преподавателей государственных учреждений высшего профессионального образования Краснодарского края по возрасту (на начало учебного года; в процентах к общей

численности преподавателей)

Учебный год Численность преподавателей (штатных), человек из них имеют ученую степень/ ученое звание в том числе по возрасту, лет, в процентах

до 30 30-39 40-49 50-59 60-65 более 65

2006/200 7 6970 4190 / 2922 18,7 21,5 20,9 21,7 7,5 9,7

2007/200 8 7491 4753/3135 17,0 23,0 20,4 21,5 8,3 9,8

2008/200 9 7591 4907 / 3277 15,4 23,5 20,9 21,4 8,6 10,2

2009/201 0 7570 4877 / 3257 15,4 23,6 19,8 21,0 9,5 10,7

2010/201 1 7469 4942 / 3260 13,0 26,8 18,9 20,9 9,1 11,3

* Расчеты автора по данным источника: Образование в Краснодарском крае 2006-2010 гг. -К.: Статистический сборник 2011.

За последние пять лет наблюдается тенденция к старению профессорско-преподавательского состава государственных учреждений высшего профессионального образования Краснодарского края. Более 40% персонала достигли пенсионного и предпенсионного возраста. Доля преподавателей старше 60 лет по сравнению с 2006 годом увеличилась в ВУЗах на 3,2, одновременно доля молодых кадров (до 30 лет) сократилась на 5,7. Наблюдается положительная динамика увеличения преподавателей имеющих ученую степень и ученое звание с 2006 по 2010 года, исключением является лишь 2009/2010 учебный год, который отличается резким снижением указанных показателей.

Во всех вузах созданы центры содействия трудоустройству выпускников, используется возможность организации стажировки выпускников за счет государственных средств в течение шести месяцев. В 2010 году этой возможностью воспользовались 548 выпускников [3].

По сравнению с 2009 годом в 2010 году происходит изменение увеличения набора по специальностям: сфера обслуживания, сельское и рыбное хозяйство, геодезия и землеустройство, автоматика и управление, строительство и архитектура, информатика и вычислительная техника.

Набор на специальности «культура и искусство» и «безопасность жизнедеятельности, природообустройство и защита окружающей среды» не подвергались изменениям на протяжении

пяти лет. В 2010 году увеличился набор на специальность «геодезия и землеустройство», не подвергавшийся изменениям в течение предыдущих четырех лет.

Открываются новые специальности необходимые региону: тоннелестроение, нанотехнологии, информационная безопасность, мостостроение.

В 2010/2011 году наибольшее число выпускников пришлось на такое направление подготовки как гуманитарные науки, в свою очередь наибольшая численность студентов по направлению подготовки - экономика и управление. Наименее востребовано направление - морская техника.

Осуществляется переход на двухуровневую систему высшего профессионального образования, обновляются образовательные стандарты, они становятся модульными, ориентированными на выбор образовательных программ самими студентами в зависимости от их профессиональных склонностей и интересов [3].

В связи с обновлением на федеральном уровне образовательных стандартов,

ориентированных на компетентностный подход, предстоит большая работа по переходу на новые федеральные государственные образовательные стандарты, замене учебной и учебно-методической литературы, соответствующее повышение квалификации педагогических работников. Состояние деятельности преподавателей по учебно-методическим работам по состоянию на 2010 год показано на рисунке 1.

Из данных на рисунке 1 видно, что основная часть изданий учебно-методической литературы осуществляется штатными преподавателями, причем в государственных вузах.

В 2010 году был проведен Краевой образовательный Форум «Создай себя сам», направленный на решение проблем педагогического образования, профориентацию абитуриентов, трудоустройство выпускников. В рамках Форума была проведена конференция «Педагогическое образование - новой школе Кубани», на которой были обсуждены проблемы профессиональной подготовки кадров для системы образования Краснодарского края, конкретные действия по подготовке педагогических кадров с учетом перехода на двухуровневое образование и использование современных технологий

[3].

1600

14OO

1200

1000

B00

600

400

200

0

137B 130B

ЗЗ6 275

З47 279

всего

штатными

Государственные Негосударственные Филиалы

вузы вузы инорегиональных

вузов

Рис1. Сводная информация по учебно-методическим работам преподавателей сферы ВПО на 2010

год*

* Расчеты автора по данным источника: Информация о системе высшего профессионального образования Краснодарского края. - К.: Информационно-статистический сборник 2010.

До 2010 года основными требованиями к образованию были доступность, качество, эффективность, то в настоящее время появилось новое требование - инновационность, как качество

3

завтрашнего дня. Это предопределяет необходимость динамичной модернизации образовательной и научной деятельности в организациях сферы ВПО. В 2010 году объём научно-технических работ увеличился на 9,3% и составил около 5 млрд. рублей. В структуре объёма выполненных научнотехнических работ доля государственного сектора науки по сравнению с 2009 годом увеличилась и составила 47,2%, доля предпринимательского сектора составила 44,7%, доля сектора высшего профессионального образования почти не изменилась - 7,8%, доля сектора некоммерческих организаций составила 0,3%.

Состояние деятельности аспирантуры и докторантуры показаны на рисунке 2.

—•—ВУЗы

НИИ

Рис. 2. Динамика числа организаций ведущих подготовку аспирантов в Краснодарском крае*

* Расчеты автора по данным источника: Образование в Краснодарском крае 2006-2010 гг. -К.: Статистический сборник 2011.

Данные анализа свидетельствуют о резком увеличении количества ВУЗов ведущих подготовку аспирантов в 2010 году. Численность аспирантов по сравнению с 2008 годом сократилась на 1,1%. Качество обучения в аспирантуре (выпуск с защитой диссертации) снизилось на 11,8% [3].

Количество организаций ведущих подготовку докторантов не подвергалось резким изменениям и составляет в 2010 году для НИИ-2 организации, для ВУЗов - 7 организаций.

На базе 2 вузов действуют научные школы, имеющие статус ведущей научной школы Российской Федерации: школа В.А. Бабешко в Кубанском государственном университете; школа В.М. Покровского в Кубанском государственном медицинском университете. По итогам конкурса 2010 года школа академика РАН В.А. Бабешко получила грант Президента РФ для поддержки ведущих научных школ.

Из средств краевого бюджета в 2009 году на выполнение исследований и разработок в интересах Краснодарского края было выделено 42,11 млн. рублей, в том числе в виде грантов на поддержку инициативных фундаментальных и гуманитарных исследований - 18,0 млн. рублей, из которых 9 млн. 47 тысяч рублей (50,2%) - на финансирование проектов вузов.

В 2010 году в бюджете Краснодарского края средства на поддержку фундаментальных и гуманитарных научных исследований не предусмотрены ввиду дефицита бюджета, ведётся работа по восстановлению данного вида расходов за счёт профицита.

Стратегической целью развития Краснодарского края является обеспечение кардинального повышения качества жизни населения Кубани на основе создания потенциала опережающего развития, достижение уровня экономического и социального развития, соответствующего статусу ведущего российского региона. В 2015-2020 годах Краснодарский край должен войти в пятерку регионов-лидеров по уровню социально-экономического развития.

Переход Краснодарского края на инновационный путь развития предполагает масштабные инвестиции в человеческий капитал. При этом развитие человека является одновременно основной

целью и необходимым условием прогресса современного общества, а также важнейшим региональным приоритетом.

В то же время в системе образовании сохраняются многочисленные проблемы. Их наличие позволяет сделать вывод о том, что кубанское образование пока не удовлетворяет требованиям принятого Российской Федераций курса на инновационное, социально ориентированное развитие.

Проблемы образования отличаются многообразием и взаимосвязанностью. Их решение требует сочетания подходов, применение которых должно способствовать превращению системы образования Краснодарского края в одного из лидеров российского образовательного пространства

Главным фактором успешности инновационного развития Краснодарского края является человек, способный творчески применять полученные знания и сформированные в ходе обучения способы деятельности, а также участвовать в процессе создания и использования новых знаний и технологий. Его может подготовить только эффективная, ориентированная в будущее система образования [4].

В структуре ресурсов развития сферы ВПО на современном этапе приоритетную позицию занимают креативный компонент человеческого фактора и технологические инновации образовательного процесса. Низкая эффективность деятельности организаций сферы ВПО обусловлена барьерами, существующими между научным и образовательным процессами, а также недооценкой роли научного процесса в экономической политики территорий.

Литература:

1. Социально-экономическая ситуация в Краснодарском крае в 1 квартале 2011 года [Электронный ресурс]. URL: http://economv.krasnodar.ru/macroeconomv/analvsis/monitoring.

2. Стратегия социально-экономического развития Краснодарского края до 2020 года [Электронный ресурс]. URL: http://www.krasnodar.ru/content/30/show/2423/.

3.Информация о системе высшего профессионального образования Краснодарского края // Информационно-статистический сборник / под ред. Т.П. Хлоповой. Краснодар, 2010.

4. Концепция долгосрочной краевой целевой программы «Развитие образования в Краснодарском крае» на 2011-2015 годы [Электронный ресурс]. URL: http://uecp.krasnodar.ru/prog local/ conceptions/

References:

1. Socio-economic situation in the Krasnodar region in Q1 2011 [electronic resource]. URL: http://economv.krasnodar.ru/macroeconomy/analysis/monitorins.

2. Strategy for Socio-Economic Development of the Krasnodar Region to 2020 [electronic resource]. URL: http://www.krasnodar.ru/content/30/show/2423/.

3. Information on the higher education system of the Krasnodar Territory // Information and Statistics Collection / ed. TP Khlopova. Krasnodar, 2010.

4. The concept of long-term regional target program "Development of Education in the Krasnodar Territory" for 2011-2015 [electronic resource]. URL: http://uecp.krasnodar.ru/prog_local/conceptions/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.