Научная статья на тему 'Социально-экономические факторы развития системы высшего профессионального образования'

Социально-экономические факторы развития системы высшего профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
191
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / РЕГИОН / ВЫСШЕЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УСЛУГИ / РАЗВИТИЕ / ПОКАЗАТЕЛИ / ФАКТОРЫ / СРЕДНЯЯ ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА / ТЕНДЕНЦИИ / KEY WORD: SYSTEM OF HIGHER VOCATIONAL EDUCATION / REGION / INSTITUTION OF HIGHER EDUCATION / EDUCATIONAL SERVICES / DEVELOPMENT / MEASURES / FACTORS / AVERAGE EARNINGS / TRENDS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зорина Людмила Борисовна

Рассматриваются социально-экономические факторы развития отечественной системы высшего профессионального образования, в частности, анализируются показатели динамики региональных систем ВПО и уровней среднемесячной заработной платы соответствующего им населения, что позволяет сделать выводы об основных тенденциях и проблемах, существующих в настоящее время в данной сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL AND ECONOMIC FACTORS OF DEVELOPMENTS SYSTEM OF HIGHER VOCATIONAL EDUCATION

In the present work social and economic factors of developments of system of higher vocational education are considered. Measures of dynamics of region system of higher vocational education and average earnings of region populations are analyzed. It is allow make resume about real trends and problems in this sector.

Текст научной работы на тему «Социально-экономические факторы развития системы высшего профессионального образования»

УДК 372.881

Л.Б.Зорина

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Нижегородский государственный технический университет им. Р.Е.Алексеева

Рассматриваются социально-экономические факторы развития отечественной системы высшего профессионального образования, в частности, анализируются показатели динамики региональных систем ВПО и уровней среднемесячной заработной платы соответствующего им населения, что позволяет сделать выводы об основных тенденциях и проблемах, существующих в настоящее время в данной сфере.

Ключевые слова: Система высшего профессионального образования; регион; высшее учебное заведение; образовательные услуги; развитие; показатели; факторы; средняя заработная плата; тенденции.

В современном обществе высшее профессиональное образование практически во всех случаях является неотъемлемой составляющей и основанием профессионального и карьерного развития личности. Действительно, в наше время трудно найти высококлассного специалиста, не имеющего диплома, подтверждающего его квалификацию. С другой стороны, кадровые службы предприятий и организаций требуют от соискателей открытых вакансий подтверждения уровня их профессиональной компетентности и навыков. Кроме этого, осознание необходимости получения знаний, позволяющих свободнее и эффективнее ориентироваться в быстро, иногда кардинально изменяющейся ситуации, как в самой организации, так и за её пределами, всё чаще заставляет людей становиться студентами и слушателями высших учебных заведений. Безусловно, большая часть из них надеется в будущем получить конкретное возмещение осуществлённых в процессе обучения издержек. Как правило, оно связано с обеспечением карьерного роста и увеличением материального вознаграждения работников.

В этой связи целесообразно провести исследование показателей развития отечественной системы образования и её влияния на уровень заработной платы специалистов, являющейся, как правило, одним из основных факторов обеспечения и повышения уровня их благосостояния.

Анализ данных государственной службы по статистике и мониторингу позволяет сделать вывод о постоянном увеличении количества учреждений высшего профессионального образования в нашей стране на протяжении последних десятилетий. Так, в начале 1990-1991 учебного года подготовку дипломированных специалистов в нашей стране осуществляли 514 государственных организаций. Коммерциализация образовательных услуг привела к возникновению новых учебных заведений, которое через пять лет увеличило их общее количество почти в полтора раза (до 762 единиц), а ещё через пять лет до 965. Таким образом, суммарное количество высших учебных за последнее десятилетие прошлого века увеличилось почти в два раза (за счёт появления 413 коммерческих и 84 бюджетных организаций) и в 2000 году составило 1068 учебных заведений. В дальнейшем темп роста этого показателя замедлился, но только в 2009-2010 учебном году впервые сократилось на двадцать две позиции число коммерческих вузов.

В то же время количество государственных и муниципальных вузов не уменьшилось, а даже увеличилось на две единицы. В итоге, в 2010 году в нашей стране статистические службы зафиксировали 1114 образовательных организаций системы ВПО. Динамика изменения количества высших учебных заведений в федеральных округах России представлена в табл. 1.

Практически та же динамика наблюдается в отношении изменения количества сту-

© Зорина Л.Б., 2012.

дентов, неуклонно возраставшего до прошлого учебного года, в котором впервые снизилось почти на сто тысяч и составило 7418,8 тысяч человек. Необходимо отметить, что уменьшение произошло, прежде всего, за счёт обучающихся на очном и очно-заочном (вечернем) отделениях - соответственно на 177,2 и 20,1 тысячи и составило 3280000 и 323600 человек. В то же время количество получающих высшее образование по заочной форме обучения возросло до 3639,2, увеличившись почти на 100 тысяч, а через экстернат - 175,9 тысячи. В последнем случае рост составил около 4400 человек и был обусловлен коммерческими образовательными организациями, значительно увеличившими данную категорию студентов.

Эти достаточно показательные явления стали следствием процессов, позволяющих говорить о новых тенденциях и направлениях развития системы высшего профессионального образования в России.

В этой связи представляет определённый интерес анализ изменения количества вузов и обучающихся в них студентов в регионах страны. В табл. 2 представлены наиболее характерные показатели данной динамики.

Очевидно, что наибольшее количество высших учебных заведений находится в двух крупнейших городах России: в Москве - 264 и Санкт-Петербурге - 89. Третье место делят Республика Татарстан и Краснодарский край - 34 вуза, пятое занимает Московская область

- 33, далее следуют Свердловская область - 32 вуза, за ней Самарская - 29, Ростовская - 27, Новосибирская - 25 и другие. В Нижегородской области свою деятельность осуществляли 18 высших учебных заведений, два из которых являлись коммерческими.

В подавляющем большинстве регионов зафиксировано менее 10 высших учебных заведений, в том числе по одному - в республиках Калмыкия, Ингушетия, Тува, Алтай, Хакасия, Новгородской, Магаданской, Сахалинской, а также Еврейской автономной областях. Необходимо отметить, что почти все эти регионы характеризуются низкими уровнями социально-экономического развития.

Различна и динамика рассматриваемого показателя. Так, в течение пятнадцати последних лет он вырос в городе Москве на 120 пунктов, в Санкт-Петербурге - на 23, в Краснодарском крае - на 24, а в Татарстане, Московской и Свердловской областях - на 11, а в Нижегородской - на 4. Необходимо отметить, что в одном из самых обеспеченных регионов России - Ямало-Ненецком автономном округе была предпринята попытка создать хотя бы один негосударственный вуз, но она не увенчалась успехом.

Общее количество филиалов высших учебных заведений в 2009-2010 учебном году сократилось по сравнению с предыдущим периодом на 26 единиц и составило 1637 подразделений, в том числе государственных и муниципальных вузов - 1066, негосударственных -571. Необходимо отметить, что количество первых немного (на 33 единицы), но сократилось, а последних, наоборот, увеличилось на 10 позиций.

Наибольшее количество филиалов учреждений системы ВПО в 2009-2010 учебном году - 119 (67 - государственных и муниципальных и 52 негосударственных) было зарегистрировано в Московской области. Причём оно увеличилось на 23 единицы, несмотря на общую тенденцию сокращения данной категории учебных заведений.

Однако безусловным лидером по этому показателю является Южный федеральный округ, в котором в том же году было зафиксировано 332 организации: в Краснодарском крае соответственно 83 (25 государственных и муниципальных и 57 негосударственных), Ростовской области - 63 (46 и 17 соответственно), Ставропольском крае - 58 (41 и 17), республике Дагестан

- 41 (33 и 8), Волгоградской области - 35 (12 и 23). Среди аналогичных регионов выделяются также Тюменская область - 84 (68 и 16), в том числе Ханты-Мансийский - 42 (35 и 7) и Ямало-Ненецкий - 25 (20 и 5) автономные округа, Свердловская область - 48 (34 и 14), республики Татарстан - 53 (26 и 27) и Башкортостан - 43 (34 и 9), Красноярский край - 37 (24 и 13), Самарская

- 34 (20 и 14), Ленинградская - 33 (24 и 9) и Кемеровская - 33 (27 и 6) области. Любопытно, что нет филиалов только в одном субъекте РФ - в Ненецком автономном округе Архангельской области, а по одному - в Ингушетии, Северной Осетии - Алании, Туве и Алтае.

Таблица 1

Динамика изменения количества высших учебных заведений в федеральных округах Российской Федерации в 2001-2009 годах

РФ и федеральные округа 1995/1996 2000/2001 2005/2006 2006/2007 2007/2008 2008/2009 2009/2010

Российская Федерация 762 965 1068 1090 1108 1134 1114

Центральный федеральный округ 250 321 378 394 415 440 425

в том числе г. Москва 144 183 229 237 253 276 264

Северо-Западный федеральный округ 88 119 130 131 132 132 131

Южный федеральный округ (по 2009 год) 104 144 149 149 149 150 148

Приволжский федеральный округ 129 151 178 175 172 170 169

Уральский федеральный округ 53 68 70 73 73 75 75

Сибирский федеральный округ 92 111 114 118 117 117 117

Дальневосточный федеральный округ 46 51 49 50 50 50 49

Таблица 2

Динамика изменения количества высших учебных заведений в некоторых субъектах Российской Федерации в 2001-2010 годах

Субъекты РФ 1995/1996 2000/2001 2005/2006 2006/2007 2007/2008 2008/2009 2009/2010

Российская Федерация 965 1039 1044 1071 1068 1090 1108

г. Москва 144 183 229 237 253 276 264

г. Санкт-Петербург 56 78 87 89 89 90 89

Республика Татарстан 23 31 35 34 33 33 34

Краснодарский край 10 28 33 33 35 35 34

Московская область 22 31 31 35 33 33 33

Свердловская область 21 27 26 30 31 31 32

Самарская область 22 27 29 29 29 30 29

Ростовская область... 24 31 31 31 27 28 27

Новосибирская область 22 25 26 26 26 26 25

Ставропольский край 20 26 23 23 23 24 23

Воронежская область 15 16 18 18 19 21 22

Сахалинская область 2 2 2 2 2 1 1

Республика Адыгея 2 2 1 1 1 1 1

Республика Калмыкия 1 2 1 1 1 1 1

Новгородская область 1 1 1 1 1 1 1

Республика Алтай 1 1 1 1 1 1 1

Республика Тыва 1 1 1 1 1 1 1

Магаданская область 1 1 1 1 1 1 1

Еврейская автономная область 1 1 1 1 1 1 1

Ямало-Ненецкий автономный округ 0 0 1 1 0 0 0

Таблица 3

Динамика изменения количества студентов высших учебных заведений в некоторых субъектах Российской Федерации в 1990-2010 годах

Субъекты РФ 90/91 1995/1996 2000/2001 2005/2006 2006/2007 2007/2008 2008/2009 2009/2010

* ** * ** * ** * ** * ** * ** * **

Российская Федерация 2824 2791 4741 7065 7310 7461 7513 7419

2655 135 4270 471 5985 1070 6133 1177 6208 1253 6215 1298 6136 1283

г. Москва 528,7 508,5 869,6 1198,0 1279,6 1312,6 1312,8 1281,1

450,5 57,7 708,7 160,9 856,7 341,3 883,8 395,7 889,7 423,0 893,2 419,5 882,0 399,1

г. Санкт-Петербург 247,5 217,8 356,7 428,8 439,5 450,1 458,7 454,3

205,6 12,2 315,6 41,1 381,0 47,8 390,8 48,6 395,6 54,5 400,1 58,6 395,0 59,3

Республика Татарстан 69,6 67,6 127,2 222,1 228,0 227,8 223,7 220,2

65,2 2,4 107,9 19,3 164,4 57,7 167,0 61,0 167,0 60,8 166,7 57,1 165,0 55,2

Свердловская область 85,2 85,2 153,9 208,9 211,1 214,4 220,8 218,5

82,0 3,2 139,4 14,5 179,1 29,8 177,7 33,4 180,5 33,9 181,8 39,0 182,6 35,9

Ростовская область 89,6 89,7 150,4 213,7 220,1 220,7 220,8 217,7

86,9 2,8 139,3 11,1 196,8 16,9 199,0 21,2 200,7 20 199,6 21,2 195,3 22,5

Нижегородская область 60,3 58,4 99,1 180,8 192,4 191,4 189,5 180,2

58,3 0,1 93,1 6,0 153,3 27,5 163,9 28,5 164,2 27,2 161,5 28,4 153,1 27,2

Республика Алтай 2,7 4,2 5,8 5,6 5,6 5,3 5,5 5,5

4,2 0 5,4 0,4 5,4 0,6 5,1 0,5 4,7 0,5 4,9 0,6 5,1 0,5

* - в том числе количество студентов, обучающихся в государственных иди муниципальных высших учебных заведениях, ** - в том числе количество студентов, обучающихся в коммерческих высших учебных заведениях.

Таблица 4

Динамика изменения показателей среднемесячной номинальной начисленной заработной платы в некоторых субъектах Российской Федерации в 2000-2009 годах

Субъекты Российской Федерации 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009

Российская Федерация 2223,4 3240,4 4360,3 5498,5 6739,5 8554,9 10633,9 13593,4 17290,1 18637,5

Ямало-Ненецкий автономный округ Тюменской области 8964,7 12577,1 15876,2 20027,2 23890,2 27534,1 32336,4 37363,5 44168,7 46480,5

Ненецкий автономный округ Архангельской области 5065,9 9225,9 12626,8 15918,3 19024,7 23016,8 28591,6 34380,7 41181,1 43965,1

Чукотский автономный округ 5686,5 8215,5 13501,7 17270,7 18618,2 23314,4 25703,0 30859,1 38317,4 42533,9

Ханты-Мансийский автономный округ - Югра Тюменской области 8492,2 12589,8 14634,3 17209,3 19660,0 22828,5 26826,3 32227,9 37412,0 38386,6

г. Москва 3229,3 4924,2 6388,4 8611,6 10634,0 14424,6 17997,9 23623,3 30552,1 33358,0

Магаданская область 4247,9 5614,3 7444,3 9386,0 11174,6 14672,6 17747,2 22101,6 28030,4 32656,5

Сахалинская область 3680,8 4979,2 6959,3 9331,0 11711,1 15242,6 18842,1 23346,3 30060,4 32625,9

Камчатский край 4448,5 6157,2 8678,6 10319,6 12297,7 15477,1 18540,9 21814,7 27254,2 31569,9

Нижегородская область 1697,6 2508,2 3404,1 4205,9 5255,7 6533,4 8111,7 10302,0 13467,7 14746,5

Республика Ингушетия 1243,6 1758,2 2729,2 3576,0 4002,8 5448,9 6432,0 7285,4 8913,8 10957,6

Республика Калмыкия 1220,0 1759,1 2533,7 2960,8 3605,7 4495,0 5562,2 7101,2 9083,1 10848,7

Республика Северная Осетия -Алания 1166,7 1702,7 2446,9 2792,6 3457,2 4722,3 5918,4 7625,8 9150,9 10831,5

Кабардино -Балкарская Республика 1180,6 1625,1 2269,4 2877,1 3515,6 4653,3 5851,4 7213,9 9033,9 10777,4

Карачаево-Черкесская Республика 1130,9 1637,0 2425,7 3080,9 3696,2 4710,1 5870,9 7558,4 9383,6 10477,1

Республика Дагестан 878,7 1171,9 1834,3 2409,2 3000,1 3659,8 4530,0 5696,4 7595,1 9125,3

Приём на обучение в государственные и муниципальные образовательные учреждения высшего профессионального образования за счет бюджетов всех уровней в 2010 году составил 519,1 тысяч человек и сократился по сравнению с 2009 году на 40,7 тысяч человек или на 7,3%. Удельный вес принятых с полным возмещением стоимости обучения уменьшился на 1,3 процентного пункта и составил 56,6% от общего числа принятых.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В 2010 году доля принятых в негосударственные образовательные учреждения высшего профессионального образования увеличилась на 0,7 процентного пункта и составила 14,6%.

Платных образовательных услуг населению в 2010 году было оказано на 326 миллиардов рублей или на 0,3% больше, чем в 2009 году.

Динамика общей численности студентов высших образовательных учреждений представлена в табл. 3. В 2009-2010 учебном году она снизилась по сравнению с предыдущим периодом почти на 100 тысяч и составила 7419 тысяч человек. Большая часть из них - 6136 тысяч студентов - обучалась в государственных и муниципальных организациях. Снижение количества обучающихся произошло во всех федеральных округах за исключением Дальневосточного, в котором наблюдается незначительное, но увеличение количества обучающихся.

Наибольшее количество студентов зафиксировано в Москве - 1281,1 тысячи и Санкт-Петербурге - 454,3 тысячи. Однако если в Москве количество обучающихся в негосударственных учреждениях составляло примерно одну треть, а именно 399, 1 тысячи и уменьшилось на 20,4 тысячи, то во второй столице лишь 59,3 тысячи и увеличилось на 700 человек в сравнении с аналогичным показателем 2008-2009 учебного года. Третье место занимает республика Татарстан - 220,2 тысячи студентов, на том же уровне находятся показатели Свердловской - 218,5 тысячи и Ростовской - 217,7 тысячи - областей.

Наименьшее количество студентов (менее 10000) зафиксировано в республиках Алтае и Туве соответственно 5,5 и 6 тысяч, а также в Еврейской автономной области - 8100. И если в первых двух показатели не изменились, то в последнем произошло незначительное увеличение численности потенциальных выпускников.

Данная статистика наглядно показывает характер существующих в системе образования России проблем и настоятельной необходимости их решения в настоящее время. Безусловно, их влияние на социально-экономическое положение как в целом регионов, так и проживающих в них граждан. Однако его уровень, как показывают приведённые данные, напрямую не связан с наличием развитой системы учреждений высшего профессионального образования и, особенно, их филиалов в регионе.

Так, анализ показателей среднемесячной номинальной начисленной заработной платы работников организаций позволяет сделать следующие выводы. В целом по Российской Федерации в 2009 году данный показатель составил 18637,5 рублей. Его наибольшие значения были зафиксированы в Ямало - Ненецком, Ханты-Мансийском (Югре) и Чукотском автономных округах - соответственно 46480, 38386 и 42534 рубля, в Ненецком автономном округе Архангельской области - 43965,1 рубля, в Москве - 33358 рублей, в Магаданской и Сахалинской областях - 32656 и 32626 рубля, а также в Камчатском крае - 31570 (табл. 4).

В то же время, наименьшие показатели среднемесячной заработной платы отмечены всё в том же Южном федеральном округе, а именно, в Карачаево-Черкесской - 10477 рублей, Кабардино-Балкарской - 10777, Северной Осетии-Алании - 10832, Калмыкии - 10849, республике Ингушетии - 10958. Меньше десяти тысяч рублей, а именно 9125,3 рубля, получают работники только в одном субъекте Российской Федерации - в республике Дагестан, напомню, втором по количеству действующих филиалов высших учебных заведений регионе страны. Низкие значения средней заработной платы наблюдаются также в Алтайском крае -10872 рубля, в Мордовии - 10937 рубля, Брянской области - 10951 рубль.

Конечно, уровень социально-экономических показателей российских регионов, одним из которых является среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников организаций, определяется не только количеством зарегистрированных на их территории

высших учебных заведений и их филиалов. В данном анализе не рассматривается, например, факторы трудовой миграции населения, а также возможности получения жителями регионов высшего образования в других субъектах. Однако до сих пор считалось, что незаменимой составляющей и даже основой любого прогрессивного движения является обеспечение этого процесса способными его осуществить высококвалифицированными интеллектуальными кадрами, подготовленными, прежде всего, в рамках региональных систем соответствующих образовательных организаций, осуществляющих качественную подготовку необходимых специалистов с учётом специфических аспектов стратегического развития конкретного субъекта страны. Это обстоятельство часто не учитывается филиалами высших учебных заведений, которые осуществляют свою деятельность, прежде всего, для достижения коммерческих целей, что, в конечном итоге, обусловливает возникновение проблем в системе высшего профессионального образования страны в целом.

Усиливающаяся коммерциализация образовательной деятельности, вызванная жёсткой конкуренцией между учебными учреждениями, существующими в условиях рыночной экономики, заставляет снижать требования как к содержанию реализуемых образовательных программ, так и к уровню их освоения студентами и слушателями. Эти тенденции особенно наглядно проявляются в процессе обучения по заочной, очно-заочной (вечерней), а также дистанционной формах обучения. Безусловно, они приводят к снижению как качества подготовки абитуриента, так и снижению статуса и имиджа высшего образования в нашей стране.

Мы вынуждены признать, что диплом о высшем профессиональном образовании, как правило, не предоставляет его обладателю не только гарантию высокой оплаты труда, но и вообще какой-либо работы в соответствии с присвоенной квалификацией. Основной проблемой выпускников последних лет становится поиск рабочего места, позволяющего получить необходимый и так ценимый кадровыми службами практический опыт. При этом часто полученная квалификация не играет решающей роли в решении данной задачи.

В этой связи, хотелось бы отметить скорее «обратную» тенденцию, которая проявляется в результате практических наблюдений и анализа рассматриваемых статистических данных: высокая заработная плата определяет возможность получения необходимого высшего профессионального образования. Этому процессу способствует и сокращение количества бюджетных мест в вузах, а также имеющаяся возможность у студентов всех форм обучения совмещать работу и учёбу.

В сложившейся ситуации, учитывая достаточно высокую стоимость образовательных услуг, можно говорить о повышении актуальности и эффективности обучения коммерческих студентов, которые, как уже отмечалось ранее, заинтересованы в том, чтобы возместить затраченные на обучение средства и обычно не тратят их на образование, не связанное с будущей профессиональной деятельностью. Однако, как показал анализ, далеко не всегда полученные знания и квалификация обеспечивают соответствующий уровень заработной платы. Приходится признать, что необходимость в высшем профессиональном образовании обусловлена, прежде всего, конъюнктурными предположениями, возможностью карьерного роста, который обеспечивается, в частности, посредством предоставления соответствующего диплома.

Данное обстоятельство приобретает особое значение в современных условиях в связи с принятием Правительством РФ 7 февраля 2011 года Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы. Согласно её положениям, «прогнозная численность студентов в 2013 году может составить 4,2 миллиона человек, снизившись более чем на 40 процентов к численности студентов вузов в 2009 году». В профессиональном образовании прогнозируется снижение численности профессорско-преподавательского состава на 20-30 процентов. С другой стороны, указанная программа определяет основные задачи в области профессионального образования, заключающиеся, в частности, в необходимости приведения содержания и структуры рынка профессионального образования в соответствии с потребностями рынка труда и развития системы качества образования и востребованности образовательных услуг.

Таким образом, исследованию факторов, определяющих выбор и содержание образовательных программ, реализуемых высшими учебными заведениями, в настоящее время должно уделяться приоритетное внимание, так как в сложившейся ситуации оно позволяет снизить негативные последствия сложившейся ситуации как в краткосрочной, так и долгосрочной перспективе.

В Нижегородской области в 2009-2010 учебном году действовали 18 учреждений высшего профессионального образования, из них 16 - государственных и 2 негосударственных, а также 12 филиалов государственных и 15 негосударственных вузов. Количество студентов, обучающихся в высших учебных заведениях, снизилось со 189,5 в 2008-2009 учебном году до 180,2 тысячи в 2009-2010 году за счёт уменьшения обучающихся (до 153,1 тысячи) в государственных образовательных учреждениях. В негосударственных, наоборот, произошло небольшое увеличение студентов до 27200 человек. Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата в 2010 году составила 14746,5 рубля (пятое место среди субъектов Приволжского федерального округа).

Библиографический список

1. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики г. Москва - 2011 [Электронный ресурс]. - URL: http://www.gks.ru (дата обращения 15.10.2011).

2. Официальный сайт Министерства экономического развития Российской Федерации г. Москва - 2011 [Электронный ресурс]. - URL: http://www.economy.gov.ru (дата обращения 16.10.2011).

3. Официальный сайт Института комплексных экономических исследований г. Москва - 2011 [Электронный ресурс]. - URL: http://www.icss.ac.ru (дата обращения 16.10.2011).

Дата поступления в редакцию 30.01.2012

L.B. Zorina

SOCIAL AND ECONOMIC FACTORS OF DEVELOPMENTS SYSTEM OF HIGHER VOCATIONAL EDUCATION

Nizhny Novgorod State Technical University n.a. R.Y. Alexeev

In the present work social and economic factors of developments of system of higher vocational education are considered. Measures of dynamics of region system of higher vocational education and average earnings of region populations are analyzed. It is allow make resume about real trends and problems in this sector.

Key word: System of higher vocational education; region; institution of higher education; educational services; development; measures; factors; average earnings; trends.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.