Научная статья на тему 'Проблемы развития туризма в Иркутской области'

Проблемы развития туризма в Иркутской области Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3427
292
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
туризм / туристические услуги / иркутская область / рекреационный комплекс / экономика региона / государственная политика в области туризма / частно-государственное партнерство / tourism / tourist services / irkutsk region / recreational complex regional economy / public policy in the sphere of tourism / private-state partnership

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Федотов Дмитрий Юрьевич

Проанализированы тенденции развития туризма в России в целом и в Иркутской области в частности. Раскрыта роль туристической отрасли в экономике страны. Выявлены основные различия в уровне развития рекреационного комплекса в Иркутской области и в России в целом. Дана характеристика основных проблем, препятствующих развитию туристической отрасли в Иркутской области. Сформулированы предложения по развитию рекреационного комплекса области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The tourism development trends in Russia and the Irkutsk region are analyzed. The role of tourist branch in the national economy is described. The basic distinctions in the recreational complex"s development level in the Irkutsk region and in Russia are revealed. The author characterizes the basic problems impeding the development of the tourist branch of the Irkutsk region and gives some suggestions on development of the recreational complex of the Irkutsk region.

Текст научной работы на тему «Проблемы развития туризма в Иркутской области»

УДК 338.48(571.53) Д.Ю. ФЕДОТОВ

ББК 65.433(253.5) декан факультета налогов и таможенного дела

Байкальского государственного университета экономики и права, доктор экономических наук, профессор, г. Иркутск

e-mail: fdy@inbox.ru

ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА В ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ*

Проанализированы тенденции развития туризма в России в целом и в Иркутской области в частности. Раскрыта роль туристической отрасли в экономике страны. Выявлены основные различия в уровне развития рекреационного комплекса в Иркутской области и в России в целом. Дана характеристика основных проблем, препятствующих развитию туристической отрасли в Иркутской области. Сформулированы предложения по развитию рекреационного комплекса области.

Ключевые слова: туризм, туристические услуги, Иркутская область, рекреационный комплекс, экономика региона, государственная политика в области туризма, частно-государственное партнерство.

D.YU. FEDOTOV

Dean, Taxes and Customs Regulation Department, Baikal State University of Economics and Law, Doctor of Economics, Professor, Irkutsk e-mail: fdy@inbox.ru

PROBLEMS OF TOURISM DEVELOPMENT IN IRKUTSK REGION

The tourism development trends in Russia and the Irkutsk region are analyzed. The role of tourist branch in the national economy is described. The basic distinctions in the recreational complex's development level in the Irkutsk region and in Russia are revealed. The author characterizes the basic problems impeding the development of the tourist branch of the Irkutsk region and gives some suggestions on development of the recreational complex of the Irkutsk region.

Keywords: tourism, tourist services, Irkutsk region, recreational complex regional economy, public policy in the sphere of tourism, private-state partnership.

Туризм относится к числу отраслей экономики, которые активно развиваются в нашей стране. Это во многом связано с общим ростом благосостояния российских граждан, повышением уровня жизни населения. Ведь туристические продукты не относятся к жизненно необходимым видам услуг, потребители считают возможным приобретать их после приобретения товаров и услуг первой необходимости при наличии достаточных для этого средств. Поэтому наблюдается сходная динамика показателей

развития туристической отрасли и уровня жизни населения. Как видно из представленных в табл. 1 данных, рост объема туристических услуг чаще всего отмечался в те годы, когда наблюдался реальный рост заработной платы населения. В 2009 г. на фоне мирового финансового кризиса произошло синхронное снижение оплаты труда и показателей туристической деятельности. В условиях сокращения получаемых доходов граждане предпочли экономить на потреблении туристических продуктов.

* Работа выполнена при финансовой поддержке проекта ФБ-10 «Теоретические аспекты стратегического управления социально-экономическим развитием Сибирского региона при переходе на инновационную модель экономики», реализуемого в рамках АВЦП Минобрнауки РФ «Развитие научного потенциала высшей школы в 2009-2011 гг.».

© Д.Ю. Федотов, 2011

Таблица 1

Динамика показателей развития туризма и уровня жизни населения России

в 2002-2009 гг.

Показатель Год

2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009

Индекс физического объема туристических услуг, % 99,6 101,7 113,7 121,6 116,7 105,1 112,9 94,5

Реальная начисленная заработная плата, % 116,2 110,9 110,6 112,6 113,3 117,2 111,5 96,5

Доля расходов на туристические услуги в структуре потребительских расходов домохозяйств, % 0,8 1,2 1,4 1,6 1,4 1,7 2,5 2,3

Объем туристических услуг на душу населения, р. 105,1 127,2 166,6 238,4 320,6 379,7 514,1 551,3

Источник: [4, с. 171, 202, 549, 551].

Вместе с тем кризисные процессы не ухудшили кардинальным образом в целом положительную динамику развития туристической отрасли в нашей стране. В последние годы неуклонно растет доля средств, которые направляют российские граждане на приобретение туристических услуг, в общей структуре потребительских расходов: к 2009 г. она достигла 2,3%, увеличившись по сравнению с 2002 г. в 3 раза. С 2008 г. россияне стали тратить на оплату туристических услуг больше, чем на оплату образовательных услуг1. К 2009 г. объем туристических услуг на душу населения вырос по сравнению с 2002 г. в 5,3 раза, достигнув 551,3 р. на человека.

В то же время туристический бизнес развивается на территории страны достаточно неравномерно. На состояние туристической отрасли в отдельных российских регионах оказывает влияние сочетание двух факторов: естественные природно-климатические особенности и исторические преимущества, а также сложившаяся в регионе система управления рекреационной сферой и поддержки развития последней.

Иркутская область обладает достаточно благоприятными естественными условиями для развития на ее территории туристического бизнеса. Уникальным туристическим объектом Иркутской области является Байкал — объект всемирного наследия ЮНЕСКО. Красота и самобытность самого озера и природы прилегающей к нему территории

1 На образовательные услуги в 2002—2009 гг. приходилось 1,3—2,0% потребительских расходов домохозяйств [2, с. 202].

создает естественный потенциал для развития туристического бизнеса в нашем регионе. В пределах Иркутской области расположены Прибайкальский национальный парк, Байкало-Ленский и Витимский заповедники, 13 заказников регионального значения, 78 памятников природы, из которых 4 являются федеральными, 30 — областными и 44 — местными. Общая их площадь составляет 1,8 млн га, или 2,4% территории области. Отличительной особенностью Прибайкальского национального парка является то, что здесь, в отличие от заповедников, разрешена туристическая деятельность — один из немногих видов хозяйственной деятельности, разрешенных в подобного рода зонах. Благоприятные природные факторы дополняются богатой историей Прибайкалья: в Иркутской области находится более 1500 объектов экскурсионно-познавательного значения. Исходя из всего сказанного, можно сделать вывод о том, что Иркутская область обладает своеобразным рекреационным потенциалом. В определенной степени суровый климат (по сравнению с традиционными для нашей страны южными приморскими местами отдыха) ограничивает массовое пребывание в регионе туристов летним периодом и накладывает на предоставляемые рекреационные услуги отпечаток активных форм отдыха, экологического туризма. Поэтому туристические объекты Иркутской области входят в сегмент познавательных мест отдыха с природноклиматическими условиями, располагающими к активному туризму. В данный сегмент включены также природные объекты других регионов Сибири и Дальнего Востока и малоосвоенные природные территории других

стран мира. В этой связи дадим оценку уровня освоения рекреационного потенциала Иркутской области, развития его туристической инфраструктуры.

Уровень институциональной составляющей туристического рынка Иркутской области сопоставим с ее среднероссийским значением, как это следует из данных табл. 2. В 2005-2008 гг. рекреационную деятельность в области осуществляло от 90 до 130 туристических фирм, что составляло 0,14-0,19% общего количества ее организаций. Эти показатели достаточно близки к аналогичным показателям по России в целом. В данный период количество российских туристических фирм выросло с 5,1 до 6,5 тыс., на их долю приходилось

от 0,11 до 0,14% общего количества организаций в стране.

В то же время численность работников туристических фирм в Иркутской области в 1,5—2,0 раза меньше, чем по России в среднем. В анализируемый период в туристических фирмах Иркутской области работало от 0,4 до 0,6 тыс. чел., что составило 0,03-0,05% общей численности занятых в экономике региона, тогда как по России на долю занятых в сфере туризма приходилось в среднем 0,05-0,06% общей численности работников. Это свидетельствует о том, что туристическая отрасль в Иркутской области играет меньшую роль в обеспечении занятости населения, чем в ряде других российских регионов.

Таблица 2

Динамика показателей деятельности туристических фирм в России в целом и в Иркутской области в частности в 2004-2009 гг.

Показатель Год

2004 2005 2006 2007 2008 2009

Российская Федерация

Число туристических фирм, ед. 4 010 5 079 5 842 6 639 6 477 6 897

Доля туристических фирм в общем количестве организаций, % 0,09 0,11 0,13 0,14 0,14 0,14

Численность работников туристических фирм, тыс. чел. 33 35 41 44 42 40

Доля работников туристических фирм в общей численности занятых в экономике, % 0,05 0,05 0,06 0,06 0,06 0,06

Стоимость реализованных туристических путевок, млн р. 29 846 76 301 88 749 124 133 117 811 129 557

Отношение стоимости реализованных туристических путевок к величине ВВП, % 0,2 0,4 0,3 0,4 0,3 0,3

Доля туристических услуг в общей величине платных услуг, % 1,7 3,4 3,2 3,6 2,9 2,9

Стоимость одной туристической услуги, тыс. р. 14,7 17,6 19,1 21,3 27,4 35,1

Иркутская область

Число туристических фирм, ед. 90 112 130 95

Доля туристических фирм в общем количестве организаций, % 0,14 0,17 0,19 0,14

Численность работников туристических фирм, тыс. чел. 0,50 0,51 0,57 0,41

Доля работников туристических фирм в общей численности занятых в экономике, % 0,04 0,04 0,05 0,03

Стоимость реализованных туристических путевок, млн р. 285,0 351,0 493,1 482,1

Отношение стоимости реализованных туристических путевок к величине ВРП, % 0,11 0,11 0,12 0,11

Доля туристических услуг в общей величине платных услуг, % 1,0 1,0 1,1 0,9

Стоимость одной туристической услуги, тыс. р. 7,7 6,1 6,5 6,8

Источники: [3, с. 293; 4, с. 33, 131, 136, 305, 336, 359, 361; 6, с. 6].

Вклад туристической отрасли в экономику в Иркутской области практически в 3 раза меньше среднероссийского значения этого показателя. Отношение стоимости реализованных туристических путевок к величине ВРП на территории Иркутской области в 2008 г. составило 0,1%, тогда как отношение такой стоимости к величине ВВП в среднем по России достигло 0,3%. 0,9% приходилось на долю туристических услуг в общей величине оказанных платных услуг на территории Иркутской области, а в среднем по России доля туристических услуг в объеме платных услуг населению составила 2,9%. Невелик уровень экономической эффективности туристических фирм Иркутской области: величина стоимости одной предоставленной региональными фирмами туристической услуги отстает от среднероссийского уровня в 4 раза. Это означает, что каждая предоставляемая услуга содержит меньший объем туристических продуктов либо качество ее гораздо ниже качества аналогичных услуг, оказываемых в других регионах. Приведенные данные позволяют сделать вывод о том, что в настоящее время Иркутская область не относится к туристическим центрам страны, туризм не вошел в число ведущих отраслей экономики региона.

Как нам представляется, рекреационный потенциал Иркутской области освоен далеко не полностью. Несмотря на то что область обладает уникальными природно-климатическими условиями, благоприятствующими развитию здесь туризма (например, наличие оз. Байкал), региональный рекреационный комплекс имеет низкие экономические характеристики. В немалой степени это связано со слабой государственной политикой в области туризма и отдыха. В Прибайкальском регионе не созданы достаточные условия для полноценного освоения его рекреационного потенциала.

Выделим ключевые проблемы, препятствующие развитию туристической отрасли в регионе. Перечень данных проблем, сформулированных научным коллективом при участии автора данного исследования, в большей степени включает не естественноприродные, а институциональные ограничения развития рекреационного комплекса Иркутской области, в том числе:

- значительный моральный и физический износ существующей материальной базы, малое количество гостиничных средств размещения туристского класса с современным уровнем комфорта;

- недостаток высококвалифицированных кадров в сфере туристского обслуживания;

- короткий летний сезон, благоприятный для отдыха, который составляет два-три месяца в год;

- нехватка объектов зрелищно-развлекательной индустрии отдыха (аквапарков, развлекательных зон по типу «Диснейленда» и др.) [2, с. 199].

Указанные проблемы в большей части решаемы, однако непросто изыскать необходимые для их решения ресурсы. Ведь в значительной степени это связано с крупными капитальными вложениями в развитие туристической инфраструктуры региона. В то же время бюджетные источники на региональном и местном уровнях достаточно ограниченны и большая часть бюджетных ресурсов направляется на обеспечение выполнения государственных и муниципальных задач первой необходимости, не связанных с перспективным развитием территории. В таких условиях для развития туристической инфраструктуры целесообразно привлечение внебюджетных средств организаций, которые так или иначе заинтересованы в увеличении притока в регион туристов, повышении объема и качества предоставляемых туристических услуг. К настоящему времени в мировой практике накоплен достаточный успешный опыт реализации инвестиционных проектов (в том числе и в области туризма), основанный на принципах частно-государственного партнерства и предусматривающий их совместное финансирование из бюджетных и внебюджетных источников.

Частно-государственное партнерство является формой диалога между органами власти и представителями местного бизнес-сообщества с целью развития определенных сфер экономической и социальной деятельности в регионе или в муниципальном образовании. В докладе Emerging Incorporated (США) по вопросам функционирования органов местного самоуправления отмечены следующие преимущества партнерских взаимоотношений между властью и бизнесом: «Они являются "прозрачными" контро-

лируемыми соглашениями по совместному осуществлению шагов, которые принесут пользу местному сообществу. Они являются публичными соглашениями (иногда контрактными) между бизнесом и правительством в целях поддержки экономического роста и деятельности по созданию новых рабочих мест с тем, чтобы добиться конкретного результата. Они являются способом выяснить готовность местного сообщества к переменам, для того чтобы создать более сильную базу для экономического роста и более эффектно организовать работу по экономическому развитию» [1, с. 163-164].

В качестве примера успешного использования механизма частно-государственного партнерства приведем проект по улучшению качества жизни в муниципальном образовании, реализованный в г. Севлиево (Болгария) в 1993 г. Организованный партнерский союз бизнеса и муниципального правительства «Union Sevlievo 21 век» отбирал проекты, соответствующие муниципальным планам развития, которые финансировались за счет средств участников партнерства. Главными достижениями партнерства стало строительство отеля, стадиона для проведения моторных гонок и создание центра по обучению английскому языку.

В Венгрии (г. Хаджухадхат) функционирует Региональный совет по развитию (Regional development council). Он был создан и профинансирован муниципалитетами и предприятиями трех соседних муниципальных образований в Восточной Венгрии с целью обеспечить реализацию программы маркетинга их территории, направленной на привлечение новых инвестиций.

В США (шт. Массачусетс) содействует развитию туризма специальная организация «Destination Salem», созданная при поддержке туристических фирм и правительства г. Салем [1, с. 164-165].

Для активизации политики по продвижению туристических продуктов и расширения туристической инфраструктуры создаются специальные институты территориального развития. Положительный пример функционирования организации такого рода демонстрирует деятельность Оквиллского альянса экономического развития (ОАЭР), созданного в 1999 г. в г. Оквилл (Канада). В состав ОАЭР вошли представители частно-обще-

ственной рабочей группы и представители бизнеса, делегированные Торговой палатой. Привлечение в рабочую группу бизнесменов не вызвало конфликта интересов, так как ни один из них не получал прямой выгоды от участия в работе и не имел доступа к коммерчески выгодной информации. Отношения между ОАЭР и муниципальными властями основываются на трехгодичном соглашении об оплате услуг. Это соглашение включает годовой бизнес-план, фиксирующий размер оплаты за услуги и нефинансовых взносов со стороны муниципалитета, а также результаты деятельности ОАЭР. ОАЭР участвует в маркетинге, в разработке политики органов местного самоуправления, в работе по привлечению и удержанию инвестиций, продвижению туризма и развитию партнерства. Для оценки эффективности собственной деятельности ОАЭР определяет количественно свой вклад в реализацию каждого инвестиционного проекта (фактор ОАЭР). С момента создания ОАЭР участвовал в осуществлении более 40 проектов, в результате чего город получил свыше 1,4 млн канадских долларов, из которых в заслугу ОАЭР можно поставить 0,9 млн. Из каждого доллара, вложенного в реализацию программы экономического развития Оквилла, только 70 центов инвестированы муниципальными властями, остальное финансирование осуществлено за счет частного сектора и поддержки органов власти других уровней. Опыт создания и функционирования ОАЭР был в 2001 г. признан в Канаде лучшим в области экономического развития [5, с. 53-56].

Успешный опыт внедрения в деятельность местных органов власти характерной для бизнеса деловой манеры работы по развитию своей территории следует применять в российских регионах и муниципальных образованиях с целью развития туристической инфраструктуры. По нашему мнению, существует явная необходимость в создании в Иркутской области специализированной организации на основе принципов частно-государственного партнерства, которая с привлечением бюджетных и внебюджетных ресурсов содействовала бы вовлечению в коммерческое использование рекреационного потенциала региона. Взаимовыгодное участие в данном партнерстве представителей власти и коммерческих структур позволит изыскать

необходимые средства для развития туристической инфраструктуры региона, например, в следующих направлениях: строительство асфальтированной автодороги от г. Иркутска до пос. Малое Голоустное (на оз. Байкал); обустройство автомобильных стоянок, кемпингов на побережье Байкала; строительство современных гостиниц в местах, привлекательных для туристов, и т.п.

Создание специализированной организации, использующей инструменты частногосударственного партнерства, будет, по нашему мнению, способствовать развитию рекреационного комплекса Иркутской области, росту доходов и капитализации туристических фирм, повышению занятости и доходов населения, а также социально-экономическому развитию региона в целом.

Список использованной литературы

1. Городской альманах. М., 2003.

2. Программа социально-экономического развития Иркутской области на 2006—2010 годы / под ред. М.А. Винокурова, В.И. Самарухи. Иркутск, 2007.

3. Российский статистический ежегодник: 2009: стат.сб. / Росстат. М., 2009.

4. Российский статистический ежегодник. 2010: стат. сб. / Росстат. М., 2010.

5. Стратегическое планирование экономического развития: 35 лет канадского опыта / науч. ред. Б.С. Жи-харевич. СПб., 2004.

6. Туризм, отдых и объекты гостиничного комплекса: кат.-справ. / Иркутскстат. Иркутск, 2009.

Bibliography (transliterated)

1. Gorodskoi al'manakh. M., 2003.

2. Programma sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya Irkutskoi oblasti na 2006-2010 gody / pod red. M.A. Vinokurova, V.l. Samarukhi. Irkutsk, 2007.

3. Rossiiskii statisticheskii ezhegodnik: 2009: stat.sb. / Rosstat. M., 2009.

4. Rossiiskii statisticheskii ezhegodnik. 2010: stat. sb. / Rosstat. M., 2010.

5. Strategicheskoe planirovanie ekonomicheskogo razvitiya: 35 let kanadskogo opyta / nauch. red. B.S. Zhi-kharevich. SPb., 2004.

6. Turizm, otdykh i ob'ekty gostinichnogo kompleksa: kat.-sprav. / Irkutskstat. Irkutsk, 2009.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.