9. Повышение эффективности производства цветных металлов на Надеждинском металлургическом заводе / С.В. Селяндин [и др.] // Цветные металлы. 2009. № 8. С. 12-14.
10. Сергеев И.В. Экономика организации (предприятия): Учеб. пособие. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Финансы и статистика. 2006. 5756 с.
УДК 336 (571.53)
КРИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР РЕГИОНАЛЬНЫХ ЦЕЛЕВЫХ ПРОГРАММ ПО РАЗВИТИЮ ТУРИЗМА В ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ И РЕСПУБЛИКЕ БУРЯТИЯ
© А.В. Мамаева1, М.А. Семёнов2
Иркутский государственный технический университет, 664074, Россия, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.
Рассматривается ситуация с развитием туризма в Прибайкалье, обозначены факторы, значительно снижающие конкурентоспособность региона на туристическом рынке. Приведена краткая характеристика региональных программ по развитию туризма Иркутской области и Республики Бурятия, выявлены их сравнительные преимущества и недостатки. Представлены преимущества создания спортивно -туристического кластера Прибайкалья (СТКП) и единой межрегиональной программы по его формированию. Предложен перечень мероприятий для реализации идеи формирования СТКП. Табл. 6. Библиогр. 14 назв.
Ключевые слова: туризм; Прибайкалье; кластер; программа; спортивно-туристический кластер Прибайкалья.
CRITICAL REVIEW OF REGIONAL TARGET PROGRAMS ON TOURISM DEVELOPMENT IN THE IRKUTSK REGION AND BURYAT REPUBLIC A.V. Mamaeva, M.A. Semyonov
Irkutsk State Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, Russia, 664074.
The article treats the problem of tourism development in the Baikal region; indicates the factors considerably decreasing the competitiveness of the region in the tourist market; provides a short characteristic of regional programs on tourism development in the Irkutsk region and the Republic of Buryatia; reveals their comparative advantages and shortcomings; presents the advantages of creation the Sports and Tourism Cluster of the Baikal region (STCBr) and an integrated interregional program on its formation. The list of measures on the implementation of the idea of STCBr formation is offered. 6 tables. 14 sources.
Key words: tourism; Baikal region; cluster; program; Sports and Tourism Cluster of the Baikal region.
Современный туризм - это неотъемлемая составная часть социально-экономической деятельности человека, представляющая собой целый комплекс различных явлений, событий и взаимоотношений. В мировой экономике туризм занимает одну из ведущих позиций.
Россия имеет высочайший туристический потенциал: по данным Всемирной туристской организации, мы занимаем 5 место в мире по привлекательности для туристов. Однако по конкурентоспособности российская туристическая отрасль находится лишь на 59 месте - между Уругваем и Аргентиной. Россия вкладывает в привлечение одного туриста в 10 раз меньше, чем в среднем другие страны мира. А по уровню государственной поддержки туризма наша страна занимает только 122 место [4].
Неудивительно, что и в нашем регионе ситуация с привлечением туристов, несмотря на богатейший потенциал, далека от желаемой. Наличие разнообраз-
ных туристско-рекреационных активов Прибайкалья позволяет развивать здесь практически все виды туризма, включая культурно-познавательный, оздоровительный, деловой, активный, круизный, экологический, сельский. Однако существует ряд факторов, значительно тормозящих развитие туризма нашего региона, среди них:
• низкий уровень развития туристской и транспортной инфраструктуры (недостаточность, а в ряде муниципальных образований и отсутствие благоустроенных средств размещения туристов и объектов досуга);
• неудовлетворительное состояние заповедных и природоохранных зон, используемых для рекреации, а также объектов посещения туристами;
• короткий летний сезон, благоприятный для отдыха (2-3 месяца в году), с одной стороны, и весьма ограниченный перечень возможностей организации комфортного зимнего отдыха - с другой;
1Мамаева Алена Викторовна, аспирант, тел.: 89501465473, e-mail: [email protected] Mamaeva Alyona, Postgraduate, tel.: 8950146547S, e-mail: [email protected]
2Семёнов Михаил Алексеевич, доктор технических наук, профессор кафедры управления промышленными предприятиями, тел.: (3952) 405174, 89021775242, e-mail: [email protected]
Semyonov Mikhail, Doctor of technical sciences, Professor of the Department of Management of Industrial Enterprises, tel.: (S952) 405174, 89021775242, e-mail: [email protected]
• дефицит высококвалифицированных кадров в сфере туристского обслуживания, недостаточно развитая, а в ряде муниципальных образований отсутствующая, транспортная и инженерная инфраструктура (дороги, сети энерго- и водоснабжения, очистные сооружения, причалы, пристани, берегоукрепление и т.д.), что является препятствием для привлечения частных инвестиций в туристскую сферу, высокие транспортные тарифы (авиаперевозки, железнодорожное сообщение)[13].
Сегодня на всех уровнях власти пришло понимание того, что туристическая отрасль в Иркутской области и Республике Бурятия имеет огромный потенциал. К сожалению, пока доля отрасли в структуре ВРП региона невелика - порядка 1% [11], но в перспективе при должном подходе Прибайкалье может стать одним из мировых центров современного туризма.
В Концепции социально-экономического развития Иркутской области на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Губернатора Иркутской области от 4 июня 2010 года № 34-р, отмечается, что наличие уникальных рекреационных ресурсов отнесено к основным конкурентным преимуществам Иркутской области, а развитие туризма на озере Байкал и прилегающих территориях - к комплексным приоритетам развития области на период до 2020 года (п.10 перечня приоритетов).
Республика Бурятия также является одним из самых перспективных регионов России по своему ту-ристско-рекреационному потенциалу. Байкальский регион, частью которого является Бурятия, входит в пять наиболее привлекательных дестинаций для иностранных туристов. Однако в рейтинге популярности регионов для внутреннего туризма Байкальская территория занимает лишь седьмую позицию (табл.1) [10]. Республика Бурятия является одним из семи субъектов Российской Федерации, где создана особая экономическая зона туристско-рекреационного типа «Байкальская гавань», и имеет выгодное транзитное положение в транспортных связях стран Европы и Азиатско-Тихоокеанского региона.
Постановлением Правительства РБ от 02.11.2010 N 462 (ред. от 05.07.2012) была утверждена Республиканская целевая программа «Развитие внутреннего и въездного туризма в Республике Бурятия на 20112016 годы» (далее Программа РБ). В тот же день Распоряжением Правительства Иркутской области № 297-рп утверждена долгосрочная целевая программа «Развитие внутреннего и въездного туризма в Иркутской области (2011- 2016 годы)» (далее Программа ИО). Конечной целью обеих программ является создание условий для развития туристско-рекреационного комплекса и его эффективного продвижения на международном и российском рынках [1,3]. Однако существует ряд отличий в постановке задач по достижению этой цели. Кроме того, существенное отличие заключается в объемах финансирования мероприятий программ: если для Иркутской области сумма составляет 8,1 млрд руб., то в Бурятии объем финансирования равен 22,9 млрд руб.
По словам руководителя Ростуризма Александра
Радькова, в 2012 году на реализацию мероприятий Программы РБ направлено 9 млрд 95 млн руб. - на 1,6 млрд руб. больше, чем в 2011 году. Александр Радьков также сообщил, что по результатам 9 месяцев 2012 года освоено 92,1% средств из внебюджетных источников, 67,3% средств бюджетов субъектов РФ, 53% средств федерального бюджета. Для сравнения в Иркутской области на реализацию Программы в 2011 году было выделено всего 132 млн рублей[12].
Таблица 1
Рейтинг популярности туристических регионов _России, % туристов_
Место в рейтинге Регион 2010 г. 2011 г.
1 Краснодарский край 35 29
2 Карелия 12,5 14
3 Санкт-Петербург 11,7 13
4 Золотое Кольцо 8,5 8,5
5 Минводы 6,8 7
6 Алтай 5,1 6,5
7 Байкал 4,8 6
8 Урал 4,5 5
9 Подмосковье 3,2 3
10 Москва 2,8 2,5
11 Остальные регионы 5,1 5,5
Основной целью развития туризма в Республике Бурятия является формирование и повышение конкурентоспособности кластера «Туризм», удовлетворяющего потребности российских и иностранных граждан в качественных туристских услугах. Одной из принципиальных особенностей, отраженных в соответствующих разделах Программы, является кластерный подход по видам туризма: лечебно-оздоровительный, культурно-познавательный, круиз-ный, пляжный, деловой, водные и активные виды туризма, экологический, сельский[2].
Напомним, что кластер - это группа близких, географически взаимосвязанных компаний и сотрудничающих с ними организаций, совместно действующих для создания конечного потребительского продукта в определенном виде бизнеса, характеризующихся общностью направлений деятельности и дополняющих друг друга. Все элементы кластера являются самостоятельными юридическими лицами, они формально независимы, и их деятельность осуществляется на основе договоров и соглашений друг с другом. Приток потенциальных элементов в кластер носит не принудительный административный, а мотивацион-ный, стимулирующий характер. По мнению ряда исследователей, наиболее эффективным методом управления экономикой является формирование социально-экономических условий для развития кластеров, поскольку их создание позволяет повысить конкурентоспособность региона за счет синергетического эффекта[6].
В Программе Иркутской области также упомянуто применение кластерного подхода для осуществления
Таблица 2
Нормативные индикаторы, утвержденные _Программой РБ_
Индикаторы ГОД
2011 2012 2013 2014 2015 2016
Количество туристских прибытий, тыс. 400 470 650 1200 1500 1800
Объем платных услуг, оказанных туристам, млн рублей 1320 1600 2000 7840 10000 13000
Численность занятых в сфере туризма, человек 5000 5500 6000 10000 13000 17000
Среднемесячная заработная плата, рублей 10300 11227 12300 13400 14600 16000
Количество мест в коллективных средствах размещения, койко-места 14000 15000 16000 20000 22000 25000
эффективного взаимодействия между всеми заинтересованными сторонами (органы государственной власти, туристский бизнес, научные и общественные организации) на основе принципов государственно-частного партнерства.
«...Использование кластерного подхода к развитию туристского комплекса Иркутской области в условиях прогнозируемого увеличения туристского потока позволит создать наилучшие условия для развития туристской инфраструктуры и сферы сопутствующих услуг, совершенствования системы подготовки кадров, проведения взвешенной и эффективной рекламной политики и удовлетворить потребность в качественных туристских услугах.»,- говорится в Программе ИО. Однако в ней не определены инструменты (конкретные мероприятия) для реализации «кластерного подхода», не определены конкретные центры кластеризации, которые планируется создать. Т.е. «кластерный подход» в транскрипции программы не более чем декларация (спекуляция на терминах). Кроме того, основная цель Программы ИО сформулирована как «создание современного туристско-рекреационного комплекса (не кластера)», что отличает ее от Программы РБ.
Пункт о создании организационно-экономических и правовых условий для формирования кластера в Программе РБ является довольно значимым, поскольку отсутствие норм на законодательном уровне существенно осложняет процесс развития туризма в условиях применения кластерного подхода. В Программе ИО такого пункта не предусмотрено.
Задача по продвижению турпродукта на мировой и отечественный рынки во многом объединяет рассматриваемые регионы, поскольку совместное участие представителей туристического бизнеса Бурятии и Иркутской области в различных выставках эффективнее работает на продвижение Байкальского бренда и повышение заинтересованности в посещении территории Прибайкалья у потенциальных туристов.
Оценка достижения цели Программ по годам их реализации осуществляется посредством определения степени и полноты решения поставленных задач, а также с использованием целевых индикаторов. Преимуществом Программы РБ является наличие среди индикаторов таких показателей, как количество занятых в сфере туризма и среднемесячная заработная плата, что делает ее более социально направленной по сравнению с Программой ИО (табл.2 и 3).
Недостатком обеих Программ является тот факт, что, прогнозируя результаты проведения программных мероприятий, разработчики основываются исключительно на статистических данных, которые, по личным исследованиям авторов, далеки от реальности. По нашим оценкам только 10% торговых точек сувенирной продукции в Листвянке имеют налоговую и юридическую регистрацию, аналогично в п. Аршан только 810% жителей, предоставляющие помещения для отдыха в аренду, действуют в рамках налогового законодательства. Для оценки реального положения дел и построения дальнейших прогнозов нужны более точные значения, поэтому данные в расчетах результатов Программ нельзя считать полностью достоверными.
Как было сказано выше, формирование туристических кластеров предполагает концентрацию на одной территории ключевых туристических активов, которые состоят из предприятий различных секторов предпринимательской деятельности, связанных с обслуживанием туристов: туроператоров, турагентств, гостиниц, предприятий сектора общественного питания, производителей сувенирной продукции, транспортных предприятий и т.д. В работе [5] была обоснована идея формирования спортивно-туристического кластера Прибайкалья (СТКП).
Создание СТКП, объединяющего в себе организации и предприятия туристического направления обоих регионов, способно повысить конкурентоспособность территории на туристическом рынке за счет синерге-тического эффекта, в том числе:
• повышения эффективности работы предприятий и организаций, входящих в кластер,
• стимулирования инноваций,
• стимулирования развития новых направлений.
Формирование такого кластера фактически определяет позиционирование территории и влияет на формирование имиджа региона.
При этом принципиально важно, чтобы предприятия разных регионов Иркутской области и Республики Бурятия находились не в жесткой конкуренции, а совместно работали над предоставлением участникам рынка высококачественного конечного продукта. И с нашей точки зрения, в этом плане целесообразна разработка совместной межрегиональной программы формирования СТКП.
Таблица 3
Нормативные индикаторы, утвержденные Программой ИО_
Индикаторы ГОД
2011 2012 2013 2014 2015 2016
Количество туристских прибытий, тыс. 705,7 755,1 845,7 972,6 1137,9 1365,5
Объем платных услуг коллективных средств размещения, млн руб. 6351,3 6795,9 7611,5 8753,2 10241,2 13289,5
Объем платных туристских услуг, оказанных населению туроператорами и турагентами, млн руб. 1260,0 1348,2 1510,0 1736,5 2031,7 2438,0
Увеличение объема инвестиции в основной капитал объектов инфраструктуры, млн руб. 972,8 914,1 1631,6 1217,7 1130,2 1068,5
Целью такой программы является создание условий для эффективного развития туризма в Прибайкалье и повышение конкурентоспособности и привлекательности региона на туристическом рынке путем объединения усилий соответствующих организаций Иркутской области и Республики Бурятия. Поскольку рассматриваемые регионы - ближайшие соседи, обладающие значительным туристическим потенциалом, взаимопомощь и дополнение в различных сферах туристического бизнеса в рамках СТКП является значительным плюсом в развитии Прибайкалья. Немаловажную роль играет и обмен опытом: в Бурятии программа по развитию туризма реализуется более эффективно, о чем свидетельствуют высказывания туристов, предпочитающих отдыхать на восточном побережье Байкала. По данным Госдоклада Минприроды о состоянии Байкала, за 2011 г. в Приангарье турпоток увеличился на 0,7 %, или 5,4 тыс. человек, Бурятию же посетило на 50 тысяч человек больше, чем годом ранее. Разнятся и расходы регионов на строительство особых экономических зон туристско-рекреационного типа. Напомним, в Бурятии - это «Байкальская гавань» в Прибайкальском районе, в Иркутской области - «Ворота Байкала» в Слюдянском районе. В первом случае с начала строительства из федерального и местного бюджета вложено 3,2 миллиарда рублей, во втором - 132 миллиона [7].
Разработка совместных маршрутов на территории Прибайкалья и проведение совместных мероприятий по продвижению турпродукта также является существенным моментом в повышении эффективности развития туризма (табл.4).
Важной задачей единой межрегиональной программы является проведение в установленном законодательством порядке работы, направленной на снижение транспортных тарифов на пассажирские перевозки авиационным, водным и железнодорожным транспортом.
В Программе ИО в рамках данного направления предлагается проведение совещаний по вопросам введения более гибкой системы ценообразования и политики агентских продаж на авиационном и железнодорожном транспорте (более широкое применение групповых тарифов, бонусные системы, агентское комиссионное вознаграждение), разработка предложений Правительству Российской Федерации по предоставлению субсидий организациям воздушного транс-
порта в целях обеспечения доступности воздушных перевозок пассажиров Байкальского региона в Европейскую часть страны и в обратном направлении.
Данные меры могут быть применимы и на территории Бурятии, т.к. воздушный и железнодорожный транспорт и здесь является очень популярным среди туристов: через Иркутскую область, как и через Республику Бурятия, проходит Транссибирская железнодорожная магистраль, являющаяся основным транспортным средством для передвижения большинства европейских туристов в Прибайкалье. Поэтому только совместные усилия в этом направлении могут дать более значимый результат.
Единая межрегиональная программа в полной мере может реализовать принцип комплексности, ведь туристический кластер - это сложная система взаимосвязанных элементов, только гармоничное развитие которых позволит достигнуть желаемых результатов. Комплексный подход к развитию туризма в регионе способствует повышению эффективности решения экологических проблем, в частности - сохранности озера Байкал, которое является, бесспорно, самым значимым и дорогим ресурсом рассматриваемых регионов.
Формирование СТКП способно снизить уровень неорганизованного туризма на всей территории Прибайкалья, а значит, и рост антропогенной нагрузки в центральной экологической зоне Байкальской природной территории за счет организации стихийного, самодеятельного отдыха. Кроме того, в рамках кластерного подхода регионы могут организовать единую систему экологического мониторинга и совместно более эффективно решать возникающие проблемы.
Озеро Байкал - участок мирового природного наследия ЮНЕСКО, 60% побережья которого находится на территории Бурятии, занимает одну из лидирующих позиций для развития экологического туризма. 45,6% территории республики относится к ареалам высокого рекреационного потенциала. Здесь развита сеть заповедников и национальных парков. Государственные природные заповедники расположены в пяти районах республики, кроме того, есть 2 национальных парка: Тункинский - площадью 1088,2 тыс. га и Забайкальский - 269 тыс. га. Земли оздоровительного и рекреационного назначения занимают 0,4 тыс. га, в основном на территориях, прилегающих к озеру Байкал.
Таблица 4
Сравнительная таблица популярных зон отдыха в Иркутской области и Республике Бурятия
Наименование зоны отдыха в Иркутской области Показатели за 2011 год Наименование зоны отдыха в Республике Бурятия Показатели за 2011 год
кол-во официально зарегистрированных мест размещения, шт. кол-во зарегистрированных туристов в год, чел. Инвестиции в развитие туризма, тыс. руб. кол-во официально зарегистрированных мест размещения, шт. кол-во зарегистрированных туристов в год, чел. Инвестиции в развитие туризма, тыс. руб.
Малое море 50 170000 5310 Чивыркуйский залив 7 24000 7800
Ольхон 24 50000 14800 Тункинская долина 99 170000 8700
Листвянка 32 180000 350 Посольский сор 77 150000 2500
Байкальск 15 160000 110000 Улан-Удэ 60 263701 51000
Большое Голоустное 13 5000 - Бухта «Хакусы» 5 1000 720
Иркутск 68 272000 7010 Баргузинский заповедник 7 1119 2500
Итого по ИО: 202 837000 137470 Итого по РБ: 255 609820 73220
Ежегодно национальный парк Забайкальский посещают более 10 тыс. человек. Здесь получили развитие научный и приключенческий виды туризма. На территории национального парка функционируют 5 пеших и 2 водных туристических маршрута, организованных местной администрацией. В текущем году Забайкальскому национальному парку было выделено 26 млн рублей - за долгие годы существования парка такой большой объем финансирования был получен впервые. Значительная часть этих средств пошла на улучшение материально-технической базы. Что касается рекреационного обустройства территории: было построено и отремонтировано 32 туристических стоянки, проведена модернизация плавучего визит-центра, восстановлены мосты на туристических тропах, проведен ремонт двух кордонов и одного информационного центра, построены 4 гостевых домика. Также для улучшения ситуации со сбором мусора был закуплен мусоровоз и мусорные контейнеры [14].
Статус Тункинского национального парка предусматривает возможность посещения его большим количеством людей для знакомства с природными и культурно-историческими достопримечательностями, для отдыха на лоне природы, на многочисленных минеральных источниках, славящихся своим целебным эффектом. Это углекислые воды курорта Аршан, железистые источники Хонгор-Уулы, метановые термы Жемчугских минеральных источников, кремнистые радоновые термы Ниловой Пустыни, углекислые радоновые термы Шумака.
В четверку туристических кластеров Бурятии, попавших в Федеральную целевую программу до 2018 года, вошел и автотуристский кластер «Тункинская долина». Центр для автотуристов «Тункинская долина» расположится между двумя озерами: Байкал и Хубсугул. Туристов привлекают многочисленные минеральные и термальные источники, живописное предгорье Восточных Саян, водопады, богатая флора и фауна [8].
Прибайкальский национальный парк - особо
охраняемая природная территория федерального значения - создан для сохранения природы западного побережья оз. Байкал. Он расположен в пределах трех административных районов Иркутской области -Слюдянского, Иркутского и Ольхонского - и включает в себя самый большой охраняемый участок байкальской береговой линии (почти четверть всей ее длины). По богатству растительного и животного мира, количеству редких видов флоры и фауны, а также археологических объектов парк превосходит любой другой заповедник или национальный парк Байкальского региона. При этом именно через Прибайкальский парк проходит основной поток туристов, посещающих Байкал. По данным Агентства по туризму Иркутской области, в прошлом году парк посетили около 400 тыс. туристов, за этот туристический сезон в бюджет Прибайкальского нацпарка от рекреационной деятельности поступил 1 млн 792 тыс. 600 рублей. При этом 40 тыс. 116 человек внесли добровольные экологические взносы в поселке Хужир. В прошлом году в Прибайкальский нацпарк из федерального бюджета поступило 97 млн рублей [9].
Социальная направленность также должна являться одним из основных принципов единой межрегиональной программы, поскольку, в конечном счете, результатом любой правительственной программы должна быть польза для населения. Одной из главных целей формирования СТКП должен стать рост занятых в туристической сфере и увеличение их заработной платы по мере развития туризма в регионе.
В основе формирования СТКП должна быть разработка соответствующей нормативно-правовой базы, создание современной материальной базы и инфраструктуры туризма, привлечение инвестиций, повышение разнообразия и качества туристских услуг, расширение сезонного продукта до мультисезонного, что является более предпочтительным для Прибайкалья в условиях высокой зависимости от конкретного географического рынка, сезонности, удаленности (табл.5).
Таблица 5
Потенциальные результаты формирования СТКП_
Показатели развития туризма в Прибайкалье В 2011 году Потенциальные результаты формирования СТКП
1. Количество туристов в год, тыс. чел. 1450 3200
2. Номерной фонд коллективных средств размещения, в т.ч.: 33389 70000
2.1. - класса люкс 6678 14000
2.2. - среднего класса 10017 21000
2.3. - эконом класса 16694 35000
3. Количество занятых в сфере туризма, чел. 22800 50000
4. Количество зарегистрированных объектов по продаже сувенирной продукции 118 2300
5. Количество объектов водного транспорта 214 500
6. Налоговые поступления в бюджеты разных уровней от туристической деятельности, тыс. руб. 1800000 40000000 (с учетом мультипликативного эффекта)
7. Доля туризма в ВРП региона, % 1 3-5
Финансирование мероприятий межрегиональной программы предлагается осуществлять из нескольких источников: средств Федерального бюджета, регионального и местного бюджетов и внебюджетных средств.
Средства федерального, регионального и местного бюджетов должны быть направлены на капитальное строительство и модернизацию объектов инженерной инфраструктуры, НИОКР и продвижение туристического бренда, на развитие транспортной и энергетической инфраструктуры. Реализация мероприятий программы должна предусматривать на 1 рубль бюджетных средств привлечение порядка 2-3 руб. внебюджетных инвестиций (собственные средства организаций, кредиты, средства иностранных инвесторов, заемные и прочие средства).
За счет внебюджетных средств предлагается
Перечень мероприятий, необходимых
профинансировать около 75% от общего объема инвестирования. Частные инвестиции будут привлекаться на строительство и реконструкцию гостиничных комплексов и сопутствующей инфраструктуры (предприятий питания, индустрии развлечений, объектов туристского показа и др.). Вполне эффективной и взаимовыгодной выглядит практика использования частно-государственного партнерства. Политика привлечения частных инвесторов должна строиться на механизмах снижения административных барьеров, применения системы доступного кредитования малого бизнеса, предоставления налоговых льгот и государственных гарантий предпринимателям.
Для реализации идеи формирования спортивно-туристического кластера Прибайкалья, с нашей точки зрения, в ближайшей перспективе необходимо выполнить мероприятия, представленные в табл. 6.
Таблица 6
для реализации идеи формирования СТКП
№ Наименование мероприятия Исполнители Сроки
1 Совещание (семинар) представителей ИО и РБ по организации работ формирования межрегиональной программы развития СТКП Правительство ИО и РБ Февраль-март 2013г.
2 Формирование рабочей группы по подготовке концепции и собственно проекта программы Агентство по туризму Иркутской области, Республиканское агентство по туризму Апрель-май 2013г.
3 Разработка и утверждение концепции программы формирования СТКП Кафедра управления промышленными предприятиями НИ ИрГТУ, кафедра экономики ВосточноСибирского государственного университета технологий и управления, г. Улан-Удэ Июнь-август 2013г.
4 Разработка проекта программы Агентство по туризму Иркутской области, Республиканское агентство по туризму совместно с разработчиками концепции программы формирования СТКП Сентябрь- Ноябрь 2013г.
5 Проведение межрегионального форума по обсуждению проекта программы Агентство по туризму Иркутской области, Республиканское агентство по туризму Декабрь 2013-Январь 2014г.
6 Доработка программы по результатам обсуждения на форуме Агентство по туризму Иркутской области, Республиканское агентство по туризму Февраль-март 2014г.
7 Подписание и утверждение программы на региональном и федеральном уровне Правительство ИО, РБ, Правительство РФ Апрель-май 2014г.
По мнению авторов, только реализация единой межрегиональной программы по формированию СТКП может стать действительно эффективным способом развития туристско-рекреационного комплекса в При-
Библиограф
1. Долгосрочная целевая программа Иркутской области «Развитие внутреннего и въездного туризма в Иркутской области (2011-2016 годы)».шdocs. exdat. сom. Docs/index 469805.html.
2. Программа социально-экономического развития Республики Бурятия на 2011-2015 годы:принята Народным Хуралом Республики Бурятия 28.02.2011 г. Улан-Удэ.
3. Республиканская целевая программа «Развитие внутреннего и въездного туризма в Республике Бурятия на 2011-2016 годы».
4. Индустрия отдыха, выпуск №3, июль 2011 г.
5. Мамаева А.В., Семенов М.А. Спортивно-туристический кластер Прибайкалья // Вестник ИрГТУ. 2011. №10 (57). С.226-232.
байкалье, создания конкурентоспособного рынка туристских услуг, повышения уровня и качества жизни населения путем увеличения доступности туристских услуг, занятости и доходов жителей региона.
ский список
6. Семенов М.А., Козьмин А.П. Кластеры Иркутской области: проблемы и перспективы развития. Иркутск, 2007.
7. admin.baikal-daily.ru>news/15/56085/
8. http://baikal24.ru/page.php?action=showItem&type=news&i d=103761
9. http://ratanews.ru>news/news_25102012_19.stm
10. http://www.baikaltravel.ru/tourism/
11. http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat/rosstatsite/main /account/#
12. http://www.interfax.ru/tourism/tourisminf.asp?id=272498&se c=1466
13. http://www.vsp.ru/economic/2010/07/29/503437
14. http://znpark.ru/
УДК 336.78
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ КЛАСТЕРНОЙ ПОЛИТИКИ В ФОРМИРОВАНИИ ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКИ РЕГИОНОВ РОССИИ
1 9
© В.В. Надршин1, А.А. Копылова2
Иркутский государственный технический университет, 664074, Россия, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.
Приведены основные проблемы развития кластеров на территории Российской Федерации. Выявлена важность применения кластерных инициатив в формировании инновационной экономики. Исследованы вопросы эффективности создания кластера при участии государства. В статье перечислены основные кластерные проекты на территории России. Библиогр. 3 назв.
Ключевые слова: кластер; кластерные инициативы; инновационная экономика; государственная поддержка; эффективность; стратегия развития.
RELEVANCE OF CLUSTER POLICY APPLICATION IN FORMING INNOVATION ECONOMY OF RUSSIAN REGIONS V.V. Nadrshin, A. A. Kopylova
Irkutsk State Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, Russia, 664074.
The paper presents the main problems of cluster development in the Russian Federation. It reveals the importance of cluster initiatives while forming innovation economy. The efficiency issues of creating a cluster with the state participation are studied. The main cluster projects in Russia are enumerated. 3 sources.
Key words: cluster; cluster initiatives; innovation economy; state support; efficiency; development strategy.
Темы модернизации и формирования инновационной экономики не теряют своей актуальности на протяжении долгого времени. Но говорить о достижении значительных успехов на этом пути еще довольно рано. Поиск факторов, определяющих инновационное лидерство, привел к осознанию важности развития экономики на региональном уровне. Одним из важнейших подходов стала кластерная концепция. Ее истоки восходят к работам А.Маршалла, который отмечал, что географическая концентрация профессио-
налов в одной или близких видах деятельности способствует ускорению появления, распространения и практической реализации новых идей. А. Маршалл заметил, что в некоторых отраслях промышленности группы малых и средних предприятий, при условии концентрации в одном районе страны и специализации на одной определенной стадии единого производственного процесса, будут не менее эффективными, чем крупные предприятия. Дело в том, что каждый производственный процесс состоит из нескольких де-
1Надршин Владимир Вагизович, доцент кафедры мировой экономики, тел.: 89643585313, e-mail: [email protected] Nadrshin Vladimir, Associate Professor of the Department of World Economy, tel.: 89643585313, e-mail: [email protected]
2Копылова Александра Александровна, студентка, тел.: 89041109257, e-mail: [email protected] Kopylova Aleksandra, Student, tel.: 89041109257, e-mail: [email protected]