Научная статья на тему 'Спортивно-туристический кластер Прибайкалья'

Спортивно-туристический кластер Прибайкалья Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
384
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИЗМ / ПРИБАЙКАЛЬЕ / КЛАСТЕР / ОСОБАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЗОНА ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННОГО ТИПА / ПРИБАЙКАЛЬСКИЙ СПОРТИВНО-ТУРИСТИЧЕСКИЙ КЛАСТЕР / TOURISM / BAIKAL REGION / CLUSTER / SPECIAL ECONOMIC ZONE OF TOURIST-RECREATIONAL TYPE / BAIKAL REGION SPORTS AND TOURISM CLUSTER

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Мамаева Алена Викторовна, Семенов Михаил Алексеевич

Рассматриваются показатели развития туристической отрасли Прибайкалья. Показана динамика посещения региона туристами, структура их расходов. Выявлены предпосылки для создания спортивно-туристического кластера Прибайкалья с целью повышения конкурентоспособности региона на туристическом рынке за счет синергетического эффекта, в том числе повышения эффективности работы предприятий и организаций, входящих в кластер, стимулирования инноваций и развития новых направлений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Мамаева Алена Викторовна, Семенов Михаил Алексеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPORTS AND TOURISM CLUSTER OF THE BAIKAL REGION

The development indicators of the tourism industry of the Baikal region are considered. The dynamics of tourists' visits to the region, the structure of their costs are shown. The article reveals the prerequisites for the creation of sports and tourism cluster of the Baikal region in order to increase the region's competitiveness in the tourism market due to synergetic effect, including the improvement of the performance of enterprises and organizations belonging to the cluster, encouraging innovations and development of new directions.

Текст научной работы на тему «Спортивно-туристический кластер Прибайкалья»

УДК 336(571.53)

СПОРТИВНО-ТУРИСТИЧЕСКИЙ КЛАСТЕР ПРИБАЙКАЛЬЯ А.В.Мамаева1, М.А.Семенов2

Национальный исследовательский Иркутский государственный технический университет, 664074, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.

Рассматриваются показатели развития туристической отрасли Прибайкалья. Показана динамика посещения региона туристами, структура их расходов. Выявлены предпосылки для создания спортивно -туристического кластера Прибайкалья с целью повышения конкурентоспособности региона на туристическом рынке за счет синергети-ческого эффекта, в том числе повышения эффективности работы предприятий и организаций, входящих в кластер, стимулирования инноваций и развития новых направлений. Ил. 2. Табл. 5. Библиогр. 27 назв.

Ключевые слова: туризм; Прибайкалье; кластер; особая экономическая зона туристско-рекреационного типа; Прибайкальский спортивно-туристический кластер.

SPORTS AND TOURISM CLUSTER OF THE BAIKAL REGION A.V. Mamaeva, M.A. Semenov

National Research Irkutsk State Technical University, 83, Lermontov St., Irkutsk, 664074.

The development indicators of the tourism industry of the Baikal region are considered. The dynamics of tourists' visits to the region, the structure of their costs are shown. The article reveals the prerequisites for the creation of sports and tourism cluster of the Baikal region in order to increase the region's competitiveness in the tourism market due to synergetic effect, including the improvement of the performance of enterprises and organizations belonging to the cluster, encouraging innovations and development of new directions. 2 figures. 5 tables. 27 sources.

Key words: tourism; Baikal region; cluster; special economic zone of tourist-recreational type; Baikal region sports and tourism cluster.

Туристический бизнес является одной из самых перспективных и привлекательных для инвестиций отраслей экономики Прибайкалья по ряду различных причин. Глубочайшее озеро мира Байкал расположено на юге Сибири: его северо-западная часть лежит в Иркутской области, а юго-восточная - в Республике Бурятия.

Таким образом, Байкал является основой туристского потенциала двух регионов: Иркутской области и Республики Бурятия. Его природные красоты привлекают как живущих в других регионах России, так и иностранных туристов. Это крупнейшее пресноводное озеро земного шара, занимающее особое место среди

Количество туристов, посетивших Иркутскую

богатств Сибири. Площадь Байкальской природной территории в Бурятии составляет 386 тыс. км2. Залитые солнцем пляжи, горные системы и хребты, около 360 месторождений минеральных источников и лечебных грязей и другие природные достопримечательности составляют основу туристической отрасли республики [5, 6].

Число туристов, стремящихся на Байкал, с каждым годом растет. В 2008 году Иркутскую область и Республику Бурятия посетили 1019,3 тысяч официально зарегистрированных туристов, в том числе 75 тысяч зарубежных туристов [4, 7].

Таблица 1

ласть и Республику Бурятия в период с 2006 по г.

Показатель Иркутская область Республика Бурятия

2006 2007 2008 2009 2006 2007 2008 2009

Количество туристов, тыс. чел., в т. ч.: 480,9 529,0 677,7 663,6 183,16 229,3 341,6 392,4

- иностранных 54,5 43,1 58,5 45 18,10 19,0 16,5 16

- российских 426,4 485,9 619,2 618,6 165,06 210,3 325,1 376,4

Объем потребления туристических услуг, млн руб. 4600,2 5305,0 6235,1 7786,5 493,25 600,7 610,3 692,5

1Мамаева Алена Викторовна, магистрант, тел.: 89501465473, e-mail: alalvi@yandex.ru Mamaeva Alyona, Undergraduate, tel.: 89501465473, e-mail: alalvi@yandex.ru

2Семенов Михаил Алексеевич, доктор технических наук, профессор кафедры управления промышленными предприятиями, тел.: 89021775242, e-mail: sem1940@mail.ru

Semenov Mikhail, Doctor of technical sciences, Professor of the Department of Management of Industrial Enterprises, tel.: 89021775242, e-mail: sem1940@mail.ru

- иностранными туристами 424,9 399,4 412,3 421,2 35,50 71,8 70,0 82,0

- российскими туристами 4175,3 4905,6 5822,8 7365,3 457,75 528,9 540,3 610,5

Численность занятых в сфере туризма и рекреации, тыс. чел. 16,0 17,0 18,1 18 2,01 2,8 2,9 2,5

Количество зарегистрированных турфирм, ед. 240 186 194 170 50 45 48 28

На сегодняшний день туристские услуги в Прибайкалье оказывают более 800 организаций и предприятий, ежегодно запускается до десятка новых туристских баз и гостиниц. В Республике Бурятия насчитывается 400 коллективных средств размещения (КСР) туристов общей вместимостью 13000 мест. В структуре КСР 89 гостиниц, 226 пансионатов, турбаз и домов отдыха, 11 санаторно-курортных учреждений, 74 гостевых дома, в Иркутской области находится 411 объ-

ектов размещения, с количеством мест порядка 20000. Всего Прибайкалье, по некоторым оценкам, способно принимать до 1,5 млн туристов в год [8, 9].

Несмотря на сравнительно невысокие коэффициенты для Москвы и Петербурга, количество туристов из этих городов в Прибайкалье возрастает с каждым годом.

В структуре затрат на турпоездку (рис. 1) основная доля расходов приходится на транспорт [4].

Таблица 2

Степень доступности территории для туристов из других городов Сибирского федерального и Дальневосточного федерального округов, Москвы и Санкт-Петербурга [10,11,12]

Регион Средний уровень дохода на конец 2010 г., руб. Географическое расстояние, км Коэффициент соотношения дохода к расстоянию (отражает уровень доступности территории)

Хабаровский край 22545 3391 2943 6,65 7,66

Республика Саха (Якутия) 22806 3346 2898 6,82 7,87

Забайкальский край 14112,1 1113 684 12,68 20,63

Республика Бурятия 13976,3 448 - 31,2 -

Иркутская область 14909,6 - 448 - 33,28

Красноярский край 18118,1 1046 1494 17,32 12,13

Кемеровская область 15419,5 1561 2009 9,88 7,68

Республика Хакасия 13741,6 1454 1902 9,45 7,22

Республика Тыва 11076,5 1834 2282 6,04 4,85

Томская область 14988,7 1766 2214 8,49 6,77

Новосибирская область 15806,9 1835 2283 8,61 6,92

Омская область 14910,1 2498 2946 5,97 5,06

Республика Алтай 13403,8 2150 2598 6,23 5,16

Алтайский край 10908,3 2004 2452 5,44 4,45

Москва 42591,8 5189 5637 8,21 7,56

Санкт-Петербург 24635,8 5761 6209 4,28 3,97

Рис. 1. Структура расходов на поездку

В Иркутской области представлены все виды транспорта: железнодорожный, автомобильный, воздушный и водный. Здесь расположено 2 аэропорта международного значения (города Иркутск, Братск), работает 22 авиакомпании, осуществляющих авиарейсы в 42 направлениях (города Российской Федерации, страны Содружества независимых государств и мира). Через Иркутскую область, как и через Республику Бурятия, проходит Транссибирская железнодорожная магистраль, являющаяся основным транс-

курорта, появление таких её элементов, как новые трассы, подъемники и т.д., создает не только новые рабочие места непосредственно в структуре курорта, но и значительный мультипликативный эффект, т.к. следом появляются новые предприятия питания и средства размещения, местные жители получают дополнительные возможности реализации продукции со своих дачных участков и т.д.

Дайвинг на Байкале - еще один вид спортивного туризма. Турфирмы организуют туры для любителей и

Вид транспорта Пассажирские перевозки, млн пассажиро-километров

2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г.

железнодорожный 4250 4507 4633 4577 4600

внутренний водный 17 16 20 21 20,4

автомобильный (автобусные перевозки) 973 913 889 836 665

воздушный 65 89 116 140 114

Таблица 3

Пассажирооборот транспорта общего пользования по видам сообщения в Иркутской области

портным средством для передвижения большинства европейских туристов в Прибайкалье. Одним из наиболее популярных направлений является туристический маршрут по Кругобайкальской железной дороге с использованием специальных туристических поездов, наполняемость которых летом составляет до 93%.

В 2009 году Кругобайкальскую железную дорогу посетили 24,4 тыс. однодневных туристов-экскурсантов, а также 1040 человек туристическим поездом «Байкальский круиз».

Основные перевозки в туристических целях осуществляются по акваториям озера Байкал, Иркутского и Братского водохранилищ. Крупнейшим перевозчиком коммерческих грузов и пассажиров в районах бассейна реки Ангара и озера Байкал является ОАО «Восточно-Сибирское Речное Пароходство» - компания, осуществляющая пассажирские и грузовые перевозки речным транспортом в Иркутской области и Республике Бурятия. Флот компании состоит из 214 самоходных судов, большинство из которых предназначены для перевозки пассажиров. Туристическое направление выбрано пароходством как наиболее перспективное, поскольку даёт положительный эффект как для самого предприятия, так и для региона в целом [13, 24, 25, 26, 27].

В 2009 году судами ОАО «Восточно-Сибирское Речное Пароходство» обслуживалось 12 внутренних маршрутов, на которых было задействовано 16 теплоходов. Без регистрации эксплуатируется еще примерно 30% маломерного флота и все новые катера иностранного производства [9].

В последнее время значительно возрос интерес к зимнему отдыху на Байкале: это и зимняя подледная рыбалка, фото-видео сафари, буерный спорт, пешие переходы, подводные погружения, мото- и автопробеги, конные маршруты. Серьезные перспективы развития зимнего туризма на территории Прибайкалья связаны с развитием горнолыжного курорта «Гора Соболиная» в г. Байкальске. Расширение инфраструктуры

профессионалов подводного плавания (дайвинга) на одном из самых красивых озер мира - Байкале. [14, 15].

Рассмотренные виды туризма имеют спортивную составляющую, что дает основания объединить спортивную и туристическую отрасль в один комплекс для повышения эффективности их деятельности.

В Бурятии спортивные и активные виды туризма также находятся в зоне особого внимания. Так, в республике в настоящее время действуют и активно работают спортивные федерации по спортивному туризму и альпинизму, экстремальным видам спорта и путешествиям, альпинизму и скалолазанию, спортивному ориентированию. С 2002 года сфера туризма в республике по всем основным показателям имеет положительную динамику, в частности увеличивается количество детских оздоровительных учреждений [16].

Индустрия туризма представляет собой систему, являющуюся совокупностью взаимосвязанных элементов - предприятий, выпускающих товары и услуги, без которых не может существовать современный туризм.

К ним относятся:

- транспортные предприятия;

- предприятия питания;

- предприятия размещения;

- туристские, экскурсионные бюро и компании;

- учебные заведения туристского профиля;

- информационные и рекламные службы;

- предприятия по производству сувениров;

- предприятия по производству предметов туристского снаряжения и инвентаря;

- научно-исследовательские организации туристского профиля.

Гармоничное развитие всех указанных отраслей является необходимым условием успешного развития индустрии туризма в регионе [21].

Все вышеизложенное дает основание рассматривать совокупность предприятий, относящихся к раз-

личным секторам экономики, но работающих совместно в производстве конечного продукта, как Прибайкальский Спортивно-Туристический Кластер (ПСТК). Цель создания туристического кластера - повысить конкурентоспособность территории на туристическом рынке за счет синергетического эффекта, в том числе:

• повышения эффективности работы предприятий и организаций, входящих в кластер;

• стимулирования инноваций;

• стимулирования развития новых направлений.

Создание туристического (или туристско-

рекреационного) кластера фактически определяет позиционирование территории и влияет на формирование имиджа региона.

При этом принципиально важно, чтобы предприятия Иркутской области и Республики Бурятия находились не в жесткой конкуренции, а совместно работали над предоставлением участникам рынка высококачественного конечного продукта. И, с нашей точки зрения, в этом плане целесообразна разработка совместной межрегиональной программы формирования ПСТК.

Первоначально кластерный подход был применен к промышленному производству, его основоположники

- А. Маршалл и Б.С. Ястремский. Популяризатором идеи отраслевых кластеров для повышения региональной конкурентоспособности стал профессор Гарвардской школы бизнеса Майкл Портер.

Объективные предпосылки для возникновения кластера были сведены М. Портером в знаменитый «ромб конкуренции». Помимо традиционных факторов

- конкурентной среды, условий спроса и наличия поддерживающих производств - на конкретной территории должны быть созданы (а не унаследованы!) такие специализированные факторы, как квалифицированные кадры, инфраструктура и капитал. Создание этих специализированных факторов требует длительных и

устойчивых инвестиций, что как раз и должно определяться в рамках межрегиональной целевой программы формирования Прибайкальского СТК.

По М. Портеру, кластеры вырастают только там, где все необходимые факторы, ресурсы и компетенции сосредотачиваются, достигают определенного масштаба, некоторого критического порога и приобретают ключевую роль в определенной экономической сфере с решающим и устойчивым конкурентным преимуществом над другими регионами за счет более высокой производительности, развития инноваций и новых видов бизнеса.

Учитывая большое количество различных видов деятельности в рамках единого рынка предоставления туристических услуг, отрасль туризма может быть организована по сетевому (либо кластерному) принципу (рис. 2) [3].

Сегодня на всех уровнях власти пришло понимание того, что туристическая отрасль в Прибайкалье имеет огромный потенциал. К сожалению, пока доля отрасли в структуре региона невелика (в ВРП Иркутской области и Республики Бурятия - порядка 1%; табл. 4), но в перспективе Прибайкалье может стать одним из мировых центров современного туризма.

Основными факторами, сдерживающими развитие туризма в Байкальском регионе, являются:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• низкий уровень развития туристской и транспортной инфраструктуры (недостаточность, а в ряде муниципальных образований и отсутствие благоустроенных средств размещения туристов и объектов досуга);

• неудовлетворительное состояние заповедных и природоохранных зон, используемых для рекреации, а также туристских объектов показа;

• короткий летний сезон, благоприятный для отдыха (2-3 месяца в году), с одной стороны, и весьма

Таблица 4

Структура ВРП Иркутской области и Республики Бу урятия в 2009 г.

Структура ВРП Иркутской области, % Республики Бурятия, %

Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство 7,7 7

Рыболовство и рыбоводство 0 0,1

Добыча полезных ископаемых 5,1 7,2

Обрабатывающие производства 15,8 11,7

Производство и распределение эл. энергии, газа и воды 6,6 3,6

Строительство 5,8 4,7

Оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования 12 12

Гостиницы и рестораны 0,7 1,6

Транспорт и связь 21,4 23,2

Финансовая деятельность 0,1 0

Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг 6,5 4,6

Государственное управление обеспечением военной безопасности; обязательное социальное страхование 7,6 10,9

Образование 4,5 6

Здравоохранение и предоставление социальных услуг 5,1 5,8

Туризм 1 1

Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг 0,1 0,6

СПОРТИВНО-ТУРИСТИЧЕСКИЙ КЛАСТЕР

1

- ^ а

- >..

I 3

г а

а с-

-е- 2

э = Р |

с. г

а = = =

11 11 II

3 -

« 2

; О -

2 <и Е

гз =

I 5 -

Р о |

о И

с. —

X и а>

л т —

ь 1 - X

ц к

•е- и а о £ о

о С. о о

о о о с

а е-

= о

3 с.

5 =

а ?

3 I

0 ^

1 -

ю = —

- V

>> =

5 г =

Э 5 в

$ Д и

3 = §

^ ■ ^

У Р

а П

А О С

Рис. 2. Структура спортивно-туристического кластера

ограниченный перечень возможностей организации комфортного зимнего отдыха, - с другой;

• дефицит высококвалифицированных кадров в сфере туристского обслуживания, недостаточно развитая, а в ряде муниципальных образований отсутствующая транспортная и инженерная инфраструктура (дороги, сети энерго- и водоснабжения, очистные сооружения, причалы, пристани, берегоукрепление и т.д.), что является препятствием для привлечения частных инвестиций в туристскую сферу, высокие транспортные тарифы (авиаперевозки, железнодорожное сообщение) [17, 18].

Туризм с его способностью оказывать мультипликативное влияние на экономику может не только самостоятельно развиваться, но и генерировать такое развитие в смежных секторах экономики (транспорт, предприятия общественного питания, объекты культурно-исторического показа, спортивные объекты, сектор товаров народного потребления, сектор декоративной и сувенирной продукции и др.).

За 2009 г. оборот общественного питания в Иркутской области составил 7,4 млрд руб. Выше (табл. 1) было отмечено, что объем поступлений от туризма за 2009 г. составляет 7786,5 тыс. руб. Если принять, что 30% этих средств приходится на питание, то получим вполне соизмеримые (порядка 2336 тыс. руб.) показатели в сравнении с оборотом общественного питания. Объем инвестиций за 2009 год составил 24 млн рублей, дополнительно было создано 216 рабочих мест. Очевидно, что увеличение числа туристов неминуемо повлечет развитие отрасли и, как следствие, увеличение поступлений в бюджеты Прибайкалья [19, 20].

Еще один из сегментов туристской отрасли - производство и реализация сувенирной продукции. Посещая Прибайкалье, туристы рассчитывают потратить деньги на дополнительные услуги и товары, которые туристский центр должен им предоставить, чтобы получить максимальную прибыль. Покупки сувениров составляют важный элемент туристского путешествия, так как трата денег входит в перечень удовольствий, которые турист желает получить и получает при грамотном обслуживании. В противном случае турист уезжает с чувством неудовлетворения, а регион остаётся с упущенной выгодой.

Кроме экономического значения, сувенирная отрасль также имеет и социальное значение для регио-

на, поскольку производство и продажа сувениров обеспечивают занятость местного населения. Благодаря повышенному спросу на оригинальную сувенирную продукцию, передающую национальный колорит, возрождаются традиционные народные художественные промыслы; таким образом, оказывается благоприятное влияние и на культуру региона.

В настоящее время основной проблемой отрасли является бессистемность производства и сбыта и зачастую отсутствие оригинальности у массового производителя, приводящее к низкому уровню спроса [21, 22, 23].

В декабре 2006 г. по результатам конкурса Минэкономразвития России приняло решение о создании особых экономических зон (ОЭЗ) туристско-рекреационного типа на территории Иркутской области и Республики Бурятия. Мировой опыт по созданию ОЭЗ позволяет рассматривать подобные образования в качестве одной из самых эффективных форм регионального развития и сотрудничества государства и бизнеса.

Одним из положительных моментов создания ту-ристско-рекреационных ОЭЗ является снижение доли неорганизованного туризма в регионе (на сегодняшний день она составляет 60%) за счет строительства новых средств размещения, предложения туристических продуктов, повышения уровня сервиса - что, в свою очередь, снизит и во многом исключит нагрузку на уникальные байкальские природные ландшафты.

ОЭЗ туристско-рекреационного типа в Иркутской области создается в пос. Большое Голоустное [2]. На ее территории запланировано строительство девяти отелей на 1500 номеров, из которых четыре отеля категории 3-4, четыре отеля категории 4, один - 5, отель, виллы и апартаменты на 100 номеров. Предполагается, что максимальное однодневное количество туристов составит порядка 3600 человек, число туристов в год составит 79000 человек. Администрацией Иркутской области проводилась работа по включению в состав ОЭЗ новых участков, расположенных на территориях Слюдянского (п. Мангутай) и Ольхонского районов (п. Курма).

ОЭЗ туристско-рекреационного типа в Республике Бурятия создается на территории муниципального образования «Прибайкальский район» [1]. Дополнительным соглашением от 19 октября 2007 г. определены границы территории туристско-рекреационной

ОЭЗ, в состав которой вошли земельные участки «Турка», «Пески», «Гремячинск», «Бухта Безымянная», «Гора Бычья» общей площадью 3283,65 га. Еще 2 участка - «Бухта Полковая» и «Горячинск», находятся в проекте для включения в границы ОЭЗ. Все участки объединены общей концепцией развития и размещения туристических объектов [7].

С нашей точки зрения, указанные решения являются частными, не формирующими стратегического направления развития Прибайкалья. Подчеркнем еще раз: в Байкале сосредоточено 25% мировых запасов пресной воды питьевого качества. Это наш стратегический ресурс, и в ближайшем будущем он может стать самым главным и дорогим ресурсом.

димо привлечение и частного капитала. Вполне эффективной и взаимовыгодной выглядит практика использования частно-государственного партнерства. Политика привлечения частных инвесторов должна строиться на механизмах снижения административных барьеров, применения системы доступного кредитования малого бизнеса (общественное питание, торговая и спортивно-досуговая инфраструктура), предоставления налоговых льгот и государственных гарантий предпринимателям.

По нашему мнению, для успешного формирования и развития спортивно-туристического кластера Прибайкалья (СТКП) необходимо разработать федеральную межрегиональную целевую программу, в рамках

Таблица5

Основные показатели планируемых ОЭЗ туристско-рекреационного типа на Байкале

Показатель Иркутская область Республика Бурятия

Площадь ОЭЗ, кв. км 16,1 701

Объем инвестиций, млрд руб., в т. ч.: 13,3 57,2

- государственных 4,7 9,2

- частных 8,6 48

Объекты базовой инфраструктуры

- количество отелей, шт. 9 54

- количество коттеджей, шт. не определено 800

- единовременная вместимость, тыс. мест 3,6 22,4

Социально-экономический эффект от организации ОЭЗ к 2026 году

- новые рабочие места, тыс. чел. 2,4 15,3

- доля туристического сектора и смежных отраслей в занятости, % 4,1 4,2

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- вклад туристического сектора и смежных отраслей в ВРП, % 3,5 4,1

Налоговые поступления от туристического сектора и смежных отраслей к 2026 г., млрд руб. 3,9 7,2

Таким образом, в стратегическом плане вся акватория озера Байкал должна быть объявлена ОЭЗ с формированием, с одной стороны, жестких требований к хозяйственному освоению территории, с другой - для соблюдения этих жестких требований должны быть разработаны особые принципы налогообложения хозяйствующих субъектов, стимулирующих привлечение инвестиций.

Создание Прибайкальского спортивно-туристического кластера даст дополнительный импульс к развитию отраслей, входящих в состав индустрии туризма, и позволит значительно повысить конкурентоспособность региона в целом. Однако очевидно, что решение проблем, связанных с его формированием, предполагает значительный объем финансовых вложений из бюджетов всех уровней (федерального, областного, муниципальных). Финансирование ряда проектов государству придется взять на себя (кадровая политика, создание и ремонт транспортной инфраструктуры). Механизмы такой поддержки могут быть разными: это и рассмотренное выше создание туристско-рекреационных зон, и специальные федеральные целевые программы развития туризма на Байкале.

Однако помимо государственных дотаций необхо-

которой поставить и обеспечить решение ряда проблем:

а) определить географические и административные границы кластера;

б) определить организационно-правовой статус субъектов экономического пространства кластера; разработать и реализовать алгоритм упрощенной регистрации юридических лиц; сформировать систему налоговых преференций для вновь создаваемых предприятий,

в) разработать целевую подпрограмму развития инфраструктуры кластера: энергетика, подготовка квалифицированных кадров, транспорт и т.д.;

г) разработать и реализовать систему экологического мониторинга побережья всей акватории Байкала, в рамках которой решить проблему утилизации бытовых отходов;

д) разработать подпрограмму природного экоту-ризма для расширения туристического сезона на весь год.

Очевидно, что данный перечень далеко не исчерпывает всех проблем формирования кластера, но, по крайней мере, намечает вектор развития, который, естественно, будет расширяться по мере постановки и решения текущих и стратегических задач.

1. О создании на территории муниципального образования «Прибайкальский район» Республики Бурятия особой экономической зоны туристско-рекреационного типа: постановление Правительства Российской Федерации №68 от 3 февраля 2007 г.

2. О создании на территории Иркутского районного муниципального образования Иркутской области особой экономической зоны туристско-рекреационного типа: постановление Правительства Российской Федерации №72 от 3 февраля 2007 г.

3. Семенов М.А., Козьмин А.П. Кластеры Иркутской области: проблемы и перспективы развития. Иркутск, 2007.

4. Туризм и отдых в Приангарье: статистический сб. ИР-КУТСКСТАТ, 2010.

5. http://www.baikaltravel.ru/tourism/

6. http://www.irkobl.ru/economy/tourism

7. http://www.geol.irk.ru/baikal/rep_2007/pdf/baikal2007_p1 -4-

8.pdf

8. http://www.baikaltravel.ru/agency/Stat/

9. http://www.sbat.info/text/Programme.doc

10. http://www.uutravel.ru/files/program.htm

11. http://www.avtodispetcher.ru/distance/

12. http://www.gks.ru/free_doc/new_site/population/urov/urov_1

ский список

1sub.htm

13. http://irkutsk.superjob.ru/vacancy/?id=11Э6Э412

14. http://www.irkobl.ru/economy/tourism/tourism_info/#tab-31b64bf45bae72ca78b2e15c0918c598-link

15. http://www.discoverbaikal.ru/node/304

16. http://www.infobaikal.ru/public/buryatia-baikal/about/13616.php

17. http://www.vsp.ru/economic/2010/07/29/503437

18. http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat/rosstatsite/main /account/#

19. http://admirkutsk.ru/?rubr=711

20. http://www.fimip.ru/shared/projects/1224/PRS001224_1 .pdf

21. http://www.saukow.ru/publ/suvenirnaja_produkcija_v_turizm e_regionalnyj_aspekt_1_ponjatie_klassifikacija_i_znachenie_su venira/1-1-0-12

22. http://www.newbur.ru/news/documents/2832

23. http://pressa.irk.ru/sm/2008/20/008001 .html

24. http://www.statinfo.biz/HTML/M105F1408A2828L1 .aspx

25. http://www.marketcenter.ru/content/file.asp?r=%7BFCA1 DE 2D-6B64-4A6C-BBF5-BD95F551 D624%7D

26. http://ru.wikipedia.org/wiki/%C8%F0%EA%F3%F2%F1 %EA _(%E0%FD%F0%EE%EF%EE%F0%F2)

27. http://www.irkobl.ru/sites/gkh/working/transport/water_trans/

УДК 339.187.62

ОПЕРАЦИОННЫЙ ЛИЗИНГ АВТОТРАНСПОРТА В РОССИИ КАК ИННОВАЦИОННЫЙ СПОСОБ ОБНОВЛЕНИЯ ОСНОВНЫХ ФОНДОВ

А.С.Нечаев1, В.Ю.Конюхов2

Национальный исследовательский Иркутский государственный технический университет, 664074, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.

Подробно представлена такая форма финансирования, как операционный лизинг. Раскрыта суть данной формы финансирования, приведено сравнение с альтернативными формами кредитования. Табл. 1. Библиогр. 3 назв.

Ключевые слова: обновление основных фондов; операционный лизинг; налоговые методы стимулирования.

OPERATIONAL LEASING OF MOTOR TRANSPORT IN RUSSIA AS AN INNOVATIVE METHOD FOR THE FIXED

ASSETS RENEWAL

A.S. Nechaev, V. Yu Konyukhov

National Research Irkutsk State Technical University, 83, Lermontov St., Ikutsk, 664074.

The article gives a thorough consideration to the operating lease as a form of financing. The essence of this form of financing is revealed, a comparison with alternative forms of credit is provided. 1 table. 3 sources.

Key words: renewal of fixed assets; operating lease; tax incentives.

В данной статье остановимся на существующих преимуществах операционного лизинга

автотранспорта в России. Для начала представим в таблице основные различия между операционным и самым распространенным в России финансовым лизингом.

Основным преимуществом лизинговой сделки по операционному лизингу автотранспорта в России яв-

ляется существенная экономия по налогу на прибыль: лизинговые платежи в полном объеме относятся на себестоимость, что значительно уменьшает налоговую базу по налогу на прибыль (ст. 28 Федерального закона «О финансовой аренде (лизинге)», №164-ФЗ от 29.10.1998 г.).

Уплачиваемый лизингополучателем в составе лизинговых платежей НДС принимается к зачету при

1Нечаев Андрей Сергеевич, доктор экономических наук, профессор кафедры управления промышленными предприятиями, тел.: (39520) 405095.

Nechaev Andrei, Doctor of Economics, Professor of the Department of Management of Industrial Enterprises, tel.: (39 520) 405095.

2Конюхов Владимир Юрьевич, кандидат технических наук, профессор кафедры управления промышленными предприятиями, тел.: (39520) 405095.

Konyukhov Vladimir, Candidate of technical sciences, Professor of the Department of Management of Industrial Enterprises, tel.: (39 520) 405095.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.