ОСОБЕННОСТИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ТУРИЗМА В ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
Специальность: Экономика и управление народным хозяйством Направление: Региональная экономика
Авторы: А.О. БОРИСОВА, аспирант Байкальского государственного
университета экономики и права
Влияние международного туризма на мировой рынок на сегодняшний день достигло огромных масштабов. В условиях глобализации этот феномен оказывает все большее влияние на экономики отдельных стран и регионов. Для России в целом и Иркутской области в частности международный туризм является одним из наиболее перспективных направлений экономического развития. В статье дается характеристика современного уровня развития въездного и выездного туризма в регионе, проводится анализ динамики въездных и выездных туристических потоков, оценивается уровень вовлеченности региона в развитие международного туризма в стране, выделяются особенности и наиболее перспективные направления развития международного туризма в Иркутской области. Также приводятся наиболее значимые проблемы в данной области и мероприятия, способствующие их решению.
At the present time the influence of international tourism in the world market has reached enormous scales. In the context of globalization this phenomenon exerts an increasing influence on the economies of individual countries and regions. For Russia in general and for the Irkutsk region in particular international tourism is one of the most promising direction of economic development. The article describes the current level of inbound and outbound tourism in the region, analyzes the dynamics of inbound and outbound tourist flows, estimates the level of region's involvement in the international tourism development of the country, distinguishes features and the most promising directions of international tourism development in the Irkutsk region. Also the most significant problems in this area and activities, contributing the solutions are presented.
Ключевые слова: международный туризм, въездной туризм, выездной туризм, рынок туристических услуг, динамика туристических потоков, проблемы развития въездного туризма, международный туризм в Иркутской области, международное сотрудничество, сезонность туризма, культурно-познавательный туризм, туристская инфраструктура.
Keywords: international tourism, inbound tourism, outbound tourism, tourism market, tourist flows, the problems of inbound tourism development, international tourism in the Irkutsk region, international cooperation, the seasonality of tourism, cultural tourism, tourist infrastructure.
Международный туризм играет огромную роль в современной мировой экономике. Это подтверждается как мнениями экспертов в данной области, так и многочисленными статистическими данными. В мировом совокупном экспорте доля туристических услуг составляет 6% [2]. На туризм приходится примерно 1\4 мирового рынка услуг - 24% мирового импорта и 25% мирового экспорта [1]. По объему это сравнимо лишь с транспортными услугами, неразрывно связанными с международным туризмом. Оставшаяся треть мирового рынка услуг разделена огромным количеством прочих видов услуг. Таким образом, международный туризм, фактически, является одним из двух наиболее востребованных видов услуг на международном рынке.
Кроме того, международный туризм обеспечивает порядка 9% мирового ВВП и 1/11 рабочих мест во всем мире [2], что подтверждает его значимость в социально-экономическом развитии стран-участниц мирового туристического рынка и отдельных их регионов.
Россия, как крупнейшая страна в мире, обладает огромным туристическим потенциалом. При соответствующем уровне развития инфраструктуры, по оценкам экспертов, она способна принимать в год порядка 40 млн иностранных туристов [10, с. 160]. Однако по состоянию на 2014 г. фактический показатель въезда иностранных граждан на территорию РФ с туристическими целями составил чуть меньше 2,6 млн чел. Еще примерно 6,3 млн чел. въехали со служебными целями, что можно рассматривать как показатель делового туризма - итого 8,9 млн. иностранных туристов в год [12]. Как видим, показатель меньше потенциально возможного почти в 4 раза.
При анализе развития международного туризма в России необходимо учитывать, что перспективы различных регионов могут весьма отличаться. В стране имеются очень привлекательные с точки зрения туризма местности, уже получившие в той или иной степени международное признание (например, г. Сочи). Есть территории, где развитие туризма маловероятно (северные районы). Некоторые регионы, представляющие большой интерес для туристов, не могут получить большой турпоток в связи с их географической недоступностью (например, Камчатка). Поэтому изучение международного туризма в стране должно базироваться на учете региональных особенностей. Государственная политика по развитию туризма также должна строиться на принципах, учитывающих данный аспект. Необходимо обращать
внимание, в первую очередь, на те регионы, в которых развитие туризма наиболее перспективно и рентабельно.
Так, одними из самых привлекательных мест в России с точки зрения туризма являются озеро Байкал, внесенный в список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО, и прилежащие к нему территории. Кроме того, в Иркутской области располагаются 78 памятников природы (4 из них -федеральные, 30 - областных, 44 - местных), 13 заказников регионального значения, порядка 1500 объектов экскурсионно-познавательного значения, Байкало-Ленский и Витимский заповедники, Прибайкальский национальный парк [13, с. 49]. Все это свидетельствует о наличии значительного туристско-рекреационного потенциала в Иркутской области, который необходимо использовать и развивать.
Современный уровень развития международного туризма в регионе можно охарактеризовать, используя данные о численности прибывших в Иркутскую область иностранных туристов. Для сравнения также будут рассмотрены данные по прибывшим российским туристам, характеризующие развитие внутреннего туризма на территории региона (рис. 1).
1400
1200
1000
800
600
400
200
0
2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014
■ Количество иностранных туристов
■ Количество российских туристов
Рисунок 1 - Динамика туристской посещаемости Иркутской области
в 2008-2014 гг., тыс. чел. [3]
Как видим, динамика посещаемости на протяжении практически всех рассматриваемых лет положительная как для иностранных, так и для российских туристов. Спад был заметен лишь в кризисном 2009 г. - для иностранного турпотока он оказался гораздо более значительным и составил 30% (в сравнении с 1% для внутреннего турпотока). Позиции
предкризисного 2008 г. были достигнуты и превышены в 2010 г. во внутреннем туризме и в 2011 г. - в международном въездном. С 2011 по 2013 гг. рост количества иностранных туристов был плавным (в 2012 г. -на 7%, в 2013 г. - на 5%), а в 2014 г. произошло резкое увеличение показателя на 85%. Интересно отметить, что такая картина не характерна для посещаемости Иркутской области российскими туристами - здесь с 2013 по 2014 г. число приезжих возросло лишь на 5%. Региональное Агентство по туризму Рост показателей связывает с проводимой им работой по формированию положительного имиджа Иркутской области и озера Байкал как всесезонной туристской дестинации в рамках российских и международных туристических мероприятий [3]. Можно было бы предположить, что резкий скачок в количестве прибывших иностранных туристов в 2014 г. также обусловлен снижением курса рубля, однако данные по России не подтверждают этот факт - в 2014 г. общее число прибывших иностранных граждан возросло лишь на 5%, а количество граждан, прибывших с целью туризма, даже снизилось [12]. Эксперты говорят о том, что прирост иностранных туристов в Иркутскую область обеспечен азиатским рынком, и в первую очередь - Китаем, откуда в 2014 г. прибыло более 21 тыс. человек (в 2 раза больше, чем в предыдущем году) [5]. Следует отметить, что данному событию предшествовала комплексная системная работа агентства по туризму Иркутской области по активизации проектов с КНР, Южной Кореей и Монголией. Работа в данном направлении продолжается и сейчас. Так, 25 ноября 2014 г. прошло первое заседание российско-китайско-монгольского Координационного совета по вопросам туризма, где были рассмотрены перспективы разработки новых трансграничных маршрутов, вопросы по организации обмена детскими туристическими группами, запуск поездов для туристов до Иркутска и Улан-Удэ. Также обсуждались стандарты качества предлагаемых туристских услуг, требования, предъявляемые к гидам-переводчикам, проблемы развития молодежного и культурнопознавательного видов туризма в Китае, Монголии и Иркутской области, а также визовые вопросы и вопросы прохождения таможенного контроля [4]. Кроме того, 2014-2015 гг. объявлены годами взаимных визитов России и Южной Кореи, которым предшествовало двустороннее соглашение о введении безвизового режима между странами. В последнее время на ежегодной международной выставке "Байкалтур", проходящей в Иркутске, вниманию гостей активно предлагаются медицинские туры в Южную Корею. В рамках этой же выставки в марте 2015 г. прошла презентация консолидированной экспозиции туристических компаний Монголии и ряд других мероприятий, направленных на развитие международного туризма в Иркутской области [6]. В целом, по заявлению руководителя агентства по туризму Иркутской области, Азия является стратегически важным направлением для развития международного туризма в этом регионе [4].
Перспективность азиатского направления подтверждается статистикой въездного туризма в 2014 г. Прогнозы на 2015 год также носят оптимистический характер - предполагается, что турпоток в Иркутскую область как среди россиян, так и среди иностранцев вновь вырастет. Однако высказываются опасения, что инфраструктура области может не выдержать большой нагрузки. Очевидно, что для перспективного в туристическом плане региона подобная ситуация крайне нежелательна.
Одновременно с ростом китайского турпотока количество европейцев в Иркутской области снизилось, что предположительно связано с негативным влиянием санкций на отношение иностранных гостей из Европы к России [5]. В целом же список стран, для которых Иркутская область представляет наибольшую привлекательность с точки зрения туризма, с 2013 по 2014 г. остался практически неизменным. В него, помимо КНР, входят такие страны, как Монголия, Г ермания, Южная Корея, Франция, США, Япония, Великобритания и страны СНГ. Следует отметить, что Китай, Г ермания и США занимают лидирующие позиции по количеству прибытий не только в Иркутскую область, но и в Россию в целом [12].
Для получения комплексной картины развития международного туризма необходим анализ не только въездного, но и выездного турпотока. Сравнительная динамика выездного и въездного туризма в Иркутской области представлена на рисунке 2.
160
140
120
100
80
60
40
20
0
20
08
20
09
20
10
20
11
20
12
20
13
Международный въездной турпоток
Международный выездной турпоток
58,5
75
45
55
49,5
70,8
75,8
79,2
74
113
120
150
■ Международный въездной турпоток
■ Международный выездной турпоток
Рисунок 2 - Динамика международного въездного и выездного турпотока в Иркутской области, 2008-2013 гг., тыс. чел. [3, 7, 8, 9]
Как видим, выездной турпоток на протяжении всего рассматриваемого периода значительно превышает въездной. Причем за последние годы разница только усилилась за счет резкого роста выездного туризма и более плавного роста въездного. Так в 2008 году разница составляла 16,5 тыс. чел., в 2009 г. - 10 тыс. чел., в 2010 г. - 24,5 тыс. чел., в 2011 г. - 42,2 тыс. чел., 2012 г. - 44,2 тыс. чел., 2013 г. - 70,8 тыс. чел. Официальная статистика выездного туризма за 2014 г. отсутствует, однако есть большая вероятность, что ситуация изменилась в пользу въездного туризма: во-первых, въездной турпоток иностранных граждан возрос практически до уровня выездного в 2013 г., во-вторых, согласно данным директора Сибирской Байкальской Ассоциации туризма, за 2014 год рынок международного выездного туризма Иркутской области сократился в 2 раза в результате валютных колебаний. Сейчас, когда ситуация с рублем стабилизируется, выездной туризм также постепенно восстанавливается. Однако стоимость путевок заметно возросла, и кроме того, некоторые туристические фирмы на фоне нестабильной экономической ситуации провели оптимизацию чартерных рейсов, которые, в результате, перестали отправляться из Иркутска [11]. Это создало дополнительные препятствия и расходы для желающих отправиться за границу и, соответственно, негативно сказалось на выездном туризме Иркутской области.
Несмотря на все вышесказанное, необходимо опираться, прежде всего, на официальную статистику, согласно которой выездной туризм на протяжении 6 лет превышал въездной, причем в 2013 г. эта разница составила 89%. Такой дисбаланс отрицательно сказывается на экономике региона и страны в целом, так как въездной туризм является причиной притока иностранной валюты, а выездной - причиной ее оттока. Однако следует сказать, что ситуация по Иркутской области более благоприятная, чем по стране, где количество россиян, выезжающих за границу с целью туризма, больше количества иностранцев, посещающих Россию, почти в 7 раз [12].
Еще один положительный для области факт - несмотря на доминирующее положение выездного туризма, вклад Иркутской области в развитие международного въездного туризма России достаточно велик. Это может быть отражено посредством такого показателя, как доля региона в международном туризме страны (рис. 3).
6
Доля Иркутской области в выездном туризме
Доля Иркутской области во въездном туризме
- -Средняя доля для субъекта
РФ (исходя из количества субъектов)
Рисунок 3 - Динамика удельного веса Иркутской области в развитии международного туризма России в 2008-2013 гг., % [3, 12].
Показатели представлены в сравнении со средней долей одного субъекта РФ в международном туризме России (1,2%), рассчитанной исходя из количества субъектов. Динамика участия Иркутской области в выездном туризме достаточно стабильна - на протяжении всех рассматриваемых лет она держится в диапазоне 0,4-0,5%, что ниже среднего показателя более чем в 2 раза. В то же время доля Иркутской области в выездном туризме всегда была выше среднего. Минимум показателя отмечен в кризисном 2009 г. (2,6%), максимум - в 2013 г. (5,6%). В целом же тенденция с 2009 года направлена на повышение. Таким образом, доля участия Иркутской области в выездном туризме по последним данным превышает средний показатель по стране в 14 раз.
Тем не менее, развитию въездного туризма в регионе мешает ряд проблем. Профессор Байкальского государственного университета экономики и права Федотов Д.Ю. отнес к ним короткий летний туристический сезон, недостаток высококвалифицированного обслуживающего персонала, износ материальной базы, а также нехватку средств размещения современного уровня и объектов зрелищноразвлекательной индустрии отдыха [13, с. 51 ]. Работа в данных направлениях ведется, что отражено в отчетах агентства по туризму Иркутской области последних лет. В частности, сглаживание сезонных колебаний осуществляется посредством развития межсезонного туризма, создания туристического "Событийного календаря", проведения различных мероприятий по популяризации зимних туров. Поддерживаются и признаются перспективными менее чувствительные к сезонности виды туризма: культурно-познавательный, военно-
исторический, этнический, религиозный, гастрономический, паломнический и др. В целях содействия кадровому обеспечению проводятся такие мероприятия, как региональный конкурс профессионального мастерства линейного персонала предприятий гостиничной сферы, Российско-Китайский форум по подготовке кадров для индустрии туризма, обучающий семинар для представителей туристских организаций и муниципальных образований, а также ряд других мероприятий. Несколько хуже ситуация обстоит с созданием развлекательных объектов и модернизацией гостиничного фонда. Туристические объекты, которым уделяется внимание, носят, в основном, культурно-познавательный характер. Если же говорить о средствах размещения, то здесь следует отметить, во-первых, факт их сокращения к 2014 г. по сравнению с 2013 г. [3], а во-вторых то, что в большинстве своем гостиничная инфраструктура в Иркутской области представлена небольшими отелями и гостиницами. Крупными участниками рынка являются УК «Гранд Байкал» и Ассоциация «Байкальская виза» [14]. Именно эти компании способны обеспечить высокое качество обслуживания туристов. Эталонами качества можно также назвать отели таких известных брендов, как Sayen или Courtyard by Marriott. Большинство же гостиниц ориентировано на более бюджетный туристский сектор с меньшими требованиями к уровню сервиса. Повышение качества обслуживания всех средств размещения возможно путем создания эффективной системы контроля качества, однако степень необходимости и рентабельности подобных решений нуждается в дополнительном исследовании.
В заключении можно сказать следующее: несмотря на фактическое превышение выездного турпотока над въездным в 2013 г., в настоящее время рынок выездного туризма в Иркутской области достаточно сильно сократился ввиду нестабильной экономической обстановки, продолжительных валютных колебаний и соответствующих изменений политики туроператоров. Однако ситуация стала достаточно благоприятной для развития международного въездного туризма -увеличение турпотока из близкорасположенного Китая, укрепление отношений с Монголией и Южной Кореей, снижение курса рубля в совокупности с активной работой агентства по туризму Иркутской области должны способствовать дальнейшему росту количества иностранных туристов и повышению туристической привлекательности региона. В то же время необходимо активно развивать туристскую инфраструктуру и предпринимать усилия по объединению частных инициатив в более крупные проекты, создавать единый комплексный туристский продукт, способный конкурировать на международной арене. При условии заинтересованности в развитии международного туризма как со стороны федеральный и региональных властей, так и со стороны частного бизнеса,
Иркутская область способна стать популярнейшим местом отдыха для
иностранных туристов и обеспечить значительные валютные поступления
в бюджет страны.
Список литературы
1. Data center // United Conference on Trade and Development [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://unctadstat.unctad.org (дата обращения: 14.04.2015).
2. Tourism - an economic and social phenomenon // World Tourism
Organization [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //www2. unwto. org/content/why-tourism (дата обращения:
14.04.2015).
3. Агентство по туризму Иркутской области // Иркутская область: официальный портал [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://irkobl.ru/sites/tour/ (дата обращения: 14.04.2015).
4. В два раза больше китайцев приехало в Иркутскую область в 2014
году // IrkutskMedia [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://irkutskmedia.ru/news/oblast/09.12.2014/407141/v-dva-raza-bolshe-kitavtsev-priehalo-v-irkutskuvu-oblast-v-2014-godu.html (дата
обращения: 14.04.2015).
5. Головина Е. Китайцы спешат на Байкал // Коммерсантъ (Иркутск). -2015. - № 28.
6. Новости: Байкалтур // СибЭкспоЦентр [Электронный ресурс]. -
Режим доступа:
http://baikaltur.sibexpo.ru/ru/main/vistavki/2988/baikaltur/news (дата обращения: 14.04.2015).
7. Отчет о работе агентства по туризму Иркутской области за 2011 г. // Агентство по туризму Иркутской области [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://irkobl.ru/sites/tour/about/report/2011.php (дата обращения: 14.04.2015).
8. Отчет о работе агентства по туризму Иркутской области за 2012 г. // Агентство по туризму Иркутской области [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://irkobl.ru/sites/tour/about/report/2012.php (дата обращения: 14.04.2015).
9. Отчет о работе агентства по туризму Иркутской области за 2013 г. // Агентство по туризму Иркутской области [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://irkobl.ru/sites/tour/about/report/2013.php (дата обращения: 14.04.2015).
10. Ребышева Л.В., Васильченко Е.В. Въездной деловой туризм: перспективы развития в России // Вузовская наука: теоретикометодологические проблемы подготовки специалистов в области экономики, менеджмента и права. - 2013. - №11. - С. 160-163.
11. Рынок выездного туризма в Приангарье ужался на 50% из-за колебаний курса рубля // ИА «Байкалпост» [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://news.ircity.ru/367 (дата обращения: 14.04.2015).
12. Федеральное агентство по туризму: официальный сайт /
Министерство культуры РФ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.russiatourism.ru (дата обращения: 14.04.2015).
13. Федотов Д.Ю. Проблемы развития туризма в Иркутской области // Модернизация экономики региона. - 2011. - №3 (77). - С. 48-53.
14. Яковлева Ю. Н. Особенности байкальского гостеприимства // Современный отель. - 2010. - № 8.