Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО ИНФОРМАЦИОННОГО ПРОСТРАНСТВА: ПРАВОВОЙ АСПЕКТ'

ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО ИНФОРМАЦИОННОГО ПРОСТРАНСТВА: ПРАВОВОЙ АСПЕКТ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
44
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / INFORMATION SOCIETY / ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО / INFORMATION SPACE / ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРАВО / INFORMATION LAW / РЕГИОНАЛЬНАЯ ИНФОРМАТИЗАЦИЯ / REGIONAL INFORMATIZATION

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Магдилов М.М., Магдилова Л.В.

В статье уточняется понятие «информационное пространство», исследуются основные положения и нормативная база формирования и развития информационного пространства России и регионов. Определяются направления совершенствования правовых основ развития информационного пространства Республики Дагестан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problems of development of the regional information space: legal aspect

The article clarifies the notion of «information space», the main provisions and normative base of the formation and development of information space of Russia and its regions. The directions of improvement of the legal basis of the development of the information space of the Republic of Dagestan are defined.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО ИНФОРМАЦИОННОГО ПРОСТРАНСТВА: ПРАВОВОЙ АСПЕКТ»

УДК 34:002

М.М. Магдилов, Л.В. Магдилова

Проблемы развития регионального информационного пространства:

правовой аспект

Дагестанский государственный университет; madmag@mail.ru, maglar@mail.ru

В статье уточняется понятие «информационное пространство», исследуются основные положения и нормативная база формирования и развития информационного пространства России и регионов. Определяются направления совершенствования правовых основ развития информационного пространства Республики Дагестан.

Ключевые слова: информационное общество, информационное пространство, информационное право, региональная информатизация.

Развитые страны мира идут по пути формирования информационного общества, важнейшим шагом на пути построения которого является развитие глобального информационного пространства. Учитывая территориальные особенности Российской Федерации, невысокую плотность населения в отдельных регионах, большие расстояния между населенными пунктами и неразвитость транспортной инфраструктуры, единое информационное пространство становится одной из главных составляющих равномерного развития регионов, наряду с единым правовым пространством России [1, с. 17]. В то же время открытость информационных ресурсов, развитая информационная инфраструктура служат необходимой предпосылкой обеспечения интеграции единого информационного пространства России с европейским и мировым информационными пространствами.

Прежде всего требуется уточнение понятия «информационное пространство». В «Глоссарий.ру» информационное пространство определяется как совокупность банков и баз данных, технологий их сопровождения и использования, информационных телекоммуникационных систем, функционирующих на основе общих принципов и обеспечивающих информационное взаимодействие организаций и граждан и удовлетворение их информационных потребностей [2]. Использование данного определения в правовой науке не охватывает все аспекты сущности данного явления. Во-первых, если информационное пространство составляют ресурсы и базы данных, то можно предположить, что сутью информационных отношений будут являться отношения между ними (ресурсами и базами данных), при этом формирование и использование информации различными субъектами не учитываются. Во-вторых, не оценивается роль субъектов информационной политики. Отсюда информационное пространство - это не просто механическая сумма ресурсов и средств их обработки, а еще и определенная конфигурация отношений различных общественных субъектов к данным ресурсам и средствам.

Данный подход закреплен в Концепции формирования и развития единого информационного пространства России и соответствующих государственных информационных ресурсов. В ней под единым информационным пространством понимается совокупность баз и банков данных, технологий их ведения и использования, информационно-телекоммуникационных систем и сетей, функционирующих на основе единых принципов и по общим правилам, обеспечивающим информационное взаимодействие организаций и граждан, а также удовлетворение их информационных потребностей.

В своей работе В.Н. Лопатин уточняет рассматриваемое понятие: «Под единым информационным пространством страны предлагается понимать совокупность информационных ресурсов и информационной инфраструктуры, позволяющую на основе единых принципов и по общим правилам обеспечивать безопасное информационное взаимодействие государства, организаций и граждан при их равнодоступности к открытым информационным ресурсам, а также максимально полное удовлетворение их информационных потребностей на всей территории государства при сохранении баланса

интересов на вхождение в мировое информационное пространство и обеспечение национального информационного суверенитета» [3].

Формирование и развитие единого информационного пространства России и соответствующих государственных информационных ресурсов - проблема межотраслевая и межрегиональная. Она требует решения сложных организационных, технико-технологических, а также правовых вопросов, значительных материальных и финансовых затрат. Формирование и развитие единого информационного пространства России предусматривает в первую очередь обеспечение оперативного доступа к имеющимся информационным ресурсам и проведение работ по их включению в единое информационное пространство. Вновь формируемые информационные ресурсы, включаемые в единое информационное пространство, должны быть на законном основании доступны органам управления государственной власти, хозяйствующим субъектам и гражданам.

В этой связи выделяют три области выстраивания инфраструктуры информационного пространства: область единого информационного пространства России; область информационного взаимодействия России с государствами - участниками СНГ, ОДКБ, ЕврАзЭС и другими государствами, наиболее активными в плане обеспечения экономических, социальных интересов на основе договорных отношений; область информационного пространства, которая в наибольшей степени важна для реализации конкретных проблем в экономическом, политическом, культурном взаимодействии в международном содружестве и влиянии России на перспективы развития продуктивного сотрудничества стран [4, с. 377].

В 90-х годах прошлого столетия было разработано несколько концептуальных документов, составляющих правовую основу формирования и развития единого информационного пространства России. Их можно разделить на три блока:

1. Концепция правовой информатизации, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 28 июня 1993 г. № 966 «О Концепции правовой информатизации России»; Президентская программа «Правовая информатизация органов государственной власти Российской Федерации», утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 4 августа 1995 г. № 808 «О президентских программах по правовой информатизации».

2. Концепция формирования и развития единого информационного пространства России и соответствующих государственных информационных ресурсов, одобренная решением Президента Российской Федерации от 23 ноября 1995 № Пр-1694.

3. Концепция государственной информационной политики, одобренная на заседании Комитета Государственной Думы по информационной политике и связи 15 октября 1998 г.

По ряду позиций они совпадают в основных подходах к формированию единого информационного пространства страны, однако имеют ряд недостатков и противоречий. В целях совершенствования правовой основы формирования и развития единого информационного пространства были разработаны: Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации, утвержденная Президентом Российской Федерации В. Путиным 7 февраля 2008 г., № Пр-212, Концепция формирования в Российской Федерации электронного правительства до 2010 года, утвержденная Распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2008 г. № 632-р.

Стратегия определяет основные направления развития информационного общества в России, среди которых немаловажное значение придается формированию единого информационного пространства, в т. ч. для решения задач обеспечения национальной безопасности.

В принятой Стратегии поставлены весьма высокие целевые показатели: доля государственных услуг, которые население сможет получить с использованием информационных и телекоммуникационных технологий к 2015 году, в общем объеме государственных услуг в Российской Федерации должно достигать 100 %, а доля электронного документооборота между органами государственной власти в общем объеме документооборота - 70 %.

Рассмотренные концептуальные положения нашли свое развитие в федеральном информационном законодательстве, являющемся основой законодательства в области формирования и развития информационного пространства субъектов РФ. Базовые положения закреплены в следующих федеральных законах: «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27 июля 2006 г. № 149; «О персональных данных» от 27 июля 2006 г. № 152; «Об электронной подписи» от 6 апреля 2011 г. № 10.

Особый интерес представляют федеральные законы, регулирующие вопросы предоставления государственных услуг в электронной форме: «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» от 22 декабря 2008 г. № 262; «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» от 9 февраля 2009 г. № 8; «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» от 27 июля 2010 г. № 210.

Среди основных федеральных программ, разработанных в целях практической реализации задач развития информационного общества и создания электронного правительства в России, можно назвать Федеральную целевую программу «Электронная Россия 2002-2010» [5], Государственную программу «Информационное общество (2011-2020 гг.)» [6].

Рассматривая региональный аспект правовых основ информационного пространства Республики Дагестан, прежде всего необходимо остановиться на информационно-правовых нормах Конституции РД. В ней основным информационным правам и свободам посвящена ст. 28 (по аналогии со ст. 29 Конституции РФ). Так, ч. 1 ст. 28 гарантирует каждому свободу мысли и слова. Основной объем прав на информацию содержится в ч. 2 ст. 28 Конституции РД: «Каждый имеет право на свободный поиск, получение, передачу, производство и распространение информации любым законным способом».

Информационные права и свободы, касающиеся неприкосновенности частной жизни, личной и семейной тайны, чести и доброго имени, тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, содержатся в ст. 25 Конституции РД. В ст. 39 провозглашается право на достоверную информацию о состоянии окружающей среды.

На основе информационно-правовых норм международного законодательства, Конституций РФ и РД, федерального законодательства в области построения информационного общества, и в частности его основы - информационного пространства, в Республике Дагестан создается правовая база, на основе которой решаются практические вопросы создания регионального информационного пространства как сегмента единого информационного пространства России. Без создания и развития нормативно-правовой базы региональная информатизация в лучшем случае осуществляется недостаточно эффективно, а в худшем - сводится к узкотехнологическому процессу приобретения соответствующего оборудования и оснащения его программным обеспечением.

Неодинакова степень готовности российских регионов к информационному обществу. Необходимо отметить, что проведенное Институтом развития информационного общества исследование показало, что существует разрыв между регионами в области готовности к информационному обществу (рис. 1), доли пользователей сети Интернет и использовании информационно-коммуникационных технологий в органах государственной власти и местного самоуправления. Характерным является присутствие в аутсайдерах субъектов СКФО, а в лидерах - Москвы, Санкт-Петербурга, ресурсообеспе-ченных регионов, например Ханты-Мансийского округа «Югра».

Рис. 1. Индекс готовности Москвы, Санкт-Петербурга и субъектов СКФО к информационному

обществу (2010-2011 гг.)

В сфере формирования и развития информационного пространства в Республике Дагестан исполнительным органом власти является Министерство связи и телекоммуникаций, являющееся преемником Управления Правительства Республики Дагестан по информационным технологиям с конца 2012 года, среди основных задач которого наибольший интерес представляют: обеспечение качественно нового уровня государственного управления за счет внедрения и широкого использования современных информационно-коммуникационных технологий, создания и развития единого информационного пространства Республики Дагестан; обеспечение перехода органов исполнительной власти Республики Дагестан, органов местного самоуправления муниципальных образований Республики Дагестан на межведомственное информационное взаимодействие при предоставлении государственных и муниципальных услуг.

Необходимо отметить, что Республика Дагестан сохраняет первое место среди субъектов России, входящих в Северо-Кавказский федеральный округ, по результатам мониторинга реализации проектов «Электронная Россия» в субъектах России, а по выполнению Плана по переводу услуг в электронный вид занимает 23-е место среди 84 субъектов России.

Среди наиболее значимых нормативно-правовых актов, регулирующих процессы формирования и развития единого информационного пространства как основы информационного общества в данном регионе, хотелось бы выделить следующие постановления Правительства Республики Дагестан: «Об утверждении порядка организации деятельности по выпуску, выдаче и обслуживанию универсальных электронных карт в Республике Дагестан» от 22 августа 2011 г. № 283; «Об утверждении регламента ведения официального сайта Правительства Республики Дагестан» от 21 апреля 2011 г. № 120; «Об обеспечении доступа к информации о деятельности органов исполнительной власти Республики Дагестан» от 8 апреля 2011 г. № 100; «О республиканском реестре государственных и муниципальных услуг (функций)» от 30 июня 2010 г. № 234; «О правительственной комиссии Республики Дагестан по внедрению информационных технологий» от 19 июля 2010 г. № 258; «Об информационной системе поддержки ока-

зания органами исполнительной власти Республики Дагестан и органами местного самоуправления государственных услуг с использованием электронных средств коммуникаций по принципу «одного окна» от 20 июля 2009 г. № 242.

Таким образом, в Республике Дагестан формируется региональная правовая база, регулирующая практические вопросы формирования и реализации информационной политики субъекта, предусматривающей развитие информационного пространства как основы построения информационного общества, принимаются нормативно-правовые акты, регламентирующие порядок создания информационных ресурсов и информационной инфраструктуры, перехода органов государственной власти на электронный документооборот, осуществление функций управления в электронном режиме (Электронного Правительства).

В связи с этим актуальными для совершенствования и развития правовых основ информационного пространства представляются следующие направления:

- установление статуса различных видов информационных ресурсов, формируемых и используемых в субъекте РФ;

- установление правовых основ защиты пользователей от ложной и вредной информации;

- подключение баз данных всех организаций независимо от их формы собственности и организационно-правовой формы в информационную систему муниципалитета и субъекта РФ в соответствии с установленными техническими регламентами Минком-связи РФ, а именно набором стандартов и решений, позволяющих информационным системам федеральных и муниципальных ведомств беспрепятственно взаимодействовать между собой;

- подготовка квалифицированных кадров для разработки и совершенствования информационных ресурсов и информационной инфраструктуры, составляющих информационное пространство субъекта РФ.

Литература

1. Азизова В.Т. Роль обеспечения единства правового пространства Российской Федерации как фактор укрепления ее национальной безопасности // Вестник ДГУ. -2013. - Вып. 2.

2. Глоссарий.ру // www.slovari.yandex.ru.

3. Лопатин ВН. Теоретико-правовые проблемы защиты единого информационного пространства и их отражение в системах российского права и законодательства // Материалы круглого стола «Актуальные проблемы информационного права». - М.: ИМПЭ, 2000.

4. Бачило И.Л. Информационное право: учебник. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: «Юрайт». Серия: Магистр, 2013.

5. Постановление Правительства РФ от 28 января 2002 г. № 65 «О федеральной целевой программе «Электронная Россия (2002-2010 гг.)» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2000. - № 5. - Ст. 531.

6. Распоряжение Правительства РФ от 20.10.2010 № 1815-р (ред. от 20.07.2013) «О государственной программе Российской Федерации «Информационное общество (2011-2020 гг.)» // Собрание законодательства РФ. - 2010. - № 46. - Ст. 6026.

Поступила в редакцию 9 января 2014 г.

UDK 34:002

Problems of development of the regional information space: legal aspect

H.H. Magdilov, L. V. Magdilova Dagestan State University; madmag@mail. ru, maglar@mail. ru

The article clarifies the notion of «information space», the main provisions and normative base of the formation and development of information space of Russia and its regions. The directions of improvement of the legal basis of the development of the information space of the Republic of Dagestan are defined.

Keywords: information society, information space, information law, the regional informatization.

Received January 9, 2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.