Научная статья на тему 'Особенности формирования информационно-правового пространства органов государственной власти в Республике Дагестан: правовой аспект'

Особенности формирования информационно-правового пространства органов государственной власти в Республике Дагестан: правовой аспект Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
457
139
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРАВО / ЭЛЕКТРОННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО / РЕСПУБЛИКА ДАГЕСТАН / РЕГИОНАЛЬНОЕ ИНФОРМАЦИОННОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / INFORMATION SPACE / INFORMATION SOCIETY / INFORMATION LAW / ELECTRONIC GOVERNMENT / REPUBLIC OF DAGESTAN / REGIONAL INFORMATION LEGISLATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Магдилова Лариса Владимировна

В статье уточнены понятие и признаки информационно-правового пространства субъекта России, проанализированы программные региональные положения его развития. Исследована готовность органов государственной власти к внедрению ИКТ, а также практика их функционирования. Выработаны некоторые направления развития информационно-правового пространства органов государственной власти Республики Дагестан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Магдилова Лариса Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Specific features of forming the legal information space of public authorities in the Republic of Dagestan: the legal aspect

In this paper, the notion and characteristics of legal information space of the subject of the Russian Federation are defined more exactly and major regional provisions of its development are analysed. The readiness of public authorities for the introduction of ICT as well as the practice of their operation is examined. Some lines of development of the legal information space of public authorities of the Republic of Dagestan are worked out.

Текст научной работы на тему «Особенности формирования информационно-правового пространства органов государственной власти в Республике Дагестан: правовой аспект»

Особенности формирования информационно-правового пространства органов государственной власти в Республике Дагестан: правовой аспект

Аннотация: в статье уточнены понятие и признаки информационно-правового пространства субъекта России, проанализированы программные региональные положения его развития. Исследована готовность органов государственной власти к внедрению ИКТ, а также практика их функционирования. Выработаны некоторые направления развития информационно-правового пространства органов государственной власти Республики Дагестан.

Ключевые слова: информационное пространство, информационное общество, информационное право, электронное правительство, Республика Дагестан, региональное информационное законодательство.

Магдилова

Лариса

Владимировна

кандидат экономических наук, доцент

Информационно-правовое пространство современного государства является основой для эффективного развития информационного общества. Учитывая территориальные особенности Российской Федерации, невысокую плотность населения в отдельных регионах, большие расстояния между населенными пунктами и неразвитость транспортной инфраструктуры, единое информационное пространство становится одной из главных составляющих равномерного развития регионов, наряду с единым правовым пространством России [1, с. 17]. Конституция Республики Дагестан, принятая в 2003 году, является правовой основой для формирования информационно-правового пространства данного субъекта Российской Федерации. В свою очередь, информационным механизмом или основой является подсистема «Федеральный регистр» Министерства Юстиции Республики Дагестан [2, с. 3], которая аккумулирует и систематизирует региональное законодательство, а также Государственная система правовой информации, в частности, Официальный интернет-портал правовой информации. При этом необходимо учитывать интеграцию информационно-правового пространства Дагестана в единое информационно-правовое пространство России и зарубежных стран. В этой связи, информационно-правовое пространство Дагестана можно определить как совокупность всех форм юридической деятельности, основан-

ной на действующем законодательстве, использующей информационно-правовые ресурсы, единые технологии и стандарты функционирования. Другими словами, информационно-правовое пространство субъекта РФ - это совокупность информационных технологий, информационных ресурсов, программно-технических и организационно-правовых средств, позволяющих осуществлять юридическую деятельность на основе федерального и регионального законодательства на базе современных информационно-телекоммуникационных средств связи.

Также необходимо отметить, что основными признаками информационно-правового пространства субъекта РФ являются:

> действие единых информационно-правовых норм;

> распространение суверенитета субъекта РФ в рамках всего информационно-правового пространства;

> непрерывное функционирование на территории субъекта РФ;

> наличие внутренней системы и структуры;

> согласованность и непротиворечивость;

> наличие взаимосвязи с информационно-правовыми нормами федерального и международного уровня;

> ограниченность во времени;

> базирование на деятельности участников информационно-правового взаимодействия.

Информационно-правовое пространство Дагестана, представляющее собой сложный механизм, позволяет осуществлять информационное взаимодействие государственных органов власти и местного самоуправления данного субъекта, физических и юридических лиц, реализовывать функции электронного правительства. Одной из основных проблем формирования и развития этого информационно-правового пространства является создание и использование информационно-правовых ресурсов, регламентирование информационных процессов, связанных с реализацией основных информационных прав и свобод, закрепленных в Конституции России и Дагестана, в органах государственной власти.

В Государственной программе Российской Федерации «Информационное общество (2011-2020 годы)» в целях развития единого информационно-правового пространства в органах государственной власти предусматривается:

> формирование единого пространства юридически значимого электронного взаимодействия;

> создание и развитие государственных межведомственных информационных систем, предназначенных для принятия решений в реальном времени;

> создание и развитие защищенного сегмента сети Интернет и системы межведомственного электронного документооборота.

Правовой основой для реализации обозначенных в программе целей и задач являются следующие федеральные законы: «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27 июля 2006 г. № 149; «О персональных данных» от 27 июля 2006 г. № 152; «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» от 22 декабря 2008 г. № 262; «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» от 9 февраля 2009 г. № 8; «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» от 27 июля 2010 г. № 210; «Об электронной подписи» от 6 апреля 2011 г. № 10; «О Государственной автоматизированной информационной системе «ЭРА-ГЛОНАСС» от 28 декабря 2013 г. № 395.

Необходимо отметить, что проведенное Институтом развития информационного общества исследование [3] показало, что существует разрыв между регионами в области использования информационно-коммуникационных технологий в деятельности органов государственной власти и местного самоуправления (рис. 1).

Рис. 1. Подындекс «ИКТ в органах государственной власти и местного самоуправления»

Подындекс «ИКТ в государственном и муниципальном управлении» строится на основе трех групп показателей:

> доступ органов местного самоуправления и государственной власти субъектов РФ к ИКТ;

> веб-присутствие органов государственной власти и местного самоуправления;

> использование технологий электронного правительства предприятиями региона.

Характерным является присутствие в аутсайдерах субъектов СКФО, а в лидерах Москвы, Санкт-Петербурга и ресурсообеспеченных регионов, например, Ханты-Мансийского округа «Югра».

В Государственной программе «Информационное общество (2011-2020 гг.)» определены особенности организации работ по проектам в интересах субъектов России, которые направлены на устранение цифрового неравенства между регионами на основе проведения трех видов мероприятий: пилотного, типового, инновационного.

В рамках типового мероприятия предусматривается разработка региональных программ информатизации, направленных на развитие информационно-правового пространства регионов, подготовленных в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 июля 2007 г. № 871-р. Значимым результатом в этой области для Республики Дагестан является разработка и утверждение следующих региональных государственных программ: «Развитие электронного правительства Республики Дагестан до 2017 года»1; «Комплексное внедрение и использование спутниковых навигационных технологий ГЛОНАСС в Республике Дагестан на 2012-2014 годы»2; «Снижение административных барьеров, оптимизация и повышение качества предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе на базе

1 О Концепции республиканской целевой программы «Комплексное внедрение и использование технологий ГЛОНАСС в Республике Дагестан на 2012-2014 годы»: Распоряжение Правительства РД от 07.07.2011 №153-р. // Собрание законодательства Республики Дагестан, 15.07.2011, №13, ст. 578.

2 О государственной программе Республики Дагестан «Снижение административных барьеров, оптимизация и повышение качества предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе на базе многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг в Республике Дагестан в 2011-2014 годах»: Постановление Правительства РД от 30.06.2011 г. № 212. // Собрание законодательства Республики Дагестан, 30.06.2011, №12, ст. 485.

многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг в Республике Дагестан в 2011-2014 годах».

Республиканская целевая программа «Развитие электронного правительства Республики Дагестан до 2017 года» рассматривается как основной механизм координации и интеграции приоритетных проектов в сфере информатизации органов исполнительной власти и создания единого информационного пространства Республики Дагестан и призвана стать одним из главных инструментов реализации региональной политики в области формирования и развития электронного правительства Республики Дагестан, а также выполнять координирующие функции по реализации мероприятий в этом направлении.

В результате выполнения программы «Комплексное внедрение и использование спутниковых навигационных технологий ГЛОНАСС в Республике Дагестан на 2012-2014 годы» к настоящему времени создан региональный навигационно-информационный центр, на-вигационно-информационная система мониторинга транспорта для перевозки учащихся (107 единиц транспорта), пассажирских перевозок (2 единицы), транспортных средств скорой и неотложной медицинской помощи (355 единиц транспорта и 54 диспетчерских станции).

> В рамках реализации государственной программы «Снижение административных барьеров, оптимизация и повышение качества предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе на базе многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг в Республике Дагестан в 2011-2014 годах» к настоящему времени создано 13 многофункциональных центров (МФЦ) в следующих муниципальных образованиях: городах Каспийске, Махачкале, Кизилюрте и Дагестанские Огни, в Гумбетовском, Докузпаринском, Кумторкалинском, Кулинском, Левашин-ском, Магарамкентском и Новолакском, Ба-баюртовском и Карабудахкентском районах. В соответствии с расчетами, в Республике Дагестан к 2015 году количество МФЦ должно составить 54 и количество окон в них - 448.

> В Дагестане также созданы и функционируют информационные системы, являющиеся программно-технической основой формирования и развития информационно-правового пространства органов государственной власти. К ним относятся:

> Реестр государственных и муниципальных услуг (функций), внедренный в 2011 году, в котором содержится и актуализируется информация обо всех органах исполнительной власти и органах местного самоуправления Республики Дагестан, всех подведомственных организациях и их услугах. Сотрудниками Министерства связи и телекоммуникаций и Министерства юстиции Республики Дагестан проверяется правильность заполнения обязательных полей в системе, занесение новых пользователей в систему и редактирование органов власти и их услуг, нормативных документов, административных регламентов, а также производится публикация информации в системе. После прохождения всех проверок, информация опубликовывается на Едином портале государственных и муниципальных услуг;

> Информационно-учетная процессная подсистема, внедренная в 2012 году, организующая межведомственное электронное взаимодействие в органах исполнительной власти, не имеющих ведомственных информационных систем, использующаяся для работы с заявлениями, полученными в электронной форме с Единого портала государственных и муниципальных услуг, а также получения необходимой информации и документов по оказанию услуги;

> Портал государственных и муниципальных услуг Республики Дагестан, позволяющий получить информацию и обратиться за услугой в электронном виде;

> Система электронного документооборота в органах государственной власти Республики Дагестан, основанная на системе «Дело», успешно используемая в качестве единой СЭД в 28 регионах РФ;

> Система «Электронный паспорт муниципальных районов и городских округов Республики Дагестан».

Для повышения эффективности взаимодействия между органами государственной власти в оказании государственных и муниципальных услуг, осуществления межведомственного документооборота, развития квалификационных компетенций кадров в области информационных технологий реализуется приоритетный проект Президента РД «Эффективное государственное управление», среди направлений которого в данном исследовании интерес представляют:

> Интранет-портал (1п^апе^«внутренней сети»), объединяющий органы государствен-

ной власти РД (Администрацию Президента и Правительства РД, Народное Собрание РД, органы исполнительной власти РД, органы местного самоуправления), разработчиком которого стало ОАО НПО «Бизнес Автоматика», г. Москва;

> Единое «^еЬ-решение», предусматривающее создание единого информационного пространства для органов государственной власти Республики Дагестан на базе структурированного Интернет-портала;

> «Система электронных паспортов компетенций государственных служащих» и формирование соответствующей правовой базы;

> Республиканский центр обработки данных, на ресурсах которого уже запущены в работу сайт Президента Республики Дагестан, система электронного документооборота, единый портал органов государственной власти, сайт «Общественный надзор» и др.

В направлении совершенствования правовых основ развития информационного общества, в частности, информационно-правового пространства органов государственной власти, в Дагестане в результате совместной работы Министерства связи и телекоммуникаций, Министерства юстиции и Министерства торговли и инвестиций Республики Дагестан разработан «Стандарт открытости органов исполнительной власти Республики Дагестан», а также внесен проект постановления по формированию Правительственной комиссии по защите информации Республики Дагестан.

Таким образом, проведенное исследование показало, что субъекты России различаются по уровню развития информационно-правового пространства органов государственной власти, в том числе Республика Дагестан, которая отстает от центральных и ресурсообеспеченных регионов. Однако в Дагестане проводится определенная работа по преодолению цифрового неравенства, формированию нормативной базы развития информационного общества, практической реализации программных положений.

В Республике Дагестан формируется региональная правовая база, регулирующая практические вопросы формирования и реализации информационной политики субъекта, предусматривающей развитие информационного пространства как основы построения информационного общества, принимаются нормативно-правовые акты, регламентирующие порядок создания информационных ресурсов и информационной инфраструктуры, перехода органов государствен-

ной власти на электронный документооборот, осуществление функций управления в электронном режиме («электронного правительства»).

В связи с этим актуальными для совершенствования и развития информационного-правового пространства органов государственной власти в Республике Дагестан представляются следующие направления:

> регистрация органов государственной власти Республики Дагестан на официальном интернет-портале правовой информации Государственной системы правовой информации, в том числе организация публичных центров правовой информации в сети библиотек и системе «Почта России»;

> совершенствование системы оценки и развития кадрового потенциала, обеспечивающего создание и сопровождение современных информационно-коммуникационных технологий в органах государственной власти, в том числе сотрудничество с ведущими вузами республики, осуществляющими подготовку специалистов в области прикладной информатики по различным профилям (экономика, государственное и муниципальное управление, менеджмент, юриспруденция) на основе заключения договоров о прохождении практики и стажировки;

> мониторинг конкурсов проектов на субсидирование из федерального бюджета развития информационного общества и подача заявок для участия республики в них, со своевременным соблюдением всех необходимых условий;

> разработка и принятие региональной целевой программы по информатизации муниципальных образований на основе «облачных технологий».

Литература

1. Азизова В. Т. Роль обеспечения единства правового пространства Российской Федерации как фактор укрепления ее национальной безопасности. // Вестник ДГУ. 2013. №2.

2. Морозов А. В., Полякова Т. А., Филатова Л. В. Этапы и проблемы формирования единого информационно-правового пространства России. // Информационное право. 2012. №1.

3. Индекс готовности регионов России к информационному обществу 2010-2011. Анализ информационного неравенства субъектов Российской Федерации / Под ред. Т.В. Ершовой, Ю.Е. Хохлова, С.Б. Шапошника. М.: 2012.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.