Особенности формирования информационно-правового пространства органов государственной власти в Республике Дагестан: правовой аспект
Аннотация: в статье уточнены понятие и признаки информационно-правового пространства субъекта России, проанализированы программные региональные положения его развития. Исследована готовность органов государственной власти к внедрению ИКТ, а также практика их функционирования. Выработаны некоторые направления развития информационно-правового пространства органов государственной власти Республики Дагестан.
Ключевые слова: информационное пространство, информационное общество, информационное право, электронное правительство, Республика Дагестан, региональное информационное законодательство.
Магдилова
Лариса
Владимировна
кандидат экономических наук, доцент
Информационно-правовое пространство современного государства является основой для эффективного развития информационного общества. Учитывая территориальные особенности Российской Федерации, невысокую плотность населения в отдельных регионах, большие расстояния между населенными пунктами и неразвитость транспортной инфраструктуры, единое информационное пространство становится одной из главных составляющих равномерного развития регионов, наряду с единым правовым пространством России [1, с. 17]. Конституция Республики Дагестан, принятая в 2003 году, является правовой основой для формирования информационно-правового пространства данного субъекта Российской Федерации. В свою очередь, информационным механизмом или основой является подсистема «Федеральный регистр» Министерства Юстиции Республики Дагестан [2, с. 3], которая аккумулирует и систематизирует региональное законодательство, а также Государственная система правовой информации, в частности, Официальный интернет-портал правовой информации. При этом необходимо учитывать интеграцию информационно-правового пространства Дагестана в единое информационно-правовое пространство России и зарубежных стран. В этой связи, информационно-правовое пространство Дагестана можно определить как совокупность всех форм юридической деятельности, основан-
ной на действующем законодательстве, использующей информационно-правовые ресурсы, единые технологии и стандарты функционирования. Другими словами, информационно-правовое пространство субъекта РФ - это совокупность информационных технологий, информационных ресурсов, программно-технических и организационно-правовых средств, позволяющих осуществлять юридическую деятельность на основе федерального и регионального законодательства на базе современных информационно-телекоммуникационных средств связи.
Также необходимо отметить, что основными признаками информационно-правового пространства субъекта РФ являются:
> действие единых информационно-правовых норм;
> распространение суверенитета субъекта РФ в рамках всего информационно-правового пространства;
> непрерывное функционирование на территории субъекта РФ;
> наличие внутренней системы и структуры;
> согласованность и непротиворечивость;
> наличие взаимосвязи с информационно-правовыми нормами федерального и международного уровня;
> ограниченность во времени;
> базирование на деятельности участников информационно-правового взаимодействия.
Информационно-правовое пространство Дагестана, представляющее собой сложный механизм, позволяет осуществлять информационное взаимодействие государственных органов власти и местного самоуправления данного субъекта, физических и юридических лиц, реализовывать функции электронного правительства. Одной из основных проблем формирования и развития этого информационно-правового пространства является создание и использование информационно-правовых ресурсов, регламентирование информационных процессов, связанных с реализацией основных информационных прав и свобод, закрепленных в Конституции России и Дагестана, в органах государственной власти.
В Государственной программе Российской Федерации «Информационное общество (2011-2020 годы)» в целях развития единого информационно-правового пространства в органах государственной власти предусматривается:
> формирование единого пространства юридически значимого электронного взаимодействия;
> создание и развитие государственных межведомственных информационных систем, предназначенных для принятия решений в реальном времени;
> создание и развитие защищенного сегмента сети Интернет и системы межведомственного электронного документооборота.
Правовой основой для реализации обозначенных в программе целей и задач являются следующие федеральные законы: «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27 июля 2006 г. № 149; «О персональных данных» от 27 июля 2006 г. № 152; «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» от 22 декабря 2008 г. № 262; «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» от 9 февраля 2009 г. № 8; «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» от 27 июля 2010 г. № 210; «Об электронной подписи» от 6 апреля 2011 г. № 10; «О Государственной автоматизированной информационной системе «ЭРА-ГЛОНАСС» от 28 декабря 2013 г. № 395.
Необходимо отметить, что проведенное Институтом развития информационного общества исследование [3] показало, что существует разрыв между регионами в области использования информационно-коммуникационных технологий в деятельности органов государственной власти и местного самоуправления (рис. 1).
Рис. 1. Подындекс «ИКТ в органах государственной власти и местного самоуправления»
Подындекс «ИКТ в государственном и муниципальном управлении» строится на основе трех групп показателей:
> доступ органов местного самоуправления и государственной власти субъектов РФ к ИКТ;
> веб-присутствие органов государственной власти и местного самоуправления;
> использование технологий электронного правительства предприятиями региона.
Характерным является присутствие в аутсайдерах субъектов СКФО, а в лидерах Москвы, Санкт-Петербурга и ресурсообеспеченных регионов, например, Ханты-Мансийского округа «Югра».
В Государственной программе «Информационное общество (2011-2020 гг.)» определены особенности организации работ по проектам в интересах субъектов России, которые направлены на устранение цифрового неравенства между регионами на основе проведения трех видов мероприятий: пилотного, типового, инновационного.
В рамках типового мероприятия предусматривается разработка региональных программ информатизации, направленных на развитие информационно-правового пространства регионов, подготовленных в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 июля 2007 г. № 871-р. Значимым результатом в этой области для Республики Дагестан является разработка и утверждение следующих региональных государственных программ: «Развитие электронного правительства Республики Дагестан до 2017 года»1; «Комплексное внедрение и использование спутниковых навигационных технологий ГЛОНАСС в Республике Дагестан на 2012-2014 годы»2; «Снижение административных барьеров, оптимизация и повышение качества предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе на базе
1 О Концепции республиканской целевой программы «Комплексное внедрение и использование технологий ГЛОНАСС в Республике Дагестан на 2012-2014 годы»: Распоряжение Правительства РД от 07.07.2011 №153-р. // Собрание законодательства Республики Дагестан, 15.07.2011, №13, ст. 578.
2 О государственной программе Республики Дагестан «Снижение административных барьеров, оптимизация и повышение качества предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе на базе многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг в Республике Дагестан в 2011-2014 годах»: Постановление Правительства РД от 30.06.2011 г. № 212. // Собрание законодательства Республики Дагестан, 30.06.2011, №12, ст. 485.
многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг в Республике Дагестан в 2011-2014 годах».
Республиканская целевая программа «Развитие электронного правительства Республики Дагестан до 2017 года» рассматривается как основной механизм координации и интеграции приоритетных проектов в сфере информатизации органов исполнительной власти и создания единого информационного пространства Республики Дагестан и призвана стать одним из главных инструментов реализации региональной политики в области формирования и развития электронного правительства Республики Дагестан, а также выполнять координирующие функции по реализации мероприятий в этом направлении.
В результате выполнения программы «Комплексное внедрение и использование спутниковых навигационных технологий ГЛОНАСС в Республике Дагестан на 2012-2014 годы» к настоящему времени создан региональный навигационно-информационный центр, на-вигационно-информационная система мониторинга транспорта для перевозки учащихся (107 единиц транспорта), пассажирских перевозок (2 единицы), транспортных средств скорой и неотложной медицинской помощи (355 единиц транспорта и 54 диспетчерских станции).
> В рамках реализации государственной программы «Снижение административных барьеров, оптимизация и повышение качества предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе на базе многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг в Республике Дагестан в 2011-2014 годах» к настоящему времени создано 13 многофункциональных центров (МФЦ) в следующих муниципальных образованиях: городах Каспийске, Махачкале, Кизилюрте и Дагестанские Огни, в Гумбетовском, Докузпаринском, Кумторкалинском, Кулинском, Левашин-ском, Магарамкентском и Новолакском, Ба-баюртовском и Карабудахкентском районах. В соответствии с расчетами, в Республике Дагестан к 2015 году количество МФЦ должно составить 54 и количество окон в них - 448.
> В Дагестане также созданы и функционируют информационные системы, являющиеся программно-технической основой формирования и развития информационно-правового пространства органов государственной власти. К ним относятся:
> Реестр государственных и муниципальных услуг (функций), внедренный в 2011 году, в котором содержится и актуализируется информация обо всех органах исполнительной власти и органах местного самоуправления Республики Дагестан, всех подведомственных организациях и их услугах. Сотрудниками Министерства связи и телекоммуникаций и Министерства юстиции Республики Дагестан проверяется правильность заполнения обязательных полей в системе, занесение новых пользователей в систему и редактирование органов власти и их услуг, нормативных документов, административных регламентов, а также производится публикация информации в системе. После прохождения всех проверок, информация опубликовывается на Едином портале государственных и муниципальных услуг;
> Информационно-учетная процессная подсистема, внедренная в 2012 году, организующая межведомственное электронное взаимодействие в органах исполнительной власти, не имеющих ведомственных информационных систем, использующаяся для работы с заявлениями, полученными в электронной форме с Единого портала государственных и муниципальных услуг, а также получения необходимой информации и документов по оказанию услуги;
> Портал государственных и муниципальных услуг Республики Дагестан, позволяющий получить информацию и обратиться за услугой в электронном виде;
> Система электронного документооборота в органах государственной власти Республики Дагестан, основанная на системе «Дело», успешно используемая в качестве единой СЭД в 28 регионах РФ;
> Система «Электронный паспорт муниципальных районов и городских округов Республики Дагестан».
Для повышения эффективности взаимодействия между органами государственной власти в оказании государственных и муниципальных услуг, осуществления межведомственного документооборота, развития квалификационных компетенций кадров в области информационных технологий реализуется приоритетный проект Президента РД «Эффективное государственное управление», среди направлений которого в данном исследовании интерес представляют:
> Интранет-портал (1п^апе^«внутренней сети»), объединяющий органы государствен-
ной власти РД (Администрацию Президента и Правительства РД, Народное Собрание РД, органы исполнительной власти РД, органы местного самоуправления), разработчиком которого стало ОАО НПО «Бизнес Автоматика», г. Москва;
> Единое «^еЬ-решение», предусматривающее создание единого информационного пространства для органов государственной власти Республики Дагестан на базе структурированного Интернет-портала;
> «Система электронных паспортов компетенций государственных служащих» и формирование соответствующей правовой базы;
> Республиканский центр обработки данных, на ресурсах которого уже запущены в работу сайт Президента Республики Дагестан, система электронного документооборота, единый портал органов государственной власти, сайт «Общественный надзор» и др.
В направлении совершенствования правовых основ развития информационного общества, в частности, информационно-правового пространства органов государственной власти, в Дагестане в результате совместной работы Министерства связи и телекоммуникаций, Министерства юстиции и Министерства торговли и инвестиций Республики Дагестан разработан «Стандарт открытости органов исполнительной власти Республики Дагестан», а также внесен проект постановления по формированию Правительственной комиссии по защите информации Республики Дагестан.
Таким образом, проведенное исследование показало, что субъекты России различаются по уровню развития информационно-правового пространства органов государственной власти, в том числе Республика Дагестан, которая отстает от центральных и ресурсообеспеченных регионов. Однако в Дагестане проводится определенная работа по преодолению цифрового неравенства, формированию нормативной базы развития информационного общества, практической реализации программных положений.
В Республике Дагестан формируется региональная правовая база, регулирующая практические вопросы формирования и реализации информационной политики субъекта, предусматривающей развитие информационного пространства как основы построения информационного общества, принимаются нормативно-правовые акты, регламентирующие порядок создания информационных ресурсов и информационной инфраструктуры, перехода органов государствен-
ной власти на электронный документооборот, осуществление функций управления в электронном режиме («электронного правительства»).
В связи с этим актуальными для совершенствования и развития информационного-правового пространства органов государственной власти в Республике Дагестан представляются следующие направления:
> регистрация органов государственной власти Республики Дагестан на официальном интернет-портале правовой информации Государственной системы правовой информации, в том числе организация публичных центров правовой информации в сети библиотек и системе «Почта России»;
> совершенствование системы оценки и развития кадрового потенциала, обеспечивающего создание и сопровождение современных информационно-коммуникационных технологий в органах государственной власти, в том числе сотрудничество с ведущими вузами республики, осуществляющими подготовку специалистов в области прикладной информатики по различным профилям (экономика, государственное и муниципальное управление, менеджмент, юриспруденция) на основе заключения договоров о прохождении практики и стажировки;
> мониторинг конкурсов проектов на субсидирование из федерального бюджета развития информационного общества и подача заявок для участия республики в них, со своевременным соблюдением всех необходимых условий;
> разработка и принятие региональной целевой программы по информатизации муниципальных образований на основе «облачных технологий».
Литература
1. Азизова В. Т. Роль обеспечения единства правового пространства Российской Федерации как фактор укрепления ее национальной безопасности. // Вестник ДГУ. 2013. №2.
2. Морозов А. В., Полякова Т. А., Филатова Л. В. Этапы и проблемы формирования единого информационно-правового пространства России. // Информационное право. 2012. №1.
3. Индекс готовности регионов России к информационному обществу 2010-2011. Анализ информационного неравенства субъектов Российской Федерации / Под ред. Т.В. Ершовой, Ю.Е. Хохлова, С.Б. Шапошника. М.: 2012.