© Носко Б.П.,
к.э.н., доцент, руководитель центра подготовки кадров и научно-методической работы Администрации Ростовской области
ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ПРОВЕДЕНИЮ
АДМИНИСТРАТИВНОЙ РЕФОРМЫ, ФОРМИРОВАНИЮ ЭЛЕКТРОННОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА И РЕГИОНАЛЬНОЙ ИНФОРМАТИЗАЦИИ
Автор статьи обращает внимание на то, что внедрение механизмов управления, ориентированного на результат, позволит повысить эффективность использования ресурсов и ответственность органов власти за результаты работы и достижение целевых показателей. Необходимым представляется разработка и внедрение стандартов государственных услуг, административных регламентов, а также совершенствование имеющихся и создание новых эффективных механизмов досудебного обжалования действий и решений органов исполнительной власти и их должностных лиц.
Ключевые слова: административная реформа, государственное регулирование, субъекты предпринимательства.
В рамках проведения административной реформы и формирования электронного правительства на федеральном уровне приняты соответствующие нормативные правовые документы. В концепции административной реформы в Рос-
сийской Федерации в 2006-2010 гг., одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 октября 2005 г. №1789-р, определены следующие цели проведения административной реформы в Российской Федерации: 1) повышение качества и доступности государственных услуг; 2) ограничение вмешательства государства в экономическую деятельность субъектов предпринимательства, в том числе прекращение избыточного государственного регулирования;
3) повышение эффективности деятельности органов исполнительной власти. Учитывая цели, задачи и широкий уровень компетенции, административную реформу необходимо рассматривать как деятельность органов власти всех уровней, направленную на повышение эффективности их работы, качества предоставляемых гражданам и организациям услуг и формирование благоприятной среды для развития бизнеса.
При этом в законодательстве определено 8 направлений проведения административной реформы в Российской Федерации:
- управление по результатам;
- стандартизация и регламентация;
- предоставление государственных услуг на базе многофункциональных центров;
- предоставление информации о государственных услугах и государственных услуг в электронной форме;
- оптимизация функций органов исполнительной власти и противодействие коррупции;
- повышение эффективности взаимодействия органов исполнительной власти и общества;
- модернизация системы информационного обеспечения органов исполнительной власти;
- обеспечение административной реформы.
Целью управления по результатам является внедрение методов и процедур управления, ориентированного на результат, и проектного управления в органах власти всех уровней.
Внедрение механизмов управления, ориентированного на результат, позволит повысить эффективность использования ресурсов и ответственность органов власти за результаты работы и достижение целевых показателей.
С этой целью необходимо обеспечить:
- создание и внедрение комплексной системы ведомственного и межведомственного планирования и проектного управления по целям и результатам деятельности, конкурентного распределения ресурсов между ведомствами и контроля за достижением результатов их деятельности;
- разработку ключевых измеримых показателей эффективности и результативности деятельности органов исполнительной власти по основным направлениям их деятельности в соответствии со стратегическими целями государства;
- внедрение технологий и процедур целеполагания, обеспечивающих привязку целей к конкретным исполнителям, выработку показателей, позволяющих адекватно оценить степень достижения поставленных целей и действия исполнителей, предпринимаемые для достижения этих целей;
- разработку и внедрение управленческого учета, позволяющего распределять ресурсы по поставленным задачам, а также обеспечивать контроль за достижением результатов и определять персональную ответственность руководителей и должностных лиц за решение указанных задач;
- разработку и внедрение системы внутреннего аудита, позволяющей оценивать эффективность деятельности структурных подразделений и должностных лиц, ответственных за решение поставленных задач, а также проводить оценку эффективности бюджетных расходов;
- внедрение системы регулярной оценки рисков, препятствующих достижению намеченных целей;
- внедрение механизмов управления подведомственными органам исполнительной власти организациями.
Административно-управленческие процессы в федеральных органах исполнительной власти и органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации недостаточно организованы и часто неэффективны. Качество этих процессов может быть существенно улучшено путем их модернизации, опирающейся на разработку и внедрение административных регламентов с использованием возможностей информационно-коммуникационных технологий.
В связи с этим необходимо разработать и внедрить стандарты государственных услуг, административных регламентов, а также совершенствовать имеющиеся и создавать новые эффективные механизмы досудебного обжалования действий и решений органов исполнительной власти и их должностных лиц.
В целях повышения качества предоставления государственных услуг при взаимодействии граждан и организаций с государственными и муниципальными органами власти создаются многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг.
Многофункциональные центры обеспечивают предоставление комплекса государственных услуг федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в режиме «единого окна». При этом взаимодействие, необходимое для оказания государственной услуги (включая необходимые согласования, получение выписок, справок и т. п.), происходит без участия заявителя.
Размещение актуальных, достоверных, легкодоступных и исчерпывающих сведений о порядке предоставления государственных услуг, требованиях, предъявляемых к заявителям и представляемым документам, а также обеспечение актуализации этих сведений являются востребованной задачей для получателей услуг.
Решение этой задачи может быть осуществлено посредством создания системы порталов государственных услуг,
объединяющих в единое информационное пространство данные о государственных услугах, оказываемых федеральными органами исполнительной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Через Интернет-порталы граждане должны иметь возможность получать государственные и муниципальные услуги.
Наличие у органов исполнительной власти значительного числа избыточных функций и неэффективные механизмы их реализации являются серьезным препятствием интенсивному развитию предпринимательства, подрывают доверие бизнеса к государственной власти.
Решение этой проблемы предполагает ограничение вмешательства государства в экономическую деятельность субъектов предпринимательства, в том числе прекращение избыточного государственного регулирования за счет оптимизации функций органов исполнительной власти, и формирование эффективных механизмов противодействия коррупции.
Одной из ключевых проблем функционирования системы исполнительной власти в Российской Федерации является информационная закрытость органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, а также отсутствие обратной связи с гражданами и организациями.
В связи с этим необходимо повышение эффективности взаимодействия органов исполнительной власти и гражданского общества, а также повышение открытости деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.
Не менее важной задачей в рамках проведения административной реформы является создание эффективной системы мониторинга показателей деятельности субъектов бюджетного планирования, развитие нормативно-правовой и методической базы системы информационностатистического обеспечения органов исполнительной власти.
Наконец, достижение целей административной реформы требует формиро-
вания необходимого организационного, информационного, кадрового и ресурсного обеспечения, совершенствования механизмов распространения успешного опыта государственного и муниципального управления.
В концепции формирования в Российской Федерации электронного правительства до 2010 г., одобренной распоряжением Правительства РФ от 06 мая 2008 г. №632-р, в качестве целей названы:
1) повышение качества и доступности предоставляемых организациям и гражданам услуг;
2) повышение открытости информации о деятельности органов государственной власти и расширение возможности доступа к ней;
3) повышение качества административно-управленческих процессов;
4) совершенствование системы информационно-аналитического обеспечения принимаемых решений на всех уровнях государственного управления.
Под электронным правительством понимается новая форма организации деятельности органов государственной власти, обеспечивающая за счет широкого применения информационно-коммуникационных технологий качественно новый уровень оперативности и удобства получения организациями и гражданами государственных услуг и информации о результатах деятельности государственных органов.
Цели, задачи и мероприятия административной реформы совпадают с целями, задачами, основными приоритетами и направлениями формирования электронного правительства в Российской Федерации. Фактически можно говорить о том, что электронное правительство выступает важнейшим инструментом проведения административной реформы. При этом другие инструменты, административные, хотя и продолжают играть определенную роль, все же отходят на второй план. Объяснение этому лежит в специфике самого электронного правительства. Последнее представляет собой особым образом выстроенную систему отношений всех орга-
нов власти между собой, а также с внешней средой (гражданами и организациями), в которой каждому уровню управления (федеральному, региональному и муниципальному) отводится свое строго определенное место. Жесткость и одновременно универсальность данной системы подкреплена следующими фундаментальными элементами:
- система регламентации деятельности органов власти;
- унификация системы взаимодействия с гражданами и организациями через типовые инфраструктурные и информационно-программные решения (многофункциональные центры, порталы услуг, телефонные центры, центры общественного доступа, систему электронных платежей, электронную цифровую подпись);
- оптимизация системы внутриведомственного и межведомственного взаимодействия (электронный документооборот);
- унификация системы поддержки принятия управленческих решений (программные комплексы по поддержке принятия управленческих решений);
- унификация системы контроля (обратная связь, возможность с помощью программных средств осуществлять мониторинг работы органов власти всех уровней).
Электронное правительство включает 3 сферы взаимодействий:
1. Взаимодействие между органами управления: органы управления — органы управления (020). Органы власти всех уровней (федерального, регионального, муниципального) должны улучшить и усовершенствовать свою собственную структуру и технологии деятельности, и только тогда электронное взаимодействие с гражданами и бизнесом будет успешным. Эта сфера взаимодействия включает обмен данными и осуществление электронных контактов между органами власти.
2. Взаимодействие между органами управления и бизнесом: органы управления — бизнес (02В). Бизнес-организациям, тратящим много времени на предос-
тавление отчетности в контролирующие госорганы, электронное правительство позволит перевести в он-лайн следующие операции: выплаты в фонды социального страхования за сотрудников; уплата НДС (декларирование, уведомление о результатах проверки деклараций); регистрация новых компаний; предоставление информации в статистические органы; подача таможенных деклараций и т. п.
3. Взаимодействие между органами управления и гражданами: органы управления — граждане (02С). Основная задача данного направления состоит в том, чтобы облегчить контакт граждан с государственными органами. Необходимо сократить время на осуществление гражданами таких действий, как получение справок, удостоверений, уплата налогов и подача заявлений о льготах, а также упростить эти процессы.
В концепции формирования в Российской Федерации электронного правительства до 2010 г. определены 11 основных приоритетов и направлений формирования электронного правительства:
1. Развитие систем обеспечения удаленного доступа граждан к информации о деятельности государственных органов на основе использования информационно-коммуникационных технологий.
2. Развитие сайтов государственных органов в сети Интернет.
3. Создание инфраструктуры общественного доступа к информации о деятельности государственных органов и к государственным услугам, предоставляемым в электронном виде.
4. Развитие ведомственных центров обработки телефонных обращений организаций и граждан.
5. Создание единой системы информационно-справочной поддержки
взаимодействия граждан с государственными органами.
6. Предоставление государственных услуг на основе многофункциональных центров.
7. Предоставление государственных услуг с использованием сети Интернет.
8. Создание единой инфраструктуры обеспечения юридически значимого электронного взаимодействия.
9. Развитие защищенной межведомственной системы электронного документооборота.
10. Внедрение информационных систем планирования и мониторинга деятельности государственных органов.
11. Формирование необходимой нормативной правовой базы формирования электронного правительства.
Рассмотрим их реализацию на региональном уровне.
Прежде всего, необходимо развивать системы обеспечения удаленного доступа граждан к информации о деятельности государственных органов на основе использования информационнокоммуникационных технологий.
В рамках развития сайтов государственных органов в сети Интернет в каждом субъекте РФ необходимо создать единый портал органов, а также отдельные сайты или отдельные страницы всех органов исполнительной власти. На муниципальном уровне необходимо создать сайты как минимум в каждом городском округе и муниципальном районе, а в идеале — во всех муниципальных образованиях субъекта. В связи с отсутствием на федеральном уровне типовых решений по региональному порталу и сайту муниципального образования данный вопрос должен решаться отдельно на уровне каждого субъекта РФ.
Особое внимание при создании сайтов органов местного самоуправления необходимо уделить вопросам предоставления услуг. Следует учитывать, что лишь часть услуг на территории муниципального управления относится к государственным и муниципальным услугам, а значительная часть относится к негосударственным услугам (услуги парикмахерских, автозаправок, кинотеатров и т. д.). Формирование полноценного сайта муниципального образования с учетом как государственных, так и негосударственных услуг представляется перспективным направле-
нием в рамках реализации концепции электронного муниципалитета.
Создание инфраструктуры общественного доступа к информации о деятельности государственных органов и к электронным государственным услугам предполагает создание на уровне субъекта РФ центров общественного доступа на базе отделений федеральной почтовой связи, региональных и муниципальных библиотек, пунктов коллективного доступа, в органах исполнительной власти регионального и муниципального уровня. Такие центры должны обеспечивать доступ граждан к информации о деятельности органов власти, в том числе в сеть Интернет и ведомственную информационную сеть.
Кроме того, на уровне субъекта должна быть создана система телефонных центров, включающая единый региональный центр телефонного обслуживания и сеть ведомственных телефонных центров. Цель — предоставление информационных услуг гражданам и организациям по актуальным вопросам деятельности органов власти по телефону. Создание единого регионального центра телефонного обслуживания может проводиться двумя способами: 1) создание отдельного государственного учреждения в данной сфере; 2) организация телефонного центра на базе существующих на региональном рынке телефонных компаний. Создание отдельного государственного учреждения, которое бы осуществляло полномочия по предоставлению информационных услуг в телефонном режиме, по экспертным оценкам, может обойтись бюджету в 15-20 млн рублей. Рациональной представляется организация телефонного центра на базе существующих на территории субъекта профессиональных телефонных компаний. Стоимость подобного рода услуг на территории одного субъекта РФ, по оценкам, ежегодно составит от 1 до 3 млн рублей в зависимости от количества предоставляемых информационных услуг и количества абонентов — пользователей данными услугами.
Создание ведомственных телефонных центров предполагает наличие в каждом органе исполнительной власти специалиста (специалистов), ответственного за информационное взаимодействие с гражданами и организациями в телефонном режиме. При этом, по нашему мнению, целесообразно создать единый информационный узел в администрации региона и систему переадресации телефонных вызовов во все органы исполнительной власти.
Важным вопросом является формирование базы знаний по предоставлению услуг телефонными центрами. В качестве такой базы знаний на уровне субъекта может использоваться информация из регионального и муниципальных реестров услуг, а также регионального портала го -сударственных и муниципальных услуг.
Одним из приоритетных направлений формирования электронного правительства является создание реестров и порталов государственных и муниципальных услуг. В настоящее время на федеральном уровне разработано типовое программное решение портала государственных услуг (версия 2.5), который размещен в свободном доступе в сети Интернет (www.gosuslugi.ru). В настоящее время портал предоставляет гражданам и организациям информацию о порядке, сроках, документах, контактной информации ответственных должностных лицах, необходимую для получения государственных и муниципальных услуг. Ведется наполнение портала органами власти всех уровней. Вместе с тем имеется ряд задач, требующих решения:
1. На федеральном уровне — доработка, техническая отладка существующей версии портала версии 2.5; обеспечение координации и синхронизации работы органов власти всех уровней по формированию реестров и порталов государственных и муниципальных услуг; переход от предоставления информационных услуг к предоставлению полноценных государственных и муниципальных услуг в электронном виде.
2. На уровне субъекта РФ — созда-
ние структурных подразделений, ответственных за координацию работы региональных и муниципальных органов власти по предоставлению услуг в электронном виде, формирование и ведение регионального и муниципального реестров и регионального портала государственных и муниципальных услуг; разработка пакета нормативных правовых документов на региональном и муниципальном уровнях; формирование необходимой технической инфраструктуры для работы регионального портала государственных и муниципальных услуг.
Следующим важным направлением формирования электронного правительства является создание многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг (МФЦ). Это направление рассматривается как главный приоритет в рамках проведения административной реформы. Многофункциональные центры — один из ключевых элементов административной системы — не только формируют инфраструктуру, необходимую для качественного предоставления гражданам услуг, но и способствуют интеграции необходимых интеллектуальных и технологических ресурсов для организации эффективного взаимодействия различных институтов власти в интересах граждан. МФЦ исключает или делает минимальным контакт служащего и получателя услуг, является законным антикоррупционным механизмом. МФЦ — это посредник между гражданами и организациями — получателями услуг и множеством органов и организаций, участвующих в предоставлении этих услуг. При этом МФЦ берет на себя функцию по взаимодействию с многочисленными органами и организациями вместо заявителя.
Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. №281-ФЗ определены организационно-правовые формы создания МФЦ — государственные и муниципальные учреждения.
Многофункциональность создаваемых центров заключается в повышении
эффективности оказания широкого спектра услуг по различным направлениям: социальная сфера, земельно-имущественные отношения, коммунальная сфера, экономика и другие.
Все источники финансирования создания МФЦ можно условно разделить на две части — капитальные и текущие. Капитальные — это средства, необходимые непосредственно на создание МФЦ: затраты на ремонт помещений, компьютерную технику, мебель, программное обеспечение, методическое обеспечение, подготовку кадров. Для финансирования этой части расходов могут быть использованы: средства местных бюджетов,
средства регионального бюджета, предусмотренные соответствующими программами проведения административной реформы, а также средства федерального бюджета, которые на конкурсной основе предоставляются субъектам РФ на создание многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг Средства на текущее финансирование работы МФЦ также закладываются в региональные и местные бюджеты на соответствующий финансовый год. В случае, когда МФЦ организован в форме автономного учреждения, могут использоваться также коммерческие источники поступления средств.
Представляет интерес опыт Ростовской области по созданию многофункциональных центров. В настоящее время здесь функционируют 9 МФЦ в городах: Ростов-на-Дону (два МФЦ), Таганрог, Новочеркасск, Шахты (два МФЦ), Азов, Батайск и Сальском районе. Всеми МФЦ обслужено в 2008 г. более 230 тысяч человек. Накоплен опыт создания МФЦ отдельно на территории городского округа и муниципального района. В 2010 г. планируется открыть еще 4 подобных центра. Разработаны типовые проекты создания МФЦ, которые можно адаптировать в различных муниципальных образованиях. Это, во-первых, типовые планировочные решения для вновь возводимых МФЦ и адаптации существующих помещений
под МФЦ. Во-вторых, это программный комплекс для работы МФЦ: работы консультанта, операциониста, менеджера, работника контрольно-аналитической
службы, реализации электронного документооборота с использованием электронно-цифровой подписи, связка с вебсайтом МФЦ и т.д. В-третьих, это программа по расчету стоимости создания МФЦ: стоимости строительства (или реконструкции), материального обеспечения, подготовки кадров, информационного и программного обеспечения и т. д. В-четвертых, это набор средств для информирования населения об МФЦ (видео- и аудиоролики). Разработана концепция информатизации создаваемой сети многофункциональных центров на территории Ростовской области, которая предусматривает возможность получения услуг гражданами и организациями в любой точке на территории области вне зависимости от выбора МФЦ.
Важным направлением формирования электронного правительства является перевод взаимодействия органов государственной власти, органов местного самоуправления с гражданами и организациями в электронную форму. На региональном уровне должен быть сформирован перечень первоочередных (пилотных) услуг для оказания в электронном виде, определены соответствующие органы и организации, участвующие в предоставлении услуг, установлен электронный документооборот между ними, разработаны регламенты электронного взаимодействия, а также сформирована вся необходимая техническая инфраструктура и подготовлена нормативная правовая база.
С этим направлением тесно увязаны вопросы формирования защищенной межведомственной системы электронного документооборота, создания на региональном уровне региональных информационных центров обработки информации и собственных удостоверяющих центров.
Еще одно важное направление формирования электронного правительства — внедрение информационных систем
планирования и мониторинга деятельности органов власти. Совершенствование на основе информационно-коммуникационных технологий системы информационно-аналитического обеспечения государственного и муниципального управления позволит повысить качество принимаемых управленческих решений в деятельности органов власти.
Проведение административной реформы и формирование электронного правительства требуют проведения объемной работы по совершенствованию действующего законодательства и разработке новых нормативных правовых актов, регламентирующих работу органов власти на качественно новой основе.
Особое внимание на региональном уровне должно уделяться вопросам подготовки кадров. Необходимо провести работу по повышению квалификации всех работников органов власти регионального и муниципального уровня по вопросам проведения административной реформы и информатизации. Позитивный опыт в данной сфере накоплен в Ростовской области. В образовательном процессе здесь активно используются технологии дистанционного обучения, разработки и внедрения учебно-методических комплексов дистанционного обучения, при участии ФГОУ ВПО «СевероКавказская академия государственной службы» создан региональный информационно-образовательный Интернет-портал подготовки государственных и муниципальных служащих
(www.eduportal.webstroy.ru), активно используются телекоммуникационные технологии при проведении видеосеминаров с муниципальными служащими.
Департамент по экономическим и социальным вопросам Организации объединенных наций опубликовал новый рейтинг готовности стран к использованию технологий электронного правительства (Global e-Government Survey 2010)1. В нем приведены данные о состоянии
1 http://www.infosovet.ru/news/45-news-infosoc/198-2010-01-27
развития электронного правительства в 192 странах. Российская Федерация находится на 59 месте, что всего лишь на одну позицию лучше, чем в предыдущем рейтинге 2008 г.
Индекс готовности каждой страны к электронному правительству состоит из трех подындексов: индекса развития человеческого потенциала, индекса состояния ИКТ-инфраструктуры и индекса онлайновых государственных услуг (вебприсутствия). По каждому из подындексов за прошедший период также произошли некоторые изменения. Так, по развитию человеческого потенциала Россия опустилась с 27 на 39 место, по состоянию ИКТ-инфраструктуры — с 62 на 63 место, а по предоставлению онлайновых услуг поднялась с 93 на 68 место.
Первая пятерка лидеров рейтинга ООН по-прежнему включает ведущие страны Юго-Восточной Азии, Западной Европы и Северной Америки: Корея, США, Канада, Великобритания, Нидерланды. Из стран СНГ лучше, чем у России, позиции у Казахстана (46 место) и Украины (56 место).
Решением Президента Российской Федерации Медведева Д. А. по итогам заседания Совета при Президенте Российской Федерации по развитию информационного общества в Российской Федерации утвержден план реализации Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации до 2011 г. от 13.02.2010 г. №Пр-357.
Планом предусмотрена реализация Стратегии по 8 основным направлениям:
1. Формирование национальной телекоммуникационной инфраструктуры и обеспечение доступности на ее основе населению на территории страны современных инфокоммуникационных услуг
2. Использование информационнокоммуникационных технологий в образовании и науке, а также подготовка образовательных кадров в сфере информационно-коммуникационных технологий.
3. Использование информационнокоммуникационных технологий в системе
здравоохранения и социальной защиты населения.
4. Использование информационнокоммуникационных технологий для обеспечения безопасности жизнедеятельности населения.
5. Использование информационнокоммуникационных технологий в культуре и системе культурного и гуманитарного просвещения.
6. Формирование в Российской Федерации электронного правительства.
7. Развитие национальной промышленности информационных технологий.
8. Сокращение различий между субъектами Российской Федерации по уровню информационного развития.
Информатизация применительно к конкретному субъекту РФ должна учитывать также региональную специфику. Например, для субъектов с ярко выраженной сельскохозяйственной направленностью в отраслевой специализации актуальным вопросом будет информатизация сельского хозяйства.
Рассмотрим более подробно каждое направление Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации до 2011 г
Основными задачами формирования национальной телекоммуникационной инфраструктуры являются: расширение доступа домохозяйств к сети Интернет, развитие цифрового телевидения, сотовой связи, глобальной навигационной космической системы ГЛОНАСС, повышение компьютерной грамотности населения и др.
В сфере образования необходимо повысить уровень компьютеризации образовательных учреждений, обеспечить доступ к сети Интернет и переход на свободное программное обеспечение, внедрить информационные технологии в систему образования и управление образовательным процессом, обеспечить развитие дистанционных форм обучения, в том числе для детей с ограниченными возможностями, повысить квалификацию педагогических кадров в данной сфере и др.
В научной сфере требуется обеспечить функционирование национальной компьютерной сети науки и высшей школы, создать распределенную систему сбора, хранения, обработки и управления потоками научных и технологических данных для наноиндустрии, построить единую информационную сеть обеспечения распределенных высокопроизводитель-
ных вычислений для научно-образовательных целей, создать единую систему учета результатов НИОКР и др.
В системе здравоохранения необходимо повышать уровень компьютеризации медицинских учреждений, обеспечивать их доступ к сети Интернет, внедрять информационные системы управления деятельностью медицинских учреждений, переходить на ведение в электронном виде медицинских карт, внедрять систему электронной очереди и предварительной записи на прием к врачам, развивать информационно-технологическую инфра-
структуру службы скорой медицинской помощи.
В рамках внедрения информационно-коммуникационных технологий в целях обеспечения безопасности жизнедеятельности населения необходимо развивать системы: информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей, службы пожарной охраны и службы реагирования в чрезвычайных ситуациях, милиции общественной безопасности, органов внутренних дел, ГИБДД, безопасности дорожного движения. Кроме того, предусматривается создание системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб через единый номер «112».
В целях повышения качества предоставления услуг в сфере культуры необходимо обеспечение доступа библиотек к сети Интернет, развитие и обеспечение Интернет-портала «Культура регионов России», создание стереоскопических 3Б коллекций о значимых мероприятиях в сфере культуры, перевод музейных, архивных и библиотечных фондов в элек-
тронный вид, формирование Национальной электронной библиотеки и др.
Электронное правительство также выступает одним из элементов региональной информатизации.
Следующим элементом Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации до 2011 г. является развитие национальной промышленности информационных технологий. В рамках данного направления необходимо создавать благоприятные условия для развития отечественных производителей в сфере информационных технологий, создавать и развивать центры трансфера продукции и услуг в сфере ИКТ, развивать систему грантов на перспективные разработки в сфере ИКТ, обеспечивать защиту интеллектуальной собственности, создавать технопарки в сфере высоких технологий и др.
В целях сокращения различий между субъектами Российской Федерации по уровню информационного развития требуется разработка единой архитектуры электронного правительства на уровне субъекта РФ, подготовка региональных программ и планов по развитию информационного общества на региональном и муниципальном уровнях, создание типовых программно-технических решений, разработка модельных нормативных правовых актов и рекомендаций, разработка системы мониторинга развития информационного общества на региональном и муниципальном уровнях.
В целях развития информационного общества и формирования электронного правительства в каждом субъекте Российской Федерации должен быть разработан соответствующий план на среднесрочный период — 3 года.
План мероприятий по развитию информационного общества и формированию электронного правительства в субъекте Российской Федерации (Региональный план) состоит из следующих документов:
1. Перечень мероприятий по развитию информационного общества и формированию электронного правительства в субъекте Российской Федерации.
2. Паспорта на каждое мероприятие по развитию информационного общества и формированию электронного правительства в субъекте Российской Федерации.
3. Пояснительная записка к Региональному плану.
Региональный план является средством осуществления плана реализации Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации до 2011 г., утвержденного решением заседания Совета при Президенте Российской Федерации по развитию информационного общества в Российской Федерации от 13 февраля 2010 г. №Пр-357, и должен обеспечивать единство приоритетов в области внедрения информационно-коммуникационных технологий на федеральном и региональном уровнях.