Научная статья на тему 'Востребованность и качество государственных и муниципальных услуг в Республики Коми: социологический анализ'

Востребованность и качество государственных и муниципальных услуг в Республики Коми: социологический анализ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
832
118
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ И МУНИЦИПАЛЬНЫЕ УСЛУГИ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / КАЧЕСТВО УПРАВЛЕНИЯ / ИНФОРМАЦИОННАЯ ОТКРЫТОСТЬ / PUBLIC AND MUNICIPAL SERVICES / PUBLIC AND MUNICIPAL MANAGEMENT / MANAGEMENT QUALITY / INFORMATION TRANSPARENCY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Большакова Ю. М.

В статье анализируются региональные технологии предоставления населению государственных и муниципальных услуг, дается оценка обратной связи по эффективному предоставлению государственных и муниципальных услуг. Автор доказывает необходимость повышения информационной открытости органов государственной власти и перехода к управлению социальной сферой на основе жизненных ситуаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Большакова Ю. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Relevance and quality of the public and municipal services in the Republic of Komi: sociological analysis

The article analyzes the regional technologies of the provision of public and municipal services, assesses feedback on the effective provision of the public and municipal services. The author argues the necessity of the transparency advance of public authorities and the transition to the social management on the basis of real-life situations.

Текст научной работы на тему «Востребованность и качество государственных и муниципальных услуг в Республики Коми: социологический анализ»

Востребованность и качество государственных и муниципальных услуг в Республике Коми: социологический анализ

Ю.М. Большакова

Модернизация системы предоставления качественных услуг органами государственного и муниципального управления — комплексная задача, не решаемая разобщенными усилиями отдельных ведомств. Глобальные задачи реформирования системы оказания государственных и муниципальных услуг, поставленные правительством, потребовали организации взаимодействия ведомств на новом уровне. В связи с этим был осуществлен переход на межведомственное взаимодействие. Законом был установлен запрет для государственных служащих требовать от получателей государственных и муниципальных услуг документы, уже имеющиеся в распоряжении органов власти. Что, в свою очередь, потребовало реализации полноценной электронной системы обмена данными между ведомствами, внедрение которой позволило сократить сроки предоставления государственных и муниципальных услуг.

Направление «Повышение эффективности органов власти» предполагает работу по созданию комплекса условий для повышения эффективности их деятельности: создание инструментов, позволяющих обеспечить информационный обмен между органами исполнительной власти всех уровней; реформирование системы общественных советов, что помогает вовлечь представителей общества в обсуждение решений государственной важности; противодействие коррупции, выявление и последующее устранение причин и условий ее проявления. Ключевым в данной системе мероприятий является внедрение показателей эффективности и результативности деятельности органов государственной власти и государственных служащих. В настоящее время осуществляется внедрение особого порядка оплаты труда государственных служащих в зависимости от достижения ими показателей результативности профессиональной служебной деятельности.

Направление «Повышение информационной открытости» в системе мероприятий по совершенствованию государственного управления предполагает создание условий доступности в сети Интернет для всех аудиторий актуальной информации о деятельности государственных органов и порядке предоставления государственных и муниципальных услуг1.

1 Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления».

118

Выпуск 1 2015

Ю.М. Большакова

В 2011 г. создан инструмент контроля данного направления — автоматизированная информационная система мониторинга государственных сайтов, размещенная по адресу gosmonitor.ru. Развитие этой системы позволяет выявлять критичные и неразвитые характеристики функционирования сайтов и стимулировать представителей государственных органов, ответственных за работу официальных сайтов, совершенствовать их. В рамках повышения информационной открытости проводится работа по обеспечению доступа в сети Интернет к открытым данным, содержащимся в информационных системах органов государственной власти Российской Федерации, благодаря чему деятельность государственных органов должна стать понятнее и доступнее для граждан.

Для повышения качества государственных и муниципальных услуг и совершенствования системы их оказания в Минэкономразвития России ежегодно проводится мониторинг качества и доступности государственных и муниципальных услуг, а также исследование степени удовлетворенности граждан качеством деятельности этих структур в части предоставления государственных и муниципальных услуг и осуществления контрольно-надзорных функций.

По мнению автора, прикладное значение системы мониторинга — это информационное обслуживание системы публичного управления в предметных областях деятельности. Мониторинг можно определить как постоянное наблюдение за каким-либо процессом с целью выявления его соответствия желаемому результату или исходному положению. Под мониторингом качества государственных и муниципальных услуг понимается систематическое комплексное исследование и оценка текущей практики их предоставления, направленные на выявление проблем предоставления услуг, повышение качества их предоставления в соответствии с требованиями, установленными в административных регламентах предоставления услуг и иных нормативных правовых актах. Качество услуги — это мера того, насколько уровень предоставляемых услуг соответствует ожиданиям покупателя (потребителя).

Как показывает практика реализации положений мониторинга во исполнение п. 2 «Плана выполнения мероприятий» по достижению показателей, указанных в п. 1 и в пп. «е» пункта 2 Указа Президента РФ от 07.05.2012 № 601, утвержденного заместителем председателя Правительства Российской Федерации В.Ю. Сурковым от 24 сентября 2012 года № 5148 п-П16 (далее — План), Республике Коми в 2015 г. необходимо достичь целевого показателя «доля граждан, имеющих доступ к получению государственных и муниципальных услуг по принципу «одного окна» по месту пребывания, в том числе в многофункциональных центрах предоставления государственных услуг» — не менее 90%2.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2012 года № 1376 Уполномоченным МФЦ субъектов РФ дано право на заключение в установленном порядке соглашений с привлекаемыми организациями на предоставление государственных и муниципальных услуг по принципу «одного окна».

2 Проект распоряжения Правительства Республики Коми «Об утверждении Концепции предоставления государственных и муниципальных услуг в Республике Коми на основе жизненных ситуаций на период 2014-2020 годов» [архив автора].

ПРОБЛЕМНЫЙ АНАЛИЗ И ГОСУДАРСТВЕННО-УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ

119

Научные сообщения

Действующей в настоящее время методикой Министерства экономического развития Российской Федерации по размещению МФЦ (направлена письмом Минэкономразвития РФ № 26531-АБ/Д09л от 01.12.2012 в адрес Правительства Российской Федерации), а также методикой проведения мониторинга значения показателя «доля граждан, имеющих доступ к получению государственных и муниципальных услуг по принципу «одного окна» по месту пребывания, в том числе в МФЦ» (утверждена протоколом заседания Правительственной комиссии по проведению административной реформы от 30 октября 2012 года № 135. Далее — методика мониторинга), установлена необходимость размещения МФЦ в каждом муниципальном районе субъекта Российской Федерации. При этом создание отдельных МФЦ, исходя из соотношения численности населения отдельных муниципальных образований, территориальных особенностей Республики Коми (слаборазвитая транспортная инфраструктура, отсутствие круглогодичного транспортного сообщения с рядом районов), дифференцированной потребности населения в получении государственных и муниципальных услуг, может стать неоправданной мерой в условиях дефицита бюджета.

В связи с этим Комитетом информатизации и связи Республики Коми было направлено письмо от 27.08.2013 № 3674 в адрес Минэкономразвития РФ с предложением о пересмотре пунктов «в» и «г» раздела III указанной выше методики размещения МФЦ, а также раздела 6 методики проведения мониторинга в части предоставления субъектам Российской Федерации (уполномоченным МФЦ субъектов) права на определение необходимости открытия в каждом муниципальном районе субъекта Российской Федерации офиса привлеченной организации или МФЦ. Комитетом информатизации и связи Республики Коми в адрес Минэкономразвития РФ письмом № 1229 от 22.03.2013 были направлены предложения по изменению федерального законодательства в части устранения норм, препятствующих достижению целевого показателя, установленного пп. «б» п. 1 Указа № 601.

В рамках мониторинга качества предоставления государственных и муниципальных услуг по принципу «одного окна» на базе Центра телефонного обслуживания в 2013 году был проведен телефонный опрос жителей Сыктывкара по теме «Востребованность населением получения услуг через Центр телефонного обслуживания и Многофункциональный центр г. Сыктывкара», в ходе которого осуществлялось информирование жителей Сыктывкара о возможности получения услуг в МФЦ.

Проведенный при участии автора телефонный опрос по указанной проблеме выявил следующее — однозначна тенденция улучшения отношения граждан к инновациям и нововведениям в сфере государственных и муниципальных услуг, хотя указанные нововведения пока не получили широкой известности и распространения среди населения Республики Коми и г. Сыктывкара.

Так, о возможности получения государственных (муниципальных) услуг в МФЦ знают 19% респондентов, что-то слышали 25,9% респондентов, а впервые узнали во время опроса — 44,1% (рис. 1).

120

Выпуск 1 2015

Ю.М. Большакова

■ предприниматели □ граждане □ население в целом

Рис. 1. Информированность о возможности получения государственных (муниципальных) услуг в МФЦ

В степени информированности о существовании МФЦ выявлены существенные различия (рис. 1). Уровень информированности предпринимателей о нововведениях существенно выше, чем уровень информированности граждан, обращавшихся за получением государственных (муниципальных) услуг.

Нельзя не отметить, что на информированность населения о существующей возможности получения услуг в МФЦ влияет наличие высшего либо незаконченного высшего образования: если среди респондентов Республики Коми с высшим образованием — 22%, неоконченным высшим образованием — 16% знают о возможностях МФЦ, то в целом по выборке их только 24,5% (рис. 2.).

50%

45%

40%

35%

30%

25%

20%

15%

10%

5%

0%

наличие высшего профессионального образования

44,10%

24,50%

в целом по выборке

■ знаю о возможности получения услуг в МФЦ □ не знаю о такой возможности

Рис. 2. Распределение информированности о возможности получения государственных (муниципальных) услуг в МФЦ в зависимости от образования (Республика Коми, г. Сыктывкар, 2013 г.)

ПРОБЛЕМНЫЙ АНАЛИЗ И ГОСУДАРСТВЕННО-УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ

121

Научные сообщения

Лучше всего осведомлены о возможностях получения государственных (муниципальных) услуг в МФЦ граждане в возрасте от 25 до 29 лет (23% знают о такой возможности) и в возрасте от 40 до 49 лет (20,9%). Менее всего осведомлены граждане старше 60 лет (15,3%), однако в данной возрастной группе и больше всего тех, кто «что-то слышал» об этом (26,5%). Доля респондентов, впервые слышавших о возможностях получения государственных (муниципальных) услуг в МФЦ, преобладает в группах от 50 до 59 лет (57%) и от 18 до 24 лет (51%) (рис. 3.)

Граждане в возрасте от 50 до 59 лет

Граждане в возрасте от 40 до 49 лет

Граждане в возрасте от 25 до 29 лет

Граждане в возрасте от 18 до 24 лет

0% 20% 40% 60% 80% 100%

18,70% 57% 24,30%

20,90% 34,50% 44,60%

23% 44% 33%

18% 51% 31%

■ знаю □ не знаю □ затрудняюсь с ответом

Рис. 3. Распределение информированности о возможности получения государственных (муниципальных) услуг в МФЦ в зависимости от возраста (Республика Коми, г. Сыктывкар, 2013 год)

Больше всего осведомленных о возможностях МФЦ среди предпринимателей (22% знают, 25,7% что-то слышали), а хуже всего осведомлены пенсионеры: 56,7% пенсионеров впервые услышали о такой возможности во время проведения данного телефонного опроса жителей Сыктывкара по теме «Востребованность населением получения услуг через Центр телефонного обслуживания и Многофункциональный центр г. Сыктывкара».

В целях достижения целевого показателя «доля граждан, использующих механизм предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме» в Коми организована работа по расширению перечня способов подачи запроса на предоставление государственных и муниципальных услуг.

Посредством «Личного кабинета» Портала государственных и муниципальных услуг (функций) Республики Коми заявители имеют возможность в целях получения услуги представлять документы в электронном виде, осуществлять мониторинг хода предоставления услуги, получать результат предоставления услуги в электронном виде.

122

Выпуск 1 2015

Ю.М. Большакова

Кроме того, было выяснено, что всего по состоянию на 01.07.2013 переведена в электронный вид и доступна на Портале 71 услуга (169 подуслуг). Услуги в электронном виде оказываются 9 органами исполнительной власти Республики Коми из 28 и 8 органами местного самоуправления в Республике Коми из 20 (муниципальных образований муниципальных районов и городских округов).

За 2013 г. посредством Портала заявителями было подано 731 заявление на услуги, предоставляемые непосредственно через Портал (on-line). Свыше 22 тысяч жителей региона зарегистрировались на Портале, из них более 80% пользователей активировали «Личные кабинеты» для получения услуг. В 2013 г. на Портале зарегистрировано около 123 тысяч посещений жителями Республики Коми для получения информации о государственных, муниципальных услугах, что составляет 14% населения Республики Коми.

В рамках реализации межведомственного взаимодействия в целях предоставления государственных и муниципальных услуг введено в эксплуатацию 10 запросов региональных органов исполнительной власти к федеральным органам исполнительной власти (из необходимых 46 запросов) и 11 запросов, осуществляемых между органами исполнительной власти Республики Коми (из необходимых 43 запросов).

Проведенный автором анализ показал, что в целях достижения целевого показателя «снижение среднего числа обращений представителей бизнес-сообщества в орган государственной власти Российской Федерации (орган местного самоуправления) для получения одной государственной (муниципальной) услуги, связанной со сферой предпринимательской деятельности»3 необходим план мероприятий по оптимизации порядка предоставления государственных и муниципальных услуг для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в рамках которого будет организована работа по достижению количества обращений за государственными и муниципальными услугами в сфере предпринимательской деятельности не более 2 и поддержанию достигнутого показателя.

Вместе с тем следует отметить, что в Республике Коми, согласно отчетам органов исполнительной власти Республики Коми и органов местного самоуправления в Республике Коми, направленным в Комитет информатизации и связи Республики Коми по итогам проведения мониторинга качества предоставления государственных и муниципальных услуг, среднее число обращений представителей бизнес-сообщества в орган исполнительной власти Республики Коми и в орган местного самоуправления в Республике Коми для получения одной государственной, муниципальной услуги, связанной со сферой предпринимательской деятельности, в 2012 г. составляло не более 2 посещений.

Следует отметить, что в Республике Коми государственные и муниципальные услуги оказывают 27 органов исполнительной власти и 20 органов местного самоуправления, включая подведомственные учреждения, из которых у 25 органов исполнительной власти и 14 органов местного самоуправления в утвержденных регламентах показатели ожидания в очереди при подаче документов и получении

3 Материалы Комиссии по повышению качества и доступности предоставления государственных и муниципальных услуг в Республике Коми от 28 июня 2013 года [архив автора].

ПРОБЛЕМНЫЙ АНАЛИЗ И ГОСУДАРСТВЕННО-УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ

123

Научные сообщения

результата предоставления государственной или муниципальной услуги не превышают показатель, установленный на 2013 г. (30 минут).

Информация о необходимости снижения срока ожидания в очереди в соответствии с требованиями подпункта 5 Плана выполнения мероприятий по достижению показателей от 24.09.2012 № 5148 п-П16, указанных в пункте 1 и в подпункте «е» пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления», направлялись в адрес всех органов исполнительной власти (ОИВ) и органов местного самоуправления.

Таким образом, по состоянию на 01.07.2013 в Республике Коми достигнуты следующие показатели:

Таблица 1

Анализ достижения показателей ОИВ Республики Коми

Наименование показателя Целевое значение показателя Значение показателя на 01.07.2013

Уровень удовлетворенности граждан Российской Федерации (далее — граждане) качеством предоставления государственных и муниципальных услуг 2013 год — 70% к 2018 году — не менее 90% 56,1%

Доля граждан, имеющих доступ к получению государственных и муниципальных услуг по принципу «одного окна» по месту пребывания, в том числе в многофункциональных центрах предоставления государственных услуг 2013 год — 20% к 2015 году — не менее 90% 23%

Доля граждан, использующих механизм получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме 2013 год — 30% к 2018 году — не менее 70% 14%

Снижение среднего числа обращений представителей бизнес-сообщества в орган государственной власти Российской Федерации (орган местного самоуправления) для получения одной государственной (муниципальной) услуги, связанной со сферой предпринимательской деятельности, к 2014 году 2013 год — 6 2014 год — 2 2

Сокращение времени ожидания в очереди при обращении заявителя в орган государственной власти Российской Федерации (орган местного самоуправления) для получения государственных (муниципальных) услуг к 2014 году — до 15 минут 2013 год — 30 минут К 2014 году — 15 минут В среднем время обращения составляет не более 30 минут

Так, орган исполнительной власти — «комитет информатизации и связи Республики Коми» — направил в срок до 28.04.2014 на общественное обсуждение проект распоряжения Правительства Республики Коми «Об утверждении Концепции предоставления государственных и муниципальных услуг в Республи-

124

Выпуск 1 2015

Ю.М. Большакова

ке Коми на основе жизненных ситуаций на период 2014-2020 годов», в котором планируется предусмотреть возможность комплексного получения государственных и муниципальных услуг. Вместе с тем доступность обращения за предоставлением многих государственных и муниципальных услуг ограничивают следующие факторы:

- обязательность предварительного получения заявителем иных государственных и муниципальных услуг. Например, для получения государственной услуги по назначению пособия по уходу за ребенком предварительно необходимо получить государственную услугу по регистрации рождения ребенка;

- обязательность предварительного получения заявителем услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных и муниципальных услуг (далее — необходимые и обязательные услуги). Например, для получения муниципальной услуги по выдаче разрешения на строительство заявитель должен получить такую необходимую и обязательную услугу, как экспертиза проектной документации;

- отсутствие у заявителей точной и исчерпывающей информации о наличии у них прав на получение тех или иных государственных и муниципальных услуг. Например, заявитель может не знать о наличии у него права на получение мер социальной поддержки;

- отсутствие у заявителей актуальной и достаточной информации о возможности и условиях получения коммерческих услуг, сопутствующих получению государственных и муниципальных услуг и необходимых для решения задач заявителей в сложившейся у него жизненной ситуации (далее — сопутствующие услуги). Например, у заявителя может не быть информации о существующих типовых проектах перепланировки жилых помещений.

В связи с этим, по мнению автора, необходимо организовать перспективную работу по предоставлению государственных и муниципальных услуг на основе жизненных ситуаций заявителей, которая позволит обеспечить максимальное содействие государства заявителю в удовлетворении его потребностей.

Предоставление услуги на основе жизненной ситуации предусматривает деятельность по организации комплексного оказания заявителю государственных (муниципальных) услуг, соответствующих необходимых и обязательных услуг и сопутствующих коммерческих услуг с целью удовлетворения его потребностей, вызванных соответствующей жизненной ситуацией.

Список используемых источников

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления».

2. Проект распоряжения Правительства Республики Коми «Об утверждении Концепции предоставления государственных и муниципальных услуг в Республике Коми на основе жизненных ситуаций на период 2014-2020 годов» [архив автора].

3. Материалы Комиссии по повышению качества и доступности предоставления государственных и муниципальных услуг в Республике Коми от 28 июня 2013 года [архив автора].

ПРОБЛЕМНЫЙ АНАЛИЗ И ГОСУДАРСТВЕННО-УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ

125

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.