Научная статья на тему 'Нормативно-правовое регулирование информационно-коммуникационных технологий в организации работы органов местного самоуправления (на примере Республики Татарстан)'

Нормативно-правовое регулирование информационно-коммуникационных технологий в организации работы органов местного самоуправления (на примере Республики Татарстан) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1045
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ / СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ / ЭЛЕКТРОННЫЙ ДОКУМЕНТООБОРОТ / ИНТЕГРИРОВАННАЯ СИСТЕМА ТЕЛЕКОММУНИКАЦИЙ / LOCAL GOVERNMENTS / IMPROVEMENT OF INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES / ELECTRONIC DOCUMENT FLOW / THE INTEGRATED SYSTEM OF TELECOMMUNICATIONS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Зарипова Светлана Равилевна, Курникова С.С.

В статье рассмотрены вопросы нормативного правового регулирования информационно-коммуникационных технологий в организации деятельности органов местного самоуправления на примере Республики Татарстан. На основе анализа нормативно-правовой базы процессов информатизации деятельности органов местного самоуправления авторами выделены закономерности нормативно-правового регулирования информационных процессов. Авторами показана необходимость совершенствования информационно-коммуникационных технологий, используемых в деятельности всех органов местного самоуправления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Зарипова Светлана Равилевна, Курникова С.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL REGULATION OF INFORMATION AND COMMUNICATION TEHNOLOGIES IN THE ORGANIZATION OF LOCAL AUTHORITIES (the example of the Republic of Tatarstan)

The questions of legal regulation of information and communication technologies in the organization of local government in the case of the Republic of Tatarstan. Based on the analysis of the legal framework of informatization of local government laws of the authors highlighted regulatory information processes. The author has shown the need to improve information and communication technologies used in the work of local self-governance.

Текст научной работы на тему «Нормативно-правовое регулирование информационно-коммуникационных технологий в организации работы органов местного самоуправления (на примере Республики Татарстан)»

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 342

НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

В ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

(на примере Республики Татарстан)

С.Р. Зарипова, С.С. Курникова

Аннотация. В статье рассмотрены вопросы нормативного правового регулирования информационно -коммуникационных технологий в организации деятельности органов местного самоуправления на примере Республики Татарстан. На основе анализа нормативно-правовой базы процессов информатизации деятельности органов местного самоуправления авторами выделены закономерности нормативно-правового регулирования информационных процессов. Авторами показана необходимость совершенствования информационно -коммуникационных технологий, используемых в деятельности всех органов местного самоуправления.

Ключевые слова: органы местного самоуправления, совершенствование информационно -коммуникационных технологий, электронный документооборот, интегрированная система телекоммуникаций.

LEGAL REGULATION OF INFORMATION AND COMMUNICATION TEHNOLO-

GIES IN THE ORGANIZATION OF LOCAL AUTHORITIES

(the example of the Republic of Tatarstan)

S.R. Zaripova, S.S.Kurnikova

Abstract. The questions of legal regulation of information and communication technologies in the organization of local government in the case of the Republic of Tatarstan. Based on the analysis of the legal framework of informatization of local government laws of the authors highlighted regulatory information processes. The author has shown the need to improve information and communication technologies used in the work of local self-governance.

Keywords: local governments, improvement of information and communication technologies, electronic document flow, the integrated system of telecommunications.

Современное развитие общества характеризуется интенсивной информатизацией всех сфер его жизнедеятельности.

Широкое использование информационно-коммуникационных технологий предполагает адекватное нормативно-правовое регулирование этого сложнейшего социального феномена. Особенно такая необходимость существует в области государственного и муниципального управления. Использование информационно-коммуникационных технологий предоставляет принципиально новые возможности для повышения эффективности работы органов государственного управления и местного самоуправления.

В настоящее время в Республике Татарстан создана определенная нормативно-правовая база для отработки разных моделей внедрения самых современных информационных технологий. Основным ответственным органом по внедрению информационных систем в республике стало

государственное унитарное предприятие «Центр информационных технологий Республики Татарстан». В рамках развития ГГ-инфраструктуры был построен ГГ-парк. Ключевым направлением специализации компаний ГГ-парка является разработка отечественного программного обеспечения, в том числе в сфере «электронного правительства» и «электронных государственных услуг». Среди инновационных разработок татар-станских ГГ-компаний, размещенных в ГГ-парке, можно выделить: систему электронного документооборота; инфомат для предоставления государственных услуг в электронном виде; систему координации работы экстренных служб «ГЛОНАСС+112».

Органами власти Республики ведется большая работа по формированию нормативно-правовой базы развития информационных технологий региона. В частности, приняты следующие нормативные акты:

- Закон Республики Татарстан от 13.11.2007 № 58-ЗРТ «Об информационных системах и информатизации РТ» [1];

- Указ Президента РТ от 29.01.2014 № УП-79 «Об утверждении Порядка организации и проведения опросов населения об эффективности деятельности руководителей органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Республики Татарстан, унитарных предприятий и учреждений, действующих на республиканском и муниципальном уровнях, акционерных обществ, контрольный пакет акций которых находится в собственности Республики Татарстан или в муниципальной собственности, осуществляющих оказание услуг населению городских округов и муниципальных районов Республики Татарстан, с применением информационно-телекоммуникационных сетей и информационных технологий» [2];

- Постановление КМ РТ от 17.12.2013 № 1000 «Об утверждении Государственной программы «Развитие информационных и коммуникационных технологий в Республике Татарстан «Открытый Татарстан» на 2014 - 2020 годы» [3];

- Распоряжение КМ РТ от 28.10.2013 № 2114-р «Об определении государственного унитарного предприятия «Центр информационных технологий Республики Татарстан» техническим оператором единой государственной информационной системы «ГЛОНАСС+112» [4];

- Постановление КМ РТ от 26.10.2005 № 507 «О Центре информационных технологий Республики Татарстан» [5];

- Приказ Мининформсвязи РТ от 02.09.2009 № П-175 «Об утверждении документов, регламентирующих обеспечение информационной безопасности ИТ-инфраструктуры Министерства информатизации и связи Республики Татарстан» [6].

Анализ нормативно-правовой базы процессов информатизации деятельности органов местного самоуправления позволяет выделить следующие закономерности:

Первая закономерность - это особое внимание к созданию телекоммуникационной инфраструктуры на уровне органов государственной власти РТ и значительное отставание этого процесса на уровне местного самоуправления. Развитие местной телекоммуникационной инфраструктуры связаны с проблемой источника финансирования этого процесса, наличием квалификации кадров по обслуживанию аппаратного и программного обеспечения и готовностью му-

ниципальных служащих работать с новыми и новейшими информационными технологиями.

Второй закономерностью нормативно-правового регулирования информационных процессов в деятельности органов местного самоуправления следует признать проблему формирования массива информации о деятельности органов местного самоуправления необходимой и доступной для пользователей по средствам сети Интернет. В сфере доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления более детальному правовому регулированию подвергнуты муниципальные регламенты. Вместе с тем, по мнению авторов, существует проблема взаимосвязи между муниципальными и государственными административными регламентами.

На развитие нормативной правовой базы о доступе к информации о деятельности органов местного самоуправления негативное влияние оказывает федеральное законодательство, которое, по мнению авторов, не содержит четкой классификации и порядка представления информации о деятельности органов местного самоуправления. В большей степени регламентирован доступ к статутной, и отчасти внутренней информации, и значительно меньше регламентирован процесс доступа к функциональной информации которое, по мнению исследователей, является наиболее нужной для пользователей.

Третья закономерность - это проблема нормативно-правового регулирования информативности (ясности, понятности) информации о деятельности органов местного самоуправления для населения муниципальных образований.

Принятые нормативные правовые акты, программы развития и вообще, каждое действие по внедрению информационно-коммуникационных технологий в деятельность того или иного органа власти подразумевает под собой наличие финансирования программ.

В Республике Татарстан большая часть проектов, финансируется самостоятельно без участия федерального центра. Однако, построить в целом по стране информационное общество только силами регионов невозможно. Наоборот, если создавать унифицированную систему информационного обеспечения, обязательно необходима поддержка регионов со стороны федерального центра.

Сегодня, на основе принятых программ, стратегий развития отрасли информационных технологий Правительство РФ утвердило Концепцию региональной информатизации, которая содержит основные цели и направления дея-

тельности по использованию информационно-коммуникационных технологий в субъектах Российской Федерации [7].

Основными трудностями, с которыми приходится сталкиваться при внедрении таких технологий в деятельность органов местного самоуправления, следует назвать такие, как:

- разработка и принятие нормативно-правовых актов, касающихся отдельно взятого региона;

- разработка и принятие локальных нормативных правовых актов подразделений органов местного самоуправления;

- недостаточное финансирование из федерального и регионального бюджетов;

- низкий уровень профессионализма работников и государственных служащих;

- отсутствие единого подхода в использовании информационных ресурсов;

- подключение рабочих мест;

- поддержка программ со стороны ее разработчиков.

Несмотря на указанные сложности, создание условий для эффективного использования информационно-коммуникационных технологий в деятельности органов местного самоуправления следует осуществлять ускоренными темпами. Это позволит сделать власть на местах открытой, доступной для населения, повысить доверие граждан, организовать взаимодействие с органами власти, министерствами и ведомствами, экономить временные и материальные затраты по подготовке и исполнению документов.

Для этого необходимо:

1.Совершенствовать законодательство и системы государственного регулирования в сфере информационно-коммуникационных технологий.

Целью мероприятий этого направления является создание правовых предпосылок для широкого использования информационных технологий во всех сферах общественной жизни, во взаимоотношениях органов государственной власти и местного самоуправления с гражданами и организациями.

Основными задачами, реализуемыми в рамках данного направления, являются создание правовой базы для решения проблем, связанных с производством и распространением документов в электронной цифровой форме, снижением административных барьеров и ограничений, обеспечение равных прав на получение информации из всех общедоступных информационных систем.

2. Обеспечить открытость в деятельности органов местного самоуправления и общедоступность государственных информационных ресурсов, создание условий для эффективного взаимодействия между органами государственной власти и гражданами на основе использования информационно-коммуникационных технологий.

Основными задачами этого направления являются расширение объема информации и перечня информационных услуг, предоставляемых гражданам и иным субъектам органами государственной власти и органами местного самоуправления, формирование механизма общественного контроля их деятельности.

3. Совершенствовать деятельность органов местного самоуправления на основе использования информационно-коммуникационных технологий.

Основной задачей мероприятий данного направления является повышение эффективности работы органов местного самоуправления путем обеспечения использования документооборота, обмена информации с иными государственными учреждениями, реализации отраслевых программ информатизации. Использование информационно-коммуникационных технологий позволит обеспечить реализацию прав граждан на свободное получение открытой информации из информационных систем, а также на использование других услуг, предоставляемых этими системами.

Использование информационно-

коммуникационных технологий в деятельности органов местного самоуправления будет осуществляться по следующим направлениям:

- развитие системы электронного документооборота, локальных информационных сетей, использование стандартов делопроизводства и документооборота;

- развитие систем межведомственного электронного документооборота, обеспечивающих сокращение сроков обработки документов;

- повышение качества принимаемых управленческих решений путем распространения опыта, накопленного в социально-экономической сфере, консультирования и повышения квалификации.

Как один из вариантов совершенствования внедрения информационно-коммуникационных технологий в деятельность органов местного самоуправления можно предложить создание информационного портала на уровне Приволжского федерального округа.

Литература :

1. Закон Республики Татарстан от 13.11.2007 № 58-ЗРТ «Об информационных системах и информатизации РТ»// Ведомости Государственного Совета Татарстана. № 11. 2007. Ст. 1086.

2. Указ Президента РТ от 29.01.2014 № УП-79 «Об утверждении Порядка организации и проведения опросов населения об эффективности деятельности руководителей органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Республики Татарстан, унитарных предприятий и учреждений, действующих на республиканском и муниципальном уровнях, акционерных обществ, контрольный пакет акций которых находится в собственности Республики Татарстан или в муниципальной собственности, осуществляющих оказание услуг населению городских округов и муниципальных районов Республики Татарстан, с применением информационно-телекоммуникационных сетей и информационных технологий»// Сборник постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти. 2014. № 13. Ст. 0359.

3. Постановление КМ РТ от 17.12.2013 № 1000 «Об утверждении Государственной программы «Развитие информационных и коммуникационных технологий в Республике Татарстан «Открытый Татарстан» на 2014 - 2020 годы»// Сборник постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти. 2014. № 3. Ст. 0051.

4. Распоряжение КМ РТ от 28.10.2013 № 2114-р «Об определении государственного унитарного предприятия «Центр информационных технологий Республики Татарстан» техническим оператором единой государственной информационной системы «ГЛОНАСС+112»// Сборник постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти. 2013. № 84. Ст. 2829.

5. Постановление КМ РТ от 26.10.2005 № 507 «О Центре информационных технологий Республики Татарстан» // Сборник постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти. 2005. № 41. Ст. 0897.

6. Приказ Мининформсвязи РТ от 02.09.2009 № П-175 «Об утверждении документов, регламентирующих обеспечение информационной безопасности ИТ-инфраструктуры Министерства информатизации и связи Республики Татарстан» //Документ опубликован не был.

7. Распоряжение Правительства РФ от 29.12.2014 №2769-р «Об утверждении Концепции

региональной информатизации»//

http ://www.pravo.gov. ru.

References:

1. Zakon Respubliki Tatarstan ot 13.11.2007 № 58-ZRT «Ob informacionnyh sistemah i informatizacii RT»// Vedomosti Gosudarstvennogo Soveta Tatarsta-na. № 11. 2007. St. 1086.

2. Ukaz Prezidenta RT ot 29.01.2014 № UP-79 «Ob utverzhdenii Porjadka organizacii i provedenija opro-sov naselenija ob jeffektivnosti dejatel'nosti ruko-voditelej organov mestnogo samoupravlenija gorodskih okrugov i municipal'nyh rajonov Respubliki Tatarstan, unitarnyh predprijatij i uchrezhdenij, dejstvuju-shhih na respublikanskom i municipal'nom urovnjah, akcio-nernyh obshhestv, kontrol'nyj paket akcij kotoryh na-hoditsja v sobstvennosti Respubliki Tatarstan ili v mu-nicipal'noj sobstvennosti, osushhestvljajushhih oka-zanie uslug naseleniju gorodskih okrugov i munici-pal'nyh rajonov Respubliki Tatarstan, s primeneniem informacionno-telekommunikacionnyh setej i informa-cionnyh tehnologij»// Sbornik postanovlenij i raspor-jazhenij Kabineta Ministrov Respubliki Tatarstan i normativnyh aktov respublikanskih organov ispolni-tel'noj vlasti. 2014. № 13. St. 0359.

3. Postanovlenie KM RT ot 17.12.2013 № 1000 «Ob utverzhdenii Gosudarstvennoj programmy «Raz-vitie informacionnyh i kommunikacionnyh tehnologij v Respublike Tatarstan «Otkrytyj Tatarstan» na 2014 -2020 gody»// Sbornik postanovlenij i rasporjazhenij Kabineta Ministrov Respubliki Tatarstan i normativnyh aktov respublikanskih organov ispolnitel'noj vlasti. 2014. № 3. St. 0051.

4. Rasporjazhenie KM RT ot 28.10.2013 № 2114-r «Ob opredelenii gosudarstvennogo unitarnogo predpri-jatija «Centr informacionnyh tehnologij Respubliki Tatarstan» tehnicheskim operatorom edinoj gosudarst-vennoj informacionnoj sistemy «GLONASS+112»// Sbornik postanovlenij i rasporjazhenij Kabineta Ministrov Respubliki Tatarstan i normativnyh aktov res-publikanskih organov ispolnitel'noj vlasti. 2013. № 84. St. 2829.

5. Postanovlenie KM RT ot 26.10.2005 № 507 «O Centre informacionnyh tehnologij Respubliki Tatarstan» // Sbornik postanovlenij i rasporjazhenij Kabineta Ministrov Respubliki Tatarstan i normativnyh aktov respublikanskih organov ispolnitel'noj vlasti. 2005. № 41. St. 0897.

6. Prikaz Mininformsvj azi RT ot 02.09.2009 № P-175 «Ob utverzhdenii dokumentov, reglamentirujush-hih obespechenie informacionnoj bezopasnosti IT-infrastruktury Ministerstva informatizacii i svjazi Respubliki Tatarstan» //Dokument opublikovan ne byl.

7. Rasporjazhenie Pravitel'stva RF ot 29.12.2014 №2769-r «Ob utverzhdenii Koncepcii regional'noj informatizacii»// http://www.pravo.gov.ru.

Сведения об авторах:

Зарипова Светлана Равилевна (г.Йошкар-Ола, Россия), кандидат юридических наук, доцент кафедры частного права и зарубежных стран, Марийский государственный университет, e-mail: zaripovasv@mail.ru

Шаймуллина Регина Аскаровна (г. Казань, Россия), преподаватель кафедры гражданского права и гражданского процесса, ЧОУ ВО «Академия социального образования», e-mail: Shaymullina68@mail.ru

Data about the authors:

Zaripova S.R. (Yoshkar-Ola, Russia), candidate of legal sciences, assistant professor of private law and abroad, Mari State University, e-mail: zaripovasv@mail.ru

Shaymullina R.A. (Kazan, Russia), lecturer of civil law and civil procedure, PEI IN "Academy of Social Education", e-mail: Shaymullina68@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.