Научная статья на тему 'Информационно-коммуникационные технологии в деятельности органов местного самоуправления в Республике Татарстан'

Информационно-коммуникационные технологии в деятельности органов местного самоуправления в Республике Татарстан Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1036
135
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЭЛЕКТРОННЫЙ ДОКУМЕНТООБОРОТ / ИНТЕГРИРОВАННАЯ СИСТЕМА ТЕЛЕКОММУНИКАЦИЙ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Зарипова Светлана Равилевна

В статье проведены исследования опыта внедрения и развития информационно-коммуникационных технологий в деятельность органов местного самоуправления в Республике Татарстан, обеспечивающих информационное взаимодействие между органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Зарипова Светлана Равилевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Информационно-коммуникационные технологии в деятельности органов местного самоуправления в Республике Татарстан»

Гражданское право и процесс

I. G. Garanina

LEGAL EDUCATION AS ONE OF DIRECTIONS OF THE IMPLEMENTATION OF THE HUMAN REPRODUCTIVE RIGHTS

The article highlights the benefits of using the concept of reproductive rights, and how public policy and legislation of the State can be used to promote knowledge about reproductive rights. Also, attention is concentrated on the analysis of some of the barriers which are often encountered in the reporting of reproductive rights at the national level. The article concludes with a brief discussion of the role of human rights in the conduct of successful reform of the legislation in the selected area.

Key words: reproductive rights, the right to reproductive choice, legal education, the promotion of human rights.

GARANINA Inna Gennadievna - Candidate of Legal Sciences, Associate Professor of the department of Private Law of Russia and Foreign Countries of the Mari State University, Yoshkar-Ola.

E-mail: ilneza@mail.ru

УДК 342.25+342.55

ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН

Зарипова Светлана Равилевна,

кандидат юридических наук, доцент кафедры частного права России и зарубежных стран Марийский государственный университет, г. Йошкар-Ола.

E-mail: law@marsu.ru

В статье проведены исследования опыта внедрения и развития информационно-коммуникационных технологий в деятельность органов местного самоуправления в Республике Татарстан, обеспечивающих информационное взаимодействие между органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями.

Ключевые слова: органы местного самоуправления, информационно-коммуникационные технологии, электронный документооборот, интегрированная система телекоммуникаций.

С 2004 года идет развитие Государственной интегрированной системы телекоммуникаций Республики Татарстан (далее ГИСТ РТ). Система позволяет создать инфраструктуру для работы всех органов государственной власти и муниципальных образований республики, а также организаций, осуществляющих информационное взаимодействие с указанными органами.

Сегодня благодаря ГИСТ РТ в едином информационном пространстве республики работают более 34 тысяч организаций: все органы государственной власти и органы местного самоуправления Республики Татарстан, а также образовательные учреждения республики, которые теперь имеют возможность получать доступ к ресурсам сети Интернет через ГИСТ РТ за счет средств бюджета РТ.

Благодаря высокой пропускной способности каналов ГИСТ РТ, в республике активно используется система видеоконференцсвязи в HD-качестве (далее ВКС). Если раньше органы местного самоуправления были вынуждены постоянно ездить на совещания, то с использованием системы ВКС в большинстве слу-

118

чаев такая необходимость отпала. В административных зданиях всех муниципальных районов Республики Татарстан имеются специально оборудованный зал с соответствующим терминалом и экраном для видеосвязи.

Для эффективного решения оперативных вопросов в кабинете Президента РТ, премьер-министра, всех министров и глав муниципальных образований установлены индивидуальные терминалы для персональной видеоконференцсвязи. Например, любой глава муниципального образования одним нажатием кнопки может по видеосвязи высокого разрешения связаться с любым министром или даже Президентом республики. Такой формат работы позволяет оперативно снимать болевые моменты на самом высоком уровне.

На сегодняшний день существует такое понятие, как «внутренний контур Электронного Правительства Республики Татарстан». Это специализированный ресурс пользовательского (т. е. ограниченного) доступа по адресу https://intra.tatar.ru, состоящий из пяти основных разделов:

Марийский юридический вестник • № 1 (12)/2015

Зарипова С. Р.

1) электронный документооборот,

2) интегрированная система организационного управления,

3) информационно-аналитическая система,

4) государственные услуги.

Более подробно раскроем одну из специализированных ресурсов - систему электронного документооборота, которая позволяет повысить оперативность, качество и эффективность управленческих решений муниципального района, а также создать на основе использования современных информационных и телекоммуникационных технологий благоприятную информационную среду для более эффективного взаимодействия администрации муниципального района с населением, хозяйствующими субъектами, общественными организациями на территории республики.

Под электронным документооборотом понимается движение электронных документов с момента их создания или получения до завершения исполнения и отправки адресату или на хранение [5].

История электронного документооборота началась в 2005 году. Изначально руководством республики было поручено изучить состояние дел по данному вопросу. Анализ показал, что в то время на рынке были представлены только системы, которые предлагали лишь учет входящей и исходящей документации, хождения самих документов в электронном не было.

Изначально электронный документооборот был задуман как инструмент для удобства пользователей и лишь после был приведен в соответствие с нормативно-правовыми актами. В этом и кроется секрет удобства и успеха системы электронного документооборота Татарстана: 1) он логичен и удобен, 2) он соответствует всем законам.

На сегодняшний день современный электронный документооборот Республики Татарстан - это уникальная система с мощным инструментарием для эффективной работы всех органов государственной власти и бюджетных организаций. Она обеспечивает централизованное ведение делопроизводства всех министерств, включает систему удаленных рабочих мест руководителей, которая позволяет усовершенствовать процессы делопроизводства в органах власти, ускорить механизмы документооборота за счет сокращения сроков подготовки и согласования документов, а государственным служащим любого уровня рационально использовать свое время и ресурсы. В настоящее время к ней подключены государственные и муниципальные учреждения Татарстана, все министерства, ведомства и органы местного самоуправления муниципальных районов республики.

В целях создания условий для эффективного информационного и документационного взаимодействия органов государственной власти, местного самоуправления Республики Татарстан, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, общественных и иных организаций, создания

Марийский юридический вестник • № 1 (12)/2015

единого информационного пространства Татарстана утверждено Положение о единой межведомственной системе электронного документооборота органов государственной власти Республики Татарстан [4], которым регламентирован порядок обмена электронными документами, защищенными средствами электронной подписи в единой межведомственной системе электронного документооборота органов государственной власти.

Развитие электронного документооборота в Республике Татарстан проводилось Министерством информатизации и связи РТ в течение 2004-2005 годов. В первую очередь, это разработка проекта «Электронный Татарстан 2005-2010 годы», одним из приоритетных мероприятий которого является развитие системы «Электронного Правительства Республики Татарстан» как комплекса организационно-технических мероприятий с использованием информационных технологий, направленных на повышение эффективности внутренней и внешней работы органов государственной власти РТ и оказание ими информационных услуг органам государственной власти (федеральным, республиканским, муниципальным), бизнесу и населению.

В дальнейшем постановлением Кабинета Министров РТ от 17.07.2008 была утверждена Республиканская целевая программа «Развитие и использование информационных и коммуникационных технологий в Республике Татарстан» («Электронный Татарстан» 2008-2010) [6]. Финансирование программы осуществлялось из средств бюджета Республики Татарстан, федерального бюджета, местных бюджетов и внебюджетных источников. Кроме того, Президентом РТ регулярно издавались указы, касающиеся развития в республике информационно-коммуникационных

технологий.

Действующая в Татарстане система электронного документооборота не имеет аналогов по масштабу внедрения. Она позволяет сотрудникам, государственным служащим разного уровня рационально использовать свое время и ресурсы. На сегодняшний день посредством системы электронного документооборота ежедневно работают более 900 организаций, 11 тысяч сотрудников, служащих, включая руководство министерств и ведомств. При осуществлении государственного документооборота в Республике Татарстан приоритет полностью отдан электронной версии оборота документов.

Много сил и средств было потрачено не только на создание самой системы электронного документооборота, но и обучению сотрудников навыкам работы. Например, с целью оптимизации в августе 2012 года на шести площадках с охватом всех муниципальных районов республики прошли зональные семинары-совещания, на которых обсуждались актуальные вопросы по предоставлению услуг органам местного самоуправления, организации межведомственного электронного взаимодействия, работе регионального

119

Гражданское право и процесс

портала государственных, муниципальных социально значимых услуг. Семинары были организованы для руководителей исполнительных комитетов, их заместителей, администраторов региональной системы межведомственного электронного взаимодействия, глав сельских и городских поселений. Всего было охвачено более тысячи муниципальных служащих. Необходимо отметить, что такие семинары организованы на постоянной основе.

Использование в деятельности органов местного самоуправления системы межведомственного электронного документооборота позволяет государственным служащим в он-лайн режиме рассматривать, согласовывать документы и материалы на предстоящие совещания, ответы на запросы и многое другое. Данная система позволяет также работать удаленно. А это означает, что руководители, имея ноутбуки, прошедшие специальное категорирование, могут свободно пользоваться системой электронного документооборота и за пределами своего рабочего места.

Внедрение электронного документооборота в деятельность органов местного самоуправления позволила повысить эффективность их деятельности за счет сокращения времени при организации межведомственного взаимодействия. К примеру, глава исполнительного комитета муниципального образования

обращается к руководителю определенного государственного органа Республики Татарстан с запросом о предоставлении копии необходимых материалов. После составления запроса в электронном виде главе исполнительного комитета остается только сформировать окно запроса, прикрепить документ и направить его адресату. В свою очередь, адресат буквально после проставления входящего номера на документе имеет возможность ознакомиться с документом и принять по нему решение. Таким образом, эффективность деятельности государственных служащих органов местного самоуправления в части экономии времени, финансовых средств на доставку документа адресату возрастает в разы (см. рис. 1).

В ходе проведения исследования осуществлялась работа с указанной системой электронного документооборота. Считаем эффективным внедрение такой системы в органы местного самоуправления. Так, система позволяет контролировать и учитывать количество поступивших и подготовленных документов, сроки исполнения документов, что намного облегчает работу органов местного самоуправления в части оборота документов (см. рис. 2).

Также на примере согласования наград на республиканском уровне можно убедиться в эффективности такой системы.

• Бланки докунентеа ■на ааойгиетонооааио а

оога низа ои»--адресате ' Отказано в регистрации

ш

Отправка документов:

• к отправке

■ Отклоненные ' Отправленные документа ’ Результат

ФтоБракете кол-ва документов I -Выключить |

Входящие документы

flj-e лгягументы А

Бел номеров без номеров с ЭП

Бел нонеееа нэдо

Сегодня

Вчееа

Не отсканировано (О1! СРОчные Уделенные новый докуненг...

Исходящие документ ы Вое документы Л

Бел яокесов

Лгя гппгълн1ги пп МЛЛО

Дежу мент доставлен по МЭДО, подписан электронной подписью. й под№с_ьеернэ

Регистр. Ответить вернуть Доб, рез, Истпн-е Страницы Печать С»эат, Ист, орт. МЭДО Назад

Входящим т: - \ Дата регистрации: 23.05.2014

«ому: • Шайхутдинов Р.А. (Министерство информатизации и связи Республики Татарстан)

центр информационных технологий ft:

Входящий№:| в L47 | Дата регистрации: | 23.0S.2014

ООО "Управление информационными проектами":

Входящий Ш: 3979 Да та регистрации: 23.052014

Ham: 01/3338 на документ ссылаю тся: 01

{^документа: по -5-11-8905 | Дата дохунен та: \ 21.05.2014

От кого: • Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации (Министерство связи и массовых коммуникаций РФ)

Исполнитель^ Гурвич А,Л. (Министерство саятм и массовых коммуникации РФ)

Статус документа: Зарегистрирован Кол-во листов, прил„ эха.: 1+0+1

Вид документа: Письмо служебное Вид доставки: МЭДО

Тип документа: Информация

Рис. 1. Внешний вид окна запроса электронного документооборота (Инструкция по использованию ЭДО.2005)

120

Марийский юридический вестник • № 1 (12)/2015

Зарипова С. Р.

Рис. 2. Схема согласования документа (Инструкция по использованию ЭДО.2005)

Литература

1. Об информации, информационных технологиях и о защите информации: Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ // СЗ РФ. - 2006. - № 20. - Ст. 1015.

2. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ // СЗ РФ. - 2003. - № 40. - Ст. 3822.

3. Об информационных системах и информатизации Республики Татарстан: закон Республики Татарстан от 13 ноября 2007 года № 58-ЗРТ // Республика Татарстан. - 2007. - № 228.

4. О единой межведомственной системе электронного документооборота в Республике Татарстан: указ Президента Республики Татарстан от 5 февраля 2009 г. № УП-52.

5. О единой межведомственной системе электронного документооборота органов государственной власти Республики Татарстан (с изменениями на 30 сентября 2013 года): постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 31 декабря 2009 г. № 920 // Сборник постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти. -2010. - № 3. - Ст. 0115.

6. Развитие и использование информационных и коммуникационных технологий в Республике Татарстан» («Электронный Татарстан» 2008-2010): постановление Кабинета Министров РТ от 17 июля 2008 г. // Сборник постановление и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан. -2008. - № 23. - Ст. 27.

7. О приоритетных проектах в области информатизации исполнительных органов государственной власти Республики Татарстан на 2006 год и о результатах аудита использования инфокоммуникационных технологий: постановление Кабинета

Министров Республики Татарстан от 2 мая 2006 г. № 218 // Сборник постановление и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан. - 2006. - № 18-19. - Ст. 0470.

8. О Реестре информационных ресурсов и систем Республики Татарстан, структуре, основах и порядке организации электронного информационного взаимодействия (обмена) органов исполнительной власти Республики Татарстан: постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 4 марта 2005 года № 112 // Сборник постановление и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан. - 2005. - № 11. -Ст. 0283.

9. Об информационно-аналитической системе поддержки принятия управленческих решений органов государственной власти Республики Татарстан: постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 2 сентября 2004 г. № 400 // Сборник постановление и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан. - 2004. - № 35. - Ст. 0699.

10. О создании комплексной системы информационного обеспечения республиканских заказчиков, производителей и поставщиков товаров, работ и услуг: постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 9 октября 2003 г. № 527 // Сборник постановление и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан. - 2003. - № 20-21. - Ст. 70.

11. По вопросу создания государственной интегрированной системы телекоммуникаций для нужд органов государственной власти Республики Татарстан, научно-образовательных организаций и учреждений бюджетной сферы: Распоряжение Кабинета Министров Республики Татарстан от 19 августа 2004 г. № 1233-р // Сборник постановление и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан. - 2004. - № 38. -Ст. 0733.

Марийский юридический вестник • № 1 (12)/2015

121

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.