УДК 34:002 Л.В. Магдилова
Правовые основы формирования и развития электронного правительства:
региональный аспект
Дагестанский государственный университет; maglar@,mail.ru
В статье рассматриваются федеральная и региональная нормативные базы создания и функционирования электронного правительства в Республике Дагестан. Определены основные результаты, проблемы и направления совершенствования правовых основ развития электронного правительства в субъекте РФ.
Ключевые слова: информационное право, информационное общество, электронное правительство, региональная информатизация.
The article considers the federal and régional standard base for forming and functioning of the e-government in Dagestan. It defines basic results, problems and directions of improving legal bases of development of the e-government in the subjects of the Russian Federation.
Keywords: information law, information society, e- government, regional informatization.
Современный уровень развития информационных технологий характеризуется формированием во многих развитых странах информационного общества. Среди ключевых направлений использования возможностей цифровых технологий, содержащихся в Окинавской Хартии глобального информационного общества, указывается «активное использование информационных технологий в государственном секторе и содействие предоставлению в режиме реального времени услуг, необходимых для повышения уровня доступности власти для всех граждан» [1]. Данное положение послужило основой для формирования и развития в России «electronic government» - электронного правительства.
К основным концептуальным документам, развивающим идеи международных положений в области формирования электронного правительства как элемента управления информационным обществом, принятых в Российской Федерации, относятся:
■ Концепция использования ИКТ в деятельности федеральных органов государственной власти до 2010 г. (Распоряжение Правительства № 1244-р от 27 сентября 2004);
■ Концепция региональной информатизации до 2010 года (Распоряжение Правительства РФ № 1024 от 17 июля 2006 г.);
■ Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2009-2011 годы (утверждена Президентом РФ 7 февраля 2008 г., № ПР-212);
■ Концепция формирования в Российской Федерации электронного правительства до 2010 года (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 6 мая 2008 года № 632-р).
Среди основных федеральных программ, разработанных в целях практической реализации задач развития информационного общества и создания электронного правительства в России можно назвать:
■ Федеральную целевую программу «Электронная Россия 2002-2010» (Постановление Правительства РФ № 65 от 28 января 2002 г.);
■ Государственную программу «Информационное общество (2011-2020 гг.)» (Распоряжение Правительства Российской Федерации № 1815-р от 20 октября 2010 г.).
Глава Россвязи Валерий Бугаенко заявляет: «Нужно пользоваться не только термином «электронное правительство», а прежде всего нам нужно воспитать «электронного гражданина». Добавим, что крайне необходимы и грамотные электронные чиновники. Однако пока нельзя сказать, что есть однозначное понимание терминов «электронное государство» и «электронное правительство» [2].
В Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации оно характеризуется высоким уровнем развития информационных и телекоммуникационных технологий и их интенсивным использованием гражданами, бизнесом и органами государственной власти.
В Концепции формирования в Российской Федерации электронного правительства под ним
понимается новая форма организации деятельности органов государственной власти, обеспечивающая за счет широкого применения информационно-коммуникационных технологий качественно новый уровень оперативности и удобства получения организациями и гражданами государственных услуг и информации о результатах деятельности государственных органов. Целями формирования электронного правительства являются:
■ повышение качества и доступности предоставляемых государственных услуг и внедрение единых стандартов обслуживания граждан;
■ повышение открытости информации о деятельности органов государственной власти и непосредственного участия организаций, граждан, институтов гражданского общества в процедурах формирования решений на всех уровнях государственного управления;
■ повышение качества административно-управленческих процессов;
■ совершенствование системы информационно-аналитического обеспечения принимаемых решений, обеспечение оперативности и полноты контроля за результативностью деятельности органов государственной власти и обеспечение информационной безопасности деятельности электронного правительства.
В соответствии с Концепцией региональной информатизации разработаны основные принципы функциональных подсистем и элементов инфраструктуры электронного правительства. В регионе должен быть создан «комплекс государственных и муниципальных информационных систем, обеспечивающих поддержку деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также объединяющих их на основе общей информационно-технологической инфраструктуры региона».
Государственная программа «Информационное общество (2011-2020 гг.)» включает 6 подпрограмм, среди которых в рамках данного исследования интерес представляет подпрограмма 2 «Электронное государство и эффективность государственного управления». Выполнение подпрограммы обеспечит переход к новой форме организации деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, качественно новый уровень оперативности и удобства получения организациями и гражданами государственных и муниципальных услуг, а также информации о результатах деятельности органов власти. Среди приоритетов подпрограммы на период до 2015 г. - развитие проекта «Электронный регион», в т. ч. разработка нормативных, методологических и технологических решений для внедрения электронного правительства на уровне субъекта Российской Федерации.
На региональном уровне, в частности в Республике Дагестан, также разрабатываются и реализуются региональные целевые программы информатизации, планы реализации стратегии развития информационного общества, проекты создания отдельных компонентов электронного правительства. Однако реализация подобных проектов на уровне исследуемого региона сталкивается с рядом серьезных проблем технологического, организационного, нормативного и финансового характера, что часто приводит к неудовлетворительным их результатам.
В 2010 г. завершились Федеральная целевая программа «Электронная Россия» (принята в 2002 г.) и второй этап административной реформы (стартовал в 2005 г), окончился срок действия Концепции формирования в Российской Федерации «электронного правительства» до 2010 г. (утверждена в 2003 г). Тем самым можно констатировать, что в России завершился первый этап внедрения технологий информационного общества в сферу функционирования властных структур и построения электронного правительства.
Необходимо отметить, что на региональном уровне имеются опыт и решения, которые можно использовать, в т. ч. и для решения задач обеспечения межведомственного взаимодействия и формирования электронного правительства. В Республике Дагестан имеется позитивный опыт и созданы благоприятные условия для ускоренного и масштабного внедрения современных информационных технологий в деятельность исполнительных органов государственной власти, в частности, ведется активная работа по переводу государственных услуг в электронный вид.
Следует подчеркнуть, что основными проблемами, которые необходимо решить для обеспечения развития электронного правительства, являются не технологические вопросы, а задачи формирования адекватной организационно-правовой базы для легитимизации процессов электронного взаимодействия граждан и власти [3]. Важной задачей является решение проблем, связанных с созданием законодательной базы для системы электронной идентификации как электронного документа, так и гражданина.
В рамках реализации рассмотренных выше концептуальных положений по формированию электронного правительства в субъектах Российской Федерации создано Управление Правительства Республики Дагестан по информационным технологиям (Управление Правительства РД по ИТ), являющееся республиканским органом исполнительной власти, проводящим государственную политику и осуществляющим управление в сфере развития информационного общества в Республике Дагестан, информатизации и средств телекоммуникаций и формирования электронного правительства в пределах своей компетенции, а также осуществляющим координацию деятельности министерств и ведомств Республики Дагестан, администраций районов и городов в этой сфере.
Управление Правительства РД по ИТ для выполнения возложенных на него функций руководствуется федеральной нормативно-правовой базой в области информационного законодательства, а именно федеральными законами:
1. «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ;
2. «О персональных данных» от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ;
3. «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» от 9 февраля 2009 г. № 8-ФЗ;
4. «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ;
5. «Об электронной подписи» от 6 апреля 2011 г. № 10-ФЗ.
Региональной правовой основой для формирования и развития электронного правительства являются Постановления Правительства Республики Дагестан «Об утверждении порядка организации деятельности по выпуску, выдаче и обслуживанию универсальных электронных карт в Республике Дагестан» от 22 августа 2011 г. № 283, «Об обеспечении доступа к информации о деятельности органов исполнительной власти Республики Дагестан» от 8 апреля 2011 г. № 100, «О республиканском реестре государственных и муниципальных услуг (функций)» от 30 июня 2010 г. № 234, «Об информационной системе поддержки оказания органами исполнительной власти Республики Дагестан и органами местного самоуправления государственных услуг с использованием электронных средств коммуникаций по принципу «одного окна» от 20 июля 2009 г. № 242, Указ Президента Республики Дагестан от 16 апреля 2010 г. № 105 «О Совете при Президенте Республики Дагестан по развитию информационного общества в Республике Дагестан».
Проведенный анализ состояния развития информационного общества и формирования электронного правительства в Республике Дагестан позволил сделать следующие выводы.
1. В органах государственной власти образованы структурные подразделения по управлению процессами формирования и развития информационного общества и электронного правительства - Совет при Президенте Республики Дагестан по развитию информационного общества в Республике Дагестан и Управление Правительства Республики Дагестан по информационным технологиям.
2. Созданы и функционируют официальные сайты Президента Республики Дагестана -www.president.e-dag.ru и Правительства Республики Дагестан - www.government-rd.ru, обеспечивающие реализацию прав граждан и организаций на доступ к информации о деятельности органов исполнительной власти. Во всех органах исполнительной власти республики созданы свои официальные сайты.
3. В рамках республиканской целевой программы «Проведение административной реформы в Республике Дагестан в 2008-2011 годах» принята подпрограмма «Повышение качества государственных услуг на базе многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг до 2011 года в Республике Дагестан», в соответствии с которой в республике созданы и функционируют 3 многофункциональных центра предоставления государственных и муниципальных услуг в городах Каспийске, Махачкале и Кизилюрте.
4. Начата реализация мероприятий по внедрению в эксплуатацию Интернет-портала государственных и муниципальных услуг Республики Дагестан www.gu.e-dag.ru. Портал призван стать единым источником актуальной, полной, непротиворечивой и точной информации по государственным услугам и включает в себя Информационные системы «Республиканский реестр государственных и муниципальных услуг (функций)» и «Одно окно».
5. Реализуются мероприятий ФЦП «Электронная Россия (2002-2010 годы)», в частности Дагестан участвует в качестве пилотного региона, т. е. отрабатываются элементы «Электронного правительства», телекоммуникационного оборудования и его программного обеспечения. По результатам мониторинга реализации проектов «Электронная Россия» в субъектах России, проводимом Минкомсвязи России, по состоянию на 24 июня 2011 г. Республика Дагестан сохраняет первое место среди субъектов России, входящих в Северо-Кавказский федеральный округ, по выполнению Плана по переводу услуг в электронный вид и занимает 23 место среди 84 субъектов России.
Необходимо отметить, что созданы необходимые правовые основы формирования и развития электронного правительства как на федеральном, так и на региональном уровне. Однако многие положения не реализованы на практике из-за незавершенности предшествующих этапов.
На основе проведенного анализа, основными направлениями совершенствования правовых основ формирования и развития в Республике Дагестан электронного правительства являются:
1) повышение эффективности деятельности органов власти Республики Дагестан на основе совершенствования структуры деятельности органов исполнительной власти и архитектуры электронного правительства в ходе административной реформы и реализации программ по развитию электронного правительства;
2) устранение неопределенности и неоднозначности в применении законодательных актов разного уровня;
3) создание стабильной и полноценной системы нормативных правовых актов, направленной на обеспечение развития в Республике Дагестан информационного общества и электронного правительства;
4) унификация структуры региональных информационных ресурсов и процедуры взаимодействия органов государственной власти субъекта РФ;
5) устранение административных барьеров и ограничений по применению электронных документов и электронного документооборота в органах государственной власти субъекта РФ, судебной системе, отраслях;
6) законодательное закрепление прав граждан на информацию и базовые информационно -коммуникационные услуги, предоставляемые органами государственной власти и местного самоуправления Республики Дагестан.
Реализация планов перехода на предоставление государственных услуг и исполнение государственных функции в электронном виде должна найти адекватную реакцию на региональном уровне в программах реализации интерактивных услуг со стороны органов местного самоуправления и исполнительной власти, функционирующих в Республике Дагестан, иначе будет нарушен принцип комплексности оказания услуг. Конкретизацию планов и программ перехода на предоставление государственных и муниципальных услуг в электронном виде следует ожидать в 2011-2012 гг. в ходе начала реализации Государственной программы «Информационное общество», рассчитанной на 2011-2020 гг., в частности по развитию проекта «Электронный регион».
Таким образом, развитие электронного правительства в Республике Дагестан характеризуется непрерывным расширением масштабов проникновения и охвата информационными технологиями всех сфер жизнедеятельности субъекта РФ. Дальнейшее развитие предполагает углубление и усовершенствование достигнутых результатов, что будет способствовать улучшению качества жизни граждан республики и повышению эффективности системы государственного управления.
Литература
1. Хартия Глобального информационного общества (Окинава) // Дипломатический вестник. - 2000. - № 8.
2. Бачило И.Л. Организационно-правовые институты гражданского общества в информационной среде // Информационное право. Актуальные проблемы теории и практики / под ред. Бачило И.Л. - М.: ИГП, Юрайт, 2009. - 530 с. - С. 222-229.
3. Чугунов Л.В. Российская концепция «Электронного государства»: формирование государственной политики и организационно-правовые проблемы // Вестник Московского университета. Сер. 12. Политические науки. - 2010. - № 3. - С. 78-89.
Поступила в редакцию 12 ноября 2011 г.