Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ВЛИЯНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА РЕАЛИЗАЦИЮ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРИНЦИПА ЕДИНСТВА СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ'

ОСОБЕННОСТИ ВЛИЯНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА РЕАЛИЗАЦИЮ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРИНЦИПА ЕДИНСТВА СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
40
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНСТИТУЦИОННЫЙ ПРИНЦИП / CONSTITUTIONAL PRINCIPLE / ЭЛЕКТРОННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО / E-GOVERNMENT / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / INFORMATION SOCIETY / МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ЦЕНТРЫ / МЕЖВЕДОМСТВЕННОЕ ЭЛЕКТРОННОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / INTERAGENCY ELECTRONIC INTERACTION / MULTIPURPOSE CENTERS

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Магдилов М.М., Магдилова Л.В.

В статье исследуются правовые основы формирования и развития электронного правительства, способствующего реализации конституционного принципа единства системы государственной власти на федеральном и региональном уровне.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE IN FLUENCE OF INFORMATION TECHNOLOGY ON THE IMPLEMENTATION OF THE CONSTITUTIONAL PRINCIPLE OF UNITY GOVERNMENT

The article examines the legal basis for the formation and development of electronic government, contributing to the implementation of the constitutional principle of the unity of state government system on federal and regional levels.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ВЛИЯНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА РЕАЛИЗАЦИЮ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРИНЦИПА ЕДИНСТВА СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ»

М.М. МАГДИЛОВ, Л.В. МАГДИЛОВА

УДК 34:002

ОСОБЕННОСТИ ВЛИЯНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА РЕАЛИЗАЦИЮ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРИНЦИПА ЕДИНСТВА СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ

ВЛАСТИ

Магдилов М.М., доцент кафедры теории государства и права Дагестанского государственного университета, кандидат юридических наук E-mail: madmag@mail. ru

Магдилова Л.В., доцент кафедры информационного права и информатики Дагестанского государственного университета, кандидат экономических наук E-mail: maglar@mail. ru

В статье исследуются правовые основы формирования и развития электронного правительства, способствующего реализации конституционного принципа единства системы государственной власти на федеральном и региональном уровне.

Ключевые слова: конституционный принцип, электронное правительство, информационное общество, многофункциональные центры, межведомственное электронное взаимодействие.

FEATURES OF THE IN FLUENCE OF INFORMATION TECHNOLOGY ON THE IMPLEMENTATION OF THE CONSTITUTIONAL PRINCIPLE OF UNITY GOVERNMENT

Magdilov М.М., Associate Professor of the Department of Theory of State and Law of Daghestan State University, Candidate of Law sciences

Magdilova L.V., Associate Professor of the Department of Information Law and Informatics Daghestan State University, Candidate of Economic sciences

The article examines the legal basis for the formation and development of electronic government, contributing to the implementation of the constitutional principle of the unity of state government system on federal and regional levels.

Key words: constitutional principle, e-government, information society, multipurpose centers, interagency electronic interaction.

Современное развитие цивилизации характеризуется повсеместным применением информационных технологий. Они стали неотъемлемым атрибутом в профессиональной деятельности специалистов различных областей, в том числе и органов государственной власти.

Совокупность органов государственной власти можно рассматривать как систему, что в переводе с греческого (systema) означает целое, то есть это объединение некоторого разнообразия в единое целое, составные части которого связаны между собой в определенной соподчи-ненности. Также можно сказать, что термином «система» обозначают объединение некоторого разнообразия в единое целое, элементы которого по отношению к целому и другим частям занимают соответствующие им места [1, с. 415]. Рассматриваемая трактовка этого термина в долж-

ной мере позволяет учитывать внутренние и внешние связи федеральных органов власти и органов власти субъектов РФ и преодолевать разобщенность этих подсистем. Функционирование системы государственной власти предопределено тем, что органы власти не действуют обособленно друг от друга, а обеспечивают эффективность реализации функций государства, и прежде всего защиту прав человека во взаимодействии [2, с. 330]. Также необходимо отметить, что модернизация общественной и политической системы требует, чтобы общество и государство функционировали как единый механизм, ориентированный на достижение конечных целей -улучшение качества жизни людей [3, с. 35]. Таким образом, единство государственной власти означает социальное единство власти, единство принципиальных целей и направлений деятель-

ности всех государственных органов, обусловленное обязанностью признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина, как того требует ст. 2 Конституции РФ.

Единство системы государственной власти в качестве одного из основополагающих принципов российского федерализма закреплено ч. 3 ст. 5 Конституции РФ. Система государственной власти в России включает в себя подсистемы двух уровней: федеральных органов государственной власти (устанавливаются исключительно Федерацией) и региональных органов государственной власти (устанавливаются субъектами РФ самостоятельно). Как верно утверждает Р.Г. Абдулатипов, «удел всех уровней власти — единство и взаимодействие» [4, с. 14-20].Следовательно, единство системы государственной власти отражает федеративную структуру Российского государства.

В современных условиях обеспечению единства и взаимодействия органов государственной власти способствуют информационные технологии, которые повышают эффективность, обеспечивают информационную открытость и прозрачность механизмов государственного управления [5, с. 60]. На их основе осуществляется формирование «электронного правительства», ориентированного на предоставление услуг гражданам и организациям и опирающегося на возрастающую роль информации и информационных технологий в общественной жизни.

Одной из главных целей Государственной программы Российской Федерации «Информационное общество (2011-2020 годы)», утвержденной распоряжением Правительства РФ от 20 октября 2010 г. № 1815-р, является радикальное повышение эффективности государственного управления при обеспечении безопасности в информационном обществе. Для достижения поставленной цели предусматривается решение следующих задач:

- развитие сервисов для упрощения процедур взаимодействия общества и государства с использованием информационных и телекоммуникационных технологий;

- перевод государственных и муниципальных услуг в электронный вид;

- развитие инфраструктуры доступа к сервисам электронного государства;

- повышение открытости деятельности органов государственной власти.

В свою очередь в целях повышения эффективности государственного управления на основе функционирования и развития электронного правительства предусматривается формирование единого пространства юридически значимого электронного взаимодействия; создание

и развитие государственных межведомственных информационных систем, предназначенных для принятия решений в реальном времени; создание и развитие защищенного сегмента сети Интернет и системы межведомственного электронного документооборота.

Правовой основой для реализации обозначенных в программе целей и задач являются следующие федеральные законы:

- «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27 июля 2006 г. № 149 [6];

- «О персональных данных» от 27 июля 2006 г. № 152 [7];

- «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» от 22 декабря 2008 г. № 262 [8];

- «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» от 9 февраля 2009 г. № 8 [9];

- «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» от 27 июля 2010 г. № 210 [10];

- «Об электронной подписи» от 6 апреля 2011 г. № 10 [11].

В каждом субъекте РФ формируются правовые основы функционирования органов государственной власти как единого механизма на основе информационных технологий. В качестве примера рассмотрим следующие постановления Правительства Республики Дагестан:

- «Об обеспечении доступа к информации о деятельности органов исполнительной власти Республики Дагестан» от 8 апреля 2011 г. № 100 [12];

- «О республиканском реестре государственных и муниципальных услуг (функций)» от 30 июня 2010 г. № 234 [13];

- «Об информационной системе поддержки оказания органами исполнительной власти Республики Дагестан и органами местного самоуправления государственных услуг с использованием электронных средств коммуникаций по принципу «одного окна» от 20 июля 2009 г. № 242 [14].

В рамках республиканской целевой программы «Проведение административной реформы в Республике Дагестан в 2008-2011 годах» была принята подпрограмма «Повышение качества государственных услуг на базе многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг до 2011 года в Республике Дагестан». Как отметил глава Правительства РФ Д.А. Медведев в своем вступительном слове на совещании по вопросам развития сети многофункциональных центров по предос-

тавлению государственных услуг, проходившего в режиме видеоконференции 18 января 2013 года, создание сети многофункциональных центров крайне важно для населения страны.

В настоящее время в Дагестане создано и функционирует 8 МФЦ (66 окон) в городах Каспийске, Махачкале и Кизилюрте, а также в Гум-бетовском, Кумторкалинском, Кулинском, Ле-вашинском и Докузпаринском районах. Ввод МФЦ в городах Буйнакске, Дербенте, Дагестанские Огни, Бабаюртовском, Карабудахкентском, Магарамкентском, Ботлихском и Новолакском районах предполагается в 2013 году. На финансирование мероприятий административной реформы, в том числе мероприятий по созданию многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг, из республиканского бюджета в 2012 году выделено около 35 млн. рублей.

_ММ. МАГДИЛОВ, Л.В. МАГДИЛОВА

Многофункциональными центрами Дагестана предоставляется от 50 до 120 видов государственных и муниципальных услуг. Наиболее востребованными являются услуги в области земельных и имущественных отношений, в области строительства; оказание социальной поддержки и другие. В 2012 году населению и организациям оказано около 136 тысяч услуг (рис. 1).

Начата реализация мероприятий по внедрению в эксплуатацию Интернет-портала государственных и муниципальных услуг Республики Дагестан: www.gu.e-dag.ru. Портал призван стать единым источником актуальной, полной, непротиворечивой и точной информации по государственным услугам и включает в себя информационные системы «Республиканский реестр государственных и муниципальных услуг (функций)» и «Одно окно».

Социальная поддержка населения 2,3%

Реализация прав на недвижимое имущество и сделок с ним 75,3%

Прочие услуги 22,2%

Регулирование предпринимательской деятельсности 0,0%

Определение или подтверждение гражданско-правового статуса 0,3%

Рис. 1. Удельные веса предоставляемых услуг МФЦ г. Махачкалы за 2012 год.

Реализуются мероприятий ФЦП «Электронная Россия (2002-2010 годы)», в частности, Дагестан участвует в качестве пилотного региона, т.е. отрабатываются элементы «Электронного правительства», телекоммуникационного оборудования и его программного обеспечения. По заказу и при поддержке Правительства Республики Дагестан в 2012 году завершен проект по созданию программно-технологической базы для работы электронного правительства региона. С помощью системы межведомственного электронного взаимодействия специалисты компаний «Ростелеком» и ЛАНИТ обеспечили реализацию ряда социально значимых государственных и муниципальных услуг в сфере имущества, строительства, социальной защиты населения, транспорта, образования, здравоохранения и ряд других. Жителям республики стали доступны на региональном портале государственных услуг (www.05.gosuslugi.ru) 116 первоочередных соци-

ально значимых государственных и муниципальных услуг, определенных законодательством.

Масштабный проект, реализованный в Дагестане, предусматривал формирование региональной инфраструктуры электронного правительства республики, перевод в электронный вид услуг региональных и муниципальных органов власти, а также реализацию межведомственного и межуровневого взаимодействия в электронном виде. Инфраструктура электронного правительства региона развернута по «облачной» модели - на базе ресурсов сети центров обработки данных, предоставлен доступ к компонентам электронного правительства, в первую очередь, к региональному порталу госуслуг (РПГУ), региональной системе межведомственного электронного взаимодействия и др. Развернута и настроена ведомственная информационная система автоматизации деятельности органов государст-

венной власти по предоставлению услуг, разработаны электронные формы заявлений для РПГУ и предусмотрена их интеграция с системой исполнения регламентов.

Благодаря успешной реализации проекта жители республики получили возможность подавать через Интернет заявки на целый ряд услуг: выплату пособий при рождении ребёнка, субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, выдачу разрешений на строительство и ввод в эксплуатацию построенного объекта капитального строительства, согласование перепланировки жилых помещений, учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставление социальных пособий малоимущим и ряд других. Реализация данного проекта стала важным шагом в развитии информационного общества на юге России. Результат проделанной работы - это улучшение качества жизни граждан и условий работы государственных служащих. По итогам проекта в 2012 году Республика Дагестан вошла в пятерку лидеров среди субъектов, перешедших на межведомственное электронное взаимодействие.

Таким образом, развитие электронного правительства в Республике Дагестан характеризуется непрерывным расширением масштабов проникновения и охвата информационными технологиями всех сфер жизнедеятельности субъекта РФ. Дальнейшее развитие предполагает углубление и усовершенствование достигнутых результатов, что будет способствовать улучшению качества жизни граждан республики и повышению эффективности системы государственного управления.

На основе проведенного анализа, основными направлениями совершенствования правовых основ в области реализации конституционного принципа единства органов государственной власти на базе информационных технологий является:

1) повышение эффективности деятельности органов власти Республики Дагестан на основе совершенствования структуры деятельности органов исполнительной власти и архитектуры электронного правительства в ходе административной реформы и реализации программ по развитию электронного правительства;

2) унификация структуры региональных информационных ресурсов и процедуры взаимодействия органов государственной власти субъекта РФ;

3) устранение административных барьеров и ограничений по применению электронных документов и электронного документооборота в органах государственной власти субъекта РФ, судебной системе, отраслях.

Литература

1. Философский энциклопедический словарь. М., 1998.

2. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. М., 1998.

3. Муртазалиев А.М. Правовые проблемы модернизации российской государственности на Северном Кавказе: вопросы теории и практики // Юридический вестник ДГУ. 2010. № 2. С. 35.

4. Абдулатипов Р. Местное самоуправление — это тоже власть, с которой должно считаться государство // Малые города. 1998. № 1.

5. Рагимханова Д.А., Аливердиева М.А. Правовой режим общедоступной информации // Вестник ДГУ. 2013. Вып. 2.

6. Собр. законодательства Рос. Федерации. 2006. № 31 (ч. 1), ст. 3448.

7. Собр. законодательства Рос. Федерации. 2006. № 31 (ч. 1), ст. 3451.

8. Собр. законодательства Рос. Федерации 2008. № 52 (ч. 1), ст. 6217.

9. Собр. законодательства Рос. Федерации. 2009. № 7, ст. 776.

10. Собр. законодательства Рос. Федерации. 2010. № 31, ст. 4179.

11. Собр. законодательства Рос.Федерации. 2011. № 15, ст. 2036.

12. Собр. законодательства Республики Дагестан. 2011. № 7, ст. 249.

13. Собр. законодательства Республики Дагестан. 2010. № 12, ст. 611.

14. Собр. законодательства Республики Дагестан. 2009. № 14, ст. 712.

Поступила в редакцию 15 ноября 2013 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.