Научная статья на тему 'Создание условий доступности получения государственных и муниципальных услуг для граждан Российской Федерации'

Создание условий доступности получения государственных и муниципальных услуг для граждан Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1632
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНСТИТУЦИЯ РФ / МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ЦЕНТР / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ И МУНИЦИПАЛЬНЫЕ УСЛУГИ / АДМИНИСТРАТИВНЫЕ РЕГЛАМЕНТЫ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ПРИНЦИП "ОДНОГО ОКНА"

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кайль Я.Я.

Статья посвящена рассмотрению условий доступности получения государственных и муниципальных услуг гражданам Российской Федерации, реализации конституционных прав, гарантирующих гражданам РФ равный доступ к получению услуг на всей территории страны, и выравнивания возможностей населения субъектов Российской Федерации в получении качественных и доступных государственно-муниципальных услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Создание условий доступности получения государственных и муниципальных услуг для граждан Российской Федерации»

УДК 342.7

создание условий доступности получения государственных и муниципальных услуг для граждан российской федерации*

я. я. кайль,

кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента E-mail: kailjakow@mail. ru

Волгоградский государственный университет

Статья посвящена рассмотрению условий доступности получения государственных и муниципальныхуслуг гражданам Российской Федерации, реализации конституционных прав, гарантирующих гражданам РФ равный доступ к получению услуг на всей территории страны, и выравнивания возможностей населения субъектов Российской Федерации в получении качественных и доступных государственно-муниципальных услуг.

Ключевые слова: Конституция РФ, многофункциональный центр, государственные и муниципальные услуги, административные регламенты, информационные технологии, принцип «одного окна».

Граждане любого государства хотят, чтобы власть постоянно заботилась о своем народе, государственные служащие честно и добросовестно служили ему и трепетно относились к его запросам и проблемам.

Принятая в 1993 г. Конституция Российской Федерации [1], «совершеннолетие» которой будет отмечаться в 2011 г., гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые

* Работа выполнена в рамках Госконтракта Рособразования от 18.08.2009 № П 904 ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009—2013 гг. («Обеспечение эффективного исполнения государственных функций и предоставления услуг учреждениями и региональными органами исполнительной власти»).

формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности (ч. 2 ст. 19). Это означает, что гражданам РФ гарантируется равный доступ к получению услуг на всей территории страны, одинаковый их набор, объем и качество. Политика государства постоянно направлена на реализацию данных положений Конституции РФ путем проведения административных реформ [2].

В 2010 г. истек срок реализации Концепции административной реформы в Российской Федерации в 2006—2010 гг., одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 25.10.2005 № 1789-р [3]. Планом мероприятий по проведению административной реформы было предусмотрено:

— создание многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг на территориях субъектов Российской Федерации;

— формирование единого перечня услуг, предоставляемых на базе многофункциональных центров, и плана перехода на предоставление данных услуг на базе многофункциональных центров с использованием общероссийского государственного информационного центра;

— разработка нормативно-правовой базы предоставления государственных услуг в электронной форме;

— перевод процесса предоставления федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации государственных услуг в электронную форму;

— переход федеральных органов исполнительной власти на оказание государственных услуг в электронной форме с использованием общероссийского государственного информационного центра.

Ответственными за реализацию данных мероприятий были назначены Минэкономразвития России, Мининформсвязи России, федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления

В 2010 г. был принят Федеральный закон от 27.07 2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее — Закон № 210-ФЗ) [4].

На начало 2011 г. утверждено 447 административных регламентов услуг (функций) федеральных органов исполнительной власти. На региональном уровне было утверждено более 5 000 административных регламентов, на муниципальном уровне — более 2 000.

В рамках направления по предоставлению информации о государственных услугах и государственных услуг в электронной форме обеспечено наполнение официальных сайтов органов государственной власти сведениями о порядке предоставления государственных услуг, в 2009 г. началось создание Сводного реестра государственных и муниципальных услуг (функций), Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций). По состоянию на 01.01.2011 на Едином портале государственных и муниципальных услуг (функций) была размещена информация о 575 государственных услугах (функциях), предоставляемых (исполняемых) 56 федеральными органами исполнительной власти. Официальные сайты федеральных органов исполнительной власти предоставляют различные веб-сервисы, значительно облегчающие получение государственных услуг. Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций) также дает возможность подачи заявления по нескольким десяткам государственных услуг. В отношении большинства данных услуг возможность подачи документов в электронной форме обеспечена.

Справочно-информационный портал «Государственные услуги» [5] является единой точкой доступа граждан и организаций к информации о государственных услугах, предоставляемых органами исполнительной власти Российской Федерации, а также о возможности получения этих услуг.

Портал «Государственные услуги» доступен любому пользователю информационно-телекоммуникационной сети Интернет и организован

таким образом, чтобы обеспечить простой и эффективный поиск информации и ее предоставление.

Информация на портале размещается федеральными и региональными органами власти Российской Федерации.

Все услуги, предлагаемые порталом, соотнесены с конкретным регионом РФ: место получения услуги определяет как наличие самой услуги, так и условия ее предоставления.

Для получения срочных уточнений по сведениям, представленным на портале, круглосуточно работает телефонная горячая линия. Для пользователей через форму «Обратной связи» предусмотрена возможность отправить свои пожелания по работе ресурса.

Статья 21 Закона № 210-ФЗ закрепляет исчерпывающий перечень государственных и муниципальных услуг, который обеспечивает единый портал:

1) доступ заявителей к сведениям о государственных и муниципальных услугах, а также об услугах с использованием сети Интернет и размещенным в государственных и муниципальных информационных системах, обеспечивающих ведение реестров соответственно государственных и муниципальных услуг;

2) доступность для копирования и заполнения в электронной форме запроса и иных документов, необходимых для получения государственной или муниципальной услуги;

3) возможность подачи заявителем с использованием информационно-телекоммуникационных технологий запроса о предоставлении государственной или муниципальной услуги;

4) возможность получения заявителем с использованием информационно-телекоммуникационных технологий результатов предоставления государственной или муниципальной услуги, за исключением случаев, когда такое получение запрещено федеральным законом;

5) возможность уплаты заявителем государственной пошлины за предоставление государственных и муниципальных услуг, осуществления заявителем платы за предоставление государственных и муниципальных услуг, а также услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных и муниципальных услуг, дистанционно в электронной форме.

Распоряжением Правительства РФ от20.10.2010 № 1815-р утверждена государственная программа «Информационное общество (2011—2020 гг.)» (далее — Программа), определившая исчерпывающий перечень приоритетных мероприятий, необходимых:

- 9

— для повышения качества и доступности предоставляемых государственных услуг, упрощения процедур и сокращения сроков их оказания, повышения открытости информации о деятельности органов государственной власти и местного самоуправления (подпрограмма I «Качество жизни граждан и условия развития бизнеса»);

— для перехода к новой форме организации деятельности органов государственной власти и местного самоуправления (переход на качественно новый уровень оперативности и удобства получения организациями и гражданами государственных (муниципальных) услуг и информации о результатах деятельности органов власти (подпрограмма II «Электронное правительство и эффективность государственного управления»).

В результате реализации Программы предполагается сократить дефицит квалифицированных пользователей информационных технологий, обеспечить обучение работников навыкам использования информационных технологий и повысить уровень компьютерной грамотности государственных и муниципальных служащих [6].

Разработчики Программы считают, что всестороннее применение информационных технологий приведет к новому качеству взаимодействия людей, в особенности через средства электронных коммуникаций и сеть Интернет, откроет новые возможности для индивидуального развития и развития всех форм хозяйствующих субъектов и органов государственной власти и, как следствие, повысит производительность труда, эффективность и конкурентоспособность экономики. Эффекты, возникающие при использовании информационных технологий в различных сферах деятельности, в конечном итоге смогут повлиять на повышение качества жизни граждан вне зависимости от их возраста, состояния здоровья и региона проживания, а также на повышение производительности труда и конкурентоспособности российских товаров.

В настоящее время объем временных ресурсов, которые граждане тратят на получение государственных услуг, составляет около 25 млн ч рабочего времени. Более 10 % произведенных товаров и услуг организаций малого бизнеса составляют издержки, связанные с дополнительными административными барьерами. Соответственно, для отечественной экономики эти издержки превращаются в упущенные возможности [6].

Многие положения нашли свое закрепление в нормах Закона № 210-ФЗ. Например, в ст. 4 закреплены следующие принципы:

10 -

— доступность обращения за предоставлением государственных и муниципальных услуг и предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе для лиц с ограниченными возможностями здоровья;

— возможность получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя.

При получении государственных и муниципальных услуг заявители имеют право (ст. 5 Закона № 210-ФЗ):

1) на получение государственной или муниципальной услуги своевременно и в соответствии со стандартом предоставления государственной или муниципальной услуги;

2) на получение полной, актуальной и достоверной информации о порядке предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе в электронной форме;

3) на получение государственных и муниципальных услуг в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя;

4) на досудебное (внесудебное) рассмотрение жалоб (претензий) в процессе получения государственных и муниципальных услуг;

5) на получение государственных и муниципальных услуг в многофункциональном центре в соответствии с соглашениями, заключенными между многофункциональным центром и органами, предоставляющими государственные услуги, и соглашениями, заключенными между многофункциональным центром и органами, предоставляющими муниципальные услуги, с момента вступления в силу соответствующего соглашения о взаимодействии.

Одно из основных требований стандарта предоставления государственной или муниципальной услуги (ст. 14, п. 13 Закона № 210-ФЗ) предусматривает показатели доступности и качества государственных и муниципальных услуг.

В 2010 г. Министерством регионального развития Российской Федерации был обобщен опыт создания многофункциональных центров (МФЦ) для предоставления гражданам и организациям государственных и муниципальных услуг, в рамках которого были отражены нормативно-правовые основы создания многофункциональных центров, цели и принципы создания многофункциональных центров предоставления государственных и му-

ниципальных услуг, представлены результаты создания и функционирования МФЦ в разрезе субъектов РФ (табл. 1) [7].

Законом № 210-ФЗ закреплены особенности организации предоставления государственных услуг в многофункциональных центрах, функции, права и обязанности таких центров, требования к соглашениям о взаимодействии, а также обязанности органов, предоставляющих государственные услуги, и органов, предоставляющих муниципальные услуги, при предоставлении государственных и муниципальных услуг в МФЦ.

Целью создания многофункциональных центров является повышение качества предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе сокращение сроков оказания услуг, уменьшение финансовых издержек граждан и организаций, повышение комфорта при получении услуг, снижение коррупционных рисков. Основной идеей многофункциональных центров является реализация принципа «одного окна», когда гражданин освобождается от необходимости получать справки, ходить по инстанциям или платить посредникам. От получателя требуется только подать заявление и получить результат в установленный срок, а всю остальную работу, в том числе межведомственное согласование, должны проводить сотрудники МФЦ и соответствующие государственные и муниципальные органы власти.

Основными функциями многофункциональных центров в соответствии с Законом № 210-ФЗ являются:

— прием запросов заявителей о предоставлении государственных или муниципальных услуг;

— представление интересов заявителей при взаимодействии с государственными органами, органами местного самоуправления, а также с организациями, участ-

по

Таблица 1

Перечень субъектов РФ, в которых созданы МФЦ предоставлению государственных и муниципальных услуг [7]

Общее Количество МФЦ,

№ п/п Субъект количество действующих МФЦ, ед. созданных в том числе за счет средств федерального бюджета, ед.

1 Республика Адыгея 1 1

2 Республика Бурятия 1 1

3 Республика Дагестан 1 1

4 Республика Мордовия 2 1

5 Республика Саха (Якутия) 1 1

6 Республика Северная Осетия—Алания 1 0

7 Республика Татарстан (Татарстан) 42 3

8 Удмуртская Республика 1 1

9 Чувашская Республика (Чувашия) 2 1

10 Краснодарский край 4 2

11 Красноярский край 1 1

12 Приморский край 1 0

13 Ставропольский край 6 1

14 Астраханская область 2 1

15 Белгородская область 1 1

16 Брянская область 2 2

17 Владимирская область 1 0

18 Волгоградская область 9 0

19 Вологодская область 1 1

20 Воронежская область 2 0

21 Ивановская область 3 1

22 Иркутская область 1 1

23 Калининградская область 1 1

24 Калужская область 1 1

25 Кемеровская область 1 0

26 Кировская область 1 1

27 Костромская область 1 0

28 Курская область 1 1

29 Липецкая область 7 4

30 Московская область 1 1

31 Мурманская область 2 0

32 Новгородская область 1 0

33 Новосибирская область 2 2

34 Омская область 3 2

35 Оренбургская область 1 1

36 Пензенская область 2 2

37 Ростовская область 13 7

38 Рязанская область 1 0

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

39 Саратовская область 1 1

40 Смоленская область 1 0

41 Тамбовская область 1 1

42 Тверская область 5 3

43 Томская область 3 1

44 Тульская область 5 4

45 Ульяновская область 2 2

46 Челябинская область 2 2

47 Ямало-Ненецкий автономный округ 2 2

48 Санкт-Петербург 17 3

49 Москва 2 0

Всего... 166 63

вующими в предоставлении государственных и муниципальных услуг;

— представление интересов государственных органов и органов местного самоуправления при взаимодействии с заявителями;

— информирование заявителей о порядке предоставления государственных и муниципальных услуг в многофункциональных центрах, о ходе выполнения запросов о предоставлении государственных и муниципальных услуг, а также по иным вопросам, связанным с предоставлением государственных и муниципальных услуг;

— взаимодействие с государственными органами и органами местного самоуправления по вопросам предоставления государственных и муниципальных услуг, а также с организациями, участвующими в предоставлении государственных и муниципальных услуг;

— выдача заявителям документов по результатам предоставления государственных и муниципальных услуг, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации;

— прием, обработка информации из информационных систем государственных органов, органов местного самоуправления, а также выдача заявителям на основании такой информации документов, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Как уже было отмечено ранее, работа многофункциональных центров строится по принципу «одного окна», в соответствии с которым предоставление услуг федерального, регионального, муниципального уровня осуществляется в одном месте. Сроки предоставления государственных и муниципальных услуг в таких центрах сокращаются благодаря организации взаимодействия на основании соглашений и административных регламентов.

Начиная с 2007 г. к настоящему моменту, по представленным субъектами Российской Федерации сведениям, действуют 166 многофункциональных центров в 49 субъектах Российской Федерации, из которых 63 созданы на условиях софинансиро-вания, в том числе за счет федерального бюджета, и 103 — субъектами Российской Федерации исключительно за счет собственных средств.

Результаты работы многофункциональных центров демонстрируют сокращение сроков получения государственных услуг, снижение межведомственной волокиты; достигается существенный антикоррупционный эффект за счет отсутствия непосредственного взаимодействия с предоставляющими услуги государственными и муници-

12 -

пальными служащими, исчезновение спроса на деятельность включенных в коррупционные схемы посредников и, как следствие, повышение комфортности и удовлетворенности граждан взаимодействием с государственными органами.

По представленным в Минэкономразвития России субъектами Российской Федерации сведениям, с начала 2010 г. в 102 действующих многофункциональных центра обратились и получили услуги свыше 2,5 млн чел., причем почти 90 % посетителей указанных центров высоко оценивают их работу и активно поддерживают такую форму предоставления государственных и муниципальных услуг [7].

Многофункциональный центр позволяет минимизировать расходы на обеспечение условий качественного, доступного и комфортного получения государственных и муниципальных услуг в соответствии с утвержденными административными регламентами и заключенными соглашениями.

Результаты мониторинга также показали, что ожидание в очереди сократилось более чем в 2 раза (в среднем с 40—80 мин, необходимых для получения услуги в органе государственной (муниципальной) власти, до 15—30 мин в многофункциональном центре; время обслуживания — с 20—40 мин до 5—15 мин). В среднем время получения услуги в целом уменьшилось на 65 %.

В настоящее время в каждом МФЦ предоставляется от 50 до 170 наиболее массовых государственных и муниципальных услуг. Максимально востребованными и массовыми из них являются: регистрация прав на недвижимость и земельные участки, другие услуги в области земельных и имущественных отношений; услуги в области строительства (например, постановка на государственный технический учет объектов капитального строительства, в том числе регистрация документов о принадлежности объекта капитального строительства); оказание социальной поддержки (например, назначение и выплата ежемесячного пособия на ребенка); государственные услуги в сфере миграции (например, постановка на миграционный учет иностранных граждан по месту пребывания).

В 49 из 83 субъектов РФ созданы МФЦ, в остальных 34 субъектах (а это более 31 % населения России) МФЦ отсутствуют (табл. 2). Но только 4 региона из 83 (Республика Татарстан, г. Санкт-Петербург, Ростовская область и Волгоградская область) достигли заметных результатов в деле создания МФЦ.

Самым результативным субъектом РФ по созданию МФЦ (42) оказалась Республика Та-

Таблица 2

Перечень субъектов РФ, в которых на 01.01.2011 не созданы МФЦ по предоставлению государственных и муниципальных услуг

№ п/п Субъект Административно-территориальное деление Население, чел.

1 Республика Алтай 10 районов и 1 город 203 000

2 Республика Башкортостан 54 района и 21 город 4 103 000

3 Республика Ингушетия 4 района и 4 города 469 000

4 Кабардино-Балкарская Республика 10 районов и 3 города 901 000

5 Республика Калмыкия 13 районов и 1 город 292 000

6 Карачаево-Черкесская Республика 8 районов и 2 города 440 000

7 Республика Карелия 16 районов и 13 городов 717 000

8 Республика Коми 12 районов и 8 городов 1 019 000

9 Республика Марий Эл 14 районов и 4 города 728 000

10 Республика Тыва 17 районов и 2 города 306 000

11 Республика Хакасия 8 районов и 5 городов 546 000

12 Чеченская Республика 16 районов и 5 городов 1 100 000

13 Алтайский край 60 районов и 11 городов 2 607 000

14 Забайкальский край 31 район и 5 городов 1 156 000

15 Камчатский край 11 районов и 3 города 359 000

16 Пермский край 33 района и 14 городов 2 824 000

17 Хабаровский край 17 районов и 6 городов 1 435 000

18 Амурская область 20 районов и 7 городов 903 000

19 Архангельская область 20 районов и 8 городов 1 336 000

20 Курганская область 24 района и 9 городов 1 020 000

21 Ленинградская область 17 районов и 20 городов 1 671 000

22 Магаданская область 8 районов и 2 города 183 000

23 Нижегородская область 48 районов и 12 городов 3 524 000

24 Орловская область 24 района и 3 города 861 000

25 Псковская область 24 района и 2 города 761 000

26 Самарская область 27 районов и 10 городов 3 240 000

27 Сахалинская область 17 районов и 9 городов 547 000

28 Свердловская область 30 районов и 34 города 4 490 000

29 Тюменская область 38 районов и 26 городов 3 266 000

30 Ярославская область 17 районов и 6 городов 1 368 000

31 Еврейская автономная область 5 районов и 1 город 191 000

32 Ненецкий автономный округ 1 район и 1 город 41 000

33 Ханты-Мансийский автономный округ 9 районов и 14 городов 1 538 463

34 Чукотский автономный округ 8 районов и 1 город 54 000

Всего... 671 район и 273 города 44 200 000

Примечание: составлено автором по данным портала государственных услуг [8].

тарстан, в которой 43 муниципальных района и 2 городских округа, а это значит, что практически во всех крупных муниципальных образованиях созданы МФЦ.

Однако необходимо отметить, что даже в тех 49 субъектах РФ, где созданы МФЦ, их явно недостаточно.

В числе субъектов, где отсутствуют МФЦ, насчитывается 12 республик, 5 краев, 14 областей и 3 автономных округа. В их состав входят 671 муниципальный район и 273 города, в которых проживает 44,2 млн чел.

Это значит, что для получения государственной или муниципальной услуги жителям этих субъектов

РФ необходимо получить ее непосредственно от государственного или муниципального чиновника, потратив при этом массу личного времени, средств, а зачастую и нервов.

На первый взгляд не вполне понятна причина, по которой МФЦ были созданы не везде. Все субъекты РФ, где эти организации отсутствуют, имеют разный финансово-экономический потенциал, географическую удаленность от центра, демографическую ситуацию, конституционный статус и т. д., а результат одинаков. Данную ситуацию можно объяснить неэффективным государственным и муниципальным менеджментом. В ряде субъектов РФ (см. табл. 2) нарушаются конституционные права

граждан, а государственный, в том числе парламентский и президентский контроль пока работает неэффективно либо отсутствует вообще.

Что касается получения государственных и муниципальных услуг в электронном виде, то необходимо отметить, что у большинства населения нет компьютеров, а значит, Интернета. Многие, особенно пожилые люди просто не обучены компьютерной грамоте и не умеют пользоваться ПК.

Еще одним из факторов, негативно влияющих на уровень распространения информационных технологий и развитие информационного общества в России, является недостаточно высокий уровень социально-экономического развития многих субъектов Российской Федерации. Так, сохраняется высокий уровень различия в использовании информационных технологий в домашних хозяйствах регионов. В рейтинговой оценке российских регионов по их готовности к информационному обществу индекс лидера в 22 раза превышает показатель региона-аутсайдера. Остаются проблемы организации широкополосного доступа для конечных пользователей. На конец 2008 г. только около 21,5 % всех российских домашних хозяйств (11,4 млн ед.) имели широкополосный доступ в сеть Интернет, а средняя скорость доступа в регионах варьировалась от 128 Кбит/с до 1 Мбит/с, что существенно ниже, чем в Москве (7,5 Мбит/с) и Санкт-Петербурге (6 Мбит/с). В каждом втором регионе России удельный вес организаций, использующих широкополосный доступ, не превышает 27 %. Даже лидер по этому показателю (Москва) на 8 п. п. отстает от уровня использования широкополосного доступа в странах Европейского Союза.

Ускоренному развитию информационного общества в России препятствует недостаточный уровень распространения в обществе базовых навыков использования информационных технологий. Это касается как населения в целом, так и государственных и муниципальных служащих.

Существенным препятствием ускоренному развитию информационного общества в России является отсутствие массового интерактивного взаимодействия граждан и организаций с государственными органами власти при оказании последними государственных услуг. При этом следует отметить, что до настоящего времени в России законодательно не утвержден даже перечень государственных и муниципальных услуг, оказываемых в электронном виде соответственно органами государственной власти и органами местного самоуправления. Не решен вопрос о признании на законодательном

14 -

уровне электронного документа эквивалентом документа бумажного.

Использованию потенциала информационных технологий препятствуют разрозненность государственных информационных ресурсов, невозможность сопоставить данные, содержащиеся в последних, а также значительное дублирование информации. Необходимо обеспечить полноту, достоверность, актуальность и доступность официальной правовой информации в электронном виде, в том числе за счет модернизации механизмов официального опубликования правовых актов, интеграции систем информационно-правового обеспечения органов государственной власти.

Проблемы, препятствующие повышению эффективности использования информационных технологий в целях повышения качества жизни граждан, обеспечения конкурентоспособности России, развития экономической, социально-политической, культурной и духовной сфер жизни общества, совершенствования системы принятия государственных управленческих решений носят комплексный межведомственный характер и не могут быть решены на уровне отдельных органов государственной власти.

В целях совершенствования нормативно-правовой базы для обеспечения деятельности уже созданных многофункциональных центров при организации предоставления государственных услуг федерального уровня, а также обеспечения достаточного уровня финансирования мероприятий по созданию новых центров, в том числе за счет средств федерального бюджета, в настоящее время Минэкономразвития России проводится следующая работа:

— в целях обобщения и распространения лучшего опыта создания многофункциональных центров организован конкурс на выполнение научно-исследовательской работы «Разработка предложений и плана по развитию многофункциональных центров за счет внедрения информационно-коммуникационных технологий» (указанная работа выполняется в рамках программного мероприятия Федеральной целевой программы «Электронная Россия (2002—2010 годы)» «Создание и развитие информационной системы для предоставления государственных и муниципальных услуг на основе многофункциональных центров»);

— в целях обеспечения финансирования мероприятий по созданию многофункциональных центров в 2011 и последующих годах во исполнение решения Президиума Правительства Российской Федерации от 12.07.2010 ведется разработка Кон-

цепции снижения административных барьеров и повышения доступности государственных услуг на 2011—2013 гг., включающая основные направления по совершенствованию государственного управления, в том числе мероприятия по стимулированию деятельности высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти по организации предоставления государственных и муниципальных услуг по принципу «одного окна» на базе многофункциональных центров.

Резюмируя сказанное, необходимо отметить, что практическая реализация векторов реформирования государственного управления напрямую связана с повышением эффективности деятельности органов исполнительной власти по оказанию государственных услуг, а также с реализацией конституционных прав, гарантирующих гражданам РФ равный доступ к получению услуг на всей территории страны. Для выравнивания возможностей населения субъектов Российской Федерации в получении качественных и доступных государственных и муниципальных услуг, по мнению автора, необходимо:

— предоставить возможность получения гражданам в каждом муниципальном районе и городском округе государственных и муниципальных услуг по принципу «одного окна»: с соблюдением единых требований к их предоставлению, в том числе с учетом альтернативных возможностей предоставления государственных услуг по принципу «одного окна» и в электронном виде; с помощью организации «удаленных рабочих мест», мобильных офисов приема и выдачи документов, а также с помощью обеспечения доступа к порталам государственных и муниципальных услуг с соответствующим консультационным сопровождением путем создания многофункциональных центров;

— утвердить перечни государственных услуг, предоставляемых в МФЦ (должны быть утверждены для государственных и муниципальных услуг соответственно на федеральном, региональном и местном уровнях);

— принять в каждом субъекте Российской Федерации программы развития системы предо-

ставления государственных и муниципальных услуг по принципу «одного окна»;

— обеспечить государственный, муниципальный и общественный контроль качества предоставления государственных и муниципальных услуг на всех уровнях публичной власти;

— обеспечить централизованный учет и мониторинг деятельности МФЦ;

— создать условия для повышения компьютерной грамотности населения.

Список литературы

1. Итоги проведения реформы. URL: http:// ulgov. ru/docs/Kontseptsiya_snizheniya_AB_2011-2013.htm.

2. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993 (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ).

3. О Концепции административной реформы в Российской Федерации в 2006—2010 годах: распоряжение Правительства РФ от 25.10.2005 № 1789-р (ред. от 10.03.2009).

4. О государственной программе Российской Федерации «Информационное общество (2011— 2020 годы)»: распоряжение Правительства РФ от 20.10.2010 № 1815-р.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг: Федеральный закон от 27.07.2010 № 210-ФЗ (принят ГД ФС РФ 07.07.2010).

6. Создание многофункциональных центров для предоставления гражданам и организациям государственных и муниципальных услуг // Муниципальная власть. 2010. № 6. С. 52—55.

7. Федеративное устройство России. URL: http:// ru. wikipedia. org/wiki/ % D0 %A4 %D0 %B5 %D0 %-4 %D0 %B5 %D1 %80 %D0 %B0 %D1 %82 %D0 %B8 % D0 %B2 %D0 %BD %D0 %BE %D0 %B5_ %D1 %83 % D1 %81 %D1 %82 %D1 %80 %D0 %BE %D0 %B9 % D1 %81 %D1 %82 %D0 %B2 %D0 %BE_ %D0 %A0 % D0 %BE %D1 %81 %D1 %81 %D0 %B8 %D0 %B8/.

8. URL: http://www. gosuslugi. ru/ru/about/.

внимание! На сайте Электронной библиотеки <^ШЬ> собран архив электронных версий журналов Издательского дома «ФИНАНСЫ и КРЕДИТ» с 2006 года и регулярно пополняется свежими номерами. Подробности на сайте библиотеки:

www.dilib.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.